Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию тео питерс

Тео Питерс. «АУТИЗМ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ»

Работа известного бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. В ней нашел обобщение многолетний практический опыт как самого автора, так и многих его коллег в разных странах мира.

Книга Тео Питерса «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию» обращает на себя внимание тем, что она нацелена на практическое использование множества идей, касающихся столь плохо поддающемуся коррекции нарушению развития, как детский аутизм.

С Днем Защиты Детей! С Днем Рождения центра Пространство Общения! И с окончанием учебного года!

1 июня – День Защиты Детей и наш центр вместе с нашими детьми и их родителями отмечали этот праздник в парке Горького с играми, шоу мыльных пузырей и катанием по Москве-реке на веселом пароходе «Снегири-1».
Поздравляем наших детей и их родителей и не только их, но и наших педагогов и волонтеров, с этим замечательным праздником и с окончанием учебного года.
А также поздравляем нас всех с еще одним событием — сегодня ровно год регистрации центра «Пространство общения», как самостоятельной организации! С Днем Рождения наш любимый центр!

Общение без расстройства

2 апреля — день распространения знаний об аутизме. И Благотворительный фонд Православие и мир начал помогать нам собирать деньги на аренду нашего «Пространства». Директор центра, психолог Анастасия Рязанова в статье «Общение без расстройства» простыми словами рассказала, что чувствует человек с аутизмом, и как ему помочь.

Теперь Ваша очередь. Помогите детям и людям с особенностями развития не потерять уникальное место, в котором они могут чувствовать себя комфортно и получить любую необходимую помощь.

dorogavmir.ru

Работа известного бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. Предлагаемая читателю книга служит продолжением книги К.Гилберта и Т.Питерса `Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие`. В ней нашел обобщение многолетний практический опыт как самого автора, так и многих его коллег в разных странах мира.

Книга адресована педагогам, психологам, родителям, а также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.

Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие

Соавтор: Гилберт Карл Проблема, которой посвящена книга, составляет эпоху в детской психиатрии…

Клинические разборы в психиатрической практике

Основой для создания настоящей книги послужили материалы открытых клинических разборов…

Откровение или бред? Магомет, Орлеанская дева, Навуходоносор

Когда ты говоришь с Богом – это молитва, а если Бог говорит с тобой? Что это? Проявление…

Малая психиатрия большого города

Распространенность психических расстройств в населении — проблема не только медицинская…

Психиатрия и наркология

Состоит из трех разделов. Первый посвящен медицинской этике и деонтологии в психиатрии.

Психиатрия

Учебное пособие состоит из двух частей. В первой освещены история развития психиатрии…

5 языков любви

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

m.log-in.ru

Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию тео питерс

Книжная выставка «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие» подготовлена в секторе универсальной литературы накануне Всемирного дня распространения информации об аутизме. 8 лет назад ООН выразила глубокую обеспокоенность растущей численностью детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и предложила 2 апреля сделать специальным днем, когда внимание общественности должно быть привлечено к критической ситуации с аутизмом.

Аутизм стали называть эпидемией XXI века. Число детей, страдающих от этого заболевания, достигло 1%. Но всё ещё продолжаются споры о причинах возникновения, диагностика во многих странах неразвита, медицинская и психологическая помощь оставляет желать лучшего, хотя общепризнано, что наибольшей эффективностью обладает интенсивная ранняя терапия.

Книги выставки расскажут вам о том, когда впервые был поставлен диагноз расстройства аутистического спектра в России, о проблемах становления медицинской и социальной помощи, о том, что в силах изменить родители особенного ребёнка.


Книги выставки, адресованные профессионалам: медицинским и социальным работникам,
психологам и специальным педагогам

Книжная выставка имеет одну цель — помочь детям и их семьям адаптироваться к жизни в обществе и жить, по возможности, счастливо, а обществу, то есть всем нам, побольше узнать об особенностях «детей дождя», научиться принимать их.


Литература для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Книги, адресованные родителям, появилась на наших полках недавно. Их авторы — отечественные и зарубежные исследователи, психологи-практики, родители, решившие, что их опыт может быть полезен, и те, кто живёт с таким диагнозом. Жаль, что издавалось всё это часто небольшими тиражами и специализированными издательствами. Библиотека не может сказать, что наша коллекция книг этой тематики исчерпывающе полна.

