Воздействие стресса на работу

Воздействие стресса на здоровье человека (курсовая работа)

Введение 3
Глава I Понятие о стрессе 5
1.1. Стресс как фактор влияния 5
1.2. Связь критических жизненных событий с причинами расстройств 9
1.3. Повседневные и хронические перегрузки и их воздействие 11
1.4. Концепции совладения со стрессом 14
1.5. Рекомендации в борьбе со стрессом 15
Глава II Влияние стресса на организм человека 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение 27

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995. – 352с.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психологические расстройства. – М.: Медицина, 1993. – 399с.
  3. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.,1996. – 264с.
  4. Андрюшенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психиатрия и психофаркологотерапия, 2000. – № 4. – с. 28-34.
  5. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. – 1998. № 3. 50 56.
  6. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. – М.:Медицина, 1994. – 860 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 316 с.
  8. Лэндис Р. Продвинутые техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями. – М.: Наука, 1983 – 316с.
  9. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 372 с.
  10. Михайлова Н.Ф. Повседневный стресс в семьях здоровых неврозами // Материалы конгресса по детской психиатрии. – М., 25-28 сентября 2001. – с.42-43.
  11. Пушкарев А.Л. Доморацкий В.А. Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакология, психотерапия. – М.: Изд. Института психотерапии, 2000 – 263с.
  12. Селье Г. Психофизиология стресса. – М.,1991. – 360с.
  13. Селье Г.Стресс без дистресса. – М.: Прогресс,Э 1997. – 196с.
  14. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001 – 252с.
  15. Тарабрина Н.В., Лабезная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние, проблемы //Психологический журнал. 1992. – № 2 – с.14-20.
  16. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Академия, 1997. – 337с.
  17. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1996.– 451с.
  18. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 241с.

www.textfor.ru

Влияние стресса на организм

Стресс – это особое состояние организма. При нем организм работает на пределе своих возможностей. Подобное состояние наступает, когда мы сталкиваемся с физической опасностью или психологической агрессией. Мышцы на время становятся сильнее, учащается сердцебиение, активизируется мозговая активность. Даже зрение становится острее.

По законам природы в моменты стресса нам положено драться или убегать. Современное общество такое поведение не приемлет. В наше цивилизованное время нам чаще приходится решать конфликты более мирным путем. Но организму от этого не легче! Он продолжает пребывать в боевой готовности, понапрасну расходуя свои резервы. Все бы ничего, если бы у организма было время на восстановление. К сожалению, ритм нашей жизни этого не позволяет.

Влияние стресса на организм чаще всего проявляется у жителей городов. И чем город больше, тем чаще состояние стресса. Больше контактов, общения. Следовательно, больше шансов «нарваться» на грубость. Для жителей сельской местности стресс – в диковинку. Размеренная жизнь на природе и отсутствие случайных контактов с незнакомыми людьми значительно уменьшают вероятность стрессовых ситуаций. Возможно, поэтому многие семьи стараются приобрести свой домик в пригороде.

Так как же влияет стресс на организм, и чем мы можем себе помочь?

Влияние стресса на сердце.

Основная нагрузка от стресса ложится на наше сердце. Для сравнения, в спокойном состоянии сердце перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры возрастают до 15-20 литров. А это в три-четыре раза больше! У людей среднего и старшего возраста значительно увеличивается риск возникновения инсультов и инфарктов.

В данной ситуации сердце необходимо успокоить. Для этого подойдет нехитрое упражнение. Глубоко вдыхайте воздух в течение пяти секунд, затем на счет «пять» — выдыхайте. Таким образом, надо сделать тридцать вдохов и выдохов. Ни в коем случае не «запивайте» стресс кофе или спиртными напитками. Они поднимают давление, нагружая сердце еще больше.

Влияние стресса на мышцы.

Во время опасности мозг посылает сигнал в мышцы, и к ним значительно увеличивается приток крови. Мышцы набухают, готовясь к активным действиям. Если физической активности не происходит, кровь в волокнах застаивается.

Чтобы сбросить мышечное напряжение, рекомендуется пробежаться минут пять-десять.

Влияние стресса на мозг.

Информация об опасности через органы чувств направляется в особый отдел мозга, называемый гипоталамусом. После обработки информации гипоталамус посылает сигналы во все части тела, приводя их в повышенную боевую готовность. При этом происходит сужение сосудов мозга. С возрастом холестерин накапливается в сосудах, делая их ломкими. Поэтому резкое их сужение может спровоцировать инсульт.

Чтобы этого не произошло, надо позаботиться о своем здоровье заранее. При сужении сосудов давление повышается. Привести его в норму помогут ежедневные прогулки на свежем воздухе и здоровый восьмичасовой сон.

Влияние стресса на глаза.

Стрессовая информация поступает в мозг, в частности, через органы зрения. В результате в глазах могут появиться неприятные ощущения: повышенное давление, напряжение, рези, сухость слизистой, эффект «песка в глазах». Если часто нервничать, то от постоянного напряжения зрение может ухудшиться.

Чтобы расслабить глазные мышцы, существует простое, но эффективное упражнение. Закройте глаза и сделайте ими несколько движений влево-вправо, вверх-вниз, по кругу. И так в течение нескольких минут. Затем ощутимо надавите на веки, подождите секунд пять, пока перед глазами не появятся белые пятнышки. Отпустите руки, глаза уже можно открыть. Нелишне помассировать с двух сторон переносицу в уголках глаз. Если есть возможность, посидите в расслабленном положении 15-20 минут.

Влияние стресса на желудок.

Во время нервного перенапряжения происходит спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующей защитный барьер на стенках. Желудочный сок (соляная кислота) начинает разъедать ткань желудка, что приводит к образованию язвы.

Если хотите помочь желудку, выпивайте 200 миллилитров минеральной воды без газа каждые три часа. Хорошо помогает нежирный куриный бульон или теплый чай с молоком. А вот от соленой и жирной пищи откажитесь на некоторое время.

Влияние стресса на кишечник.

Кишечник чутко реагирует на стрессовую ситуацию. Он начинает усиленно работать, возникают спазмы. Спазмы, в свою очередь, приводят к запору или поносу. Кроме этого, вещества, образующиеся при стрессе, убивают микрофлору кишечника. Может развиться дисбактериоз.

Чтобы этого не случилось, выпейте на ночь стаканчик бифидокефира. Он нормализует работу кишечника и обогащает полезными микроорганизмами.

Влияние стресса на почки.

Во время стресса именно в почках вырабатывается гормон адреналин. Он усиливает сердечную деятельность и работоспособность мышц.

Чтобы уберечь почки от разрушения, выпейте несладкого зеленого чая.

Несколько общих советов:

— Покричите от всей души. Это поможет выплеснуть негативные эмоции.

— Хорошо успокаивает нервы зеленый цвет. Выйдите на улицу. Полюбуйтесь на зеленую листву. А зимой просто окружите себя зелеными предметами, аксессуарами.

