Умственная отсталость картинки

Умственная отсталость у детей симптомы фото

Умственная отсталость у детей — симптомы

Для того, чтобы как можно раньше выявить умственную отсталость у детей и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

  1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  2. Тяжелые инфекционные процессы.
  3. Травмы плода при беременности
  4. Родовые травмы.

Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от вида патологии. симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

Так, при легкой форме . по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

При средней форме (имбицильность) дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

Как проводят лечение умственной отсталости?

Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с умственной отсталостью легкой степени могут повысить свой коэффициент интеллекта на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности ( IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

Куда в Минске обратиться для проведения рефлексотерапии при вышеуказанных проблемах? Пишите на адрес [email protected]

Умственная отсталость — если психика недоразвита

27 Декабря 2013

Умственная отсталость — это состояние, при котором интеллектуальное развитие человека не соответствует его возрасту, и/или он не может обрести навыки, необходимые для повседневной жизни. Как правило, умственно отсталые люди могут учиться, но делают это намного медленнее здоровых людей. Существует несколько степеней умственной отсталости — от легкой до глубокой.

У людей с умственной отсталостью существуют ограничения в следующих областях:

  • Интеллект — качество, определяющее способность человека обучаться, рассуждать, принимать решения и справляться с проблемами.
  • Адаптивное поведение — качество, которое включает в себя способность к эффективной коммуникации и взаимодействию с людьми, а также способность заботиться о себе.

    Уровень интеллектуального развития определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта (IQ). Средний IQ человека составляет 100 пунктов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ ниже 70-75 пунктов.

    Чтобы оценить адаптивное поведение человека, специалисту необходимо в течение некоторого времени понаблюдать за ним, а также сравнить особенности его поведения с нормой для его ровесников. Поскольку умственную отсталость обычно диагностируют еще в детском возрасте, специалисту важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и членами семьи, в частности, насколько хорошо он их понимает может ли он самостоятельно есть и одеваться, а также, как он реагирует на внешние стимулы.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста

    Дети, отстающие в умственном развитии с самого раннего возраста развиваются согласно тем же закономерностям что и дети развивающиеся нормально. Это развитие обусловлено особенностями, связанными с нарушениями работы центральной нервной системы. Большинство психических познавательных процессов развиваются в более медленном темпе. Физическое развитие таких детей наоборот ускоряется.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста – признаки нарушения развития

    Первыми признаками задержки развития является то, что дети гораздо позже начинаю проявлять необходимую для своего возраста активность: держать голову, ползать, сидеть, стоять и ходит. Задержка может даже продлиться сроком до одного года. С самого рождения наблюдается эмоциональная инертность, безразличие, окружающий мир малыша практически не интересует, также он отличается крикливостью и раздражительностью. Игрушки ребенка почти не интересуют. Он не испытывает также потребности общаться со взрослыми, не появляется такая форма общения как жестикуляция.

    Младенцы с задержкой умственного развития не способны отличить своих от чужих, для них все одинаковы. Они не способны воспринимать предметы так как это происходит в норме, не могут выделять конкретные предметы согласно их свойствам. Все это ведет к серьезным нарушениям развитие речи. Артикуляционный аппарат остается недоразвитым, на слух ребенок не в состоянии правильно воспринимать звуки, поэтому гуление и лепет свойственные этому периоду жизни просто не появляются.

    Прямохождение, развитие речи и манипуляции с предметами являются самыми главными достижениями ребенка на первом году жизни. В норме уже в конце этого периода дети уже пытаются самостоятельно ходить. Но дети с проблемами в развитии овладевают прямохождением намного позже. Их движения остаются неуклюжими, неустойчивыми, медленными. Они испытывают серьезные сложности в познании окружающего мира, что в свою очередь ведет к задержке развития таких психических познавательных процессов как восприятие, мышление и речь.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста мало интересуются игрушками. У них отсутствует интерес к различным действиям с предметами и настоящей игре. Они не понимают, что для чего предназначены конкретные предметы и что с ними можно делать. Часто действия с игрушками носят неадекватный характер. Ребенок может громко стучать предметом по столу без остановки или пытаться засунуть слишком большой предмет в другой слишком маленький. В его действиях совершенно нет логики и смысла.

    Занятия с умственно отсталыми детьми способствуют тому, что уже после пяти лет ребенок умеет различать предметы по форме и цвету. Наглядно-действенное мышление таких детей характеризуется серьезным отставанием. Чем ближе школьный возраст, тем больше проблем испытывают эти дети в решении практических задач. Они не умею искать пути различные решения, их даже не интересует полученный результат.