Обратите внимание на новинку — книгу патриарха детской психиатрии, доктора медицинских наук, автора первой в нашей стране монографии по детскому аутизму и множества других публикаций в отечественной и зарубежной печати Виктора Кагана.


Книга Виктора Кагана «Аутята. Родителям об аутизме» построена как живой разговор
о проблеме аутизма и помощи детям в преодолении связанных с ним трудностей.

Долгое время считалось, что значительное число детей с расстройством аутистического спектра необучаема, всё изменил Закон об образовании РФ, и теперь проблема инклюзивного образования обсуждается на страницах педагогических и психологических изданий, часть которых рекомендуем нашим читателям.


Особенный ребёнок в детском саду и школе

Предлагаем список литературы о детском аутизме, благодаря которому вы сможете найти заинтересовавшие вас издания и по окончании действия выставки:

2091562 оф, 2116515 аб

Айрес, Энн Джин. Ребенок и сенсорная интеграция [Текст] : понимание скрытых проблем развития : с практическими рекомендациями для родителей и специалистов / Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса ; [пер. с англ. Ю. Даре]. — 2-е изд. — Москва : Теревинф, 2010. — 268 с. : ил.

Баенская, Елена Ростиславовна. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Баенская Е. Р. — М. : Теревинф, 2007. — 111 с. — (Особый ребенок).

М988839 чз 2009476 аб

Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость [Текст] : Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Б. ; [пер. с англ. Б. Орлова ; науч. ред. Н. Асанова]. — М. : Акад.
проект : Традиция, 2004. — 784 с. — (Концепции).

Вейс, Томас Й. Как помочь ребенку? [Текст] : опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах / Томас Й. Вейс ; пер. с нем. С. Зубриловой. — Москва : Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168 с.

Верещагина, Наталья Валентиновна. «Особый ребенок» в детском саду : практ.
рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии ; Н. В. Верещагина. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. — 156 с. : табл.

Гилберт, Карл. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Гилберт К., Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

Гринспен, Стенли И. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер. с англ. А. А. Ильина-Томича] [Текст]. — Москва : Теревинф, 2013. — 510, [1] с.

Дети и подростки с аутизмом [Текст] : психологическое сопровождение / Никольская О. С. [и др.]. — М. : Теревинф, 2005. — 220 с. — (Особый ребенок).

Каган, Виктор Ефимович. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. — Ленинград : Медицина, Ленинградское отделение, 1981. — 190 с. : ил. — Библиогр.: с. 189-203 (388 назв.)

Каган, Виктор Ефимович. Аутята. Родителям об аутизме [Текст] : [12+] / Виктор Каган. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. — 160 с. : ил. ; 21 см. — (Родителям о
детях).

Коэн, Ширли. Как жить с аутизмом? [Текст] : психолого-педагогич. рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом / Коэн Ш. ; [пер. с англ. И. Костин]. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 238 с. — (Современная психология: теория и практика).

Лебединская, Клара Самойловна. Диалектика раннего детского аутизма [Текст] :
нач. проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М. : Просвещение, 1991. — 96,[1] с.

2027434 чз 2027438 аб 2045805 аб

Мамайчук, Ирина Ивановна. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] /
Мамайчук И. И. — СПб. : Речь, 2007. — 287 с.

2109729 чз 2109730 аб

Микиртумов, Борис Емельянович. Аутизм: история вопроса и современный взгляд [Текст] / Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев. — Санкт-Петербург : Н-Л, 2012. — 143 с. — Библиогр.: с. 127-136 (197 назв.)

Никольская, О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / Никольская О. С. ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т,
фак. психолог. консультирования. — М. : МГППУ, 2008. — 464 с. — Библиогр.: с. 454-464.

Никольская, Ольга. Ребенок с аутизмом в обычной школе [Текст] / Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. — М. : Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого
сентября». Школьный психолог ; вып. 2(8).

