Арт терапия для детей с умственной отсталостью

Арт-терапия в помощь при работе с детьми с нарушением интеллекта

Работа с детьми-олигофренами должна быть организована специальным образом: необходимы особый педагогический подход и специальные методы.

В отечественной психологии существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, арт-терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев, 1994; И.М. Сеченов, 1954; В.И. Петрушин, 2006 и другие).

Практика применения арт-терапии при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков.О.В. Боровик).

Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арттерапии так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

К основным методам арттерапии относятся – изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, лепка (пластилин и глина).

Мной в работе с детьми была выбрана лепка, поскольку во время работы с пластилином происходит осознание различных свойств пластилина, ознакомление с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, развитие точности движений рук, формирование конструктивных способностей, что особенно важно для умственно отсталого ребенка. Важно, что во время лепки из пластилина, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации.

Лепка из пластилина, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём.

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;
  • познакомить учащихся с назначением и применением пластилина;
  • обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
  • развивать эстетические представления у учащихся.

Занятия по лепке из пластилина проводятся систематически в течение учебного года. В основном используются такие виды лепки как лепка с натуры и сюжетная лепка. Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников, она предполагает достаточно большой объём работы, поскольку требуется вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями. При этом именно этот вид лепки позволяет закрепить знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

В перспективе планируется использование более сложного вида – лепки по памяти – один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти умственно отсталых детей, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета.

При обучении лепке используются наглядные методы и приемы.

Эффективными способами формирования интереса детей к арт-терапевтическим занятиям являются организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий в которых дети демонстрируют свои творческие способности. В частности, работы учеников приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Зимнее вдохновение», конкурсе «Новогоднее творчество».

Так же практикуется изготовление подарков родителям, что приносит воспитанникам эмоциональное удовлетворение.

Следует отметить, что работа с умственно отсталыми имеет свою специфику. Умственно отсталые школьники отличаются неустойчивым вниманием, неусидчивостью и низкой усвояемостью новой информации из-за проблем с запоминанием. Кроме того, возможны вспыльчивость, агрессивность, неустойчивость интереса к групповым занятиям.

Важно сказать, что именно систематическое, целенаправленное, тонкое и чуткое руководство педагога, реализующего индивидуальный подход к ребенку, является условием, обеспечивающим эффективность применения арт-терапии в работе с умственно-отсталыми детьми.

Пример арт-терапевтических занятий для умственно-отсталых детей младшего школьного возраста.

1. Лепка «Дед Мороз и Снегурочка у елки».

Цель: вызывать интерес к лепке, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска пластилина фигуры мужчины, женщины и елки, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки.

Оборудование, материалы: картинки Деда Мороза, Снегурочки, елки, пластилин, дощечки.

Предварительная работа. Рассматривание, иллюстраций к сказкам с участием Деда мороза и Снегурочки. Краткая беседа о персонажах.

Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («елка», «Дед Мороз», «Снегурочка»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей фигуры персонажей, какая форма у елки.

Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. В конце занятия ребенок с педагогом исполняет песенку про «елку».

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  2. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001. 216с.
  3. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  4. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Арт терапия для детей с умственной отсталостью

    АРХИВ «Студенческий научный форум»

    Просмотров научной работы: 6816

    Комментариев к научной работе: 1

    Поделиться с друзьями:

    Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

    Так, изотерапия позволяет человеку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результат гармоническое отношение к действительности.

    Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика по всем странам мира. В результате, на первый план выходит задача создания условий для всесторонней коррекции нарушений развития и повышения уровня адаптированности детей с умственной отсталостью.

    Существуют различные техники работы с умственно отсталыми детьми, в том числе, изотерапия. Этот подход даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — ЗПР, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами

    Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

    Актуальность данного исследования подтверждается, тем, что в последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает применение изотерапии в школьном образовательном процессе, что обуславливает выбор темы: «Изобразительное искусство у детей младшего школьного возраста в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида».

    В Российском энциклопедическом словаре изобразительное искусство — это специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.

    Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Сложную историю теоретического анализа детского рисования изложила в своем исследовании Мухина В. С.. Изучением детского рисования начали заниматься в конце XIX века, но особенно в первой трети XX века. В этот период в Германии вышли работы В. Прейера (1894), Г. Кершенштейнера (1914), В. Креча (1917), В.Штерна (1922), Г. Гартлауба (1922), К. Бюллера (1924), X. Энга (1931), Г. Фолькельта (1930), О. Краутера (1930); в Англии — Дж. Сели (1904), в Италии — К. Риччи (1911), во Франции — Ж. Люке (1927), в Польше — С. Шаумана (1927) и т. д. В России первыми исследователями детского рисунка были В. М. Бехтерев (1910), С. А. Левитин (1911), Ю.Н.Болдырева (1913). В советский период этим вопросом занимались Ф. И. Шмит (1924), А. В. Бакушинский (1925), Н. А. Рыбников (1926) и другие. В русле своих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л. С. Выготский (1956) и Д. Н. Узнадзе (1927).

    Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

    Наиболее важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.

    Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

    Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

    Большой вклад в развитие процесса обучения умственно отсталых детей внес В.Н. Синев, по его мнению, подготовка умственно отсталого ребенка к восприятию излагаемого или демонстрируемого материала является трудной и важной задачей, без решения которой, ребенок воспринимает и осознает лишь незначительную часть предъявляемого материала.

    Исследование особенностей рисунков умственно отсталых детей Т. Н. Головина разделяет на три основных блока: отражение форм предметов рисунков, отражение пространственных отношений предметов при изображении и особенности восприятия цвета и его использование в изобразительной деятельности. Каждый раздел содержит описание экспериментальных исследований, определение выявленного недостатка и обозначение путей его преодоления.

    В своих исследованиях Л. А. Аксенова пришла к выводу о том, что привлечение умственно отсталых школьников к художественно-прикладному творчеству позволит сформировать у них устойчивый интерес к художественно-трудовой деятельности, понять ее целесообразность и ощутить в ней радость и потребность.

    Проанализировав вышеуказанные исследования, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей достаточно изучена с точки зрения особенностей рисунков умственно отсталых, содержания коррекционно-воспитательной работы и методики ее проведения. Все авторы исследований указывают на то, что умственная отсталость оказывает значительное влияние на уровень развития изобразительной деятельности детей, в связи с чем, необходимо своевременная специально направленная коррекционно-воспитательная работа на занятиях изобразительным искусством.

    Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей чаще всего рассматривают в соответствии с тремя степенями их интеллектуального развития.

    При глубокой степени олигофрении (идиотии) черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности к черканию. Ребенок черкает лишь при усиленном побуждении со стороны взрослых, и если и начинает подражать действию другого человека, то очень быстро бросает карандаш. У детей-идиотов абсолютно исключается рисование, и даже возможность черкания, то есть та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности в технике рисования у нормальных детей раннего возраста.

    Имбецилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают эти действия. Особенностью большого числа имбецилов является внешняя подражательность движениям другого человека. Именно благодаря этой удивительной внешней подражательности ребенок воспроизводит рисунки других людей. Однако при изображении имбецил воспроизводит не графический образ, а действия человека, который рисовал этот образец, поэтому изображение не получается.

    Среди особенностей передачи формы изображаемых предметов детей -дебилов можно назвать: примитивность и схематичность, статичность, стереотипность изображения. Главное изобразительно-графическое средство, преобладающее у подавляющего большинства умственно отсталых учащихся — «проволочная линия». Однако такой вид графического изображения как контурный рисунок у большинства умственно отсталых школьников способен эволюционировать на протяжении обучения. Кроме этого, следует отметить способы применения симметрии в изображениях, когда дети-дебилы используют этот закон при рисовании деревьев, домов и других простых предметов, но не могут достроить заданное симметричное изображение по его половины.

    Таким образом, многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста можно частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию, занятиям с кубиками, повысить осмысленность и общую направленность деятельности. Дети — олигофрены к старшему дошкольному возрасту оказываются способными рисовать долго, с увлечением, выполнять изображения не только отдельных предметов, но и создавать рисунки по сюжетам знакомых сказок (без подсказки взрослого), а также по своему изобразительно-игровому замыслу.

    «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

    Программа коррекционной работы.

    Цели программы:

    – комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие;

    — гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

    Задачи:

    обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.

    облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.

    создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

    оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

    повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком

    Оборудование: листы А- 4,простые карандаши, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки.

    Формы работы: игра, беседа.

    Этапы работы.

    1.Подготовительный этап.

    На данном этапе осуществляется знакомство с детьми. В ходе беседы с детьми, им предоставляется информация об особенностях планируемой работы. Подчеркивается, что на занятиях не требуется наличие каких-либо художественных способностей или навыков изобразительного искусства. Так же подчеркивается, что основной акцент делается на свободном выражении участником своих переживаний и чувств, с помощью имеющихся материалов.

