Причины детского аутизма теории

Причины аутизма или кто виноват?

Итак, ответ на вопрос “ Что же такое аутизм? ” остался позади и приобрел некоторые очертания. Однако, сложно говорить, что аутистический отказ ребенка от мира является простым его пожеланием, прихотью: “уйду и точка”. Это скорее вынужденное заточение. И тогда возникает следующий вопрос: “Почему? Каковы причины ухода?”. Ответ на него и по сей день пытаются найти многие ученые мира.

Все имеющиеся теории условно можно разделить на 2 полюса – биологический и психологический.

Биологически ориентированные теории основываются на том, что базовые причины развития аутизма кроются в проблемах головного мозга. Множественные исследования направлены на то, чтобы выявить отдел мозга, “ответственный” за ранний детский аутизм. Но единого мнения ученые данного направления так и не достигли.

А объяснения, используемые для подтверждения этой теории, часто звучат мало научно и не убедительно. Например, Ф. Аппе пишет в своей книге: “что-то в анатомии или физиологии мозга обуславливает его особенности, что-то, чего нет у «обычных» людей”. Учитывая, насколько конкретными и четкими являются науки, изучающие головной мозг, это доказательство теории кажется слишком размытым и не имеющим под собой веских оснований.

Еще одним опровержением данной теории, является тот факт, что исследования головного мозга детей с аутизмом часто не дают никаких сведений в пользу обнаружения у них нарушений, т.е. мозг детей с ранним аутизмом, по результатам современной аппаратной диагностики, зачастую функционирует так же, как мозг любого другого из «нормальных» детей.

Таким образом, говорить о том, что аутизм является исключительно биологически обусловленным заболеванием, совершенно, по моему мнению, не корректно.

Вторая теория аутизма – психологическая – указывает на то, что причинами ухода могут являться проблемы в раннем взаимоотношении между матерью и ребенком. То есть, аутизм – это следствие недостаточного принятия матерью ребенка, недостаточной ее чуткости к потребностям малыша. В первые месяцы жизни ребенка именно мать олицетворяет для него весь мир, и если она в силу разных причин оказывается недостаточно отзывчивой и понимающей, малыш теряет доверие не только к ней, но и к миру в целом. В этом случае отношения с миром переживаются ребенком как крайне болезненные, тяжелые, травмирующие, и единственное безопасное место он находит внутри себя самого, куда и уходит, отказываясь от взаимодействия с окружающей действительностью.

Однако, и у данной теории есть свои минусы: винить во всем только недостаточность принятия и любви со стороны матери, учитывая, что в мире так много брошенных детей, не ставших аутистами, не корректно.

Исходя из того, что все теории: будь то биологические или психологические – имеют ряд «белых пятен», объяснить которые с их помощью не представляется возможным, я вижу решение данного «спора» в объединении теорий. Что, если истина где-то между ними, и ее стоит искать во «встрече» двух противоположных теорий? Ведь аутизм является более сложным, многогранным заболеванием, нежели он представляется нам сторонниками биологического или психологического подходов.

В поисках причин аутизма не стоит пытаться найти единственно верную, ведь сколько детей, столько может быть и вариаций, сочетаний биолого-психологических причин, биографических историй, отношений. Каждый ребенок с диагнозом «детский аутизм» уникален, и в основе его заболевания лежат особые, индивидуальные обстоятельства.

И в заключение статьи мне хотелось бы отметить, что поиск ответов на вопросы: «Что? Как? Почему?» – бесспорно важен, однако не стоит забывать и о том, что в его процессе не нужно отрываться от реальных детей, которым нужны не столько ответы на эти вопросы, сколько реальная помощь, любовь и понимание.

Видов помощи, так же как и причин аутизма, много. Но большинство из них сложно назвать результативными. Помогая своему ребенку с аутизмом каждый родитель должен ответить себе на главный вопрос: «Чего я хочу для своего ребенка?». В зависимости от Вашего ответа и будут выстраиваться цели и пути помощи. Но помните: пытаясь научить ребенка социальным навыкам, нельзя забывать о том, что внутри замкнутого, аутичного ребенка живет личность, испуганная, потерянная в нашем большом мире, но многогранная и необыкновенная. И, может быть, стоит направить свои усилия на то, чтобы ответить на вопрос: как Вы можете больше понять своего ребенка и помочь ему стать более открытым с Вами?

Появление аутичного ребенка сделало вас проводником между «обычными» людьми и «особыми». Не ограничивайтесь только адаптацией малыша к окружающему миру. Воспользуйтесь возможностью познать его собственный мир, мир аутичного ребенка. Вас ждет много приятных сюрпризов!

psy-aletheia.ru

Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.

Клиника синдрома

Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания. Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса. Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево. Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит. Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения. Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов. Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

odepressii.ru

Причины детского аутизма теории

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

Каковы причины аутизма?

На этот вопрос очень трудно ответить. Со времен первого описания аутизма Каннером появились многочисленные теории, пытающиеся объяснить этиологию аутизма, однако, до сих пор причина (или причины) появления аутизма не известны.

