Упражнения на управление стрессом

ТРЕНИНГ «УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ»

Ресурс сохранения здоровья и работоспособности сотрудников в условиях высоких эмоциональных нагрузок

Это специальный тренинг для тех, кто много работает с двумя основными источниками стресса — другими людьми и информацией. Его программа идеально подойдет для, руководителей, менеджеров, продавцов, журналистов и представителей других профессий, чей труд связан с эмоциональными перегрузками.

Программа тренинга представляет из себя обучающую систему, которая помогает не только повысить стрессоустойчивость и научиться быстро избавляться от стрессового напряжения. Это обучение специальному антистрессовому комплексу, который защищает от стрессовых факторов в любой сфере деятельности человека. Результат обучения станет заметен сразу после окончания тренинга.

Какие навыки и умения приобретают участники на наших тренингах:

  • Искусство управления эмоциями в стрессовой ситуации и способность избегания стресса.
  • Умение гасить волнение перед ответственным мероприятием (докладом, публичным выступлением и т.д.).
  • Способность быстро восстанавливаться после стрессовой ситуации.
  • Возможность за короткое время восстанавливать силы и поднимать энергетику.
  • Умение спокойно решать неотложные задачи в условиях аврала.
  • Содержание программы обучения:

  • Тактика защиты от стресса в 2 шага.
  • Тестирование уровня стресса. Распознавание стресса по 2 типам признаков.
  • Самый главный антистрессовый фактор. Работа с Символом Спокойствия.
  • Работа на телесном уровне. Якорение.
  • Работа на ментальном уровне.
  • Проработка ситуаций волнения, неуверенности, беспокойства.
  • Приёмы повышения стрессоустойчивсти.
  • Наши конкурентные преимущества:

  • На одном занятии участники могут освоить подходящие именно им упражнения из нескольких предложенных методик, что гарантирует положительный результат обучения.
  • Навыки и умения универсальны, так как относяться к любым жизненным ситуациям, где от человека требуется способность лучше управлять своим состоянием.
  • Сочетание любого обучения, тренировки, оздоровления с методами саморегуляции многократно усиливает их эффективность, сокращает сроки получения ожидаемых результатов.
  • После обучения участники получают все необходимые материалы для дальнейшего самостоятельного использования.
  • Приёмы и упражнения не занимают много времени, просты в освоении и легки в применении.
  • Почему выгодно обучать сотрудников умению управлять стрессом.

    Современная бизнес-среда в буквальном смысле насыщена стрессогенными факторами. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентная борьба, необходимость быстро принимать решения, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах — все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса. Именно поэтому управление стрессом — одно из важнейших умений, необходимых современному менеджеру.

    Руководитель несет ответственность за уровень стресса не только у себя, но и у своих сотрудников. Истощенный стрессом сотрудник не достигает высот производительности, работает только на том уровне энергии и старания, чтобы избежать увольнения. Средний показатель производительности российских организаций — 50 — 55% от возможного уровня. Отчасти это связано с хроническим стрессом, который переживает персонал. Кроме снижения результативности, неуправляемый стресс определяет низкий уровень лояльности и приверженности сотрудников организации. Растет количество «внутренне уволившихся», возрастает текучка, страдает эмоциональный климат в коллективе. Отсюда вывод — инвестиции в обучение сотрудников технологиям стресс-менеджмента обеспечивают конкурентное преимущество организации в стратегической перспективе.

    Форматы и стоимость:

    1. Мастер-класс, 4 ч. с одним перерывом. Группа до 12 чел. Стоимость 16000 руб.
    2. Стандартный: 4 ч. (пятница) + 6 ч.(суббота). Группа до 16 чел. Стоимость 29000 руб.
    3. Расширенный: 4 ч. (пятница) + 6 ч. (суббота) + 6 ч. (воскресенье). Группа до 16 чел. Стоимость 39 000 руб.

    В случае долгосрочного сотрудничества предусматриваются скидки.

    Подробную информацию можно получить, отправив запрос по e-mail: [email protected]

    или по тел. (812) 648-55-80, +7-911-911-70-30

    www.antistress-spb.ru

    Упражнения на управление стрессом

    Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и повышает душевное равновесие. Психическая саморелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отключением от внешнего мира.

    Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос. Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений:

    1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.
    2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.
    3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением. Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.
    4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.
    5. Потом повторите такие упражнения с другими мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб). В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

      Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение сильно напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

      Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления. Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело в любой момент, — тогда, когда понадобится.

      Ваша самооценка

      Внутреннее состояние человека в огромной степени зависит от мнения окружающих его людей. Можно утверждать, что до тех пор, пока мы сами не научимся ценить себя, наша жизнь и психологическое состояние определяются другими.

      Для чего вам необходимо знать мнение окружающих вас людей? Насколько честно вы оцениваете себя, свои способности, свой ум, действия, когда сталкиваетесь со сложной жизненной ситуацией? Как правило, ваша самооценка либо очень занижена, либо очень завышена. Зачем вам оценивать себя? Честно ответив на эти вопросы, вы обнаружите свои ограничивающие убеждения.

      Редко можно встретить человека, который объективно оценивает собственные силы. Чтобы достичь этого, необходимо проделать огромную внутреннюю работу. После этого из лексикона человека вообще исчезает оценка своей деятельности. Он просто делает и все у него получается. Но, чтобы достичь этого состояния, необходимо четко определить свои страхи и ограничивающие убеждения.

      В случае завышенной самооценки, после честного анализа своих убеждений глубоко внутри будет обнаружено очень нелестное мнение о себе. И это совершенно естественно. Что нам обычно говорили о наших способностях в детстве, когда мы только учились жить в этом мире? Вспоминаете? Взрослые наслаждаются своими знаниями. Их раздражает, что ребенок не может с первого раза усвоить урок.

      Когда нам что-то не нравится в других, это так или иначе присутствует в нас. Внешнее отражает внутреннее. Подобное притягивает подобное. Это то, с чем вы сами встречались в детстве. То, что живет в нас до сих пор. Это подсознательная убежденность в собственной неполноценности, те оценки, которые вы, будучи еще ребенком, получали от родителей, в школе.

      Вырастая, вы продолжаете нести в себе эти оценки и правила-ограничители. Они стали частью вас. Чужие правила становятся вашими собственными. Вырастая, вы подсознательно продолжаете проговаривать внушенные вам убеждения и, таким образом, привлекаете к себе соответствующие ситуации.

      Когда-то эти убеждения были полезны, чтобы выжить при нехватке личного опыта. Как памперс помогает ребенку чувствовать себя комфортно в «сложной» ситуации. Но нельзя всю жизнь прожить с памперсом. То же касается и наших ограничивающих убеждений, однако, большинство из нас, именно так и пытаются поступать.

      Вам не нравится то, что ребенок показывает вам ваше лицо, однако и в мире взрослых вы видите подтверждения подсознательно-негативной оценки себя и своих достоинств. Вы находитесь в плену своих мыслей. Вы настороже и в нейтральных словах окружающих часто видите негативную оценку. Даже когда вас хвалят, вы не верите тому, что вам говорят или верите с долей сомнения. Вы смотрите на мир сквозь негативную самооценку.

      Каково ваше настоящее лицо, если убрать эти страхи и ограничивающие убеждения?

      www.fxguild.info

      Техники управления стрессом

      Стресс ─ это заложенная в нас с первобытных времен реакция организма на события несущие угрозу, так называемые «стрессоры». При возникновении стрессора, все силы организма концентрируются на борьбу с источником опасности. На эмоциональном уровне, реакция на стресс проявляется различными негативными эмоциями. Порою даже самая незначительная проблема может вызвать у человека сильный стресс. Он приводит к нарушению работы иммунной системы и обострению хронических заболеваний.

      Чтобы не истощать защитные силы организм излишними, и зачастую ненужными переживаниями, психологи предлагают нам использовать ряд приемов работы над своей реакцией на стрессоры, которые входят в технику управления стрессом.

