Умственная отсталость статистика

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это задержка и недостаточное развитие психики и интеллекта у человека, что чаще всего диагностируется в 2-3 года, в некоторых случаях – ближе к школьному возрасту. Симптомы умственной отсталости ярко выражены. При таком диагнозе у человека наблюдается отставание от среднего уровня интеллектуального и психического развития для конкретного возраста, заметно ухудшается качество жизни, адаптация в социуме.

Общие сведения

На фоне дефекта познавательных способностей происходит нарушение жизнедеятельности человека для конкретного возраста. Люди с подобным диагнозом ощущают трудности в социальной адаптации, обучении, работе. Данное заболевание встречается, в среднем, у 1% пациентов. Отдельные ученые относят умственную отсталость к определенной форме олигофрении.

Отставание проявляется в моторных навыках, речи, социальном функционировании, способности к обучению, в когнитивной сфере и т.д. На фоне протекания данного заболевания могут возникать другие психические расстройства. Такой дефект может быть как приобретенным, так и наследственным.

Современная медицинская статистика свидетельствует о том, что умственная отсталость встречается у 1-3% новорожденных, что представляет собой масштабную социальную проблему. К сожалению, современное общество не готово полностью принять пациентов с подобным диагнозом, но медицина делает все возможное, чтобы облегчить адаптацию таких людей, улучшить качество их жизни.

Основные факторы, влияющие на динамичное развитие заболевания у плода, также оказывают непосредственное влияние и на организм будущей матери.

Также болезнь может развиться в первые месяцы жизни ребенка на фоне интоксикации организма, травм мозга, инфекционных недугов.

Условно все причины подразделяются на генетические (грубые хромосомные нарушения, а также генные мутации) и внешние (перинатальные, пренатальные и постнатальные).

Главными причинами умственной отсталости являются:

  • воздействие токсинов и ядов на организм беременной женщины;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время беременности, среди которых тяжелые формы гриппа, краснуха и т.п.;
  • заражение плода простейшими, которые находятся в организме будущей матери;
  • нарушение обмена веществ матери;
  • травмы ребенка во время его вынашивания;
  • тяжелая родовая деятельность (наложение щипцов, вакуум, выдавливание, гипоксия, асфиксия);
  • генетическая предрасположенность у обоих родителей;
  • воспаление и травмы головного мозга у ребенка после рождения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, курение;
  • алкоголизм одного из родителей.
  • Классификация

    Существует несколько видов умственной отсталости:

    • Идиотия, при которой уровень умственного развития составляет менее 0,2. Такие люди знают азы речи, но не владеют ей. Данная категория пациентов может исключительно под контролем постороннего человека принимать пищу, выполнять гигиенические процедуры, обслуживать себя.
    • Дебильность, когда уровень умственного развития составляет 0,5–0,7. У таких людей с опозданием развивается двигательная и умственная деятельность, большинство детей обучаются в специализированных интернатах для учеников с умственной отсталостью. Под контролем посторонних людей пациенты способны выполнять простые задачи.
    • Олигофрения, при которой коэффициент умственного развития составляет от 0,2 до 0,5. К сожалению, к самостоятельной жизни такие пациенты не приспособлены, но они поддаются обучению, способны выполнять элементарные задачи.
    • Симптоматика умственной отсталости зависит от формы заболевания и уровня IQ человека. Оценить симптомы заболевания на начальной стадии развития у детей несложно. Точный диагноз ставит детский психоневролог. Возможно, понадобится дополнительная консультация педиатра, нейрохирурга.

      Проявления заболевания:

    • сложности при обучении;
    • низкая концентрация внимания;
    • пациенты резко негативно относятся к смене обстановки;
    • асоциальные поступки;
    • нелепое привлечение внимания к своей персоне;
    • выкрикивание спонтанных звуков;
    • спонтанные телодвижения;
    • конвульсии;
    • в тяжелых формах – отсутствие речи;
    • трудности при соблюдении режима дня;
    • неусидчивость;
    • негативное поведение;
    • частичные параличи конечностей;
    • частые судороги;
    • головные боли и головокружение;
    • повышенная утомляемость;
    • нарушения в работе органов, систем организма.

    Диагностика

    Основными задачами диагностики такого заболевания считаются раннее распознавание болезни, определение стадии и формы отклонения, также выявление точных причин возникновения.