— Придя домой, приготовьте себе несколько кусочков морской рыбы. Она содержит вещества, способствующие выработке гормона радости – серотонина.

— Если вы на работе, обязательно устройте десятиминутный перерыв. Отвлекитесь чем-нибудь.

— Выполните следующее упражнение. Сядьте на стул. Надавите 15 раз стопами на пол. А потом с силой сжимайте и разжимайте кулаки 15 раз.

Стресс — явление социальное. И полностью оградиться от него невозможно. Порою, мы сами провоцируем ненужные конфликты. Проявляем агрессию даже к близким нам людям. Давайте будем добрее друг к другу. Внимательнее относиться к чужим проблемам. Да, от стресса не спрячешься. Но мы обязаны уменьшить его вредное воздействие. Здоровье, как мы знаем, не купишь.

www.allwomens.ru

Стрессы. Влияние стрессов на поведение и здоровье сотрудников. Стресс-менеджмент

Причины, положительные и отрицательные результаты стресса. Способы преодоления отрицательных последствий стресса. Последствия влияния стресса на поведение и здоровье работников. Стратегии стресс-менеджмента. Анализ результатов анкетирования сотрудников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

«Стрессы. Влияние стрессов на поведение и самочувствие сотрудников. Стресс-менеджмент»

Выполнил: Студент группы № 221

Преподаватель Ф.В. Васильев

Глава 2. Влияние стресса на работников организации. Стресс-менеджмент

2.2 Стратегии стресс-менеджмента

Глава 3. Изучение влияния стресса на работников компании ООО «АКБ-Энерго»

3.1 Анализ результатов анкетирования сотрудников ООО «АКБ-Энерго»

Список использованных источников

В течение всей своей жизни человек неоднократно сталкивается с разного рода проблемами и препятствиями, на преодоление которых необходим большой запас жизненных сил, опыта и настойчивости. Ежедневно множество мелких и крупных событий так или иначе меняют нашу жизнь. Несмотря на сложившееся в современном обществе мнение, не только негативные, но и положительные эмоции являются для нашего организма раздражителями, так как они вмешиваются в постоянство его внутреннего состояния. Таким образом, мы подходим к выводу о том, что каждый час те или иные раздражители воздействуют на нас, что в общем и целом понимается как подверженность стрессовым ситуациям. Так как это явление повсеместно и затрагивает все стороны жизни человека, пренебрежение ими может пагубно сказаться на поведении и здоровье индивида. В частности данная проблема является фатальной для многих фирм и организаций, основой которых являются люди, так как именно от работы человеческих ресурсов зависит конкурентоспособность фирмы на рынке. Умение правильно и своевременно реагировать на те или иные стрессы может значительно улучшить жизнь каждого из нас.

Актуальность темы исследования определяется злободневностью такой проблемы, как отсутствие необходимых знаний населения о положительных и отрицательных последствиях стрессов и способах борьбы с ними. По статистике, 10,4% жителей Санкт-Петербурга страдают от высокого уровня стресса. При ознакомлении читателя с данной работой он или она сможет пересмотреть свою жизнь и начать управлять ею так, как ему или ей кажется наиболее оптимальным, а не так, как это диктует стресс. Также описанные в работе данные могут помочь работодателям помочь своим сотрудникам преодолевать стресс и таким образом повышать свою работоспособность.

Целью работы является рассмотрение фундаментальных понятий о природе стресса, способах его провоцирования и редуцирования, а также создание теоретически оптимальной системы стресс-менеджмента для любой организации, построенной на основании изученной информации.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:

– рассмотрение сущности и содержания проблемы;

– изучения всех сторон и особенностей проблемы;

– обобщение отечественного и зарубежного научно-исследовательского и практического опыта в представленной области, собранного в соответствующих книгах и статьях;

– сравнение альтернативных подходов к проблеме;

– проведение анализа воздействия стрессов на сотрудников крупной компании;

– разработка рекомендаций по совершенствованию методов стресс-менеджмента;

Объектом исследования является понятие стресса и его влияние на отдельного человека, выступающего в роли работника организации.

Предметом исследования выступают механизмы появления стрессов и закономерности их протекания.

Работа выполнена в теоретико-аналитическом формате, что подразумевает создание собственных выводов и рекомендаций по дальнейшему исследованию и развитию изучаемого объекта.

Методы исследования представляют собой сбор и обобщение информации по объекту исследования, теоретический анализ полученных данных, а также сравнение различных альтернатив.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стресса, психодиагностики, психологии, менеджмента и медицины.

В ходе проведения исследования использовались труды по психологии и менеджменту следующих авторов: Г. Селье, И. Кириллова, Д.С. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, С. Уилкинсона и других.

В указанных публикациях сформирована основа научных знаний, необходимых для дальнейшего развития в современных условиях теории и практики решения основных задач, порождаемых стрессами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе предоставлен теоретический материал по причинам возникновения стрессов и способам их разрешения. Во второй главе указаны особенности влияния тех или иных стрессоров на работников различных фирм, а также собран теоретический материал по основным стратегиям стресс-менеджмента. В третьей главе исследованы особенности протекания стрессов в определенной компании. В заключении отражены основные выводы по курсовой работе.

Теоретическая часть данной работы представляет собой анализ множества как отечественных, так и зарубежных изданий, представленных в формате книг, статей и материалов конференций. В целом исследование представляет собой ознакомление читателя с основными теоретическими аспектами проблемы и предоставление альтернативы существующим методам стресс-менеджмента.

Глава 1. Теоретическое понятие стресса. Стрессоустойчивость

1.1 Причины стресса

Стресс — это многогранное по своей структуре понятие, включающее в себя практически все действия, эмоции и чувства человека, поэтому существует великое множество причин для его появления, которые могут быть как связаны друг с другом, так и не иметь совершенно ничего общего между собой.

Перед тем, как предоставить перечень причин, обуславливающих стресс, необходимо установить, что же именно понимается под этим понятием. Абсолютно каждый человек вне зависимости от своего социального положения, наличия места работы или учебы, пола, возраста или религиозных убеждений каждый день сталкивается с теми или иными стрессами. Но, несмотря на то, что стресс — это нечто, прочно вошедшее в жизнь каждого из нас, до сих пор не существует однозначной точки зрения по поводу механизмов его возникновения и протекания [4, с.8]. Также не существует и согласия в научной среде по поводу точного определения того, чем же на самом деле является стресс, потому что, как уже упоминалось, стресс многогранен, и каждое определение способно описать лишь одну из его сторон. Все же определения можно разделить на несколько групп:

– Стресс как реакция организма на любого рода внешние раздражители, которые нарушают его гомеостаз 1 (Hans Hugo Bruno Selye, Eugene Godefroy Cavaignac);

– Стресс как процесс взаимодействия человека и окружающей его среды (Richard S. Lazarus);

– Стресс как особоe психологическое и физиологическое состояние организма (Р.С. Немов, В.В. Суворова);

– Стресс как любого вида напряжение, которое приводит к неизбежному ухудшению здоровья (Л.А Китаев-Смык, Ю.И. Александров);

В данном исследовании мы будем придерживаться определения известного канадского эндокринолога Ганса Селье, о том, что стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [15, с.1]. Это означает, что стресс — это лишь реакция нашего организма на любые внешние изменения, приводящая к тому или иному результату. Чаще всего наше тело в ответ на любой стресс запускает реакцию «fight or flight» — бороться или убегать, что было открыто американским психофизологом Уолтером Брэдфордом Кенноном (англ. Walter Bradford Cannon) в 20-х гг. XXв. [2, с.12].

