Тренинг про стресс

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

В нашей жизни достаточно переживаний и стрессовых ситуаций. Чтобы преодолевать тяжелые обстоятельства с меньшими для себя потерями, очень важно научиться правильно на них реагировать.
Сильное душевное напряжение, внутренний дискомфорт, которые разрушают психическое и физическое здоровье человека, могут быть вызваны вечной нехваткой времени, огромной скоростью жизни, большим потоком информации. Причинами стресса могут стать также развод, грядущий переезд, увольнение. Как же помочь себе, если вы находитесь в таком состоянии? Мы предлагаем вам несколько эффективных упражнений для борьбы со стрессом.

Маскарад
Вы идете на бал-маскарад. Там будет ОН — ваш стрессор. Чем можно его напугать?
Ваша проблема требует от вас решительности (хладнокровия, выдержки, активности), которой вам не хватает? «Надевайте» нужную маску. Тренируйтесь, отрабатывайте правильное выражение лица перед зеркалом хотя бы по 10 минут в день, и вы уже не спасуете перед грядущими сложностями.

Выключение
Выполняя это упражнение, продолжайте делать то, что делали: работать, отдыхать, готовить пищу и т.п. Просто «выключите» стрессовую волну, заставьте себя не испытывать стресс хотя бы несколько минут.
Для начала отведите на упражнение 5 минут. Каждый день прибавляйте по 3 минуты, пока не почувствуете, что стрессовое состояние отступает. Вскоре вы научитесь «выключаться» сразу, как только стресс постарается захватить вас в свой плен.

Дыхание
Метод поможет во время острого приступа волнения. Выполняйте до тех пор, пока нервное напряжение вас не отпустит.
Полностью расслабьтесь. Медленно вдохните — так, чтобы сначала воздухом наполнился ваш живот, а затем — грудная клетка. Так же медленно выдохните, но уже в обратном порядке: первой от воздуха освобождается грудь.

Плюсы и минусы
Разбейте лист бумаги на 2 колонки. В левой напишите причину (причины) вашего стресса, а в правой постарайтесь отразить как можно больше плюсов этой ситуации.
Пусть это будут явные мелочи, но они крайне важны для формирования позитивного мышления. Отныне каждый раз, начиная переживать по данному поводу, вспомните те преимущества, которые ему сопутствуют.

Весы
Все познается в сравнении, в том числе и степень тяжести проблем и переживаний.
Представьте себе весы, вроде тех, которые держит в руках Фемида. На одну чашу сложите свои стрессоры (неурядицы на работе, вечный цейтнот, конфликты с родными и т.п.). На другую положите все возможные несчастья, которые, слава богу, с вами не приключились (потери близких, болезни и увечья, войны, катастрофы и пр.). Видите, насколько милостива к вам Судьба? Оглянитесь вокруг — миллионам людей повезло гораздо меньше вашего.

Перемещение
У каждого из нас на свете есть места, в которых мы чувствуем себя легко и свободно. Для кого-то это морской берег, для другого — лесная чаща или домик в деревне.

Представьте, что вы перенеслись в такое место. Включите воображение, ощутите, например, шум прибоя, шелест гальки, крик чаек. Расслабьтесь — вы ведь так далеки от своих неприятностей! Сохраняйте это блаженное состояние хотя бы 5 минут, а лучше — 10. Повторяйте так часто, как сможете. Постепенно вашему сознанию понравится освобождаться от тревожных мыслей.

Аффирмации
Выберите одно или два утверждения (аффирмации), с которыми вы полностью согласны. Прочувствуйте их и возьмите на вооружение. Произносите их (про себя или вслух), когда почувствуете, что тревога подступает.
• Я живу здесь и сейчас, а здесь и сейчас еще ничего не произошло.
• Всему свое время, и проблемам в том числе. Я решаю проблемы по мере их поступления.
• Я не буду волноваться заранее. Я сильнее надуманных страхов.
• Я не могу поменять ситуацию, поэтому я меняю свое отношение к ней.
• Преодолевая проблемы, я становлюсь сильнее.

