Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/u184830/psycentr-algis.ru/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Волнообразное заикание у детей — Psycentr-Algis.ru

Волнообразное заикание у детей

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Заикание у детей — причины и лечение

Что это? Насколько актуальна эта тема? Где оно прячется и каковы его причины? Возможно ли его лечение? На эти и другие вопросы постарается дать ответы эта статья.

Заикание — один из самых распространенных дефектов речи (им страдает около 60 млн людей на планете), который заключается в том, что плавное течение речи вдруг прерывается не зависящими от воли человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторением отдельных звуков, образуются, так называемые, «спотыкания» речи. Развивается обычно у детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет и встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек, что обусловлено особенностями взаимодействия левого и правого полушарий мозга. Этот дефект речи не относится к необратимым нарушениям нервной системы и в большинстве случаев с помощью правильного подхода и лечения может произойти устранение заикания.

Что может послужить пусковым механизмом для появления этого дефекта? Какие существуют заикание причины?

  • Это может быть сильный нервный стресс, такой, как развод родителей или громкий звук (гром, лай собаки).
  • Переученный левша – 60% из них заикаются.
  • Двуязычие в семье с детства.
  • Очень быстрое и раннее развитие речи – среди таких детей заикаются 25%.
  • Сложность в лечение заикания у детей состоит в том, что сам стресс (то есть причина) мог произойти намного раньше, а дефект проявится примерно через год. Дело в том, что у таких детей, у которых присутствуют эти факторы, центр Брока, который ведает производством речи, руководит губами, языком, голосовыми связками, гортанью, дыханьем, перевозбуждается и находится в спастическом напряжении. Любое нервное напряжение может вывести его из хрупкого равновесия и тогда речевой круг временно размыкается.

    Исследователи этого вопроса утверждают, что существует две формы заикания:

    1. Неврозоподобная. Начинается постепенно у детей в 3-4 года без видимых внешних причин и совпадает с моментом формирования фразовой речи. Часто у мамы такого малыша во время беременности наблюдались: тяжелый токсикоз с угрозой выкидыша, асфиксия (удушье) в родах и другие патологии. Таких детей отличает боязливость, неуверенность, задержка физического развития, в том числе и речи. Дети возбудимы, суетливы, непоседливы, плохо переносят жару, длительные поездки в транспорте. Им тяжело дается дисциплина, могут быть вспыльчивыми и раздражительными. Такая форма заикания носит волнообразный характер, при котором периодов без «спотыканий», практически, не наблюдается. При отсутствии помощи дефект постепенно отягощается. Во время психической или физической усталости судороги усиливаются. Нарушается координация движений рук, ног. Отклонения в мимической, артикуляционной моторике.
    2. Невротическая. Возникает у детей от 2-х до 6-ти лет, начинающих рано и быстро говорить (они словно «захлебываются» речью), наличие фразовой речи у них существует уже до появления нарушения. Пусковым механизмом для такого нарушения может послужить психическая травма. Приступы заикания, силы судорог зависят от эмоционального состояния ребенка. Наедине с собой, в комфортных эмоциональных условиях, когда его внимание не акцентируется на самом процессе речи, у малыша происходит преодоление заикания. Патологии внутриутробного развития у таких детей отсутствуют. Непосредственно перед возникновением нарушения у ребенка может отмечаться колебания настроения, повышенная впечатлительность, обидчивость, плаксивость, страхи (например, боязнь темноты). Сразу после появления заикание причины такие дети могут на время перестать говорить, на лице словно «застывает» гримаса страха. Еще причиной для такой формы заикания у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет может послужить введение в семье второго языка для общения.
    3. Часто задают вопрос: заразно ли заикание и обязательно ли у заикающихся родителей родится ребенок, который будет заикаться? Не обязательно, но основание для этого вопроса есть, так как дети 80% информации получают подражательным путем. И при наличии родителей, у которых присутствует данный дефект речи или заикающегося друга, ребенок может начать заикаться, подражая им, но это явление не будет заболеванием, о котором говорится в этой статье.

      Советы родителям, что можно сделать для заикание лечение в домашних условиях?

      Прежде всего, не паниковать. Не показывайте малышу свою озабоченность его речью, даже не упоминайте это слово «заикание». Нельзя требовать от него плавной речи, стыдить или, тем более, наказывать. Специалисты рекомендуют научить ребенка говорить медленнее, а так как, мы уже выяснили, что дети подражают речи окружающих их людей, то начните тоже говорить плавно и медленно, желательно, короткими отрывистыми фразами. По возможности, хотя бы на время, исключите все виды эмоционального воздействия на ребенка, не ссорьтесь с ним, окружайте его привычными вещами, игрушками. Не меняйте обстановку вокруг него. Хорошо вместе с ним петь (во время пения люди не заикаются), под музыку танцевать. Укрепляйте его всесторонне физически: проводите закаливающие процедуры, делайте ежедневно физические упражнения. Пусть, по возможности, малыш занимается бегом, плаванием или танцами.

      Возникает особая проблема заикание у дошкольников, так как ребенок в этом возрасте обычно идет в детский садик, происходит смена обстановки и в этом случае родителям и воспитателям детского сада нужно выработать общий подход к таким детям.

      И, конечно, всех родителей интересует, как избавиться от заикания, если этот дефект уже проявился у их ребенка? Начинать лечение заикания, можно в любом возрасте. Существует несколько способов, как лечить заикание, начиная с медикаментозной терапии и дыхательной гимнастики и заканчивая народными средствами в виде травяных сборов. Рассмотрим некоторые из них. Нужно знать, что коррекция заикания, все занятия должны происходить рано утром, пока мозг пациента максимально «чист», эмоционально «незагрязнен».

      — Логопедические занятия. Говорить на выдохе проще, и логопед помогает ребенку поставить правильное дыхание во время речи
      — Лечение с помощью медикаментов, которые имеют противосудорожный и расслабляющий эффект и тормозят психику. На сегодняшний день многие ученые выступают против такого способа лечения, в связи с тем, что эти лекарства вызывают очень серьезные побочные явления. Помимо этого, препараты не рекомендуется принимать длительное время, а после того, как их отменяют, заикание возвращается.

