В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.
Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.
Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:
Существует три вида логоневроза:
Стадии развития отклонения
- Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
- С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
- есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.
- психоэмоциональная обстановка в семье;
- сбалансированное и здоровое питание;
- исключение развития стрессовых ситуаций;
- частые прогулки на свежем воздухе;
- занятия спортом;
- уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
- Заикание как невроз
- Бесчеловечный эксперимент в США
- психоэмоциональные потрясения;
- поражение нервной системы инфекционного характера;
- клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
- спазм языка и губ;
- появление гримасы;
- повышенная потливость;
- Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
- нарушения ритмичности речи;
- средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.
- достаточный и полноценный сон;
- дозированный просмотр телевизора и компьютера;
- обучение плавности и неторопливости речи;
- правильно произносить звуки;
- следить за мимикой;
- создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.
- Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
- Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.
- нарушения эндокринной системы;
- ДЦП.
- смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.
- выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
- затрудненное произношение слов;
- ощущение нехватки воздуха;
- ускоренное моргание;
- психическое напряжение;
- нарушение сна;
- развитие чувства неполноценности.
- Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.
- в начале речи появляются запинки и трудности;
- постоянные или приходящие проблемы с речью;
- в какой период возникли жалобы;
- с чем связано нарушение речи;
- проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.
- седативные средства: Афобазол, Новопассит.
- общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
- режим труда и отдыха;
- общение со сверстниками;
Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:
Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.
Коррекция и восстановление
Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.
Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:
Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.
neurodoc.ru
Заикание как спастический невроз координации.
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций).
Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.
Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.
Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.
Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.
Данные исследований причины заикания как речевого невроза, проведенные в ЦКР
Посадите перед собой в метрах трех от себя друга или родственника. Вытяните вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Смотрите на своего друга именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз). А теперь постарайтесь выполнить, казалось бы невыполнимое задание. Попытайтесь закрыть Вашим большим пальцем правой руки лицо друга. После этого проделайте тот же эксперимент левой рукой. Еще раз напоминаю: оба глаза открыты. Подсознательно Вы установите свой большой палец на ось ведущего глаза. Спросите у своего друга, какой у Вас ведущий глаз.
Схема эксперимента (вид сверху)
Если Ваш друг видит такую картинку, то у Вас ведущий глаз — левый.
ОПРОС 1. По данным тестирования, проведенного на независимом скрипте от yandex.ru, результаты распределились следующим образом:
Данный тест позволяет выявить диссонанс между правым и левым полушарием мозга, который часто является причиной речевой проблемы. В норме ведущий глаз и ведущая рука должны совпадать.
* Диссонанс определяется, если палец находится на оси левого глаза или на оси то левого, то правого глаза. Отсутствие диссонанса определяется, только когда палец четко находится на оси правого глаза. Из 3-х тысяч пациентов ЦКР, обследованных на протяжении нескольких лет, 48% имели ведущий глаз левый, 17% — «то левый, то правый» и 35% — правый глаз. Некоторое отличие, по-видимому, связано с тем, что в ЦКР приходили пациенты в среднем с более тяжелыми формам заикания, чем те, которые участвовали в интернет-опросе.
Таким образом, мы можем сделать промежуточный вывод:
По данным первого опроса нарушения психологического характера не превышают 35% до 45% — в среднем — 40% Остальные 60% имеют диссонанс взаимодействия левого и правого полушарий мозга, т.е. физиологическую предрасположенность к речевому неврозу..
ОПРОС 2. Те 40%, у кого совпали ведущий глаз и рука, продолжили опрос:
Если заикание развивалось постепенно в течение нескольких месяцев или заикание появилось сразу, когда ребенок начал говорить фразами, мы можем с большой вероятностью утверждать, что именно неврологическая предрасположенность, то есть нарушения физиологического характера (например, повышенная активность двигательных медиаторов мозга) являются истинной причиной возникновения заикания.
Заикание, возникшее по причине психотравмы, обычно имеет «симптом обрыва»: непродолжительное молчание, после которого появляется речь с заиканием.
Таким образом, доля первичных нарушений психологического характера уменьшается более чем на треть от оставшихся 40% и составляет 12%.
Не хочется уж совсем принижать долю психологических факторов, но заметим, что неврологическая предрасположенность могла присутствовать и у тех, у кого заикание возникло в «один день».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В основе возникновения заикания как невроза лежат нарушения именно физиологического (более 80%), а не психологического характера.
Иными словами, первичен не испуг или психотравма, а физиологическая предрасположенность к речевым спазмам. Именно на это указывал известный психиатр профессор И. А. Сикорский в «честь» которого заикание имеет второе название: «невроз Сикорского» Соответствующие акценты нужно расставить и в лечении заикания: вначале нужно лечить причину — спастическую готовность речевого аппарата, а вторичные психологические осложнения корректировать в рамках комплексного подхода.
Бесчеловечный эксперимент.
Американский штат Айова заплатит жертвам эксперимента, вызывающего заикание.
Власти штата Айова должны выплатить около миллиона долларов шести пожилым людям, которые подали иск в связи с тем, что их в детстве использовали в эксперименте по стимулированию заикания.
В течение полугода в 1939 г. ученые из университета Айовы, проводившие этот эксперимент, подвергали детей-сирот различным унижениям. В ходе этого исследования проверялась теория о том, что психологическое давление вызывает заикание.
В течение шести месяцев один из пионеров исследований в области речевого развития Уэнделл Джонсон проверял свою теорию на 22 детях, взятых из детских домов. Некоторые из участников исследования подвергались унизительному обращению, а другие использовались для сравнения.
При этом заикания не возникло ни у кого из участников исследования, однако некоторые дети просто отказывались говорить. В 2001 году одна из калифорнийских газет описала подробности проводимых в университете штата экспериментах, ссылаясь на воспоминания одного из специалистов. Университет штата Айова принес публичные извинения по этому поводу, однако в 2003 году шесть человек подали иск, требуя компенсации в размере 13,5 млн. долларов. Истцы заявляют, что в результате проведенных над ними экспериментов пострадала их психика.
Генеральный прокурор штата Айова заявил, что пяти истцам будет выплачено 900 тысяч долларов, а еще один пострадавший получит 25 тысяч.
По материалам: BBC
Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail
www.dictor.ru
Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания
Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:
Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:
В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.
Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.
Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:
Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.
В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.
Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.
Избежать проблемы легче, чем ее лечить
Интересные факты из истории логоневроза
Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.
Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.
Логоневроз в переводе с латинского языка означает «заикание». Проявляется заболевание в виде нарушения речи и ее задержки непроизвольным способом, частого повтора слова или звука.
Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.
Существует две формы этого патологического состояния:
Причины и виды заболевания
Симптомы нарушения
Осмотр и диагностика
Выясняются следующие свойства:
Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.
Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.
Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.
Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.
Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.