Детский аутизм в психологии

35. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА). ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Аутизм может проявляться в различных формах:

1) в полной отрешенности от происходящего;

2) в активном отвержении;

3) в поглощенности аутистическими интересами;

4) в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Для детей 1-й группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Детей 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступают повышенная их ранимость, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия).

При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития, что проявляется в слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, полярном отношении к матери, в больших трудностях формирования улыбки, контакта глаз, эмоциональной сингонии. У детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира: облизывание, обнюхивание предмета.

Первичные расстройства при РДА: повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия), слабость энергетического потенциала. Вторичные: аутизм как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений – как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне и этим закрепляющие аутистический барьер. Ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада», выражена недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для социального прогноза.

bookap.info

Автор — Сергей Степанов

28 сентября в историческом календаре Американской психологической ассоциации (АПА) отмечено как «день рождения» понятия «аутизм».

Авторы этого календаря, опубликованного в Интернете, отмечают, что само понятие было введено в научный обиход Лео Каннером. 28 сентября 1944 г. увидела свет первая публикация на эту тему — статья Каннера «Ранний детский аутизм» в «Педиатрическом журнале» (Journal of Pediatrics).

Что касается столь точной датировки, то она весьма условна, а если выражаться без обиняков, то просто неверна. Недостаточно компетентные эксперты не удосужились внимательно изучить историю вопроса и в результате внесли дополнительные неточности в и без того путаную историю понятия «аутизм». Следует внести наконец ясность в эту многолетнюю путаницу.

Понятие «аутизм», как и многие иные первоначально сугубо научные понятия (например, «амбивалентность», «толерантность», «фрустрация»), прочно вошло в обыденный лексикон и сегодня употребляется довольно часто. Тому немало способствовал удостоенный нескольких «Оскаров» кинофильм «Человек дождя», в котором роль инвалида, страдающего аутизмом, блестяще сыграл Дастин Хофман.

История появления

На самом деле термин «аутизм» (от греческого autos — сам) еще в 1912 г. (когда Каннеру едва исполнилось 18 лет) ввел швейцарский психиатр Э. Блейлер — не только крупнейший ученый, но и мастер научного словотворчества (ему, в частности, также принадлежат термины «амбивалентность» и «шизофрения»). В своей книге «Аутистическое мышление» он трактовал аутизм как симптом и форму психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности. Аутизм, таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.

Лео Каннер родился в Вене, получил медицинское образование, в 1920-1928 гг. работал в Берлине в качестве детского психиатра и был хорошо знаком с идеями Блейлера. Его, а также его коллегу Г. Аспергера заинтересовали явления аутизма в детском возрасте. Эмигрировав в Америку, Каннер провел тщательное наблюдение за несколькими детьми, страдавшими подобными нарушениями. Среди своих пациентов он выявил 9 таких детей, которых наблюдал в течение пяти лет. Параллельно в Европе аналогичное исследование проводил Аспергер. Сведения о научных контактах Каннера и Аспергера немногочисленны и недостаточно достоверны. Есть все основания полагать, что их работа осуществлялась независимо. Аспергер наблюдал менее тяжелые случаи, которые и описал в своей публикации в 1944 г. Выявленный им синдром назван его именем. Хотя многие специалисты полагают, что это лишь сравнительно легкий вариант синдрома, выявленного Каннером, которому и принадлежит в данном случае приоритет. Ведь свою первую статью на эту тему он опубликовал не в 1944 г., как почему-то считают эксперты АПА, а годом ранее — в журнале «Нервный ребенок» (Nervous child — был и такой журнал!). Каннер ввел в научный обиход термин «ранний детский аутизм» (РДА), который с той поры также именуется синдромом Каннера.

Основные симптомы РДА

Наиболее существенные симптомы РДА, выявленные Каннером: одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность — сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ранняя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психического развития (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрессом).

Частота встречаемости и причины появления

РДА встречается у 3—6 из 10 000 детей; у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Высказанная Каннером гипотеза о психогенном характере РДА (то есть о возникновении РДА вследствие психической травматизации) в дальнейшем подтверждения не получила. Современные исследователи насчитывают свыше тридцати патогенных факторов, обусловливающих недостаточность центральной нервной системы и имеющих следствием РДА. Также подвергается сомнению то, что у страдающих РДА детей существует хотя бы короткий период нормального развития. Уже в младенчестве таких детей отличают нёкоторые характерные особенности, среди которых наиболее существенная — нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильные реакции на него. Дети отличаются либо пассивностью, либо повышенной возбудимостью (причем один и тот же ребенок может попеременно демонстрировать оба эти типа поведения). Комплекс оживления либо отсутствует, либо выражен парадоксально: реакции оживления могут вызывать не лица взрослых (при этом близкие и посторонние взрослые не дифференцируются), а неодушевленные предметы.

