Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/u184830/psycentr-algis.ru/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Виды и характеристика стресса — Psycentr-Algis.ru

Виды и характеристика стресса

Виды психологического стресса

Литература: Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979; А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987; А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогикаю – М., 2002. Параграф 3.1.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

Смотреть что такое «Виды психологического стресса» в других словарях:

Дебрифинг — Дебрифинг; психологический дебрифинг одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев, целью дебрифинга является уменьшение… … Википедия

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию. Содержание 1 Консультативные группы и групповой процесс … Википедия

Сахаджа-йога — Духовный источник: Сахаджа Йога шастры Региональный источник: Наргол (англ.)русск … Википедия

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в… … Большая психологическая энциклопедия

Позитивные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях — Известный психолог Б.М. Теплов, исследовавший опыт войн и деятельность людей в них, писал в 1945 году: «…снижение умственных возможностей в опасной ситуации вовсе не является неизбежным….У всякого хорошего воина, а тем более у всякого хорошего… … Энциклопедия современной юридической психологии

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… … Википедия

СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (́КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ — Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии… … Психотерапевтическая энциклопедия

Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора

Собака — Запрос «Собаки» перенаправляется сюда; о роде «Canis» см. Волки. Запрос «Собака» перенаправляется сюда; о знаке «собака» см. @. Собака … Википедия

legal_psychology.academic.ru

PsychologiaInfo

Характеристика стресса

Стресс – это необычная реакция организма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, – писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность потребности в перестройке, или адаптация» [13,с.413].

Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, а могут «жить» в воображении человека.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. При этом стресс, превышающий возможности нашего организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет чувствовать себя бесполезными и ненужными.

Можно сказать, что стрессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанному может служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем они не торопятся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов [13, с. 413].

Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», – отмечал Г.Селье.[13, с. 413].

В настоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают [13, с. 414]:

– эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм);

– дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом).

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся. Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровне автономной нервной системы автоматически. То есть мы не можем повлиять на их проявления так же, как не влияем на прилив крови к желудку во время еды или к коже, когда мы заходим в холодную воду. Тело осознает необходимость ответа и осуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями, проследившими смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз [13, с.414].

В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный [13, с.415].

Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать последствия [13, с. 416].

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями [13, с. 416].

При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

www.psychologiainfo.ru

Виды стресса в психологии: его причины и способы борьбы с ним

Стресс – это реакция нашего организма на какую-либо угрозу. Что происходит в этот момент? Наш мозг даёт сигналы для выработки стрессовых гормонов. Под их действием у человека повышается потоотделение, увеличивается частота дыхания и сердцебиения. Когда действие этих гормонов заканчивается, человек чувствует себя уставшим, разбитым.

Давайте разберёмся, какие виды стресса известны психологии, причины их возникновения и влияние на организм.

Виды стресса и их характеристики

У многих людей уже только при слове «стресс» возникают негативные, тревожные ощущения.

Но на самом деле стрессовые состояния бывают двух видов:

  • Полезные стрессы. Каждому из нас необходима небольшая доза гормона адреналина. Это своего рода пробуждение для нашего организма, способствует продуктивной работе, лучшей мозговой деятельности.
  • Вредные стрессы. Возникают они в моменты, когда ситуация достигает критической точки и человек не в состоянии бороться с ней. Это может возникнуть при хроническом недосыпании, при длительном волнении.
  • Вредные стрессы, в свою очередь, разделяют на подгруппы. Рассмотрим их подробней, каждая из них имеет свои особенности и требует разъяснений.

    Какой бывает стресс и его виды

    1. Психологический стресс.Различают такие виды психологического стресса:
      • эмоциональный – это результат психического давления;
      • информационный – это перегрузка мозга информацией, часто совершенно ненужной и лишней.
      • Психологический стресс приводит к постоянному чувству замешательства, состоянию раздражительности, вспыльчивости.

      • Физиологический вид стресса возникает при воздействии на организм внешних факторов. Это может быть холод или жара, постоянная боль, голод или жажда и т. д. Также физиологический стресс может возникнуть, когда женщина садится на диету. На ограничение себя в чем-то вкусном, наш организм отвечает стрессом, старается приспособиться к новым условиям.
      • Кратковременный стресс – нормальная реакция нашего организма на внезапную ситуацию – резкий звук, внезапное появление чего-то.
      • Хронический стресс наиболее опасный для человека, потому что вы подвергаетесь ему постоянно. Здесь имеются в виду обстоятельства, которые вас раздражают регулярно. Опасность его заключается в том, что привести такое состояние может к затяжным депрессиям и суициду.
      • Все виды стресса, так или иначе, влияют на организм. В основном их влияние негативное и чем дольше человек находится в таком состоянии тем, хуже он себя чувствует и труднее из него выходит.

        Профессиональный стресс

        Отдельно хотелось бы выделить этот вид психологического состояния. Сейчас практически каждый 4 работающий человек подвержен профессиональному стрессу. Это состояние эмоционально-негативных ощущений, которые возникают при выполнении своей работы.

        Психологи выделяют такие виды профессионального стресса:

      • Информационный. Возникает при перегрузке информации. Работник не может справиться с обработкой большого потока информации. Особенно остро стресс проявляется, если поставленная задача ограничена по времени для её решения.
      • Эмоциональный стресс возникает при, например, негативном отношении в трудовом коллективе, конфликте с начальником.
      • Коммуникативный. Может возникнуть, если у человека проблемы с налаживанием контакта, проблемы ведения делового общения, неумение сказать «Нет!».
      • Все эти виды стресса, возникающие в работе, влияют на общую трудоспособность человека. Он становится невнимательным, допускает ошибки в работе и раздражителен. Даже после ночного сна, выходных или отпуска организм не успевает восстанавливаться, негативные эмоции начинают накапливаться и общее состояние становится всё хуже.