Петрова, Наталья. Путешествия с Алисой, или разбитое Зазеркалье : книга про аутизм для родителей, воспитателей, педагогов и психологов / Наталья Петрова. —
Москва ; Санкт-Петербург : ДИЛЯ, 2010. — 136, [1] c.

Питерс, Тео. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 240 с. — (Коррекционная педагогика).

Ранний детский аутизм [Текст] : (клинико-психол. характеристика, медикаментоз. и психол.-пед. коррекция) : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии ; [редкол.: Т. А. Власова (отв. ред.) и др.]. — М. : НИИД, 1981. — 99 с. — Библиогр.: с. 91-98 (113 назв.

Робисон, Джон Элдер. осмотри мне в глаза! Моя жизнь с синдромом Аспергера [Текст] : Жизнь с синдромом «ненормальности». Какая она изнутри? : [16+] / Джон Элдер Робисон. — Москва : АСТ : Прайм, 2014. — 415, [1] c. : ил. — (Жизнь без границ).

Сакс, Оливер. Антрополог на Марсе [Текст] / Оливер Сакс ; [пер. с англ. А. Николаева]. — Москва : АСТ : Астрель, 2010 (2011 макет). — 379, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. ; 21 см. — (PSYCHOLOGY).

Сатмари, Питер. Дети с аутизмом [Текст] / Сатмари П. — СПб. : Питер, 2005. — 224 с.

Спиваковская, Алла Семеновна. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1
[Текст] / Спиваковская А. С. — М. : Апрель Пресс,1999. — 304 с. — (Психология — 20 век).

Стурчак, Софья. Восточная медицина [Текст] : лечение детей с отставанием в развитии / Софья Стурчак. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 267 с. : ил. ; 18 см. —
(Серия «Медицина для вас»). — Библиогр.: с. 265-267.

2122869 чз 2122870 аб

Шрамм, Роберт. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Analisis) терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; [пер. с англ. З. Измайловой-Камар]. — 3-е изд. — Екатеринбург : РАМА Паблишинг, 2013. — 205, [2] с.

Алленова, О. «Аутизм — это социальная катастрофа» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 18-21 : фот.

Аршатская, О. С. Методы коррекционной помощи ребенку раннего возраста с тяжелыми формами аутизма [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 1. — С. 33-37.

Гращенкова, Н. С. Игровая развивающая программа для дошкольников с РАС и другими нарушениями развития [Текст] : (работа с малыми группами в ДОУ) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 39-45 : фот., рис

Лаврентьева, Н. Б. Создание «Личного букваря» как метод коррекционно-развивающего обучения детей с РАС [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 50-60 : ил.

Либлинг, М. М. Значение эмоционально-смыслового комментария в коррекционной работе с детьми с аутизмом [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 1. — С. 24-28.

Либлинг, М. М. Игровые коррекционные занятия с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 19-26 : рис.

Никольская, О. С. Специфические образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 43-49.

Рослякова, В. Н. Методические особенности обучения письму детей с РАС в первом классе массовой школы [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 6. — С. 49-59 : 12 рис.

Солоед, К. Terra incognita [Текст] // Здоровье детей — Первое сентября. — 2016. — № 2. — С. 38-43 : ил. ; № 3. — С. 38-43 : ил.

Шор, С. «В институте я наконец-то оказался среди людей, оценивших меня как человека» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 22-25 : фот.

Шор, С. «Врачи рекомендовали родителям сдать меня в приют» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 24-25 : фот.

Шуриева, А. Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и аутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. — 2016. — № 5. — С. 63-65

www.herzenlib.ru

Физкультурное занятие с детьми старшей группы;doc

Short Description

Download Физкультурное занятие с детьми старшей группы;doc .

Description

АУ ТИЗМ От теоретического понимания к педагогическому воздействию Книга для педагогов-дефектологов

УДК 376 ББК 74.3 П35 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издательством. Р е ц е н з е н т ы: Иванов Е.С. – доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Сорокин В.М. – кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии

Питерс Т. П35 Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-00907-9.