В возрасте около шести месяцев появляются особенности моторного развития, главным образом моторная вялость. В возрасте примерно двух с половиной лет рельефно проявляются трудности формирования целенаправленного поведения, а также речевые нарушения. Неудачные контакты с окружающими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Самоизоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем.

Интелектуальное развитие детей с РДА

Мнения об интеллектуальном развитии детей с РДА разноречивы.

Каннер сначала подчеркивал их интеллектуальную сохранность, нередкую одаренность (в физике, математике, музыке, живописи, литературе). Эти дети с раннего возраста с большим интересом слушают чтение и часто удивляют близких предпочтением книги любой игре. Отмечается, что наибольших удач они добиваются в решении когнитивных задач. Часто поведение ребенка определяется пристрастием к какой-либо стереотипной интеллектуальной деятельности: составление схем движения транспорта, чертежей лифтов, различных таблиц. Нередко прекрасная механическая память позволяет накопить значительный запас сведений в самых неожиданных областях знаний, не связанных с обыденной жизнью. Доказано, что интеллектуальная деятельность больше страдает в заданиях, при выполнении которых необходима социальная компетентность. Имея большие знания в отдельных отвлеченных областях, аутичные дети затрудняются в простых житейских ситуациях, где требуются интуиция, непосредственное чувство. (Узнаете героя Дастина Хофмана?)

Исследования синдрома Каннера интенсивно ведутся вот уже более полувека. Особое внимание детских психологов в последние годы все больше привлекает «мягкий» аутизм, не доходящий по степени выраженности до крайней патологии. Необходимо отдавать себе отчет, что аутичный ребенок (а таких очень много и с каждым годом отчего-то становится все больше) — это вовсе не то же самое, что ребенок, страдающий РДА. С аутичными детьми наверняка приходилось сталкиваться в своей работе любому школьному психологу. И чтобы правильно понять их особенности, необходимо хорошо ориентироваться в исследованиях феномена детского аутизма, начатых более полувека назад.

www.psychologos.ru

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

Дети с синдромом раннего детского аутизма (далее – РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые нарушения в эмоциональном социально-личностном развитии, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются:

1. Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей степени аутизм нарушает развитие с чужими людьми.

2. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение, захваченность и постоянное возвращение к одной и той же теме разговора, рисования и т.п.

3. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Не менее, чем в одной трети случаев это может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, «попугайности», «фотографичности». Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т.е. имеет место избегание речевого взаимодействия как такового.

4. Раннее проявление указанных выше расстройств (до двух с половиной лет). Наибольшая выраженность поведенческих проблем (самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и самоагрессия) имеется в дошкольном возрасте – с трех до пяти-шести лет.

История выделения РДА в качестве самостоятельного нарушения развития в детском возрасте. Термин «аутизм» (от греч. autos – сам) был введен Е. Блейлером (Е. Bleuler) для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Определяя аутистический тип мышления, Е. Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями.

Синдром РДА был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) на основании обобщения 11 случаев в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта». Исследователем был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом РДА и который впоследствии стал называться синдромом Каннера по имени ученого, его открывшего.

Г. Аспергер (Н. Asperger) описал несколько иную категорию, которую он назвал аутистическими психопатами [1] . Психологическая картина данного нарушения отлична от каннеровской. Первое отличие заключается в том, что признаки аутистической психопатии в отличие от РДА проявляются после трехлетнего возраста. При аутистической психопатии ярко проявляются нарушения поведения, дети лишены детскости, во всем их облике есть нечто старческое, они оригинальны в своих мнениях и самобытны в поведении. Игры со сверстниками их не привлекают, игра производит впечатление механической. Г. Аспергер говорит о впечатлении витания в мире грез, о бедной мимике, монотонной «гулкой» речи, непочтении взрослых, неприятии ласк, об отсутствии необходимой связи с реальностью. Отмечается недостаток интуиции, недостаточная способность к сопереживанию. В то же время Г. Аспергер отмечал у рассматриваемых детей отчаянную приверженность к домашнему очагу, любовь к животным.