        Как помочь себе при профессиональном стрессе

        Побороть такой вид стресса можно с помощью саморегуляции. Для этого следует сначала научиться опознавать начальную стадию стресса, определить основной источник раздражения и попытаться его устранить.

        Если такой возможности нет, то найдите способы остановки себя (выйти или перейти в другую часть помещения, прекратить разговор с сотрудниками и помолчать). Попробуйте переключить ваше внимание на другой вид деятельности, например, полейте цветы, переберите бумаги, заварите чай.

        Также многие психологи, советует при возникновении стрессовой ситуации при возможности опустить кисти рук в холодную воду.

        К чему приводят частые стрессовые состояния

        Беря во внимание такое состояние организма, как стресс виды причины его возникновения, психологи однозначно утверждают, что не каждый человек способен самостоятельно выйти из этой ситуации. Жертвам стресса необходим постоянный отдых, хорошее питание и квалифицированная помощь.

        В организме человека под влиянием частых стрессовых ситуаций происходят такие изменения:

        • ослабление иммунитета, что приводит к частым болезням;
        • утрата либидо и даже половой функции;
        • боли возникающие в желудке, голове;
        • обострение хронических заболеваний;
        • бессонница либо чувство постоянного недосыпа;
        • повышение или понижение аппетита;
        • повышенная эмоциональная возбудимость.

        Некоторые виды стресса, могут привести к трагическим последствиям и влияют не только на больного, но и на окружающих. Человек становится раздражителен, груб, неверно реагирует на ситуации, иногда даже теряет над ней контроль. Поэтому очень важно вовремя выявить стресс и устранить факторы, которые влияют на его появление.

        Что делать

        Чтобы все негативные состояния, эмоции и чувства уходили с наименьшим вредом для нашего организма, необходимо в первую очередь иметь полноценный сон, хорошо и правильно питаться, заниматься спортом, больше времени проводить на свежем воздухе.

        При возникновении стрессовой ситуации попытайтесь сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключите своё внимание. После трудного дня можно выпить чай с использованием успокоительных трав: мелисса, мята, ромашка.

        Категорически запрещается употребление наркотиков, алкоголя, частое курение – всё это способствует усугублению и без того сложной ситуации. Ваше здоровье в ваших руках!

        Советы психолога: как снять стресс

        teatrkimry.ru

        2. Виды стрессовых состояний и их характеристика

        Определение понятия психического состояния

        С целью анализа понятия стрессовое состояние обратимся к категориипсихическое состояние. В литературе существует большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных изучению психических состояний человека (Л.М. Аболин, 1987; Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, 1987; В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, 1981; М.Ю. Денисов, 1992; Е.П. Ильин, 1981; Л.В. Куликов, 1999; Н.Д. Левитов, 1955, 1964; А.В. Махнач, 1995; Н.И. Наенко, 1976; Ю.Б. Некрасова, 1994; А.О. Прохоров, 1991; А.С. Сунцова, 1996; М.Arnold, 1967; Н.Basowitsetal., 1955; и др.).

        В отечественной психологии Н.Д. Левитов (1955) впервые поставил вопрос о психических состояниях как об особой категории, отличной от психических процессов и свойств личности. Он определил психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, указал на сложность и динамичность структуры психических состояний.

        Ю.Е. Сосновикова при анализе психических состояний применила категорию времени, основные параметры которого (длительность, необратимость, дискретность, периодичность, бесконечность и др.) включила в характеристику психических состояний. Через эти свойства автор раскрыла динамику развития и перехода одного состояния в другое. Определяя психическое состояние как «относительно устойчивую структурную организацию всех компонентов психики. представленную в данный момент времени конкретной ситуацией» (Ю.Е. Сосновикова, 1995, с. 20), она показала, что в психическом состоянии, которое всегда существует в настоящем, соотносятся прошлый опыт личности в виде испытанных в различные периоды жизни состояний и будущее человека, представленное в его планах, идеальных установках, представлениях и т.д.

        В работах А.О. Прохорова (1991, 1994) и М.Ю. Денисова (1992) подробно исследуются положения о связи и единстве психических состояний с переживаниями и поведением личности, а также проблема обусловленности состояния ситуацией. Психическое состояние рассматривается как целостная, активная реакция личности на внешние и внутренние воздействия (А.О. Прохоров, 1991), как отражение личностью ситуации в виде устойчивого синдрома в динамике психической деятельности (М.Ю. Денисов, 1992, с. 14). Важным в исследовании А.О. Прохорова (1991) является положение о детерминированности психического состояния личностным смыслом, который выступает в качестве индивидуализированного отражения отношения личности к элементам, объектам ситуации и осознается ею как определенное значение.

        Интересный анализ сущности, функций, детерминант и ведущих характеристик психического состояния несут в себе изыскания Л.В. Куликова(1995, 1999). Так, наиболее значимым для проникновения в сущность «психического состояния» Л.В. Куликов (1999, с. 9) определяет понятие согласования меняющихся потребностей, возможностей и условий. Устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека для состояния является системообразующим фактором. Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и ресурсами (осуществляют соответствие между ними), обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды. Другими словами, психическое состояние – это согласование личностных стремлений и возможностей с особенностями средовых факторов и силой их воздействия (Л.В. Куликов, 1999, с. 10). Отсюда следует, что основными функциями состояния являютсярегулятивная, заключающаяся в поддержании гармоничных отношений между структурами н образованиями личности и организма, иинтегративная, отвечающая за объединение отдельных психических состояний и образование функциональных единиц(процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (А.О. Прохоров, 1994). Кроме регулятивной и интегративной (синтезирующей) можно выделить и ряд других функций психического состояния: активизирующая, приспособительная, ориентирующая и др. Проведенный в работе В.А. Ганзена и В. Н. Юрченко (1981) системный анализ показал, что основное назначение психического состояния состоит в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики в различных изменениях среды.

