Заикание волкова

Раздел 5. Заикание

Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838) 356

Сикорский И. А. О заикании (1889) 377

Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия

Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913) 402

Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания(1928) 405

Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931) 407

Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленькихдетей и роли его для общего развития личности и его лечения(1932) 415

Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная пси-хотерапия (1934) 417

Флоренская Ю. А., Авербух И. С, Архипова О. Г. Повторные боль-ные и трудные случаи заикания (1936) 427

Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневроти-ками дошкольного возраста (1939) 436

Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941) 439

Жинкин Н. И. Заикание (1958) 445

Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикаю-щихся детей дошкольного возраста (1958) 450

Хватцев М. Е. Заикание (1959) 453Зееман М. Заикающиеся дети (1962) 462Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофо-бия) (1963) 471

Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969) 474

Селиверстов*В. И. Логопедические занятия и игры с заикающи-мися детьми (1972) 478

Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечениялогоневрозов (1974) 490

Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976) 506

Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983) 512

Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детейдошкольного возраста в условиях дневных стационаров и спе-циальных детских садов (1983) 517

Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников (1983) 519

Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983) 536

Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фикси-рованности заикающихся на своем дефекте (1989) 538

Учебное издание

Хрестоматия по логопедии

Под ред. Л. С. Волковой и в. И. Селиверстова Том I

Зав. Редакцией т. А. Савчук Редактор л. И. Павлова Компьютерная верстка е. В. Чичилов Корректор а. И. Павлова

Изд. лиц. № 064380 от 4.01.96. Сдано в набор 5.11.96 г. Подписано в печать 12.05.97 Формат 60×88 у. Усл. печ. л. 34,3- Тираж 30000 экз. Заказ 1876

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 117571, Москва, проспект Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет, тел.. 437-11-11, 437-46-97; тел./факс: 932-56-21

Отпечатано в АООТ «Политех-4» 129110, Москва, ул. Б. Переяславская, 46.

1 Макаренко А. С. Сочинения. — М, 1958. — Т. V. С. 272.

2 Описание этих и подобных игр и упражнений дано в книгах: Г р и н е р В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1957. Рождественская В. И., Павлова А. И.. «Подвижные игры для заикающегося дошкольника». М., 1967.

studfiles.net

Отзыв о лечении Волкова Олега в центре «Арлилия»

Отзыв ведущему логопеду Центра Коррекции Заикания «Арлилия» Ракитиной Анне Эдуардовне от благодарного ученика Волкова Олега и его мамы Ковалевой Елены.

У моего сына, Волкова Олега, в 4 года, в речи появились незначительные запинки, которые постепенно переросли в заикание. Он стал не общительным, замкнутым, говорить стал только при необходимости, старался все больше молчать. Мы пытались вылечить этот дефект медикаментозно — не помогло. Стали заниматься с логопедом-неврологом. Были незначительные улучшения, но затем ребенок стал заикаться еще сильнее. После того как все эти методы лечения не дали результатов, нас направили в Ивантеевский детский психоневрологический санаторий. После трехмесячного пребывания в этом санатории Олег практически перестал заикаться, были небольшие запинки в речи, но этого хватило на несколько месяцев, после чего заикание стало постепенно возвращаться и усилилось настолько, что он не мог выговорить без заикания ни слова. В день выписки из санатория мне там порекомендовали, если заикание вернется, обратиться в центр «Арлилия» , где нам помогут вылечиться от заикания навсегда, и так как лечение в санатории никаких результатов не дало я обратилась в этот центр.

Когда мы пришли с Олегом на консультацию в «Арлилию» нам сказали, что с этим недугом мы справимся в том случае, если мы будем выполнять все рекомендации логопеда, стараться и работать каждый день, направляя наши усилия на борьбу с заиканием. Так как много сил и времени было потрачено впустую, с Олегом мы пришли в «Арлилию», когда ему исполнилось уже 7 лет, мне не были страшны никакие трудности, которые нужно было пройти по методике Арутюнян (каждодневные речевые занятия, выступления на публике и т.д.), главное было огромное желание избавить ребенка от заикания.

После завершения лечения Олег стал свободно разговаривать, прошла замкнутость, он стал коммуникабельным и общительным мальчиком, у него появилось много друзей. Моему сыну сейчас 9 лет и никто не скажет, что он когда-то не мог выговорить ни слова без заикания. Мы победили эту болезнь.

