Диагностика эмоционального стресса

Стресс: симптомы и диагностика

Организм человека реагирует на любые стрессовые моменты. Человек может замечать только сильную травмирующую реакцию, но долгое внутреннее напряжение иногда не менее опасно. Организм сигнализирует о проблемах на телесном уровне, меняется поведение, эмоциональная реакция.

Согласно статистике российских психологических служб около 70% людей находятся в состоянии ежедневного стресса.

Чтобы стресс симптомы не усугубил, следует оценивать свое состояние. Оценка нужна для осознания проблемы, ее влияния на здоровье.

Телесные симптомы

Тело в первую очередь реагирует на травмирующую ситуацию. Если стресс регулярный, то в организме происходят изменения, которые сказываются на здоровье. Затрагивается работа практически всех органов и систем. Реакция каждого человека различна, но общее симптомы схожи.

  1. Сердечно-сосудистая система. Инфаркты, гипертоническая болезнь, нарушение сердцебиения, сосудистая патология – это симптомы хронического и затяжного стресса. Человек может испытывать боль в груди, у него резко скачет давление. Врачи отмечают, что при избавлении от травмирующего фактора, состояние здоровья улучшается.
  2. Дыхательная система. Одышка, невозможность дышать, человеку не хватает кислорода. Нарушения появляются, если возникает нервный приступ на фоне эмоционального переживания. Такая реакция может возникнуть при известии о трагическом событии.
  3. Пищеварительная система. Самая частая реакция во время переживаний – это повышение аппетита или, наоборот, полное его отсутствие. При сильной эмоциональной травме человек резко теряет в весе, отказывается от пищи. Иногда присутствует заедание трудностей, но такой симптом встречается намного реже. Пищеварительный тракт остро проявляет себя при волнительных событиях, основная реакция на стресс связана с болью в животе, может появиться диарея, тошнота, изжога, рвота.
  4. Кожа. Псориаз, экзема, сыпь – эти болезни напрямую связывают с эмоциональной сферой. Острая фаза усугубляется тревогами и переживаниями. Например, бляшки у псориаза могут увеличиваться и распространяться по телу при стрессе. Признаки легкого волнения – потоотделение, влажные ладони.
  5. Опорно-двигательная система. Основные симптомы – судороги, боль в спине, мышечные спазмы. Это реакция связана с тем, что при эмоциональных переживаниях мышцы находятся в тонусе.
  6. Некоторые специалисты добавляют к симптомам стресса снижение либидо, нарушение менструального цикла, частые мочеиспускания, ухудшение зрения, сонливость.

    Поведенческие симптомы

    Внешнее поведение в напряженных ситуациях также изменяется. Рассмотрим основные симптомы.

  7. Острая реакция на длительное переживание – уход в трудовую деятельность. У человека изменяются жизненные приоритеты, он погружается в работу в ущерб друзьям, досугу, семье.
  8. Эмоциональную травму пытаются снизить с помощью азартных игр, сигарет, наркотиков или алкоголя. Это путь наиболее опасный, так как разрушает личность, приводит к зависимости.
  9. Нервный стресс приводит к рассеянности, невнимательности, снижается производительность.
  10. Присутствует быстрая или неразборчивая речь.
  11. Часто человек прибегает ко лжи в общении, фантазирует, оправдывается.
  12. Эмоциональные симптомы

    В отличие от других симптомов эмоциональные признаки стресса можно регулировать. Они считаются управляемыми, в некоторых случаях зависят от волевых усилий человека. Какие эмоции преобладают при переживании?

    1. Частая раздражительность, нервный смех, тревога, панические атаки. Присутствует ощущение надвигающейся беды, неприятностей.
    2. Настроение подавленное. Общий эмоциональный фон характеризуется тоской и угрюмостью. В особо тяжелых случаях не отпускают суицидальные мысли, депрессия усиливается.
    3. У людей в состоянии стресса снижается самооценка, они недооценивают себя и свои возможности.
    4. Проявляется острая реакция на незначительные события, например, на разбитую чашку или сломанный пульт.
    5. Интеллектуальные симптомы

      Эта категория симптомов проявляется в период чрезмерной умственной нагрузки, которая усугубляется стрессовыми факторами. Нервный срыв могут вызвать экзамены, сдача серьезного проекта, выполнение сложных интеллектуальных задач на работе. Интеллектуальные симптомы проявляются в следующем:

      1. Ухудшение памяти, воспоминания обрывчатые и скомканные. По этой причине присутствует неорганизованность и ошибки.
      2. Стрессовая реакция держит человека в постоянном напряжении, он зациклен на негативных переживаниях.
      3. Рассеянность, невнимательность, невозможность сосредоточиться на простых вещах.
      4. Травмирующее переживание заставляет прокручивать его снова и снова, в результате невозможно сконцентрироваться на положительных вещах.