        В виде детерминант состояния выступают:

        потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

        его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);

        условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

        Соотношение между этими тремя составляющими и определяет главные характеристики состояния. Главными, по мнению Л.В. Куликова (1999, с. 16), являются следующие характеристики состояний:

        активационные (отражающие интенсивность психических процессов);

        тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);

        тензионные (отражающие степень напряжения);

        временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

        эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т.п.);

        полярность состояний, другими словами,знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

        Как можно видеть, общим у вышеназванных авторов является понимание психического состояния в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условии жизнедеятельности человека. При этом акцент делается на исследовании психологического уровня проявления психического состояния, а в качестве основной единицы при его анализе берется, как правило, категория «переживания».

        В литературе мы встречаем и несколько иное, но принципиально не противоречащее первому, понимание психического состояния как фона, на котором развиваются психические процессы, либо как общего функционального уровня, на фоне которого развиваются психические процессы (В.Н. Мясищев, 1960; С.Л. Рубинштейн, 1957; К.М. Гуревич, 1970; А.Б. Леонова, 1984, и др.). Здесь фоновое состояние выражает определенную меру мобилизации сил, активности личности, ее готовность или неготовность к действию, поступку (И.И. Чеснокова, 1987, с. 22). В таком контексте состояние выступает как одно из внутренних условий, способствующих или препятствующих течению различных психических процессов.

        Функциональное состояние. Ряд авторов считают, что к пониманию состояния как фона психической деятельности близко по своей сути стоит понятиефункционального состояния (М.Ю. Денисов, 1992; Л.О. Прохоров, 1991), проблематика которого широко представлена в литературе (Л.Г. Дикая, 1990; А.Г. Кузнецов, 1979; В.И. Лебедев, 1989; В.И. Медведев, 1979; Т.А. Немчин, 1979, и др.). В этих работах внимание исследователей в основном привлекают состояния человека, возникающие в острых, экстремальных условиях (при стихийных бедствиях, в условиях изоляции, при аварийных ситуациях на предприятиях и т.п.) и в профессиональной деятельности, требующей высокой мобилизации психики (космонавтов, летчиков, спортсменов, операторов, врачей-хирургов и др.). Здесь чаще всего исследователей интересует вопрос о функциях психического состояния, которое может выступать мобилизующим или, напротив, деструктивным фактором в процессе деятельности. Использование термина «функциональное состояние» подчеркивает специфичность подхода к анализу состояний, оно вводится для характеристики «эффективностной стороны деятельности человека. предполагает, прежде всего, решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности» (А.Б. Леонова, 1984, с. 5). В экспериментальных исследованиях изучаются такие функциональные состояния, как состояние нервно-психического напряжения (Н.И. Наенко, 1976; Т.А. Немчин, 1983, и др.), состояния монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности (В.П. Ильин, М.Н. Ильина, 1981; Н.П. Фетискин, 1984), состояние тревожности в процессе подготовки летных экипажей (Г.С. Никифоров, С.Р. Демидов, 1981), различные состояния человека в экстремальных условиях деятельности (В.А. Бодров, 1995; А.Г. Кузнецов, 1979; В.И. Лебедев, 1989 и др.).

        Исследователи функциональных состояний исходят из положения о принципиальной связи состояния с деятельностью и понимают под состоянием качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности (А.Б. Леонова, 1984, и др.). При характеристике функциональных состояний берется показатель эффективности деятельности, по которому состояния человека делят на состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Иными словами, состояние человека может способствовать эффективному выполнению деятельности даже в очень трудных ситуациях, когда оно характеризуется соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности; в случае, когда требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека (Н.И. Наенко, 1976), возникает состояние динамического рассогласования, и человек не справляется с поставленными задачами.

        При изучении этих состояний в основном исследуются показатели уровня функционирования различных физиологических систем, изменения в протекании тех или иных психологических процессов, то есть преобладающими являются физиологические и психофизиологические методы. Для нас выводы авторов, сделанные на основе изучения функциональных состояний, представляют актуальный интерес, поскольку в трудных, необычных условиях деятельности чаще всего возникают стрессовые состояния, которые имеют яркие проявления в поведении и деятельности человека и могут являться индикаторами его личностных характеристик.

        Суммируя представления исследователей относительно характеристики психических состояний человека, мы должны отметить следующее.

        Авторы исходят из понимания состояния человека как сложного, целостного полифункционального и полиструктурного явления психической жизни, то есть рассматривают его в качестве системного объекта изучения.

        Целостность психического состояния подразумевает определенный уровень организации, стабильности входящих в него компонентов, синтез их в определенную иерархическую структуру (М.Ю. Денисов, 1992; Е.П. Ильин, 1985).

        В процессе формирования психического состояния можно проследить участие трех систем человека (Е.П. Ильин, 1980):

        1) моторной – обеспечивающей двигательную поведенческую реакцию человека (так, в агрессивном состоянии усиливается тонус мышц и наблюдаются двигательные действия наступательного характера);

        2) вегетативного обеспечения ответа на внутренние или внешние воздействия (например, повышение частоты пульса и артериального давления при стрессе или противоположные изменения этих показателей в состоянии апатии);

        3) психической сферы – проявляющейся в изменении динамики познавательных процессов и преобладании положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.