Работа известного бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. Предлагаемая читателю книга служит продолжением книги К. Гилберта и Т. Питерса «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие». В ней нашел обобщение многолетний практический опыт как самого автора, так и многих его коллег в разных странах мира. Книга адресована педагогам, психологам, родителям, а также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования. УДК 376

© Питерс Т., 1999 © Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2002 © Шипицына Л.М., Исаев Д.Н., предисловие, 2002 © Щербакова М.М., перевод, 1999 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 © Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Г л а в а 1 . Аутизм как первазивное нарушение развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Г л а в а 2 . Проблема понимания значений . . . . . . . . . . .27 Г л а в а 3 . Коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Г л а в а 4 . Социальное взаимодействие . . . . . . . . . . . . .110 Г л а в а 5 . Проблема воображения . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 Приложение: Ян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ Книга Тео Питерса «Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию» обращает на себя внимание тем, что она нацелена на практическое использование множества идей, касающихся столь плохо поддающегося коррекции нарушения развития, как детский аутизм. Структура монографии отражает взгляды автора на основные нарушения, имеющиеся при детском аутизме. Все главы, за исключением первой, посвящены основным, с точки зрения автора, трудностям, препятствующим развитию при этом болезненном состоянии: «проблемам с пониманием значения», «коммуникации», «социальному взаимодействию», «проблеме взаимодействия». В первой главе дается общий обзор обсуждаемой проблемы. Книга хорошо иллюстрирована наблюдениями педагогов и описаниями собственных переживаний людей с аутизмом. Представляемый читателю труд позволяет сделать теоретические достижения достоянием практики и дать достаточно аргументированные ответы на возникающие у родителей вопросы. Детский аутизм хуже других форм психопатологии детского возраста поддается терапии и потому нуждается в построении ясных и эффективных программ по коррекции. Автор показывает, что понятие «первазивное нарушение развития», т.е. глубокое и затрагивающее человека в целом расстройство, препятствующее нормальному формированию личности, лучше отражает суть того, что представляет собой аутизм. По мнению Т. Питерса, это нарушение встречается значительно чаще, чем предполагали ранее. Совместно с другими расстройствами аутистического спектра его частота достигает 20 случаев на 10 000 детского населения. Автор убедительно доказывает, что аутизм следует отличать от умственной отсталости, психоза и других психических заболеваний, так как аутизм — это постоянное состояние, требующее не лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся

параметров психики». Подчеркивается, что считавшееся ранее основным симптомом аутизма расстройство социальной мотивации на самом деле таковым не является. Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. В связи с этим автором рассмотрены трудности, связанные с пониманием значения информации. Нарушения понимания значения могут быть связаны и с умственной отсталостью (в 60% случаев IQ у лиц с аутизмом ниже 50), однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Например, они не извлекают такие главные признаки, как правила. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они и сами не используют. Им также сложно понять эмоциональные высказывания людей. Ценность книги заключается в том, что педагогическое воздействие непосредственно выводится из психологической интерпретации нарушений. Предлагается использовать предметы как средство коммуникации. Предметы могут обозначать те ситуации, к которым подготавливают больного. Еще одна рекомендация заключается в том, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а, наоборот, здоровые приспосабливались к нему. Помимо этого, рекомендуется в соответствии с видом деятельности больного (еда, игра, работа) организовывать ему соответствующие «уголки», что снимет у него напряженность, благодаря чему, в свою очередь, возникнет предсказуемость всего занятия. Для полной адаптации к пространству предлагается экранировать рабочее место, защищая больного от отвлекающих моментов. Преодоление еще одной трудности — восприятия времени — возможно с помощью планирования событий дня и обозначения их картинками и другими символами. Все это призвано снизить тревогу, сделать заранее известным и привычным порядок дел и их особенности. Такое планирование рекомендуется не только учебным заведениям, но и семьям для использования в условиях дома. Оно способствует улучшению понимания того, что и когда