Так что же является причиной стресса? Ответом на данный вопрос будут два понятия — стрессор и стрессовая реактивность [10, с.26]. Стрессор — это некая причина, которая запускает в действие реакцию «fight or flight». Стрессор — понятие настолько же многозначное, как и понятие стресс. Существуют стрессоры, на которые наш организм реагирует незамедлительно. Например, громкий взрыв, яркая вспышка света, неожиданное прикосновение и т.п. В таком случае увеличивается частота сердцебиения, дыхание сбивается, происходит активное потоотделение. Это означает, что наше тело готово мгновенно ответить на любое воздействие, будь то удар со стороны нападающего или вспышка молнии. Существуют также стрессоры, которые не нуждаются в мгновенном изменении нашего состояния, то есть при их возникновении наш организм не подвергается никакой физической угрозе. Чаще всего такие стрессы символичны — это может быть встреча со старым приятелем, публичное унижение, большое количество требуемой от вас работы и т.п.

Согласно концепции Д.С. Гринберга [5, с.27], существует четыре вида стрессоров:

– относящиеся к окружающей среде (град, снегопад, жара, яды);

– психологические (умственное переутомление, ипохондрия);

– социологические (смена политического строя в стране, случаи массовых заболеваний, смерть);

– философские («что делать?», «кто виноват?», «куда идти?»);

Таким образом, на любой раздражитель, будь это нечто положительное или негативное, мы реагируем одинаково — активизируется деятельность множества внутренних органов, в том числе гипотоламуса 1 , гипофиза 2 и других зон мозга, а также щитовидной железы 3 . Все это проявляется в изменении психического состояния — повышается скорость реакции, увеличивается сосредоточенность, концентрация, происходит прилив жизненных сил. В случае, если это необходимо, мы пользуемся этими изменениями (убегаем от хулиганов = flight или же боремся с ними = fight). Если необходимости в этом нет, мы просто переживаем несколько секунд или минут (зависит от характера раздражителя) полученную стрессовую продукцию нашего организма.

В отличие от стрессора, который является причиной, или катализатором организма, стрессовая реактивность — это реакция fight or flight сама по себе [9, с.25]. Как уже упоминалось, это проявляется в изменении гомеостаза — повышение количества натрия в крови, выбросы адреналина, активное потоотделение. Вместе стрессор и стрессовая реактивность составляют причину стресса — вот почему мы чувствуем себя иногда неуютно, иногда испытываем страх, раздражение или даже радость.

1.2 Положительные и отрицательные результаты стресса

Многие считают, что стресс — это лишь негативное воздействие агрессивной среды на человека, будь то природные катастрофы или пролитая на колени чашка кофе. Согласно концепции Селье, это в корне неверно. Существует два вида стресса: эустресс (eustress) и дистресс (distress). Что же означают эти два понятия и есть ли между ними различия? Эустресс — это одновременно и подвид стресса, возникающий как реакция на какое-либо положительное изменение в жизни или состоянии человека, и такой вид стресса, при котором индивид не испытывает негативных эмоций, а лишь активизирует внутренние ресурсы на борьбу с внешним раздражителем [11, с.36]. Чаще всего эустресс возникает при кратковременном и слабом воздействии стрессора, если стрессор накладывается на положительный эмоциональный фон, если человек видит перед собой множество способов разрешения возникшей перед ним проблемы, а также при поддержке со стороны близких и наличии опыта решения схожих проблем в прошлом. Примерами эустресса могут являться такие ситуации, как: свадьба, сложная работа над любимым делом, правильное решение сложной мозаики и т.п.

Таким образом, данный подвид стресса очень полезен для нас, так как стимулирует быструю работу мозга, вызывает сильную мотивацию, а также не вносит никаких отрицательных изменений в наше физиологическое состояние, то есть не влияет на здоровье.

Противоположностью эустресса является дистресс. Дистресс — это подвид стресса, который негативно влияет на организм человека, так как воздействие стрессора либо слишком продолжительно, либо интенсивно [10, с.10]. Дистресс возникает, если его причина, как упомянуто выше, либо очень интенсивна, либо длительна, либо проблема совершенно нова для человека и у него не хватает опыта для ее решения [30]. Также дистресс может появиться из-за общественного порицания или эмоциональной нестабильности индивида. Впоследствии всех вышеперечисленных факторов организм истощает все внутренние ресурсы, что приводит к ухудшению здоровья — потеря аппетита, слабость, плохой сон, боли в животе и голове. То есть дистресс может приводит к серьезным болезням, а иногда, в редких случаях, и к смерти. Кроме болезней, дистресс вызывает в человеке состояние фрустрации 1 . Существует несколько причин фрустрации:

– Физическая причина (высокий бетонный забор, запертая комната);

– Биологическая причина (старость, недуг, какого-либо рода недомогание);

– Психологическая причина (фобия, неуверенность);

– Социокультурная причина (закон, правило, запрет);

Наряду с эустрессом и дистрессом, которые являются подвидами стресса, существует три стадии (или волны) стресса.

-Первый этап — это непосредственное столкновение человека со стрессором. В этот момент проявляется стрессовая реактивность, то есть выброс гормонов и повышение внимания. Чаще всего данная стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут, что зависит от источника стрессора. Этот этап неизбежен при любом виде стресса, и во время него организм проверяет, случалось ли с ним что-либо подобное в прошлом или нет. Если случалось — на этом этапе чаще всего стресс прекращает свое существование. Именно этот шаг характеризуется общим напряжением мышц, задержкой дыхания, обильным потоотделением, возбуждением, покраснением, дрожащими руками [2, с.25].

-Второй этап возникает, если по прошествии первого шага стрессор продолжает действовать, то есть оказывается распознанным мозгом как новый или опасный. В данной ситуации организм создает механизмы адаптации к сложившейся ситуации, то есть ищет пути решения проблемы.

На данном этапе начинается активное использование внутренних запасов организма, что проявляется в следующих синдромах: тревога, или, в случае положительного источника стресса, воодушевление, проблемы с желудком, сухость во рту и кашель, напряженность мышц, спешка и изредка истерический смех/плач [9, с.25]. Длительность данного этапа составляет чаще всего от двух до шести часов. Именно на этом этапе мы можем встретить примеры проявления эустресса — рост мотивации, приятные ощущения оттого, что подобные проблемы имеют множество способов разрешения и т.п. В случае же противоположного результата — снижение мотивации, нервозность и неуверенность в себе могут стать началом разрушительного по своей природе дистресса [29].