    Для диагностики проблемы применяется:

  • осмотр у психоневролога;
  • консультация психолога или же психиатра;
  • оценка психомоторного развития;
  • определение уровня IQ;
  • магнитно-резонансная томография мозга, которая делается при общем наркозе в возрасте от трех лет;
  • компьютерная томография головного мозга;
  • энцефалограмма;
  • общий анализ крови и мочи.
  • Часто о наличии умственной отсталости у плода свидетельствуют результаты перинатального скрининга, который выполняется трижды за 40 недель беременности.

    При своевременной диагностике умственной отсталости и вовремя принятых мерах дети, которые имели проблемы в умственном развитии в первые годы жизни, неплохо компенсируют отставание. Согласно статистике, 10% детей с проблемами IQ к началу школьного периода не имели отставаний в развитии.

    Лекарственная терапия предполагает использование гормональных средств, ноотропных лекарств и нейролептиков, транквилизаторов, а также препаратов йода, магния и витаминов группы В.

    Дополнительная терапия предполагает регулярные занятия с психотерапевтом, или психоневрологом, систематические занятия с логопедом, а также периодические курсы массажа и физиотерапии.

    Профилактика

    В период планирования потомства необходимо пройти тщательное обследование организма, исключить вирусные и бактериальные инфекции. Обязательно стоит проконсультироваться у специалиста в области генетики и планирования семьи. Обследование необходимо проходить не только матери, но и отцу будущего ребенка.

    Будущей матери рекомендовано:

  • отказаться от вредных привычек;
  • в период беременности регулярно проходить консультацию у гинеколога;
  • сдавать анализы, проходить УЗИ в каждом из трех триместров беременности, делать скрининги;
  • оградить себя от воздействия неблагоприятных экологических факторов;
  • избегать рисков травм плода.
  • После рождения ребенка необходимо регулярно проходить обследование у педиатра, начиная с первых месяцев жизни, периодически сдавать анализы. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку, отмечая все подозрительные симптомы. При появлении любых сомнений срочно обращаться к педиатру или неврологу.

    При своевременном лечении легких форм заболевания можно достичь положительного результата. Существует масса примеров, когда пациенты с умственной отсталостью устраивают личную и профессиональную жизнь, полностью адаптируются в современном социуме. При средних и тяжелых формах болезни обеспечивается постоянная медицинская и социальная помощь больному, должный надзор и оптимальный уход. В течение жизни состояние здоровья таких людей должно регулярно контролироваться. К сожалению, пациенты с умственной отсталостью рано умирают. Лечение позволяет лишь поддерживать удовлетворительное состояние на протяжении жизни.

    Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

    Булимия(bulimia, кинорексия) — это особый вид эпизодического нарушения приема пищи, чаще всего связанный с психологическими проблемами. Патология характерна преимущественно для.

    pillsman.org

    Умственная отсталость (олигофрения). Причины умственной отсталости. Классификация умственной отсталости (виды, типы, степени, формы)

    Что такое умственная отсталость (олигофрения)?

    Статистика (распространенность умственной отсталости)

    В середине прошлого века было проведено множество исследований, целью которых было определение частоты умственной отсталости среди населения различных стран. В результате данных исследований было установлено, что олигофрения встречается примерно у 1 – 2,5% населения. В то же время, по данным исследований 21 века частота больных олигофренией не превышает 1 – 1,5% (0,32% в Швейцарии, 0,43% в Дании, 0,6% в России).

    Из всех умственно отсталых людей более половины (69 – 89%) страдают легкой формой заболевания, в то время как тяжелая олигофрения наблюдается не более чем в 10 – 15% случаев. Пик заболеваемости олигофренией приходится на детский и подростковый возраст (около 12 лет), в то время как к 20 – 35 годам встречаемость данной патологии значительно уменьшается.

    Более половины лиц с легкой степенью умственной отсталости вступают в брак после достижения совершеннолетия. В то же время, четверть пар, в которых один или оба родителя олигофрены, являются бесплодными. Около 75% умственно отсталых людей могут иметь детей, однако 10 – 15% из них также могут страдать умственной отсталостью.