      Техника управления стрессом: корректировка отношения к стрессу

      Прежде всего, чтобы уберечь себя от вредоносного влияния стресса, нужно попытаться правильно относиться к стрессовой ситуации и управлять ее. Обычно у нас при появлении стрессора «срабатывают» детские защитные реакции. Мы ставим себя либо в роль жертвы неподвластных нам внешних явлений, либо страстно боремся со стрессорами методом истерик, ложных обвинений и скандалов. Нужно понять, что самым эффективным поведением во время стрессовой ситуации для нашего психологического и физического здоровья будет не безволие или борьба, а именно позиция человека, способного управлять стрессовой сложной ситуацией.

      Техники управления стрессом: метод дистанционирования

      Управлять стрессовой ситуацией помогает попытка посмотреть на стрессогенную ситуацию со стороны. Представив себя на месте как бы постороннего участника конфликта, который с легкостью управляет стрессом. Этим мы избавляем себя от негативного влияния стресса. Такая позиция помогает «оттолкнуть» инстинктивное проявление страха в ответ на стрессор и более ясно взглянуть на проблему.

      Техника управления стрессом: дыхательные упражнения

      Если же стресс все-таки нарушил ваше эмоциональное спокойствие и привел к сильным проживаниям, вернуть контроль над ситуацией помогут дыхательные упражнения.

      В методе управления стрессом хорошо зарекомендовал себя особый способ дыхания. Для этого нужно уединиться хотя бы на 10 минут. Затем, приняв удобное положение тела, сконцентрировать внимание на биении сердца и начать регулировать свое дыхание так, чтобы вдох приходился на два удара сердца, а выдох на четыре, через десяток вдохов и выдохов, постепенно постарайтесь увеличить продолжительность вдоха до четырех ударов, а выдоха до восьми. При этом не надо делать задержек дыхания после вдоха. Во время такой дыхательной практики полезно представить, что вы вдыхаете энергию спокойствия, а с выдохом избавляетесь от всего негатива нанесенного вам стрессом и полностью управляете стрессом.

      Обычно после такой дыхательной практики приходит ощущения прилива новых сил и уверенность в том, что стрессом вполне можно управлять.

      Техника управления стрессом: мышечный контроль

      Чтобы ограничить влияние стресса на наше физическое самочувствие стоит научиться управлять стрессом с помощью метода расслабления мышц разных групп.

      Для начала, локализуйте свои негативные ощущения (к примеру – сердцебиение, «сосущее чувство под ложечкой» ─ в районе солнечного сплетения, «пылающее лицо», «ватные ноги»). Сконцентрируйте свое внимание на этих областях и постарайтесь как бы «вытряхнуть» все напряжение.

      Техника управления стрессом: правильное мышление

      Самое главное в управлении стрессом – это правильное мышления в стрессовой ситуации.

      Во время стресса вы должны научиться понимать истинные его причины и управлять ими. Главное ─ не пытаться избежать неудачи, а осознать, что в любой стрессовой ситуации есть и положительные моменты. На них и нужно сконцентрироваться и попытаться управлять стрессом.

      Относиться к стрессу необходимо не как к трагедии вселенского масштаба, а исключительно как к сложному жизненному экзамену, который даст вам дополнительный опыт и закалит перед другими сложностями. Если же вам удалось найти положительное решение проблемы, стоит усвоить и запомнить благодаря каким личностным проявлениям вам улыбнулась удача. И тогда вы вскоре научитесь с легкостью управлять стрессом.

      Также, чтобы научиться управлять стрессом, советуем прочесть о том, как влияет стресс на секс и о том, как связаны стресс и психопатии

      zdravoe.com

      Авторы:
      Алена Сысоева
      Алла Заднепровская

      Не следует бояться стресса.
      Стрессом надо управлять.
      Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.
      Г. Селье

      Цейтноты на работе, постоянно нарастающий темп жизни, «индивидуальная непереносимость» большого наплыва информации, сезонная хандра – это лишь часть причин, способных вызвать состояние усталости или даже депрессии.

      О том, как не допустить влияния внешних факторов на наше внутреннее состояние, а также о том, как «победить» уже существующий стресс и пойдет речь в этом материале.

      Определимся с понятием стресс

      «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)» – такую формулировку понятия «стресс» дает словарь.