      Современные методы того, как вылечить заикание. В наш век технического прогресса ученые изобрели специальные компьютерные программы, которые помогают человеку избавиться от такого дефекта, как заикание. Заикающийся человек говорит в микрофон, а программа посылает ему в наушники его же речь без заикания. Этим вырабатывается привычка к плавной и спокойной речи. Разработчики программ такого плана утверждают, что при регулярных занятиях заикание искореняется совсем.

      Главное, не сдавайтесь и помните, что терпение и труд помогут избавиться от такого дефекта речи, как заикание. Помните о Демосфене, который стал великим оратором своего времени, а в молодости заикался!

      nevroz-psixoz.com

      Заикание у детей

      Заикание – это нарушение структуры речи и часто встречается у маленьких детей в возрасте от 2 до 4 лет. Кто-то из детей не может произнести звук или слог, особенно в начале речи, у кого-то заикание может проявляться как продолжение звука. Иногда заикание может быть выражено полной остановкой речи или пропуском звука. Как бы не проявлялось заикание, это всегда настораживает и беспокоит родителей, особенно, если в семье есть взрослые, которые заикаются.

      Какие причины могут вызвать заикание у детей, можно ли его вылечить и какую методику, какого врача лучше выбрать. Эксперты в этой области рекомендуют подойти к этой проблеме ребенка комплексно. Только тогда возможно ее преодолеть, которую и болезнью можно назвать с трудом.

      Любой человек в любом возрасте может заикаться. Но чаще это встречается у детей, которые только учатся составлять отдельные слова в предложение. Чаще такой проблемой страдают мальчики, чем девочки. Как говорит статистика, один из пяти детей может заикаться. У 20 детей заикание будет развиваться в последующие полгода и более. Но это совсем не означает, что заикание станет пожизненной проблемой.

      Беспокойство родителей вполне закономерно, но отчаиваться не стоит. Нужно искать проблему и пройти определенный путь, возможно очень длительный, чтобы избавить ребенка от этого дефекта речи.

      Что такое заикание

      Заикание или логоневроз – это нарушение речи. Нормальная речь – умение говорить свободно, плавно, точно и уверенно.

      Люди, которые заикаются, могут чувствовать напряжение в мышцах своего лица, головы и шеи. Они могут замолчать на некоторое время, когда пытаются произнести очередное слово.

      Нормальная речь обычно у детей начинает развиваться в возрасте, начиная с полутора годовалого возраста до двух лет и полностью формируется к пяти годам. В это время у ребенка могут быть признаки заикания, когда учатся говорить новые для них звуки или слова. Заикание отличается от нормального повторения слов.

      У детей, которые заикаются, есть проблема с произношением слога, а не целого слова. Во время произношения можно заметить напряжение в глазах, рта, шеи. Эти признаки не связаны с усталостью или возбуждением ребенка. У некоторых детей такие симптомы могут быть ярко выражены, у других слабее.

      Заикание представляет собой сложную проблему речи. Причина, как и восстановление речи все еще остается немного загадочным.

      Что такое заикание, смотрите в видео программы «Жить здорово»

      Симптомы заикания у детей

      Согласно медицинского определения, заикание – это нарушение темпа, ритма и правильного плавного произношения речи. Такое нарушение может быть вызвано спазмом мышц речевого аппарата, которые происходят в различных частях речевого аппарата и вызванных нарушением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

      О заикании можно говорить, когда речь ребенка состоит из повторяющихся слов или фраз, неправильного произношения слов, когда трудно распознать о чем он говорит.

      Каждый ребенок индивидуален и научится говорить правильно рано или поздно. Но есть общие признаки стили речи, которые могут говорить о логоневрозе:

      Повторяющиеся слова, звуки или слоги;

      Медленная речь или с большими паузами;

      Замедленная скорость речи;

      Ребенок больше начинает заикаться, когда устал, напряжен или возбужден;

      Ребенок боится говорить.

      Но по этим симптомам нельзя сказать точно, что ребенок продолжит заикаться в школьные годы, что его речь станет более серьезной проблемой в более старшем возрасте. Но есть признаки, по которым можно определить серьезность проблемы:

      Вы можете заметить напряжение лицевых мышц и верхней части тела ребенка, тремор губ, сильное моргание глаз;

      Можно заметить повышение тембра голоса во время повторения слова;

      Нерешительность или пауза перед началом разговора;

      В более тяжелых случаях логоневроза ребенок может пытаться изменить слова или включить лишние звуки, такие, как «э…э» или «гм», чтобы начать говорить;

      Отказ говорить, чтобы избежать ситуации заикания;

      Перестановка слов в предложении;

      Длинные звуки при произношении некоторых слов.

      Истинное заикание встречается приблизительно у 5 процентов детей, но во взрослом возрасте остается не более, чем у 1 процента или меньше. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

      Обычно проблемы с речью улучшаются в течение двух-трех месяцев. Произношение отдельных слов или слогов может наблюдаться еще в течение нескольких лет. Неправильное лечение заикания может привести к ухудшению речи уже в зрелом возрасте.

      Типы заикания

      Есть несколько типом заикания:

      Возрастное. Наиболее часто встречающийся тип заикания у детей в возрасте до 5 лет. В это время дети учатся говорить, развивают свои речевые навыки и языковые способности. Чаще встречается у мальчиков. Как правило, проходит без лечения с возрастом.

      Нейрогенная. Вызвана аномалиями сигналов между мозгом и нервами/мышцами.

      Психогенная. Как предполагают ученые, такой тип берет свое начало в области мозга, который управляет мыслями и рассуждениями. Этот тип заикания может быть у людей, страдающих психическими заболеваниями или у тех, кто перенес сильное психическое напряжение или потрясение.

      Причины заикания у детей

      Среди всех основных причин, предрасполагающих к заиканию, выделяют наследственность и патологию во время беременности и родов, а также особенности нервной системы ребенка (эмоциональная неустойчивость, тревога). Однако, чтобы ребенок начал заикаться, нужно гораздо больше факторов, располагающих к появлению такого дефекта речи. Причиной заикания могут стать:

      Развитие в детском возрасте.