      Диагностика стресса

      Стресс имеет ряд внешних проявлений, но в некоторых случаях человек может отрицать чувство страха, волнения и тревоги. Попытка скрыть внутреннее напряжение может проявляться у застенчивых людей или у тех, кто отрицает присутствие стрессового фактора в жизни.

      Симптомы напряжения могут увеличиваться или уменьшаться, иногда преобладает телесная реакция или острая эмоциональность. Оценить критерии стресса можно с помощью диагностики. Например, подсчитав наличие у себя всех признаков, которые представлены выше. Если в каждой группе будет по 2-4 симптома, то стоит задуматься о возможных проблемах в результате такого напряжения. Еще одна диагностическая методика — это «инвентаризация симптомов стресса» автора Т. Иванченко. Автор предлагает ответить на ряд вопросов, чтобы осуществить самоанализ признаков стресса.

      Если человек набирает меньше 30 баллов, то он способен справиться с неприятными последствиями стресса.

      Результат от 31 до 45 баллов говорит об активной деятельности. Человек может испытывать на себе, как положительное, так и отрицательное влияния стрессовых факторов.

      При результатах в районе 45-60 баллов можно говорить о постоянном влиянии травмирующих событий.

      Если диагностируемый набирает более 60 баллов, то стресс угрожает здоровью и самочувствию.

      Стоит иметь в виду, что признаки стресса могут быть вызваны иными медицинскими и психологическими причинами. Чтобы комплексно отследить состояние стоит обратиться к специалисту.

      ostresse.ru

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

      Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности .

      Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк.

      Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности — об отсутствии стресса и депрессии.

      Методика Спилбергера многократно подтвердил свою достоверность и широко используется специалистами.

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка:

      Вопросы к тесту, часть I.

      Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

      Нет, это не так – 1 балл

      1. У меня подвижный ум

      2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

      4. Я чувствую безразличие

      5. У меня живой ум

      7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

      8. Я чувствую равнодушие

      9. Мне хочется кого-нибудь ударить

      10. У меня бодрый ум

      11. Я чувствую тоску

      13. Я расслаблен

      14. Я чувствую себя умственно активным

      17. Я хочу многое узнать

      18. Я чувствую уныние

      19. Мне неспокойно

      20. Я в агрессивном настроении

      21. Мне интересен мир вокруг меня

      23. Я готов взорваться

      25. Я чувствую обречённость

      26. Мне хочется знать, что происходит вокруг

      29. У меня пытливый ум

      30. Я чувствую печаль

      31. Я чувствую нервозность

      33. Я хочу о многом спросить

      34. Я в отчаянии

      35. Мне хочется съязвить

      36. Я чувствую недостаток уверенности в себе

      37. У меня придирчивое настроение

      38. Я с пессимизмом думаю о будущем

      40. Я полон энергии

      Вопросы к тесту, часть II.

      Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО.

      Пожалуй, это так – 2 балла

      Совершенно верно — 4 балла

      41. Я хочу многое узнать

      42. Я чувствую опасность

      44. Я чувствую тоску

      45. Мне интересен мир вокруг меня

      46. В сердцах я могу нагрубить

      47. Я чувствую угрозу

      48. У меня на душе горестно

      49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое

      51. Я любознателен

      52. У меня взрывной характер

      53. Мне интересно

      54. Я испытываю панику

      55. Сгоряча я могу наговорить грубостей

      56. У меня мрачное настроение

      57. Мне любопытно

      59. Я чувствую смятение

      60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь

      61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

      62. Я чувствую грусть

      63. У меня подвижный ум

      65. Я стремлюсь к умственной деятельности

      66. Я чувствую обречённость

      67. Я придираюсь к другим

      69. Я чувствую себя умственно активным

      70. Я чувствую себя уязвимым

      72. Я вижу будущее беспросветным

      73. Я равнодушен ко всему

      74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить

      75. Я бываю растерянным

      76. Я уверен в будущем

      78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

      79. Я ничем не интересуюсь

      80. Я испытываю радость

      Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений:

      1 (частьI) Интенсивность любознательности (Интерес)

      2 (частьI) Интенсивность агрессии (Агрессия)

      3 (частьI) Интенсивность тревоги (Тревога)

      ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 — (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия)

      5 (частьII) Частота любознательности (Любознательность)

      ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      6 (частьII) Частота агрессии (Агрессивность)

      7 (частьII) Частота тревоги (Тревожность)

      ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 — в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять)

      8 (частьII) Частота депрессии (Депрессивность)

      ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      Интерпретация результатов теста Спилбергера:

      Нормальные значения шкалы Спилбергера.

      Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 ± 6,02

      Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89

      Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72

      Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15

      Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99

      Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68

      Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14

      Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07

      О наличии стресса можно судить по интенсивности тревоги плюс интенсивности агрессии, о наличии депрессии — по интенсивности депрессии, при этом в расчет также берутся личностные показатели стресса и депрессии (частота стресса и депрессии).

      Окончательный диагноз по результатам теста может поставить только специалист — психолог.

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

      psycabi.net

      5 ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ СТРЕССА

      Гиллиам Блейк: «То, что сейчас уже доказано, когда было только в воображении»

      Ежедневно каждый из нас сталкивается таким эмоциональным фактором, как стресс и напряжение. Два этих состояния часто мешают нам выполнять продуктивно нашу работу, а так же если вовремя не диагностировать нанести, серьезный удар и по здоровью. Например, люди, которые постоянно находятся в стрессовой ситуации, подвержены таким заболеваниям как: сердечно-сосудистые заболевания, артериальную гипертонию, инфаркт, язву, колит, болезнь Крона, астму, различные дерматиты, экзему, поскольку стресс ослабляет иммунитет.

      В этом и заключается основная задача данной статьи «Помочь людям определить свой уровень стресса и напряжения, затрачивая минимальное количество подручных средств и времени». Конечно, многим довольно просто определить свое состояние, а некоторым даже понять, что послужило его «катализатором». Но данная статья относится к той части аудитории, которые сталкиваются с проблемой определения стресса и напряженного состояния, для них подборка действенных методик по определению эмоционального фона, которые можно использовать в проективном ключе. Эти методики не заменяют основное психодиагностическое средство «Стресс-аудит», а скорее дополняют.

      Конечно, как говорилось выше, не всем нужны психодиагностические методы для выяснения своего состояния на данный момент времени, достаточно будет лишь обратить внимание на свое поведение, определенные показатели, например:

    6. Бессонница. Людям сложно «отключить» свой мозг, когда в голове вы постоянно прокручиваете разные не совсем приятные мысли или события
    7. Хроническая усталость. Ощущение полного безразличия к событиям в вашей жизни, желание укрыться под уютным пледом и остаться наедине с собой.
    8. Отсутствие аппетита. Люди, у которых от стресса пропадает аппетит, и они начинают худеть, поскольку биологические реакции, которые провоцирует стресс, потребляют много энергии.
    9. Повышенная раздражительность. Мелкие бытовые раздражители и неудачи вызывают слишком яростную и злобную реакцию, что может подпортить ваши отношения с семьей или близкими друзьями.
    10. Если вы все же неуверенны относительно своего состояния, то предлагаю пройти вам упрощенные методики для обобщения знаний о своем состоянии, которые представлены ниже. Но в случае, если ни одна методика не дала вам убедительного ответа, то стоит обратиться к специалисту.

      1.»ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» Дж.Бак,Тест «Дом.Дерево.Человек» (ДДЧ),1948г

      Данная методика нацелена на оценку агрессивности и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

      Выполнение данной методики не составит труда ни при проведении, ни при интерпретации.

    11. Инструкция. Вам понадобиться лист А4, карандаши, ластик и немного терпения. На бумаге рисуете дом, дерево и человека.
    12. Интерпретация. Анализ состояния мы делаем на основе наших рисунков, при интерпретации учитываются различные детали, например, порядок, штриховка, расположение объектов и многое другое. В данной интерпретации мы сделали акцент наиболее значимые для определения уровня агрессии, стресса и напряженного состояния, но при желании можно полностью проанализировать свое «творчества».
    13. Так же при интерпретации стоит прислушиваться к своему состоянию, то есть понаблюдать за собой, делая пометки о своем состоянии.

      ДОМ

      «Дом старый, развалившийся – иногда субъект, таким образом может выразить отношение к самому себе.

      Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

      Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

      Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

      Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

      Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

      Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

      Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

      Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

      Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

      Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

      Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

      Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

      Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

      ЧЕЛОВЕК

      Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

      Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

      Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

      Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

      Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

      Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

      Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

      Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

      Глаза выпучены – грубость, черствость.

      Глаза маленькие– погруженность в себя.

      Подведенные глаза – грубость, черствость.

      Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

      Ноздри – примитивная агрессия.

      Зубы четко нарисованы – агрессивность.

      Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

      Выражение лица подобострастное – незащищенность.

      Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

      Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

      Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

      Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

      Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

      Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

      Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

      Пальцы длинные – скрытая агрессия.

      Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

      Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

      Кулаки далеко от тела – открытый протест.

      Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

      Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия.

      Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

      Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

      Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

      Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

      Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

      Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

      Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

      Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

      Стирания – тревожность, опасливость.

      Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

      Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

      ДЕРЕВО

      Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

      Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

      «Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость»

      2.»РУКИ» (HAND TEST)Вагнер Э. Тест «Руки», 1961г

      Только посмотрев на тест, можно догадаться, что данная методика, нацеленная на определение уровня агрессии. Для упрощения интерпретации вам следует обращать внимание на свои ассоциации, а лучше и записать, чтобы можно было в дальнейшем проанализировать. Такая интерпретация не займет много времени, а вы сможете услышать тревожные «звоночки» вашего агрессивного состояния.

      • Инструкция. Единственное, что нужно сделать — внимательно рассмотреть предлагаемые Вам изображения и сказать, что, по Вашему мнению, делает эта рука?
      • Интерпретация. Записав ответы, стоит выяснить общую направленность движений рук, например, рука, сжатая в кулак перед ударом, либо рука, протянутая для рукопожатия и т.д.
      • Если, по вашему мнению, рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.), то ваши ответы говорят нам о высоком уровне агрессии.

        Если рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.), то из этого следует о высоком уровне страха на данный момент.

        3.ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ТЕСТ КУНИНА

        Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале. Удобен и практичен даже для самостоятельного анализа своего настроения, как и в предыдущем тесте, стоит делать акцент на своих ассоциациях, не стоит долго задумываться над ответами.

        • Инструкция. Перед Вами находятся шесть карточек, на которых изображено лицо одного и того же человека, но находящегося в разных состояниях. Выберите ту карточку, на которой изображен человек в таком состоянии, которое больше всего соответствует Вашему настроению в данный конкретный момент.
        • Интерпретация. Настроение можно рассматривать по следующим шести уровням, каждый уровень соответствует порядковому номеру картинки:
        • 1. Очень плохое настроение, связанное либо с сильной усталостью, перенапряжением, либо гневом.
          2. Плохое настроение.
          3. Пониженное настроение, связанное с некоторой раздражительностью, фрустрированностью.
          4. Спокойное, уравновешенное настроение.
          5. Хорошее настроение: человек бодр, уверен в своих силах, испытывает удовольствие от того, чем занимается в настоящий момент.
          6. Очень хорошее настроение: оптимистичность, ощущение счастья, доброжелательноть по отношению ко всем.

          4.ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ А.Ассингера, «Диагностика агрессивности личности», 1993

          Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Так же такой способ прохождения теста поможет вам понять эмоциональное состояние вашего коллеги, что в дальнейшем поможет избежать различные конфликтные ситуации.

        • Инструкция. Запишите наиболее подходящий ответ
        • ТЕСТ

          1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

          2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

          1. Внутренне кипите.

          2. Сохраняете полное спокойствие.

          3. Теряете самообладание.

          3. Каким считают Вас коллеги?

          1. Самоуверенным и завистливым.

          3. Спокойным и независтливым.

          4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

          1. Примете ее с некоторыми опасениями.

          2. Согласитесь без колебаний.

          3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

          5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

          1. Выдадите ему “по первое число”.

          2. Заставите вернуть.

          3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

          6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

          1. “Что это тебя так задержало?”

          2. “Где ты торчишь допоздна?”

          3. “Я уже начал(а) волноваться”.

          7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

          1. Стараетесь ли обогнать машину, которая “показала вам хвост”?

          2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

          3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

          8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

          3. Крайне жесткими.

          9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

          1. Пытаетесь свалить вину на другого.

          3. Становитесь впредь осторожнее.

          10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

          1. “Пора бы уже запретить им такие развлечения”.

          2. “Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать”.

          3. “И чего мы столько с ними возимся?”

          11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

          1. “И зачем я только на это нервы тратил?”

          2. “Видно, его физиономия шефу приятнее”.

          3. “Может быть, мне это удастся в другой раз”.

          12. Как Вы смотрите страшный фильм?

          3. Получаете искреннее удовольствие.

          13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

          1. Будете нервничать во время заседания.

          2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

          14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

          1. Обязательно стараетесь выиграть.

          2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

          3. Очень сердитесь, если не везет.

          15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

          1. Стерпите, избегая скандала.

          2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

          3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

          16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

          1. Поговорите с учителем.

          2. Устроите скандал родителям “малолетнего преступника”.

