Актуальность синдрома дауна

АУТОНЕЙРИТОТЕРАПИЯ И МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА – ЛЕЧИТЬ ИЛИ НЕ ЛЕЧИТЬ?!

АКТУАЛЬНОСТЬ: В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал.

Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи-неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребёнка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям. В результате большинство детей с синдромом Дауна, едва родившись, становились сиротами при живых родителях.

СУТЬ СИНДРОМА ДАУНА

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Синдром Дауна – генетическая аномалия, врожденная хромосомная болезнь, которая возникает вследствие появления лишней хромосомы. Клетки человеческого тела содержат 46 хромосом, в которых заложены признаки, передающиеся по наследству зародышу от родителей. Хромосомный набор – это одинаковое количество парных хромосом, мужских и женских. У детей, рожденных с синдромом Дауна, 21-я пара имеет дополнительную хромосому, в результате чего наблюдается присутствие 47 хромосом. Вот это и является главной причиной развития синдрома Дауна.

Такое нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка из 650- 800 новорожденных. Данные отклонения в некоторых медицинских источниках называют «болезнью Дауна», но ученые считают по-другому и под термином синдром Дауна подразумевают определенный набор особенностей и признаков, которые были описаны английским врачом Джоном Дауном еще в 1866 году. Он является ведущей причиной когнитивных нарушений. Синдром Дауна связан с мягкой и умеренной задержкой развития, люди с заболеванием имеют характерные черты лица, низкий мышечный тонус в раннем детстве. Многие люди с синдромом Дауна имеют пороки сердца, повышенный риск развития лейкемий, раннее начало болезни Альцгеймера, желудочно-кишечные заболевания, и другие проблемы со здоровьем.

Главное: Симптомы синдрома Дауна располагаются в диапазоне, от легкой до тяжелой степени развития.

ФОРМЫ СИНДРОМА ДАУНА

1. Трисомия означает наличие трех хромосом вместо двух. Анализы исследований подтвердили, что лишняя хромосома группы аутосом приводит к аномалии развития эмбриона. Возникновение болезни Дауна связывают с «изнашиванием» женского организма и болезнями половых органов, с эпизодами в жизни женщины, когда имело место рождение мертвых детей или погибших в раннем возрасте.

2. Транслокационный синдром Дауна – перенос гена или фрагмента хромосомы в другое положение в той же или другой хромосоме. В транслокацию вовлекаются 13-15-я и 21-22-я аутосомы, но число хромосом в наборе остается равным 46. Вероятность рождения больного ребенка в этом случае зависит от отца – носителя мутации, а не от возраста матери.

Малыши с транслокационным синдромом составляют 5% от общего количества детей с болезнью Дауна.

3. Синдром Дауна с мозаицизмом. Мозаицизм – третья разновидность хромосомных аномалий выражается присутствием в одних клетках нормального числа хромосом 46, а в других – 47 хромосом, т. е. трисомия по 21-й паре хромосом. Частота такого явления – 1 % от общего числа детей с синдромом Дауна. Некоторые дети имеют ярко выраженные типичные черты патологии или слабовыраженные. Интеллектуально они сильнее, чем дети с транслокационным синдромом Дауна. Возникновение аномального набора хромосом связывают с нарушением некоторых фаз мейоза. В 35 лет в организме женщины происходит изменение гормонального баланса и перемены в образовании яйцеклеток в организме женщины. Какие из дополнительных генов в 21-й хромосоме приводят к развитию тех или иных симптомов? Точного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Ученые считают, что увеличение числа специфических генов изменяет взаимодействие между ними. Некоторые гены становятся более активны, чем другие, а другие менее активны, чем обычно. Вследствие данного дисбаланса нарушается дифференцировка и развитие как самого организма, так и психо-эмоциональной сферы, включая в себя и интеллектуальное развитие. В настоящее время известно около 400 генов на 21-й хромосоме, но функция большинства из них остается неясной по сей день.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр. Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна. Не буду описывать внешние и физические особенности этого синдрома, хочется затронуть особую проблему, которая представляет трудности с обучением. Это означает, что учиться таким детям труднее, чем большинству людей одного с ним возраста. Еще одним, наиболее распространенным расстройством, связанным с синдромом Дауна, являются когнитивные нарушения (нарушения общения). Когнитивное развитие часто задерживается, и все люди с синдромом Дауна имеют трудности в обучении на протяжении всей жизни. Как дополнительная 21-я хромосома приводит к когнитивным нарушениям, не совсем ясно. Средний размер мозга человека с синдромом Дауна мало отличается от здорового человека, но ученые обнаружили изменения в структуре и функции определенных областей мозга, такие как гиппокамп и мозжечок. Особенно изменяется гиппокамп, который отвечает за обучение и память. Ученые используют человеческие исследования на животных моделях с синдромом Дауна, чтобы выяснить, какие конкретные гены на 21-й хромосоме приводят к различным аспектам когнитивных нарушений.

Пациенты с синдромом Дауна имеют ряд предрасположенностей к таким состояниям как: потеря слуха, частые инфекции среднего уха (средний отит), патология щитовидной железы (гипотиреоз), шейная нестабильность позвоночника, нарушения зрения, апноэ во сне, ожирение, запор, инфантильные спазмы, припадки, деменция и раннее начала болезни Альцгеймера.

Около 18% до 38% людей с синдромом Дауна имеют психические или поведенческие нарушения, такие как: расстройства аутистического спектра, дефицит внимания и гиперреактивность, депрессии, стереотипность двигательных расстройств и обсессивно-компульсивные расстройства. Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности, делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отдельным школьным предметам.

Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания – дети легко отвлекаются.

Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны воспринимать части рисунка, но соединять их в целое изображение не могут.

Поведение. Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечается сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.

НЕВЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Сравнивая этапы психо-моторного развития детей с синдромом Дауна, взятые из результатов современных работ по изучению моторного развития маленьких детей с синдромом Дауна представленные в таблице, нетрудно заметить, что «даунята» практически наступают «на пятки» в развитии нормальным малышам.

sprauting.ru

Международный неврологический журнал 3 (65) 2014

Вернуться к номеру

Реабилитация детей с болезнью Дауна в условиях специализированного реабилитационного центра

Авторы: Порошина Е.В., Евдущенко Т.Г., Евтушенко О.С., Яновская Н.В. — Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации
Рубрики: Неврология
Разделы: Медицинские форумы

Статья опубликована на с. 168-169

Актуальность. Синдром Дауна — это врожденное нарушение развития, проявляющееся преимущественно умственной отсталостью, нарушением развития костной системы и другими физическими аномалиями.

Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития.

Материалы и методы. В течение 3 лет увеличилось число детей с синдромом Дауна, прошедших лечение в центре реабилитации: в 2011 году — 9 детей, в 2012 году — 19 детей, в 2013 году — 20 детей. Это дети в возрасте от 1 до 15 лет.

Все дети осматриваются педиатром, неврологом, психиатром, психологом и логопедом. Дополнительно консультируются окулистом и сурдологом (т.к. часто встречаются сопутствующие нарушения зрения и слуха).

С раннего возраста моторные и речевые функции развиваются с задержкой: держать голову начинают с 4–5 мес., сидеть — с 8–9 мес., ходить — к 2 годам. Первые слова появляются к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам.

Интеллектуальное недоразвитие имеет специфические особенности: мышление тугоподвижно, но развивается благодаря способности к подражанию. Характерна большая сохранность эмоциональных и личностных проявлений, благодаря этому дети хорошо адаптируются в семье и обществе.

Состояние речевой функции мы оцениваем согласно балльной шкале, включающей такие показатели, как степень выраженности алалии, моторной афазии, апраксии, состояние тонуса артикуляционной мускулатуры, объем активных движений языка. У детей дошкольного возраста определяем уровень интеллектуального развития с применением теста прогрессивных матриц по Равену. Оценивается от 0 до 2 баллов. Детей школьного возраста оцениваем по шкале Векслера: 6 вербальным и 5 невербальным субтестам: осуществление простых обобщений, конкретизация понятий, нахождение общего, определение понятий, подбор противоположностей, нахождение лишнего понятия (определение интеллектуального индекса — IQ 0–100 баллов). Уровень социальной адаптации определяем для решения вопроса о возможности и форме обучения.

Клинико–инструментальное обследование включает: УЗДГ головного мозга и шеи (специфическая патология сосудов), ЭЭК (функциональная незрелость мозга: увеличено количество медленных колебаний, не оформлен альфа-ритм, отмечается низкая реактивность электрических потенциалов мозга на внешние раздражения), ЭМГ, МРТ головного мозга (недоразвитие лобных долей, ствола и мозжечка), ЭКГ, ЭхоКГ (врожденные пороки сердца).

В центре проводится комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий:

1. Различные виды рефлексотерапевтического воздействия: скальп-терапия на 1-ю и 2-ю зоны речи и аффективные зоны, лазеротерапия или электростимуляция речевых точек аппаратом «Ласпер» (Е3, Е4, Е5, Е6, Е7) (учитывая доминантное полушарие). Для корпоральной акупунктуры используются стимулирующие пункты меридианов, которые своим внутренним ходом проходят через мозг: передне- и заднесрединного, желчного пузыря, легких и сердца — J26, T20, C9, P8, VB7.

2. Логопедические занятия: с самого раннего возраста проводится тонизирующий зондовый массаж, работа над фразой, словарем, связной речью, грамматической структурой, звукопроизношением, пальчиковая гимнастика.

3. Для уменьшения мышечной гипотонии, нарушенных функций вестибулярного аппарата, недостаточности моторики у этих детей применяется лечебная гимнастика, массаж, электростимуляция отдельных групп мышц.

4. У детей с синдромом Дауна нередко бывают сенсорные нарушения, вследствие чего мозг не может реализовать все свои возможности из-за недостаточной сенсорной стимуляции. Для коррекции сенсорных нарушений дети проходят курсы занятий в сенсорной комнате, которая влияет на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную, проприоцептивную, интероцептивную), дает ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, занятия развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков, снимают страхи, невротические состояния,

5. Для обучения детей используют коррекционно-педагогические мероприятия, которые предусматривают воспитание психомоторных навыков, социальную адаптацию, коррекцию речевых навыков. В процессе обучения максимально используется механическая память больных, способность чувственного восприятия окружающего, относительная сохранность эмоций и способность к подражанию.

6. Медикаментозная терапия. Синдром Дауна — это совокупность симптомов, поэтому медикаментозное лечение направлено на коррекцию преобладающего симптома. Учитывая низкий иммунитет, применяем витаминотерапию, общеукрепляющие препараты, при мышечной гипотонии назначаем агвантар, при снижении когнитивных функций и речевых нарушениях — ноотропные препараты: цереброкурин, кортексин, цераксон, если преобладает синдром гиперактивности — пантокальцин, киндинорм, при сопутствующей патологии сосудов головного мозга и нарушении кровотока — актовегин, церебролизин; при судорожных состояниях — антиконвульсанты.

