Умственная отсталость понятие виды

4.2.5 Классификации умственной отсталости

Классификации умственной отсталости различаются в зависимости от того, по какому критерию проводится разделение детей на группы. Наиболее известная классификация строится на основе критерия выраженности нарушения, степени умственной отсталости.По этому критерию в 9-м пересмотре Международной класси­фикации болезней (МКБ-9) выделялись следующие 3 вида умственной отсталости в порядке уменьшения степени умственного отставания: идиотия, имбецильность, дебильность. Еще Э. Крепелин, один из основоположников учения о слабоумии, считал, что слабоумие – это не просто отставание от норм развития, а своеобразное, патологическое развитие. Критерием той или иной степени недоразвития он считал меру соответствия патологического развития нормальному. Он полагал, что при идиотии патологическое развитие взрослого человека соответствует состоянию нормального ребенка в возрасте от 1 до 6 лет, при имбецильности – возрасту от 6 до 14 лет, при дебильности – возрасту от 14 до 18 лет.

Классификация МКБ-9 в настоящее время уже не используется. Однако представленные в ней характеристики детей с умственной отсталостью разной степени тяжести в основном сохранились.

В 10-м пересмотре этой классификации (МКБ-10) выделяется уже 4 вида (степени) олигофрении, и имеют они другие названия: глубокая умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, легкая умственная отсталость. На основе психометрических исследований, направленных на измерение коэффициента интеллекта, умственную отсталость подразделяют на 4 вида (степени) в соответствии с показателями коэффициента интеллекта (IQ).

Таблица 4.1 – Виды умственной отсталости в соответствиями с показателями коэффициента интеллекта

Вид (степень) умственной отсталости

Значения коэффициента интеллекта (IQ)

Легкая умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость

Тяжелая умственная отсталость

Глубокая умственная отсталость

Психометрические исследования сыграли важную роль для классификации умственной отсталости, однако, они имеют существенные ограничения. Опираясь только на психометрический подход, невозможно описать структуру нарушения у детей и разработать индивидуальную программу работы с ними. Психометрический подход дает только количественные показатели снижения интеллекта, но не обеспечивает качественного описания особенностей развития детей.

В противовес взглядам о том, что умственная отсталость предполагает обязательное снижение интеллекта, существует другой подход, представленный Г. Гарднером [24]. При рассмотрении мыслительных способностей человека Г. Гарднер отказывается от понятия коэффициента интеллекта и предлагает многофакторную теорию интеллекта. Эта теория основывается на наблюдениях ученого за детьми с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом, у которых наблюдаются частично сохранные способности. По его мнению, у человека существует несколько автономных видов интеллекта (он описывает, по крайней мере, семь видов интеллекта), среди них: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный (знание о себе) и межличностный (знания о других). Если придерживаться теории Гарднера, то у умственно отсталых людей можно обнаружить необычные музыкальные, художественные или телесные способности, то есть признать у них в некотором смысле даже одаренность. Однако описанные в литературе особые способности страдающих интеллектуальной недостаточностью представляют собой скорее исключение. При этом следует обратить внимание, что при изолированных способностях речь идет скорее о таких, которые приобретены путем механического научения. Речевые способности при соответствующей стимуляции могут также достигать удивительно хорошей выразительности, включая правильное употребление детьми иностранных слов. Но лица, страдающие интеллектуальной недостаточностью, все-таки не обладают возможностями абстрактно-логического мышления.

Как отмечает В.С. Мухина, дети с интеллектуальной недостаточностью редко обнаруживают специальные способности. Она приводит в своей книге описание уникальных способностей к рисованию Нади 6-ти лет, которая была помещена в клинику для умственно отсталых детей. У девочки отмечался глубокий дефицит языка как в понимании, так и в его применении, она не употребляла символов в ролевой игре, отмечалось слабое моторное развитие. На фоне общей тяжелой отсталости Надя на четвертом году жизни начала внезапно делать интересные рисунки. Источником рисования была натура и картинки в детских книжках. Девочка рассматривала картинки по нескольку недель, однако, ее собственные рисунки отличались от оригинала. Все были поражены рисунками Нади и не верили, что такое возможно. Однако этот случай является уникальным, как и другие, единичные случаи, когда дети с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают особые способности. И если в норме эти способности приводят к созданию новых художественных образов, к открытиям в сфере познания, то «у умственно отсталых если и обнаруживаются какие-то возможности, то они находятся на уровне заимствованных стереотипов» [12, с. 155].