      Если окунуться в этимологию слова «стресс» (stress), то можно обнаружить, что оно пришло к нам из английского языка, перекочевав в свое время из латинского. В переводе означает «нажим, давление, напряжение».

      В XVIII-XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в сфере физики и обозначало собой силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы. В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье (Hans Selie) перенёс слово «стресс» в медицину. Сегодня этот термин широко используется в биологии и психологии.

      Однако чтобы понять, что такое стресс достаточно просто оглянуться вокруг.

      Мини-стрессы врываются в нашу повседневную жизнь со звонком будильника и сопровождают нас в течение дня вместе с заторами на дорогах, оторвавшейся пуговицей, плохим сервисом в магазинах и ресторанах, скверным характером соседа по лестничной площадке, сбоями на работе или проблемами в семье… Также причинами стресса могут стать глобальные факторы: постоянно нарастающий темп жизни, политическая и экономическая нестабильность в стране, высокий уровень инфляции, падение курса валют и т.п. В общем, выходит, стресс является неотъемлемой частью жизни и наша задача – если не предотвратить, то, по крайней мере, минимизировать его влияние на организм.

      Как выглядит человек в состоянии сильного стресса? Он уныл, капризен и раздражителен, неспособен сконцентрировать внимание и логически мыслить, а решения принимает необдуманно и безответственно. Следствием постоянного стресса и чувства неудовлетворенности может послужить целый «букет» невротических и психо-соматиченских заболеваний, например бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, регулярные мигрени, мышечные боли и т. п.

      В то же время, стресс для современного сотрудника преуспевающей компании – одна из форм неизбежной расплаты за продвижение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти, влиянию и благополучию. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит на плечи, тем больше решений приходится принимать быстро и самостоятельно, тем большим количеством подчиненных приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

      К сожалению, большинство людей предпочитают игнорировать или тщательно скрывать свой стресс не только от окружающих, но и от самих себя. Безусловно, это несет значительный урон организму человека, более того ситуация может стать еще и опасной – когда речь идет о сотрудниках, ответственных за принятие сверх важных решений или за жизни других людей. Оглянитесь вокруг и наверняка узнаете таких людей среди своих знакомых, а, возможно, и в самом себе.

      Стресс – вред или польза?

      Амплитуда последствий стресса может быть самой разной – от снижения эффективности труда, создания нездоровой обстановки в коллективе до серьезных нарушений здоровья и ощущения полной безысходности и апатии.

      Но на самом деле стресс – это сложное, неоднозначное явление, и говорить только о его негативных последствиях будет некорректно.

      Помимо отрицательных эмоций, стрессовые ситуации могут стимулировать нашу активность, побуждать к действиям, вносить в жизнь остроту ощущений, спасая от рутины и будничности. Жизнь, лишенная эмоциональных встрясок, кажется, превратилась бы в некое существование – ни желаний, ни интересов, ни действий. Кроме того, стресс способен быстро поднять производительность труда и мобилизировать скрытые ресурсы организма.

      Однако ставить целью привлечение стресса в нашу жизнь искусственным путем явно нелогично, поскольку будни большинства из нас и так переполнены стрессовыми ситуациями.

      При этом, изменив свое отношение к стрессу как к таковому, мы заставим его работать на нас. Научившись управлять стрессом, мы сможем выходить из стрессового состояния, получая при этом положительный результат в виде личного и профессионального роста, опыта и уроков, которые нас развивают и укрепляют.

      Как предупредить возникновение стресса.

      Согласно большинству теорий возникновения стресса, его источник находится не во внешней среде, а в сознании самого человека.

      Распознавать причины возникновения стресса, научиться предупреждать его появление или управлять уже возникшим деструктивным состоянием, извлекая при этом максимальную пользу, можно используя один из инструментов стресс-менеджмента – эмоциональную компетентность (EQ)*.

      К сожалению, на сегодняшний день людей с высоким уровнем эмоциональной компетенции, не так много, поэтому большинству из нас избежать стресса довольно трудно, а, пытаясь подавить стресс, мы только усугубляем ситуацию. В этом случае могут помочь другие способы профилактики стресса: позитивное мышление и решение проблем по методике «рамка результата».