    Ребенок дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается от нормального также тем, что он плохо ориентируется в пространстве. Он не знает, каким образом можно использовать прошлый опыт, также не в состоянии дать оценку и характеристику определенных свойств многих предметов.

    В шесть лет ребенок с умственной отсталостью все еще значительно отстает в своем развитии от своих нормальных сверстников. Однако такое случается только в том случае, если ребенку с проблемами родители и воспитатели не уделяют внимание и с ним не проводится работа по коррекции его развития и восприятия. Однако под наблюдением опытных преподавателей и при работе по специальной программе, такие дети достигают значительных результатов в своем развитии.

    bolenrebenok.ru

    Умственная отсталость или олигофрения

    Термин умственная отсталость объединяет в себе группу разных по происхождению и патогенезом заболеваний, привели к недоразвитости психики, различным нарушениям интеллекта и затрудняют социальную адаптацию человека. В последние десятилетия для обозначения умственной отсталости ввели термин олигофрения, который был предложен Э. Крепелиным в далеком 1915 году.

    Важным критерием является то, что олигофрения развивается в возрасте до 3 лет, что отличает ее от деменции. Также стоит понимать, что это не болезнь, а патологическое состояние в результате какой-то болезни. Именно поэтому прогрессирование недуга отсутствует. Наоборот, при правильном лечении когнитивные функции можно несколько улучшить, хотя и не до нормальных показателей.

    Общие характеристики

    В предыдущих разделах мы уже разбирали симптомы, которыми сопровождается нарушение интеллекта. Каждый из них в той или иной степени тяжести встречается при всех видах олигофрении. К общим клиническим признакам относиться дизонтогения головного мозга и всего организма в целом.

    Дизонтогения – нарушения формирования той или иной структуры организма во внутриутробном периоде развития человека.

    При олигофрении в первую очередь страдают самые молодые системы головного мозга и их функции. Это проявляется в нарушении процессов обобщения и абстрактного мышления.

    В познавательной деятельности таких людей преобладает установление частных, сугубо конкретных связей, а высшие сферы отвлеченного мышления отсутствуют. Они не могут понимать смысл пословиц, поговорок и метафор.

    Диагноз умственная отсталость подразумевает нарушение и других функций психики:

  • Внимание – трудно фокусируется, постоянно отвлекается.
  • Восприятие – бедно и скудно отображает окружающий мир.
  • Память – все новое очень сложно усваивается и требует частых повторений. В некоторых патологиях механическая память может сохраняться, но смысловая страдает всегда.
  • Эмоции – олигофрения не всегда сопровождается нарушением этой сферы, но в большинстве случаев эмоции стают тугоподвижными. Для таких больных важны переживания, которые присутствуют в данный момент. Плохие или хорошие эмоции, которые наступят в перспективе – их не волнуют.
  • В психиатрии олигофрения разделена на три степени тяжести.

    Дебильность – наиболее легкая форма умственной отсталости, которой соответствует уровень IQ 50-70. Словарный запас достигает нескольких сотен слов. Снижены способности обучаться и адаптироваться в социуме, при этом возможна частичная одаренность (гипермнезия, способность решать сложные арифметические вычисления в уме).

    Имбецильность – олигофрения средней тяжести, которой характернен уровень IQ 20-50. Словарный запас составляет десятки слов. Страдает не только абстрактное мышление, но и конкретное. Способность обучаться сильно снижена, могут освоить только навыки самообслуживания.

    Идиотия – самая тяжелая степень, при которой IQ ниже 20. Словарный запас практически отсутствует, а эмоции ограничены элементарными реакциями (например, плач, крик и т.д.) Проявления удовольствия и неудовольствия примитивны – ограничиваются базовыми потребностями (удовлетворение голода, жажды и т.д.). Речь понимают не по смыслу, а по интонации.

    Умственная отсталость этой степени часто сочетается с патологиями внутренних органов, из-за чего такие больные редко доживают до зрелого возраста.

    Сама олигофрения является полиэтиологическим расстройством. Другими словами, существует множество причин, из-за которых развивается умственная отсталость:

    • генетические заболевания;
    • токсическое поражение плода;
    • недоношенность;
    • инфекции;
    • травмы;
    • гипоксия при родах;
    • педагогическая запущенность.
    • В данном разделе мы разберем наиболее распространенные из них:

      popular-psychiatry.com

      Умственная отсталость

      Умственная отсталость – это специфическое состояние высшей нервной системы, при котором интеллектуальная (умственная) способность ребёнка ограничена индивидуальными физическими и физиологическими возможностями центральной нервной системы. Обычно такие дети в остальном являются здоровыми. Умственная отсталость может быть врождённой (олигофрения) и приобретённой (деменция). Отличие между ними в том, что олигофрения – это недоразвитие психики, а деменция – это распад психики и частичная или полная потеря приобретённых навыков. В связи с этим олигофрения не является прогрессирующим состоянием в отличие от деменции, когда состояние может прогрессировать вплоть до полного психического и интеллектуального распада личности. Более того, при олигофрении возможно развитие личности в пределах индивидуальных возможностей ЦНС ребёнка.
      Термин «умственная отсталость» включает в себя целый ряд заболеваний.