        Только при сопоставлении показателей всех трех компонентов друг с другом можно правильно оценить психическое состояние человека. В такой комплексной реакции человека заключается первая отличительная характеристика психического состояния.

        Второй характерной чертой любого состояния является латентный (от лат. latens скрытый, невидимый) период его развития. Задержка в развитии психического состояния может колебаться от нескольких секунд, как это наблюдается при испуге (быстрое появление устрашающего образа в поле зрения), минут и часов, прошедших до начала мышечного или умственного утомления (на что влияет наличие запаса физических или духовных сил), и доходит до нескольких дней и недель при развитии состояния хронического стресса (во время подготовки к выпускным или вступительным экзаменам). То есть необходима определенная величина и длительность действия условий, вызывающих появление конкретного состояния.

        Третьей, и последней, общей характеристикой любого психического состояния по Е.П. Ильину является активная природа развития самого состояния. Активность состояния заключается, с одной стороны, в сложности происходящих в организме человека процессов, направленных на формирование и стабилизацию текущего состояния, и, с другой стороны, в противодействии развитию нового психического состояния.

        Структурированность проявляется в способности психического состояния сохранять определенный уровень организации компонентов при тех или иных энергетических затратах, проявляющихся в степени выраженности переживаний и сдвигов в функциональных системах человека (В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, 1981; Л.В. Куликов, 1999; А.О. Прохоров, 1991).

        В структуре психического состояния выделяют физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический подуровни (В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, 1981).

        Физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения.

        Психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики.

        Психологический уровень – изменения психических функций и настроения человека.

        Социально-психологический уровень объединяет характеристики поведения, деятельности, отношения человека в том или ином состоянии.

        Все перечисленные аспекты – это различные взаимосвязанные стороны одного и того же целостного явления, разделяющиеся условно для проведения качественного и количественного анализа.

        Являясь активной целостной единицей психической жизни личности, психическое состояние понимается и как фон, на котором протекает развитие психических процессов.

        Классификация психических состояний

        В зависимости от доминирующего компонента в образовании психического состояния можно различать эмоциональные, функциональные, мотивационные, когнитивные и другие психические состояния. Также психические состояния могут быть проклассифицированы и на следующей основе (Л.Д. Столяренко, С.И. Смамыгин, 2000, с. 102):

        в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;

        в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

        в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;

        в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;

        в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

        в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;

        в зависимости от причин, их вызывающих;

        в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

        Классификация состояний по Л.В. Куликову

        Показательной, и, на наш взгляд, очень продуктивной в прикладном аспекте, является классификация состояний Л.В. Куликова (1999), разработанная в соответствии с предложенными им же основными характеристиками психического состояния, рассмотренными нами ранее. Внутри каждого выделенного класса состояний психические состояния приводятся в порядке уменьшения степени их положительного воздействия. Характеристики состояний приводятся нами с некоторыми сокращениями и в незначительно переработанной форме, не меняющей сути описываемых Л.В. Куликовым явлений.

        Азарт – состояние возбуждения, связанного с сильным желанием положительного результата собственной деятельности или того, за кого переживают.

        Вдохновение – состояние высокой активности и ясности сознания. Характеризуется высоким уровнем организованности поведения, положительным эмоциональным фоном.

        Деятельное (работоспособное) состояние – характеризуется достаточно высоким уровнем работоспособности для выполнения текущих задач поведения и деятельности.

        Состояние вялости – характеризуется сниженной активацией, пассивным отношением к жизненной ситуации, пониженным настроением, преобладанием отрицательного эмоционального фона.

        Апатия – состояние бездеятельности, безразличия к себе, близким и происходящему вокруг, а также обеднением эмоциональных проявлений.

        Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)

        Бодрствование – функциональное состояние, противоположное сну. Соединяя тонические характеристики состояния с активационными, в бодрствовании можно выделить различные уровни – от максимально активного уровня бодрствования до полностью пассивного.

        Утомление – состояние снижения активности, работоспособности, являющееся закономерным итогом любой длительной активности. При утомлении наблюдается снижение чувствительности анализаторов и наличие чувства усталости.

        Сон – функциональное состояние мозга и всего организма, характеризующееся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой.

        Терминальное (конечное) состояние – состояние, непосредственно предшествующее полному прекращению жизнедеятельности.

        Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)

        Созерцание – состояние инертности, пассивности, бездеятельности на фоне чувств успокоенности и умиротворения.

        Монотония – психическое состояние, характеризующееся снижением внимания, способности к волевому усилию, сонливостью, ощущением скуки.

        Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

        Состояние фрустрации – характеризуется переживанием неудачи, разочарования, напряженностью. В зависимости от ситуации переживания могут быть различны: от вины и подавленности до раздражения и гнева.

        Предстартовая лихорадка – резко выраженное состояние перед началом ответственной деятельности, в положительном результате которой у субъекта нет полной уверенности, характеризующееся снижением способности к саморегуляции (сознательного самоуправления) поведения.

        Эйфория – состояние с повышенным настроением, благодушием, неадекватной веселостью, беззаботностью, беспечностью, с пониженной критичностью мышления и восприятия действительности.

        Состояние удовлетворения – характеризуется чувством удовольствия от удовлетворения значимых жизненных потребностей и пониженным уровнем активности.

        Состояние синтонии – нейтральное состояние, выражающееся в уравновешенном, среднем, ровном, нейтральном настроении со слабо выраженными переживаниями удовлетворения и отсутствием дискомфорта.

        Состояние тревоги – дискомфортное, обусловленное ожиданием угрозы, предчувствием неясной опасности, наступлением неблагоприятных событий психическое состояние.