-Третий этап — это стадия общего истощения организма на фоне слишком продолжительного/интенсивного/частого появления стрессора. На этом этапе стресс, воздействующий на лишенного сил человека, вызывает у него следующие симптомы: плохой сон, состояние фрустрации, потерю аппетита, расстройства желудка, язвы, хронические нервные тики, потерю ориентиров и общее ослабление организма (см. рис. 1). Чаще всего данная стадия возникает, если человек не может найти нового способа борьбы с проблемой (чаще всего пускает все на самотек или же способы действительно отсутствуют), если возникает ситуация, при которой множество стрессоров воздействуют на человека одновременно (нет возможности справиться со всеми сразу) или же если человек не может смириться с проблемой (зацикливание на уже произошедших или еще не свершившихся негативных событиях).

Рисунок 1- Волны стресса [2, с.25]

Таким образом, эустресс и дистресс — это диаметрально противоположные понятия, которые строятся из двух и трех различных этапов соответственно. У стресса существует как отрицательная, так и положительная стороны, каждая из которых так или иначе проявляется в действиях человека.

1.3 Способы преодоления отрицательных последствий стресса

Как было упомянуто выше, существует множество разнообразных как положительных, так и отрицательных последствий стрессов, которые могут по-разному влиять на здоровье и поведение людей. В данный момент не существует единого решения всех проблем, связанных с возникновением состояния стресса, но есть множество частных методов, которые помогают нам проще справляться со стрессом или переживать его. Так как эусресс является полезной составляющей наших жизней, мотивирующей нас на творчество или борьбу с самими собой, необходимо показать, как же можно максимально эффективно избегать неблагоприятных результатов дистресса в зависимости от его природы.

Во-первых, релаксация — это самый распространенный способ, который используется подавляющим большинством людей для избавления от негативных результатов дистресса [4, с.216]. Так как изначально под стрессом понимается некоторого рода давление со стороны внешней среды, то релаксация — это самый оптимальный и простой выход из сложившейся ситуации, ведь, если организм находится в расслабленном состоянии, то он не испытывает давления со стороны, чего и требовалось добиться. Под релаксацией могут пониматься такие понятия, как занятия йогой, посещение психолога и т.п [13, с.69]. Таким образом, человек некоторое время перестает ощущать на себе гнет стрессовой ситуации. Минусом данной методики является то, что таким образом человек не решает возникшую перед ним проблему, а лишь укрывается от нее на некоторое время.

Второй способ — это замещение одного стресса другим. К примеру, многие при сильной психологической нагрузке начинают активно заниматься спортом, подвергая свое тело не меньшим физическим нагрузкам. Также вместо спорта некоторые подвергают свой организм воздействию никотина и алкоголя, что на физиологическом уровне помогает отодвинуть все накопившиеся проблемы на задний план. Но такой способ борьбы со стрессом чреват психологической и физической зависимостью и, как и первый вариант, не является максимально эффективным ввиду того, что являет собой лишь временный обман нашего организма.

Третий метод — это психологический прием, связанный с освобождением накопившейся энергии, которая проявляется в виде слез, смеха, или же повышения жизненного тонуса в целом. Это непроизвольная реакция организма, то есть мы чаще всего не можем контролировать ее и ее последствия. В данном случае происходит быстрая разрядка организма, что приводит к скорому упадку сил и снижению настроения.

Следующий способ — это самовнушение [3, с.225]. Множество экспериментов доказали, что эффект плацебо (от лат. placebo, буквально — «понравлюсь»), основанный на самовнушении, может приносить гораздо больше пользы, чем лечение стандартными методами. Это значит, что в любой стрессовой ситуации одним из главных средств по предотвращению отрицательных последствий стресса будет являться вера в самого себя, свои силы и знания, вне зависимости от внешней обстановки.

Следующий метод — это, пожалуй, самый очевидный выход из ситуации — разрешение проблемы, которая изначально вводит нас в состояние стресса. К примеру, голод мы утоляем пищей, усталость возмещаем сном, а скуку — общением с другими людьми. Это наиболее эффективный вид борьбы со стрессом, ведь он устраняет его первопричину. В случае если не имеется непосредственной возможности справиться с раздражителем, необходимо изменить свой подход к проблеме, найти необычные и успешные выходы из ситуации, переосмыслить причину стресса и постараться максимально оперативно избавиться от нее [1, с.4].

Таким образом, можно заметить, что существует множество разнообразных способов борьбы со стрессом, каждый из которых так или иначе связан с другим. Выбор методики, наиболее подходящей для определенного человека, должен учитывать следующие понятия:

— Психотип — является ли человек астеником или атлетиком, экстравертом или интровертом, а также тип его темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). От этого зависит, каким именно образом человек предпочитает справляться со стрессовой ситуацией, а именно желает ли он самолично устранять причину стресса (=fight) или же старается избежать ее любыми способами, или же не делает ничего, чтобы ее устранить (=flight).

-Источник стресса, или раздражитель — является ли он внешним (природные катаклизмы) или внутренним (страх, неуверенность в себе). Отсюда можно понять, имеет ли вообще ситуация разрешение и насколько сам человек может повлиять на стрессор и возможно ли это.

-Физиологические особенности организма — насколько остро тело реагирует на разного рода стрессы (скорость реакции, количество выделяемых гормонов, продолжительность первого этапа воздействия стресса и т.п.). Если имеется информация подобного рода, то можно точно сказать, насколько скоро необходимо приступать к устранению причины стресса и каким образом будет чувствовать себя человек на том или ином этапе воздействия.

Как уже неоднократно повторялось, стресс — это многоликое понятие, имеющее как плюсы (эустресс), так и минусы (дистресс). Каждый из подвидов стресса состоит из трех частей (волн), и это решение каждого отдельного человека — кататься на них (извлекать из стресса пользу), или же поддаваться их разрушительному влиянию. В соответствии с большим количеством классификаций стресса существует и множество способов его разрешения, что напрямую зависит от личности индивида. Воздействию стрессоров подвергаются все без исключения люди, в том числе и работники различных организаций. Ведь чем больше обязанностей, тем большая ответственность возлагается на плечи одного человека, что может приводить к профессиональным стрессам. В настоящее время растущей экономики, постоянно изменяющегося технического оборудования и быстрого темпа жизни в целом профессиональные стрессы — это большая проблема множества компаний, так как это сказывается на работоспособности и, соответственно, на результативности их работы. В связи с этим с течением времени возникла необходимость в таком понятии как стресс-менеджмент. Особенности профессиональных стрессов и полное объяснения понятия «стресс-менеджмент» будет подробно описано в следующей главе.