Сходные состояния были описаны С. С. Мнухиным в 1947 г.

Аутизм встречается во всех странах мира, в среднем четыре-пять случаев на 10 тыс. детской популяции. Однако эта цифра охватывает только так называемый классический аутизм, или синдром Каннера, и будет значительно выше, если учитывать и другие типы нарушения поведения с аутично-подобными проявлениями. Причем ранний аутизм встречается у мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек. За последнее десятилетие все страны отмечают прогрессивный рост расстройств аутистического спектра, Так, если на 1999 г., по данным Департамента образования США, в среднем 0,1% детей имели аутизм, то статистика 2010–2011 гг. существенно выше: один из 91 ребенка имеет аутизм, что составляет уже 1%, а среди мальчиков пропорция составляет один из 58 случаев (2%). Исследователи называют расстройства аутистического спектра самыми динамичными по росту численности.

  • [1] См.: Asperger Н. Die «Autistischen Psychopat hen» imKindesalter [Autistic psychopaths in childhood] // Archivfiir Psychiatrie und Nerven krankheiten (inGerman). 117: 76-136, 1944.

studme.org

Детский аутизм: причины синдрома раннего аутизма

Почему мой ребенок стал аутистом? Как его вылечить? И насколько высока вероятность рождения второго ребенка с аутизмом?

Поиском ответов на эти сложные, не дающие покоя вопросы, заняты родственники семей, в которых растут дети с особенностями в развитии. Да! Есть тысячи теорий и предположений, что представляет собой детский аутизм, но нет точных ответов ни у современной медицины, ни у психологии, ни у психиатрии. А ответ нужен сегодня, сейчас! Статистика неумолимо показывает, что количество детей с аутистическими проявлениями растет по всему миру и нам надо серьезно обеспокоиться поисками ответов.

Что такое детский аутизм? Вот один из ответов!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает в руки родителей, а также всем педагогам и психологам, сопровождающим особого ребенка, точный инструмент взаимодействия, коррекции и абилитации человека с аутистическими проявлениями. Есть методика, а значит есть шанс вырастить здоровую личность и просто счастливого жителя Земли, способного жить полноценной жизнью.

Детский аутизм в Системно-векторной психологии является следствием травм психики ребенка со звуковым вектором. Отметим, что если давление на эрогенную зону звуковика (на его слух) усиливается, состояние может усугубиться вплоть до диагноза «шизофрения». Важно понять причины возникновения проблем в развитии этих детей и вовремя принять меры. Меры эти исключают прием всевозможных нейролептиков и базируются на понимании психологических особенностей этих детей.

Итак, начнем. Психика человека пытается приспособиться в любых условиях, чтобы сохранить целостность. В случае со звуковым ребенком на всевозможный шум, травмирующий его каждый раз, прерывающий процесс сосредоточения, ребенок реагирует отчужденностью. Он начинает закрываться от внешнего мира. Все продолжительнее оставаясь по ту сторону барабанной перепонки, сосредотачиваясь на проигрывании стереотипий, доставляющих ему удовольствие.

Источник давления ландшафта может быть различный: как внешний фактор, описанный в статье «Случай из врачебной практики. Аутист поневоле», так и крики, скандалы в семье. Личные оскорбления, особенно от матери, даже произнесенные шепотом, могут «загнать» ребенка внутрь себя: отбить желание контактировать с людьми, познавать окружающий мир и привести к детском аутизму. Как правило атипическому (искаженному) развитию ребенка способствуют одновременное присутствие и достаточно длительное воздействие нескольких травмирующих факторов (наркоз, операции, крики, непринятие матерью, двойные послания ребенку, скандалы в семье, отсутствие чувства безопасности и удовлетворения базовых потребностей: есть, пить, дышать, спать). При этом ребенок не может выдержать и противостоять их разрушительной силе, и чтобы уцелеть, он уходит по ту сторону барабанной перепонки.

Маленькому звуковику становится не просто некомфортно, а даже больно слышать то, что происходит вокруг. Частая жалоба родителей: «Я ему говорю-говорю, а он и головы в мою сторону не поворачивает, не реагирует на просьбы!» Не усугубляйте, дорогие родители! И без того интровертированный ребенок с каждым вашим требованием немедленно ответить и выполнить требование, произнесенным стальным, громким голосом способствуют процессу все большего замыкания в себе и развитию детского аутизма.