Огромное спасибо нашему логопеду Ракитиной Анне Эдуардовне, которая вложила много своих знаний, сил, терпения и внимания моему ребенку. Благодаря ее высокому профессионализму мой сын может теперь свободно разговаривать и общаться. Спасибо центру «Арлилия» и высоким профессионалам, которые там работают и помогают справиться с этой болезнью взрослым и детям.

С благодарностью Волков Олег и Ковалева Елена.

www.arlilia.ru

Что такое логоневроз (заикание) и как помочь при заикании

Что такое логоневроз (заикание) и как помочь при заикании

Логоневроз — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (Л.С.Волкова. Логопедия, М.,Просвещение, 1989)

Логоневроз имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребёнка от 2 до 4 лет.

Логоневроз — это один из наиболее мучительных неврозов, связанных с функцией речи. Человек, страдающий логоневрозом, постоянно переживает, чувствуя свой недостаток. Это особенно заметно у детей – переживания сильно влияют на развитие ребенка, у него с момента начала заболевания появляется страх при необходимости заговорить, ребёнок может замкнуться, «упорно» молчать, раздражаться, быть плаксивым, жалеть себя, в школьном возрасте начинает манипулировать своим недугом (отказывается учить уроки и вообще отвечать в школе). Чаще всего всё это ведёт к серьёзному недоразвитию речи, к нарушению эмоционально-волевой сферы человека, к нарушению коммуникативной функции.

Признаки логоневроза: судорожное прерывание речи, «зажатость» речевой и дыхательной мускулатуры.

Как помочь человеку, имеющему логоневроз или как вылечить заикание

Предупредить развитие логоневроза можно, если грамотно и верно построить взаимоотношения с ребенком, у которого в речи отмечаются лёгкие запинки, повторы слогов в словах и др, у которого нестабильная нервная система. Родителям обязательно надо показаться врачу-неврологу и логопеду. Используя верные методы воспитания со стороны родителей и педагогов, возможно надо провести адекватное терапевтическое лечение и речь ребёнка нормализуется.

Но если речь вашего ребёнка затруднена, он не может полноценно общаться — помогите ему! Не теряйте врямя! Организуйте ребёнку режим молчания и срочно обратитесь за помощью к специалистам.

Ещё в 1889 году И.А.Сикорский предложил систему лечебно-педагогического воздействия для заикающихся:

  • гимнастика речи ( система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи);
  • психотерапевтическое лечение;
  • терапевтическое лечение, физиолечение;
  • динамическое лечение (двигательные упражнения).

Цель данных мероприятий: устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему речевому дефекту

Для детей школьного, подросткового возраста и взрослого населения целесообразно применять специальный метод психотерапии — суггестия (внушение). Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггести). Одним из видов аутосуггестиии является метод аутогенной тренировки. Путём самовнушения по определённой формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления ( релаксация).С помощью данного метода пациент овладевает способностью вызывать расслабление мышц (лица, шеи, плечевого пояса) и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов. Одним из важных направлений работы является формирование правильного дыхания у пациента.

Таким образом, для достижения желаемого результата ( плавная речь без запинок) необходим комплексный подход : психолого-медико-педагогическое воздействие специалистов — врача невролога, логопеда, психолога.

О том как начать говорить уверенно, без запинок или как вылечить заикание — Вы сможете узнать в нашем центре.

irina-centr.ru

Заикание у дошкольников: причины и лечение

09.09.2015 , Заикание, Проблемы с речью Комментарии отсутствуют

Заикание (дисфемия) у детей и взрослых является очень сильным мешающим фактором на пути обретения уверенности в себе. Вы, наверное, замечали, какое тяжелое чувство возникает во время общения с заикающимся человеком: слушателю неловко что-то спрашивать у заикающегося, а заикающемуся трудно и боязно отвечать.

Заикание может стать источником многих комплексов у человека. И это понятно: как вы будете чувствовать себя, если знаете, что ваша речь не такая, как у окружающих? Что вы не можете ёмко и быстро донести свою мысль, и собеседник вынужден ждать, пока вы наконец договорите? Чувство досады, обиды и неуверенности в себе и своих силах. Устная речь для заикающихся, а тем более публичные выступления – это очень сильный стресс, пытка. Нет ничего удивительного, что заикающиеся избегают общения, часто возникает логофобия (боязнь говорить), формируется «ожидание речевой неудачи» (когда человек думает, что не сможет без заикания закончить слово или фразу).

При этом надо помнить, заикание успешно лечится почти во всех случаях. Поэтому если вы заметили у ребенка заикание, как можно скорее обращайтесь к врачам и начинайте коррекцию. Чем раньше выявлена проблема, тем проще и быстрее можно будет справиться с недугом. А мы вам расскажем, почему возникает заикание, и что вы можете сделать незамедлительно для своего дошкольника.