    Соотношение больных олигофренией среди мальчиков и девочек составляет примерно 1,5:1. Также стоит отметить, что среди людей, получивших инвалидность из-за психических заболеваний, на долю умственно отсталых приходится около 20 – 30% пациентов.

    Этиология и патогенез (основы развития) умственной отсталости (поражение головного мозга)

    К развитию умственной отсталости может привести целый ряд патологических состояний, которые могут воздействовать на головной мозг ребенка во время его внутриутробного развития или после рождения. В то же время, механизм и выраженность поражения центральной нервной системы (ЦНС) зависит также от периода воздействия этиологического (причинного) фактора. Так, например, определенные инфекции могут поражать плод на ранних стадиях развития, приводя к олигофрении. В то же время, данные инфекции в старшем возрасте могут протекать без каких-либо серьезных последствий.

    Эндогенные и экзогенные причины возникновения врожденной и приобретенной умственной отсталости

    Причинами развития умственной отсталости могут быть эндогенные факторы (то есть нарушения функционирования организма, связанные с патологиями его развития) или экзогенные факторы (воздействующие на организм извне).

    К эндогенным причинам олигофрении можно отнести:

    • Генетические мутации. Развитие абсолютно всех органов и тканей (в том числе головного мозга) определяется генами, которые ребенок получает от родителей. Если мужские и женские половые клетки будут дефектными с самого начала (то есть если некоторые из их генов будут повреждены), у ребенка могут отмечаться те или иные аномалии развития. Если в результате данных аномалий будут поражены (недоразвиты, неправильно развиты) структуры головного мозга, это может стать причиной олигофрении.
    • Нарушения процесса оплодотворения. Если в процессе слияния мужских и женских половых клеток (имеющем место во время оплодотворения) произойдут какие-либо мутации, это также может стать причиной неправильного развития головного мозга и умственной отсталости у ребенка.
    • Сахарный диабет у матери.Сахарный диабет – это заболевание, при котором нарушается процесс использования глюкозы (сахара) клетками организма, в результате чего концентрация сахара в крови увеличивается. Развитие плода в утробе больной диабетом матери протекает с нарушением его обмена веществ, а также процессов роста и развития тканей и органов. Плод при этом становится крупным, у него могут отмечаться пороки развития, нарушения строения конечностей, а также психические расстройства, в том числе олигофрения.
    • Фенилкетонурию. При данной патологии нарушается обмен веществ (в частности аминокислоты фенилаланина) в организме, что сопровождается нарушением функционирования и развития клеток головного мозга. Дети с фенилкетонурией могут страдать умственной отсталостью различной степени выраженности.
    • Возраст родителей. Научно доказано, что чем старше родители ребенка (один или оба), тем выше вероятность наличия у него тех или иных генетических дефектов, в том числе приводящих к умственной отсталости. Обусловлено это тем, что с возрастом половые клетки родителей «стареют», а количество возможных мутаций в них увеличивается.
    • К экзогенным (воздействующим извне) причинам олигофрении можно отнести:

