Время возникновения заикания у детей

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
      • Рабочие материалы
        • Программы / планирования
        • Конспекты / игры / сценарии
        • Речевые карты
        • Штриховки
        • Методики диагностики и коррекции
        • Из опыта работы
        • Зонды постановочные

          Причины возникновения заикания

          До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

          На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

          К предрасполагающим причинам относят:

          1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

          2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

          3.Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей —9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36 % заикающихся мальчиков, 17% — девочек (Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, 1998). В случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям малореальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности (Л. Я. Миссуловин, 1988).

          4. Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания (В. А. Куршев, 1973). По мнению М. Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И. П. Черепанов,1970). Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

          5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. iterare— повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы(лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное ре­чевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л. И. Беля­кова, 1998; В. И. Селиверстов, 2001 и др.).

          Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание.

          6. Половой деморфизм. У мальчиков заикание встреча­ется в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

          К производящим причинам относятся психические трав­мы, которые могут быть хроническими и острыми.

          Хроническая психическая травма — длительные, отри­цательные эмоции в виде стойких психических напряже­ний или неразрешенных, постоянно закрепляющихся кон­фликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

          Острая травма — сильный, внезапный, в основном одно­кратный психический шок, вызванный аффективной (эмо­циональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или стра­ха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характе­ра. Л. Я. Миссуловин (1988) делит случаи острого психичес­кого травмирования на 8 основных групп:

          1. Психотравма была нанесена домашними и дикими жи­вотными, птицами, пресмыкающимися и другими пред­ставителями животного мира.

          2. Психотравмы получены в результате пожаров, бомбе­жек, обстрелов, транспортных катастроф (без физических травм), сильных звуковых раздражителей, пугающих явле­ний природы, (гроза, землетрясение, наводнение и т. п.). Осо­бенность определенной части заикающихся этой группы заключается в том, что часто они пугаются не столько само­го психотравмирующего события, сколько реакции окружающих взрослых, показывающих ребенку опасность сложив­шейся ситуации.

          3. Психотравмы нанесены детям в результате различ­ных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т. д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев и т. п. Этих детей характери­зуют раннее психическое и речевое развитие, повышенная впечатлительность, возбудимость, тревожность и мнитель­ность.

          4. Психотравма нанесена людьми, находящимися в со­стоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преоб­ладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом. Когда виновниками развившегося заикания становятся не близкие родственники, а находящиеся в нетрезвом состоя­нии знакомые и посторонние лица, в этом случае одномо­ментное травмирующее воздействие нередко оказывается еще более сильным и глубоким, так как оно обычно бывает неожиданным и направлено на ребенка, который ранее с по­добными явлениями мог никогда не сталкиваться.

          5. Психотравма связана с физической травмой. Не все­гда физическое травмирование детей сопровождается пси­хической травматизацией, а возникновение эмоционально­го срыва так же обусловливается не тяжестью физической травмы. В этих случаях эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от поведения взрослых. В эту же группу входят заикающиеся, которые получили нервное потрясе­ние, связанное с тем, что они в детстве тонули и остались в живых только благодаря помощи окружающих.

          6. Заикание развилось вследствие ятрогении (негатив­ных реакций на приход в лечебное учреждение и вид людей в белых халатах, неправильного поведения врача).

          7. Заикание возникло в результате дидактогении (слу­чаи педагогических ошибок, допущенных педагогами детс­ких учреждений).

          8. Заикание возникло в результате неожиданной смер­ти близких людей на глазах ребенка.

          Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые под­вержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания.

          Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

          Другие статьи по теме «Заикание»:

          www.logopedy.ru

          Причины появления заикания

          Что такое заикание, знают все — дефекты речи, проявляющиеся запинками, повтором определенных букв, слогов или слов, сложно не заметить. Специалисты различают две формы изменения речевого поведения в зависимости от этиологии.

          Органическая, неврозоподобная форма

          В данном случае основной причиной заикания является выраженная неврологическая патология. Помимо речевых нарушений, у детей и взрослых, страдающих от изменений в работе головного мозга, наблюдаются проблемы с моторикой — плохая координация, нервный тик, навязчивые движения, выраженная судорожность речи. Симптоматика проявляется постоянно, с течением времени усиливается.