Как уже отмечалось, согласно подходу, принятому среди американских ученых, необходимым условием отнесения человека к людям с интеллектуальной недостаточностью является дефицит социальной адаптации, так как только на основании результатов интеллектуальных тестов не может быть поставлен диагноз умственной отсталости. Под социальной адаптацией понимается объем, в котором индивидуум соответствует возрастным нормам личной независимости и социальной ответственности в рамках своего социального круга. В разном возрасте под социальной адаптацией понимаются разные навыки [2].

В раннем и дошкольном возрастах:

Коммуникативные навыки, включая говорение и речь.

Навыки ухода за собой.

Социальное поведение (взаимодействие с другими).

В школьном и раннем юношеском возрасте:

Владение основными культурными навыками в повседневности.

Использование адекватных понятий и суждений в отношениях с окружающим миром.

Социальные навыки (участие в групповых действиях и межличностных отношениях).

В старшем юношеском возрасте и для взрослых:

Профессиональная и социальная ответственность и достижения.

Как отмечалось выше, американская ассоциация изучения умственной отсталости предлагает рассматривать понятие адаптивного поведения и адаптивных навыков, которые считаются очень важным при диагностике умственной отсталости. Было выделено 4 основных уровня адаптации, которые варьировали от легкой степени дезадаптации до полного ее отсутствия. В таблице классификация умственной отсталости дается на основании показателей социальной адаптации.

Таблица 4.2 – Уровни адаптивного поведения при умственной отсталости

Степень умственной отсталости

Дошкольный период (0–5 лет): развитие и созревание

(6 лет–21 год): воспитание и образование

(старше 21 года): социальная и профессиональная достаточность

Грубое отставание в развитии; минимальная способность функционирования в сенсомоторной области; нуждается в домашнем уходе

Ограниченное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания; нуждается в полном уходе

Ограниченное моторное и речевое развитие; полностью неспособен к самообслуживанию; нуждается в уходе и контроле

Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи, общая неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительные или отсутствуют

Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания.

Неспособность к овладению учебными навыками.

Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый).

Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении.

Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении

Способность к овладению речью/навыками коммуникации.

Слабая социальная осведомленность.

Способность к овладению навыками самообслуживания.

Достаточное моторное развитие.

Значительно нуждается в помощи.

Способность к овладению школьными навыками в объеме 4 класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обучения

Способен к самостоятельности в приобретенных профессиях, не требующих высокой квалификации; нуждается в контроле и помощи в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-экономического плана

Возможность развития социальных, коммуникативных навыков.

Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере.

Трудности отграничения от нормы на ранних этапах развития.

Способность к овладению учебными навыками в объеме 4 класса начальной школы.

Невозможность овладения учебными предметами, которые изучаются в старших классах.

Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый).

Способность к социально-профессиональной адаптации при соответствующем обучении.

Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях сложных стрессовых ситуаций.

Итак, разделение детей с интеллектуальной недостаточностью по уровню снижения интеллекта и уровню социальной адаптации получило широкое распространение. Эти классификации имеют большое практическое значение, так как на их основе происходит отбор и дифференциация детей для обучения по программе вспомогательной школе. Ниже даны характеристики детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности в соответствии с МКБ-10.

Глубокая умственная отсталость – представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое нарушение всех функций, в том числе сенсорных и перцептивных. Мышление практически отсутствует, речь может представлять собой набор нечленораздельных звуков либо звукокомплексов. В обращенной речи ребенок способен уловить интонацию, но не общий смысл. С детьми возможны лишь самые простые формы невербальной коммуникации. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями и выражают собственное состояние ребенка, свидетельствуют о его комфорте или дискомфорте. Формы выражения эмоций примитивны, они выражаются в крике, гримасах, двигательном возбуждении. В случае более легких нарушений возможна привязанность к ухаживающим людям, общая ориентировка в пространстве (узнают, где их дом, квартира, где принимают пищу, куда ходят на прогулку и т.п.). Навыки самообслуживания фактически не формируются. Поведение направлено на удовлетворение элементарных физиологических потребностей или ограничивается реагированием на внешние стимулы. Прогноз развития таких детей неблагоприятный. Они могут воспитываться в семье, но могут быть определены в интернатные учреждения Министерства труда и социальной защиты, где специальное обучение не организуется, а осуществляется только присмотр.