Результаты. В результате из 20 наблюдаемых за последний год детей с синдромом Дауна начали посещать общий детский сад 6 детей, 4 ребенка оформлены в логопедическую группу детского сада, 2 — направлены на обучение в общеобразовательную школу, 2 — на индивидуальное обучение, 6 детей начали обучаться по вспомогательной программе.

Выводы. Таким образом, применение разработанного в центре реабилитации комплекса мероприятий, включая медикаментозную терапию при синдроме Дауна, приводит к уменьшению интеллектуального недоразвития, улучшению когнитивных функций и более высокому уровню социальной адаптации. Причем чем раньше начата работа с такими детьми, тем лучший результат мы получим.

www.mif-ua.com

Автореферат и диссертация по медицине (14.01.08) на тему: Состояние здоровья детей с синдромом Дауна

Автореферат диссертации по медицине на тему Состояние здоровья детей с синдромом Дауна

На правах рукописи

СЕМЕНОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 14.01.08 — Педиатрия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Москва-2013 ‘ 8 СЕН 2014

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доктор медицинских наук, Чубарова Антонина Игоревна

доктор медицинских наук, Капранов Николай Иванович

ФГБУ «Медико-генетический научный центр» РАМН, руководитель Научно-консультативного отделения муковисцидоза

доктор медицинских наук, Зайцева Ольга Витальевна

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующая кафедрой Педиатрии

ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федеации

Защита состоится «29» сентября 2014 года в. часов на заседании

диссертационного совета Д 208.072.02 на базе ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке и на сайте http://rsmu.ru ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1

Автореферат разослан «. ». 2014 года

Ученый секретарь диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор

Котлукова Наталья Павловна

Синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из самых частых хромосомных аберраций, распространенность которой составляет 1:1000 новорожденных [Hook E.G, 1982]. Этот синдром характеризуется задержкой психомоторного и речевого развития, в сочетании с высокой частотой врожденных пороков, в том числе сердца, желудочно-кишечного тракта, а также повышенным риском возникновения ассоциированных с синдромом заболеваний, таких как гипотиреоз, целиакия и других.

В соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.12.2000 г.№ 457 «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей» в России, как и во многих других странах, всем беременным женщинам, независимо от их возраста, проводится пренатальный скрининг СД. Согласно результатам проведенных зарубежных исследований, такой скрининг не решает вопрос снижения частоты живорожденных с трисомией 21-й хромосомы [Irving С. и др., 2008].

Пренатальная ультразвуковая диагностика позволяет выявлять ВПР у плода и ставит вопрос о целесообразности пролонгирования беременности при данном ВПР. Таким образом, пренатальная диагностика влияет на число рожденных детей с СД имеющих тяжелые ВПР, и следовательно, на структуру врожденной патологии при СД в целом.

Для определения объема и сроков оказания необходимой диагностической, профилактической, терапевтической, в том числе специализированной помощи детям с трисомией 21-й хромосомы необходимо знание частоты, структуры и клинико-диагностических особенностей ассоциированной с синдромом патологии. Профилактика, ранняя диагностика стертых форм этих заболеваний улучшит исход и сведет к минимуму вероятность развития осложнений, снизит экономические затраты на лечение этих осложнений.

Синдром Дауна является инвалидизирующим состоянием, однако большинство исследователей и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую помощь таким детям, показывают высокую степень возможности социализации лиц с трисомией 21-й хромосомы, при условии своевременного адекватного лечения сопутствующей патологии, например, гипотиреоза [Cunnif С.и др., 2001].

Значительный вклад в улучшение качества жизни и в повышение социальной адаптации лиц с трисомией 21-й хромосомы в зарубежных странах внесли специализированные медицинские профилактические руководства и рекомендации. Высокая социальная адаптация пациентов с СД в других странах повысила качество жизни этих людей и позволяет им быть самостоятельными, независимыми членами общества.

В настоящее время в нашей стране нет данных о распространенности трисомии 21-й хромосомы, поскольку СД является частью общего мониторинга всех изолированных и синдромальных форм ВПР. Нет современных обобщенных российских данных о частоте и структуре врожденных пороков развития и других заболеваний у этой категории населения. Остро стоит необходимость разработки руководств профилактического наблюдения за детьми с СД. Их разработка и внедрение критериев оценки совместно с рекомендациями профилактического наблюдения в работу педиатра улучшит качество жизни и повысит степень социальной адаптации детей с СД. Хорошее соматическое здоровье позволит ребенку с СД реализовать свой потенциал и стать активной частью общества. Цель работы

Оптимизировать оказание медицинской помощи детям с СД путем разработки критериев оценки состояния их здоровья и рекомендаций специализированного профилактического наблюдения.

1. Оценить физическое развитие детей с СД в различные возрастные периоды и разработать таблицы и нормограммы антропометрических показателей для таких детей.

2. Определить частоту, структуру и клинико-диагностические особенности врожденных пороков развития и ассоциированной патологии у детей с трисомией 21-й хромосомы.

3. Разработать программу диагностики врожденных и ассоциированных с синдромом заболеваний, а также график профилактического наблюдения за детьми с СД.

Проведен пересмотр частоты и структуры врожденных пороков развития у детей с СД в период после внедрения в нашей стране методов пренатальной диагностики. При этом число детей с трисомией 21-й хромосомы, не имеющих врожденных пороков развития, составило 45,33%. Врожденные пороки сердца выявлены у 45,51% новорожденных с

СД, из которых наиболее часто встречается ДМПП (30,28%) и ООАВК (23,95%). Диагностированы врожденные аномалии других органов и систем, в том числе желудочно-кишечного тракта (4,86%) и почек (20,65%).

