Занятие логопеда с детьми с синдромом дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Как неоднократно упоминалось выше, обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.
Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.
У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.
Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.
Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):
— анатомические факторы;
— физиологические факторы;
— неврологические факторы;
— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);
— языковые факторы;
— невербальные факторы;
— ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна.
Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;
— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);
— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.
Особенности смешанные, анатомо-физиологические:
— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;
— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам), относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.
Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.
Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:
— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;
— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)
Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).
Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений (см., например, ссылка несколькими строчками выше).

Вот некоторые из таких упражнений.
Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:
— округлите губы;
— посылайте воздушные поцелуи;
— почмокайте губами;
— улыбнитесь, а затем надуйте губы;
— проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];
— нахмурьтесь;
— широко откройте рот;
— плотно закройте рот;
— попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;
— оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;
— скажите «мммм»;
— зевайте;
— вздыхайте.
Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.
С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:
— удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;
— попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;
— приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;
— открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;
— перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;
— медленно и старательно оближите языком губы;
— дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.
Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.
Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.
Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.
Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.
С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Как уже говорилось выше, у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому им можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.
Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, — прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.
Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.
У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.
У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.
Для апраксии характерны следующие внешние признаки:
— ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;
— непоследовательность ошибок в речи;
— ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;
— ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;
— проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;
— ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;
— отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.
Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.
Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.
Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.
В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».
Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.
Вы можете использовать для общения с вашим ребенком т.н. поддерживающую коммуникацию .

В статье о понятности речи следует учитывать следующие аспекты речи:
— артикуляция;
— фонологические процессы – ребенок не договаривает слово до конца, упрощает, произносит одни звуки вместо других; у обычных детей это проходит, по крайней мере, к 5 годам, у детей с синдромом Дауна может продолжаться намного дольше, с этим придется работать;
— характеристики голоса;
— резонанс;
— скорость речи (слишком быстрая или слишком медленная речь);
— беглость речи (то есть нет ли в речи заикания и длительных пауз);
— ударение и интонационные конструкции.
Артикуляция – движения органов речи, необходимые для формирования звука. Органы речи – это язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы. Для отработки отдельных звуков придумайте, с чем у вас ассоциируется данный звук («ззз» — комарик, «ссс» — вода бежит из-под крана и так далее), и отрабатывайте их в игровой форме. Занимаясь отработкой какого-то звука, старайтесь подобрать как можно больше слов с этим звуком – но не абстрактно, а так, чтобы ребенок живо реагировал на них. Например, работая со звуком «п», приготовьте или закажите пиццу, купите попкорн…
У более старших детей с синдромом Дауна может хорошо получаться выговаривать отдельные слова, но могут возникнуть проблемы с многосложными словами или фразами из нескольких слов. При тренировке можно простукивать ритм фразы (четыре слова или слога – четыре хлопка), использовать барабан.
Характеристики голоса – это тембр, громкость, диапазон.
Что касается тембра, у детей с синдромом Дауна голос часто бывает хриплым или сиплым, что нередко обусловлено отоларингологическими проблемами (аденоиды, заложенность носа…). Покажите ребенка лор-врачу.
Громкость речи у детей с синдромом Дауна часто страдает, они говорят громче или тише, чем нужно. Иногда это связано с проблемами со слухом, ребенок просто не слышит собственного голоса. Иногда у ребенка не хватает дыхания на то, чтобы произносить все четко и громко. Наконец, ребенок может просто стесняться. В таком случае поможет практика. Как правило, никаких особых техник для работы над этим аспектом с детьми с синдромом Дауна не требуется, им помогают те же приемы, что при работе с обычными детьми. Попробуйте объяснить ребенку, что на футбольном поле кричать можно, а дома на кухне – нельзя. Попрактикуйтесь с различными ситуациями, заранее обсудите различные места (в школе, в церкви нельзя кричать). Обсудите, громко или тихо рычит лев в зоопарке, капает вода из крана, поют птицы. Обращайте на это внимание ребенка. Поиграйте с детьми в «глухой телефон» и подобные игры.
Резонанс – это понятие относится к тому, какой резонатор (нос или рот) мы используем для произнесения звука. Дети и взрослые с синдромом Дауна часто говорят «в нос». Это может быть связано с увеличенными аденоидами, частой заложенностью носа вследствие простуд или аллергий; эти проблемы поможет решить отоларинголог. Другие звучат несколько гнусаво. Это обычно обусловлено пониженным тонусом мышц. В этом случае могут помочь артикуляционные упражнения, логопед также может порекомендовать применение специальных устройств для тренировки нёба, языка.
Скорость речи. Дети с синдромом Дауна зачастую начинают говорить с нормальной скоростью, но, волнуясь, начинают тараторить, и то, что они говорят, ускользает от слушателя. Тренируйтесь с ребенком, пропевая фразы на различные мелодии, отстукивая ритм с помощью барабана. Обсудите с ребенком проблему, проиллюстрируйте различную скорость речи / движения с помощью рисунков (заяц и черепаха) или игрушек (катайте машинку с разной скоростью). Если ребенок еще не слишком велик, можете поиграть с ним, подкидывая его или укачивая на руках – быстро-быстро-быстро или мееееееееееееедлееееннно.
Как уже говорилось выше, проблемы с беглостью речи обычно сводятся к тому, нет ли в речи заикания и длительных пауз. Если это ваш случай, старайтесь не привлекать к проблеме повышенного внимания. Терпеливо ждите, пока ваш ребенок осилит слово или фразу, не договаривайте за него. Смотрите ему в глаза, показывайте, что вы внимательно его слушаете. В случае возникновения у ребенка подобных проблем вы должны обратиться к неврологу и к логопеду.
Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Вам помогут песенки, попевки. Обращайте внимание ребенка на то, что вопрос и утверждение звучат по-разному и разница заключается иногда только в интонационном рисунке («Ты пойдешь на футбол?» — «Ты пойдешь на футбол»). Потренируйтесь с ребенком, начиная с фраз из одного слова. Предложите ему сок, например: «Сок?». Пусть он согласится, скажет, что будет сок, одним словом: «Сок».

