Упражнения для снятия стресса для школьников

Игры для снятия стресса и тревоги у ребёнка

В жизни ребёнка постоянно происходят различные тревожащие и стрессовые события. Мама вышла на работу, семья переехала в другой район, рождается младший брат или сестра, тяжело заболела бабушка. Мы не в состоянии оградить детей от всего, что может вызвать у них тревогу, но мы можем помочь им пережить стрессовые события и выйти из столкновения с ними психологически более устойчивыми. Если вы заметили, что ваш ребёнок стал более тревожным, агрессивным, перестал делиться с вами тем, что его пугает, эти несложные игры помогут ему справляться со сложными для него эмоциями. Запаситесь временем, терпением и – играйте.*

1. Растение

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина- глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.
Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить)

2. Линия жизни

Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой — «линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет — ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребёнок распрямляется.

На каждой остановке — говорим искренние слова. «О! Ещё один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стала/а …(говорим какое- то достижение)».

Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» — родитель говорит — «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….

Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (По-секрету: это чудная игра для Дня Рождения).

3. Игры с лицом

На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложно- определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребёнка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…)

Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребёнком всевозможные рожицы.

Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребёнок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? как она может помочь второй маске?

Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая — репка, рукавичка…

4. Простые праздники

У человека, перенёсшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

5. Цветотерапия

Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

6. Ты где?

Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом » здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.

7. Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». То есть достаточно чёткий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

8. Гирлянда

Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей и для адаптации к новой группе.
Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединённости — » мы вместе»

9. Капелька краски

Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.

10. Отпечатки

Еще одна очень простая экологично -»оживляющая» техника, помогает снять запрет на фантазию и чувствования.

Травмированные люди замораживают чувствительность — если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» . (Ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…

11. Рисуем на тёмной или чёрной бумаге

Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что- то новое и красочное.

Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.

12. Отпускаем в небо

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

13. Возвращаем идентификацию

Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.

Например: ВАНЯ — Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий

14. Превращаемся в супер-героев

Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивающийся с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребёнке «выученную беспомощность».

Каждое сделанное именно им действие даёт ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам! Когда ребёнок говорит — «не могу! не получится! помоги!», когда ноет и уклоняется от действия — играем в игру — Превращаемся в суперменов.

«Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс….).

«У тебя будут какие сверхспособности? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельём в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»

15. Играем в малыша

Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии-сил его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.

Даём ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «великаны – лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль- крышку от кастрюли в руки)

16. Закономерный этап

Агрессия — ищем способы экологичного проживания — щёлкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».

Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.

Страх прикосновений — представляем, что идёт дождик. вначале он стучит по ладошкам ребёнка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы.

17. Прыжки

Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать :-). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух..»…

Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.

* – примечание редакции

Светлана Ройз

Фото: 1. flickr.com/photos/demandaj,
2. flickr.com/photos/dbrekk,
3. flickr.com/photos/armydre2008

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

alpha-parenting.ru

Упражнения для снятия стресса у школьников. Упражнения для релаксации и снятия стресса

Наталья Ходько
Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния

Консультация для родителей и педагогов ДОУ

«Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния »

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР» № 85 г. Владикавказа

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение , другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение . Самостоятельно дети не могут избавиться от напряженного состояния , зачастую они даже не осознают, что с ними происходит. Помочь ребенку избавиться от этого состояния , научить его контролировать – это задача которая стоит перед взрослыми людьми, окружающими ребенка. Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь в данный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения , хорошо расслабляются. Об эффективности выполненных упражнений можно судить по внешнему виду ребёнка : спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние . Регулярное применение предложенных упражнений способствует улучшению общего эмоционального состояния ребенка , эмоциональной стабильности, повышению уровня работоспособности, улучшение сна.

Упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня.

«Вы-медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете их в лапах. Но вот медвежата устали и бросают свои лапки вдоль тела-лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам».

«Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул сильный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли. Обхватили себя руками, голову прижали к рукам-греетесь. Согрелись расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…»

Упражнение «Сорви яблоко»

«Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками».

«Вы держите в кулачках, что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… ещё крепче, у вас побелели косточки, кисти начинают дрожать. Но вот обидчик ушёл, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук свободно лежат на коленях… они отдыхают…»

«Вы сидите на полянке, ласково греет солнце. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены , прямые. Прислушиваемся на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания) . Сбросим муравья с пальца (на выдохе) . Носки вниз, стопы в стороны. Расслабить ноги : ноги отдыхают».