      Причины развития умственной отсталости

      — Наследственность и патология генеративных клеток (половых) родителей (Болезнь Дауна, фенилкетонурия, истинная микроцефалия и так далее).
      — Внутриутробное (пренатальное) поражение плода химическими, физическими или инфекционными агентами (перенесённая во время беременности краснуха, гормональные нарушения, наркомания, алкоголизм, инфекции, сифилис, а также асфиксия плода, конфликт по резус-фактору, иммунологическая несовместимость крови и так далее).
      — Воздействие вредных факторов в неонатальный период (с момента рождения и до 28 дней) и первые три года жизни ребёнка (асфиксия плода во время родов, родовые травмы, гидроцефалия, травмы головы, инфекции и так далее).
      — Депривация общения. Так называемые «феральные люди» – это дети, выращенные животными или в условиях искусственной изоляции от общества, без воспитания и минимального образования. Ярким историческим примером последнего является Каспар Хаузер.
      — Педагогическая запущенность, особенно в первые 6 лет жизни ребёнка. В этом случае развивается лёгкая степень слабоумия при условии дальнейшей работы с ребёнком. Обычно бывает в малообеспеченных семьях. При этом органического изменений в тканях головного мозга нет.

      Умственная отсталость может быть четырёх степеней тяжести вне зависимости от причины.
      — Лёгкая – дебильность.
      — Средняя – имбецильность.
      — Тяжёлая – имбецильность с проявлением глубокой умственной субнормальности.
      — Глубокая – идиотия.
      Общим симптомом для любой степени умственной отсталости является низкий уровень IQ, не соответствующий возрасту ребёнка или подростка.
      В физическом развитии дети могут и не отставать от своих сверстников. Нарушение наблюдается в приобретении малышом моторных навыков. В отличие от своих сверстников, ему трудно держать ложку, справиться с двумя предметами одновременно и так далее. Отмечается задержка в обучении и приобретении необходимых знаний и навыков (умении одеваться, ходить в туалет и пр.). Дети не проявляют интереса к игрушкам и играм или делают это с опозданием. Например, начинают интересоваться яркими погремушками только в три года, когда их сверстники играют, скажем, машинками, рисуют карандашами, собирают кубики и так далее. Отмечается задержка в развитии речи и психическое недоразвитие. Детям неинтересно общение со своими сверстниками, порой и со взрослыми, они не проявляют интереса к познаниям, у них слабая мотивация к постижению чего-либо. Часто отмечается слабая память. Дети запоминают только яркие предметы, которые их особенно заинтересовали. В более тяжёлых случаях отмечается эмоциональная инфантильность. Все симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени.
      При деменции происходит, наоборот, утрата приобретённых навыков и знаний.

      Диагностика умственной отсталости

      Диагноз ставится на основе тестирования уровня IQ. Для каждого возраста имеются определённые навыки и знания, которые должен иметь ребёнок. Для определения органического поражения мозга могут быть назначены УЗИ головного мозга и электроэнцефалограмма. Для определения причины развития умственной отсталости могут быть назначены анализ ДНК, биохимический анализ крови и мочи и ряд других исследований по усмотрению врача.

      Лечение умственной отсталости у детей

      Умственная отсталость не лечится, но при помощи специальных программ обучения, адаптации и социализации можно добиться неплохих результатов. Всё зависит от степени поражения мозга и времени обращении к специалисту, а также социального и психологического окружения, в котором живёт ребёнок.

      Профилактика развития умственной отсталости

      — Тщательная подготовка к беременности. Проверка родителей на возможное носительство патологических генов или наличие изменений в репродуктивных клетках.
      — Отказ от вредных привычек во время беременности, правильное питание и предупреждение воздействия на плод различных вредных агентов (инфекции, химических веществ, излучения и так далее).
      — Предупреждение развития асфиксии плода и родовых травм, особенно головы. Хроническая асфиксия плода всегда (!) развивается при курении мамы во время беременности.
      — Предупреждение травм головы у детей.
      — Своевременная диагностика и лечение всех заболеваний и инфекций.
      — Обеспечение полноценного психологического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребёнка.

      www.happy-giraffe.ru

      Умственная отсталость (олигофрения)

      Олигофрения

      Олигофрения – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психического развития, проявляющаяся нарушением интеллекта.