          Лечение этой формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

          Логоневроз (невротическая форма)

          При логоневрозе функционирование головного мозга не нарушается. В спокойном состоянии симптомы заболевания практически не проявляются, а с усилением чувства тревоги — существенно усиливаются. Нередко дети и взрослые страдают от логофобии (страха перед любым разговором).

          Самым опасным с точки зрения возникновения логоневроза возрастом является период активного развития речи — 2-4 года. Заболевание может также впервые проявиться у дошкольников, особенно, если мозг и артикуляционный аппарат ребенка подвергается повышенной нагрузке. В старшем возрасте первичный логоневроз появляется редко, но, тем не менее, риск его развития есть даже у взрослых.

          Причины возникновения невротического заикания у детей

          Основными факторами, провоцирующими нарушения речи, являются:

        • Кратковременная психическая травма. Вопреки расхожему мнению, это может быть не только испуг или стресс, но и чрезмерная радость, аффект.
        • Длительное пребывание в условиях стресса. Патологии чаще встречаются у детей, которые испытывают дискомфорт в отношениях с родителями или другими близкими людьми, часто подвергаются наказаниям, постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями.
        • Психическая индукция. Ребенок может непроизвольно повторять стиль речи заикающегося близкого человека.
        • Повышенная умственная нагрузка.
        • Бурное развитие речи, излишняя активность при разговоре. Бывает, что малыш настолько спешит высказать свою мысль, что «захлебывается» словами. Постепенно он привыкает недоговаривать слоги, а впоследствии появляются сложности с произношением слов.
        • По утверждению специалистов, причины заикания у детей нельзя рассматривать отдельно от их психофизиологических особенностей. Более склонны к формированию речевых нарушений малыши, которым свойственна повышенная возбудимость, ранимость, плаксивость. Эти дети очень привязаны к маме, боятся остаться без ее опеки даже на короткое время, они беспокойно спят, быстро устают и сложно успокаиваются.

          Кроме того, провоцирующим фактором является физическая ослабленность малыша — частые болезни и/или перенесенное тяжелое инфекционное заболевание, наличие аллергии.

          Правильное лечение заикания у детей предполагает работу над формированием речевого навыка, а также над преодолением психологического барьера при разговоре.

          Причины заикания у взрослых

          В подавляющем большинстве случаев нарушения речи взрослых — это рецидив заболевания, возникшего в детстве. Если работа с детским логопедом заключалась исключительно в коррекции произношения, а лечение причины заикания и формирование стабильного речевого поведения не осуществлялось, патология может принять устойчивую форму. Она либо сопровождает человека на протяжении всей жизни, либо с течением времени проходит, но возвращается вновь при достижении подросткового или взрослого возраста.

          А причиной возникновения первичного заикания у взрослых обычно становится сильнейшая психическая травма.

          Специалисты речевого центра «Арлилия» осуществляют лечение заикания у детей, причиной которого стал любой из вышеперечисленных факторов. Постоянная качественная работа с логопедами приводит к формированию нового речевого навыка и полному избавлению от патологий речи. В Центре проводится также лечение заикания у взрослых — специалисты уверены, что планомерное выполнение всех заданий и работа с психотерапевтом позволяют избавиться от нарушений речи пациентам любого возраста!

          Профилактика заикания

          Как известно, заикание в 99% случаев возникает в период от 2 до 5-ти лет — в период формирования сложной фразы. Уровень интеллектуального развития в это время обгоняет речевые возможности ребенка. Ребенок уже многое понимает, многое знает, но не всегда может легко выразить свои мысли.

          Тем не менее, в норме к 3-м годам у ребенка уже достаточно богатый словарный запас, он нередко использует в своей речи сложные фразы, но дается ему это непросто. Перед ним стоит одновременно как минимум 2 сложные задачи:

        • подобрать нужные слова,
        • оформить фразу грамматически.
        • Для этого требуется много умственных и эмоциональных сил, т.к. речевого опыта у ребенка мало (представим человека, пытающегося говорить не заученные, а самостоятельные фразы на иностранном языке, который он начал изучать недавно).

          К тому же в силу возрастных особенностей эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста очень нестабильно, подвижно само по себе. Дети быстро переходят от одной эмоции к другой: смех, слезы, удивление… И такая смена настроения является нормой для 2-5-летних малышей.