      Травмы головного мозга;

      Эмоциональные травмы (испуг, страх, напряженная обстановка в семье и другое);

      Переучивание ребенка писать правой рукой, а не левой в раннем возрасте;

      Перегрузка нервной системы ребенка.

      Если в семье есть люди, которые страдают заиканием, есть большая вероятность, что и ребенок будет заикаться.

      Причиной заикания может стать желание ребенка подрожать более старшим своим братьям или сестрам, которые говорят быстро и правильно.

      Интересно, что заикание чаще встречается у городских детей. У мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Заикаться ребенок начинает в период развития речи в 1-2 года, когда начинает формироваться речь и идет ее интенсивное развитие. В 3 года во время активного развития речи и в 6-7 лет с началом посещения школы.

      Как отмечают врачи, если ребенок начал заикаться в возрасте 8-10 лет, то скорее всего заикание сохранится и в зрелом возрасте.

      Частота заикания у детей может варьироваться. Некоторые дети могут заикаться лишь изредка в течение дня, другие дети – почти на каждом слове.

      Степень заикания может изменяться изо дня в день, каждую неделю или месяц. Иногда ребенок перестает заикаться полностью в течение нескольких дней, недель и даже месяцев, а затем вновь начинает заикаться.

      Определенные условия или ситуации могут сделать речь ребенка лучше или хуже, например, если ребенок возбужден, устал, волнуется, он может начать заикаться больше.

      Лечение заикания у детей

      Мнения врачей о начале и целесообразности лечения заикания расходятся. Как показали исследования, некоторые дети не будут нуждаться в медицинской помощи и их заикание пройдет само по себе. Другие утверждают, что обращение к специалистам необходимо в любом случае.

      В любом случае перед началом лечения ребенка нужно выяснить следующие факторы:

      Возраст ребенка. Если ребенок заикается до 5 лет и/или начал заикаться после 3 лет, то лечение у специалиста нужно.

      Пол ребенка. Мальчики заикаются чаще, чем девочки.

      Наследственность. Как полагают некоторые ученые заикание может носить генетический характер и передаваться по наследству.

      Тяжесть заикания ребенка.

      Причина заикания. Период сильного стресса может предшествовать началу заикания. Зная, что происходит в жизни ребенка, легче будет проводить лечение.

      Лечение заикания будет также зависеть от его вида. Заикание является:

      Постоянным (всегда присутствует);

      Волнообразным (т.е. усиливается или более слабое);

      Рецидивирующим (исчезает и появляется вновь через некоторое время);

      Тематическим (возникает в разговоре на конкретную тему, которая его травмирует);

      Ситуационным (ребенок заикается только в присутствии какого-либо лица);

      Лечение заикания также зависит от степени проявления заикания:

      Слабая. Только во время быстрой речи;

      Средняя. Ребенок заикается только в незнакомых ситуациях или травмирующих его психику;

      Тяжелая. Заикание проявляется постоянно с характерными признаками нарушения речи.

      Заикание может быть также сезонным, проявляться только осенью и зимой, снижаться с возрастом.

      Если ребенок заикается, то лучше не ждать и не затягивать с обращением к специалистам. Как показывают исследования, чем позже ребенок получает квалифицированную помощь, тем больше вероятность, что заикание останется в более старшем возрасте и тем труднее будет проходить лечение.

      Кроме того, не своевременное обращение к врачам может привести к изменениям социальных навыков ребенка и его физического и психического состояния.

      Не своевременное обращение к специалистам, не внимание в такой проблеме ребенка со стороны родителей, учителей, а иногда и врачей, которые считают, что с возрастом дефект речи пройдет сам и проблема уйдет, может только усугубить ситуацию.

      Действительно, многие дети в начале развития и становления речи могут испытывать трудности с правильным произношением. У большинства детей это проходит без всякого лечения в возрасте от 3 до 5 лет. Весьма важным в такой период дать им достаточно времени, чтобы сказать свою речь, не исправлять их слова и не перебивать.

      На сегодняшний день существует достаточно много различных методик, способных помочь исправить нарушение речи и вылечить заикание. Существуют не только местные объединения, но и международные, которые делятся информацией по разработкам в этой области.

      Но все же, прежде, чем самостоятельно лечить ребенка от заикания, воспользовавшись предлагаемыми методиками и наработками, лучше обратиться к соответствующим специалистам. На сегодняшний день успех лечения зависит от комплексного подхода к лечению, которое включает в себя обращение к нескольким специалистам: логопеду, неврологу и психологу.

      Логопед. Не все дети, как было уже сказано выше, будут нуждаться в профессиональном лечении. Лечение у логопеда может помочь сократить перерывы в речи. Лечение у такого специалиста часто фиксируется на контроле речи, учит ребенка контролировать скорость своей речи, поддерживать дыхание и снимать напряжение в гортани во время произношения слов.

      К логопеду нужно обратиться, если:

      Ребенок заикается на протяжении трех-шести месяцев;

      Имеет ярко выраженные признаки заикания;

      Борется с заиканием и испытывает эмоциональные трудности при разговоре;

      Есть семейная наследственность.

      На приеме у логопеда нужно описать как можно более точно симптомы заикания, возможные причины, ситуации, когда ребенок начинает заикаться. Врач может оценить тяжесть и степень заикания ребенка и назначить соответствующее лечение.

      Невролог может выписать ребенку успокаивающие препараты, которые укрепляют нервную систему ребенка и создают благоприятный фон для дальнейшего лечения.

      Могут быть назначены альтернативные методы лечения, такие, как акупунктура, электростимуляция головного мозга, дыхательная гимнастика. Что конкретно нужно и что поможет помочь именно вашему ребенку, может решить только врач.

      Психолог окажет помощь в выяснении причины заикания и предложит свои методы коррекции исправления речи.

      Если ребенок заикается, очень полезно петь. Этот способ уже стал народным, хотя корни его идут от профессионального лечения. Пение расслабляет дыхание и способствует беспрепятственному потоку речи.