      • Инфекции матери. Воздействие тех или иных инфекционных агентов на материнский организм может привести к повреждению эмбриона или развивающегося плода, тем самым, спровоцировав развитие умственной отсталости.
      • Родовые травмы. Если во время родов (через естественные родовые пути или при кесаревом сечении) имела место травма головного мозга ребенка, это может привести к задержке умственного развития в дальнейшем.
      • Гипоксию (кислородное голодание) плода.Гипоксия может возникнуть во время внутриутробного развития плода (например, при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем у матери, при выраженной кровопотере матери, при низком артериальном давлении у матери, при патологии плаценты и так далее). Также гипоксия может возникнуть во время родов (например, при слишком длительных родах, при обвитии пуповины вокруг шеи ребенка и так далее). Центральная нервная система малыша чрезвычайно чувствительна к недостатку кислорода. При этом нервные клетки коры головного мозга могут начать погибать уже через 2 – 4 минуты кислородного голодания. Если вовремя устранить причину недостатка кислорода, ребенок может выжить, однако чем длительней была гипоксия, тем более выраженной может быть умственная отсталость у ребенка в дальнейшем.
      • Радиацию. Центральная нервная система (ЦНС) эмбриона и плода крайне чувствительна к различным видам ионизирующего излучения. Если во время беременности женщина подвергалась воздействию радиации (например, во время рентгеновских исследований), это может привести к нарушению развития ЦНС и олигофрении у ребенка.
      • Интоксикации. Если во время вынашивания ребенка в организм женщины попадают токсические вещества, они могут напрямую повредить ЦНС плода или спровоцировать его гипоксию, что может стать причиной умственной отсталости. Среди токсинов можно выделить этиловый спирт (входящий в состав алкогольных напитков, в том числе пива), сигаретный дым, выхлопные газы, пищевые красители (в больших количествах), бытовые химикаты, наркотические вещества, медикаменты (в том числе некоторые антибиотики) и так далее.
      • Недостаток питательных веществ во время внутриутробного развития. Причиной этого может стать голодание матери во время вынашивания плода. При этом дефицит белков, углеводов, витаминов и минералов может сопровождаться нарушением развития ЦНС и других органов плода, тем самым, способствуя возникновению олигофрении.
      • Недоношенность. Научно доказано, что умственные отклонения различной степени выраженности встречаются у недоношенных детей на 20% чаще, чем у доношенных детей.
      • Неблагоприятную среду обитания ребенка. Если в течение первых лет жизни ребенок растет в неблагоприятной обстановке (если с ним не общаются, не занимаются его развитием, если родители не проводят с ним достаточно времени), у него также может развиться умственная отсталость. В то же время, стоит отметить, что анатомическое повреждение ЦНС при этом отсутствует, вследствие чего олигофрения обычно выражена слабо и легко поддается коррекции.
      • Заболевания ЦНС в первые годы жизни ребенка. Даже если во время рождения ребенок был абсолютно нормальным, повреждение головного мозга (при травмах, при кислородном голодании, при инфекционных заболеваниях и интоксикациях) в течение первых 2 – 3 лет жизни может привести к повреждению или даже к гибели определенных участков ЦНС и к развитию олигофрении.
      • Наследственная умственная отсталость при генетических (хромосомных) синдромах (при синдроме Дауна)

        Умственная отсталость характерна:

        • Для синдрома Дауна. В нормальных условиях ребенок получает 23 хромосомы от отца и 23 хромосомы от матери. При их объединении образуется 46 хромосом (то есть 23 пары), что характерно для клетки нормального человека. При синдроме Дауна в 21 паре содержится не 2, а 3 хромосомы, что и является основной причиной нарушения развития ребенка. Помимо внешних проявлений (деформации лица, конечностей, грудной клетки и так далее), у большинства детей отмечается умственная отсталость различной степени выраженности (чаще – тяжелая). В то же время, при должном уходе люди с синдромом Дауна могут обучаться самообслуживанию и доживать до 50 лет и более.
        • Для синдрома Клайнфельтера.Синдром Клайнфельтера характеризуется увеличением количества половых хромосом у мальчиков. Обычно проявления заболевания наблюдаются при достижении ребенком периода полового созревания. В то же время, легкое или умеренное снижение интеллектуального развития (проявляющееся преимущественно в нарушении речи и мышления) может наблюдаться уже в ранние школьные годы.
        • Для синдрома Шерешевского-Тернера. При данном синдроме отмечается нарушение физического и полового развития ребенка. Умственная отсталость при этом встречается относительно редко и выражена слабо.
        • Для синдрома Рубинштейна-Тейби. Характеризуется деформацией первых пальцев рук и ног, низкорослостью, деформацией лицевого скелета, а также умственной отсталостью. Олигофрения встречается у всех детей с данным синдромом и часто носит тяжелый характер (дети плохо концентрируют внимание, тяжело поддаются обучению).
        • Для синдрома Ангельмана. При данной патологии поражается 15 хромосома ребенка, вследствие чего у него отмечается олигофрения, нарушения сна, задержка физического развития, двигательные расстройства, судорожные припадки и так далее.
        • Для синдрома ломкой Х-хромосомы. При данной патологии поражение определенных генов Х-хромосомы приводит к рождению крупного плода, у которого отмечается увеличение головы, яичек (у мальчиков), непропорциональное развитие лицевого скелета и так далее. Умственная отсталость при данном синдроме может быть слабо или умеренно выраженной, что проявляется нарушениями речи, поведенческими расстройствами (агрессивностью) и так далее.
        • Для синдрома Ретта. Данная патология также характеризуется поражением определенных генов Х-хромосомы, что приводит к тяжелой умственной отсталости у девочек. Характерным является то, что до 1 – 1,5 лет ребенок развивается абсолютно нормально, однако после достижения указанного возраст он начинает терять все приобретенные навыки, а способность к обучению резко снижается. Без правильного и регулярного лечения и занятий со специалистом умственная отсталость быстро прогрессирует.
        • Для синдрома Вильямса. Характеризуется поражением генов 7 хромосомы. При этом у ребенка наблюдаются характерные черты лица (широкий лоб, широкая и плоская переносица, большие щеки, заостренный подбородок, редкие зубы). Также у больных отмечается косоглазие и умственная отсталость умеренной степени выраженности, наблюдающаяся в 100% случаев.
        • Для синдрома Крузона. Характеризуется преждевременным сращением костей черепа, что приводит к нарушению его развития в дальнейшем. Помимо специфической формы лица и головы, у данных детей отмечается сдавливание растущего головного мозга, что может сопровождаться судорожными припадками и умственной отсталостью различной степени выраженности. Хирургическое лечение заболевания в течение первого года жизни ребенка позволяет предотвратить прогрессирование умственной отсталости или уменьшить ее выраженность.
        • Для синдрома Руда (ксеродермической олигофрении). При данной патологии отмечается усиленное ороговение поверхностного слоя кожи (что проявляется образованием большого количества чешуек на ней), а также умственная отсталость, нарушение зрения, частые судороги и двигательные расстройства.
        • Для синдрома Апера. При данной патологии также отмечается преждевременное сращение костей черепа, что приводит к повышению внутричерепного давления, повреждению вещества головного мозга и развитию умственной отсталости.
        • Для синдрома Барде-Бидля. Крайне редкое наследственное заболевание, при котором умственная отсталость сочетается с выраженным ожирением, поражением сетчатки глаза, поражением почек (поликистозом), увеличением количества пальцев на руках и нарушением (задержкой) развития половых органов.
        • Олигофрения, обусловленная микробным, паразитарным и вирусным поражением плода