      Причины возникновения

      • внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами химической (токсины, лекарственные препараты), инфекционной (сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.), физической (ионизирующее излучение) природы;

      • значительная степень недоношенности;

      • травмы головы, инфекции с поражением головного мозга, гипоксия головного мозга;

      • педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей в первые годы жизни.

      Симптомы умственной отсталости

      Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями. Характерны качественные, количественные изменения психической деятельности ребенка.

      Наблюдается отсутствие интереса к окружающему, патологическая инертность основных нервных процессов, поэтому эмоциональные контакты со взрослыми у ребенка дошкольного возраста, как правило, не возникает. Больные дети не умеют общаться со сверстниками, не умеют правильно действовать по словесной инструкции или по подражанию, образцу. У детей дошкольного возраста с олигофренией, лишенных специального коррекционного обучения, отмечается недоразвитие специфических для такого возраста видов деятельности – рисования, игры, элементарного бытового труда, конструирования.

      Умственно отсталый ребенок обычно проявляет слабый интерес к окружающему. Первые предметно-игровые действия проявляются у олигофренов лишь к середине дошкольного возраста.

      В большой степени нарушено произвольное внимание. Сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования. Олигофрены действуют хаотически, не учитывая свойства предметов, или ранее усвоенным способом, который неадекватен в новой ситуации. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью. У всех умственно отсталых детей присутствуют отклонения в речевой деятельности, которые могут поддаваться некоторой коррекции.

      При олигофрении характерна задержка становления речи, что выявляется более поздним пониманием обращенной к ним речи, дефектами самостоятельного пользования речью.

      Отмечается также слабость развития волевых процессов. Олигофрены часто бывают безынициативны, импульсивны, несамостоятельны, им трудно противостоять воле другого человека. Свойственна недостаточная дифференцированность, нестабильность чувств, эмоциональная незрелость, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

      Диагностика

      Диагностические критерии МКБ-10

      Общие диагностические указания F7X.X:

      A. Умственная отсталость – состояние неполного или задержанного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, моторных, речевых и специальных способностей.

      B. Отсталость может развиваться с другим психическим, соматическим расстройством или без него.

      C. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях эти нарушения у больных с легкой степенью умственной отсталости могут не иметь явного характера.

      D. Измерение коэффициента умственного развития проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

      Четвертый знак используется для определения степени выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующей психической патологией.

      Указания на нарушения поведения:

      0 – это отсутствие, слабая выраженность поведенческих нарушений;

      1 – значительные нарушения поведения, требующие ухода, лечения;

      8 – другие нарушения поведения;

      9 – нет указаний на нарушения поведения.

      Классификация

      По степени выраженности:

    • дебильность – слабо выраженная олигофрения;
    • имбецильность – средне выраженная олигофрения;
    • идиотия – крайне выраженная олигофрения.
    • Степени тяжести олигофрении (МКБ-10):

      • Легкая – IQ 50–70;
      • Умеренная – IQ 35–50;
      • Тяжелая – IQ 20–35;
      • Глубокая – IQ

      ru.likar.info

      Умственная отсталость картинки

      Умственная отсталость у ребенка – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, наступающее в раннем возрасте. Данное психическое недоразвитие может быть приобретенным явлением или носить врожденный характер. Это заболевание не имеет зависимости от принадлежности взрослых лиц к определенным социоэкономическим группам или их уровня образованности. Умственная отсталость отображается на всех процессах психики, но в особенности, на познавательной сфере. Дети, имеющие в анамнезе умственную отсталость, характеризуются нарушением внимания и концентрации. У таких детей характеризуется замедленностью способность к запоминанию.

      Причины умственной отсталости у детей

      Олигофрения по латыни или умственная отсталость заключается либо в задержке развития психики либо в неполном психическом развитии. Чаще выявляется в трехлетнем возрастном периоде, но нередко может возникать у детей, находящихся в младшем школьном возрастном периоде.

      Сегодня известно множество причин, вследствие которых может наступить умственная отсталость. Однако, к сожалению, все причины полностью не изучены. Все провоцирующие причины можно разделить на факторы экзогенного воздействия, т.е. внешние причины, и факторы эндогенного воздействия, т.е. внутренние причины. Они могут оказывать влияние на плод, находящийся в утробе женщины, возникать в первые месяцы, а то и годы жизни крохи.