хотят от больного, а это, в свою очередь, дает ему время на подготовку к событию и предупреждает возникновение страха, который может появиться из-за неизвестности и непонимания требований окружающих. Людям, страдающим аутизмом, свойственен «негибкий процесс мышления». Последнее, в частности, проявляется в нарушении коммуникации. Одним из расстройств, которое нарушает общение и потому требует лечения, является эхолалия. Автор интерпретирует эхолалию как своеобразную форму коммуникации и рекомендует не лишать больного этого, хотя и извращенного, способа привлечения внимания. Больши´м подспорьем в работе по коррекции коммуникативных функций могут послужить приведенные в тексте таблицы развития речи и коммуникации у здоровых и аутичных детей. Переносный смысл слов и выражений детьми с аутизмом воспринимается буквально. Чтобы помочь им воспринимать абстрактные вербальные сообщения, рекомендуется создавать визуальные коммуникативные системы, в которых связь между символом и значением будет более наглядной. В тех случаях, когда даже картинка кажется слишком абстрактной, следует начинать с предметов. Пациент должен осознать цель коммуникации, только тогда он поймет ее силу и возможность решать с ее помощью свои проблемы. Ему следует знать, что посылаемое им сообщение может стать просьбой, требованием внимания, отказом, комментарием, информацией, вопросом, выражением эмоций. Следует также научить пользоваться навыками общения, так как больные с аутизмом не всегда это понимают. Диссимволизм аутистов (затруднение в анализе абстрактной информации) требует передавать им сообщения в доступной для них форме (дополнительной, поддерживающей, визуальной). Основа подхода к аутистам не цель, а средство достижения самостоятельности. Чем меньше стереотипных моделей в поведении людей с аутизмом, тем нормальнее они выглядят и тем выше их шансы на интеграцию в обществе. Дети с аутизмом, обучающиеся в специальном классе, благодаря визуальным средствам обучения легче приобретают функциональные навыки, чем те, которые находятся в неспециализированной среде. Автор определяет социальное взаимодействие как «абстрактные символы в постоянном движении». Чтобы человеку понять, что обозначает та или иная ситуация, ему приходится постоянно анализировать все, что он наблюдает. Аутисту окружающая действительность представляется чем-то запутанным, массой взаимодействующих событий, людей, мест, однако он не видит ни

границ, ни порядка, ни смысла. Страдающий аутизмом в значительной мере оказывается социально слепым, ему трудно понимать эмоции, намерения, мысли, у него отсутствует или не развита «теория сознания». Если он воспринимает действие, то для него этолишь действие и ничего больше. Смысл, скрытый за этим действием часто ускользает от него. Развитие социального взаимодействия и поведения у нормальных и аутичных детей идет по-разному. Чтобы помочь читателю оценить социальное поведение, приводятся специальные таблицы. Указывается на существование различных форм заболевания у детей с аутизмом (L. Wing, J. Gould). Одни дети – «отчужденные», с низким уровнем сознания и серьезными нарушениями поведения: агрессией, стереотипиями, манипулятивной игрой. Другие — «пассивные», с крайне ограниченными социальными контактами, не получающие удовлетворение от предлагаемого общения, и с частой непосредственной эхолалией. Третьи — «активные, но странные», с недостаточным развитием социального сознания и отклонениями в поведении, но более сложные: повторное разыгрывание одних и тех же ситуаций, абстрактные интересы при полном отсутствии интереса ко всему остальному и отсутствии практической направленности в действиях. Использование в педагогической практике этой группировки может сделать воспитательную работу с аутистами более дифференцированной, а следовательно, и более успешной. Однако вызывает определенное сомнение подобное расширение у детей диагностики спектра аутистических нарушений. Изложение принципов и методов психологического воздействия на людей, страдающих аутизмом, проиллюстрированное примерами, позволяет читателю обогатить свой опыт. Интересен взгляд автора на негативизм аутистов. Предполагается, что не осознающий полностью просьб и инструкций пациент не может восприниматься как отказывающийся от подчинения и потому к нему не может быть никакого отрицательного отношения. Для наилучшего понимания обсуждаемых больных необходимо изучение овладения ими социальными навыками. В этой связи приведена эффективно применяемая социальная программа ТЕАССН, по которой могут быть изучены следующие характеристики больных: близость использования объектов и тела, социальная инициатива, социальная реакция, неадекватное поведение и адаптация к переменам. Автор ставит вопрос о пересмотре понятия «нормализации» людей с аутизмом. Следуя за Г. Месибовым, автор высказывает-