          Причиной умственной отсталости ребенка может быть поражение организма матери во время беременности. При этом сами патогенные микроорганизмы могут проникать в развивающийся плод и нарушать процессы формирования его центральной нервной системы, тем самым, способствуя развитию олигофрении. В то же время, инфекции и интоксикации могут провоцировать развитие патологических процессов в материнском организме, в результате чего будет нарушаться процесс доставки кислорода и питательных веществ к развивающемуся плоду. Это, в свою очередь, также может нарушить процесс формирования ЦНС и спровоцировать различные умственные отклонения после рождения ребенка.

          Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных

          При гемолитической болезни новорожденных (ГБН) отмечается поражение ЦНС (центральной нервной системы), что может приводить к умственной отсталости различной степени выраженности (от легкой до крайне тяжелой).

          Суть ГБН заключается в том, что иммунная система матери начинает разрушать эритроциты (красные клетки крови) плода. Непосредственной причиной этого является так называемый резус-фактор. Он представляет собой особые антигены, которые имеются на поверхности эритроцитов резус-положительных людей, однако отсутствуют у резус-отрицательных людей.

          Если женщина с отрицательным резус-фактором забеременеет, а у ее ребенка будет положительный резус-фактор (который малыш может унаследовать от отца), организм матери может воспринять резус-антиген как «чужой», вследствие чего начнет вырабатывать против него специфические антитела. Данные антитела могут проникать в организм ребенка, прикрепляться к эритроцитам и разрушать их.

          Вследствие разрушения эритроцитов из них будет выделяться гемоглобин (в норме ответственный за транспорт кислорода), который затем будет превращаться в другое вещество – билирубин (несвязанный). Несвязанный билирубин крайне токсичен для человеческого организма, вследствие чего в нормальных условиях он сразу же поступает в печень, где связывается с глюкуроновой кислотой. При этом образуется нетоксичный связанный билирубин, который выводится из организма.