Единственное, что точно известно, это то, что психогенная теория происхождения аутизма (так называемая теория «холодной матери»), утверждающая, что аутизм вызывается холодной, враждебной окружающей ребенка обстановкой, популярная в 1950-60-х годах, абсолютно неверна. Бруно Беттелхейм, американский психиатр, автор книги «Пустая башня: Детский аутизм и рождение собственной личности» (1967) настаивал на том, что единственное лечение аутизма состоит в том, чтобы удалить детей от их родителей. Психогенная теория не объясняет, почему другие дети в семье развиваются нормально; более того, как показали исследования этих семей, родители аутичных детей любят своих детей не меньше, чем другие родители. Эта теория и вытекающий из нее способ лечения являлись, таким образом, двойным оскорблением родителей.

Родители должны остерегаться тех специалистов, которые пытаются обвинить родителей в возникновении аутизма у их детей. Такие специалисты придерживаются устаревшей, и даже вредной, точки зрения на этиологию аутизма, и приносят еще больше страданий семьям, которые и так уже на грани отчаяния (Sullivan, 1987). К сожалению, в Украине многие специалисты придерживаются этой теории.

В настоящее время наиболее правомерной считается биологическая теория, которая рассматривает аутизм как результат поражения или дисфункции центральной нервной системы (ЦНС) (DeMeyer, 1985; Anderson, Hoshino, 1987), которое вызывает аномальное развитие мозга, хотя вопрос о характере и причине (или причинах) мозгового расстройства вызывает противоречивые мнения. Органические нарушения мозга могут быть вызваны одним или несколькими биологическими факторами такими как генетическая патология, пред-, пери- и постнатальное поражение ЦНС, вирусные инфекции, структурные или функциональные расстройства мозга, патологическая биохимия мозга и некоторые другие.

За последнее время было опубликовано несколько очень информативных статей, содержащих обзор последних исследований в области этиологии аутизма и анализирующих достижения и ограниченность различных подходов к этой проблеме (Gillberg, 1990; Cook, 1990; Naroyan et al., 1993; Bailey et al., 1996).

Далее представлены основные направления исследований этиологии аутизма.

www.autism.ru

Аутизм у детей. Симптомы, диагностика, лечение

Аутизм – достаточно серьезное заболевание, которое характеризуется нарушением у ребенка способности к общению и познаванию окружающего мира. Впервые данное заболевание было описано в 1947 году, однако оно было известно и ранее, просто именно в это время получила широкое распространение такая наука, как психиатрия.

За это время было написано огромное количество работ по изучению детского аутизма, но авторы всех этих работ никак не могут прийти к единой теории о возникновении и лечении данного заболевания.

Причины развития аутизма у детей до сих пор так и не были установлены. Существует большое количество теорий появления данного заболевания, однако ни она из них так и не нашла клинического подтверждения. Некоторые ученые считают, что основная причина появления аутизма — наследственность. У некоторых детей при сборе анамнеза можно выявить какие-то психические отклонения в поведении родителей, но чаще всего это связано с тем, что родители психологически истощены попытками бороться с заболеванием. Чаще всего аутизм развивается у детей из семей с благоприятной психологической обстановкой.

Так же психиатры пытались установить связь между появлением аутизма и очередностью рождения детей в семье. Они установили, что наиболее часто аутизму подвержен первый ребенок в семье, но также эта вероятность увеличивается с количеством рожденных детей (у седьмого ребенка по счету вероятность развития аутизма намного выше, чем у шестого).

Наиболее доказанная причина возникновения аутизма у детей — вирусная инфекция у матери во время родов. Для развития аутизма необходимы органические изменения строения головного мозга. Очень часто такие изменения возникают, если мать ребенка во время беременности перенесла некоторые вирусные инфекции (корь, краснуха, ветряная оспа). Эти инфекции нарушают процесс внутриутробного формирования головного мозга и таким образом способствуют развитию аутизма.

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

Выделяют четыре главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

  • стереотипное поведение;
  • нарушение коммуникации;
  • нарушения в социальном поведении;
  • ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).
  • Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

    Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

    У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке: покачивание головой; щелканье пальцами; хлопанье в ладоши и т.д.

    Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

    Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

    Диагностика и лечение аутизма

    К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.

    Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.

    Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.

    Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники. Если в семье были умственно отсталые, врач назначает хромосомный анализ, проводят магнито-резонансное исследование при структурных изменениях в головном мозге. В случае частых эпилептических припадков назначают электроэнцефалограмму.

    По показаниям для лечения аутизма у детей врач может назначить медикаментозную терапию. Детям с задержкой развития целесообразно назначить церебролизин, глутаминовую кислоту. По показаниям назначаются противосудорожные средства, успокаивающие препараты.

    www.promedicina.clinic

    Часть третья. Причины аутизма. Бруно Беттельхейм и «теория холодной матери»

    В продолжении рассуждений о возможных причинах. Я говорю, что причины — возможные, т.к. до сих пор нет неоспоримых доказательств правоты авторов теорий.

