Коррекция расстройства поведения и эмоций

Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

Негативизм, демонстративность. Стратегия на стимуляцию чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого. Взрослый, в поле внимания ребенка, играет в любую игру (с другими детьми или взрослый играет сам с собой). При этом надо играть так, чтобы у ребенка-нега-тивиста интерес к игре не снижался. Когда упрямый ребенок (наблюдая со стороны) увлечется игрой, взрослый предлагает ребенку принять участие в совместной игре.

Агрессивность, вспыльчивость, конфликтность. 1) Стратегия на осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком. К обидчику подойду и письмо «о том, что случилось» обиженному диктовать предложу. А, потом к обиженному, вместе подойдем и зачитаем письмо. Обиженный конечно не согласится, тут и разговор о том, что было, может получиться. 2) Стратегия на отреагирование агрессивного поведения. Я дощечку в руки возьму, буду защищаться дощечкой, а ты попытайся мячами попасть в меня. Я буду от тебя увертываться, и даже, дразнить. 3) Стратегия на осознание, отреагирование конфликта ребенком через выражение собственных переживаний, агрессивного поведения словами (обида, обиженный; злой; добро, добрый и т. п.). Ребенка толкнули, ребенок обиделся, плачет; взрослый спрашивает ребенка: «1, 2, 3 — где зло прячется, покажи, а затем свой выбор объясни!» Ребенок показывает на обидчика, перестает плакать, а взрослый расспрашивает детей об особенностях конфликтной ситуации. Эмоциональная неустойчивость (обидчивость). Стратегия на осознание особенностей эмоционального состояния ребенком. К ребенку подойду и два-три цвета настроения загадать попрошу! Ты загадай, а мы с другими детьми отгадаем! В процессе игры взрослый задает ребенку наводящие вопросы: Почему выбрал этот цвет?; Когда ты такого цвета бываешь чаще (утром, вечером или когда идешь в школу)? и т. п. Эмоциональная отгороженность. Псевдоглухота. Стратегия на новизну, необычность и неожиданность игрового действия в сочетании со стимуляцией положительных эмоций у ребенка. Кубик (или любой подходящий предмет) на голову положу; затем голову наклоню и в ладоши предмет поймать, в поле внимания ребенка хочу! Если ребенок удивится, контакт с ребенком может дальше получиться! Дурашливость, многоречивость. Стратегия на отреагирование дурашливости с постепенным переключением ребенка на иное состояние. Ели я скажу слово «можно», то все смеемся, хлопаем в ладоши, кривляемся; Если скажу «нельзя», то делаем серьезное выражение лиц, молчим, не переговариваемся, стоим или сидим спокойно. Кто не успокоился, пропускает игровое действие.

pedlib.ru

Методическая разработка по психологии по теме:
Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций обучающихся

Причины девиантного поведения. Психологические факторы.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г.Павлово

Методическая разработка по теме:

Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у обучающихся

педагога-психолога МБОУ СОШ № 11

Колдуновой Натальи Евгеньевны

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Отклонение в поведении — девиантное поведение — является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек ватного учета средой особенностей его индивидуальностии про являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Типичными- проявлени ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль ного характера; попытки суицида.

Классификация видов девиантного поведения

  • Агрессивное поведение;
  • Делинквентное поведение;
  • Суицидальное поведение;
  • Зависимое поведение
  • В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на 5 основных типов:

  • деликвентное;
  • аддиктивное;
  • патохарактерологическое;
  • психопатологическое;
  • на базе гиперспособностей.
  • Патохарактерологический тип девиантного поведения обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания, к ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

    К патохарактерологическим девиациям относятся невротические расстройства и развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформулированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов.

    Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющимися проявлениями тех

    Деликвентный тип девиантного поведения – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние.
    Отличие деликвентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

    Аддиктивный тип девиантного поведения – один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

    Используя “теорию ярлыков” Г. Беккера, предлагается выделить две

    Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимоотношений с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность, исходит из приспособления по отношению к чему-то и кому-то, т.е. реальному окружению индивида.