          При гемолитической болезни новорожденных количество разрушающихся эритроцитов настолько велико, что концентрация несвязанного билирубина в крови малыша возрастает в несколько раз. Более того, ферментные системы печени новорожденного еще не до конца сформированы, вследствие чего орган не успевает своевременно связать и вывести токсическое вещество из кровотока. В результате воздействия повышенных концентраций билирубина на центральную нервную систему отмечается кислородное голодание нервных клеток, что может способствовать их гибели. При более длительном прогрессировании патологии могут происходить необратимые поражения головного мозга, что приведет к развитию стойкой умственной отсталости различной степени выраженности.

          Приводит ли эпилепсия к умственной отсталости?

          Если эпилепсия начинает проявляться в раннем детском возрасте, это может привести к развитию легкой или умеренно выраженной умственной отсталости у ребенка.

          Эпилепсия – это заболевание центральной нервной системы, при котором в определенных участках головного мозга периодически образуются очаги возбуждения, затрагивающие те или иные зоны нервных клеток. Это может проявляться судорожными припадками, нарушениями сознания, нарушениями поведения и так далее. При часто повторяющихся эпилептических приступах замедляется процесс обучения ребенка, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, появляются определенные поведенческие расстройства, что в совокупности приводит к задержке умственного развития.

          Умственная отсталость при микроцефалии

          Микроцефалия практически в 100% случаев сопровождается олигофренией, однако степень умственной отсталости может варьировать в значительных пределах (от легкой до крайне тяжелой).

          При микроцефалии отмечается недоразвитие головного мозга во время внутриутробного развития плода. Причиной этого могут быть инфекции, интоксикации, радиационное облучение, генетические аномалии развития и так далее. Для ребенка с микроцефалией характерны маленькие размеры черепа (из-за маленьких размеров мозга) и относительно большой лицевой скелет. Остальные части тела развиты нормально.

          Олигофрения при гидроцефалии

          При врожденной гидроцефалии чаще наблюдается легкая или умеренно выраженная умственная отсталость, в то время как для приобретенной формы заболевания характерна тяжелая олигофрения.

          Гидроцефалия – это заболевание, при котором нарушается процесс оттока цереброспинальной жидкости. В результате этого она скапливается в полостях (желудочках) мозговой ткани и переполняет их, приводя к сдавливанию и повреждению нервных клеток. Функции коры головного мозга при этом нарушаются, в результате чего дети с гидроцефалией отстают в умственном развитии, у них отмечается нарушение речи, памяти и поведения.

          При врожденной гидроцефалии скапливание жидкости в полости черепа приводит к расхождению его костей (в результате повышения внутричерепного давления), чему способствует их неполное сращение. При этом повреждение мозгового вещества протекает относительно медленно, что проявляется легкой или умеренной умственной отсталостью. В то же время, при развитии гидроцефалии в старшем возрасте (когда кости черепа уже срослись, а их окостенение завершилось) повышение внутричерепного давления не сопровождается увеличением размеров черепной коробки, вследствие чего очень быстро повреждаются и разрушаются ткани центральной нервной системы, что сопровождается тяжелой умственной отсталостью.

          Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)

          На сегодняшний день существует несколько классификаций умственной отсталости, которые используются врачами для постановки диагноза и подбора максимально эффективного лечения, а также для прогнозирования течения заболевания.

          Классификация в зависимости от степени тяжести олигофрении позволяет оценить общее состояние пациента, а также выставить наиболее реалистичный и ожидаемый прогноз относительно его дальнейшей жизни и способности к обучению, спланировав при этом тактику лечения и обучения больного.

          В зависимости от степени тяжести выделяют:

          • легкую умственную отсталость (дебильность);
          • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
          • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
          • глубокую умственную отсталость (идиотию).
          • Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

            Даная форма заболевания встречается более чем в 75% случаев. При легкой степени олигофрении наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (8 – 9 классов) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности.

            В то же время, для пациентов с дебильностью характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко поддаются влиянию окружающих, а их психоэмоциональное состояние иногда развивается довольно слабо, в результате чего они не могут создать семью и завести детей.

            Умеренная степень умственной отсталости (слабо выраженная имбецильность)

            У пациентов с умеренно выраженной олигофренией отмечается более глубокое нарушение речи, памяти и мыслительных способностей. При интенсивных занятиях они могут заучивать несколько сотен слов и правильно их использовать, однако формируют фразы и предложения со значительными трудностями.