          Таким образом, на детях в этом возрасте во время речи лежит двойная эмоциональная нагрузка. Стоит на эту «чувствительную» чашу весов добавить какой-то неблагоприятный фактор, можно легко спровоцировать заикание. Вот почему нужно быть очень внимательными к речи малышей, ведь каждый из них находится в группе риска возникновения заикания.

          Объективные факторы, влияющие на развитие заикания

          Есть объективные факторы, способные неблагоприятно влиять на речь:

        • наследственная предрасположенность к заиканию,
        • излишняя ранимость,
        • тревожность (она тоже часто является наследственной)
        • С этими факторами мы не в силах бороться. Но мы должны знать, что по наследству передается лишь предрасположенность к заиканию, а не само заикание, поэтому такой ребенок вполне может избежать участи заикающегося при правильном поведении взрослых.

          Профилактика заикания у детей, находящихся в зоне риска

          Если замечены первые признаки заикания:

        • это повтор звуков или слогов в начале или конце слов или фраз,
        • сбившееся дыхание,
        • сильное возбуждение в момент речи,
        • очень быстрый темп речи.
        • То родителям, в чьих семьях есть заикающиеся, не стоит «гадать», заикание ли это, а стоит сразу обращаться к специалистам по программе «Скорая помощь».

          Вероятность возникновения заикания в их семье столь велика, что не стоит терять время, ведь именно временной фактор является в данном случае решающим (чем раньше обратились родители, тем больше шансов на успех).

          Субъективные факторы, влияющие на развитие заикания

          Есть и субъективные причины возникновения заикания — те, что напрямую зависят от нас — взрослых.

          Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (разберем случай, когда ребенок развивается «по норме»). Конечно, мы обязаны заниматься с детьми: играть с ними, читать книги, вместе наблюдать, рассматривать все вокруг, объяснять смысл предметов и явлений, но мы не должны подгонять их в этом познании, сравнивая с другими детьми.

          «Соседский ребенок уже знает «Бородино» наизусть, родители с гордостью показывают его знакомым и соседям, а мой только Агнию Барто выучил, а ведь ему уже 3 года (или 4!)» — думает амбициозная мама.

          Но нельзя подгонять малыша. Всему свое время! Ему полезнее хорошо знать несколько простых сказок (уметь их рассказывать, договаривая за взрослым, обыгрывать с куклами…), чем ежедневно «проглатывать» новую информацию. Лучше меньше да лучше — это основной принцип правильного речевого развития.

          Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (в случаях, когда ребенок развивается с отставанием). Если мы видим, что ребенок явно отстает в плане речи , то нам тем более хочется активно заняться его развитием, чтобы он всех догнал. С одной стороны все правильно, но предложенная нагрузка должна быть дозированной и плавной. Раз развитие задержано, значит, на это есть объективные причины (мы здесь не рассматриваем педзапущенность — «синдром Маугли»).

          Ребенок с трудом усваивает речевую информацию, значит, для лучшего усвоения она должна многократно повторяться и усложняться очень постепенно.

          Представьте, что Вам нужно срочно выучить сразу 100 иностранных слов. Вы начнете путаться, сбиваться и, как следствие, нервничать. А вот если таких слов будет несколько и вас никто не будет подгонять, причем эти простые слова будут повторяться многократно в разных речевых ситуациях, то вы, сами того не заметив, спокойно и прочно их заучите. И когда вам предложат следующие несколько слов, вы их не перепутаете с предыдущими, усвоенными прочно. То же самое происходит и с ребенком, тем более с тем, кто отстает. При грамотном подходе он постепенно догонит своих сверстников, сравняется с ними, но за более продолжительное время. Если же мы начнем давать ему задания, с которыми он справиться не в состоянии, то усилим эмоциональную напряженность и спровоцируем заикание или другие проблемы (тики, энурез…).

          «Большой» стресс. Все понимают, что детям вредны стрессы. Под ними принято подразумевать сильное волнение из-за какой-то негативной причины (все понимают, что на детей не нужно кричать, их нельзя бить и т.п.). Но оказывается, довольно-таки сильное впечатление на ребенка в негативном смысле может оказать и стресс «со знаком плюс» (сильные позитивные переживания). Пример: родители захотели порадовать малыша и пригласили на Новый год Деда Мороза с мешком подарков. Ребенок был так рад, эмоции так «захлестывали» его, что он ….зазаикался (а, возможно, вдруг испугался Деда Мороза, хотя по замыслу родителей должен был обрадоваться).