      Позитивное мышление

      К наиболее часто встречаемым ошибкам при отношении к стрессовой ситуации относятся «чёрно-белое мышление» и чрезмерный пессимизм: в этом случае человек мыслит категориями «всё или ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

      Проведем эксперимент. В течение следующих двух-трех минут не думайте, пожалуйста, о зеленой обезьяне. Не представляйте себе, как она подпрыгивает, почесывая макушку, не слушайте громкие звуки, которые она издает, не чувствуйте специфический запах, который исходит от этого животного… Ну как, не думаете об обезьяне?

      Суть этого парадокса состоит в том, что слово «нет» или отрицательную частицу «не» мы воспринимаем только на уровне сознания; мыслящее образами подсознание слово «нет» просто не воспринимает.

      Основа позитивного мышления – позитивная структура речи. Как придать силу своему языку? Для этого важно осознано использовать позитивные выражения. Вместо того чтобы говорить «не забуду то-то и то-то», скажите «буду помнить об этом»; вместо того, чтобы сказать «я не болею…», лучше утверждайте «я здоров (а)» и т.д. Если перед выступлением или переговорами мы про себя несколько раз повторим «только бы мне не провалиться», возможности провала резко возрастут. Гораздо правильнее повторять фразу «я отлично с этим справлюсь» или любую другую позитивную формулировку.

      Глобально позитивное мышление предполагает умение концентрироваться на позитивном конечном результате и получать удовольствие от самого процесса, независимо от окраски текущих событий.

      Для иллюстрации позитивного мышления, приводим слова колумбийского писателя-прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе, Габриеля Гарсиа Маркеса (Gabriel García Márquez): «Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было».

      «Рамка результата»

      Помимо позитивного мышления, для профилактики стресса можно использовать технику «рамка результата» вместо привычной «рамки проблемы».

      Вспомните, какие обычно вопросы мы задаем, решая проблему? Для наглядности возьмите реальную проблемную ситуацию, которая Вас волнует. Хорошо сосредоточившись на ней, искренне ответьте на вопросы, приведенные ниже:

    6. Что это за проблема? В чем ее суть?
    7. Почему она у меня появилась?
    8. Кто и что мне мешает достичь того, чего я хочу?
    9. Кто виноват в том, что эта проблема существует?
    10. Теперь отследите свое состояние – что Вы сейчас чувствуете? Хотите ли решать проблему дальше? Есть ли у Вас для этого энергия, мотивация, силы?

      Заполните таблицу, проставив в правом столбце баллы по шкале от 0 до 10, опираясь на градацию: «0» баллов – «совсем не ощущаю», 10 баллов – «ощущаю на 100 %»:

      www.zhyvoedelo.com

      Программа тренинга «Stress-management. Управление стрессом»

      Цели и задачи тренинга «Стресс-менеджмент. Управление стрессом»:

      · освоить уникальные способы снятия стресса и синдрома хронической усталости;

      · научиться восстанавливать физические и душевные силы;

      · эффективно использовать в повседневной жизни различные способы стресс-менеджмента;

      · воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них.

      Результаты обучения:

      · внутренний комфорт в любых ситуациях с любыми людьми;

      · развитие и укрепление навыков самоконтроля;

      · улучшение взаимоотношений в профессиональной сфере;

      · улучшает сосредоточенность и сфокусированность на работе;

      · каждый слушатель приобретает собственный опыт стресс-менеджмента, управления своими психоэнергетическими процессами, состоянием, поведением.

      Предварительный просмотр:

      Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

      Сегодня мы попытаемся выяснить, где кроются Ваши стрессоры, какого они рода и как Вы можете с ними совладать. Кроме этого, сегодня мы попытаемся научиться некоторым приемам по снятию стрессового напряжения.

      Методы релаксации, которые мы будем осваивать, легко применимы и для человека, не обладающего опытом. Даже если Вы будете посвящать этому десять минут каждый день, Вы заметите, насколько спокойнее и расслабленнее Вы станете реагировать на бесконечные требования окружающего мира. Не дайте рабочим будням поглотить Вас без остатка!