Изучен спектр характерных для синдрома заболеваний, таких как патология щитовидной железы (50%), ортопедические нарушения (37%), обструктивное апноэ во сне (34,82%), нарушения рефракции (33,52%) и др. Исследованы особенности клинических проявлений этих заболеваний, их диагностики и лечения. Представлены рекомендации профилактического наблюдения за детьми с СД, адаптированные для нашей страны.

Впервые разработан методический материал для оценки физического развития детей с трисомией 21-й хромосомы.

Показано, что темпы роста детей с СД, находящихся на воспитании в семье, ниже в сравнении с темпами роста здоровых детей и несколько выше по сравнению с темпами роста детей с трисомией 21-й хромосомы США и Португалии.

Представлены показатели темпов психомоторного развития и сроков приобретения навыков у детей с трисомией 21-й хромосомы, находящихся на воспитании в семье.

Выявлен комплекс дерматоглифических особенностей, включающий преобладание ульнарных петель в пальцевом фенотипе, диссоциацию дермальной кожи, единственную сгибательную складку мизинца поперечные складки ладоней, характерных для СД, который может быть использован с целью улучшения диагностики синдрома у детей со «стертым» фенотипом и/или у недоношенных детей с еще не сформированными характерными фенотипическими признаками.

Полученные данные о частоте, структуре, клинико-диагностических особенностях врожденных пороков развития и ассоциированных заболеваний у детей с СД легли в основу разработки рекомендаций специализированного профилактического наблюдения. Разработан и внедрен санитарно-просветительский бюллетень в котором изложены результаты полученного исследования.

Представленные нормограммы антропометрических показателей для детей с трисомией 21-й хромосомы могут применяться педиатром, кардиологом, эндокринологом и другими специалистами при оценке физического развития детей с СД.

Применение рекомендаций профилактического наблюдения позволит диагностировать ассоциированные с синдромом заболевания до

развития необратимых последствий, проводить профилактику и лечение этих заболеваний у детей с СД, а также предотвратить появление вторичной задержки развития, обусловленной соматической патологией.

Специализированное медицинское наблюдение за детьми с трисомией 21-й хромосомы способно оптимизировать оказание медицинской помощи и повысить уровень соматического здоровья таких детей, что способствует их благополучному психомоторному и речевому развитию, а также успешному овладению социальными навыками. В свою очередь увеличится продолжительность жизни, а также улучшится качество жизни и уровень психолого-социальной адаптации детей с СД в России.

Положения диссертационной работы, выносимые на защиту

1. Темпы физического развития детей с трисомией 21-й хромосомы, находящихся на воспитании в семье, снижены по сравнению с темпами физического развития здоровых детей. Представленные разработанные автором нормограммы массы, длины тела и окружности головы могут быть использованы для оценки физического развития детей с СД.

2. Определена частота и структура врожденных пороков сердца, желудочно-кишечного тракта и других систем у детей с СД в условиях пренатальной диагностики, проводимой в нашей стране.

3. С целью предупреждения возникновения вторичной задержки развития у детей с СД, обусловленной состоянием их соматического здоровья, предложен график профилактического наблюдения, направленный на оптимизацию оказания медицинской помощи детям с трисомией 21-й хромосомы.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практику работы педиатрических отделений консультативно-диагностического центра ГБУЗ «ДГКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова» ДЗМ, Тушинской детской городской больницы №7 ДЗМ. Рекомендации специализированного наблюдения изложены в санитарно-просветительском бюллетене «Ребенок с синдромом Дауна», выпущенном ООО «Издательство ЗДРАВПРОСВЕТ». Бюллетень размещен в большинстве детских городских поликлиник города Москвы.

Апробация работы. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры Госпитальной педиатрии № 1 ГОУ ВПО РГМУ Росздрава. Материалы диссертационной работы доложены на XXXIV итоговой конференции молодых ученых МГМСУ в секции Педиатрия и детская хирургия. Результаты исследования изложены на внутрибольничных конференциях ДГКБ № 13

им Н.Ф. Филатова и Городской Тушинской больницы № 7, а также в плане лекций квалификационных курсов для врачей. Работа апробирована на объединенной конференции сотрудников кафедры Госпитальной педиатрии № 1ГОУ ВПО РГМУ Росздрава 30 мая 2013 года.

Публикации по теме диссертации. По теме диссертации издано 12 публикаций, из них 3 в рецензируемых журналах.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из 3 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка литературы. Работа изложена на 124 страницах машинописного текста, иллюстрирована 28 рисунками, содержит 12 таблиц и 6 рисунков в Приложении. Список литературы включает 149 источников, из них 8 отечественных и 141 зарубежных.

Общая клиническая характеристика больных и методов исследования

Исследование проводилось на базе московского Медико-генетического центра Консультативно-диагностического отделения КДЦ ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова, где наблюдалось 514 детей с СД, воспитывающихся в семье. Дети, находящиеся на воспитании вне семьи, исключались из-за возможного искажения результатов вследствие влияния эффектов депривации. Возраст детей от 0 до 8 лет. Средний возраст первичного обращения составил 12,2 месяцев. Длительность наблюдения в среднем составила 4,5 года.

Наблюдались 241 девочка и 273 мальчика. Родились доношенными 441 ребенок (85,8%), недоношенными на сроке 35±1 недель — 73 (14,2%). Половина обследуемых детей (52,7%) находились на грудном вскармливании до 3-месячного возраста, и только 28,6% детей кормили грудью до 6 месяцев и дольше. Прикорм вводили по возрасту. При разработке нормограмм антропометрических показателей учитывались данные детей, находящихся на любом из перечисленных видов вскармливания.