Организм защищается от такого воздействия и принимает свои меры. Нет, он не становится глухим, у него идеальный слух. Ребенок перестает понимать смыслы из-за нехватки нейронных связей, которые не формируются в достаточном количестве. Подробнее эти процессы еще предстоит изучить медицине с учетом различности людей в силу их векторального набора.

Крики, шум, неприятные звуки, частые переключения мамой с деятельности на деятельность, попытки родственников, педагогов, психологов развивать и воспитывать его по старинке, игнорируя или не зная особенностей звукового ребенка, замыкают круг искаженного развития. Ведь эти факторы направленны против главного свойства людей со звуковым вектором – СОСРЕДОТОЧЕНИЯ на одном! От сенсорного перегруза звуковик раздражается (резкие движения, полевое поведение, агрессия = сброс перегруза). И все идет по кругу.

А вот попробуйте бороться с детским аутизмом шёпотом, всмотритесь в ребенка, ищите то, что ему интересно. Постепенно, по капельке восстанавливайте процесс сосредоточения на том, что ребенку интересно. Вы увидите, как изменится его реакция и поведение. В спокойной обстановке ребенок сможет выйти на нормальный контакт.

Я уверена, что Вы сможете изменить свое поведение и окружающую ребенка атмосферу так, что бы устранить все травмирующие факторы! В ваших силах и интересах создать условия для будущего гения, ведь именно таковым в потенциале и рожден тот, кто страдает детским аутизмом.

Гарантом безопасности и развития этого маленького человека являетесь именно Вы. Никакие врачи и психиатры не смогут ничего изменить без настоящих усилий и понимания родителей. И то, кем он вырастит, зависит от Вас.

gorn.me

Причины аутизма традиционной медицине неизвестны, известно только, что количество аутистов постоянно увеличивается. Почему? Быть может, потому что мы становимся менее психически устойчивыми? Или медицина научилась распознавать аутизм там, где раньше это было невозможно? Либо же этот диагноз ставится там, где его на самом деле нет?

Аутизм современная наука называет одним из самых загадочных расстройств мозга. По статистике в современном мире 5-10 детей из 10.000 страдают аутизмом. Эта болезнь становится бичом для родителей, которые обречены всю свою жизнь посвятить уходу за таким ребёнком в попытках хоть как-то адаптировать его к жизни в обществе.

Если ваш ребёнок слишком поздно начал говорить, слабо выражает свои эмоции, не показывает никакого желания общаться с окружающим миром, постоянно погружен в себя — существует большая вероятность, что врачи поставят ему диагноз «аутизм».

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет причины этого страшного заболевания.

Ребёнок-аутист – это травмированный звуковик. Заложенные в нем от рождения способности не развиваются. И чаще всего это происходит из-за неправильных действий родителей.

Крик, истерики, ссоры – любое чрезмерное воздействие, воспринимаемое на слух, ранит его психику особым образом. Эрогенная зона звуковика – уши, поэтому он особенно чувствителен к звукам. Громкие и неприятные звуки калечат его психику не меньше, чем, к примеру, порка ремнем — человека с кожным вектором.

«Сколько мне раз ещё сказать?! Ты глухой, что ли? Вот тормоза родила на свою голову! Да скажи уже хоть слово, чего ты молчишь всё время?! Ты тупой, что ли? Господи, за что же мне такое наказание? Что мне делать-то с ним!»

Наш организм устроен так, что не находя способа избежать действия раздражителя, он перестраивается таким образом, чтобы хотя бы смягчить его влияние. В результате длительного травмирующего воздействия на слуховой канал звуковой ребенок, и без того абсолютный интроверт, постепенно теряет связь с внешним миром, становится еще более отстранённым и замкнутым.

Это происходит не только на психическом, но и на физическом уровне – разрушаются нейронные связи, отвечающие за восприятие информации и обучение. Как результат ребёнок становится нечувствительным к раздражителям внешнего мира, совсем по-другому реагирует на обычные для нас вещи. Мозг перестраивается так, что теперь просто неспособен адекватно взаимодействовать с реальностью.

Первый результат такого воздействия – снижение способности к обучению.Общая недостаточная обучаемость зафиксирована практически во всех формах аутизма. В особо тяжелых формах наблюдается уровень IQ ниже 50, однако достаточно аутистов и с нормальным интеллектом (в том числе и выше среднего), это более лёгкие аутические расстройства, но они также часто сопровождаются недостаточной обучаемостью. Это четко показывает первоначальный удар по обучаемости звуковика.