          «Маленькие» стрессы. Бывает так, что ребенок живет в семье, где казалось бы явных стрессов нет, но в воздухе чувствуется напряжение («электричество»). Все сдержанны, натянуто приветливы, никто не повышает голоса…, но при этом атмосфера недоброжелательная, тяжелая. Дети всегда это чувствуют и живут в обстановке постоянного эмоционального напряжения.

          Другой случай, когда родители держат ребенка в напряжении, т.к. сами тревожатся из-за всего, преувеличивают опасности вокруг. «Сумма маленьких стрессов» по разрушительной силе ничем не отличается от одного «большого» стресса.

          Главные выводы

          Таким образом, для профилактики заикания у детей дошкольного возраста:

        • будьте внимательны к речи детей,
        • не будьте самонадеянны (обращайтесь к специалистам, если заметили что-то необычное),
        • не бойтесь, если что-то случилось, действуйте спокойно (страшнее запинок в речи — страх по поводу речи, который может возникать у детей из-за неправильной реакции взрослых),
        • будьте трудолюбивы, терпеливы, последовательны, если приходится бороться с заиканием.
        • Речь так важна в жизни человека, что стоит трудиться на ее благо.

          www.arlilia.ru

          Консультация по теме:
          Предупреждение возникновения заикания.

          В профилактике заикания можно выделить следующие основные направления:

          v Предупреждение возникновения заикания у детей.

          v Предупреждение хронификации заикания.

          v Предупреждение рецидивов заикания.

          v Предупреждение нарушений социальной адаптации.

          Предварительный просмотр:

          Предупреждение возникновения заикания у детей связано с просветительской работой всех родителей и работников дошкольно – образовательных учреждений. Поскольку в проявлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения, а в дальнейшем, отношения с одноклассниками, необходимо, чтобы родители, воспитатели, учителя и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

          Предупреждение возникновения заикания у детей.

          Специалистами выделяется несколько групп детей с фактором риска по заиканию:

          1. Дети с тревожными чертами характера.
          2. Дети с раним речевым развитием.
          3. Дети с некоторой задержкой речевого развития.
          4. Дети с генетическими факторами риска.
          5. У детей с тревожными чертами характера легко возникают страхи. Они могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов (мультфильмов) устрашающегося содержания и т.п. нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору…

            Не следует приучать детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться в детскую поликлинику к врачу – психоневрологу.

            В возрасте от 1 до 6-7 лет речь родителей является образцом для речи детей, поэтому существуют следующие правила речевого поведения родителей детей с тревожными чертами характера:

            • Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально – выразительной, умеренной по темпу.
            • Речь родителей должна быть четкой.
            • Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение.
            • Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами.
            • Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико – грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть простыми.
            • При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом.
            • Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражено поправлять.
            • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмичная речь способствует выработке правильных речедвигательнных автоматизмов.
            • Случаи раннего речевого развития не следует расценивать, как положительное явление. Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые» успехи ребенка окружающим и т.п. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг для таких детей должен быть строго ограничен и соответствовать возрасту. Таким детям противопоказаны массовые мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

              Таким образом, для детей с раним речевым развитием, профилактические мероприятия связаны, прежде всего, с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания. В тех случаях, когда итерация и речь на выдохе наблюдаются более полугода без тенденции к «сглаживанию» и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную работу с логопедом в целях предупреждения заикания.

              Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебростенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и др). Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание.

              К детям с генетическими факторами риска относятся дети с признаками левшевства и имеющими родственников с заиканием или левшевством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

              У детей с семейным левшевством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и прочее) в правую руку ребенка. Во время прогулок желательно держать ребенка за его правую руку. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует запрещать этого ребенку.

              Известно, что дети – левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношения и вредна резкая смена окружающей обстановки (напр., помещение в д\с без периода адаптации).

              Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у него фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (напр., чтение стихов, односложная вопросно –ответная речь, пение песен и колыбельных). Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно – коррекционного воздействия для устранения заикания.