У всех пациентов СД был подтвержден хромосомным исследованием. Регулярная трисомия 21-й хромосомы была выявлена у 477 детей (92,81 %), детей с транслокационной и мозаичной формой оказалось примерное равное количество и составило 20 (3,89%) и 16 (3,11%) человек соответственно. У одного ребенка выявлена трисомия 21-й и Х- хромосом (кариотип 48,XXX,+21) — что составило 0,19 %.

Пренатальный скрининг синдрома Дауна большинству (376 матерей — 73,15%) матерей не проводился, двое (0,39%) от скрининга отказались.

Среди матерей, скрининг которым был проведен у 79 (57,24%) отмечался ложно отрицательный результат; у 59 (42,75%) — показатели скрининга выявили высокий риск трисомии 21-й хромосомы у плода. В дальнейшем, 57 (96,61%) из этих матерей от инвазивного исследования отказались и только 2 (3,39%), получив измененный кариотип плода, приняли решение пролонгировать беременность, несмотря на установленный диагноз СД.

Данные роды были первыми у 125 (24,32%) матерей, вторыми — у 274 (53,31%), третьими — у 82 (15,95%), четвертыми — у 23 (4,47%), пятыми — у 8 (1,56%), шестыми — у 2 (0,39%) матерей.

При первичном обращении проводился сбор анамнеза, объективное обследование и анализ медицинской документации. На основании известных в литературе данных разработан план наблюдения. Дети наблюдались согласно представленному графику на базе Консультативно-диагностического отделения ДГКБ № 13 им. Филатова (табл.1). Суммарное количество проведенных исследований представлено в таблице 2. Неонатальных аудиологический скрининг проводился детям, рожденным начиная с 2009 года. Дети и их родители получали специализированную психолого-педагогическую помощь в Центре ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», где наблюдались с момента обращения до 8 лет. У детей раннего возраста регулярно оценивались темпы психомоторного и речевого развития. Часть пациентов получала рекомендованную неврологами нейро-стимулирующую терапию. Таблица 1.График обследования детей с СД. Исследование возраст в годах

0-1 месяц 6м 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 5-8

Кардиология ЭКГ, ЭхоКГ + + — + — + — + +

Тиреоидные гормоны ТТГ + + — + — + — + +

Развитие и ранняя помощь + + + + + + + + + +

Оценка электрической активности мозга, а также эхо-энцефалографическое исследования и магнитно-резонансная томография

головного мозга назначалась специалистами по показаниям и в некоторых случаях перед применением ноотропных препаратов. Для исследования темпов психомоторного и речевого развития ретроспективно были оценены сроки появления навыков у детей в данной группе. Полученные результаты представлены в таблицах 6, 7.

Таблица 2. Перечень и объем проведенных исследований.

Исследование Число проведенных исследований

ЭХОКГ до 1 года 479

ЭХОКГ после 1 года 364

УЗИ брюшной полости/почек 276

Анализ крови (тиреоидный статус) 186

НСГ до 1 месяца 275

НСГ после 1 месяца 222

Аудиологическое тестирование 514

Дерматоглифика (пробанды) 107

— Родители (матери/отцы) 88/36

— Контроль (Ж/М) 53/40

Ежемесячная оценка навыков ПМР 168

Для разработки нормограмм антропометрических показателей детям в возрасте от 0 до 1 года проводилось динамическое измерение длины, массы тела и окружности головы по стандартным методикам [Шабалов Н.П.,2003]. Разработаны нормограммы антропометрических показателей по параметрическому (сигмальному) методу. Результаты вычислений представлены в таблицах 3, 4. Также нормограммы рассчитаны непараметрическим методом и представлены в виде перцентильных графиков на рисунке 1.

Показатели физического развития недоношенных детей оценивали в соответствии со скорригированным возрастом, а до 40 недель скоррегированного возраста в сравнении с нормограммами внутриутробного роста плода (Тегиоп Т. А.,2003].

Получены отпечатки пальцев и ладоней с помощью краски нанесенных на бумагу 107 детей с СД (45 девочек, 62 мальчика), 88 матерей и 36 отцов детей с трисомией 21-й хромосомы. Учитывались отпечатки пальцев и ладоней детей с любой формой трисомии. Изучался гребневой рисунок, определялись типы узоров, ладонных складок и другие характеристики дерматоглифики. В качестве контрольной группы получены отпечатки пальцев и ладоней сотрудников Консультативно-

диагностического отделения ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова, а также дальних родственников пробандов (бабушки, дедушки, здоровые полусибсы и двоюродные сибсы пробандов). Всего 93 человека (53 женского и 40 мужского пола).

Статистическая обработка клинических данных, а также построение графиков, производилось с помощью стандартных методов статистической обработки и пакета компьютерных программ Microsoft office, SPSS. С целью построения таблиц для оценки физического развития полученные данные были сгруппированы по полу и возрасту. В каждой подгруппе было рассчитано среднее значение показателей и стандартное отклонение. Для построения перцентильных графиков рассчитаны медианы, а также значения 3, 10, 25, 75, 90 и 97 перцентиля в каждой подгруппе. Для оценки однородности выделенных подгрупп применялся критерий Колмогорова-Смирнова. Выявление достоверного отличия групп проводилось с помощью критерия Манна — Уитни.

Результаты собственных исследований

Для оценки физического развития детей с СД и с целью разработки нормограмм антропометрических показателей были получены показатели длины, массы тела и окружности головы 514 детей с трисомией 21-й хромосомы, находящихся на воспитании в семье.

Нормограммы антропометрических показателей рассчитаны по параметрическому (сигмальному) методу и представлены в таблицах 3- 4. Также нормограммы были рассчитаны непараметрическим методом и представлены в виде перцентильных графиков на рисунке 1.