        Состояние страха – состояние, в котором доминирует сильное чувство угрозы биологическому или социальному существованию индивида, характеризующееся крайне негативным эмоциональным фоном, множеством отрицательных последствий и дезадаптацией.

        Паника – состояние потери способности саморегуляции, дезорганизации поведения и деятельности, характеризуется хаотичной, бессмысленной активностью, выступающей двигательной разрядкой сильных эмоций.

        Как можно заметить, в представленной классификации Л.В. Куликова выделение конкретного вида психического состояния и его отнесение к той или иной группе довольно условно, и, говоря о проблеме дифференциации состояний, можно заключить, что принципы разграничения состояний пересекаются, и это достаточно характерное явление для психологии в целом.

        Виды стрессовых состояний

        Изучение стрессовых психических состояний в литературе идет по двум направлениям:

        1. При характеристике функциональных состояний в связи с исследованием качества и эффективности выполнения человеком деятельности в трудных, опасных, экстремальных условиях. Здесь под стрессовым критическим состоянием (дистрессом) понимается крайняя точка (крайняя степень) напряжения физиологических и психических функций организма. Как синонимы стрессовому состоянию употребляют понятия «предельное состояние», «состояние динамического рассогласования», «критическое состояние», «состояние нервно-психического напряжения», «экстремальное состояние» и др. Главное, что интересует исследователей стрессового функционального состояния, – это его роль в понижении устойчивости психических и двигательных функций человека вплоть до дезинтеграции деятельности.

        2. Изучение стрессовых состояний, являющихся результатом воздействия трудных, критических ситуаций, возникающих в семейно-бытовых отношениях, в профессиональном межличностном взаимодействии и в других сферах жизнедеятельности, «носящих характер испытаний для человека» (Н.И. Наенко, 1976, с. 7). Здесь стрессовые состояния описываются в основном такими понятиями, как «дистресс», «конфликт», «кризис», «аффект», «фрустрация».

        В психологической науке существуют целые направления, разрабатывающие, наряду с концепцией стресса, теорию фрустрации, теорию кризисов и т.д. Авторы по-разному рассматривают природу происхождения и механизмы протекания названных стрессовых состояний. Существует неоднозначность в их определениях, классификациях и описании. Мы приводим наиболее часто встречающиеся и общепринятые в психологии представления о названных стрессовых состояниях.

        Под фрустрацией в психологии принято понимать психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи (Л.П. Гримак, 1989; Н.С. Лейтес, 1978; В.П. Петрунек, 1987; С.С. Чшмаритян, 1990; В.А. Якунин, М.М. Силенок, 1983).

        То есть для возникновения фрустрации необходимо наличие двух моментов: сильной мотивированности достичь цель и преграды, препятствующей этому достижению (Ф.Е, Василюк, 1984; Л.П. Гримак, 1989). Встречается понимание фрустрации и как внутриличностного конфликта, возникающего вследствие противоречия личных желаний человека и ограничений, налагаемых общественными нормами и моралью (D.Krech,R.Crutchfield, N.Linson, 1974).

        Анализируя литературу, отметим, что исследователи фрустрации в основном обращают внимание на изучение трех аспектов:

        1) выделение и описание фрустраторов (преград, барьеров), вызывающих фрустрацию. Их делят на физические (например, лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурные (нормы, правила, запреты) (Ф.Е. Василюк, 1984; Л.П. Гримак, 1989). У С. Розенцвенга выделено три типа фрустрирующих ситуаций: лишения, отсутствие необходимых средств для достижения цели; потери (потеря близкого человека, родного дома); внешние и внутренние конфликты человека (цит. по Н.С. Лейтес, 1978);

        2) описание видов фрустрационного поведения, например таких как двигательное возбуждение, апатия, агрессия, деструкция, бегство от ситуации и др. (Ф.Е. Василюк, 1984; Л.И. Ермолаева, 1993; Н.С. Лейтес, 1978; D.Krech,R.Crutchfield, N.Linson, 1974);

        3) изучение проблемы толерантности и фрустрации, понимаемой как терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов (И.С. Лейтес, 1978), или как «определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой ведет к качественно иным воздействиям на поведение» (D.Krech,R.Crutchfield, N.Linson, 1974, с. 71).

        Характеристика же самого психического состояния фрустрированной личности, анализ психологического смысла этого состояния представлены в литературе недостаточно. Н.Д. Левитов по этому поводу отмечает лишь то, что состояния фрустрации, вызванные различными фрустраторами, весьма различны в зависимости от силы фрустратора, значимости его действия, индивидуальных особенностей субъекта (Н.Д. Левитов, 1967, с. 123). Другие авторы ограничиваются описанием того, что фрустрированная личность испытывает беспокойство, напряжение, чувство безразличия, апатию, утрату интереса, тревогу, ярость и т.п. Однако заметим, что эти же самые чувства и переживания личность может испытывать не только при фрустрации, но и при других психических состояниях.

        В качестве главной характеристики, раскрывающей психологический смысл явления фрустрации, Ф.Е. Василюк называет потерю терпения и надежды. Возникновение фрустрации, по мнению автора, осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, то есть дезорганизации поведения, и по линии утраты контроля со стороны сознания, то есть утраты «мотивосообразности» поведения. Категориальное поле понятия фрустрации изображено автором через жизненный мир, главным условием существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью – реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей – «норма» такой жизни, фрустрация возникает, когда трудность становится непреодолимой (Ф.Е. Василюк, 1984, с. 42).

        Внутриличностный конфликт.Рассмотрим понятиевнутриличностного конфликта. В общем понимании конфликт означает столкновение.

