Заикание как нарушения речи

Заикание как нарушения речи

Заикание — довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу.

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося [5]. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога [12]. Развивая эту точку зрения, Арутюнян Л.З. отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально [2]. В целом Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи [12].

Поварова И.А. рассматривала заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы [25]. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно — соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

С конца XIX в. определеннее становится мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский) [10,12,30]. Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна) [12].

М.И. Пайкин рассматривал механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов» [24]. К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначальное голосообразование и лепет ребенка, повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» [12]. Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально — волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову) [10]:

– легкая степень – заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

– умеренная (средняя) степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии – усиливается;

– высокая (тяжелая) степень – заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности [32]. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, чувство ущемленности, ущербности, неуверенность в себе, пониженная самооценка, и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием.

Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В.М. Шкловский, Б.Д. Карвасарский) [32].

Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому.

Другое на сайте:

Аффекты
Аффектами называют в современной психологии сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменять .

Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими либо синтаксическими. Прототаксический .

Структура психического состояния
Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, — экстенсивными. Не допуская .

www.psyidentity.ru

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
  • Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

    Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

    В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

    Симптомы заикания

    Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

    Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

    Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

    Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

    Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

    Фазы развития заикания

    1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
  • 2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
  • 3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.
  • 4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.
  • Осложнения заикания

    Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

    Диагностика заикания

    Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

www.krasotaimedicina.ru

Заикание — нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое количество исследований в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности.

Цель — опираясь на литературные источники и материал собственной многолетней практической и научной работы, показать тесную взаимосвязь особенностей возникновения и симптоматики заикания с нервно-психическими заболеваниями, на фоне которых оно, как правило, протекает. Учет этой взаимосвязи является определяющим в отборе дифференцированных приемов лого- и психотерапии этого нарушения речи.

Принципиально новыми вопросами, которые нашли отражение в работе, являются трактовка понятий «заикание» и «логоневрозы»; изучение связи заикания с проблемами пола у взрослых; описание особенностей возникновения и проявлений заикания у больных, страдающих психопатиями, эпилепсией и шизофренией, а также у взрослых больных с истерическим неврозом; данные о лого- и психотерапевтической методиках применения.

ЗАИКАНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

О заикании как о болезни. На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания до сих пор исследователи высказывают самые различные точки зрения по поводу сущности этого нарушения речи, его этиопатогенетической основы, методов и приемов лечения заикающихся детей и взрослых.

Многие спорные вопросы, нерешенные и в настоящее время, являются наследием разных школ и направлений, нередко по своим теоретическим и терапевтическим воззрениям стоявших на совершенно различной методологической и научной (либо псевдонаучной) платформе.

Даже в наши дни некоторые исследователи и специалисты-практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно ли его «лечить» или «устранять», где целесообразнее лечить заикающихся — в медицинских учреждениях или в логопедических кабинетах системы просвещения.

Большинство специалистов, работающих в области заикания, все же высказывают мнение о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи. Однако в ряде отдельных работ авторов-педагогов комплексный метод лечения заикания, по сути дела, только декларируется, а фактически предлагаются те или иные дидактические приемы, хотя почти везде упоминается о необходимости участия в реабилитационном процессе наряду с логопедами врачей-психотерапевтов, невропатологов, физиотерапевтов.

С другой стороны, в некоторых работах авторами которых являются врачи (в основном психиатры и психотерапевты), в качестве ведущего метода лечения заикания выдвигаются различные психотерапевтические приемы, а ссылки на логопедическое закрепление достигнутых результатов также, в определенной мере, являются формальными.

Более того, практика показывает, что даже в условиях одного логопедического кабинета, где бы он ни функционировал — при медицинском учреждении или, тем более, в системе просвещения,— логопеды нередко имеют смутное представление о заикании как о болезни, а врачи в силу определенных недостатков учебных программ медицинских институтов и факультетов имеют недостаточно глубокие знания о нарушениях речи и методах их устранения. Сложившаяся ситуация становится в последние годы объектом внимания широких кругов общественности нашей страны. Аналогичная точка зрения высказана в статье М. Васина «Обретение слова».