    Опираясь на идеи Каннера, американский психолог Бруно Беттельхейм под влиянием психоанализа развивает теорию холодной матери. Сторонники этой теории придерживались мнения о психогенной этиологии аутизма. В своей книге «Аутизм. Пустая крепость» Беттельхейм трактует вышеупомянутое высказывание Каннера следующим образом: «… единственный способ принять тезис Каннера о роли семьи в генезе этого нарушения и, тем самым, разделить его точку зрения об их неспособности завязывать отношения – допустить, что родители не могут вызвать у ребенка никакой реакции, и поэтому он продолжает пребывать в исходном аутичном состоянии».

    Беттельхейм полагает, что аутизм может возникнуть как следствие травматических переживаний, происходящих в трех различных критических периодах. Первый период приходится на шестимесячный возраст, который предшествует формированию «базового доверия» и появлению «страха незнакомцев». По мнению автора теории, дети, у которых аутизм был обнаружен именно в этом возрасте, не могли завязывать отношения с другими из-за жестокого разочарования в этом мире.

    Второй период длится от шести до девяти месяцев и захватывает стадию формирования «базового доверия». Ребенок начинает осознавать других людей как индивидов. Если он попытается в этот момент установить контакт с другим, но интересующий его человек окажется безучастным к его попыткам, то ребенок может отказаться от дальнейших попыток завязывать отношения. Не найдя другого, ребенок не может найти и себя.

    Третий период приходится на возраст от восемнадцати месяцев до двух лет. Возникновение аутизма в этот период автор теории обуславливает тем, что теперь ребенок может идти на контакт или избегать его не только эмоционально, но и физически. И теперь автор теории к уходу из эмоционального контакта с матерью добавляет эмоциональный и физический уход от мира в целом.

    Беттельхейм считал, что выход из аутизма возможен только при полной изоляции ребенка от фрустрирующей его семьи. Терапию он считал эффективной только в условиях специального интерната, где дети проживали без своих семей.

    Подход Беттельхейма к причинам аутизма и его коррекции, описанный в книге «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я», вызвал резонанс в научном мире и среди родителей детей с аутизмом. Сам Каннер в своей книге «В защиту матерей» признал ее «пустой книгой».

    www.b17.ru

Это интересно:

  • У меня уже истерический смех Истерический смех, дедлайны и улыбающийся пончик – сразу 2 «Прорыва Года» в одном интервью! Интервью в формате “Комбо”: мы попросили Викторию Никольскую и Екатерину Абрамук поделиться секретами, как они призывают музу, без какой музыки не могут жить и как подзаряжают свой внутренний «аккумулятор». Какой самый […]
  • Признаки аутизма у детей двух лет Внешние признаки аутизма у детей 2 лет Маленькие дети - такие очаровашки! Омрачает радость родителей только то, что малыши часто болеют, и ладно бы, если педиатр ставит только относительно безобидные диагнозы - ОРЗ или ОРВИ. К сожалению, заболевания бывают разные, и многие из них довольно серьезные, особенно если […]
  • Психические расстройства при соматических инфекционных заболеваниях Соматические заболевания с психическими расстройствами. Соматические заболевания, обусловленные поражением внутренних органов или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства ("соматогенные психозы"). О "соматогенном психозе" можно говорить при определенных условиях: наличие соматического […]
  • Скрытый ад депрессии гипогликемия Гипогликемия Рё диета Диета РїСЂРё гипогликемии - Saharnyydiabet.ru Диета Рё гипогликемия | форум Woman.ru Как питаться РїСЂРё гипогликемии - wikiHow Гипогликемия. Скрытый ад депрессии. Р’РёРґС‹ […]
  • Шизофрения новосибирск Шизофрения новосибирск Experienced Группа: Опытный Сообщений: 544 Регистрация: 07.11.2004 Пользователь №: 4740 1.давайте точно определим предмет разговора. Шизофрения проявляется-нарушением мышления с появлением бредовых идей. В основном это мании преследования.галлюцинации.-нарушения в эмоциональной и волевой […]
  • Хроническая форма депрессии Главные признаки, причины, методы лечения и профилактики хронической депрессии Содержание Депрессивное состояние имеет немало форм. Одной из таких форм является хроническая депрессия, которая также именуется дистимией. Это эмоциональное расстройство определяется в медицине как легкая форма депрессии. Общая […]
  • Красная нить на запястье что значит анорексия красная нить на правом запястье анорексия Считается, что если повязать ниточку красной шерсти на левом запястье, то человек гарантированно защищён от зла, которое ему могут причинить. 1. это может быть оберегом 2. стремление к анорексии (на правом запястье) как сказал человек выше меня, если она. если красная […]
  • Деменция это википедия Лобно-височная деменция Что такое лобно-височная деменция (болезнь Пика)? Лобно-височная деменция (ЛВД) - это клинический синдром, который связан с "сжиманием" лобных и височных долей мозга. Первоначально синдром был известен как болезнь Пика, название и классификация лобно-височной деменции обсуждались больше […]