«Вы –факиры. Сядьте на ковёр скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты (покажите детям эту позу) . Пока звучит музыка факиры отдыхают… Музыка закончилась факиры работают. Все мышцы напряжены , голова поднята, глаза смотрят уверенно. Прямо перед собой.»

Упражнение «Солнечный зайчик»

«Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежит дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями : на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, ноги и руки. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним».

«Представьте себе, летний тёплый день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе) . Летит пчёлка собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания) . Прогоняя, пчёлку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух».

«Представьте себе летний тёплый день. Ваше лицо загорает, ласковое солнце гладит вас (мышцы лица расслаблены) . Но вот летит бабочка садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетает а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) ».

Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

«Сядьте удобно : руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо хочет сесть муха. Она садиться то на нос, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаза. Согнать назойливое насекомое».

«Сядьте удобно : руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор пока не почувствуйте, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение . Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполняйте упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя

«Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д, Запомните ощущения в состоянии расслабления . Выполняйте упражнение до достижения оптимального . Это упражнение можно выполнять лежа на полу».

Упражнение «Воздушный шар»

Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления .

«Встаньте закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела . Затем представьте что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух. Одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, затем мышцы плеч. Шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления . Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния

Спасибо за внимание!

Стремление успеть всюду и везде, нежелание делиться с кем-либо личными переживаниями, завышенные требования к себе – всё это приводит к истощению нервной системы. Одолевающий стресс мешает спать по ночам и лишает аппетита. С ним связана раздражительность, рассеянность, вялость и повышенная утомляемость.

Хотя сам человек не всегда понимает, что стал жертвой стресса, близкие люди зачастую видят его тревожное состояние. Внешними признаками напряжения являются чрезмерно сжатые губы, изменившийся тембр голоса, беспричинная суетливость или, наоборот, заторможенность движений. Можно ли самостоятельно справиться со стрессом? Какие упражнения помогают расслабиться?

Как шаг за шагом преодолеть стресс

Распознать эмоциональное или физическое напряжение позволяет простой тест. Вытяните перед собой руки, позволив кистям свободно свисать. Отрешитесь, представьте, что перед вами два отталкивающихся друг от друга однополюсных магнита. При ясном, не загруженном проблемами мышлении подобная ассоциация будет вызывать непроизвольное разведение рук. Если конечности остались в исходном положении, вам следует избавиться от напряжения.

Особенности упражнений для снятия стресса:

  • Выполняемые движения должны быть простыми и посильными, не предполагающими использование специального оборудования.
  • Применять расслабляющие техники можно не только дома, но и на работе, улице – везде, где появляется ощущение напряжённости.
  • Начинать борьбу со стрессом лучше с динамических упражнений (ходьбы, бега, плавания, махов, приседаний, наклонов).
  • Спустя неделю можно переходить к статическим нагрузкам: делать планку, осваивать йогу.
  • Оптимальная продолжительность ежедневной антистрессовой тренировки – 10–20 минут.
  • Во время занятий важно создать расслабляющую атмосферу, используя приёмы цвето-, арома- и музыкотерапии.

Расслабляющий фитнес: 3 простых упражнения

Физические упражнения для снятия стресса не имеют противопоказаний. Они избавляют от эмоционального напряжения и заряжают бодростью тех, кто чувствует себя утомлённым.

Примите исходное положение: лягте на спину, раскиньте руки в стороны. Согните ноги в коленях, а затем поднимите нижние конечности так, чтобы голени были параллельны полу. Теперь медленно опустите их слева от вас. Оторвите голени от пола, опишите ими круг и положите с правой стороны. Сделайте 4 переката. Следите, чтобы корпус и плечи при выполнении упражнения не отрывались от пола.

Завершив последний перекат, не возвращайтесь в исходную позицию. Выпрямите сложенные вместе ноги так, чтобы их носки касались левой кисти. Подняв правую нижнюю конечность над собой, описывайте ею широкие круги. Левая нога при этом остаётся неподвижной. Сделайте 5–10 круговых махов. Повторите упражнение, поменяв ноги.