            Такие пациенты могут самостоятельно себя обслуживать и даже выполнять простую работу (например, подметать, стирать, переносить предметы из пункта А в пункт Б и так далее). В некоторых случаях они даже могут окончить 3 – 4 класса школы, научиться писать некоторые слова или считать. В то же время, неспособность рационально мыслить и приспосабливаться в социуме требует постоянного ухода за такими больными.

            Тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность)

            Характеризуется выраженными умственными расстройствами, в результате которых большинство пациентов теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. Больные дети практически не поддаются обучению, не могут писать или считать, их словарный запас не превышает нескольких десятков слов. Выполнять какую-либо целенаправленную работу они также не способны, как не способны построить отношения с лицом противоположного пола и завести семью.

            В то же время, пациенты с тяжелой формой олигофрении могут обучаться примитивным навыкам (употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далее). Также у них могут наблюдаться простые эмоции – радость, страх, печаль или заинтересованность чем-либо (которая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут).

            Глубокая умственная отсталость (идиотия)

            Клинические варианты и формы умственной отсталости

            Данная классификация позволяет оценить степень развития психоэмоциональных и умственных способностей ребенка и подобрать для него оптимальную обучающую программу. Это способствует ускоренному развитию больного (если такое возможно) или снижению выраженности симптоматики при тяжелых и глубоких формах патологии.

            С клинической точки зрения умственная отсталость может быть:

            • атонической;
            • астенической;
            • стенической;
            • дисфорической.
            • Атоническая форма

              Для данной формы характерно преимущественное нарушение способности концентрировать внимание. Привлечь внимание ребенка крайне сложно, а даже если это удается, он очень быстро отвлекается и переключается на другие предметы или действия. Ввиду этого такие дети крайне тяжело поддаются обучению (преподаваемую им информацию они не запоминают, а если и запоминают, очень быстро ее забывают).

              Стоит отметить, что для данной формы олигофрении также характерно ослабление волевой сферы ребенка. Он сам не проявляет никакой инициативы, не стремится узнавать или делать что-то новое. Часто у них отмечаются так называемые гиперкинезы – множественные нецеленаправленные движения, связанные с воздействием различных внешних раздражителей, отвлекающих внимание пациента.

              В результате длительных наблюдений специалистам удалось разделить атоническую форму умственной отсталости на несколько клинических вариантов, для каждого из которых характерно преобладание того или иного вида нарушений.

              Клиническими вариантами атонической формы олигофрении являются:

              • Аспонтанно-апатический – характеризуется слабо выраженными эмоциональными проявлениями, а также низкой мотивацией и практически полным отсутствием самостоятельной деятельности.
              • Акатизический – на первый план выступают гиперкинезы (постоянные нецеленаправленные движения, перемещения и действия ребенка).
              • Мироподобный – характеризуется повышенным настроением ребенка и неспособностью критически оценивать свое поведение (он может много говорить, делать неприличные поступки в обществе, дурачиться и так далее).
              • Астеническая форма

                Одна из легких форм заболевания, встречающаяся у пациентов с легкой степенью олигофрении. Для данной формы также характерно расстройство внимания, которое сочетается с поражением эмоциональной сферы ребенка. Дести с астенической формой олигофрении раздражительны, плаксивы, однако довольно быстро могут менять настроение, становясь веселыми, добродушными.

                До 6 – 7 лет умственная отсталость у таких детей может быть незаметна. Однако уже в первом классе учитель сможет выявить значительное отставание мыслительных способностей ребенка и нарушение способности концентрировать внимание. Такие дети не могут досидеть до конца урока, постоянно вертятся на месте, если хотят что-то сказать, выкрикивают это сразу и без разрешения и так далее. Тем не менее, освоить базовые школьные навыки (чтение, письмо, математику) дети в состоянии, что позволит им выполнять определенную работу во взрослой жизни.