Такое положение, которое в последнее десятилетие все же постепенно преодолевается усилиями отдельных коллективов научных и лечебных учреждений, в целом, на протяжении многих лет, не могло не тормозить развитие учения о заикании и мало способствовало улучшению методов и результатов лечебно-реабилитационной работы с больными. Видимо, поэтому до сих пор отсутствует достаточно полное определение заикания, удовлетворяющее всем особенностям этиопатогенеза, а существующие определения выдвигают на первый план лишь некоторые этиологические факторы и клинические проявления, которые зачастую освещают только отдельные стороны интересующей нас проблемы и весьма ограниченно определяют направления коррекционно-лечебной работы. Так, Э. Фрешельс (1931), полагая, что «так называемое заикание есть осознание неправильности речи и наслоение многочисленных вспомогательных средств, происходящих частично из центра. », предлагает заменить существующий термин «заикание» другим названием — «ассоциативная афазия» — и тем самым ошибочно связывает все случаи заикания с нарушениями речи органического генеза — афазией.

Отдельные исследователи определяют заикание как невроз и тем самым обосновывают необходимость всестороннего лечебного воздействия на речь и организм, в частности на нервную систему больного. «Ученые заикание понимают как невроз, при котором нарушается не только функция речи, но и деятельность всего организма как единого целого». Это в основном правильное положение также не до конца объясняет все особенности проявления этого нарушения речи.

Некоторые исследователи, не исключая у заикающихся наличия невротических проявлений, отмечают у многих больных органические симптомы поражения центральной нервной системы. Такая оценка этиопатогенетической основы заикания точнее раскрывает сущность проблемы.

Вместе с тем, в этот же период широкое распространение получает определение заикания как расстройства речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции. Очевидно, что это определение, правильно трактуя нарушение одной из функций экспрессивной речи, не отражает полностью всего многообразия и сложности данного заболевания и является основополагающим для разработки и применения педагогических методик устранения заикания. Таким образом, как бы разграничивается деятельность логопеда и врача. Логопед с помощью тех или иных упражнений «устраняет» заикание, врач — лечит, т. е. возникает искусственная граница между усилиями специалистов, которые должны осуществляться совместно с полным и всесторонним пониманием объекта приложения, и фактически воздвигаются препятствия на пути комплексного изучения и лечения этого нарушения речи.

Основываясь на наших многолетних наблюдениях и не претендуя на исчерпывающее определение сущности заикания, мы полагаем, что это — состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате больного наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие в большинстве случаев вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и, в свою очередь, вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения больного с окружающими. При этом, по данным литературы и по нашим наблюдениям, нет прямой зависимости между выраженностью вторичных невротических наслоений и степенью тяжести судорожного речевого синдрома. Нарушения общей и речевой моторики, отмеченные у заикающихся многими исследователями, видимо, также можно рассматривать как следствие заболеваний нервной системы или их остаточных явлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только внешним симптомом. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии. Ведущая роль в этом комплексе должна принадлежать логопедической работе, заключающей в себе целенаправленные приемы рациональной психотерапии, которые желательно, на наш взгляд, сосредоточить в руках одного специалиста, а суггестивная терапия, проводимая врачом-психотерапевтом, должна, в свою очередь, полностью учитывать задачи, особенности и этапы логотерапевтической работы.

Заикание и логоневроз. Исходя из концепции, трактующей заикание как невроз, некоторые авторы считают это нарушение речи специфической формой речевого невроза — логоневрозом.

На практике многие врачи, логопеды и медицинские психологи употребляют термины «логоневроз» и «заикание», не дифференцируя эти понятия, что снижает роль этиопатогенетических факторов в отборе лечебно-реабилитационных приемов, которые должны учитывать индивидуальные особенности больных. Однако в настоящее время не всех специалистов может удовлетворить полное отождествление понятий «заикание» — «логоневроз», а поэтому нередко возникают дискуссии о том, в каких взаимоотношениях находятся эти понятия и какое из них является более широким либо более узким.