Тяжелая умственная отсталостьи тяжелая степеньумеренной умственной отсталости характеризуется меньшей выраженностью интеллектуальной недостаточности. У детей имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса представлений, сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Доступно понимание и произнесение простых слов и элементарных фраз. Формируются простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере обнаруживается переживание обиды, насмешек, общее понимание своих ограничений. В более легких случаях дети могут обучиться элементам чтения, письма, счета, но на это требуется много времени и большое число повторений, однако они не могут или могут очень ограниченно использовать приобретенные навыки. Детям доступен также простой физический труд. Они способны к внешней подражательности движениям и действиям другого человека, поэтому могут освоить действия в быту и по самообслуживанию (подметать пол, мыть посуду). Благодаря подражанию дети также могут освоить элементы рисования, но их рисунки схематичные, они сделаны по подражанию, они рисуют упрощенные схемы реальных предметов. Дети направляются на обучение во вспомогательную школу (IIотделение), где обучаются по специальной программе. Дети с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью могут также обучаться в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Люди с тяжелой и умеренной умственной отсталостью нуждаются в присмотре на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте некоторые из них способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора.

Легкие степени умеренной умственной отсталости, легкая умственная отсталость – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности. Дети способны ориентироваться в простых практических ситуациях, они овладевают навыками самообслуживания. Мышление у них имеет конкретно-образный характер, доступна фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Дети направляются на обучение во вспомогательные школы по программамIотделения. В пределах определенной им программы обучения они овладевают навыками чтения, письма, счета, знаниями об окружающем, с ними проводится профориентация. Эти дети могут также обучаться в классах интегрированного обучения и воспитания. В дальнейшем они могут стать социально адаптированными, а также найти работу в соответствии со своими возможностями. Они работают малярами, переплетчиками, слесарями-ремонтниками низких разрядов, сапожниками, швеями, уборщицами, подсобными рабочими, сельскохозяйственными рабочими. Как правило, дети трудолюбивы, но малоинициативны, они нуждаются в присмотре и помощи других работников.

studfiles.net

Умственная отсталость и ее виды

Понятие умственной отсталости. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). У умственно отсталых имеются грубые нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения и т. д. Умственно отсталые меньше испытывают потребность в познании. На всех этапах познания у них выявляются элементы недоразвития. Олигофрения как патологическое состояние психики. Олигофрения – это сборная группа, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического развития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Основные группы олигофрении по этиологическому признаку. Выделяют эндогенные и экзогенные причины олигофрении. 4 группы олигофрении в зависимости от причин (в зависимости от времени воздействия этиологического фактора):