2.1 Последствия влияния стресса на поведение и здоровье работников

В современном мире с высокоразвитыми уровнями экономики, культуры, научного прогресса, образования и жизни в целом, в мире постиндустриализации, где все меньше людей занимаются физическим трудом, предпочитая ему труд умственный, где всемирная сеть Интернет перенимает на себя все больше сфер, связанных с коммуникацией и торговлей, конкурентоспособность человека на рынке труда определяется его уровнем знаний и способностью работать продуктивнее, результативнее и дольше других. С ростом популярности высшего образования, которое в прошлом было доступно отнюдь не всем и давало большое преимущество при приеме на работу, все больше и больше людей начинают понимать, что на данный момент для того, чтобы выделиться среди множества кандидатов на определенную должность, необходимо получать большое количество дополнительных знаний (это включает в себя получение второго высшего образования, посещение семинаров, тренингов, которые отнимают колоссальное количество времени). Таким образом, на современного человека оказывается огромное давление в виде нескончаемого потока информации, которую необходимо уметь своевременно перехватывать и изучать [20, с.35]. Вдобавок ко всему вышеперечисленному необходимо отметить, что в каждой должности, будь это врач или работник тяжелой промышленности, существуют свои профессиональные особенности, отрицательно влияющие на поведение и самочувствие сотрудников. К примеру, врачам помимо неохватного объема знаний требуется уметь работать с тяжелыми пациентами, все время наблюдать страдания и смерть на работе, что не может не сказываться на их психике и действиях [24, с.1]. Работникам же тяжелой промышленности необходимо постоянно находиться в сложных для их организма условиях (высокие температуры, загрязненный воздух, громкие, оглушающие звуки и тому подобное), что с течением времени значительно снижает их работоспособность и пагубно влияет на здоровье [8, с.17]. Мы видим, что существует множество различных видов стрессоров, и каждая из профессий подвергнута множеству их них.

Далее необходимо раскрыть понятие профессионального стресса, и каким именно образом он может воздействовать на работников различных сфер.

Профессиональный стресс — это чаще всего неудовлетворительное психологическое и физиологическое состояние работника, связанное с выполняемой им работой. Существует три основных вида профессионального стресса:

– информационный стресс связан чаще всего с большим объемом информации, которую человек должен изучить за короткий промежуток времени [7, с.35]. Примером такого стресса являются краткосрочные, «горящие» проекты, перенесение дедлайна по проекту на более ранний срок и т.п. Также информационный стресс может быть связан, наоборот, с недостатком информации по проекту, то есть с тем, что работник обязан принимать решение в стрессовой ситуации в условиях неопределенности. Чем больше ответственность, лежащая на сотруднике организации, тем больший стресс он будет испытывать от подобного рода ситуаций.

– эмоциональный стресс возникает вследствие реального или мнимого давления на работника со стороны других сотрудников организации, его или ее руководителя или подчиненных. В данном случае стресс вызван внутренними переживаниями человека по поводу своей несостоятельности как личности, в случае появления сомнений в своей значимости, необходимости выполняемой работы, а также в ситуациях гнева, обиды, разочарования и вины.

– коммуникативный стресс связан с неумением высказывать свои мысли, неточностью и размытостью просьб и предложений, что влияет на взаимоотношения с другими сотрудниками. Данному стрессу в подавляющем большинстве подвержены люди коммуникативных профессий, таких как социальные работники, врачи, менеджеры и все те, кто в течение работы так или иначе сталкивается с работой с людьми [6, с.171]. Такой вид стресса часто называют синдромом эмоционального выгорания [8, с.49].

Существует несколько классификаций причин профессионального стресса. Первая из них связанна с загруженностью сотрудника работой, которая, в свою очередь, бывает:

– Недостаточной — в данном случае у работника слишком много времени для выполнения определенного задания или же отсутствие работы как таковой, что провидит к скуке, абсентеизму 1 , сильному снижению мотивации и апатии (см. рис. 2).

Таким образом, человек не знает, чем себя занять, привыкает к отсутствию дел, что в будущем может негативно сказаться на его работоспособности даже при оптимальном уровне загруженности.

Рисунок 2 — Уровни загруженности работника

– Оптимальной — характеризуется идеальными (индивидуален для каждого работника) соотношениями времени/количества работы и времени работы и отдыха, что в совокупности с хорошими условиями работы приводит к высокой производительности каждого отдельного профессионала.

Вследствие того, что работник получает необходимое ему количество отдыха, в его работе наблюдаются острые восприятие и концентрация, высокая скорость принятия решений, спокойствие, сдержанность, креативность и слаженность работы в команде.

– Уровень перегрузки — в данном случае работник либо не имеет достаточного количества времени на решение поставленной перед ним задачи, либо не обладает необходимой информацией, или же на нем лежит большая ответственность за выполнение того или иного проекта. Это значит, что за неимением необходимого опыта, времени или информации человек испытывает большой стресс, что пагубно сказывается на его работе. В его действиях наблюдается раздражительность, неуверенность, поспешность, неточности и ошибки, которые влияют на деятельность всей организации (см. рис. 2).

Профессиональный стресс также может быть подразделен на психологический [18, с.325] или же физиологический [17, с.8]. Чаще всего первый вид связан с личностью самого человека и с его отношениями с коллегами, второй — с условиями работы и рабочего места. Следующие факторы могут являться источниками физиологической опасности для работника и становиться стрессорами, снижающими его работоспособность:

– Температура. Слишком низкая или высокая температуры приводят к ухудшению физического состояния работника, а именно к замедлению его реакции (холод) или же к головокружению, слабости (жара) [8, с.19]. Чаще всего такого рода стрессору подвергаются рабочие различных заводов и фабрик, где изначально необходимы экстремальные температуры (к примеру, для плавления металла или создания заморозок).

– Шум. При отсутствии необходимого оборудования, защищающего от громких звуков, работники начинают испытывать головокружение, боль в голове и ушах, шум в ушах даже после прекращения воздействия громких звуков.

– Тряска, вибрация и иные движения опор.

– Плохое освещение (это включает в себя как недостаточное, так и избыточное количество света на рабочем месте). Это может сказаться на том, насколько быстро работник начинает чувствовать усталость, а также это может приводить к проблемам со зрением.

– Плохая вентиляция или ее отсутствие ведут к ухудшению самочувствия работников (слабость, рассеянность, кашель, покраснение глаз).

– Токсичность или запыленность рабочих помещений. При плохом защитном оборудовании или его отсутствии у персонала могут развиваться различные болезни (астма при обилии пыли или даже рак при работе с радиоактивными веществами). К этому фактору также можно отнести обилие сигаретного дыма в помещении, что не только ухудшает здоровье, но и может приводить к разногласиям между курящими и некурящими работниками.

– Старое или обветшалое оборудование, заставляющее работников тратить много времени на его обслуживание, а также неудобное в эксплуатации. Если на машине тяжело работать (физически сложно управлять установкой, необходимо принимать странные, дискомфортные позы), то это быстро приводит к снижению работоспособности.