      Самыми распространенными факторами, провоцирующими недоразвитие психики являются:

      — интоксикации различной этиологии;

      — тяжелые инфекционные состояния, перенесенные во время беременности (например, скарлатина, краснуха);

      — дистрофии беременной женщины в тяжелой форме, другими словами нарушение обмена веществ, вызывающего дисфункции органов и систем, видоизменения в строении;

      — травмы плода вследствие ушиба или удара (например, как следствие наложения щипцов, результат родовых травм);

      — заражение плода во время беременности разнообразными паразитами, находящимися в организме женщины (например, токсоплазмоз);

      — наследственный фактор, так как умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Нередко наследственность может выражаться в несовместимости крови или вследствие хромосомных мутаций;

      — заболевания мозга и мозговых оболочек, воспалительного характера, возникающие у малышей, также могут спровоцировать появление умственной отсталости;

      — расстройство белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к умственной отсталости тяжелой формы).

      На возникновение у детей такого заболевания, как умственная отсталость также может воздействовать неблагополучная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерное увлечение вредными привычками одного из родителей, преимущественно женщины (например, наркотическими препаратами или спиртосодержащими напитками). Существенную позицию в развитии данного заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях малыш получает неполноценное питание в первые дни и последующие дни своей жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития малыша огромную роль играет полноценное сбалансированное питание.

      Симптомы умственной отсталости у ребенка

      Дети с умственной отсталостью, как понятно из названия, характеризуются снижением интеллектуальной функции. В зависимости от уровня понижения интеллектуальной функции выделяют следующие степени умственной отсталости у детей: легкую степень, среднюю и тяжелую степени олигофрении.

      Легкая форма носит также название дебильность и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически ничем не отличаются от остальных людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения вследствие пониженной способности к сосредоточению (концентрации) внимания. Наряду с этим у детей с дебильностью наблюдается наличие достаточно хорошего уровня памяти. Нередко дети, имеющие в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуются расстройством поведения. Они довольно зависимы от значимых взрослых, смена обстановки у них вызывает страх. Нередко такие дети делаются нелюдимыми, замкнутыми. Это происходит вследствие того, что им довольно трудно распознавать эмоции окружающих. Иногда происходит наоборот, малыши пытаются привлечь внимание к собственной персоне посредством различных ярких действий, поступков. Действия их обычно выглядят нелепыми, порой даже антисоциальными.

      Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, вследствие чего притягивают к себе представителей криминалитета и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, относящиеся к группе индивидов с легкой формой проявления умственной отсталости, осознают собственное отличие от окружающих и стремятся скрыть от других свое заболевание.

      Средняя степень олигофрении носит также название имбецильность и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанности, отграничивать похвалу от наказания, они могут быть обучены примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях, даже простейшему счету, чтению и письму. Однако проживать самостоятельно они не в состоянии, им необходим постоянный контроль и особый уход.

      Тяжелая степень олигофрении имеет также название идиотия и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически необучаемые. Им свойственны серьезные дефекты речи, движения их неповоротливы и нецеленаправленны. Эмоции детей, страдающих идиотией, ограничены примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия. Таким детям необходим постоянный надзор и содержание в специализированных учреждениях. При помощи настойчивой работы с больными детьми, их можно обучить выполнению примитивных заданий и простому уходу за собой под контролем со стороны взрослых лиц.

      Уровень IQ является важным критерием оценки детской умственной отсталости, однако он далеко не единственный. Также существуют люди, имеющие низкий уровень IQ, но признаков умственной отсталости у них не наблюдается. Кроме уровня IQ оценивают бытовые умения пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации, заболевания в анамнезе.

      Диагноз умственной отсталости можно поставить только при наличии совокупности признаков.

      В младенческом или более старшем возрастном периоде умственная отсталость может выражаться в виде задержки развития малыша. Олигофрению может выявить психиатр при своевременном его посещении. В дошкольных организациях у детей с наличием умственной отсталости в анамнезе часто возникают адаптационные проблемы в коллективе, им тяжело подчиняться распорядку дня, выполнять задания, которые нередко оказываются чересчур сложными для понимания больных детей.

      В школьном возрастном периоде родителей может насторожить высокая степень невнимательности ребенка и его неусидчивость, плохое поведение, повышенная утомляемость и неуспеваемость. Также умственная отсталость нередко характеризуется различными неврологическими отклонениями, такими как тики, судорожные припадки, частичные параличи конечностей, боли в области головы.

      Согласно современной международной классификации болезней в некоторых источниках авторы выделяют сегодня 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной имбецильностью (IQ от 35 до 49), третья – тяжелой формой имбецильности (IQ от 20 до 34), а четвертая – глубокой формой олигофрении идиотией (IQ ниже 20).