Что касается содержательной стороны и проблемы понятности речи, возможны следующие трудности.
Детям с синдромом Дауна нелегко придерживаться какой-то одной темы, они в своих рассказах «скачут» с темы на тему.
Ребенку с синдромом Дауна трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Понятность речи зависит от многих факторов: от того, насколько слушатель знаком с говорящим, насколько близка и понятна тема, насколько эмоционально к ней относится говорящий, как он себя чувствует, от того, насколько шумно в помещении, и так далее.
Иными словами, понятность речи зависит не только от речи говорящего, но и от слушателя, самого сообщения и от ситуации речи.
Старайтесь работать над понятностью речи в теплой обстановке, создавайте для ребенка положительную мотивацию. Например, если вы попросили ребенка сделать заказ в кафе, а официантка никак не может понять, что он пытается сказать, мягко помогите ребенку. Не заставляйте его чувствовать расстройство или унижение. Но не старайтесь перехватывать инициативу, пока ребенок еще хочет добиться успеха. Будьте терпеливы и настойчивы, но не забывайте показывать малышу, что вы его любите и цените.
Пользуйтесь специализированной литературой для логопедов и дефектологов. На материале русского языка написано огромное количество книг, некоторые из них доступны в Интернет, например, в библиотеке PedLib.

sunchildren.narod.ru

Статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему:
Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна

Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам.

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Дячук Людмила Сергеевна,

логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

г.п. Барсово, Сургутский район

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики.

Овладение элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Мы в своей практике сталкиваемся чаще всего с детьми с болезнью Дауна в возрасте 4- 5 лет. В возрасте 1-3 лет редко кого из родителей таких детей волнуют проблема отсутствия речи. На консультацию приходят единицы таких родителей.

Вся логопедическая работа с детьми с болезнью Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап _- обследование состояния речи. На первых занятиях мы выясняем уровень сформированности речевой функции. Особое внимание уделяем пониманию обращенной речи. Для обследования мы используем общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом мы учитываем сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных характеристик, мы варьируем приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это очень важный этап, необходимо заинтересовать малыша, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, определить, что интересует ребенка, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в дальнейшем использовать это в своей работе.

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов. Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка — к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности.

Свои занятия на этом этапе мы начинаем с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику. В ходе выполнения артикуляционных упражнений мы вызываем, по мере подготовки артикуляционного аппарата, те или иные звуки, а также работаем над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно-мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений мы представляем детям в картинном материале (точнее не цветные картинки, а рисунки- раскраски в черно- белом варианте, на такие рисунки дети реагируют очень хорошо). По мере усвоения того или иного упражнения, мы усложняем его, либо включаем в наш комплекс новые. Всего по времени такое занятие длится примерно 20-25 минут, что соответствует нормам САНПиНа. Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, мы готовим артикуляционную моторику к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков, по мере возможности вызываем отдельные звуки: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П], [Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч]; уточняем и обогащаем пассивный словарь; формируем мелодико-интонационную сторону речи; развиваем мелкую моторику рук.

На четвертом этапе мы начинаем работу по формированию активного словаря. Исходя из нашего опыта, у детей с синдромом Дауна чаще появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. На данном этапе особое место занимает работа с книгой или рисунком. Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его.

Иногда лучше начать с карточек (рисунков). Логопед называет изображенный предмет. В ходе занятия постоянно дополняем рисунок деталями — у дома появляются окна, затем дверь, труба.
Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Можно также использовать тексты типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели … (картинка лиса). Красивый хвост у … (картинка лиса). Рыжая шубка у … (картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой, а в дальнейшем можно использовать компьютер или планшет, поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря — и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

Но главное, в ходе логопедических занятий ребенка необходимо научить языку общения. Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться с логопедом. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно.

Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

nsportal.ru

Развитие при синдроме Дауна

Синдром Дауна — врожденное генетическое заболевание, оказывающее значительное влияние на все высшие психические функции ребенка. У таких детей развитие речи идет со значительным отставанием, снижен интеллект, у одних в большей степени, у других — в меньшей, замедлено развитие координации движений.