– Необходимость проводить долгое время перед монитором компьютера, планшета негативно сказывается на здоровье работников (падение зрения, головные боли, быстрое наступление усталости).

Все вышеперечисленные факторы пагубно влияют на организм работника, подвергая его тяжелым физическим испытаниям, что, как уже упоминалось, снижает его мотивацию, работоспособность и, как и следовало ожидать, результативность его труда.

Эмоциональные же критерии в основном связаны с недопониманием среди коллег, неправильной расстановкой ролей или же с глубинными переживаниями самого работника, которые могут быть крайне субъективными [14, с.134]. Следующие факторы влияют на поведение сотрудников:

– Конфликт или неопределенность ролей. С данной проблемой чаще всего сталкиваются люди, ответственные за управление людьми, департаментами, организациями и за связь с ними. В данной ситуации могут возникать такие проблемы, как конфликт приоритетов, неспособность уладить разногласия между сотрудниками или отделами, размытость обозначенной цели и неспособность ее достижения. Все это приводит к снижению самооценки работника, раздражительности, нерешительности с его стороны, что неблагоприятно сказывается на принимаемых им решениях.

– Неблагоприятная обстановка в коллективе. Если сотрудники с опаской относятся к коллегам, ссорятся по мелочам и скрывают друг от друга информацию, это снижает уровень доверия, что ведет к снижению мотивации работников (нежелание выходить на работу, где чувствуется постоянное напряжение), росту нервозности и неуверенности. Все это сказывается на работе компании в целом.

– Неправильная постановка целей и задач вышестоящим менеджером. Вдобавок к этому отсутствие какой-либо оценки и контроля выполненной работы. В данном случае работник либо неверно выполняет свою работу из-за неясности предоставляемых ему требований, либо вообще не знает, правильно ли он ее делает. Это ведет к непониманию между менеджером и его подчиненными, что в некотором роде отдаляет сотрудника от целей, поставленных самой компанией.

Указанные выше причины стрессов на рабочем месте могут применяться как для профессий, связанных с взаимодействием с людьми (менеджмент) и информацией (IT-сфера), так и для профессий, где необходим физический труд (обслуживающий персонал на заводах и фабриках). Их разнообразие прокрывает весь спектр возможных профессиональных стрессов.

Так как выше сказано много о причинах и последствиях профессиональных стрессов, необходимо указать его стадии и особенности их протекания. Существует три стадии развития самого стресса, характерные для каждого стрессового сценария:

– первая стадия — это рост напряженности (линия АВ, см. рис.3). Данный этап можно сравнить с первой волной стресса — повышается кровяное давление и уровень сахара в крови, учащается пульс, повышается концентрация, сосредоточенность, увеличивается скорость принятия решений. Он может протекать как в течение нескольких минут, так и в течение нескольких месяцев, что зависит только лишь от личности работника. Эта стадия может как приводить к положительным последствиям (рост результативности вследствие высокой заинтересованности), так и к отрицательным (нервозность, невозможность уделить должное внимание всем деталям дела), что зависит от эмоциональной стабильности сотрудника [19, с.71].

– вторая стадия — стресс сам по себе (линия ВС, см. рис.3). В данном случае это может привести к снижению или потере самоконтроля, агрессии, нелогичности действий и другим негативным результатам. На рисунке 3 точкой С обозначен пик стрессовой активности, на котором стресс может принимать разрушительный характер. Это может выражаться в необдуманности слов и совершаемых поступков из-за смутности в понимании происходящего.

третья стадия — снижение уровня напряженности (линия CD, см. рис.3). Последний этап воздействия того или иного стрессора на сотрудника, во время которого происходит возвращение работника в нормальное состояние. Это характеризуется нормализацией работы организма и стабилизацией эмоционального состояния. На этой стадии работник устраняет все пагубные последствия своих действий, произведенных на второй стадии.

Суммируя написанное выше, можно сделать следующие выводы: во-первых, стрессам подвержены работники любых профессий, различиями же между ними будут лишь их причины. Во-вторых, профессиональный стресс неблагоприятно влияет как на поведение сотрудников (в их действиях появляется раздражительность, бессистемность, поспешность и, соответственно, ошибки), так и на их здоровье (синдром хронической усталости, снижение зрения, головные боли и т.п.). Это значит, что для продуктивной работы всех звеньев организации необходимо уметь рационально распределять обязанности между сотрудниками, учитывая при этом их индивидуальные особенности.

Рисунок 3 — Стадии стресса [7, с.37]

2.1 Стратегии стресс-менеджмента

стресс поведение здоровье сотрудник

В настоящий момент главным показателем эффективности любого предприятия независимо от сферы его деятельности является его человеческий капитал, или человеческие ресурсы (далее ЧР). Оттого, какой способ выбран для их управления, каким образом распределяются права и обязанности и от соответствия таких понятий, как «работник-должность» зависит, будет ли организация оставаться прибыльной или же прекратит свое существование. Это означает, что только в случае признания высшим руководством компании компетентных и заинтересованных ЧР ключом к процветанию бизнеса возможно достижение его основных целей, будь это прибыль или создание новых научных концепций. Следовательно, главной заботой управляющего слоя любой компании должно быть обеспечение сотрудников необходимыми и достаточными условиями для их продуктивной работы.

Известно, что ежедневно работники любой сферы занятости сталкиваются с теми или иными профессиональными стрессами, что, как было описано в предыдущем параграфе, чаще всего отрицательно сказывается на их деятельности, а, значит, и на деятельности всей корпорации в целом [2, с.1]. Во избежание подобных ситуаций и для поддержания должной конкурентоспособности фирмы на рынке необходимо своевременно и быстро разрешать все проблемы, связанные с уменьшением работоспособности сотрудников. Все это подводит нас к введению такого понятия, как стресс-менеджмент.

Стресс-менеджмент — это процесс так называемого управления стрессом. Очевидно, что стрессом как таковым управлять невозможно — мы не можем заставить наш организм выделять одни гормоны вместо других, сердце биться быстрее или медленнее или повышать или же понижать уровень сахара в крови силой мысли. Но мы можем вовремя установить влияющие на нас стрессоры и постараться максимально избавиться от их пагубного воздействия на наш организм. Именно этим и занимается стресс-менеджмент — он помогает работникам превозмогать себя и учиться по максимуму избегать воздействия тех или иных стрессовых ситуаций [27].

Процесс стресс-менеджмента можно разделить на три основные части:

– Профилактика стресогенных факторов [24], что включает в себя проведение различных тренингов (тайм-менеджмент, тимбилдинг и т.п.) и семинаров со стороны начальства.

– Снижение воздействия неизбежных стрессоров [26]. Это подразумевает уменьшение или смягчение как внешних (непростые отношения с начальством, большая загруженность работой), так и внутренних (низкая самооценка, затруднения в общении с коллегами, мнительность [12]) факторов, влияющих на продуктивность работы сотрудника.