      Чтение вслух также стимулирует исправление речи. Вначале ребенок может читать, оставшись наедине. Затем, попросить почитать его уже вам вслух.

      Если ребенок еще не умеет читать, можно читать вместе с ним короткие стихотворения и учить их наизусть.

      Важно знать, что родители главные врачи своего ребенка. Именно родители должны создать все условия, чтобы избавить своего ребенка от заикания. Обеспечить спокойную домашнюю обстановку, соответствующий режим дня, оградить ребенка от шумных игр и сидения за компьютером. Всегда нужно прислушиваться к своему ребенку, стимулировать и поощрять. Возможно нужно ввести за правило односложные ответы пока ребенок учиться правильной речи.

      Никогда не забывать, что у каждого ребенка речь развивается в разное время. Важны поведение и все действия родителей во время лечения. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут преодолеть проблему и справиться с возникающими трудностями.

      Поощряйте своего малыша говорить с вами легко и весело, без напряжения.

      Попробуйте разговор с ребенком сделать игрой.

      Никогда не перебивайте его, пока он говорит, даже если и делает ошибки.

      Спокойно попросите ребенка повторить то, что он сказал, попытайтесь угадать, что он вам сказал, чтобы продолжить разговор.

      Не пытайтесь замедлить речь ребенка. Это может только расстроить его.

      Скажите и другим взрослым, чтобы они не исправляли неправильно произнесенные ребенком слова, не говорить с ним о его проблеме с речью и не обсуждать это с другими.

      И самое главное, всегда прислушивайтесь к своему ребенку, всегда говорите с ним спокойно, без повышения голоса и не создавайте нервную обстановку вокруг него.

      В любом случае на время лечения родителям нужно набраться терпения и помнить, что заикание в большинстве случаев излечимо.

      О лечении заикания у детей в раннем возрасте


      ekolekar.com

      Заикание – это судорогоподобные движения мышц артикуляционного аппарата, которые возникают при разговоре. Чаще всего заикание проявляется в начале речи и реже – в середине. Из-за судорог человек задерживается на отдельном звуке или на группе звуков. Заикание развивается вследствие клонических и тонических судорог. При клоническом заикании дети и взрослые повторяют слова, слоги или звуки. При тоническом – пациент не может сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к другому звуку. Существует четыре фазы развития заикания – без лечения данное расстройство может перейти в достаточно серьезную проблему, которая ограничит способность человека общаться. Расстройство может развиться как у здоровых детей, например, в результате стрессов, так и вследствие различных патологических причин.

      Симптомы заикания

      Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Речевое дыхание нарушено и проявляется в использовании вдыхаемого воздуха для произнесения звуков речи. Выдох укорочен, и это заметно и во время речи, и в покое.

      При заикании происходит судорожное смыкание голосовой щели, что мешает возникновению звука. При наступлении приступа гортань быстро движется вверх, вниз и выдвигается вперед. В этот момент пациент не может плавно произносить гласные звуки. При говорении шёпотом или пении симптомы заикания почти или даже полностью исчезают.

      Если вы заметили первые симптомы заикания у своего ребенка, то нужно пройти диагностику у таких специалистов: психоневролог, логопед и нейропсихолог.

      Специалисты

      • Невролог
      • Логопед
      • Психолог
      • Психотерапевт
      • Записаться на прием

        Формы заикания

        У детей развивается две основные формы нарушения:

        1. Невротическая. Форма заикания данного типа также носит название логоневроз. Развивается заикание у детей, в основном, из-за психологических травм. При такой форме расстройство проявляется нерегулярно и на фоне других нарушений невротического характера– фобий, раздражительности и пр.
        2. Неврозоподобная. Форма заикания такого характера развивается постепенно. Развитие неврозоподобного заикания у детей не имеет связи с психологическими травмами. Расстройство характеризуется судорожной речью, а также возникновением нервных тиков в разных частях тела. Такая форма заикания сопровождается постоянным нарушением речи.

        Также формы расстройства классифицируют по характеру течения на три основных типа:

      • Волнообразное заикание. Проявляется не только у детей, но и у взрослых, на протяжении всей жизни. Иногда ослабевает, иногда усиливается, но без лечения заикание полностью не исчезает.
      • Постоянное. Расстройство, которое имеет сравнительно постоянный характер протекания.
      • Рецидивирующее. Вид заикания у детей, который характеризуется чередованием расстройства с благополучными периодами.
      • Причины заикания

        Причинами заикания бывают как внешние, так и внутренние факторы.

        Внешние причины возникновения заикания – это:

        • инфекционные патологии центральной нервной системы;
        • травмы головного мозга;
        • недоразвитие речевых центров мозга (при таком состоянии лечение заикания у детей не требуется, нарушение исчезает самостоятельно);
        • инфекции дыхательных путей и слуховых проходов;
        • частые простудные заболевания, нарушенный метаболизм;
        • энурез, фобии, повышенная утомляемость;
        • длительное воздействие стрессов;
        • недостаточное внимание развитию речи ребенка;
        • копирование родителей: причиной возникновения заикания может стать копирование речи взрослого, например, если ребенок часто общается с заикающимся родителем.

        Внутренние причины заикания – это:

      • Наследственность. Например, предрасположенность к патологиям головного мозга, которая есть у детей, чьи родственники перенесли заболевания ЦНС. Если различные формы проявления заикания были у родителей, существует вероятность, что заикаться будет и ребенок.
      • Нарушения мозга, возникшие в период развития в утробе матери вследствие инфицирования плода или его гипоксии.
      • Травмы во время родов и недоношенность.
      • Темперамент детей. Чаще всего проявление заикания у детей случается у холериков, во время споров и ссор.
      • Профилактика заикания

        Причины возникновения заикания разнообразны, поэтому, чтобы избежать такого нарушения, следует предупредить воздействие различных провоцирующих факторов. Для этого нужно:

      • заниматься правильным развитием ребенка, не пугать его, оберегать от психологических травм;
      • будущим мамам в период беременности тщательно следить за своим здоровьем;
      • своевременно выполнять лечение различных патологий, которые могут стать причиной расстройства;
      • если ребенок начал заикаться, следует срочно показать его специалисту.
      • neapl.ru

        Нарушение речи: заикание

        В рубрике «Вопросы и консультации» обеспокоенные родители неоднократно задавали нам вопросы, связанные с проблемой заикания. Конечно, в рамках нашей статьи осветить полностью этот вопрос нам не представляется возможным, поэтому мы остановимся лишь на некоторых моментах, наиболее ярко характеризующих это речевое нарушение.