  • Олигофрения патологии хромосомного набора (10 – 12 %). 200 хромосомных ошибок (например, болезнь Дауна). 1 на 700 – 1000 новорожденных с болезнью Дауна. Внешний вид Даунов: неправильно посаженные глаза; лицо круглое, уплощенное, длинный язык; короткие руки, ноги; задержка роста и гипогениталии; разболтанность суставов (все это связано с нарушением эндокринных желез); глубокая или средняя умственная отсталость; бедность речи; движения неловкие; снижение критичности мышления; легко поддаются внушению; характерен веселый нрав.
  • Наследственные формы олигофрении. Наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Фенилкетонурия – связана с нарушением окисления одной из кислот. Характерно: умственная отсталость; вспышки агрессии; нарушение пигментации волос и глаз; легкость возникновения нарушений кожи; большая челюсть; очень маленькая голова. Гаргоимизм – шаржированный внешний образ. Строение лица неправильное; туловище деформировано, позвоночник искривлен, живот увеличен; поражения внутренних органов, глаз, слуха; обменные нарушения щитовидной железы; отсутствие действий. Чаще встречается у мальчиков. Иммунологическая несовместимость. Могут быть судорожные припадки, двигательные расстройства, поражения зрения, слуха.
  • Экзогенные формы олигофрении. Инфекционные воздействия во внутриутробном развитии (краснуха – аномалия развития мозга и других органов, дефекты глаз и др.; вирус гриппа). Краснуха может вызывать поражения ЦНС и в прижизненный период. Токсоплазмоз – слабоумие, поражения глаз, нарушения строения черепа; поражаются внутренние органы; отличаются агрессивностью и злобностью. Внутриутробные поражения сифилисом – параличи; нарушения зрачковых реакций; седловидный нос и т. д. Интоксикации в период внутриутробного развития (алкоголь, лучевая энергия, химические вещества и др.). Родовые осложнения – механические осложнения, аноксия. Ведет к внутриутробной асфиксии; нарушается питание клеток мозга; внутричерепные кровоизлияния; судорожные припадки. Инфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш). Могут быть параличи, судорожные состояния. Важная мера профилактики – прививки и лечение. Эндокринные нарушения, возникшие в раннем детстве. Кретинизм – гипофункция щитовидной железы или полное ее отсутствие (недостаток йода в питьевой воде). Характерно: средняя и глубокая степень умственной отсталости; средний рост; апатия, медлительность, вялость; нарушение речи и глухонемота.
  • Смешанные формы, с сочетанием и того и другого. Клинико-психологические особенности олигофрении. Физические и неврологические нарушения при олигофрении: 1. Пороки развития черепа и мозга. Микроцефалия – значительно уменьшенная мозговая часть, лицевая явно преобладает. Макроцефалия – преобладает мозговая часть с нависающим лбом, лицевая уменьшена. 2. Неправильности в строении лица и тела. Волчья пасть; заячья губа; деформация зубов; поражения глаз, ушей; высокий, либо чрезмерно маленький рост; диспластичность, диспропорции тела; гипергенитализм, либо гипогенитализм; пороки внутренних органов. 3. Неврологические расстройства. Асимметрия лица; поражения слуха, зрения; косоглазие; птоз; судорожные проявления; парезы и параличи конечностей; изменение рефлексов (либо отсутствие рефлексов, либо гипо- или гиперрефлексы, либо патологические рефлексы); нарушение чувствительности.
  • Особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и характера, двигательной сферы и формирования навыков детей-олигофренов. Ощущения и восприятия. У детей с пораженной н/с ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Также проявляется выраженная недифференцированность ощущений и восприятий детей-олигофренов. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны. Речь. У ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже 3 – 4 лет. Речь его скудна и неправильна. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Активный словарь особенно скуден. Дети-олигофрены очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласования в предложениях. Мышление. Крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Умственно отсталый ребенок очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Также характерна непоследовательность мышления. Тенденция к стереотипному мышлению (решают задачи по аналогии с предыдущими). Слабость регулирующей роли мышления. Некритичность мышления (редко замечают свои ошибки). Особенности памяти. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Плохо перерабатывают воспринимаемый материал. Внимание. Слабость произвольного внимания. Колебания внимания, невысокий объем внимания. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Особенности эмоциональной сферы. Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей-олигофренов с опоздание и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Характер. Характер детей всегда обусловлен воспитанием. Многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не в следствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка. Проблемы диагностики и методы исследования особенностей познавательных процессов и личностных свойств умственно-отсталых детей. Для диагностики предназначена методика Пинского (1968). Она состоит из 3-х экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходимо: набор красных и белых брусков. Обследуемому предлагается удлинить начатый следующим заборчик.1 задание – кбкбкб; 2 задание – кббкббкбб; 3 задание – кбкббкббб. При анализе выполнения обследуемым задания нужно обратить внимание на уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус детальности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменённом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. . Степени выраженности психического недоразвития при олигофрении. Глубокая степень идиотии. Дефект психического развития при имбицильности и дебильности. По степени выраженности дефекта выделяют 3 группы:

    1). Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости. Идиотия бывает глубокая, средняя и легкая. Глубокая степень идиотии характеризуется уже в дефекте на уровне восприятия. Не узнает мать; нет фиксации внимания на каких-то воздействиях; отсутствует дифференцированность восприятия (горячее – холодное и т. д.); не формируются представления о глубине и высоте; снижены все виды чувствительности; бедность двигательных реакций; ползанье; повторные цепные движения; речь вообще отсутствует и не понимает ее; отсутствуют навыки самообслуживания; эмоциональные реакции примитивны и связаны с физиологическими потребностями; тупое безразличие или злобная агрессивность. Средняя и легкая степень идиотии. Характерно некоторое проявление познавательной деятельности в виде некоторых представлений. Может узнавать близких и проявлять некоторую радость; элементарные навыки самообслуживания; дефекты произношения. Такие люди самостоятельно жить не могут. Сексуальное чувство снижено.