– Преодоление пагубных последствий влияния стрессоров [30]. Под этим скрывается проведение различных оздоровительных мероприятий, назначение дополнительных выходных дней или сокращение длины рабочего дня.

Выделяют два основных метода стресс-менеджмента по уровням его проведения: организационный и индивидуальный [22].

Организационный метод включает в себя следующие приемы:

– Налаживание обратной связи, то есть возможность не только для менеджеров оценивать работу своих подчиненных, но и возможность для работников дать объективную оценку своему начальству. Это повышает лояльность коллектива по отношению к компании, дает возможность вышестоящему начальству более точно понять отношения между нижестоящими сотрудниками.

– Привлечение работников для участия в принятии решений по поводу изменения производственных и реорганизационных проектов. Это помогает персоналу почувствовать причастность к работе компании, тем самым повысив свою продуктивность (подобным образом первоначально работала компания Генри Форда — все работники могли привносить изменения в работу станков и оборудования, за что получали надбавки и премии).

– Введение командных форм организации труда. Это равномерно распределяет количество необходимой для выполнения работы между работниками и улучшает взаимоотношения в коллективе [28].

– Проведение разнообразных антистрессовых семинаров и тренингов, организация так называемых «эмоциональных разгрузок» с помощью игровых форм обучения или ведения дел.

– Организация коллективных походов, посещений различных развлекательных мест и заведений, совместные занятия спортом и т.п.

Индивидуальный метод, в свою очередь, подразумевает под собой следующие аспекты:

– Психологическая помощь сотруднику. Данный прием необходим, если работник долгое время подвергался какому-либо виду стрессора, что крайне негативно сказалось на его здоровье и психике.

– Подбор определенного способа борьбы со стрессором для каждого отдельного работника. Это может быть как посещение занятий по йоге или танцам, так и оплаченный выезд за город.

Таким образом, существует множество различных способов поддержания работоспособности ЧР, которые должны быть использованы каждой компанией, которая стремится к развитию и успеху.

Очевидно, что человеческие ресурсы — это основа и опора любой компании, которая остро реагирует на все их изменения, от текучки кадров до абсентеизма одного работника. Существует множество факторов, так или иначе воздействующих на сотрудников как положительно, так и отрицательно: эмоциональная обстановка в коллективе, качество и новизна оборудования, различные физические составляющие (температура, шум и т.п.). Также на продуктивность работы всех звеньев системы фирмы влияют уровень загруженности каждого отдельного члена рабочей цепочки. Во избежание потери эффективности работы целой организации, необходимо постоянно выявлять те или иные стрессоры, влияющие на сотрудников, так как они негативно сказываются как на их самочувствии, так и на поведении. В помощь предприятиям приходит стресс-менеджмент, помогающий своевременно и точно разрешать все проблемы, связанные со стрессом и подвергающимися ему работниками. В следующей главе представлены результаты опроса сотрудников компании ООО «АКБ-Энерго», на основании которых можно сделать выводы о том, насколько часто сотрудники конкретной организации подвергаются воздействию стрессов и каким образом они с ними справляются.

Так как стресс — понятие, широко распространенное во всех сферах жизни людей, а в особенности в их работе, представленную в главах 1 и 2 теорию хотелось бы проверить на практике. Автором данной работы в качестве материала для проведения данного анализа была выбрана компания по продаже аккумуляторов ООО «АКБ Энерго» — молодая фирма, появившаяся на рынке в 2011 году. Данная организация имеет штат сотрудников, представленный 137 людьми, занимающими различные должности — от курьера, который напрямую взаимодействует с людьми и товаром, до генерального директора фирмы. Преимуществом исследования данной компании является неоднородный состав ее ЧР — они представлены как мужчинами, так и женщинами разных возрастов, имеющими различный уровень образования. В данном случае представленные 137 человек — это генеральная совокупность, из которой необходимо выбрать 50 человек. Имея на руках пофамильный список сотрудников, каждому из которых был присвоен номер (от 1 до 137 соответственно), в помощью сайта http://randstuff.ru/number/ (данный сайт генерирует случайные числа в заданном диапазоне) были отобраны 50 кандидатов, которые приняли участие в исследовании. Среди них оказалось 24 женщины и 26 мужчин; 6 курьеров (отвечающих за доставку аккумуляторов), 16 диспетчеров (людей, отвечающих за прием звонков и продажу аккумуляторов онлайн), 21 продавец (сотрудников, имеющих непосредственное взаимодействие с покупателями), 6 менеджеров и 1 генеральный директор.

Следующим этапом исследования стало создание анкеты, с помощью которой вышеупомянутые 50 сотрудников проходили тестирование на подверженность стрессу на рабочем месте. Было выбрано 10 вопросов, составленных на основании теории, представленной в предыдущих двух главах. Так как имеется множество стресогенных факторов, влияющих на сотрудника любой организации, некоторые из них было решено объединить под одним вопросом. Составленная анкета представлена в Приложении.

Следующая информация была получена на основании анализа 50 полученных анкет:

-54% женщин (13 респондентов) обратили внимание на краткие сроки выполнения работ, их большой объем, вследствие чего им необходимо сокращать количество своих перерывов, в то время как 46% были ими (сроками) довольны, имели достаточное время на выполнение поставленных перед ними задач и не нуждались в сокращении своего свободного времени. В числе упомянутых 54% 7 женщин работает диспетчерами, 6 — продавцами в локальных магазинах. В числе 46% — 2 диспетчера, 7 продавцов, 1 курьер, 1 менеджер и 1 генеральный директор.

-В свою очередь, 58% мужчин (15 респондентов) указали на обилие краткосрочных проектов, на их большой объем и недостаточное количество свободного времени. В их числе оказалось 3 курьера, 5 диспетчеров, 4 продавца и 3 менеджера. Оставшиеся 11 опрошенных мужчин не имели никаких претензий к объемам и срокам предоставляемых им работ. Среди них оказались 2 курьера, 3 диспетчера, 4 продавца и 2 менеджера.

-83% опрошенных женщин жаловались на плохие взаимоотношения с другими сотрудниками организации, в подавляющем большинстве с вышестоящим начальством и реже с коллегами, стоящими с ними на одном уровне (одной и той же должности). В основном жалобы связаны с непониманием со стороны начальства, низкой заинтересованностью менеджеров в личных прерогативах работников и с напряженной обстановкой в коллективе в общем. В их число вошли 1 курьер, 8 диспетчеров и 11 продавцов. С другой стороны, 17% респондентов не нашли отношения в своем коллективе сложными или неудовлетворительными. Ими оказались 1 диспетчер, 2 продавца, 1 менеджер и 1 генеральный директор.

-Напротив, лишь 31% респондентов-мужчин указали на плохие отношения с другими сотрудниками, а именно на непонимание четких ролей работников, грубое отношение со стороны менеджеров и отсутствие прямой связи между ними и генеральным директором. Среди них оказались 2 курьера, 3 диспетчера и 3 продавца. Оставшиеся 69% сочли рабочую атмосферу приемлемой и не требующей изменений. Ими оказались 3 курьера, 5 диспетчеров, 5 продавцов и 5 менеджеров.