        В одном случае в заключениях специалистов мы сталкиваемся с термином «логоневроз», в другом — «невротическое заикание», в третьем — «неврозоподобное заикание», а иногда и «неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями». Итак, попробуем разобраться с терминологией.

        Обычно заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2-5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Течение заикания волнообразное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6-7 лет и в пубертатном периоде).

        Невротическое заикание или логоневроз — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

        Неврозоподобное заикание — заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

        Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

        Сравним особенности психоречевого развития при различных формах заикания:

        www.detsad164.ru

        Детское заикание, лечение заикания у детей.

        Маленький 3-х летний малыш начинает говорить что-то в метро своей матери и находящиеся вокруг обращают внимание на то, что он заикается, закрывает ладошкой рот, скрывает глаза, пытается разговаривать тише. Он захлебывается, пытается говорить как можно быстрее, а все слова «заедает». Из сообщения практически ничего не ясно, мама переспрашивает его увеличивая тон речи его: «Что, что? Ничего не ясно!» – «Нне ммо –ггу!» Впоследствии ребенок замолкает и прекращает вообще что-либо произносить. На глаза наворачиваются плач, кулачки сжимаются, он отворачивается…

        Заикание – это следствие нарушения связности речи, когда повторение, запинки и растягивание звуков и слогов сопутствуется у детей мышечным усилием –судорогой – речевого аппарата. В заикании у ребенка могут обнаруживаться судороги губ, языка, дыхания, голосовых связок.

        Малыш с трудом говорит, а его собеседники чувствуют напряженность, слушая такую речь. Как правило, если малыш произвольно старается победить такие запинки, то это приводит нередко к обострению заикания.

        У определенных детей заикание что именуется «висит на губах» и малыш запинается на согласных звуках в словах, к примеру: «Ммммама, ппппокажи мммне, что у ттттебя ввв руках». При таком заикании ребенок не может начать произнести слово, а 2-ая его часть выходит свободно, и ребенок запинается в основном на первых гласных. В нетяжелых случаях запинание встречается исключительно в начале предложения, на первом слове, а далее предложение проговаривается уже свободно.

        Бывает заикание, которое задевает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда малыш запинается на гласных звуках, в начале, в средине и в конце каждого слова. Такое заикание звучит из глубины организма малыша, задевая дыхание и артикуляцию в целом. Но у каждого малыша «свое заикание», свои фактора его появления, личные индивидуальные специфики его протекания.

        Бытующие мифы о заикании.

        1. «Это пустяковая проблема. Можно не акцентировать внимания, и все улучшится само по себе». – Запинание со временем не пропадает, а только лишь укрепляется. Расстройство с момента укрепления усиливается, и на его ликвидацию необходимо больше времени и сил семьи и профессионалов.

        2. «Он так разговаривает, пока маленький, вот когда пойдет в школу, там будет разговаривать как все дети». – Во время поступления в школу и детский сад заикание усугубляется, так как ребенку необходимо приспособиться к новым условиям, а для этого нужны новые силы организма. Ребенку становится сложнее разговаривать, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой недостаток, в школе усиливается беспокойство и невротичность заикающегося малыша.

        3. «Необходимо научить малыша контролировать свою речь». – При определенных формах заикания такая тактика применима и приводит к улучшению речи, а при остальных приводит только к обострению дефекта. Во всяком случае необходим специальный подход к каждому ребенку.

        4. «Малыш попросту придуривается, если его наказывать, он прекратит морочить нам голову». – Физическое вливание приводит к обострению недостатка, а также к его углублению. Существуют случаи зарождения заикания после физического наказания малыша отца с матерью.

        5. « В случае если в семье заикается кто-то из родителей, то ребенок обязательно будет заикаться» – Пребывание рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может дать повод для его закрепления, но после прохождения курса лечения заикание устраняется. Возможно также коррекция заикания как у малыша, так и у отца с матерью.

        В народе существует мнение, что первопричиной заикания является сильный испуг. Часто родители, прибывающие с ребенком или подростком на прием к профессионалу, говорят: «Его собака напугала». Но в действительности это не совсем так.

        Есть несколько видов заикания, каждый из которых содержит разные причины и формы проявления. Установить их может только профессионал, поэтому отцу с матерью нужно при появлении заикания у малыша не тратить бесценное время и как можно раньше отправится к детскому психиатру, психоневрологу, психологу или психотерапевту. Не нужно растрачивать время на посещение всевозможных народных целителей, так как итог этих с позволения сказать «горе-знатоков» в этой области не явен. Своевременная и верная постановка диагноза и предписание лечения, – сценарий успешности освобождения от этой непростой и комплексной задачи. Дело в том, что для различных конфигураций заикания имеются свои способы лечения, нередко обоюдно исключающие друг друга. При одних формах отцу с матерью надлежит сосредоточить все внимание на речь малыша и осуществлять контроль за каждым его звуком, обучая малыша таким образом создавать внутренний контроль за личной речью. А при иных формах такая тактика повергнет только к ужесточению дефекта. И поэтому важно вовремя и правильно продиагностировать ребенка.
        Еще 30-40 лет назад в нашей стране не имелось специальных центров по устранению заикания у детишек, да и на сегодняшний день вопрос находится в стадии непрерывного исследования, изучения и разработки результативных способов ее лечения. Но в настоящее время многими экспертами принята и поддерживается позиция о том, что данная проблема разносторонняя, непростая и много осевая. Результативно в устранении дефекта часто используются знания не только лишь медицины, но и логопедии, психологии и педагогики. Таким образом, излечение заикания – трудоемкая медико-психолого- логопедическая задача. И в специализированных центрах возможно лечение и наблюдение малыша командой профессионалов, согласующих свои влияния и устремляющих свои усилия в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обратившегося малыша и его семьи.