    Причины девиантного поведения подростков

    Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

    1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап тацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
    2. Биологические причины девиантного поведения

    3. Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
    4. Патология нервной системы;
    5. Соматическая ослабленность;
    6. Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
    7. Генетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
    8. Психофизиологические, связанные с влиянием на орга низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
    9. Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционносоматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений
      ребенка в среде сверстников, коллективе.
    10. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

      Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

      Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязви мы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

      В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера.

      У подростка наблюдается два процесса развития психики : либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение .

      Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

      Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

      В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать пре имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

      Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив ного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с раз рывом связей со школой (педагогическая запущенность), веду щей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

    11. учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
    12. школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
    13. социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
    14. криминализации среды свободного времяпрепровождения.
    15. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

      Семейные причины девиантного поведения

    16. Смерть родителей;
    17. Конфликтные отношения между родителями;
    18. Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
    19. Психические заболевания родителей;
    20. Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
    21. Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
    22. Хроническая психологическая травматизация;
    23. Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
    24. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейых отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризую щийсяутверждением в семье двойной морали: для семьи —одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
    25. Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
    26. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

      Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

      Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:

    27. Дети, наши ученики выбирают поведение. Как правило, они делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
    28. Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи .
    29. Проблемы, препятствия в оказании помощи:

      1.Дисфункциональность, асоциальность семьи.

      3.Своевременный контакт с учителями

      Актуальность.
      В последнее время проблема общения с трудными детьми стала чрезвычайно актуальной.Происходит это потому, что численность трудных детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры. Если в былые годы трудными детьми становились по преимуществу

      Стоит ребенку однажды попасть в список трудных детей , часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Постоянно претендуя на проявление особого внимания к себе, трудные дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. Трудные дети всегда являются для взрослых некой загадкой то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачути впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении трудных детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

      В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
      В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.
      Девиантное поведение подростков — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет.
      Интерес исследователей к девиантному поведению подростков является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, подростки склонны к социальному экспериментированию, у них выражена эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения. Сегодня государство просто обязано оберегать, защищать своих неустойчивых молодых граждан от опасного шага, превращающего их в лиц с делинквентным поведением, в определенной мере в жертв собственного поведения, в изгоев общества.

      Общая психологическая характеристика причин и условий девиантного поведения несовершеннолетних.
      Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими несовершеннолетними и взрослыми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные и противоправные поступки, такие как прогулы занятий в школе, бродяжничество, поджоги, хулиганство, воровство и т.д.
      Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки.
      Наличие значительного контингента таких несовершеннолетних требует разработки действенных методов всестороннего изучения личности трудных подростков с целью психодиагностики и психокоррекции.

      Еще А.С.Макаренко, например, указывал, что каждому воспитателю необходимо не только знать общепринятые методы воспитания и обучения, но также и учитывать своеобразие их преломления через восприятие личности подростка – объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже давно утвердилась в русле общепсихологической теории (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.). Необходимость такого подхода к изучению личности трудных подростков диктуется в настоящее время фактами, свидетельствующими о малой диагностической и прогностической ценности разрозненных и узкоспециальных обследований, когда отдельные характеристики личности не могут объяснить целостной природы противоправного поведения. Комплексный подход представляется наиболее эффективным при рассмотрении личности подростка как сложной системы, образуемой сочетанием различных по уровню сформированности и содержанию психологических свойств и находящейся в динамике своего онтогенетического развития.

      Личность подростка – сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

      С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.

      Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци. На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе.

      В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

      Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям.

      Понятие «трудный» – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

      Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:

      1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).

      2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости(в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

      3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

      4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию.

      Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

      Психологическая работа с трудными детьми и подростками – одно из важнейших направлений деятельности практического психолога.От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.

      Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

      Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

      Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

      Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

    30. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
    31. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, Т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
    32. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

    33. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
    34. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы).
    35. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
    36. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
    37. При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

    38. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
    39. Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
    40. Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
    41. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

    В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

    Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.