Источник: журнал «Лечебные вести», №24, 2011г

www.vashpsixolog.ru

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

  • Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
  • Сохранять психическое здоровье педагогов.

Оформление: стендовая информация “Первая помощь при остром стрессе”, книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы”.

Оборудование: листочки, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000), звезды разного цвета, наклеенные на фоне “неба”, карточки с буквами для звуковой гимнастики.

Участники: педагоги (10-12 человек).

Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, в котором стулья стоят полукругом.

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

2. Знакомство и введение в тренинг.

А) Упражнение “Знакомство”.

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая” . Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.

3. Разминка.

А) Упражнение-разминка “Карандаши”

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

Вытянуть руки вперед, отвести назад.

Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить.

4. Основная часть.

А) Упражнение “Без маски”.

Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! (Приложение 1)

Б) Тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” ( по А. И. Тащевой, 2000).

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. (Приложение 2).

В) Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:

-смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Г) Упражнение “Путешествие” (медитация)

Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

Д) Упражнение “Звуковая гимнастика”.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.

Е) Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Здесь есть звезды и учителей нашей школы, помните на одном из прошлых тренингов делали эти звезды, они тоже дарят людям…..

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды.

Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?”_ спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию

“Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
И так – с каждым человеком.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия занятия.

Упражнение “Закончи предложение” .

– Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…

7. Прощание.

Список используемой литературы:

  1. Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
  3. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер” , 2006 г.
  4. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
  5. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
  6. Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«СТРЕСС ТРЕНИНГ»

В переводе с английского «стресс» означает давление, нажим, гнет, напряжение. Это понятие как нельзя лучше отражает саму суть современной жизни в мегаполисе, где человек постоянно находится под воздействием внешних раздражителей. Если на это накладываются еще и проблемы в семье и на работе, то психологическое напряжение может обернуться нервным срывом. Еще недавно бытовала поговорка «все болезни от нервов». В наши дни виновником всех бед считают стресс. Действительно, стресс — мощнейший разрушитель. Под его воздействием рушатся семьи и ломаются карьеры. Но мало кто задумывается, что стрессом можно управлять, более того стрессовую ситуацию можно обернуть себе на пользу. Тогда этот мощнейший разрушитель из врага прекратится в союзника. Овладеть этими навыками поможет стресс тренинг.

Стресс тренинг — один из видов психологического тренинга, который позволяет выработать иммунитет против стресса. И это сразу же отражается на качестве жизни. Например, стресс часто становится основной причиной профессионального выгорания. На его фоне человеку становится неинтересна некогда увлекательная работа, пропадают стимулы движения по карьерной лестнице. Как результат — падает производительность труда, а работа прекращается в каторгу. Стоит только овладеть техниками борьбы со стрессом, как вы снова почувствуете интерес к работе. Тренинг, посвящённый борьбе со стрессом, поможет регулировать свое эмоциональное состояние во время семейных ссор, за счет чего значительно снизится конфликтность в семье. Причем здесь рассматриваются как тактики управления эмоциями, так и нивелирования физических последствий стресса. Тренинг научит приемам регулирования дыхания, подавления агрессии.

Главная задача стресс тренинга научить управлять своим состоянием во время стресса. Здесь учат позитивно воздействовать на сложную ситуацию, держать под контролем свои эмоции. В результате, участники тренинга понимают, как можно изменить собственное отношение к стрессу. Ведь, как известно, человек переживает стресс не из-за самой ситуации, а из-за своего отношения к ней. На одно и тоже событие можно смотреть по-разному и по-разному его оценивать, или, как говорят психологи, «все проблемы от головы». Этому феномену и способам его эффективного использования посвящен «Тренинг уверенности». На тренинге вы сможете научиться управлять стрессом и избавляться от его гнета, всего лишь изменив свое отношение к стрессовой ситуации. Участники тренинга «Мир эмоций», который входит в целый комплекс тренингов «Синтон-программы», поначалу не верят в то, что реальное управление своими эмоциями, в том числе и стрессом, возможно. Однако уже во второй половине тренинга искусством управлять своим настроением, выбирать эмоции по своему желанию и «обходить стороной» стрессы овладевают практически все. Эффект самостоятельного управления эмоциями превосходит самые смелые ожидания.