ся в пользу специальных классов для аутистов или смешанных классов, вместо обучения их в общеобразовательной школе. По мнению автора, «интеграция» не должна быть конечной целью, ее следует рассматривать лишь как средство для достижения самостоятельности аутистов. Автор делает вывод: «Только в результате индивидуальных наблюдений и оценки можно определить, в какой среде ребенок будет чувствовать себя лучше всего: гомогенной или гетерогенной, изолированной или интегрированной». Основной вопрос в том, сможет ли аутист адаптироваться к окружающим людям, которые понимают его. Стратегия педагогического воздействия требует исследования нервных способностей больного, использования визуальных средств, согласованности при групповой работе, координации родителей и учителей, адаптации среды для занятий, высокой квалификации персонала и, может быть, «гомогенного» аутистического класса. Опыт автора приводит к очень важному положению: «людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей». Выбирая среду для больного, следует думать о том, чему он будет учиться. Его подготовка должна быть практически полезной. Очевидно, что во многих случаях навыкам учебы, работы следует предпочесть навыки самообслуживания, социальные, коммуникативные. «Инклюзия» (включение) будет успешной, если удастся выполнить целый ряд условий: повысить квалификацию учителей, адаптировать программу и методику, объединить усилия команды, дать практически полезные навыки, создать непрерывную коммуникацию, поддержать семью. Автор провозглашает принцип «обратной интеграции», который состоит в том, что больному предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям. Только после этого он сможет быть помещен к «обычным людям». Как полагает автор, не следует забывать о положительном эмоциональном отношении к людям с аутистическими нарушениями. Без этого никакие программы не могут стать успешными. Работающих с аутистами не должно смущать неумение больных выражать свои чувства и непонимание чувств окружающих. Заслуживает внимания высказанное в книге мнение о пользе проведения полового воспитания людей с аутизмом. Однако недостаточная разработанность методики ознакомления с фактами жизни не позволила автору еще больше конкретизировать предложения по этой пугающей родителей и некоторых воспитателей проблеме.

Последний раздел книги посвящен развитию воображения аутистов, которое у них крайне недостаточное. Для большей убедительности наличия и величины этого недостатка особенности развития воображения у аутистов даются в сравнении с таковым у нормальных детей. Подчеркивается, что людей с аутизмом интересует не столько смысл, сколько детали. За этими деталями больной упускает суть происходящего. Но целое для него не представляет интереса. В связи с этим аутист кажется непонятным для окружающих. Автор предлагает попытаться понять нелегкие переживания больного, так как, по мнению Т. Питерса, без этого условия нельзя помочь аутисту. Так, некоторые неоднократно повторяющиеся действия, нередко воспринимаемые окружающими как нелепые, на самом деле отражают стремление к удовольствию, исполнение непреодолимого желания, самозащиту от трудностей или неприятностей, познание мира своим методом, реакцию на стресс и т.д. Заслуживает внимания утверждение автора, что невозможно обеспечить успех педагогического воздействия, пользуясь лишь одной методикой. Он рекомендует использовать разные педагогические и терапевтические воздействия, постепенно переходя от простого к сложному (например: простые действия – комбинационные игры – функциональная игра – символические игры). Основную идею педагогического воздействия автор формулирует следующим образом:«Мы должны устранять причины, а не симптомы». В нашей стране с каждым годом все большее число специальных педагогов, психологов и психиатров пытаются решить задачу по коррекции болезненного изменения поведения детей и взрослых людей с аутизмом. К сожалению, еще слишком мало соответствующей литературы на русском языке, которая помогла бы повысить квалификацию специалистов и сделала бы их труд более эффективным. На этом фоне выход в свет работы Т. Питерса на русском языке – замечательное событие. Самое главное достоинство книги — ее практическая нацеленность, ясность и простота изложения. Ее можно рекомендовать не только профессионалам, работающим с аутистами, студентам педагогических вузов, но и родителям, постоянно мучающимся вопросами о том, как помочь своему ребенку. Хочется думать, что благодарный читатель не один раз поблагодарит автора за его многолетний и нелегкий труд по написанию этого полезного руководства. Д-р. мед. наук., профессор Д.Н. Исаев Д-р. биол. наук., профессор Л.М. Шипицына