      Больные с глубокой формой олигофрении характеризуется непониманием речи, обращенной к ним. Крики и мычание у них являются порой единственной ответным реагированием на раздражители извне. Расстройства двигательной сферы проявлены настолько, что малыш не в состоянии даже самостоятельно передвигаться, поэтому постоянно находится в одной позе при этом, совершая примитивные движения (например, движения корпусом вперед-назад, по типу движений маятника).

      Дети, страдающие данной формой олигофрении, являются абсолютно необучаемыми и неспособными к самообслуживанию.

      Характеристика детей с умственной отсталостью

      Психопатология нарушения при умственной отсталости характеризуется всеобъемлемостью и ранжированием психического и интеллектуального недоразвития. В соответствии со структурой клинических проявлений можно выделить осложненные формы умственной отсталости и не осложненные.

      Осложненные виды олигофрении выражаются в сочетании мозгового повреждения и его недоразвития. В таких случаях дефекту интеллектуальной сферы сопутствует ряд расстройств нейродинамического и энцефалопатического характера. Также может наблюдаться более выраженное недоразвитие или повреждение локальных корковых процессов, например, речи, пространственных представлений, навыков чтения, счета и письма. Данная форма нередко характерна для детей, страдающих церебральным параличом или гидроцефалией.

      Выделяют 3 диагностических параметра умственной отсталости: клинический критерий, психологический и педагогический. Клинический критерий выражается в наличии органического поражения мозга. Психологический критерий характеризуется стойкими нарушениями в познавательной сфере. Педагогический фактор связан с низкой обучаемостью.

      Сегодня благодаря своевременной грамотной организации воспитательного процесса стало возможным начать коррекционно-педагогическое воздействие на более ранних сроках, вследствие чего многие аномалии в развитии детей подвержены коррекции, а в ряде случаев можно предупредить и их возникновение.

      Для умственно отсталых малышей характерным является недоразвитие когнитивных процессов, что проявляется в гораздо меньшей потребности в сравнении с ровесниками в познавательной деятельности. На всех этапах познавательного процесса у умственно отсталых, как показали многочисленные исследования, наблюдаются элементы недоразвития, а в редких случаях и атипичное развитие функций психики. Вследствие чего, такие дети получают недостаточные, нередко искаженные представления о среде, которая их окружает.

      Признаки умственной отсталости у ребенка выражаются в наличии дефекта в восприятии – первой ступени познания. Нередко восприятие таких детей страдает вследствие снижения у них зрения или слуха, недоразвития речи. Однако даже когда анализаторы в норме, восприятие умственно отсталых выделяется целым рядом особенностей. Главной особенностью считается расстройство обобщенности восприятия, которое выражается в замедлении его темпа в сравнении со здоровыми детьми.

      Умственно отсталым малышам для восприятия предложенного им материала (например, картинки или текста) необходимо больше времени. Заторможенность восприятия усугубляется проблемами в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями. Данные особенности проявляются при обучении в заторможенном темпе узнавания, в перепутывании графически сходных букв либо цифр, вещей, схожих по звучанию слов. Также следует отметить и ограниченность объема восприятия.

      Дети с олигофренией способны выхватывать лишь отдельные части в осматриваемом объекте, в прослушанном материале, не замечая и не слыша порой важную для общего понимания информацию. Кроме этого, таким детям свойственно расстройства избирательности восприятия. Все перечисленные дефекты восприятия проистекают на фоне недостаточной динамичности этой функции, в результате чего понижается возможность дальнейшего постижения материала. Восприятием больных детей следует руководить.

      Дети с олигофренией не способны вглядываться в картинку, не могут самостоятельно анализировать, заметив какую-то одну несуразность, они не способны перейти к поискам других, для этого им требуется неизменное стимулирование. В учебе это выражается в том, что малыши с умственной отсталостью не могут выполнить без направляющих вопросов учителя доступную для их понимания задачу.

      Для умственно отсталых малышей присущи трудности пространственно-временного восприятия, что препятствует им ориентироваться в среде. Нередко дети в 9-летнем возрасте не могут различить правую и левую стороны, не способны отыскать в школьном помещении свой класс, туалет или столовую. Они совершают ошибки при определении времени, понимании дней недели или времен года.

      Умственно отсталые малыши значительно позднее своих ровесников, у которых уровень интеллекта находится в пределах нормы, начинают различать цвета. Особою сложность для них представляет различение цветовых оттенков.

      Процессы восприятия неразрывно взаимосвязаны с функциями мышления. Поэтому в случаях, когда дети улавливают только внешние аспекты учебной информации и не воспринимают главное, внутренние следствия, понимание, овладение информацией, а также выполнение задач будет затруднено.

      Мышление – это главный механизм познания. Мыслительный процесс проистекает в виде следующих операций: анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция.