Проведено сравнение темпов физического развития детей с СД с темпами физического развития здоровых детей (данные ВОЗ) [www.who.int]. Оказалось, что медиана массы тела, длины, а также окружности головы детей с СД при рождении находится в пределах нормального значения здоровых детей. Однако, с возрастом медианы длины, массы тела и особенно окружности головы детей с СД приближаются к значениям ниже одного стандартного отклонения данных ВОЗ. При этом индекс массы тела [масса (кг)/длина (м)2] детей с СД существенно не отличается от индекса массы тела детей без СД.

Проведено сравнение темпов физического развития детей с СД в России с темпами физического развития детей с СД в других странах: США [Cronk С .и др., 1988] и Португалии [Fernandes А.и др., 2001]. Указанные исследования были проведены с разницей примерно в 10 лет. Оказалось, что темпы прибавки массы и длины тела детей в нашем

исследовании выше, чем в США и Португалии. Это обстоятельство связано, во-первых, с совершенствованием за последние 20 лет медицинской помощи детям, в том числе кардиохирургической, и, во-вторых, с расово-этническими особенностями исследуемых популяций.

Таблица 3. Показатели массы, длины тела и окружности головы

девочек с СД. (ЯР -стандартное отклонение, п- количество измерений)

возраст (мес) масса (кг) ср во п длина (см) ср 50 N окр гол. (см) ср во п

0 3,132 0,429 205 50,13 2,41 202 33,53 1,47 79

1 3,620 0,531 106 52,46 2,25 82 35,42 1,37 49

2 4,381 0,566 91 54,94 2,71 77 36,15 1,59 29

3 4,967 0,685 87 57,76 3,11 62 37,82 1,74 34

4 5,672 0,766 56 60,16 3,30 34 38,25 1,92 46

5 6,279 1,036 43 62,83 2,96 57 39,68 1,07 37

6 6,886 0,924 46 63,86 3,18 33 40,32 1,31 31

7 7,080 0,811 58 66,08 3,07 38 41,41 1,67 31

8 7,749 0,901 33 67,39 2,91 42 42,2 1,48 30

9 7,848 1,185 49 68,7 3,66 45 41,57 1,84 34

10 7,758 0,881 62 69,54 4,16 42 42,38 1,75 38

11 8,275 1,253 42 71,69 1,91 38 42,41 1,82 39

12 9,086 1,066 56 71,29 3,34 47 42,87 2,08 35

Таблица 4. Показатели массы, длины тела и окружности головы

мальчиков с СД. (ЯГ) —стандартное отклонение, н- количество

Возраст (мес) масса (кг) ср БО п длина (см) ср ЭИ л окр гол(см) ср ЭР п

0 3,236 0,547 232 50,82 2,73 220 34,04 1,72 100

1 3,723 0,744 150 52,83 2,45 110 35,83 1,59 42

2 4,586 0,729 107 56,13 2,7 49 37,67 1,45 34

3 5,371 1,062 97 59,44 2,78 79 38,74 1,31 39

4 6,154 0,762 63 62,33 2,80 42 40,09 1,23 29

5 6,701 0,968 52 63,24 4,4 40 40,93 1,78 22

6 7,139 1,123 62 65,56 2,3 42 42 1,57 44

7 7,687 1,22 43 67,86 3,15 41 42,26 1,46 33

8 8,219 1,179 43 69,71 3,35 47 42,62 2,43 25

9 8,365 1,146 46 68,11 3,16 37 42,92 1,44 33

10 8,557 1,434 38 70,23 3,21 33 43,25 1,5 35

11 9,044 1,682 52 73,3 1,53 33 43,55 1,52 36

12 9,356 1,414 55 73,67 3,89 38 43,85 1,66 47

Для определения частоты и структуры врожденных пороков

развития и ассоциированных с синдромом заболеваний исследуемым детям было проведено обследование согласно графику (см. табл.1).

Рисунок 1.Перцентильные графики массы, длины тела и окружности головы девочек (А) и мальчиков (Б) с СД первого года жизни.

233 (45,33%) ребенка с СД, то есть почти половина детей не имели врожденных пороков развития. В период с 1999 по 2008 годы среди рожденных с трисомией 21-й хромосомы это число колеблется в пределах 32-56,25%, однако значимой тенденции к увеличению не отмечается. Таким образом, наличие или отсутствие аномалий развития плода при проведении пренатальной ультразвуковой диагностики не может быть критерием исключения у него СД.

Врожденные пороки сердца диагностированы у 218 (45,51 %) младенцев (табл.5). У 43 (8,98%) из общего числа детей с трисомией 21-й хромосомы — общий открытый атриовентрикулярный канал. Таблица 5. Результаты ультразвукового исследования сердца у детей с СД.

Результаты ЭХОКГ исследования у детей с СД число %

Врожденный порок сердца 218 45,51

Персистенция фетальных коммуникаций 64 29,36

Пролапс митрального клапана 15 4,12

Постгипоксическая кардиомиопатия 1 0,27

Рисунок 2. Структура врожденных пороков развития сердца у детей с гтт

В структуре аномалий ВПС у детей с СД чаще отмечался дефект межпредсердной

перегородки (ДМПП), который был диагностирован у 66 детей (30,28%). Общий

атриовентрикулярный канал (ООАВК) выявлен у 52 (23,85%), дефект

межжелудочковой перегородки (ДМЖП) у 51 (23,39%), сочетание дефектов межпредсердной и межжелудочковой перегородок (ДМПП+ДМЖП) у 24 (11,01%) детей с СД. Другие пороки, такие как тетрада Фалло, стеноз легочной артерии и другие, в сумме обнаружены у 25 детей, что составило 11,47%. Оперативное лечение потрбовалась 119 (51,52%) детям с ВПС и ОАП.