Причем начинаться это может еще до рождения ребенка… Состояние аутизма возникает под влиянием определённых факторов. И то, что называют врождённым аутизмом, означает, что эти факторы начали действовать на ребёнка, ещё когда он находился в утробе матери. К примеру мать во время беременности активно развлекалась на шумных вечеринках.

Чандима Раджапатирана, писатель-аутист, так описывает свою реакцию на слова другого человека: «Я беспомощно сижу, в то время как мама зовет меня. Я знаю все, что должен делать, но часто не могу встать до тех пор, пока она не скажет мне «Встань!» Да, аутистам очень тяжело даётся общение с другими людьми, даже самыми близкими.

Бытует мнение, что аутизм — это не болезнь, а скорее «особое», альтернативное состояние. И в нормальном состоянии любой звуковик – крайний интроверт, имеет склонность к постоянной рефлексии, сосредоточении на самом себе. Во многих описаниях особенностей аутистов нетрудно выявить типичные черты, присущие звуковому вектору как таковому.

Тип интеллекта в звуковом векторе – абстрактный, и такие люди наиболее преуспевают в науках, требующих соответствующих качеств мышления. В общепринятом понимании многие гении проявляют себя именно так – они чудаковаты, однако совершают великие открытия.

Любой звуковой человек может показаться странным, иногда даже настолько странным, что его могут назвать немного сумасшедшим. НО. Не стоит проводить обратной зависимости, полагая, что если истинные гении всегда обладают определенными «странностями», то по равенству свойств и каждый аутист по-своему гений.

У многих детей, страдающих аутизмом, есть так называемый специальный интерес – вид деятельности, в котором он преуспевает. Это может быть интерес к устройству атомов и молекул, интерес к математике. Мы представляем себе интеллектуальную деятельность аутиста как что-то несбалансированное. Например, он не может завязать шнурки на ботинках, но с легкостью умножает 4-значные числа.

В данном случае ошибочно было бы приписывать такому человеку гениальность на том основании, будто его умственные способности настолько велики, что как бы перевешивают за счет простейших функций.

Тут есть важный нюанс. В нормальном состоянии звуковой человек всегда имеет внутреннюю бессознательную особенность – он единственный, кто способен ощущать свое внутреннее Я как нечто, заключенное в физическое тело, но в своей сути отдельное от него. У аутиста же это ощущение трансформируется: часто он испытывает полную невозможность отождествить себя со своим телом.

Человек с аутизмом не способен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, адекватно соотносить себя с окружающими.

Нарушения становятся заметными уже в раннем детстве. Малыши с аутизмом меньше реагируют на разные стимулы, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения отклонения становятся особенно видны.

Аутист зачастую неспособен понять социальной обстановки, социальных знаков, реагировать на проявление эмоций другими людьми или имитировать их поведение. Он не может участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с кем-то. Детям-аутистам может быть трудно играть в игры, требующие воображения, и трудно переходить от отдельных слов к связному языку.

Уже в младенчестве у аутистов можно отметить необычную жестикуляцию, разнобой при обмене звуками со взрослым или другими детьми. В речи детей-аутистов меньше согласных звуков, словарный запас их ниже. Наблюдается неспособность комбинировать слова, жестикулировать во время речи. Такие дети также склонны к эхообразному повторению чужих слов. Это все указывает на то, что эти дети – звуковики.

Бывают и случаи, когда владение языком у высокофункциональных детей-аутистов оказывается не хуже, чем у сверстников, а иногда и лучше. Это и неудивительно – со способностями звукового вектора. Они отлично справляются с задачами, не включающими в себя использования образного языка. В этом случае окружающим свойственно переоценивать возможности аутиста – они обманываются первым впечатлением о его речевых способностях.

Будучи неспособным правильно истолковать происходящее вокруг него, ребенок-аутист нередко проявляет себя агрессивно. Он может крушить все вокруг, случаются и приступы гнева. Серьёзные приступы гнева отмечаются у двух из трех детей с расстройствами аутистического спектра, а каждый третий проявлял агрессию. Такие приступы гнева чаще возникают у детей, имевших проблемы с освоением языка.

Представим себе мозг как микропроцессор компьютера. Во время работы ПК большая часть мощности процессора распыляется на работу многих, но не очень ресурсоёмких программ. Также и мы заняты многими делами: надо забрать детей из школы, зайти в магазин, а ещё на завтра на работу отчёт, ещё и ужин приготовить. Мы часто думаем о многом сразу и ни о чём.