      У детей, страдающих умственной отсталостью, данные операции сформированы недостаточно, вследствие чего имеют специфические черты. Например, анализ объектов они совершают бессистемно, пропуская ряд значимых свойств и вычленяя только лишь наиболее заметные детали. Вследствие такого проведения анализа им тяжело определить связи между деталями объекта. Выделяя в объектах отдельные их детали, они не определяют связей между ними, вследствие этого у них затруднено составление представлений об объектах в целом. Более заметно обнаруживаются неординарные черты мыслительных процессов детей, болеющих олигофренией, в операциях сопоставления, в ходе которых необходимо совершать сопоставительный анализ или синтез. Неспособность выделять главное в объектах и информации, они сравнивают по ничего незначащим признакам, нередко даже по несоотносимым.

      У детей, больных олигофренией, затруднено устанавливание различий в схожих предметах и в отличающихся. Особенно трудно для них происходит установление сходства.

      Характерной чертой мыслительных процессов умственно отсталых малышей является их некритичность. Они не способны самостоятельно оценивать собственную работу. Такие дети нередко попросту не замечают собственных промахов. Они, в большинстве случаев, не осознают собственных неудач и поэтому довольны своими поступками и собой. Для всех индивидов с умственной отсталостью свойственно понижение активности мыслительных процессов и довольно слабая регулирующая функция мышления. Они обычно приступают к выполнению работы, до конца не дослушав инструкцию, не уразумев цели задания, без наличия внутренней стратегии действий.

      Особенности процессов восприятия и осмысливания учебного материала у больных детей имеют неразрывную связь с особенностями памяти. К основным процессам памяти относят: процессы запоминания и сохранения, а также воспроизведения. У малышей с умственной отсталостью перечисленные процессы характеризуются специфичностью, вследствие того, что формируются в обстоятельствах аномального развития. Больным проще запоминать внешние, нередко случайные визуально воспринимаемые признаки. Внутренние логические связи ими труднее постигаются и запоминаются. У больных детей гораздо позже в сравнении с их здоровыми ровесниками вырабатывается произвольное запоминание.

      Ослабление памяти детей с олигофренией обнаруживается в сложностях не столь в получении и сохранении информации, сколь в ее воспроизведении. В этом и лежит их основное отличие от малышей с нормальным уровнем интеллекта. Вследствие непонимания смысла и последовательности событий у детей больных олигофренией воспроизведение имеет бессистемный характер. Процесс воспроизведения характеризуется сложностью и требует значительной волевой активности и целеустремленности.

      Несформированность восприятия, неумение использовать приемы запоминания приводит больных детей к ошибкам в процессе воспроизведения. А наибольшую трудность составляет воспроизведение словесной информации. Наряду с перечисленными особенностями у больных малышей наблюдаются речевые дефекты. Физиологической основой данных дефектов является нарушение во взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

      Речь детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех ее сторонах: фонетической, грамматической и лексической. Наблюдаются сложности в звуковом и буквенном анализе или синтезе, восприятии и уразумении речи. Данные нарушения ведут к различной направленности расстройствам письма, сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении. Речь детей с умственной отсталостью довольно скудна и характеризуется замедленным развитием.

      Умственно отсталые малыши более чем их ровесники склонны к невнимательности. Дефекты в процессах внимания у них выражаются малой устойчивостью, трудностями в его распределении, замедленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется сильными нарушениями в процессах непроизвольного внимания, однако наряду с этим в большей степени недоразвит именно произвольный аспект внимания. Это выражено в поведении детей. Больные малыши, как правило, в условиях возникновения трудностей не будут пытаться их преодолевать. Они просто бросят работу, но при этом, если производимая ими работа будет посильна и интересна, то внимание детей будет устойчиво без большого напряжения с их стороны. Также слабость произвольного аспекта внимания выражается и в невозможности концентрации внимания на каком-либо одном предмете или виде деятельности.

      У больных малышей наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. У них не существует оттенков переживаний. Поэтому их характерной особенностью считается неустойчивость эмоций. Все переживания таких детей неглубокие и поверхностные. А у некоторых больных малышей эмоциональные реакции не соответствуют источнику. Волевая сфера у умственно отсталых индивидов также имеет свои специфические особенности. Слабость собственных побуждений и большая внушаемость являются отличительными чертами волевых процессов больных лиц. Как показывают исследования, умственно отсталые индивиды предпочитают легкий путь в работе, который не требует от них особых волевых усилий. Активность деятельности у индивидов с олигофренией снижена.

      Все вышеуказанные особенности личности больных малышей вызывают затруднение формирования здоровых взаимоотношений с ровесниками и взрослыми лицами. Данные свойства психической деятельности детей с олигофренией обладают устойчивым характером, так как являются следствием органических поражений в процессе развития. Перечисленные признаки умственной отсталости у ребенка далеко не единственные, однако они считаются сегодня наиболее показательными.