Прежде чем начинать лечение, давайте узнаем, что вызывает заикание, когда чаще всего оно возникает и почему.

Заикание у дошкольников: причины возникновения

Заикание (дисфемия) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Дисфемию вызывают спазмы мышц речевого аппарата.

Специалисты выделяют 3 типа спазмов:

  • Тонические. Наступают во время резкого и непроизвольного повышения тонуса определенных групп мышц. В речи они проявляются протяжными и напряженными звуками, длительными паузами (например, ребенок может говорить “д…(пауза)А (напряженно)..бавить») . Во время тонических судорог у ребенка наблюдаются определенные вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, выступление капелек пота, общее напряжение.
  • Клонические. Характеризуются непроизвольным многократным и ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Во время клонических судорог заикающийся многократно повторяет один и тот же слог или звук (например, «дддддддд..обавить»)
  • Смешанные . Если заикание уже успело закрепиться в речи, как правило, встречаются судороги смешанных видов.
  • Почему возникает заикание у дошкольников?

    Ученые выяснили, что заикание возникает при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

    1. Незначительное повреждение центральной нервной системы. Почти у всех заик встречаются незначительные поражения головного мозга. Как правило, они возникают внутриутробно или во время родов. Внешне это никак не проявляется и не влияет на общее развитие ребенка. Однако при внимательном наблюдении у таких детей могут выявляться трудности с тонкими движениями, тревожность и излишняя впечатлительность.
    2. Раннее или слишком позднее (3-4 года) возникновение фразовой речи. Заикание очень часто встречается у малышей, которые рано начали говорить фразами и предложениями. Таким детям есть, что сказать, но физиологически их желание не совпадает с возможностями. Это ведет к частому повторению слогов, слов и словосочетаний. Такая же картина наблюдается и при позднем возникновении фразовой речи (ближе к 4 годам). В этот возрастной период совершенствуется координация мышц артикуляционного аппарата, и активный речевой всплеск может замедлить процесс.
    3. Надо сказать, что наиболее кризисный период для возникновения заикания – от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речи. Причем у мальчиков риск развития дисфемии в 4 раза выше, чем у девочек, потому что у девочек быстрее развиваются речевые и двигательные механизмы.
  • Функциональная асимметрия мозга. Замечено, что заикание чаще встречается у левшей. Речь вообще является «слабым» звеном для правополушарных (леворуких) людей. Поэтому если ваш ребенок – левша, рекомендуем ознакомиться с особенностями развития речи у левшей.
    1. Наследственность. Риск развития заикания существенно выше, если в роду были заикающиеся родственники. Очевидно, генетически наследуются определенные «проблемные зоны» центральных речевых механизмов. По статистике, если заикается мужчина, риск рождения детей с дисфемией: 22% – при рождении мальчика, 9% – девочки. Если заикается женщина: 36% – при рождении мальчика, 17% – девочки. К тому же дети часто стремятся подражать заикающимся родственникам, и это тоже может послужить толчком к развитию заикания.
    2. Психологическая травма. Наверняка, вы часто слышали, что ребенок может начать заикаться после сильного испуга или психической травмы. Действительно, чрезмерная нагрузка на психику (постоянное психологическое напряжение, испуг, даже чрезмерная радость) может запустить развитие дисфемии, но только если ребенок от рождения был к этому предрасположен. Поэтому очень важно сохранять во что бы то ни стало спокойную психологическую обстановку дома, строить отношения с ребенком и домочадцами на доверии и любви, исключить крики и приказной тон по отношению к маленькому ребенку.
    3. Типы заикания

      Специалисты выделяют 2 типа заикания:

    4. Невротическое заикание.
    5. Чаще всего встречается в кризисный период 2-6 лет и проявляется внезапно. При этом раньше ребенок мог опережать сверстников в развитии: первое слово мог сказать в 8-10 месяцев, а освоить фразы сразу же после года. Такие детки «проглатывают» окончания слов, говорят быстро и не четко, повторяют одно и то же слово или слог.

      Пусковым механизмом для невротического заикания может стать стресс (например, адаптация к детскому саду или психическая травма). Заикание в речи встречается не всегда, а лишь при эмоциональном возбуждении ребенка. Вообще эти дети отличаются своей эмоциональностью и тревожностью. При появлении невротического заикания колебания настроения у ребенка становятся еще более выраженными, может появиться энурез и нарушение сна.