    2). Имбицильность – слабый, незначительный. Представления могут образовываться; образовывать понятия не может; отсутствует абстрактное мышление и творческое воображение. Речь понимает; дефекты произношения и бедность синтаксических и грамматических конструкций. Вялая апатия, но может быть и живость; либо агрессивное поведение, либо добродушное. Имеются навыки самообслуживания; простейшие трудовые навыки. Прожорливость. Либо пониженность сексуального влечения, либо наоборот. Самостоятельно жить не могут.

    3). Дебильность – слабый, немощный. Неспособность вырабатывать сложные понятия. Мышление носит характер конкретно-ситуационного. Ориентируется на собственные отношения. Учиться может, но с трудом. Иногда встречается частичная одаренность (развита механическая память и др.). Трудности при изучении абстрактных предметов. Может неплохо адаптироваться. Овладевают несложными профессиями, неплохо адаптируются в жизни. Нуждаются в руководителе. Критичность снижена, внушаемость. Не способен сам оценить ситуацию. Либо добродушный, либо злобно примитивный. Усиление сексуальных влечений. Могут быть либо апатичными, либо двигательно возбужденными. Проблема обучаемости детей с легкой степенью психического недоразвития. Дети, страдающие олигофренией в легкой степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Динамика психического развития детей-олигофренов. 1 год жизни – замедленное формирование перцептивных функций. Акт хватания запаздывает или вообще нет. От 1 до 3-х лет. Недоразвитие в двигательных навыках: не развиваются навыки самообслуживания; речь либо отсутствует, либо опаздывает; предметно-игровая деятельность достигает своего развития к 7 – 8 годам. Выпадает этап ролевой игры. И это усиливает отставание в развитии. В младшем школьном возрасте проявится низкая познавательная деятельность (навыки чтения, писания и т. д.). Нарушен фонематический слух (глупые ошибки). Нарушен звуковой анализ слова. Трудность усвоения учебных навыков. Сниженный темп работы. Несформированность норм поведения в школе. Подростковый возраст. Дисбаланс эмоционально-волевой сферы. Трудно контролируются сексуальные влечения. Несдерживаемая агрессивность. Проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. Поврежденное психическое развитие, клинико-психологические особенности органической деменции. Органическая деменция – слабоумие, вследствие воздействия различных факторов. Есть периоды развития, соответствующие норме (нарушения от 3-х лет). Более позднее воздействие. При деменции не обязателен тотальный характер. Частичный характер воздействия. В плане коррекции ближе к олигофрении. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет. Виды органической деменции по этиологическому критерию. Патогенез и клинико-психологическая структура деменции определяется этиологическими факторами, степень распространенности и локализации болезненного процесса, возрастом начала заболевания и временем прошедшим после его окончания. Зависит от сочетания явлений повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей, определяется преморбидными индивидуальными особенностями ребенка. Систематика по этиологическому критерию: эпилептическая; травматическая; постэнцефалическая; склеротическая деменция.

    Специфика клинико-психологической структуры отдельных видов органической деменции у детей по Сухаревой Г.Е. По Сухаревой у детей выделяют 4 вида органических деменций:

    1. На 1-ый план выходит низкий уровень обобщения, мышление носит конкретный характер.
    2. Нейродинамические расстройства, которые проявляются в выраженной замедленности, плохой переключаемости психических процессов. Высокая психическая истощаемость. Встречается нарушение логики.
    3. Грубые расстройства внимания и нарушение целенаправленности и критичности мышления. Расторможенность. Импульсивный характер поведения. Отсутствует реакция на замечания. Характер дурашливости. Легкость возникновения агрессивных вспышек. Общение со сверстниками нарушено. Яркие нарушения внимания и памяти. Расторможенность влечений.
    4. Низкая мотивация, активность. Вялость, апатия, характерная и для мышления. Эмоциональная бедность. Равнодушие к оценкам. Нередко отсутствуют и навыки опрятности. Чаще встречаются 2 последних типа. Эпилептическая деменция. Более корректным является выражение «слабоумие при эпилепсии». Причины: органическое заболевание ЦНС; наследственность; эндокринные нарушения; родовая и после родовая травма; болезни и инфекции.