Помимо управления эмоциями, на стресс тренинге вам покажут приемы психологической самоподдержки в сложных ситуациях. Вы узнаете физиологические и психологические особенности стресса. Фактически будете знать врага «в лицо». Это позволит быстро узнавать симптомы зарождающегося стресса и незамедлительно начинать с ним борьбу. Стресс тренинг позволит снизить тревожность, научит техникам релаксации и быстрого восстановления ресурсов организма после стрессовой ситуации. Вы сможете спокойно и объективно взглянуть на любую ситуацию.

Синтон-программа, о которой мы упомянули в статье, состоит из пяти тренингов:

Записаться на тренинг, задать интересующие вас вопросы или просто уточнить подробности у нашего администратора вы сможете по телефону: (495) 507–87–93.

А видео о Синтоне поможет Вам составить первое впечатление о нашем центре:

syntone.ru

Стресс-тренинг: 8 упражнений для талии, ног, спины и рук

Наверняка многие из вас замечали, что на фоне стресса теряется вес. Однако нервный стресс вреден своими последствиями. А можно ли.

Оказывается, можно. Только стресс должен быть не нервный, а мышечный. То есть непривычному, некомфортному воздействию подвергаются только мышцы, а нервы и мозг остаются в неприкосновенности, даже, наоборот, расслабляются под благотворным влиянием физической активности.

После стресс-тренировки 2–3 часа нельзя есть высококалорийную пищу. Придется обходиться зеленым салатом без масла и обезжиренными молочными продуктами или отварной куриной грудкой без кожи. Дело в том, что после такого занятия организм на восстановление расходует жир еще 8–10 часов. Причем наиболее активно затрагивается жировая клетчатка в тех областях, куда пришлась основная нагрузка.

Выполняя упражнения, концентрируйтесь на мышечных ощущениях. Во время движения мышцы должны быть напряжены, расслабить их можно только в перерыве между подходами. Движения должны быть медленными и к концу подхода заканчиваться нарастающим ощущением жжения в мышцах. Но до резкой боли дело доводить нельзя.

Каждое упражнение следует делать по 2–4 подхода. Подход считается не по количеству повторений, а по времени, так что запустите таймер в сотовом телефоне или обзаведитесь часами с секундомером. Итак, для начала каждый подход – 30–60 секунд, за 2–4 месяца их длительность следует довести до 120–180 секунд. Отдых между подходами – всего 30 секунд.

1. Долой «галифе»

Лежа на боку, нижнюю ногу для удобства и устойчивости согните в колене, нижняя рука опирается на локоть и поддерживает голову, другую положите, как удобно, или используйте для опоры перед собой. На выдохе медленно поднимите лежащую сверху прямую ногу примерно под 45° к телу и опишите пяткой 3 небольших круга. На вдохе опустите, не кладя на опору полностью, чтобы не расслаблять мышцы, и продолжайте повторять упражнение. Стопа все время параллельна полу. Следующий подход на другую сторону (перевернитесь), всего по 2 подхода на каждую сторону.

2. Бой за ягодицы

Упражнение очень похоже на предыдущее, но загружает не только наружную поверхность бедра, но и ягодицы. Однако руку, находящуюся сверху, надо поставить на пол перед грудью, слегка согнув, и повернуть таз вперед, чтобы на эту руку можно было слегка опереться. Стопа все время развернута носком в пол (не параллельна ему). Поднимать ногу и описывать 3 круга, как в предыдущем упражнении, количество подходов то же.