А. М. Свядощ указывает, что крупнейшие советские психиатры и психотерапевты предлагают пользоваться термином «невроз» лишь для обозначения заболеваний, вызванных действием психической травмы, и относить их, таким образом, к психогенным заболеваниям, или психогениям.

Следовательно, отождествление заикания с лого-неврозом возможно только в тех случаях, когда причиной заикания является психогения или когда уже сформировавшееся речевое нарушение, травмируя психику больного, вызывает у него вторичные невротические реакции. В последнем случае нарушение речи можно рассматривать как заикание, осложненное логоневротическим синдромом, которое по особенностям проявлений и течения во многом совпадает с клиникой неврозов. Поэтому такое заикание также правомерно квалифицировать как логоневроз.

Подобное представление о заикании, видимо, в большинстве случаев можно считать правильным, но полностью ставить знак равенства между понятиями «заикание» и «логоневроз» нельзя, так как в ряде случаев этиопатогенетической основой судорожного речевого заболевания является не психогения, а причиной логоневротических наслоений может служить не только заикание, но и некоторые другие нарушения речи, как косноязычие, ринолалия и др., а также психотравма, вызвавшая заболевание речи, не связанное с речевым судорожным синдромом, например невротический мутизм или афония у больных с истероидной акцентуацией личности.

Изучая вопрос о количественном совпадении случаев заикания с логоневрозом, мы из 659 случаев заикания (возраст пациентов — от 2 до 68 лет) выявили 566 (85,9 %), в которых заикание можно было квалифицировать как логоневроз, протекающий у ряда больных на фоне остаточных явлений органического поражения ЦНС. Вторую группу (14,1 %) составили заикающиеся с выраженной органической симптоматикой, некоторыми формами психопатий, шизофрений и больные неврозами, не знающие, что они заикаются.

Аномалии внутриутробного развития, истощающие инфекционные заболевания раннего детства, особенно нейроинфекции и некоторые эндокринные заболевания, вызывающие органическое поражение центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы не только ослабляют ребенка, предрасполагая его к развитию невротических состояний, но могут явиться и причиной задержки психического развития, а в ряде случаев обусловливать умственную отсталость. Одними из характерных проявлений временной задержки психического развития, а тем более необратимых процессов, связанных со снижением интеллекта у ребенка, нередко являются различного рода речевые нарушения, главным образом нарушения звукопроизношения по типу дизартрии,и заикание, которое в отличие от логоневроза рассматривается как нарушение речи органического генеза. У этих больных и всех пациентов второй группы психической травматизации, которая непосредственно относилась бы к их речевому нарушению, на момент обследования не обнаружено либо она утратила свою актуальность (например, у заикающихся с хроническим алкоголизмом). Специфических жалоб, свойственных больным логоневрозом, они не предъявляли. К нам эти больные в большинстве случаев обращались по настоянию близких родственников.

Больных, не знающих, что у них заикание, мы наблюдали в процессе клинических разборов, проводимых сотрудниками кафедры психотерапии ЛенГИДУВа им. С. М. Кирова и в Ленинградской клинике неврозов им акад. И. П. Павлова, где они лечились по поводу невротических заболеваний.

Анализируя случаи разовых консультаций и истории болезни пациентов с диагнозом «логоневроз» (всего 200 человек), мы выявили 6 случаев нарушений речи (3 %), не являющихся заиканием и вызвавших у больных вторичные невротические реакции (косноязычие у взрослых) либо представляющих собой нарушения речи без судорожного речевого синдрома, возникшие вследствие психотравматизации (например, афония у больных истерическим неврозом).

Основываясь на клинических наблюдениях, мы видим, что логоневроз в 97 % случаев из 200 является заиканием (3 % — логоневроз, связанный с другими нарушениями речи), и, вместе с тем, почти 86 % всех случаев заикания из 659 можно считать логоневрозом. Таким образом, понятие «заикание» полностью нельзя отождествлять с логоневрозом, оно является более емким, включает в себя судорожные нарушения речи различной этиологии, но в подавляющем большинстве случаев, по нашим данным, может быть квалифицировано как логоневроз; значительно реже — это заикание без логоневротического синдрома, и в отдельных случаях логоневроз не является заиканием.