ПРЕДИСЛОВИЕ Я написал эту книгу, потому что ее необходимо было написать. Все еще нет достаточно точного понимания связи между теоретическими знаниями и педагогическим воздействием при аутизме. К написанию этой книги меня подтолкнула европейская конференция ассоциаций родителей «Аутизм: сегодня и завтра», которая состоялась в Гамбурге 6 – 8 мая 1988 г. Эта конференция имела большое значение, так как в широком европейском контексте был положен конец психогенетическим интерпретациям аутизма, и вместо этого были открыты возможности для лечения с использованием стратегии обучения. Но внутри этого «органического педагогического» направления было такое множество тенденций, что многие специалисты и, конечно, родители чувствовали некоторую растерянность: где лес и где деревья? Кажется, что всегда существовал большой разрыв между теорией и практикой. Теоретики выступают с интересными сообщениями, но какое отношение все это имеет, например, к педагогам? В ходе различных встреч часто доводилось слышать выступления учителей и других специалистов, когда они высказывали свои сомнения в отношении большого количества различных методик и терапии, которые их заставляли применять, и теперь они задают себе вопрос — почему? Родители даже привыкли к тому, что общее направление постоянно менялось. Они были готовы пойти на все, но нет ничего тяжелее, чем бороться в полном неведении, не понимая, как и почему. Я уверен, что специалистам и родителям необходима «практическая философия» аутизма: парадигма, которая наведет мосты между теорией и практикой. В худшем случае мы могли бы прийти к тому, что возникло бы некое подобие «супермаркета» аутизма, где были бы 10

updoc.site

Это интересно:

  • Где можно лечить заикание Рецепт лечения заикания из бесплатных ингредиентов и как собрать бесплатную программу Zaikanie.NET - [email protected] December 2nd, 2015 , 12:22 pm Лечим заикание бесплатно Рекомендуем наших друзей: Московский врач теперь доступнее, чем местный логопед - подробнее далее - zaikanie на ЖЖ Идея:1. Собрать […]
  • Препарат от заикание Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании гомеопатия помогает при заикании Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Модераторы: Inkognito, Skif Сегодня в инете встретила много сообщений про то, как дети вылечиваются от заикания с помощью […]
  • Клаустрофобия официальный сайт краснодар Клаустрофобия Краснодар Информация 163 записи Привет! Мы, команда Клаустрофобии Краснодар, рады видеть тебя на нашей новой странице ВКонтакте. Теперь здесь ты сможешь читать обо всех новостях, подробностях, акциях и розыгрышах наших "квестов в реальности". P.S. По определённым обстоятельствам, старая группа больше […]
  • Лечение деперсонализации при неврозе Дереализация и деперсонализация: начальные записки истории Сходу – пишу я не ахти как интересно и наверное сложновато. Часто ухожу мыслями куда-то от сути статьи. Поэтому сразу прошу прощения за подобный стиль изложения. Однако суть – донесу до каждого, если вы столкнулись с проблемой дереализации или […]
  • Клуб клаустрофобия самара Квест в реальности Потерянные во времени Игроков 2 – 6 Время 60 мин Цена от 1200 р. Сложность Сложный Игроки с опытом проходят с подсказками. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ Сейчас этот квест просматривает 1 человек Средняя оценка по отзывам 17 отзывов от игроков, […]
  • Боязнь ребенка к детскому саду Дезадаптация ребенка в детском саду Все дети по-разному переживают процесс адаптации к детскому саду, но абсолютному большинству все же удается адаптироваться к новым условиям в течение 3-6 месяцев. Однако в некоторых случаях адаптация ребенка в детском саду затягивается, а то и вовсе терпит крах, - это называется […]
  • Истерия с шизофренией Шизотипическое расстройство. Вялотекущая истерическая форма шизофрении Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней статье речь пойдет о вялотекущей истерической шизофрении. Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал […]
  • Как излечиться от депрессии самостоятельно Как самому избавиться от хандры Как избавиться от депрессии самостоятельно, без помощи психолога? Есть несколько общедоступных вариантов рассчитанных на разные категории людей. Содержание Как избавиться от депрессии самостоятельно ↑ Физический труд Нагрузка на тело в какой-то мере позволяет отключить разум. Чем вы […]