Исходное положение – встаньте на четвереньки. Упритесь левым плечом в пол и развернитесь корпусом. Левая рука вытянута перед собой, правая находится над головой и упирается в коврик. Корпус должен располагаться перпендикулярно тазу. Усложните позицию – вытяните правую ногу, поставив носок на пол. Замрите на 10 секунд. Постепенно вернитесь в исходное положение. Повторите те же движения в другую сторону.

Завершают комплекс дыхательные упражнения для снятия стресса. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите руки над головой, сделайте глубокий вдох. На выдохе наклонитесь и опустите руки, коснувшись пола. Ещё два раз вдохните-выдохните. Последний выдох должен быть коротким, как бы выталкивающим воздух.

Прогрессивная мышечная релаксация

Эта расслабляющая техника была разработана почти столетие назад американским врачом-физиологом Эдмундом Якобсоном. В своё время медик обратил внимание, что периоды напряжения и расслабления мышц чередуются. Исходя из этого наблюдения, он решил, что достичь глубокого расслабляющего эффекта при стрессе можно, напрягая конкретную мускулатуру.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, сконцентрируйтесь на дыхании. Оно должно быть спокойным и медленным. Встаньте прямо, сожмите правую (левую для левшей) ладонь в кулак и до упора согните кисть. Максимально сильно напрягите руку. Через 10–15 секунд выдохните и расслабьте конечность. Отдохните треть минуты. В дальнейшем соблюдайте те же временные промежутки. Согните правую руку в локте и упритесь локтевым суставом в любую поверхность. Расслабьте мышцы. Повторите те же манипуляции с другой рукой.

Переходите к мимическим упражнениям. Вскиньте вверх брови, как бы удивляясь, и откройте широко рот. Следующий этап – напрягите мышцы центральной части лица. Сведите брови, зажмурьте глаза, поморщите нос. Расслабьте мускулатуру лица. Широко улыбнитесь с плотно сомкнутыми губами. Напоследок потренируйте мышцы шеи: медленно покачайте запрокинутой головой из стороны в сторону. Передохните. Втяните голову в плечи, а затем уроните её на грудь.

После расслабления сосредоточьтесь на мышцах корпуса. На вдохе сведите перед собой локти. Напрягите мышцы рук как можно сильней. На выдохе расслабьтесь. Проделайте то же самое с лопатками, на вдохе выгибая спину. После отдыха напрягите мышцы живота.

Завершающий блок – . Слегка согните левую нижнюю конечность в колене, напрягите мышцы бедра. Выставьте вперед ту же ногу на пятку. Растопырив пальцы, потянитесь носком вверх. Продублируйте движения с правой ногой. Количество повторов комплекса – 3–4 раза.

Правильное дыхание спасает от стресса

При нервном напряжении есть ощущение кислородного голодания. Нехватку воздуха провоцируют поверхностные, лёгкие вдохи или неосознанная задержка дыхания. Исправить положение помогает дыхательная гимнастика для снятия стресса. Некоторые такие практики требуют серьёзной физической подготовки. Например, пранаяма доступна лишь тем, кто полгода-год занимался хатха-йогой. Но есть и элементарные упражнения, посильные каждому.

Дыхательная гимнастика от стресса – пятиминутный комплекс:

  • Встаньте прямо, закройте глаза. Сосредоточьтесь на циркуляции воздушных потоков внутри вас. Медленно сделайте глубокий вдох, мысленно считая до 5-ти. Постепенно выдохните за тот же промежуток времени. Повторите упражнение ещё 9 раз.
  • Сделайте носом поверхностный вдох-выдох. Далее вдохните полной грудью, пропуская воздух черед рот. Медленно выдохните. Завершите упражнение неглубоким дыханием. Повторите всё ещё 5 раз.
  • Откройте глаза. Положив ладонь чуть ниже солнечного сплетения, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Понаблюдайте, как кисть руки в этот момент опускается и поднимается. Повторите действие 5 раз.
  • Закрыв глаза, представьте, что воздух – стихия блаженства и покоя. Сделайте медленный вдох. Почувствуйте, как на выдохе уходят мучающие вас тяготы и усталость в каждой клетке организма.
  • На первых порах практиковать правильное дыхание достаточно пять минут. Через неделю можно дополнить комплекс новыми упражнениями и продлить занятие вдвое. За месяц тренинг желательно довести до 20 минут в день. Подобные упражнения, проводимые на свежем воздухе в экологически чистом месте, укрепляют дыхательную, сердечную и нервную систему, улучшают иммунитет и общее самочувствие.