    Предлагаемая разработка является руководством к ведению групповой работы с подростками, склонными к различным видам девиаций. Выбор групповой формы работы был сделан не случайно, так как она предпочтительнее индивидуальной. Это можно объяснить рядом причин:

  • позволяет бороться с мифом об уникальности;
  • снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в индивидуальной работе;
  • противостоит подростковому нарциссизму;
  • позволяет отрабатывать социальные навыки;
  • повышает самооценку;
  • развивает навыки уверенного поведения.
  • Программа имеет две цели:

  • Просветить подростков, дать им возможность получить минимальные психологические знания в наиболее значимых и важных для них областях. Это связано с тем, что причины многих асоциальных поступков часто кроются в элементарном незнании и непонимании того вреда, опасности, которую может нанести себе подросток. Проблемы межличностного общения со сверстниками или значимыми взрослыми также могут быть связаны с отсутствием понимания как психологии другого человека, так и своих собственных особенностей, поэтому просветительской работе стоит уделить большое внимание.
  • Рассмотреть на практике проблемные ситуации и способы их разрешения с помощью групповых психокоррекционных упражнений, позволяющих «здесь и сейчас» решать конкретные задачи, волнующие подростков.
  • Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  • Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
  • Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
  • Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
  • Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
  • Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
  • 1. При комплектовании группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами:

  • добровольности — подросток самостоятельно (желательно также проинформировать родителей ребенка) принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть заинтересован в личностных изменениях;
  • информативности — член группы должен заранее знать все, что может с ним произойти, а также представлять те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому целесообразно перед началом занятий рассказать учащимся, что такое групповая работа и какие результаты могут быть получены.
  • 2. Со старшими подростками предпочтительнее комплектовать гетерогенную группу.

    3. Оптимальный размер группы — до 10-12 человек, частота встреч — 1 раз в неделю (зависит от работы учебного заведения и возможностей психолога). Не рекомендуется включать в группу лиц, имеющих выраженные физические дефекты; лиц, которые сами чувствуют свою непригодность к работе в группе, и лиц, испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу.

    4. Успешность работы во многом зависит от установки и отношения психолога к подросткам. Карл Роджерс (1961) выделил следующие условия терапевтических отношений, которые применимы не только к индивидуальной, но и групповой работе:

    • Контакт. Каждый член группы должен чувствовать контакт с вами. Установление контакта — это негласное «Я вижу тебя», которое должно быть выражено.
    • Конгуэртиость. Психолог должен являться тем, кем он себя и заявляет, то есть, например, если вы сердитесь на кого-то, вы не должны делать вид, что не испытываете этих чувств.
    • Позитивное отношение. Несмотря на естественную сложность работы с подростками, вы должны стараться сохранять позитивное отношение ко всем членам группы независимо от их личностных особенностей и поведения. Умение ценить каждого члена группы — необходимое условие успешной работы.
    • Эмпатия — способность понять каждого члена группы, поддержать его и помочь ему в осознании своих сил.
    • Восприятие. Участники должны воспринимать ваш контакт, вашу конгуэртность, позитивное отношение и эмпатию, то есть необходимо, чтобы подростки видели вашу заинтересованность и заботу

    5. Помимо условий взаимодействия и установки психолога стоит напомнить и техники, применяемые при работе с группой (Роджерс, 1961):

  • Слушание. Каждый участник имеет право быть выслушанным.
  • Использование безоценочных суждений. Причем это правило распространяется не только на психолога, но и членов группы.
  • Выражение принятия. Это очень важный момент в работе с подростками. Они должны чувствовать, что их принимают такими, какие они есть.
  • Раскрытие себя. Искусство самораскрытия, по мнению психотерапевта С. Кэррел, очень сложно. «Подросткам необходимо знать вас как реального живого человека, но при этом границы отношений взрослый-ребенок не должны быть нарушены» (Кэррел. 2002. С. 68).
  • 6. Работая с подростками, необходимо помнить 4 важных правила:

  • уважение;
  • вознаграждение (не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки);
  • заинтересованность миром подростка (проявляйте искренний интерес к увлечениям, новым течениям, веяниям в подростковой культуре);
  • разумность (для групповой работы устанавливайте разумные правила и придерживайтесь их, помните слова великого педагога К. Д. Ушинского, который утверждал, что выдвигать можно лишь то требование, в выполнении которого вы можете быть твердо уверены, в противном случае ваш авторитет перед детьми будет потерян).
  • использование демократического стиля взаимодействия, основанного на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
  • избегание лекционного типа подачи материала, предпочтительнее диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
  • тщательное продумывание плана каждого занятия, его этапов, их построение с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • обязательное использование различных визуальных средств;
  • Практический блок включает в себя упражнения, в которых рассматриваются проблемные ситуации в подростковой группе и способы их разрешения. Каждое упражнение связано с решением конкретных задач, способствующих достижению членами группы как индивидуальных, так и групповых целей.