    Подготовительный этап включает в себя два занятия:

    Занятие №1.«Нарисуй себя»

    2. Основной этап.

    Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, чувствах, настроении.

    — Занятие №2. «Что ты сейчас чувствуешь?»

    — Занятие №3. «Лепим свой страх».

    — Занятие №4. «Монотипия».

    3.Заключительный этап.

    На заключительном этапе проходит оценка занятий, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятий, повышение самооценки, собственной значимости уверенности в себе у детей.

    Занятие №5. Тест «Несуществующее животное».

    В итоге можно сделать вывод, что рисунок является хорошим показателем уровня усвоения знаний и представлений детей, с помощью которого можно вовремя увидеть их недостаточность и проконтролировать усвоение.

    Наше исследование проходило на базе Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» с. Падинского Новоселицкого района Ставропольского края. Группу испытуемых составили дети младшего школьного возраста в количестве 4 человек. Данные дети имеют диагнозы легкая умственная отсталость. Группа была сформирована на основе педагогических рекомендаций воспитателя.

    Занятие №1 «Нарисуй себя».

    К этому занятию дети подошли очень серьезно, были активными, свое задание выполняли с удовольствием и с интересом. И в итоге мы получили следующие результаты:

    Ксюша С.- маленькие глаза говорят об избегании социальных контактов и так же девочка озадачена своими собственными мыслями, что доказывает лицо закрытое челкой.

    Андрей И.- большие уши обозначают чувствительность к критике. На рисунке отсутствует рот, что означает вялость в общении. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы.

    Сергей С.- изобразил выделенный рот, который говорит о возможной затрудненности с речью, у мальчика действительно существует такая проблема. Он нарисовал себе скованные руки, которые говорят о замкнутой личности. На рисунке присутствует шея – это наличие своего мнения. Ноги стоят на опоре, что свидетельствует о поддержке, которую чувствует ребенок со стороны взрослого.

    Дима Ш.- хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Большое количество мелких деталей на рисунке свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок. Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа.

    Таким образом, дети являются интуитивными интровертами, об этом говорят рисунки детей.

    Занятие № 3. «Что ты сейчас чувствуешь?»

    Андрей И.- изобразил дорогу домой, только все в черно-белом тоне. Это свидетельствует о том, что он скучает по своим родным и близким, которых он редко видит.

    Ксюша С.- девочка нарисовала свою семью, нарисовала всех своих родственников кроме своей мамы, потому что мама её оставила. В её рисунке преобладает розовый цвет, который означает романтичность, доброту, любовь. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но этому человеку свойственна чрезмерная чувствительность. Так же о любви и теплоте можно судить по нарисованному сердцу.

    Дима Ш.-В его рисунке идет смешение цветов. Эмоционально уравновешен. Он нарисовал то, чем бы он хотел бы заняться в данное время.

    Сергей С.- нарисовал машину. В его рисунке преобладает фиолетовый цвет — опасный. Он давит на психику, вызывает апатию. При этом фиолетовый повышает низкую самооценку. Фиолетовый выбирают люди, которым сложно реализоваться в жизни.

    Занятие № 6.«Лепим свой страх»

    Работа с пластилином для детей была интересна. Они с удовольствием вылепили из пластилина свои страхи. Фигуры, которые получились дети, говорят о том, что у всего класса страхи есть. Это обусловлено в первую очередь тем, что дети не чувствуют поддержки от своих родителей, так как они воспитываются в школе — интернате для детей сирот.

    Так же это упражнение было продуктивно, так как занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

    Занятие № 7.«Монотипия».

    В результате этого занятия дети показали себя уже не так агрессивно как на предыдущих занятиях, стали спокойнее. Задание он выполняли с большой заинтересованностью в полученном результате. Конечно, рассказ составить для них было трудно, но все же попытки были. В начале наших занятий дети стеснялись излагать свои мысли и чувства, и уже на седьмом занятии дети без стеснения могут сказать все, о чем они думают.

    Занятие № 8. «Несуществующее животное.

    Детям был предложен тест “ Несуществующее животное”. В отличие от первых рисунков у детей уже намечаются положительные результаты. Уже отсутствуют элементы, указывающие на агрессию, страхи, тревоги. И мы получили следующие результаты.