        Заикание сможет появиться остро, то есть внезапно, по причине психической травмы – конфликта, испуга, внезапной перемены образа жизни ребенка. Заикание может выявиться как в момент начала посещения детского сада малышом, так и в момент появление на свет в семье сестрички или братика, в последствии переезда на новое место жительства, и при изменении состава семьи – когда покидает один или несколько членов семьи в результате расторжения брака- или при появлении нового члена семьи в последствии замужества мамы или отца, при появлении сводных сестер и братьев. Имеются и другие основания острого появления заикания у малыша. Также заикание может расти и систематически, время от времени обостряясь в течение многих месяцев. В целом это очень индивидуально у каждого малыша.

        В любом случае, в случае если заикание наблюдается не более 1-го или 2-ух месяцев, то оно считается начальным, если заикание выражается дольше – то оно считается закрепившимся.

        Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи изменяется в зависимости от сезона (весной и осенью обычно обостряется) от времени суток ( . После перенесенной болезни у почти всех детей заикание углубляется, но отмечаются и те, у которых оно временно затихает.

        Дети по-разному разговаривают дома в детском саду, в школе на игровой площадке среди сверстников. Время от времени речь ухудшается, казалось бы, и без заметных факторов.

        Инициальное заикание.

        В основной массе случаев заикание появляется в раннем возрасте, в период интенсивного развития речи. Зачастую это случается в 2-3 года. До этого времени фактически нереально продиагностировать эту проблему из-за недостающего овладения ребенком речью. Как только отец с матерью заметили резко возникшее заикание у малыша, нужно незамедлительно показать его профессионалу и, объединив с ним свои усилия, сосредоточить все силы на ликвидацию еще не закрепившегося дефекта.

        Общий режим при инициальном заикании.

        1. При остро образовавшемся заикании у малыша первым делом необходимо отстранить травмирующую его психику ситуацию. В случае если это случилось в детском саду, нужно сделать все возможное, для того чтобы временно отказаться от посещения ребенком детского сада. При этом необходимо создать условия домашнего режима минимум на 1 -2 месяца. Важно мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем раньше вы примите соответствующие меры, тем скорее удастся восстановить расстроенную складность речи, тем благосклоннее прогноз.

        2. Часто обращение с отдельными людьми активизирует у ребенка усугубление запинок. Можно подвергнуть анализу и составить перечень ситуаций, в которых речь малыша ухудшается, а также перечень тех людей, которые воздействуют на его эмоциональное состояние. Отцу с матерью важно организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума подобное общение.

        3. Порой для нервной системы малыша благотворна глубокая смена обстановки: переезд на к бабушке, на дачу, путешествие на какое-то время на море, в пансион и т.п. Поход в гости к друзьям может быть недостаточно целесообразна, так как может побудить у малыша дополнительную взволнованность от воспоминаний и веселых переживаний. Ездить лучше в нейтральное, безмятежное место.

        4. Дома родителям рекомендовано придерживаться щадящего речевого режима. Для этого очень важно создать тихую доверительную атмосферу. Нужно на время избегать ситуаций, которые излишне возбуждают, беспокоят или расстраивают малыша. Неудержимое радостное возбуждение в такое время также противопоказано. Лучше отменить посещение впечатляющих событий или мест большого скопления людей – огромные магазины, кинозалы, рестораны и т.д. Лучше остановиться на прогулках в сквере, парке, подальше от детских площадок. В период возобновления речи важно изолировать малыша от любых источников возбуждения.

        5. В периоды смещения в худшую сторону речи можно проводить режим тишины – игра в «Молчанку». Можно при этом говорить с ребенком жестами, пояснять «на пальцах».

        6. В случае если заикание возникло в следствии ревности к мадшему брату или сестре, маме нужно отдать достаточное внимание старшему ребенку, завлечь его в общие семейные дела. Можно дать ему на время снова ощутить себя маленьким. Если он захочет -отдать ему давно позабытые игрушки, в том числе и соску (обыграть это), взять и поносить на руках как младенца. Через некоторое время это ему наскучит, и он сам откажется от этой игры. Важно также пересмотреть в ситуациях ревности положение старшего малыша в семье. Может быть, его сильно выключают из психологических переживаний или перегружают неизвестной и новой для него деятельностью. На приеме у эксперта эти проблемы надлежит обсудить.

        7. При чтении новых книг вначале предпочтительно рассмотреть иллюстрации, а потом родителю можно изложить в свободной форме содержание книги. Речь старшего при пересказывании не такая тяжелая, чем при чтении вслух, и такого рода занятия носят более товарищеский характер. Можно вдобавок выдумывать и свои собственные рассказы. Что-то вроде телесериала с продолжением. Подобные занятия очень хорошо проводить пред сном.

        8. В момент подготовки ко сну необходимо предельно ритуализировать учение малыша, то есть из дня в день после ужина в одном и том же распорядке выполнять одни и те же действия. К примеру, купаться, убирать игрушки на место, рассказывать придуманную историю или сказку, напевать колыбельную и т.д. Это упрощает засыпание.

        9. Бывают случаи патологии речи, вызванные долгими просмотрами телепередач: различные «боевики», «фильмы ужасов», приключенческие сериалы, бесчисленные программы негативно влияют на нервную систему малыша. А также отрицательно отражается на нервную систему длительное воздействие компьютерных игр. Малыш очень перевозбуждается, может появиться и заикание. Такое заикание может появиться в любом возрасте, как в подростковом, так и в дошкольном . Во время лечения очень важно, чтобы малыш на какое-то время полностью удержался от просмотра телепередач и компьютерных игр. Ежели это совсем нереально (ребенок энергично протестует), нужно ограничение просмотра телепередач до 1-2 в день общей длительностью не больше 30 минут в день. С совсем маленькими детьми нужно при просмотре тв пребывание взрослых.