          3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

          17. Какой, по-вашему, Вы человек?

          18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

          1. “Простите, это моя вина”.

          2. “Ничего, пустяки”.

          3. “А повнимательней Вы быть не можете?!”

          19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

          1. “Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!”

          2. “Надо бы ввести телесные наказания”.

          3. “Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!”

          20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

          1. Тигра или леопарда.

          2. Домашнюю кошку.

        • Интерпретация. «За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b – 2 балла, за ответ с – 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов.
        • 45 и более баллов . Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
        • 36-44 балла . Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
        • 35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
        • Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
          Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам – по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

          5.Методика «Человек под дождем»Е. Романова и Т. Сытько, 1992.

          Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

        • Инструкция. Для проведения данной методики понадобиться лист формата А4, который мы делим вертикально на две половины. На первый стороне рисуем человека, потом уже на другой половине следует нарисовать тоже человека, но уже под дождем.
        • Интерпретация. Сопоставление двух рисунков позволяет нам определить, как мы реагируем на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что чувствуем при затруднениях.
        • При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

        • Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
        • Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
        • Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
        • Цвет в рисунках.

          Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

          Бедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
          Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
          Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
          Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
          Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
          Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

          Положение деталей.

          1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
          2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
          3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
          4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
          5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

          Трансформация фигуры.

          Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

          Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

          Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации».

          В заключение бы хотелось напомнить о необходимости и умению читать и понимать свое состояние, так как темп мегаполиса бывает слишком стремительным, и мы забываем порой, что такой феномен, как стресс, неразрывно связан с нашей жизнью. Главное, прислушиваться к своим эмоциям и ощущениям, ни в коем случае не откладывая в долгий ящик на «авось и так пройдет», возможно, стоит обратиться к специалисту, ведь ваше здоровье самое главное богатство жизни. Берегите и любите себя.

          Если Вы хотите быть в курсе новых инструментов по снижению эмоционального напряжения, подписывайтесь на новости.

          Информация показалась Вам интересной, поделитесь в социальных сетях.

          mariavegesh.com

Это интересно:

  • Поведенческий симптом стресса Миф 3. Симптомы стресса Жизнь без стресса -> Популярные мифы о стрессе -> Миф 3. Симптомы стресса Один из самых опасных мифов. Обычный среднестатистический человек привык замечать только сильные нервные потрясения, которые сопровождаются серьезными нарушениями здоровья: истерическими обмороками, рыданиями, носовыми […]
  • Тренинг булимия Лечение нервной булимии. Как было уже сказано в предыдущих моих статьях о расстройствах пищевого поведения, нервная булимия, анорексия и переедание успешно лечатся в 70% случаев. В процессе работы с нервной булимией мной и моими коллегами были выявлены некоторые взаимосвязи и особенности атипичного течения […]
  • Не могу успокоиться после стресса 12 способов прийти в себя после сильного стресса Последние пару дней выдались просто безумными. Огромная куча дел, проекты, следующие один за другим, встречи, люди, которым непременно нужно меня увидеть, сотни писем, телефонных звонков и сообщений. Обычно я способен сохранять спокойствие и концентрацию в течение […]
  • Чем лечить межреберный невроз К причинам развития межреберного невроза также относят: изменения в позвоночнике, вызванные гормональными изменениями в период менопаузы; рассеянный склероз; остеохондроз, артроз, искривления позвоночника, деформация грудной клетки, межпозвоночная грыжа, грудной спондилез; аневризму аорты, доброкачественную […]
  • Умственная отсталость детей симптомы Умственно-отсталый ребенок: причины и признаки Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и […]
  • Старческая шизофрения симптомы Шизофрения у женщин: причины, симптомы и лечение Провоцирующих моментов для проявления шизофрении масса. Иногда собственные комплексы у лиц женского пола, приводит к возникновению этой болезни. Наиболее вероятно, что заболевание начинается с наличия дефектных генов в организме женщины. Они влияют на появление […]
  • Дифференциальный диагноз при шизофрении Дифференциальная диагностика шизофрении для правильной постановки диагноза Достаточно часто дифференциальная диагностика шизофрении вызывает ощутимые трудности. Особенно это касается продрома, подострой формы начального этапа заболевания, периодов глубокой ремиссии, случае, когда в одном человеке сочетаются […]
  • Шизофрения неуточнённая Разновидности шизофрении: классификация видов и форм шизофрении Диагноз «шизофрения» звучит пугающе. Особенно если человек уже имел возможность столкнуться с проявлениями заболевания. Пугает и прогноз течения. Ведь шизофрения относится к неизлечимым состояниям. В то же время, мало кто представляет, […]