    Продолжаю тему того, как справиться со стрессом самостоятельно и без всяких там успокоительных таблеток. Мы с вами уже знаем, что это можно сделать с помощью успокоительных чаёв . На очереди дыхательная гимнастика для снятия стресса.

    Гимнастика позволяет не только успокоиться, но и обогатить внутренние органы кислородом, улучшить общее состояние организма.

    Виды дыхательных гимнастик

    Существует достаточно большое количество видов и техник дыхания позволяющих справиться со стрессом и в придачу с многими другими проблемами. Рассмотрим основные.

    Дыхание животом

    Естественным для человека является дыхание животом, то есть при помощи диафрагмы. Оно способствует более полному наполнению легочных альвеол воздухом, а значит поступлению большего количества кислорода.

    Обратим внимание на положительные результаты данного процесса:

  • Кровь насыщается кислородом
  • Улучшается работа сердечно-сосудистой и кровеносной системы
  • Профилактируются бронхолегочные заболевания вследствие естественного массажа внутренних органов
  • Очищаются легкие (особенно полезно для курильщиков)
  • Помогает справиться с отдышкой
  • Нормализуется работа ЖКТ
  • Улучшается работа почек, поджелудочной железы и желчного пузыря
  • Нормализуется вес
  • Поскольку происходит повышение внутригрудного и внутрилегочного давления, то лицам страдающим гипертонией необходимо воздержаться от данной методики.

    Для получения максимума пользы выполнять данное упражнение необходимо утром и вечером. В течение получаса вас никто не должен отвлекать. Минимальный курс – 6 занятий. Положение тела: сидя или лежа.

  • Максимально расслабляемся
  • Для контроля над дыханием, располагаем руки так, чтобы правая находилась в области живота, а левая на груди.
  • Грудь остается неподвижной, а живот приподнимается при вдохе и опускается с выдохом. Глубина вдоха в 3 раза короче выдоха. В течение минуты должно быть выполнено примерно 15 вдохов. Дышим медленно, через нос, не менее 15 мин.
  • При выполнении упражнения может возникнуть головокружение по причине резкого насыщения кислородом организма. Через некоторое время все нормализуется и организм привыкнет.

    Дыхание свечи

    Снять напряженность, чувство тревоги и уменьшить болевой синдром поможет дыхание свечи. Из-за своих свойств данный способ дыхания часто используется в процессе родов.

  • Принимаем удобную позу.
  • Для облегчения процесса можно использовать горящую свечу. Необходимо 20 минут дуть на пламя так, что бы оно находилось под углом 90 градусов.
  • Релаксационная музыка значительно улучшит эффект.
  • Дыхание частое и поверхностное. Вдох быстрый через нос, а ртом делается сильный и плавный выдох (задувание свечи).
  • Может возникнуть легкое головокружение из-за переизбытка кислорода, однако в крови увеличивается количество эндорфинов, которые и уменьшают болевой синдром.

    Беременным необходимо заранее освоить этот метод.

    Это техника управления жизненной энергией посредством дыхательных упражнений.

    За счет изменения соотношения концентраций кислорода и оксида углерода (углекислого газа) происходит положительное физиологическое воздействие на организм, а специфика дыхания оказывает действие на психосоматическую систему.

  • Положительное воздействие на мозг
  • Массаж внутренних органов
  • Укрепление нервной системы (симпатической и парасимпатической)
  • Расширение адаптивных функций организма
  • Возникает устойчивость к различным переживаниям
  • Укрепляет сознание
  • Вводит в состояние спокойствия, легкости и радости
  • Борется с волнением
  • Для выполнения пранаямы необходимо принять позу лотоса, а голову, шею и грудь держать прямо по одной линии.

  • Правую ноздрю плотно закрыть большим пальцем правой руки
  • Медленно и бесшумно вдыхаем открытой ноздрей в течение 4х секунд
  • Задерживаем дыхание около 16 секунд, закрыв свободными пальцами левую ноздрю
  • Мышцы лица необходимо максимально расслабить, глаза лучше прикрыть
  • Выдох делаем через левую ноздрю бесшумно и медленно, в течение 8 секунд
  • Данный цикл необходимо повторять 4 раза подряд — утром, днем и перед сном
  • Йоги постепенно время доводят до 12-48-24 секунд с последующим постепенным увеличением количества циклов до 80.