                Клиническими вариантами астенической формы олигофрении являются:

                • Основной вариант. Главным проявлением является быстрое забывание всей информации, полученной в школе. Эмоциональное состояние ребенка также нарушено, что может проявляться ускоренным истощением или, наоборот, чрезмерной импульсивностью, повышенной подвижностью и так далее.
                • Брадипсихический вариант. Для таких детей характерно замедленное, заторможенное мышление. Если задать такому ребенку простой вопрос, он может ответить на него через несколько десятков секунд или даже минут. Таким людям трудно обучаться в школе, решать поставленные перед ними задачи и выполнять какую-либо работу, требующую немедленной реакции.
                • Дислалический вариант. На первый план выступают нарушения речи, проявляющиеся в неправильном произношении звуков и слов. Другие признаки астенической формы (повышенная отвлекаемость и эмоциональное недоразвитие) у таких детей также присутствуют.
                • Диспраксический вариант. Характеризуется нарушением двигательной активности, преимущественно в пальцах кистей рук при попытке выполнить точное, целенаправленное движение.
                • Дисмнестический вариант. Характеризуется преимущественным нарушением памяти (что обусловлено неспособностью концентрировать внимание на запоминаемой информации).
                • Стеническая форма

                  Характеризуется нарушением мышления, эмоциональной «бедностью» (дети выражают эмоции очень слабо) и отсутствием инициативы. Такие пациенты добры, приветливы, однако, в то же время, склонны к импульсивным, необдуманным поступкам. Стоит отметить, что они практически лишены способности критически оценивать свои действия, хотя выполнять простую работу в состоянии.

                  Клиническими вариантами стенической формы олигофрении являются:

                  • Уравновешенный вариант – у ребенка одинаково недоразвиты мышление, эмоциональная сфера и волевая сфера (инициативность).
                  • Неуравновешенный вариант – характеризуется преобладанием эмоционально-волевых или мыслительных нарушений.
                  • Дисфорическая форма

                    Характеризуется эмоциональными расстройствами и нестабильностью психики. Такие дети большую часть времени пребывают в плохом настроении, склонны к плаксивости, раздражительности. Иногда у них могут возникать вспышки гнева, в результате чего они могут начинать ломать и бить окружающие вещи, кричать или даже нападать на окружающих людей, нанося им при этом телесные повреждения.

                    Такие дети плохо поддаются обучению в школе, так как у них отмечается замедленное мышление, слабая память и нарушение способности концентрировать внимание.

                    www.tiensmed.ru

    Это интересно:

    • Народные средства от стресса и нервного напряжения Лечение стресса травами По материалам газеты «Вестник ЗОЖ» Настойка антистрессовых трав. Взять по 50 г трав: пустырник, ромашка, душица, мята, иван-чай, черника, зверобой, корни левзеи, пиона, девясила, шиповника, ягоды брусники. Сложить все в трехлитровую банку и доверху залить водкой или самогоном. Через месяц […]
    • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]
    • Как лечить невроз сердце Домашнее лечение народными средств. НЕВРОЗ СЕРДЦА (вегетоневроз, дистония, сердечный невроз) - комплекс функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, проявляющийся одновременно невротическим состоянием - нервозностью, раздражительностью, повышенной возбудимостью, нарушением сна и расстройствами в […]
    • Стрессы у детей 13 лет Тревожность и депрессия Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких […]
    • Шизофрения и валерьянка Валериана (Valeriana) Действующее вещество Фармакологическая группа Состав и форма выпуска в упаковках контурных ячейковых 10 шт.; в пачке картонной 2, 3 или 5 упаковок или в банках по 20, 25 или 50 шт.; в пачке картонной 1 банка. Фармакологическое действие Фармакодинамика Действующим началом препарата является […]
    • Таблетки стресс веда Таблетки от стресса Стресс Веда Стресс Веда способствует нормализации и поддержанию психоэмоционального состояния, вызывает мягкий седативный эффект, в ночное время способствует наступлению физиологического сна. Препарат не вызывает сонливости днем. Стресс Веда относится к аюрведическим фитопрепаратам из категории […]
    • Стресс от школы 1 класс Дети в школу: как снять стресс 1 сентября Дети не всегда так же, как родители, рады хризантемам, извлеченным из шкафов строгим костюмам и лицам учительниц на празднике первого звонка. Потеря свободы, хоть и временная, грядущие нагрузки и жизнь по распорядку – всегда большой стресс для малышей и даже старшеклассников. […]
    • Голодание лечение депрессии Голод - лучшая приправа к пище. Сократ Голодание - один из самых радикальных и интересных методов в лечении депрессии. В психиатрии существуют методики лечебного голодания, разработанные специально для выхода из депрессий, которые используют в некоторых психиатрических клиниках. Люди, страдающие депрессией, голодают […]