-На плохие условия и низкую оплату труда обратили внимание 68% всех служащих фирмы, в том числе 16 женщин и 18 мужчин. В основном плохие условия труда выражались в следующем:

– Со стороны курьеров — устаревшие машины, неудобные в управлении, неточная служба навигации в автомобилях, что затрудняет поиски места жительства заказчиков.

– Со стороны диспетчеров — необходимость проводить 8 часов в день перед экраном компьютера, низкая скорость интернета, что влияет на скорость ответа покупателям, а также неудобная офисная мебель (кресла и столы не предназначены для столь долгой за них работой).

– Со стороны продавцов — необходимость 10 часов в день проводить на ногах, переносить тяжести (аккумуляторы весом от 5 до 22 кг) и носить неудобную униформу (неподходящую по размеру).

– Со стороны менеджеров — необходимость в течение всего рабочего дня находиться либо перед экраном компьютера или планшета, или же на телефоне, что вызывает постоянные головные боли.

Со стороны генерального директора жалоб на неудобства не поступило. 32% работников фирмы не имели никаких претензий к оборудованию и прочим условиям, с которыми им необходимо сталкиваться в течение рабочего дня. Из указанных выше 68% работников подавляющее большинство считает, что их заработная плата нуждается в повышении (а именно от 20 до 50 процентов), оставшаяся же часть вполне довольна уровнем своего заработка.

-Все респонденты указали, что каждый год берут отпуск в 14 дней. Ни один из опрошенных не был вынужден ни разу за годы службы в ООО «АКБ-Энерого» отказываться от положенного отдыха.

-16% респондентов отметили, что болеют 1 раз год (а именно берут недельный отгул по болезни). В их число вошли 5 женщин и 3 мужчины. 4% ответили, что они болеют более 2 раз в год, при этом не каждый раз берут положенный больничный. Подавляющее большинство (80%) работников не болеют вовсе.

-74% работников пожаловались, что чувствуют на себе воздействие стресса 3-5 раз в день. В их число вошли 21 женщина и 16 мужчин. Чаще всего жалобы поступали на большой объем работы, отсутствие времени на перерывы, сложные отношения с начальством и неудобное, устаревшее оборудование. 24% сотрудников обратили внимание, что ощущают на себе воздействие стресса больше 5 раз за один рабочий день, что сильно снижает их работоспособность. Среди них 3 женщины и 9 мужчин. Лишь 1 респондент подчеркнул, что ни разу не испытывал стрессов на рабочем месте. Такое же соотношение людей соответственным образом ответило на 6-ой вопрос анкеты — 74% — иногда, 24 — всегда, 1 — никогда.

-Сконцентрировав все способы борьбы со стрессом на рабочем месте и вне него (вопрос номер 5), можно составить следующий список:

– Курение. Подавляющее большинство работников данной организации (86%) неравнодушны к сигаретам, что учащает количество их перерывов и неблагоприятно сказывается на их некурящих коллегах.

– Еда. Все женщины и 92% мужчин отметили, что часто на рабочем месте и дома они «заедают» стресс, употребляя либо большее чем обычно количество еды, либо употребляя нездоровую пищу.

– Алкоголь. Данным образом борются со стрессом вне работы все 50 респондентов. Из них 46% позволяют себе употреблять алкоголь 2-3 раза в неделю, остальные же 56% делают это ежедневно.

– Спорт (в том числе занятия танцами, прогулки, посещение фитнес клубов и т.п.). 23 опрошенных работника (46%) регулярно занимаются различными видами спорта, что помогает им легче справляться со стрессами и их последствиями.

– Музыка и литература. Все респонденты заявили, что каждый день слушают музыку, что способствует снятию стресса и расслаблению, и минимум раз в неделю читают художественную и научную литературу.

– Поездки за город. Все респонденты ответили, что часто выезжают за город в течение весны, осени и лета.

-По отношению ко сну респонденты были разбиты на три основные группы: те, кто спит меньше 7 часов в сутки, те, кто спит от 7 до 9 часов в сутки, и те, кто спит больше 9 часов в сутки. Таким образом, к первой группе по результатам анкетирования можно отнести 40% опрошенных (среди них 11 женщин и 9 мужчин), ко второй — 56% (10 женщин и 12 мужчин), к третьей — оставшиеся 4% (в их число вошли 3 женщины и 5 мужчин).

-14% сотрудников приходится брать работу на дом. В их число входят все 6 менеджеров и 1 генеральный директор. В основном это связано с большим объемом бумажной работы.

-Все 50 работников сообщили, что не раз задерживались на работе, среднее число часов задержки в месяц на человека составляет 12. Каждый дополнительный час работы оплачивается в соответствии с количеством работы, выполненной за это время.

-Также все 50 работников отметили, что 2 раза в год проходят курсы по повышению квалификации, оплачиваемые компанией. Также 24% сотрудников сообщили, что посещают курсы по повышению квалификации самостоятельно. В их число входят 7 женщин и 5 мужчин.

Проанализировав представленные выше данные, можно сказать, что все работники ООО «АКБ-Энерго» так или иначе сталкивались с проблемой стресса на рабочем месте, который был связан либо с внешними факторами (устаревшее оборудование, большие объемы работы) или с внутренними (малое количество сна, что зависит только лишь от установки самого сотрудника, плохие взаимоотношения с коллегами, что также зависит от работника).

knowledge.allbest.ru

Это интересно:

  • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
  • Профессор злых клаустрофобия Квест в реальности Штрана: Профессор Злых Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Простой Легкие загадки, квест для детей и новичков. Начинающие могут пройти без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ * Сейчас этот квест просматривает 1 человек Средняя […]
  • Моя дочь анорексия Анорексия, булимия, ожирение и диеты Анорексия у дочери This topic contains 15 replies, has 11 voices, and was last updated by nataanahata 3 years, 10 months ago. Анорексия у дочери Моей дочке 17. Впервые проблемы начались в 13. При росте 168 вес был 34 кг. Девочка одаренная, заканчивает школу на 5. Собирается в […]
  • Тяньши при аутизме Тяньши при аутизме Как восстановить здоровье - Часть 2 - Ответы на вопросы после лекции Лекция 14 - Педиатрия Ребенок 13 лет. Гипоплазия левого легкого, аллергический ринит, проблемы с желудком. Гипоплазия - это недоразвитие органа, с помощью Тяньши эту проблему можно почти решить. В данном случае, начать с […]
  • Клаустрофобия москва отзывы о квестах Квест в реальности Демоны Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Средний Начинающие могут пройти с подсказками, игроки с опытом — без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Страшный Содержит сцены насилия, не рекомендован для прохождения детьми, беременным женщинам и людям с […]
  • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
  • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]