ООАВК «ДМЖП ■ ДМПП+ДМЖГ1

Врожденные пороки желудочно-кишечного тракта диагностированы у 25 (4,86%) детей с СД. В структуре аномалий этих пороков большую часть (48%) составляет атрезия 12-ти перстной кишки, которая диагностирована у 12-ти детей, четверть из которых — мембрана дуоденум (рис. 3).

‘Т у детей с СД. Второй по

распространенности порок развития, обнаруженный у 4 (16%) младенцев с СД -атрезия ануса. Два ребенка с болезнью Гиршпрунга (8%) были оперированы на первом месяце жизни. Столько же было оперировано детей с трисомией 21-й хромосомы по поводу пилоростеноза. У 1-го (4%) ребенка обнаружен порок развития поджелудочной железы — кольцевидная поджелудочная железа. Диагноз у этого ребенка был установлен в 11 месяцев. Клинические проявления данного заболевания в виде срыгиваний вплоть до рвоты «фонтаном» у ребенка появились в 9 месяцев жизни после радкиальной коррекции ВПС (ДМПП). Один ребенок (4%) из 25 был оперирован по поводу Меккелева дивертикула. Инвагинация кишечника была установлена также у одного (4%), и у еще одного (4%) ребенка с трисомией 21-й хромосомы диагностирован долихоколон.

Врожденные пороки, такие как гипоплазия почек и мультикистоз почек выявлены у 6 (2,17%) из обследованных детей. Гидронефроз и пиелэктазия диагностированы у 51 ребенка, что составило 18,48%. Таким образом, расширение собирательной системы почек встречается почти у каждого пятого ребенка с СД.

Помимо врожденных аномалий развития у детей с СД чаще встречаются ассоциированные с синдромом заболевания, такие как гипотиреоз, целиакия и др. Патология щитовидной железы в нашем исследовании была обнаружена у 93 (50%) детей. Этот показатель не противоречит уже известным в литературе данным [ипасЬак К. и др.,2008]. Снижение функции щитовидной железы, в том числе субклинический гипотиреоз диагностирован у 84 (46,87 %) детей, а повышение — у 6 (3,23%). Чаще всего заболевания выявлялись у детей до года, что подтверждает целесообразность раннего исследования уровня тиреоидных гормонов у пациентов с трисомией 21-й хромосомы. Врожденный

Рисунок 3.Структура пороков развития Ж]

■ Атрезия 12 -перстной кшш

■ Кольцевидная поджелудочная железа

в Меккелев дивертикул

гипотиреоз установлен у 31(16,67%) ребенка с СД. У 4-х детей с врожденным гипотиреозом неонатальный скрининг патологии не выявил. Диагноз у этих детей был установлен путем прицельного исследования их тиреоидного статуса. Данные результаты с учетом схожести клинических проявлений СД и гипотиреоза, таких как макроглоссия и мышечная гипотония указывают на необходимость обязательного обследования.

Целиакия была установлена у 1,36% детей. Этот показатель значительно ниже известных в литературе (5-7%) [Wouters J, Weijerman М.Е, и др.,2009]. Иммунологический скрининг целиакии не проводился. ДНК-типирование человеческого лейкоцитарного антигена HLA-DQ2/DQ8 также не проводилось. Вероятно, имела место гиподиагностика целиакии у исследуемых детей вследствие отсутствия скрининга. Стертость клинических проявлений глютеновой энтеропатии у детей с трисомией 21 -й хромосомы затрудняет ее диагностику. Таким образом, целесообразно проведение иммунологического скрининга целиакии в возрасте 2-х лет всем детям с СД.

У 190 (36,96%) детей с СД выявлено то или иное нарушение со стороны опорно-двигательного аппарата. Возникновение и прогрессирование ортопедической патологии связано с врожденной дисплазией соединительной ткани, обусловленной аномальным строением коллагена вследствие наличия трех копий гена COL6A2.

Атланто-аксиальная нестабильность шейного отдела позвоночника была диагностирована у 21 ребенка, что составило 4,09%. Однако по данным литературы, нестабильность шейного отдела позвоночника встречается значительно чаще (10-15%) [Pueschel S.M., Schola F.H.,1981, Pueschel S.M., Schola F.H. и др., 1987; Pueschel S.M., Scola F.H., Pezzullo J.C., 1992; Fawzi Elhami Ali, Mahmoud A. и др.,2006]. Таким образом, отсутствие скрининга приводит с гиподиагностике нестабильности шейного отдела, что доказывает целесообразность проведения рентгенологического скрининга всем детям с СД в возрасте 4-х лет.

Снижение слуха диагностировано у 27 (5,25%) детей с СД до 8-летнего возраста. Сенсо-невральная тугоухость диагностирована у 5 (18,52%) из слабослышащих детей. У 2 (7,41%) — смешанная глухота, у 20 (74,07%) — кондуктивная.

Врожденный стридор за счет мягкости хрящей гортани отмечался почти у трети детей с СД (23,15%). Клинические проявления обструктивного апноэ во сне у детей старше 2-х лет были обнаружены у 179 (34,82%) детей, что не противоречит литературным данным [de MiguelDiez J„ Villa-Asensi J.R., Alvarez-Sala J.L.,2003].

Сужение носослезного канала среди детей с трисомией 21-й хромосомы диагностировано — у 329 (64,01%). При этом зондирование проведено 29 детям (8,81%), как правило, с хорошим клиническим эффектом. Рецидив отмечался только у 2 (6,9%) из зондированных детей.