        10. Все общие действия семьи и экспертов во время возобновления речи необходимо сосредоточить на то, чтобы посодействовать ребенку поменять манеру речи. Ребенок копирует речи взрослых находящихся вокруг его людей. Рядом в это время лучше чтобы не было заикающихся людей. Для самих взрослых нужно контролировать свой темп речи. Старайтесь говорить медлительнее, чем обычно, замедляя слова. Разговаривать маленькими предложениями без лишней эмоциональности, но и не однообразно, как робот. Медлительно, но выразительно и используя в речи доходчивые и известные ребенку слова.

        11. Действенным бывает приучивание ребенка к настольным играм, занятиям кубиками, лото, мозаике, конструктором. Это не только лишь успокаивает малыша, но и формирует тонкую моторику пальцев рук, что плотно сопряжено с формированием речи. Методы устранения тяжкого заикания базируются на схожих приемах. Можно применять в игре небольшие предметы: накалывать бусинки, перечислять ракушки, раскладывать пуговицы, крупу и т.д.

        12. Рисование полезно воздействует на нервную систему ребенка. Творчески подходя к данному делу, рисовать можно где угодно и чем угодно:

        пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, ладошкой акварелью и гуашевой краской. Предпочтительно для маленьких деток рисовать гуашевой краской крупными кистями на больших листах бумаги различной формы и величины. Детки очень любят рисовать просто ладошкой или кончиками пальцев рук или. Родители не всегда одабривают подобное творчество ребят, обрекая их с раннего возраста на поставленные штампы и шаблоны. Но психологическими исследованиями зафиксировано, что таким образом малыш более полно высказывает свое эмоциональное состояние.

        13. Может быть полезна для заикающегося малыша и лепка из глины, пластилина, и любой густой массы, сберегающей формую. Глина более податливая и мягкая, а лепка из пластилина порой активизирует у маленьких детей некоторые физические препятствия. Все эти спокойные забавы нормализуют нервную систему малыша, а также воспитывают и обогащают ребенка.

        14. Успокаивают и снимают напряженность нервной системы малыша забавы с водой и песком. Организовать их в летнее время нет никакой проблемы, а в зимнее время снег сменяет песок и воду.

        15. Для ребенка с патологией связности речи полезно также пение и ритмичное движение под музыку. Можно 1 раз в неделю всей семьей проводить специализированные процедуры под музыку. Видеокассеты с такими уроками есть в магазинах. Нет необходимости говорить, что все обучения необходимо проводить, играя с ребенком.

        16. Почти все заикающиеся дети говорят без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными, или надев маски. Отцу с матерью важно стимулировать это. Уместно выдумывать разные спектакли, в которых ребенок играет роль независимого, великого, мужественного человека. При этом можно применять маски разных животных и фантастических персонажей. Такие мини-спектакли специалисты по психологии применяют в технике игровой терапии, где убирают нервное напряжение у малыша, его страхи, решают его внутри личностные конфликты.

        17. Нужно потрудиться сдержать малыша от речи, если он на пределе истерики или плачет. Всхлип сам по себе нередко приводит к повторению слогов и слов и у не заикающихся людей. Очень важно вначале любым способом успокоить малыша, отвлечь его чем-нибудь занимательным, утешить, взять на руки. Малыш должен ощущать, что мама постоянно рядом и не даст его в обиду.

        18. Время от времени дети, испытывающие страдания заиканием, применяют в речи эмблы, то есть говорят краткие слова, вроде «вот», «а-а-а», «ну», «значит» и другие. Невзирая на то, что эмблы очень «засоряют» речь, – не нужно ругать его за это. Использование эмблов удлиняет время высказывания, дает возможность легче сконцентрироваться, организовать артикуляцию. Этим малыш сам может помочь себе совладать с запинками. Эмблы пропадут, когда улучшатся речевые возможности малыша.

        19. Старайтесь сформировать жизнь малыша так, чтобы его не надо было торопить. Ведь мы устремляемся к тому, чтобы он разговаривал неторопливее, но это невообразимо, если он все время слышит в своей жизни: «Скорее, скорее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите малыша сами. Дайте на завтрак то, что он употребляет в пищу охотнее, но не делайте жизнь малыша еще более напряженной.

        20. Дневной сон вне всяких сомнений очень полезен для детишек. Но если малыш отвертывается спать в дневное время, не надо делать из укладывания напряженную ситуацию. Ваш малыш может провести время сидя в кресле, прослушивая знакомую сказку или кассету.

        21. Заикающийся малыш время от времени может вертеть небольшие предметы в своих ручках. Это в определенной степени освобождает его нервное напряжение, абстрагирует от речевых проблем. Можно даже дать ему в руки небольшую игрушку, канцелярскую скрепку или кусок пластилина.

        22. Часто бабушки, горделивые достижениями своих потомков, хотят их показать перед окружающими. Не стоит принуждать малыша декламировать стихи перед сторонними, петь песни и т.д., ежели он сам этого не желает. С момента появления речевого недостатка, малыш сам все чаще и чаще отворачивается от подобных выступлений. И его несогласие следует уважать.

        23. Зафиксировано, что в семьях заикающихся детей нередко встречается такое плохое сочетание, как повышенные запросы к ребенку и обыкновение быстро разговаривать. В этих семьях на детей оказывается огромное эмоциональное влияние, желание, чтоб они соответствовали некоему высочайшему эталону, из-за чего формируется неустойчивая конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, взволнованно, дают приказания. Считается, что малыш должен не просто хорошо разговаривать, а быть чуть ли не оратором. Подобная обстановка не содействует тому, чтобы малыш спокойно и плодотворно воспринимал свои речевые промахи. Хорошо бы своим образцом дать ребенку уразуметь, что в признании своих ошибок нет ничего ужасного. Взрослые порой также ошибаются.

        Закрепившееся заикание.