    Сергей С. — расположение рисунка в левой части листа свидетельствует об обращение человека к бессознательному. Для него характерны импульсивность, эмоциональность, акцентированность на прошлом.

    Голова, повёрнутая влево, означает человека размышляющего, переживающего. У него часто бывают приступы нерешительности, боязни активных действий.

    Сергей С. нарисовал животному рога, что означает агрессию и стремление защищаться. Но эта агрессия — ответная, а не нападающая. Ноги с корпусом тела соединены тщательно — это говорит о степени самоконтроля, об умении рассуждать, делать выводы и нести ответственность. Панцирь, — это энергия, охват разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, желание быть среди людей, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Наличие панциря — это защита от окружающих.

    Название животного юмористическое. Оно характеризует позитивное отношение к миру.

    Андрей И.- сдвиг рисунка несуществующего животного влево – социальная бездеятельность, застенчивость, выраженное чувство вины интроверсия, акцентирование на прошлом. Голова животного, повёрнута вправо, означает человека действия. Мальчик постоянно что-то задумываете и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.

    Глаза детально прорисованы, это говорит о высоком страхе. Рот изображен с зубами — агрессия. Такой человек часто огрызается, грубит.

    Андрей И. нарисовал животному рог, то это означает агрессию и стремление защищаться. Но эта агрессия — ответная, а не нападающая.

    Ноги с корпусом тела соединены тщательно- это говорит о степени самоконтроля, об умении рассуждать, делать выводы и нести ответственность. Однотипность ног говорит о традиционности, банальности, отсутствии своеобразия.

    Наличие шипов — это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная. Щит, направлен вверх, это значит, что такой человек часто сталкивается с запретами, ограничениями, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху». Наукообразные названия животного говорят об эрудиции, которую мальчик любит демонстрировать.

    Положение головы в анфас означает эгоцентризм. Страх у ребенка сильно не проявляется, потому что глаза маленькие. Уши изображены большими, что говорит о том насколько значимо мнение окружающих и зависите от него. Если вы нарисовали животному рога в сочетание с когтями на руках, то это означает агрессию и стремление защищаться. Мальчик является эмоциональным так как нарисовал тонкие маленькие ножки, что означает поверхностность, импульсивность, легкомысленность, неумение принимать решения.

    Шупальцы — это энергия, охват разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, желание быть среди людей, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Кудри — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность. Животное похоже на человека — это свидетельство инфантилизма, эмоциональной незрелости. Название несуществующего животного «звуковое», безо всякого осмысления. Это обычное легкомыслие и ничего больше.

    Ксюша С. -рисунок расположен в нижней части листа, это значит что ребенка низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие желания самоутверждаться.

    Положение головы в анфас означает эгоцентризм. Рот с зубами — агрессия. Такой человек часто огрызается, грубит. Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с когтями, щетиной, иглами). Но эта агрессия — ответная, а не нападающая. Полное или частичное отсутствие лап усугубляет следующие качества : поверхностность, импульсивность, легкомысленность, неумение принимать решения. Встречаются названия «звуковые», безо всякого осмысления. Это обычное легкомыслие и ничего больше.

    Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между применением изотерапии и динамикой уровня тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа имеет положительный эффект, так как уровень тревожности снизился. Это позволяет говорить о том, что более продолжительная коррекционная работа с детьми приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него понизится до минимума, а уверенность в себе возрастет. В ходе практических занятий произошла стабилизация психологического состояния детей и отреагирование ребенком укоренившихся аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

    Изотерапия в детских группах при работе с младшими школьниками не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения и воздействует на эмоционально-аффективную сферу ребенка, но и положительным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию, повышает самооценку младших школьников, помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя адекватную социальную компетентность личности. Эффективность программы была подтверждена результатами контрольного эксперимента.

    www.scienceforum.ru

    Элементы арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    Разностороннее изучение развития детей с нарушением интеллекта позволило получить данные об особенностях их развития в раннем и старшем дошкольном возрасте. Наблюдается ряд общих характерных особенностей, к которым относятся: незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире и нарушение речевого развития. Исследователи отмечают также, что имеется значительное отставание в психомоторном развитии. Наблюдаются общедвигательные нарушения и нарушения мелкой моторики.

    Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. В. Л. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».

    Отклонения в развитии моторной сферы детей создают определенные трудности в деятельности, особенно неблагоприятно влияют на владение навыками рисования, лепки, аппликации, развития речи. Соответственно, развитие мелкой моторики способствует успешному обучению и развитию детей.

    Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

    Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики: пальчиковые игры, игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаика, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация) и другие средства. Можно использовать различные материалы, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности.

    Среди различных видов деятельности многие дети выделяют изобразительную и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым, на мой взгляд, является рисование. Задача педагога состоит не только в том, чтобы научить учащихся рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительной деятельностью преодолеть или сгладить присущие детям с умственной отсталостью недостатки (Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д., 1985). Особенно это касается двигательной сферы, в частности мелкой моторики. Головина Т.И., Заманская И.И. и другие специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, коррекционная помощь должна быть систематической и целенаправленной.

    Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых нетрадиционных техник и приёмов. Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов и деталей нужной формы, их приближённость к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

    Изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от нормы, имеет свои специфические особенности. Следует отметить, что на эффективность обучения изобразительной деятельности детей оказывают влияние индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, обусловленные дефектом: чем глубже задержка развития, тем менее выражен прогресс в рисовании. Достигнуть положительного результата можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых и доступных к более сложным заданиям, техникам постепенно продвигаясь вперёд.

    Для развития мелкой моторики рук в своей работе, мы широко используем нетрадиционные техники рисования.

  5. рисование пальчиками и рисование ладошками;
  6. оттиск смятой бумагой;
  7. оттиск печатками из моркови;
  8. печать спичечным коробком;
  9. оттиск поролоном (можно по трафарету);
  10. техника «Паспарту»;
  11. точечный рисунок;
  12. рисование крашеной манкой;
  13. кляксография с трубочкой;
  14. монотипия;
  15. восковые мелки + акварель;
  16. свеча + акварель.
  17. Оттиск отпечатками листьев.
  18. Техника выполнения витражей.
  19. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:

    • развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, зрительно-двигательной координации;
    • развитию восприятия, пространственного мышления, памяти, внимания;
    • развитию уверенности в своих силах;
    • снятию детских страхов;
    • воспитанию устойчивого интереса к рисованию;
    • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
    • Библиографический список

      1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.
      2. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 254 с.
      3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974.
      4. Заманская И.И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению. // Дефектология — 1997. — №1.
      5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2009. — 96 с.

      www.uchportal.ru

Это интересно:

  • Что значит психическое расстройство Психические расстройства 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг . Смотреть что такое "Психические […]
  • Учебник психология депрессии Депрессия - Минутко И.Л. Год выпуска: 2006 Автор: Минутко B.Л. Качество: Отсканированные страницы Описание: Депрессия является не только медицинской, но и социальной проблемой современности. Субъективная тяжесть проявлений депрессии, тенденция к частым рецидивам этого состояния, сравнительно высокая стоимость […]
  • ГСелье виды стресса Виды стресса Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства [Гринберг, 2002]. В зависимости от природы стрессоров и характера их влияний выделяют различные виды стресса. Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание […]
  • Средство при шизофрении Финны назвали самое эффективное лекарство для шизофреников Тысячам людей во всем мире было бы легче бороться с шизофренией, если бы врачи прописывали им клозапин. Он помогает больным шизофренией жить дольше и обладает меньшими показателями смертности по сравнению с другими лекарствами. Больным шизофренией было бы […]
  • Окислительный стресс при патологических состояниях Окислительный стресс в структуре адаптационных реакций организма (рецензия на монографию Дубининой Елены Ефимовны «Продукты метаболизма кислорода в функциональной активности клеток (жизнь и смерть, созидание и разрушение). Физиологические и клинико-биохимические аспекты»– СПб.: Медицинская пресса, 2006. – 400 с., […]
  • К психологическим проявлениям стресса относится К психологическим проявлениям стресса относится ББК 88.352 УДК 159.942.5 Щ61 Оглавление Щербатых Ю. В. Щ61 Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-469-01517-3 Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В […]
  • Системные нарушения речи заикание Системные нарушения речи заикание 1. Опишите симптомы, возникающие при попытке движений языком у больных с бульбарной дизартрией. 2. Опишите симптомы, возникающие при попытке движений языком у больных с псевдобульбарной дизартрией. 3. Приведите обоснование тому, что у больных с бульбарной дизартрией появляются […]
  • Характеристика лёгкой степени умственной отсталости Характеристика лёгкой степени умственной отсталости 6. Раскройте особенности психического развития детей с синдромами умственной отсталости при врожденном сифилисе, краснухе, алкогольном синдроме плода. 7. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью, связанной с гемолитической болезнью […]