Конечно, полностью устранить проявления заболевания невозможно, но занятия по развитию речи, когнитивных навыков, моторики и координации таким детям просто необходимы.

При условии раннего начала стимуляции развития по специальным методикам есть шанс, что ребенок сможет учиться в обычных классах массовых школ.

Учитывая особенности детей с синдромом Дауна, в том числе и свойственную им доброту, открытость и доверчивость, специалист, работающий с ними, должен не только владеть специальными методиками и большим опытом, но и особым складом характера — быть таким же теплым и душевным, как и его маленькие ученики.
К счастью, в наших центрах такие профессионалы есть.

Работа с детьми с синдромом Дауна требует дифференцированного подхода для выработки индивидуальной стратегии коррекции и ведется на основе поэтапного (ступенчатого) освоения умений.

  1. общая моторика;
  2. тонкая моторика;
  3. зрительно-моторная координация;
  4. восприятие и понимание речи;
  5. развитие когнитивных и социальных навыков.

На первом этапе коррекции ключевая задача — это научить ребенка концентрировать внимание. Этим занимается дефектолог, поэтому мы рекомендуем начать занятия по развитию речи именно с ним. Не пытайтесь сразу начать с логопедических занятий, даже если вам очень хочется, чтобы ваш малыш как можно скорее смог начать с вами общаться. Сначала необходимо научить его концентрироваться.

Есть 3 аспекта в освоении этого навыка:

1) на человеке путем поддержания зрительного контакта;

2) на предмете или звуке;

3) на предмете одновременно с другим человеком.
Итак, первый шаг — это дефектологические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю.

Хорошим подспорьем для работы дефектолога станут занятия в группе логоритмики и в игровой группе по развитию коммуникативных способностей. Музыка, пение, творчество, общение с другими детьми под присмотром и руководством опытного специалиста-дефектолога — отличная база для развития моторики и координации и, как следствие, появления речи. И еще более хорошее подспорье для активизации социальных навыков малыша.

На определенном этапе можно будет подключать логопедические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю для более интенсивной работы над развитием речи ребенка. В идеале, вводить логопедические занятия следует при сохранении дефектологических. В некоторых случаях, возможно совмещенное комбинированное занятия, но о целесообразности такого подхода будет правильно посоветоваться с вашим ведущим дефектологом.

Также не стоит пренебрегать возможностями, которые дает нейропсихология. Курс нейрокоррекции по специальным методикам показан детям с синдромом Дауна, дает хорошую динамику в развитии крупной моторики, зрительно-моторной координации и способствует развитию речи и самостоятельности.
Работа нейропсихолога также направлена на развитие тех основных областей, о которых мы говорил в начале статьи.
И в развитии моторики и координации его усилия будут более эффективны благодаря владению специальными нейропсихологическими методиками.

Помощь «солнечным детям» в развитии — работа кропотливая и требующая объединенных усилий родителей и специалистов.
И чем раньше она начата, тем больше можно будет сделать.
Но все усилия того стоят.

www.logoakademia.ru

Это интересно:

  • Специалисты по развитию детей с синдромом дауна Специалисты по развитию детей с синдромом дауна Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин. (с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей […]
  • Синдром дауна слухи Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин. (с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей […]
  • Препараты при синдроме дауна Лекарства от синдрома Дауна? Препараты, стимулирующие активность нейротрансмиттера норэпинефрина в мозге, смягчают проявления нарушений познавательной функции у генетически модифицированных мышей с синдромом Дауна. Результаты, полученные учеными Стэнфордского университета, работающими под руководством Ахмада Салехи […]
  • Дети с синдромом дауна сша Дети с синдромом дауна сша По предложению НОООИ "Сияние" в рамках 4-го международного форума «ITForum2020/Информационное общество 2.0» 1 июня прошел телемост с США. Исполнительный директор некоммерческой родительской организации «Down Syndrome Guild of Greater Kansas City» Эми Эллисон рассказала об опыте работы […]
  • Особенности поведения при синдроме дауна Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф ---> Рекомендуем прочесть статью "Практические подходы к работе над поведением, которое сводят вас с ума" на сайте "Даунсайд Ап". Кроме того, предлагаем вашему вниманию перевод следующей статьи автора Bonnie J. Patterson, д.м.н., National Down Syndrome Society, о […]
  • Определение синдрома дауна в первом триместре Невозможно диагностировать, имеет ли ребенок патологию со 100-процентной уверенностью. Тем не менее, синдром дауна имеет признаки при беременности. Некоторые тесты, которые в сочетании друг с другом и факторами риска, такими как возраст и семейная история, могут дать оценку вероятности того, что ребенок несет ген […]
  • Стрессы у детей 13 лет Тревожность и депрессия Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких […]
  • Высказывание про стресс Цитаты про стресс Алексис Каррель Деловые люди, не умеющие бороться с беспокойством, умирают молодыми. Экхарт Толле Доводилось ли вам видеть дуб в состоянии стресса, или дельфина, пребывающего в мрачном расположении духа, лягушку, страдающую заниженной самооценкой, кошку, которая не может расслабиться, или птицу, […]