        Закрепившимся считается заикание, наблюдающееся у малыша более 2-3 месяцев. Нужно ли придерживаться режима при закрепившемся заикании? Естественно, пока размеренность не нормализуется, режим речи должен быть щадящим. Применяются все советы, описанные выше. Малыш находится под присмотром экспертов, принимает прописанное лечение, осуществляет назначенные упражнения, выполняет процедуры. Существует 10-ки разных независимых способов лечения заикания. Действенными в нынешнее время считаются рефлексотерапия, медикаментозная терапия, гипноз, массаж, комплексы логопедических упражнений, дыхательная и артикуляционная гимнастики, функциональные тренинг речи в рамках тренировки общения и решительного поведения, современный психоанализ, арт-терапия, аутогенная тренировка, игровая терапия, пальчиковая гимнастика, краткосрочная психоаналитическая терапия детей, различные виды психотерапии, работа с сновидениями и образами и многие другие методики и техники. Все эти методы сами по себе эффективны лишь временно, потому принципиальным является комплексный подход – персонально нацеленная стратегия лечения и выбора методов, эффективных для каждого ребенка. То, что бывает результативно одним детям, во вред другим.

        Работа с закрепившимся заиканием длительная, требует немало терпения от отца с матерью и самого малыша. Поэтому родителям важно не оттягивать время при появлении заикания у малыша и не доводить проблему до момента укрепления. Так как для устранения такого заикания необходимо куда больше времени и сил как экспертов, так и семьи в целом.

        Прогноз терапии заикания.

        Из большущего опыта работы с заикающимися детьми и школьниками могу сказать следующее: при инициальном заикании вопрос может полностью устраниться в течении нескольких месяцев. Это находится в зависимости от того, имеется ли в основе дефекта невротическая элемент или началом дефекта является органика – нарушение нервной системы малыша. При неврозе патологии речи могут вернуться и через неопределенное время в последствии вылечивания в разных стрессовых ситуациях, от которых ни один человек не застрахован в жизни. Но возобновление речи после курса лечения идет свободно и быстро добивается результата. При органике заикание устраняется более продолжительно, но процесс идет более прогрессивно. Обычно это находится в зависимости от личных специфик ребенка и отношения к недостатку его семьи. Такое запинание обычно не имеет подобного волнообразного течения, как при неврозе. Лечение идет медлительно, но верно. Потенциальных срывов не отмечается. Продолжительность лечения иногда может достигать 1-2х лет. Закрепившееся заикание – более тяжелая проблема, так как сам недостаток устремляется к закреплению.

        Не забывайте о волнообразном течении заикания. В период улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы со знакомыми и незнакомыми людьми, излагать краткие повествования. В моменты так именуемого ухудшения в процессе улучшения лучше всего неречевые занятия (игры в «Молчанку»).Детский сад и школа – серьезные жизненные испытания как для малыша, так и для его отца с матерью. Далеко не все ребята свободно справляются с ним. Речь заикающегося ребенка во многом будет находиться в зависимости от той ситуации, которая сформируется вокруг него в школе и детском саду. Уместно в таком случае находить не элитную школу, а спокойного, терпеливого и серьёзного педагога. Воспитателю или преподавателю следует заблаговременно оповестить о речевых сложностях вашего ребенка. А также предупредить его о том, что врач не рекомендует торопить его во время ответа, что ваш малыш может время от времени молчать, даже когда знает ответ на вопрос. Нужно предупредить педагога, что эксперты категорически против того, чтобы у заикающегося малыша проводили проверку умения читать на скорость. Важно соединить свои усилия и вместе с преподавателями в школе.

        Родителям важно знать, что удаление речевого недостатка нередко длительный процесс, который находится в зависимости от оперативности их реагирования на его возникновение. И желательного эффекта можно достигнуть при функциональном участии всех членов семьи, объединивших свои стремления со специалистами в течении лечения малыша.

        www.lastreason.ru

    Это интересно:

    • Учебный стресс Учебный стресс у студентов при разных формах обучения 3180 В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого является сравнение уровня учебного стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов, получающих первое высшее и второе высшее образование. Обследовано 55 […]
    • Поддерживающая терапия при шизофрении * Публикуется по изданию: Аксёнова И. О. Поддерживающая терапия шизофрении нейролептиками пролонгированного действия в сочетании с нормотимиками // Шизофрения: новые подходы к терапии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической […]
    • Клаустрофобия пророчество гарри Квест в реальности Пророчество Гарри This page in English Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 1800 р. Сложность Простой Легкие загадки, квест для детей и новичков. Начинающие могут пройти без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 12+ * Сейчас этот квест просматривает 1 […]
    • Квесты в томске паранойя Квест в реальности Эффект бабочки [Квест закрыт] Игроков 2 – 4 Время 60 мин Сложность Очень сложный Проходят квест без подсказок только профессиональные команды (команды обзорщиков). " data-html="true"> Сейчас этот квест просматривает 1 человек Похожие квесты: В плену у Бастинды Рейтинг по отзывам: […]
    • Фенибут для детей отзывы при заикании Заикание в 3 года! Фенибут или тенотен лучше? Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней! мой ребенок пил и то, и другое тенотен вообще ни о чем, фенибут был действительно эффективным ого я и не знала, что такое может быть в 3 года… думаешь причина только в малышке? Вот ещё что […]
    • Анорексия как становятся Как стать анорексичкой Дискорфоманическая форма. На этом этапе девушка подозревает, что ее вес несколько ненормальный и она выглядит полной. Свидетельствует о наличии дискорфоманического типа болезни длительное рассматривание отражения в зеркале. Затем следует быстрый перебор диет, девушка их может только […]
    • От каких стрессов худеешь Причины похудения: 10 заболеваний, от которых теряют вес Резкое и сильное похудение не менее тревожно, чем набор веса. Если человек теряет каждую неделю более 5% от общей массы тела – это негативно сказывается на общем самочувствии и внешнем виде. Причины похудения делятся на 2 большие группы: общие и медицинские. С […]
    • Как я заработала анорексию Как я справилась с анорексией. Советы. … Он подошел ко мне однажды и сказал: «Я по-настоящему тебя люблю. Ничего в этом мире не сможет разрушить нашу любовь». И поцеловал меня, затем добавил «Но вот еще… Если бы ты весила всего на 5 килограмм меньше, это было бы просто супер». Не почувствовав никакой разницы между […]