        Во внутриличностном конфликте могут сталкиваться цели, идеи, желания, ценности человека, то есть феномены сознания. Конфликт также понимается как одновременная актуализация двух или более мотивов человека (Х. Ремшмидт, 1994) и как порождение амбивалентных стремлений субъекта (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990, с. 175).

        Конфликтные тенденции могут быть внутренне противоположны по содержанию и не совместимы не принципиально, а лишь по условиям места и времени (Ф.Е. Василюк, 1984; D.Krech,R.Crutchfield, N.Linson, 1974). Конфликт вызывается не четко выраженной внешней причиной – конкретной ситуацией, а обусловливается сугубо внутренними субъективными противоречиями, причем осознанными индивидом. Исследователи отмечают, что конфликт предполагает наличие у человека довольно сложного внутреннего мира и актуализацию этой сложности требованиями жизни; также в качестве условий, в которых может развиться конфликт, выступает осознание личностью своих чувств и наличие внутренней системы ценностей (Ф.Е. Василюк, 1984; Л.Г. Дикая, 1990). Таким образом, решающая роль в возникновении конфликта принадлежит сознанию, внутренняя активность которого состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира личности. Сознание призвано соизмерять мотивы, побуждения, желания; критическое конфликтное состояние возникает тогда, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими тенденциями, словом, когда сознание капитулирует перед субъективно неразрешимым противоречием (Ф.Е. Василюк, 1994).

        Кризис. Понятие «кризис» разрабатывается в психологии применительно к семье, малым и большим группам; самостоятельное направление имеет изучение проблематики возрастных кризисов человека. Что касается теории внутриличностных кризисов, исследователи отмечают ее сравнительно недавнее рождение и, как следствие, слабое развитие теоретических представлений и недостаточное количество экспериментальных данных, характеризующих подходы, методики и способы научного анализа кризисов (Ф.Е. Василюк, 1994; Р. М. Загайнов, 1992).

        Как формы кризисов описывают многообразные явления – всевозможные нарушения на уровне организма и на уровне личности: неврозы и другие пограничные состояния, алкоголизм, психозы, органические и соматические заболевания (Р.М. Загайнов, 1992).

        Л.П. Гримак различает два типа кризисов в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в реализации последующей жизни. Кризис первого типа представляет собой серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни; кризис второго типа – бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности, ее смысла жизни (Л.П. Гримак, 1989, с. 191).

        Из всей совокупности форм кризисов выделяют две основные группы (Р.М. Загайнов, 1992): кризисы основной деятельности и биографические, вызванные кризисными ситуациями жизни. Анализ кризисов первой группы проводится в диссертации Р.М. Загайнова на примере спортивной деятельности. Под кризисом автор понимает следствие непреодоления специфических для данной деятельности кризисных ситуаций, критерием для определения которых выступают два признака: затрудненность решения стоящей перед человеком задачи и высокая значимость результата выполняемой им деятельности.

        Биографические жизненные кризисы могут быть вызваны такими значимыми объективными событиями в жизни человека, как тяжелое заболевание, изменение социального статуса, смерть близкого человека и т.п. Естественно, что эти события вызывают у людей кризисы разного характера, различной глубины и симптоматики в зависимости от индивидуальных и пр. особенностей.

        В работе Ф.Е. Василюка дано представление о кризисе в глобальном смысле как о кризисе всей жизни человека:

        Кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути (Ф.Е. Василюк, с.47).

        За системообразующую категорию концепции кризиса автор предлагает взять категорию индивидуальной жизни человека, внутренней необходимостью которой является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Сквозь трудности и сложности мира жизненные замыслы проводит психологический «орган» – воля; кризис возникает в случае, когда воля оказывается бессильной перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека (Ф.Е. Василюк, с. 47).

        Таким образом, Ф.Е. Василюк дает понимание кризиса как состояния, присущего зрелой личности, обладающей жизненным опытом, в целостном и последовательном жизненном пути которой возникла фундаментальная кризисная ситуация. Нам представляется подобный подход автора к пониманию сущности кризиса весьма ценным, однако заметим, что кризис может возникнуть и в более юном возрасте как кризис мировоззрения, кризис, вызванный изменениями образа жизни и т.п., у личности с достаточным интеллектуальным уровнем и высоким уровнем нравственного отношения к жизни. В любом случае, кризис возникает тогда, когда создается потенциальная или актуальная угроза фундаментальным потребностям человека, когда перед личностью встает внутренняя проблема, от которой нельзя уйти и которую невозможно разрешить в короткое время и привычным способом.

        Аффект.Как критическое рассматривается в ряде работ и состояние аффекта (Л.М. Аболин, 1987; Н.Д. Левитов, 1964; Л.С. Славина, 1966).

        Под аффектом в психологии понимается:

        сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990. с. 33);

        бурно протекающая эмоциональная вспышка (Н.Д. Левитов, 1964, с. 130);

        испытываемое человеком резкое потрясение (Л.А. Рогачевский, 1984, с. 5), связанное с неожиданным изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

        Среди характерных признаков аффекта называют:

        властность, что означает подчиненность человека аффективному состоянию (Н.Д. Левитов, 1964) когда упрощается процесс мышления, падает активность высших уровней психики, «проявляется дефектность восприятия (так называемое сужение сознания), при котором сознание фиксируется только на том, что вызвало аффект» (Л.А. Рогачевский, 1984, с. 5–6) и целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными ими действиями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990);

        бурность, которая «сказывается в интенсивности переживания, его остроте и яркости» (Н.Д. Левитов, 1964, с. 33). Бурность аффекта находит свое проявление во внешнем облике человека, резко выраженных движениях, речи и т.д.;

        неожиданность возникновения, что делает человека неподготовленным к более спокойному восприятию аффективной ситуации и определяет силу и бурность протекания аффективного состояния (Н.Д. Левитов, 1964; А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).