      Упражнение: — Начнем нашу работу с Интервью.

      Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники также задают любые вопросы. (В этой процедуре значительно более высок обучающий эффект).

      Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание боли. Он выделял также эустресс и дистресс. Эустресс — стресс полезный, так как вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации. Однако если стрессовый фактор слишком сильный или его действие слишком длительно, а ресурсов для его преодоления у нас недостаточно, это приводит к развитию дистресса. Дистресс (от англ. distress — истощение, несчастье, горе) — это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений. Дистресс может оказывать отрицательное воздействие на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

      Традиционно в психологии выделяют физиологический и психологический виды стресса. Психологический стресс включает в себя эмоциональный и информационный виды стресса. Однако Ю. В. Щербатых [2006] разделяет понятия «психологического» и «эмоционального» стресса, указывая, что эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.). В то же время оба вида стресса имеют общую схему развития (тревога-адаптация-истощение), описанную еще Г. Селье. Многочисленные исследования доказали неразрывную связь стресса и эмоций, и в современной литературе можно встретить также термин «психоэмоциональный стресс».

      Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [Психология. Словарь, 1990, с. 434]. Таким образом, фрустрация — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].

      Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, мешающий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разнообразии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:

    11. Физические барьеры (причины) .
    12. Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие,
      1. Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверенность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким примером этого барьера является, например, чрезмерно высокое предстартовое волнение, в результате которого даже отлично подготовленная презентация может закончиться провалом.
      2. Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности социокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.
      3. Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное переживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:

      4. агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
      5. уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
      6. регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отказываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
        • двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
        • включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).
        • Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.

          Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:

        • преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
        • компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
        • отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.

          Игра «Построиться по росту»

          Цель. Выявление того, как фрустрация одной или нескольких потребностей человека (лишение возможности получать информацию из окружающей среды при помощи зрительного канала, запрет на использование вербальной формы общения) влияет на выбор им стратегии своего поведения.

          Содержание. Тренер просит группу встать в круг и внимательно посмотреть друг на друга, затем дает инструкцию: «Пожалуйста, закройте глаза. (Для усиления эффективности игры можно раздать игрокам специальные очки.) Теперь постарайтесь в полной тишине, НЕ РАЗГОВАРИВАЯ и как можно быстрее построиться по росту».

          Как правило, уже на первой минуте нарушается запрет на вербальное общение. Чаще всего игроки начинают задавать вопросы, касающиеся местонахождения самых высоких участников, возможных вариантов общения и т. д. В этом случае тренер, стараясь придерживаться нейтрального тона, повторяет одну и ту же фразу: «Разговаривать нельзя» или «Играем молча». После того как все выстроятся, тренер просит открыть глаза (снять очки) и посмотреть на порядок расстановки.

          Обсуждение. Каждый участник по кругу отвечает на вопросы тренера:

        • Какая стратегия поведения была выбрана вами?
        • Нарушали ли вы основные правила игры?
        • Похожа ли эта игра на реальную жизненную ситуацию?
        • Довольны ли вы своим поведением, что бы хотелось изменить?
        • Что мешало вам быть более эффективным?
        • Сообщение критической информации сотрудникам — неизбежная и не всегда приятная обязанность руководителя — может быть обусловлено необходимостью достижения одной из поставленных им целей:

        • критика-похвала («Вы много сделали для решения данной проблемы. Теперь необходимо исправить отдельные детали»);
        • критика-сожаление («Мне жаль, что не удалось вовремя закончить проект»);
        • критика-указание («За последний месяц вы обучили только два подразделения. В следующем месяце необходимо привлечь к обучению еще несколько отделов»);
        • критика-сопереживание («Я понимаю, что вы устали, но надо срочно исправить ошибки в отчете»);
        • критика-приказ («В связи с невыполнением в срок задания приказываю. ») и др.
        • Используя критику, менеджер должен быть готов к тому, что в ответ люди обычно демонстрируют следующее поведение:

          • реагируют эмоционально (могут плакать, смеяться, проявлять вербальную агрессию);

        • стараются объяснить, почему подобная ситуация произошла. Для этого надо дать им время. Это может быть ценной оперативной информацией для менеджера;
        • работник может выдвинуть какие-то ответные требования, если ему кажется, что руководитель требует от него невозможного. В этой ситуации менеджер может быть готов обсудить возможные ресурсы подчиненного, необходимые для решения возникшей ситуации.