    Сурья бхедана (вдох правой ноздрей) активизирует организм. При обратном дыхании (вдох левой ноздрей или чандра бхедана) происходит расслабление и успокоение.

    Пранояму нежелательно выполнять на переполненный желудок.

    Огненное дыхание

    Обладает массой положительных качеств:

  • Очищение организма от токсинов
  • Повышение жизненной силы
  • Увеличение объема легких
  • Повышение стрессоустойчивости
  • Укрепление нервной системы
  • Восстановление баланса нервной системы
  • Улучшение физической выносливости
  • Снижение зависимости от психотропных веществ (курение, наркотики)
  • Улучшаение мозговой деятельности
  • Укрепление иммунной системы
  • Быстро и ритмично без пауз вдыхаем и выдыхаем через нос. Выполняют до 3 циклов в секунду)
  • Выдох производиться за счет втягивания солнечного сплетения и пупоного центра к позвоночнику. При напряжении диафрагмы данное движение происходит автоматически.
  • На вдохе необходимо растянуть диафрагму, для этого максимально расслабляют верхние брюшные мышцы
  • Во время проведения упражнения грудная клетка должна находиться в расслабленном состоянии и слегка приподнятой
  • При правильном выполнении дыхания не возникает никаких покалываний и скованности. Возможно только легкое головокружение, особенно у начинающих практиков.
  • Продолжительность данной процедуры не должна превышать 3х минут
  • Для эффективности данной техники следует выпивать достаточное количество воды в течение суток
  • Данная методика противопоказана во время менструаций и при беременности.

    Толчковое дыхание

    При больших нагрузках, стрессах, ссорах и болезненных состояниях рекомендуют выполнять толчковое дыхание.

    Оно обладает такими положительными свойствами как:

  • снятие тревожности
  • борьба со стрессами
  • расслабление лицевых мышц
  • вокруг глаз подтягивание кожи
  • уменьшение морщинок в уголках рта
  • Необходимо широко раскрыть рот
  • Максимально высунуть язык
  • Трижды сказать «ХааХха»
  • Звук должен быть сильным и исходить из глубины горла
  • Вместе со звуком необходимо выталкивать злобу, ненависть, депрессии и разочарования.
  • Таким образом, за 5 минут вы улучшите свое эмоциональное состояние и внешний вид.

    Природное дыхание для релаксации

    Зачастую, чтобы расслабиться быстро и без лекарств достаточно просто начать правильно дышать. Природное дыхание позволяет нормализовать баланс углекислого газа с кислородом, успокоить нервную систему, расширить сосуды, избавиться от головной боли.

    Оно наблюдается во время сна и плача, характеризуется главным образом тем, что вдох значительно короче выдоха. Дыхание осуществляется ртом, а не носом. Перед выдохом необходимо задерживать воздух на 15 сек.

    Занятия в течение 15-20 минут позволяют значительно улучшить состояние, расслабиться, снять спазмы и побороть боль.

    Всех с наступающим Новым годом! Как ваша подготовка к празднику? Сегодня озознала, что пора бы уже начать суетиться, ведь праздник на носу.

    Мы недавно вернулись с корпоратива, который был в караоке-баре, так что я слегка оглохла)

    Практикуйте дыхательные гимнастики и будьте на расслабоне.

    Подписывайтесь на обновления блога (формы внизу и справа вверху).

    Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения

    Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план.

    Чем вас заинтересовал этот предмет. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях. Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд. »

    «Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного. »

    Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

    Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом-«адувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

    Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

    «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

    Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь. » Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

    Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

    Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

    Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

    Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно. »

    Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

    Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

    Грецов А., Бедарева Т.

    Психологические игры для старшеклассников и студентов

    В современной динамичной жизни стресс является нашим постоянным спутником. Жизнь в режиме нон-стоп, наполненная бесчисленными обязанностями и проблемами, неизбежно приводит нас к напряжению и стрессу. Иногда стресс имеет положительную роль — мотивирует нас, помогает нам в процессе обучения и приобретении новых навыков. Но чаще всего стресс оказывает на нас негативную роль — создает постоянное чувство тревоги и паники, провоцирует возникновение синдрома хронической усталости, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Поиск эффективных методов и упражнений для релаксации имеет решающее значение для стабильной и счастливой жизни. Чувствуйте, что стресс нарушает баланс гармонии в вашей жизни? Тогда постарайтесь следовать нижеприведенным рекомендациям для снятия напряжения и стресса.