      При этом правильная речь без запинок возвращается, если ребенок не осознает, что он говорит (например, при разговоре с самим собой, близкими людьми или в момент игры).

      Прогноз лечения невротической дисфемии благоприятный. Речь даже может нормализоваться сама собой при создании спокойной обстановки. Однако рассчитывать на это не стоит, потому что невротическое заикание очень быстро порождает у ребенка неуверенность в себе, логофобию, комплекс речевой неудачи и замкнутость. Ведь эти дети очень чувствительны!

      Кроме того, если ребенок справился с невротическим заиканием, следует помнить, что оно может вернуться при очередном стрессовом воздействии (например, поступлении в школу). Поэтому постарайтесь максимально ограждать и подготавливать ребенка к новым нагрузкам.

      1. Неврозоподобное заикание.
      2. Начинается, в 3 – 4 года без воздействия внешних пусковых механизмов и развивается «медленно, но верно». Замечена взаимосвязь между сложной беременностью (токсикозы, угроза выкидыша), родами и неврозоподобным заиканием у детей.

        Дети с такой формой дисфемии обычно беспокойны в младенческом возрасте, плохо спят, мало кушают, их психомоторное развитие находится на нижней границе нормы. У дошкольников встречаются проблемы с вниманием, они непоседливы. Первые слова могут появиться в 1,5 года, фразы ближе к 3-4.

        Неврозоподобное заикание характеризуется волнообразным течением: запинки в речи становятся более заметными или менее, но нет периодов, когда ребенок говорит полностью гладко и плавно. Такая форма дисфемии закрепляется в течение 2-6 месяцев и со временем усугубляется вплоть до полной невозможности говорить.

        При этом, как правило, ребенок не осознает своей проблемы, эмоциональные переживания по поводу заикания выражены слабо или отсутствуют. И очень часто дошкольник отлынивает от рекомендуемых упражнений, хотя если ребенок акцентирует внимание на процессе говорения, речь значительно улучшается.

        При такой форме дисфемии очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам . Тем более неврозоподобное заикание вылечивается раз и навсегда, и больше не возвращается!

        Речь ребенка

        Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

        rechrebenka.ru

        Раздел 4. Психолого-педагогические особенности заикающихся

        Г. А. Волкова. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста

        …Изменения личности заикающихся в связи с нарушением речи отмечают многие исследователи.

        И. К. Хмелевский указывает, что такие особенности характера заикающихся, как повышенная чувствительность, мнительность могут быть и врожденными и приобретенными вследствие заикания. Развившееся заикание поддерживается переживаниями, которые обычно характеризуются как страх, тревога, тревожное ожидание, навязчивые идеи и др. F. Brook выявил, что заикание прямо пропорционально силе эмоции. И. А. Сикорский отметил, что заикание под действием гнева, радости может или усиливаться или исчезать. В. А. Куршев считает, что развитие навязчивого фобического синдрома, непосредственно связанного с речью, формирование общих невротических расстройств, а также изменения характера, поведения обусловлены отношением больного к речевому дефекту, которое, в свою очередь, зависит от окружения, от условий, в которых находился заикающийся после развития заикания, от преморбидных особенностей.

        В последние годы делаются попытки дифференцировать психологические особенности заикающихся. При этом учитываются наличие логофобий, разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте особенности поведения заикающихся детей в игровой деятельности и в ситуациях фрустрации.

        Особенно ярко личностные изменения проявляются в юношеском и взрослом возрастах. Подавляющее количество работ посвящено изучению личностных особенностей заикающихся именно этого возраста. Одни исследования отражают результаты, полученные эмпирическим путем, другие (их меньшинство) – экспериментальные данные, полученные, в частности, с помощью тестов. Результаты исследования личности взрослых заикающихся тестовыми методиками неоднозначны. Так, А. М. Тихомирова при исследовании личности не нашла различий между заикающимися и здоровыми лицами. W. Jhonson выявил незначительную разницу. J. Bender отметил, что у заикающихся имеются некоторые отличительные черты личности: они не уверены в себе, необщительны, интравертивны. В. М. Шкловский, исследовав заикающихся методикой С. Розенцвейга, отмечает у них крайне низкий коэффициент социальной адаптации по сравнению не только со здоровыми, но и с больными неврозами. Заикающиеся отличаются от здоровых наличием повышенной тревожности, особенно выраженной у больных с более нарушенными личностными отношениями. Показатель социальной адаптации отчетливо снижается с возрастом, причем оказывается, что это соответствует увеличению с возрастом экстрапунктивной направленности реакций. В соответствии с этим у заикающихся более старшей возрастной группы оказались и более высокие показатели степени нарушений личности. Среднегрупповой профиль заикающихся, полученный с помощью многопрофильного личностного опросника и отражающий характерологические особенности этих больных, занимает промежуточное положение между среднегрупповым профилем здоровых и больных неврозами. Анализ показал, что личность одновременно изменяется под влиянием речевого дефекта и оказывает существенное влияние на его течение.