Нарушения зрения также характерны для детей с СД. Врожденные катаракты были диагностированы у 7 (1,36%) детей. Нистагм отмечался у 31 (6,03%), косоглазие встречалось у 90 (17,52%). Глазной альбинизм был выявлен у одного из обследованных детей (0,19%). Частичная атрофия диска зрительного нерва наблюдалась у 18 (3,51%) детей с СД. Ангиопатия сетчатки — у 28 (5,45%), ретинопатия — у 7 (1,36%) из обследованных детей. Нарушения рефракции весьма распространены (33,34%) и нередко прогрессируют. Полученные данные не противоречат литературным (3880%) [ Stephen Е. И др.,2007; Wong V, Но D., 1997].

Среди гематологических нарушений была обнаружена анемия у 46 (8,94%), лейкопения — у 35 (6,81 %), тромбоцитопения — у 10 (1,95%) детей с СД и носила идиопатический характер. У 3 (0,58%) детей диагностирована тромбоцитопатия. Острый лейкоз выявлен у 7 (1,36%).

Задержка психомоторного и речевого развития в разной степени характерна для всех детей с СД. Для оценки темпов психомоторного развития, а также сроков формирования моторных навыков у детей с трисомией 21-й хромосомы, находящихся на воспитании в семье было проведено исследование динамики психомоторного развития у детей с СД в периоды младенчества и раннего детства. В группу были включены и дети, возраст первичного обращения которых в Центр ранней помощи «Даунсайд Ап» составил более 12 месяцев. Частота визитов педагога и степень оказания педагогической помощи этим детям, а также отсутствие или наличии ноотропной терапии не учитывались.

Были проанализированы факторы, влияющие на темпы развития, в том числе возможное перинатальное поражение ЦНС. Асфиксию в родах средней степени тяжести перенесли 115 (22,37%) детей. Тяжелую асфиксию — 4 (0,78%). Признаки перинатального поражения центральной нервной системы отмечались у 200 (38,91%) детей и, в основном, в виде синдрома угнетения бузусловно-рефлекторной деятельности (99,1% из числа пораженных). Судорожный синдром в первые сутки жизни отмечался у 7 (1,36%) детей. По результатам проведенного нейросонографического исследования в неонатальном периоде признаки ишемического поражения головного мозга отмечались у 86 (31,27%) детей.

Количество детей, судорожный синдром у которых отмечался хотя бы однократно, включая фебрильные судороги, составило 25 (4,86%).

Стереотипии отмечались у 5 (0,97%) детей. Электроэнцефалография проводилась по показаниям и была выполнена 61 ребенку (11,87%). Изменения были установлены у 44 детей (72,13% из обследованных детей) в виде судорожных паттернов (17), диффузных изменений (11), задержки формирования коркового ритма (13), снижения порога судорожной активности (3).

Ретроспективно были оценены сроки появления навыков у детей в данной группе. Были рассчитаны медианы, а также самые ранние и самые поздние сроки появления навыков. Полученные результаты представлены в таблицах 6-7.

Таблица 6. Темпы моторного развития и приобретения навыков детей с СД (п=168)_

medical-diss.com

Это интересно:

  • Синдром дауна трисомия 21 хромосомы Что такое трисомия 21? Хромосомы - главные составные части ядра клетки. Именно они являются носителями генов, в которых закодирована наследственная информация. Совокупность всех хромосом клетки называется хромосомным набором и для каждого биологического вида характерен свой постоянный набор. Для человека нормальным […]
  • Синдром дауна это википедия Синдром Дауна Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы […]
  • Фотосессия детей с синдромом дауна Дети с синдромом дауна Синдром Дауна – это наиболее часто встречаемая хромосомная патология. Синдром не передается по наследству, он не лечится, им нельзя заразиться, ведь это не заболевание. У детей с синдромом Дауна 47 хромосом, а у обычного человека только 46, так как возникает хромосомная поломка, сбой и […]
  • Рост риска появления ребенка с синдромом дауна Синдром Дауна Синдром Дауна – это генетическая аномалия, которая объясняется утроением 21-ой хромосомы. Если в норме человек имеет 23 пары или 46 хромосом, то при синдроме Дауна наблюдается тройное количество 21-ой хромосомы вместо положенных двух. Впервые заболевание было описано врачом Джоном Дауном в 1866 году и […]
  • Синдром дауна можно ли лечить Лечение зубов у детей с синдромом Дауна Синдром Дауна – это одна из форм хромосомной патологии, при которой кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, 21-ая хромосома обнаруживается не в двух (в норме), а в трех вариантах. Синдром Дауна является самой распространенной генетической аномалией, в среднем […]
  • Курсовая стрессы Стресс и адаптация к стрессу Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………… 5 1.1 Стресс как системная реакция человека…………………………….. 5 1.2 Факторы возникновения стресса…………………………………….. 10 ГЛАВА 2 […]
  • Клаустрофобия группа Клаустрофобия. Квесты в реальности Информация О месте: Квесты Клаустрофобии — это игра в реальности, но реальность эта совсем не похожа на ту, которая окружает нас каждый день. Вы оказываетесь на космическом корабле, на тонущем океанском лайнере, в средневековом замке или в другом необычном месте. Для того чтобы […]
  • Лечение заикания в барнауле Логопед о причинах заикания и способах его устранения По статистике около 1% населения Земли имеют речевые трудности. Среди тех, кто заикался, много знаменитостей: Демосфен, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, а из современников, например, Брюс Уиллис, Артемий Троицкий и другие. До 46 лет у Галины не было никаких […]