    Упражнение 16. « Тигриное рычание »

    Вы пришли с работы, и ваше настроение далеко от праздничного, нервы натянуты, вот-вот взорветесь агрессией, которую тщательно приходилось сдерживать весь рабочий день (на начальство ведь не принято кричать). Не ждите, когда кто-либо из членов семьи подаст вам повод для взрыва. Подойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению и. рычите. Громко. С выражением. Излейте в рыке всю ярость, гнев, обиду. Как настоящий тигр, рвущий добычу. Кстати, вибрации, которые неизбежны во время такого рычания, благотворно сказываются на организме — по тому же принципу, как поглаживание урчащей кошки.

    Но рычание не всем подходит. В этих случаях агрессию можно перенести на неодушевленные предметы.

    Достаточно лечь на кровать и минут 5-10 с силой колотить пятками по матрацу — такое упражнение не только снимает внутреннее психологическое напряжение, но и неплохо тренирует мышцы ног и брюшного пресса.

    Помогает и битье подушек. А если для подушечной экзекуции пользоваться еще и обычной выбивалкой, то заодно избавите мягкую мебель от пыли. Тем более что ни один супер-современный пылесос не способен так надежно убрать пыль, накапливающуюся в креслах и диванах, как самая обычная, « старорежимная »

    выбивалка.

    Цель: снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.

    Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом — надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите 1-2 минуты.

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что в « выжали » весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затеи выполните упражнение одновременно двумя руками.

    Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то не рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

    Цель: снятие напряжения с помощью дыхания.

    Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

    Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь.

    Цель: экспресс-регуляция своего эмоционального состояния, быстрое снятие стресса.

    Сядьте удобно, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

    Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить.

    Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно…

    Аутогенная тренировка (3-5 минут)

    1. Сядьте удобно, закройте глаза, спина прямая, руки на коленях.
    2. Мысленно проговорите « Я спокоен.
    3. « Правая рука тяжёлая »-5-6 раз.
    4. « Я спокоен »
    5. « Левая рука тяжёлая »- 5-6 раз.
    6. « Я спокоен. Я готов. Я собран. Я уверен в успехе. »
    7. Сожмите кисти в кулак, откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
    8. boite.ru

    Это интересно:

    • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
    • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
    • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
    • Невроз беременность Невроз беременность 28 июля 2017 г., 11:35 привет,можно при неврозе заводить детей?Есть ли такие которые рожали уже после,как заболели?Принимали ли Вы таблетки соответствующие до беременности во время нее и после?Или может врачи не рекомендуют рожать в таких случаях? 28 июля 2017 г., 12:37 Нет,нельзя. Вы просто […]
    • Панель аутизм Панель аутизм Ключевыми симптомами заболеваний, включенных в панель, являются недифференцированная задержка психо-речевого развития (или умственная отсталость, УО) и/или расстройства аутистического спектра (РАС). При исключении негенетических причин УО и РАС, таких как внутриутробное поражение плода (например, […]
    • Заговор от депрессии Заговор от депрессии Первопричиной любого заболевания является депрессия. Что вызывало ее, нужно решать в каждом отдельном случае, но пока вы будете это делать, человек может уйти глубоко в себя и вы не сможете ему помочь и спасти от серьезных последствий. Психика человека постоянно подвергается внешним атакам. За […]
    • Боязнь татар На главную страницу "У меня не было боязни, что подо мной кресло может пошатнуться" (ч.3) – Когда совхоз «Майский» только строился, я помню, был какой-то чувашин. – Карпов Виктор Васильевич. – Точно. Я с ним знаком был, когда мы строили пионерский лагерь. – Да, вы мне говорили. У меня судьба тоже с ним связана. Я […]
    • Боязнь всего у ребенка в 8 лет Страх смерти в детском и подростковом возрасте Первые детские "зачем?" и "почему?" Кого из нас не удивляли эти первые детские "почему?", эта любознательность, это стремление детей докопаться до самой сути. "Почему дует ветер?", "Почему трава зеленая, а солнце круглое?", "Почему листочки на деревьях летом зеленые, а […]