              Для детей, речь которых формируется в условиях двуязычной семьи (т.е. где говорят на 2х или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и тд. В других случаях может развиться заикание. Для того, чтобы избежать развитие патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико– грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит, как правило, к 4 годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

              Профилактика хронификации заикания.

              При «остром» начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдается мутизм. Такими проявлениями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную; создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога.

              При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать о него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п., не допустимы передразнивания и насмешки! В начальный период заикания (до 3 мес) следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной.

              В процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры… Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. В этих случаях следует переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико – грамматической оформление высказываний ребенка.

              Логопед может рекомендовать родителям использовать как ритмизованную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющий короткую строку, четкий ритм и соответствующее возрасту ребенка содержание. Полезно выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

              Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционного приказа. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность. Заикание у ребенка в данном случае можно устранить, правильно выполняя рекомендации логопеда.

              Предупреждение рецидивов заикания.

              Несмотря на эффективность коррекционной работы с дошкольниками, в школьном возрасте у них могут быть рецидивы заикания. У таких детей, несмотря на избавление от судорожных запинок, остается низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической, физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

              Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу. В связи с тем, что в период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося школьника на письменную форму ответов отрицательно сказывается на формировании монологического высказывания в целом.

              Предупреждение нарушений социальной адаптации.

              Для того, чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (в крайнем случае, психологом), а также периодическая психолого – педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.

              Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.

              nsportal.ru

Это интересно:

  • Диагностика на шизофрению Диагностика на шизофрению Диагностика Главная Шизофрения Описание болезни Признаки Причины Лечение Дезорганизованная шизофрения Признаки, симптомы, диагностика Диагностика Кататоническая шизофрения Параноидная шизофрения Шизофрения, диагностика Диагноз шизофрения ставят на основе полного […]
  • Психологические заболевания шизофрения psi-doctor.ru Психические болезни. Шизофрения. Депрессия. Маниакально-депрессивный психоз. Олигофрения. Психосоматические болезни. Главная Об авторе Заболевания Шизофрения Депрессия и МДП Психопатии Неврозы и психосоматика Зависимости Слабоумие Симптомы Советы Тесты Вопросы Неврозы и […]
  • Причина анорексия Анорексия — это состояние, характеризующееся нарушением аппетита (до полного отсутствия) при сохраненной потребности в еде и снижением массы тела. Заболевание приводит к тяжелым нарушениям обмена веществ, хроническим заболеваниям, таким как: язва желудка, истощение. Симптомы анорексии Снижение веса: индекс массы […]
  • Депрессия или энцефалопатия Цереброваскулярные расстройства в пожилом возрасте: Дисциркуляторная энцефалопатия Г. Р. Табеева, Ю. Э. Азимова Дисциркуляторная энцефалопатия Дисциркуляторная энцефалопатия — хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся прогрессирующим многоочаговым расстройством его функций, обусловленное […]
  • Лечение психических расстройств в домашних условиях Лечение дома Народные методы лечения шизофрении Шизофрения, являясь сложным психическим заболеванием, которое имеет мощное воздействие на изменение личности, требует к себе комплексного лечения, основанного на нескольких методиках. Широко практикуется лечение шизофрении в домашних условиях, при этом подразумевается […]
  • Лечение невроза спб Симптомы неврозов Невроз — совокупность функциональных и психогенных расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению. Клиническую картину неврозов разделяют на 2 группы: психические и физиологические. Психические симптомы: Неадекватная самооценка; Нерешительность; Затрудненное общение с окружающими; […]
  • Аутизм дельфины Ранний детский аутизм (РДА) и синдром Аспергера Аутизм представляет собой сложный комплекс отклонений в когнитивной и психосоциальной сфере, при которых нарушено протекание некоторых психических процессов. Ранний детский аутизм (РДА) проявляется уже в грудном возрасте и характеризуется отсутствием у малыша базовых […]
  • Амфетамин паранойя История амфетамина Впервые эфедрин как стимулятор описали китайцы (5000 лет назад). Амфетамин (аналог эфедрина) впервые был синтезирован в 1932 году и использовался как препарат подавляющий аппетит, но вскоре было замечено, что люди стали злоупотреблять амфетамином. В 1970 году появились первые заметки о […]