        Среди аффектов различают аффект страха (Н.Д. Левитов), аффектгнева, аффектужаса (Л.А. Рогачевский, 1984).

        Л.С. Славина изучила аффект неадекватности, связанный с неадекватной реакцией ребенка на неуспех. Автор использовала понятие аффективных переживаний, являющихся причиной длительного проявления форм аффективного поведения, которые возникают в случае неудовлетворения притязаний ребенка в областях, имеющих для него большое значение. К аффективным формам поведения Л.С. Славина относит такие, как повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость (Л.С. Славина, 1966).

        В контексте же анализа стрессовых состояний аффект чаще всего понимается как эмоциональная вспышка, являющаяся первой реакцией человека на неожиданно возникшее событие, воспринимаемое им как однозначно отрицательное. Аффект, как правило, быстро проходит (Л.В. Алексеева, 1996) и вслед за ним возникает другого рода психическое состояние. Аффективный способ реагирования опасен тем, что он может закрепиться в опыте столкновения и переживания личностью негативных событий, хотя исследователи отмечают, что «устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня моральной мотивации личности» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990, с. 34).

        Последствия непреодоления стресса.Рассмотрев основные разновидности стрессовых состояний, отметим, что их возникновение, безусловно, является психотравмирующим фактором. Однако эффективное преодоление дистрессового состояния предоставляет возможность для роста и развития личности. Неспособность к преодолению состояния стресса несет в себе опасность возникновения пограничных расстройств и патологических заболеваний, таких как неврозы. В психиатрии под неврозами понимаются нервно-психические заболевания разной степени глубины и выраженности – от легких обратимых психических нарушений, находящихся как бы на грани психической нормы и патологии, до грубых и сильно выраженных психических заболеваний, при которых нарушается сознание и связность частей психики (М.И. Буянов, 1992; А.С. Спиваковская, 1988; Г.К. Ушаков, 1987).

        Среди форм проявления неврозов различают невротическую реакцию, невротическое состояние иневротическое формирование характера (М.И. Буянов, 1992, с. 78–79). Невроз может являться следствием несовладания со стрессовым состоянием и может быть вызван сильной психической травмой.

        Детерминация стрессового состояния и жизненные ситуации.Обратимся к вопросу о детерминации психического стрессового состояния, рассмотрение которого поможет уяснить психологическую сущность развития данного явления. Очевидно, что причиной возникновения стрессового состояния может являться особая критическая (стрессогенная) ситуация, которая состоит из объективных обстоятельств и может квалифицироваться как «крайне сложная, трудная и опасная ситуация, ставящая перед личностью дилемму – поражение, психологическая капитуляция или победа» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, 1985, с. 27).

        Таким образом, становится очевидным, что адекватное понимание психического состояния личности вне конкретной жизненной ситуации невозможно, поскольку между человеком и условиями его жизнедеятельности обнаруживается неразрывная связь.

        В наиболее общем виде под жизненной ситуациейпонимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. (Е.Ю. Коржова, 1997, с. 75).

        Первые исследования в области жизненных ситуаций датированы 1917 годом, когда К. Левин начинал разрабатывать теорию поля. На современном этапе понятием «ситуация» оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, а также клиническая психология. Можно встретить сотни работ, оперирующих понятием «ситуация», причем в самых различных областях науки и практики.

        В психологии прослеживаются два основных направления к пониманию ситуации (А.С. Сунцова, 1996).

        В первом подходе ситуация трактуется как внешние условия протекания жизнедеятельности на ее определенном этапе (Д. Магнуссон, 1983;L.Fergusson, 1952;W. Mischel, 1984, и др.). Следовательно, структура ситуации включает в себя: а) действующих лиц; б) осуществляемую субъектами деятельность; в) временные и пространственные аспекты деятельности.

        Второй подход несет в себе представления о ситуации как системе субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности (Т. Шибутани, 1969;H. Thomae, 1988), в связи с чем выделяются объективные и субъективные ситуации в зависимости от преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. В отечественной психологии подобной точки зрения на ситуацию придерживаются авторы, оперирующие категориейличностного смысла (А.Н. Леонтьев, 1975), понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также представители грузинской научной школы (Д.Н. Узнадзе, 1966; Ш.А. Надирашвили, 1974), согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности.

        Разработчик теории отношений В.Н. Мясищев (1960) предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды.

        В совместном исследовании В.Н. Воронина и В.Н. Князева (1989) ситуация рассматривается как когнитивный конструкт личности, отражающий часть объективной реальности, существующей в пространстве и во времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом.

        Выделяется несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Другая классификация подходов к анализу ситуаций (Н. Пезешкиан, 1993) включает в себя следующие аспекты: 1) анализ особенностей восприятия ситуаций; 2) анализ мотивационной стороны; 3) анализ реакций на ситуацию. Таким образом, становится ясно, что в работах, опирающихся на понятия субъективной ситуации, интерпретации ситуации, субъективности ситуации, а также в какой-то мере ситуации как когнитивных конструктов, установок, значимой ситуации, личностного смысла, подразумевается именно перцептивный аспект ситуаций, если последние понимать как элементы среды. Тем самым, как заявляет Е.Ю. Коржова (1997, с. 77), «снимается кажущееся противоречие между подходами к определению понятия “ситуация”».

        В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия в детерминации психических состояний.

        Критические ситуации и их классификации.Ф.Е. Василюк называет жизненную ситуациюкритической, если никакое преобразование не способно ее исправить, если ситуация необратима и личность утратила возможность реализации своих стремлений, мотивов и ценностей – всего того, что может быть вызвано внутренними необходимостями жизни (Ф.Е. Василюк, 1984).