    Большие судорожные припадки при эпилептической деменции проходят ряд фаз (предвестники эпилептического припадка): 1). Аура (ветерок, дуновение) – это разнообразные переживания, которые человек ощущает перед началом приступа. Психическая аура – эмоциональные переживания (восторг, экстаз). Аура – это своего рода предвестник начала приступа, защитный механизм. Эти переживания у каждого свои. Предшествуют на разном временном интервале. 2). Фаза тонических судорог. Больной теряет сознание, падает, начинается интенсивное сокращение всех мышц (они напряжены). Глаза закрыты. Вначале издают крик, затем дыхание прекращается. Длительность – 20 – 30 секунд. 3). Фаза клонических судорог. Попеременное сокращение и расслабление мышц. Дыхание восстанавливается. Выделяется обильная пенистая слюна. Могут быть прикусы языка, щек. Слюна может быть окрашена кровью. Зрачки не реагируют на свет. Может быть непроизвольная дефекация. Длительность – 1,5 – 2 минуты. 4). Послеприпадковые нарушения сознания в виде оглушенности. Сопровождается сном (1 – 2 часа). Бывает, что за одним припадком возникает другой без прихождения в сознание (эпилептический статус). Больные могут погибать. Имеются ограничения в выборе профессии – нельзя работать водителем; на конвейере; на горячих производствах и др. нельзя ушибаться головой. Освобождаются от службы в армии. Эквиваленты эпилептических припадков. Может протекать с другими или вместо других нарушений. Приступообразные состояния дереализации. Острые сумеречные состояния. Острый делирий. Особенности познавательных процессов и проблема обучаемости при эпилептической деменции. Более явное нарушение познавательной и личностной сферы в детстве. Наряду с замедлением психических процессов выявляются снижение уровня мыслительной деятельности, патологическая обстоятельность мышления. С трудом, путано, неточно, с остановками и повторениями выражаются мысли. В связи с этим мышление больных эпилепсией называют лабиринтным. Ослабевает память, в первую очередь, на события, не имеющие личного значения. Обедняется лексикон, употребляются уменьшительно-ласкательные обороты речи — эвфемизмы, неопределенные и лишние слова и выражения. Речь в растяжку, нараспев, с обилием словесных штампов, междометий. Круг интересов и побуждений к деятельности ограничен заботами о собственном благополучии («концентрическое слабоумие»). Наблюдается утрированное заострение характерологических черт. Так, вежливость переходит в слащавость, елейность; предупредительность — в услужливость, сервилизм; учтивость — в льстивость; аккуратность — в мелочный педантизм; сочувствие— в подобострастие; самоуважение — в заносчивость; бережливость — в скупость и т. д. Больные могут быть обидчивы, злопамятны, мстительны, взрывчаты. Иногда развиваются ханжество, показное благочестие, двуличие, набожность. Изменения личности при эпилептической болезни, подходы к объяснению причин этих изменений. Стойкие изменения психики наступают после многих лет болезни. У бол-тва больных отмечается замедленность и ригидность психич процессов. Девиа поведение может выражаться психич расторможенностью или заторможенностью, может появиться упрямство, садизм, агрессия. У части формируется эпилепт характер – сужается круг интересов, завышаются требования к окружающим. Холодность по отношению к окр сочетается со слащавостью и угодливостью. Больные утрированно приветливы, добродушны, то злобны и агрессивны. Чем раньше началась болезнь, тем чаще возникают припадки и чем меньше больной подвергается лечению, тем скорее наступают изменения личности. Проблемы социализации подростков с эпилептической деменцией. При наличии грамотной медицинской коррекции дети и подростки, больные эпилепсией, в большинстве своем ничем принципиально не отличаются от своих сверстников. Они посещают обычные детские сады и школы, готовятся к поступлению в вузы, мечтают о престижных профессиях. Ограничения, с которыми им приходится сталкиваться из-за специфики заболевания, касаются весьма ограниченного круга аспектов жизни.

    psychology-konspect.org

    Это интересно:

    • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
    • Егэ русский язык проблема взаимоотношения людей Проблемы текстов на ЕГЭ Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. 2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.3. Выберите главную из них.4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых […]
    • Неврозы ковалев Признаки неврозов Принципы работы с неврозами: 1. Неврозы реальны 2. Неврозы естественны (едва ли не обязательны, пусть стесняются те, у кого нет невроза) 3. Суть причин сомато-психотических заболеваний 4. Обусловлены индивидуальной предрасположенностью, обстоятельствами жизни и психогенетикой 5. Неврозы обратимы 6. […]
    • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
    • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
    • Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» Чтобы уметь плавать, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву. Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях. В процессе систематических […]
    • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
    • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]