3. Пять мышц

Именно столько мышц внутренней поверхности бедра задействовано в этом упражнении. Опуститесь на пол на бок, как для предыдущего упражнения, рука, находящаяся снизу, согнута и подпирает голову, вторая расположена, как вам удобно. Ногу, лежащую сверху, согните в колене и поставьте на пол, не перекрещивая ее с другой ногой. Можно слегка согнуть корпус в пояснице. Ногу, лежащую внизу, вытяните, стопу расположите параллельно полу или чуть вверх носком. На выдохе медленно поднимите ее вверх до уровня колена согнутой ноги, опишите 2 небольших круга и на вдохе опустите. Чтобы сохранять напряжение мышц, не кладите ногу полностью на пол. Перевернитесь и сделайте упражнение на другую сторону. Всего по 2 подхода на каждую.

4. Вид сзади

Это упражнение приводит в тонус одновременно заднюю поверхность бедра и ягодицы. Встаньте на локти и одно колено. Вторую ногу согните в колене под углом примерно 90° и поднимите, чтобы бедро и стопа были параллельны полу. На выдохе медленно поднимите ногу, направляя ее в потолок. Опишите коленом 3 небольших круга, сохраняя положение пятки, и на вдохе опустите. Сделайте по 3 подхода на каждую ногу, чередуя их.

5. Крепкая спина

Опуститесь на живот, руки разведите в стороны и согните в локтях под прямым углом. На выдохе потянитесь локтями вверх, поднимая руки и одновременно стараясь оторвать грудь от пола. Голову назад не запрокидывайте, смотрите в пол, локти назад не заводите. Оторвавшись от пола или хотя бы почувствовав напряжение мышц в этом направлении, зафиксируйте это положение на 2 вдоха-выдоха, сводя и разводя лопатки. Руки могут двигаться параллельно полу и туловищу. Затем опуститесь в исходное положение, но не до конца, чтобы сохранить напряжение мышц спины. Предплечья все время параллельны друг другу и полу. Сделайте 3–4 подхода.

6. Твердая рука

Это упражнение укрепляет в первую очередь поверхность рук от локтя до плеча. Сядьте на стул, опираясь на спинку, спина прямая, плечи развернуты, живот втянут. Одну руку поднимите вверх и согните в локте под прямым углом, вторую руку положите на этот локоть. Медленно, с усилием разгибайте локоть и сгибайте с несколько меньшим напряжением. По 3 подхода на каждую руку.

7. Плоский живот

Почти классическая проработка пресса. Лежа на спине, согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол. Руки под шеей (не под затылком!), живот втяните, таз слегка «скрутите» внутрь (напрягите, как бы подавая его вперед). Во время выполнения упражнения основная опора не на таз, а чуть выше, на поясницу. На выдохе отрывайте плечи и желательно лопатки, плавно и медленно скручивая их внутрь. «Скручивая» – означает, что вы как бы сворачиваете верх туловища в рулон: подбородок опускается на грудь, грудь тянется к тазу, плечи следуют за грудью… На вдохе опуститесь в исходное положение, стараясь не класть полностью плечи на пол. Всего 3 подхода.

8. Тонкая талия

Упражнение очень похоже на предыдущее. Однако скручивание делайте по диагонали поочередно то правым плечом к левому колену, то левым плечом к правому колену. При этом приподнимайте ту ногу, к которой тянетесь плечом, отрывая ступню от пола. Отрыв верха корпуса от пола будет меньше, чем в предыдущем упражнении, а нагрузка на низ живота – сильнее. Сделайте 2–3 подхода.

www.aif.ru

Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

Елена Воронова
Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

Тема: «Профилактика стресса у педагогов».

(Занятие с элементами тренинга).

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов.

1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

Время проведения: 60 минут.

Ход занятия:

1 этап: Начало работы.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 этап: Разминка «Перебежки».

Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

1. у кого есть брат, сестра;

2. кто любит шоколад

3. у кого есть дети

4. кто сегодня позавтракал

5. кто родился в мае

6. у кого серые глаза и т. д.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

3 этап: Основная часть.

1. Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Обсуждение подученных результатов:

1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нра-вится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Что такое стресс? Причины его возникновения.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

-физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

-эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

-поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса.

-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

-конфликты с коллегами;

-чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

-слишком высокая ответственность;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

(повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний.

-Какими способами вы избавляетесь от стресса и стабилизируете свое эмоциональное состояние?

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.

2. Спортивные занятия.

3. Контрастный душ.

6. Пальчиковое рисование.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

9. Громко спеть любимую песню.

10. Покричать то громко, то тихо.

11. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12. Смотреть на горящую свечу.

13. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

14. Погулять в лесу, покричать.

15. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Я предлагаю вам сегодня выполнить некоторые упражнения, которые помогут вам отдохнуть сейчас и могут пригодиться вам в будущем.

2. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

3. Упражнение «Дорисуй и передай»

Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

4. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

5. Упражнение «Ааа и Иии»

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте предложенную песню (например «Голубой вагон бежит качается») только звуками, которые я вам буду показывать. Будем петь до тех пор, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

6. Упражнение «Дождь в джунглях»

Давайте встанем в тесный круг друг за другом.

Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

7. Упражнение «Найди свою звезду»

Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Откройте глаза.

А теперь вырвите из бумаги свою звезду.

Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

Пусть ваши звезды светят вам каждый день, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку.

4 этап: Заключительная часть

Упражнение «До следующей встречи

У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.

Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что нового узнали?

Что будете использовать в дальнейшей жизни

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Практикум с элементами тренинга для специалистов ДОУ «Как помочь себе во время стресса?» Страшен не сам стресс, а отношение к нему. «Все болезни от нервов». Специалисты в этой области объясняют: многие болезни, влияние стрессогигиенных.

www.maam.ru

Это интересно:

  • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
  • Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» Чтобы уметь плавать, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву. Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях. В процессе систематических […]
  • Пантогам при заикании отзывы для детей Вопрос: могут ли при лечении заикания использоваться препараты: кавинтон, кортексин? ребенку 4 года заикание началось внезапно месяцев назад, сначала немного потом больше, невролог прописал кавинтон, глицин, пантокальцин, кортексин( 10 уколов), остальное курс в течении месяца через 3 месяца повторить. Какие побочные […]
  • Курсовая стрессы Стресс и адаптация к стрессу Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………… 5 1.1 Стресс как системная реакция человека…………………………….. 5 1.2 Факторы возникновения стресса…………………………………….. 10 ГЛАВА 2 […]
  • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
  • Алкоголизм и стресс Стресс и алкоголь: как не сорваться? В пресс-центре «Комсомольская правда» психиатр- нарколог, психотерапевт Алексей Александрович Магалиф ответил на вопросы читателей. 2010 Борис: У меня хронический обструктивный бронхит, при последнем обострении началась бессонница, начал всего бояться, пытался погасить это […]
  • Нервная анорексия коркина цивилько марилов Нервная анорексия Коркина М. В. К вопросу о нервной анорексии (об одной из причин вторичной анорексии).— Журн. невропаюл. и психиатр., 1963, вып. I, с. 124—129. Коркина М. В. К вопросу о нервной анорексии.— В кн.: Проблемы общей и судебной психиатрии. М., 1963, вып. XIV, с. 77—84. Коркина М. В. Нервная анорексия […]
  • У меня паранойя что я беременна 19 августа 2013 г., 00:12 3месяца назад был секс с прерыванием полового акта.была задержка дней 5,но потом пришли месячные.т.к.я параноик,после окончания мес.сделала тест.отрицательный.вроде успокоилась.потом нужно было идти к гинекологу по другим причинам.отправили на узм.о своих паранойях по поводу беременности я […]