О распространенности заикания. По нашим наблюдениям, распространенность заикания зависит не только от многообразных этиологических факторов, но и от некоторых национальных черт, например от особенностей темперамента, определяющих, в известной мере, такие просадические характеристики языка, как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. М. Е. Хватцев (1959, 1966) отмечает, что в Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов — 5,7 %, у немцев — 2 %, у русских — 1,2 %.

По данным, которые мы собирали в течение многих лет в Питере, в среднем этим нарушением речи страдают около 2 % детей и до 1,5 % взрослых.

Распространенность заикания среди мужчин и женщин. И. А. Сикорский, приводя данные различных авторов, большинство которых говорят о повышенной возможности психотравмирования мальчиков в связи с их более активным образом жизни, сам склоняется к мысли о том, что заикание у девочек встречается реже, чем у мальчиков, потому, что доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин, по его мнению, развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение И. А. Сикорского основано и на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.

В. А. Куршев, как и многие другие авторы, считает, что мальчики значительно чаще, чем девочки, подвергаются психическому травмированию, поэтому и заикание у них развивается в 3—4 раза чаще. Наши данные, основанные на анализе 659 историй болезни заикающихся детей и взрослых и 86 историй болезни умственноотсталых детей, страдающих заиканием, в основном позволяют с этими выводами согласиться.

По нашим данным, среди интеллектуально полноценных детей, страдающих заиканием, соотношение женщин и мужчин такое же, какое обычно приводится в литературе: 1 к 3. Среди заикающихся детей-олигофренов это соотношение резко меняется «в пользу» девочек (39 девочек и 47 мальчиков, т. е. почти 1:1). Как указывают исследователи олигофрении, мальчики и девочки страдают умственной отсталостью также с одинаковой частотой. И именно у этой категории больных в этиологии заикания значительно преобладают врожденные факторы, определяющие системность и полиморфность их речевого нарушения, обусловленного органическим поражением головного мозга, и практически отсутствуют психогенные причины.

malish.info

Это интересно:

  • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
  • Когда обнаруживают синдром дауна Синдром Дауна - описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение. Краткое описание Синдром (трисомия 21, трисомия G) Дауна — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по хр. 21, как правило, вследствие нарушения расхождения хромосом во время мейоза яйцеклетки. Код по международной классификации […]
  • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
  • Шкала депрессии адаптация тибалашовой Шкала депрессии адаптация тибалашовой Цель методики: дифференциальная диагностика депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или измерение степени выраженности сниженного настроения -- субдепрессии). Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева - Т. И. Балашовой. Основан на опроснике […]
  • Детский сад аутизм москва Детский сад для аутиста Москва Девочки, мамы аутят, подскажите детские сады, центры где можно заниматься детям аутистам и прочие места где есть такие детки. Москва! Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней! В Монтессори были аутята ГППЦ, центр Наш солнечный мир Спасибо! Там были […]
  • Белгород заикание Заикание (логоневроз) Предметы: подготовка к школе, ИЗО. Логопед. Курский государственный университет, художественно-графический факультет, специальность – учитель черчения, рисования (2000 г.); дефектологический факультет, специальность – учитель-логопед (второе высшее образование, 2016 г.).12 лет преподавал […]
  • Отделение неврозов екатеринбург серафимы дерябиной Специализированные больницы Список организаций профильного направления: Психиатрическая больница № 3 Россия, Россия, Свердловская область, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Калинина, 13 ГБУЗ Со Психиатрическая больница № 7 поликлиника наркологического диспансера Россия, Свердловская область, Нижний Тагил, […]
  • У гоголя была шизофрения Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров? Скавыш В. А. (Москва), врач-психиатр высшей категории, канд. мед. наук / 2007 Гоголь действительно был болен психически? От чего умер в 1852 году? Если мне суждено заблуждаться, буду счастлив, что сама попытка найти истину окажется полезной для решения вопроса: […]