    Условия формирования группы .

    Группы подростков формируются из числа состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, участниками занятий могут стать подростки группы риска, направленные социальными педагогами после прохождения ими собеседования с психологом и диагностического обследования.
    Целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими. Диапазон возрастов не должен превышать двух лет.

    Данная методическая разработка имеет 5 блоков, 3 из которых — основные.
    1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
    Основные:
    2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.
    А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать». (Макаренко А. С. Педагогичские сочинения.Т.3,с.158).
    Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
    3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.
    После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:
    4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
    5. Заключительная часть : подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

    Основные этапы организации работы:
    1. Предварительный этап:
    — ознакомление с запросом учителей, родителей;
    — наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками;
    2. Этап первичной (вторичной) диагностики:
    — диагностика по методикам: тест на выявление акцентуации характера («Чертова дюжина» Прутченков А.С.), выявление уровня тревожности, вопросник состояния агрессии у подростков Баса-Дарки (в интерпритации Г.А.Цукерман), изучение самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) ;
    3. Этап коррекции типового плана и содержания работы.
    4. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий:
    — беседы;
    — проблемно-ориентированные тренинги;
    — упражнения по саморегуляции;
    5. Заключительный этап:
    — итоговая диагностика подростков;
    — выработка рекомендаций педагогам школы и родителям;
    — индивидуальное консультирование подростков по их запросу;
    — индивидуальная работа с родителями;
    — выступление психолога на педсовете школы;
    — подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.

    Структура тренингового занятия

    Каждое занятие имеет 3 этапа.
    Первый этап – разминка 10 минут.
    Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

    Второй этап – основной. Его продолжительность — 30-40 минут.
    Данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.
    Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

    Третий этап – заключительный – 10-15 минут.
    Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

    Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

    Состав группы
    В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве 10-15 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.
    Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.
    Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Общее в организации занятий
    Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.
    Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.
    Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.
    В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).
    Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.
    Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.
    Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

    Требования к ведущему группы
    Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.
    В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении.
    Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.
    Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

    nsportal.ru

    Это интересно:

    • У гоголя была шизофрения Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров? Скавыш В. А. (Москва), врач-психиатр высшей категории, канд. мед. наук / 2007 Гоголь действительно был болен психически? От чего умер в 1852 году? Если мне суждено заблуждаться, буду счастлив, что сама попытка найти истину окажется полезной для решения вопроса: […]
    • Отделение неврозов екатеринбург серафимы дерябиной Специализированные больницы Список организаций профильного направления: Психиатрическая больница № 3 Россия, Россия, Свердловская область, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Калинина, 13 ГБУЗ Со Психиатрическая больница № 7 поликлиника наркологического диспансера Россия, Свердловская область, Нижний Тагил, […]
    • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
    • Избыток дофамина при шизофрении Дофаминовые болезни Дофамин не наркотик, он — мотиватор. Рисунок 1. Синтез дофамина. На схеме также показаны пути синтеза других нейромедиаторов. Рисунок 2. Дофаминовые пути. Нигростриарный путь контролирует движения, мезолимбический и мезокортикальный пути вовлечены в высшие психические функции. Рисунок 3. […]
    • Из за чего случилась великая депрессия Из за чего случилась великая депрессия "Если вы до конца разобрались в нашей финансовой системе, то вы поняли, что вся она зиждется на доверии и ни на чем другом … если подрывается доверие, то все остальное подрывается очень быстро" (П. Уильям Сидмэн) "Только дураки рискуют предсказывать будущее." (Эразм […]
    • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]
    • Шкала депрессии адаптация тибалашовой Шкала депрессии адаптация тибалашовой Цель методики: дифференциальная диагностика депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или измерение степени выраженности сниженного настроения -- субдепрессии). Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева - Т. И. Балашовой. Основан на опроснике […]
    • Гебефренический тип форма шизофрении Гебефрения 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг . ГЕБЕФРЕНИЯ — (от греч. hebe юность и phren ум) […]