        Категория критической жизненной ситуации включает в себя широкий спектр жизненных невзгод, негативных событий, неудач, трудностей и т.д., связанных с системой отношений человека с окружающим миром.

        Л.И. Анцыферова выделяет три типа жизненных невзгод:

        1) повседневные неприятности;

        2) негативные события, связанные с различными периодами жизни и возрастными изменениями (неудача при поступлении в вуз, понижение в должности, уход в отставку);

        3) непредвиденные несчастья и горести (опасная болезнь, невосполнимый ущерб, трагическая потеря) (Л.И. Анцыферова, 1994, с. 11).

        М. Тышкова среди трудных ситуаций, способных вызвать стресс, различает:

        трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность, инвалидность);

        трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки, критика, конфликты);

        трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (М. Тышкова, 1987, с. 28).

        В литературе мы встречаем также классификации стрессоров и фрустраторов (Н.Д. Левитов), экстремальных факторов (В.И. Лебедев), чрезвычайных условий (В.Д. Небылицын) и др. Однако классифицировать сами по себе критические ситуации сложно; определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций представляется почти невозможным. Исследователи указывают на тот факт, что не всегда объективные экстремальные и трудные условия вызывают у человека стрессовое состояние и что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные состояния: породить острые переживания, негативные чувства или пройти почти незамеченными. С другой стороны, стрессовое состояние может иметь сугубо внутриличностное, внутрипсихическое происхождение (возрастные кризисы, противоречивые тенденции в самооценке, противоречия между мотивами и др.).

        Условная модель возникновения стресса.С учетом данных обстоятельств может быть предложен условный механизм возникновения стресса как процесс перехода из одного состояния в другое: из комфортного в дискомфортное, из эмоционально устойчивого в неустойчивое, напряженное, экстремальное. Возникновению стрессового состояния предшествует появление причины внешнего или внутреннего характера (стрессора, фрустратора, экстремальной ситуации, трудных обстоятельств).

        Следующим этапом является индивидуальное отражение объективной реальности в сознании человека, восприятие ситуации посредством обработки информации на когнитивном и эмоциональном уровнях, в результате чего складывается субъективная оценка ситуации: степени ее опасности, трудности, неразрешимости, предположение о возможных последствиях.

        Оценка ситуации формируется как с учетом характеристик самой ситуации, так и исходя из мотивов, целей, ценностей личности. В оценке может преобладать эмоциональный либо рациональный компонент. На данном этапе, при субъективном отражении и оценивании личностью ситуации, возникает, а затем и развивается состояние стресса. Однако при сильном психотравмирующем факторе (например, катастрофе, пожаре) главную роль в возникновении дистрессового состояния (чаще всего аффекта) может играть не столько оценка ситуации, сколько резкая эмоциональная реакция человека на событие, а при последующем рациональном анализе обстоятельств, когда личность видит или интуитивно чувствует потенциальный выход, может произойти преодоление стрессового состояния.

        В заключение можно обозначить ряд важных положений. Во-первых, одинаковые внешние события могут привести к развитию стрессового состояния или будут индифферентными для разных людей, – степень их стрессорного значения для конкретного субъекта определяют личностные когнитивные оценки внешних событий.

        Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессогенное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом или в психическом статусах субъекта.

        В-третьих, не каждое даже эмоционально-негативное воздействие способствует развитию последующей стресс-реакции. Стрессоподобной может быть признана только такая реакция (состояние), которая достигает пороговых уровней, где физиологические и психологические интегративные способности человека напряжены до предела.

        studfiles.net

    Это интересно:

    • Пограничное состояние термин Состояние Пограничное Медицинские термины . 2000 . Смотреть что такое "Состояние Пограничное" в других словарях: состояние пограничное — общее название ряда различных слабых, стертых форм нервно психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг […]
    • Шизофрения когнитивные нарушения Когнитивная терапия при шизофрении Шизофрения является хроническим и глубоко нарушающим жизненные функции психиатрическим расстройством. Текущие оценки показывают, что 70-80% пациент с шизофренией являются безработными, и только ½ от 1% пациентов с шизофренией, получающих социальное страхование (SSI/SSDI) […]
    • Неврозы или нервозы Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 . Смотреть что такое "Нервоз" в других словарях: НЕРВОЗ — НЕРВОЗ, нервоза, муж. (лат. nervosus относящийся к нервам) (мед. устар.). То же, что невроз. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова нервоз — сущ., кол во синонимов: 1 • […]
    • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
    • Депрессия по-немецки 1) мед. Depression f , Niedergeschlagenheit f ДЕПРЕССИЯ перевод с русского языка на немецкий язык в других словарях депрессия ж мед. , эк. Depression f c Absenken, (термодинамического параметра) Depression физ. ; хим. , Schwächung, Tiefdruckgebiet перевод ДЕПРЕССИЯ перевод слов, содержащих ДЕПРЕССИЯ, с русского […]
    • Презентация аутизм дошкольников Презентация: детский аутизм Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования. Просмотр содержимого документа «презентация: детский аутизм» Загадка третьего тысячелетия С 2008 года Генеральная […]
    • Героиновый психоз О конопле и психических нарушениях По сравнению, к примеру, с героином риск возникновения или усиления всевозможных нарушений от конопли гораздо выше. Сегодня известно, что коноплю можно связать со следующими проявлениями или ухудшениями психических нарушений: развитие зависимости; делириум (белая горячка); […]
    • Программа образования детей с синдромом дауна аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна) Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна). Индивидуальная программа […]