Аутистам сложно одновременно реагировать на несколько раздражителей. Так устроен их мозг. Это надо принимать к вниманию, когда воспитываешь ребёнка, который начал замыкаться в себе. Он не может, скажем, одновременно слушать кого-то и говорить. Или сосредотачиваться, когда с ним одновременно говорят несколько людей. Это вызывает раздражение, так как аутист просто физически не может воспринять весь этот поток информации.

Ребёнок-аутист настолько концентрируется внутри себя, что не видит других людей, не замечает, что происходит вокруг. Такие ситуации, когда ребенок обращает внимание не на долгий, любящий взгляд матери, а например, на движение её губ, или когда он раздражается, когда слышит эмоции в голосе других, говорят об одном: этот ребенок не видит эмоций и ощущений других людей, полностью замкнут в своем я.

Аутизм в большинстве случаев неврождённый: известные случаи, когда ребёнок до двух лет развивался нормально, а потом до 5 лет постепенно деградировал в развитии, по непонятным причинам теряя способность к обучению. О потере этой способности мы уже говорили. Она возникает как результат негативного воздействия на звуковой вектор.

Вывод один: маленьких аутистов можно и нужно возвращать к нормальной жизни и адаптировать в обществе. Только лучше предупредить это состояние, дорогие родители! Ведь методы воспитания звуковика и обонятельника, например, очень отличаются. По незнанию мы сами загоняем своих детей в пропасть.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и кричать на маленького звуковика! Не надо принимать его за умственно отсталого, если он всего лишь не сразу отвечает на ваш вопрос. Надо научиться давать ему тишину и пространство для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями. И в то же время уметь мягко, ненавязчиво поддержать контакт ребёнка с внешним миром.

Справиться с этими непростыми задачами и глубоко понять своего звукового ребенка вам поможет тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

www.yburlan.ru

Это интересно:

  • Дети с синдромом дауна сша Дети с синдромом дауна сша По предложению НОООИ "Сияние" в рамках 4-го международного форума «ITForum2020/Информационное общество 2.0» 1 июня прошел телемост с США. Исполнительный директор некоммерческой родительской организации «Down Syndrome Guild of Greater Kansas City» Эми Эллисон рассказала об опыте работы […]
  • Заикание красноярск Лечение заикания, логоневроза в Красноярске, статистика и возможности. Лечение заикания в Красноярске и городах Красноярского края в домашних условиях. Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. […]
  • Пермь лечение от заикания Лечение заикания, логоневроза в Перми, статистика и возможности. Лечение заикания в Перми в домашних условиях. Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. видеоурок и результаты Аналогичная поддержка по […]
  • Конституциональное расстройство личности Жить с болезнью: Расстройства личности - Что такое психопатии? В отличие от психических заболеваний расстройства личности или психопатии являются врожденными болезненными состояниями, конституциональными аномалиями, своеобразными характерологическими уродствами, которые проявляются прежде всего поведенческими […]
  • Какую музыку слушать в депрессии Музыка Выхода - лечение музыкой, музыкотерапия Музыка выхода Добавить отзыв Зачем тратить деньги на психотерапевта, если вы можете прослушать си-бимоль минорную мессу? Майкл Торке Если вы оказались здесь, наверное вы уже прочитали много слов на тему "Выход из депрессии", но слова всегда останутся только […]
  • Деменция психозы Жить с болезнью: Расстройства позднего возраста - Психические расстройства в геронтологии Файнштейн Т.А., врач-психиатр Есть ряд психических расстройств, характерных для пожилого возраста. К душевным заболеваниям позднего возраста относятся: · сенильная деменция (деменция альцгеймеровского типа, болезнь […]
  • Классификация по степени тяжести аутизма Классификация по степени тяжести аутизма 36. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ РДА Все классификации состояний с различной степенью тяжести РДА построены по этиологическому либо патогенному принципу. Нерезко выраженное проявление аутизма – параутизм – может наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он […]
  • Стресс лимитирующие Стресс лимитирующие В ответ на действие различных раздражителей формирование стресс-реакции осуществляется с участием следующих механизмов СРС. Возбуждение различных структур ЦНС, эндокринных центров, высших вегетативных центров, активизация секреции и действия стресс-гормонов (вазопрессина, АКТГ, кортикостероидов, […]