        J. Sheehan проанализировал исследования, посвященные изучению личности заикающихся и незаикающихся людей с использованием проективных методов. Им установлено, что с помощью методов Г. Роршаха, С. Розенцвейга, теста четырех картин (Four Picture Test, FPT) и других исследователи не устанавливают различий в личностных характеристиках заикающихся и нормально говорящих в силу того, что слишком произвольно интерпретируют данные, независимо от полученных статистически достоверных показателей.

        Наше экспериментальное исследование заикающихся детей

        5 лет методикой «тест-конфликт» выявило наряду с высоким уровнем сформированности некоторых личностных реакций такие особенности личности, как агрессивность, эмоциональную ранимость, пассивные оборонительные реакции и другие показатели, свидетельствующие о дисгармоничности в формировании личности.

        В настоящей статье отражены результаты исследования детей

        6 лет с заиканием (60 детей: 30 мальчиков и 30 девочек) в сравнении с нормально говорящими сверстниками (100 детей: 50 мальчиков и 50 девочек). Дети обследовались методикой «тест-конфликт», позволяющей выяснить личностные характеристики детей этого возраста в условиях лишения, ущерба, препятствия. Виды личностных реакций детей 6 лет с заиканием и без заикания и частота их проявления представлены в табл. 16.

        Виды личностных реакций детей 6 лет (в %)

        На первом месте по частоте проявления у всех обследованных детей стоит негативизм, выражающийся в форме открытой и скрытой агрессии. У заикающихся детей недружественное отношение к участнику конфликта проявляется в большей степени (43,77 %) за счет преобладания реакций открытой агрессии. На втором месте у всех детей стоят реакции обсуждения ситуации, затем – признания собственной вины в случившемся. На четвертом месте находятся реакции, направленные на разрешение конфликта собственными усилиями или с помощью других лиц. Далее следуют реакции поиска причины конфликта в обстоятельствах и отрицание своей вины. Рассмотрим проявление указанных видов личностных реакций в разных типах ситуаций у мальчиков и у девочек с заиканием и без заикания, у всех обследованных детей независимо от типа ситуации и проанализируем явления полового диморфизма.

        Заикающиеся мальчики в I типе ситуаций (в конфликте виноват сам испытуемый) более агрессивны, чем их сверстники (статистически достоверно; Р

        bookap.info

    Это интересно:

    • Невротическая форма заикания что это такое НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ Заиканием называют нарушение, ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в рече­вом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушении. Р. 51гипк (1974) отмечает, что преходящее, кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а […]
    • Киев шизофрения Лечение шизофрении в Киеве Прежде чем говорить о том, из каких этапов состоит современное лечение шизофрении, важно рассказать о самом заболевании. Термин "шизофрения" возник от греческих "шизо" ("схизо") - расщепляю и "френ" - разум. Под расщеплением подразумевается дезорганизацию психики, отсутствие гармоничности, […]
    • О стрессе является ганс селье СЕЛЬЕ Ганс Без стресса жизнь мертва. - Ганс Селье Значительное большинство физических заболеваний имеют отчасти психосоматическое происхождение. – Ганс Селье Лучший способ избежать вредоносного стресса - избрать себе такое окружение (жену, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, […]
    • Аутизм вызов Аутизм вызов
    • Признаки тревожного состояния Тревога и тревожность С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, в то время как страх […]
    • Боязнь от города Страх в большом городе В большом городе жизнь динамична и полна тревожных неожиданностей. Неудивительно, что многим жителям мегаполисов присущи всевозможные страхи: боязнь лифта, метро, телефонного звонка, одиночества в квартире… Те, кто не сталкивался с подобными фобиями, могут лишь удивленно пожать плечами или […]
    • Реакция стресс его фазы Три фазы стресса Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая - реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание […]
    • Ведущий дефект умственной отсталости Менеджмент Главные клинические критерии умственной отсталости Клиническая картина при разных формах детского слабоумия неодинакова и зависит от характера повреждающих факторов, времени начала их влияния и интенсивности (степени тяжести поражения центральной нервной системы), от локализации болезненного процесса, а […]