        1. Выслушать партнера, не перебивая.

        2. Осознать собственное эмоциональное состояние и при необ-
        ходимости применить одну из техник саморегуляции.

      7. Выделить из сказанного только факты.
      8. Задать уточняющие вопросы.
      9. Проанализировать зафиксированные факты.
      10. 6. Постараться понять, какую пользу можно извлечь из выска-
        занных претензий.

        7. Дать ответ на критику:

        а) в случае частичного согласия:

        • кратко резюмировать сказанное;
        • сказать, что из предложенного критикующим может быть исправлено (сделано);
        • продумать, как полученную информацию можно использовать для предотвращения других возможных недоразумений;
        • б) в случае несогласия:

        • изложить контрфакты (избегая излишней эмоциональности);
        • вербализовать свои чувства, используя только Я-сообщеше;
        • косвенно вербализовать чувствд партнера [Сидоренко, 1999];
        • взять тайм-аут: «Мне необходимо подумать над тем, что вы сказали», «Я не готов ответить на ваши слова сейчас», «Давайте вернемся к этому вопросу позже» и т. д.;
        • • использовать юмор (не сарказм!).

          Упражнение «Достойный ответ»

          [Монина, Лютова, 2007]

          Цель. Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

          Содержание. Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 19). Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

          Обсуждение. Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

          СТРЕССЫ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

          Специалисты в области профессионального стресса [Фонтана, 1995; Форманюк, 1994; Водопьянова, 2003; и др.] предлагают различные классификации причин стресса в помогающих и коммуникативных профессиях (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением. В каждой из перечисленных профессий значимость и уровень стрессогенности каждого из факторов будет различна. В зависимости от состава тренинговой группы и запроса участников целесообразно в большей степени уделить внимание стрессогенным факторам в деятельности руководителя и персонала. Английский психотерапевт Дэвид Фонтана [1995] наиболее стрессогенными в коммуникативных профессиях считает следующие профессиональные требования:

          1. Длительное и интенсивное общение

          2. Недостаточная профессиональная подготовка.

          3. Эмоциональные взаимоотношения с клиентами и под-
          чиненными. Профессиональная ответственность.

        • Неспособность помогать или действовать эффективно.
        • 6. Изоляция от поддержки коллег.

          7. Недостаточное моральное и материальное стимулирование.

          Игра: плохой клиент хороший клиент

          «Профессионально трудные ситуации» (ПТС)

          В настоящее время не существует единой классификации трудных ситуаций в социальной сфере и профессиональной деятельности. Тренер знакомит участников с классификацией Р. Лазаруса, который выделяет три типа ПТС: ситуации «потери» (времени, личностных ресурсов, материальных средств), «угрозы потери» (переживания по поводу возможных потерь) и «вызова» (требующие от работников чрезмерных затрат, превышающих их ресурсы). Тренер может предложить участникам привести типичные профессионально трудные ситуации своей профессиональной деятельности и составить собственную классификацию.

          «Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса»

          Коппинг , копинговые стратегии ( англ. coping, coping strategy ) — это то, что делает человек , чтобы справиться ( англ. to cope with ) со стрессом . Понятие объединяет когнитивные , эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (см. например,

          Упражнение «Выкинь свои проблемы» (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел [1997])

          Цель. Предоставление участникам возможности получить об¬ратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.

          с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек — это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать автор¬ство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво. После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы — найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.

          С любым стрессом можно бороться, разложив его по полочкам

          Упражнение «Инвентаризация стрессов»

          Цель. Осознание актуальных стрессов в профессиональной деятельности.