      Умственная отсталость считается необратимым явлением, но наряду с этим довольно хорошо поддается коррекции, особенно легкие ее формы.

      Особенности детей с умственной отсталостью

      Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

      Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

      Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

      Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

      На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

      Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

      Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

      Обучение детей с умственной отсталостью

      Олигофрения считается не заболеванием психики, а особым состоянием, при котором умственное развитие индивида ограничено определенным уровнем работоспособности центральной нервной системы. Ребенок с умственной отсталостью может обучаться и развиваться только в границах собственных биологических возможностей.

      На развитие детей с умственной отсталостью огромное положительное воздействие оказывает обучение. Малышей с олигофренией лучше обучать в специализированных вспомогательных учреждениях, в которых процесс обучения, в первую очередь, направлен на выработку у учеников разнообразных полезных знаний и умений. При обучении также происходит воспитание малышей. Воспитывающая функция обучения заключается в образовании у больных нравственных ориентиров и представлений, формировании адекватного поведения в социуме.

      В учебном процессе выделяют две основные категории учебных предметов, способствующих воспитывающей и развивающей функции обучения. Первая категория включает учебные предметы, отражающие героизм народа, повествующие о богатствах Родины и необходимости их беречь, о некоторых профессиях и людях. К таким предметам относят чтение, историю, естествознание, географию. Они дают возможность воспитывать словом. Однако обучение по этим предметам обязательно следует увязывать с полезной для общества деятельностью (например, по охране памятников истории или культуры, сбережению природы и др.).

      Другая категория учебных предметов включает социально-бытовое ориентирование и профессионально-трудовое обучение, которые способствуют формированию честности и воспитанию добросовестности, стремлению быть полезным субъектом общества.

      Также специализированное обучение и необходимое воспитание детей с умственной отсталостью содержит в себе предметы, направленные на развитие эстетических качеств и физического здоровья (например, занятия ритмикой, музыкой или рисованием).

      Обучение детей больных умственной отсталостью должно базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность обучающихся, индивидуальный и разграниченный подход.

      psihomed.com

    Это интересно:

    • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
    • Диазепам при неврозах Препарат Диазепам «Диазепам» — транквилизатор, относится к бензодиазепиновым психоактивным веществам. Передозировка «Диазепама» опасна не только для психического и физического здоровья, но и для жизни. Поэтому самостоятельно принимать это средство нельзя, перед началом приема необходимо проконсультироваться с […]
    • Как избавиться от тошноты при депрессии Тошнота и другие симптомы при неврозе Включаясь в ритм современной жизни, особенно в мегаполисах, люди пребывают в постоянном состоянии стресса. Тошнота при неврозе, симптомы которого не всегда четко определены, является серьезным сигналом развития невротических состояний. Когда человек начинает испытывать сильную […]
    • Анализ на гормоны и стресс Когда и как сдавать анализ на кортизол? Кортизол – это гормон, который влияет на обмен веществ. Именно этот стероидный гормон играет огромную роль в защитных реакциях организма на голод и стресс. Поэтому очень важно знать в какой день цикла лучше всего сдавать анализ на кортизол. Материалом для исследования является […]
    • Клаустрофобия альбатрос Турфирма «Альбатрос», Москва Квест раcсчитан на 2-4 человека. Стоимость квеста: 2500-4500 руб. Обзор. Имеются отзывы игроков. Турфирма «Альбатрос» Совсем немного, и Вы наконец-то отправитесь на отдых своей мечты. Однако, случилось самое неожиданное – Вы оказались заперты в четырех стенах офиса турфирмы. […]
    • Состояние пограничное как лечить Пограничное расстройство личности Пограничное расстройство личности (пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности) — это низкая способность к самоконтролю, импульсивность в мыслях и поступках, эмоциональная лабильность (быстрая смена эмоциональных состояний), тревожность и нарушение адаптации к […]
    • Депрессия и поликистоз Женщины с синдромом поликистозных яичников склонны к депрессии Пациентки с синдромом поликистозных яичников (PCOS) имеют увеличенный риск развития депрессивных расстройств, в сравнении с другими женщинами, показали результаты проведенного исследования. Эксперты из Университета Айовы говорят, что полученные ими данные […]
    • Как вывести из затяжной депрессии Как вывести человека из депрессии: полезные советы У человека есть приятная особенность, которая проявляется в сострадании к близким. Когда приятель или родственник попадает в беду, вы приходите ему на выручку. Особенно актуальной становится проблема, которая касается депрессивного состояния. Оно захлёстывает многих, […]