          Д. Фонтана предлагает следующий подход к работе со стрессовыми факторами, связанными с вашей работой. Во-первых, необходимо настроить себя на то, что действительно что-то всегда можно сделать для уменьшения влияния стресса. 60% людей, которые считают свою работу вызывающей стресс, не имеют никакой программы по управлению им. Это связано во многом с тем, что мы все не очень охотно признаемся окружающим и самим себе, что испытываем стресс. Мы не хотим показаться слабыми и стремимся выстоять любой ценой. Однако, если влияние стрессоров не ослабевает, это приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания и ухудшению самочувствия. Что можно сделать в данной ситуации?

          Опыт проведения данного упражнения показывает, что для более эффективной проработки стрессовых ситуаций, начиная с 4-го шага, можно использовать работу в парах или подгруппах. В этом случае один выступает в роли консультанта, а другой рассказывает о своей стрессовой ситуации. При проведении обсуждения стрессора в подгруппах в роли консультантов могут выступать сразу несколько участников.

          Поскольку все участники группы находятся на различных уровнях осознания причин собственных стрессов, то продуктивность данного упражнения будет различаться. После проведения упражнения необходимо обсудить с участниками группы их результаты, особо останавливаясь на тех трудностях, с которыми они столкнулись, работая над своими стрессорами и помогая другим решать их проблемы.

          Это упражнение полезно руководителям по двум причинам. Во-первых, они развивают навыки слушания, а во-вторых, это наглядно иллюстрирует, что на работе люди испытывают самые разнообразные стрессы.

          Если причина стресса какого-либо участника связана с глубокой личной проблемой, решить ее в ходе одного упражнения невозможно. В этом случае оздоравливающий эффект будет достигнут за счет возможности просто рассказать свою ситуацию внимательному слушателю, в роли которого может выступить партнер по данному упражнению.

          Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»

          Цель. Обобщение информации, полученной в течение дня. Содержание.

          Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом.

          Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.

          Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».

          Рекомендации. Участники могут провести обсуждение тех качеств, которые наиболее часто (или наиболее редко) упоминались в резюме, проанализировать их и составить собственную программу, включающую формирование необходимых для стрес-соустойчивости личностных качеств.

          nsportal.ru

    Это интересно:

    • Аутизм дельфины Ранний детский аутизм (РДА) и синдром Аспергера Аутизм представляет собой сложный комплекс отклонений в когнитивной и психосоциальной сфере, при которых нарушено протекание некоторых психических процессов. Ранний детский аутизм (РДА) проявляется уже в грудном возрасте и характеризуется отсутствием у малыша базовых […]
    • Лечение психических расстройств в домашних условиях Лечение дома Народные методы лечения шизофрении Шизофрения, являясь сложным психическим заболеванием, которое имеет мощное воздействие на изменение личности, требует к себе комплексного лечения, основанного на нескольких методиках. Широко практикуется лечение шизофрении в домашних условиях, при этом подразумевается […]
    • Невроз у детей 8 лет Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии […]
    • Неврозы в младшем школьном возрасте Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и […]
    • Булимия второго типа Булимия - Вызванная рвота. Симптомы. Типы. В данной статье мы опишем общую структуру булимии. Именно структуру, поскольку причина, корень и выход из булимии различный при определенных типах. За практическую работу с лечением Булимии нами были выделены 3 типа булимии: Типичная булимия Анорексичная булимия […]
    • Причина анорексия Анорексия — это состояние, характеризующееся нарушением аппетита (до полного отсутствия) при сохраненной потребности в еде и снижением массы тела. Заболевание приводит к тяжелым нарушениям обмена веществ, хроническим заболеваниям, таким как: язва желудка, истощение. Симптомы анорексии Снижение веса: индекс массы […]
    • Лечение невроза спб Симптомы неврозов Невроз — совокупность функциональных и психогенных расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению. Клиническую картину неврозов разделяют на 2 группы: психические и физиологические. Психические симптомы: Неадекватная самооценка; Нерешительность; Затрудненное общение с окружающими; […]
    • Мнительность при неврозах Тревога без причин: как избавиться от тревожного невроза Разумный уровень тревоги является необходимым проявлением реакции человека на потенциально опасные для него ситуации. Но если тревога возникает безосновательно, или проявляется слишком длительно и интенсивно, такое состояние специалисты рассматривают как […]