Фрустрация стресс

16. Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности Личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Селье – теория стресса:: как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных, неспецифичных реакций организма, которые подготавливают его к физической активности. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога – стабилизация (адаптация) – истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). Сила и длительность раздражителей.

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

1. нарастание напряженности;

2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

4. упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.

www.psyworld.ru

Эмоциональные состояния человека

Основные эмоциональные состояния

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

  • Основная статья: Cтресс
  • Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

    Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

    Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

    Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

    Фрустрация

    Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

    Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

    Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

    Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

    Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

    Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

    Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

    Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

    Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

    Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

    Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

    Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

    Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

    Итак, нужно запомнить следующее:

    • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.
    • Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

      • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
      • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
      • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.
      • Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

        Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:

        • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
        • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
        • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
        • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.
        • Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:

          • правильно оценить значимость событий;
          • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
          • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
          • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
          • выговориться, выплакаться;
          • послушать музыку;
          • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
          • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
          • осуществить релаксацию.
          • www.grandars.ru

            Фрустрация как форма психологического стресса

            Фрустрация как форма психологического стресса.

            Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разру­шение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объ­ективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к реше­нию задачи. Таким образом, фру­страция — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].

            Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, меша­ющий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разно­образии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:

          • Физические барьеры (причины) — стены тюрьмы, полом­ка машины на безлюдном шоссе. Преодоление данного барьера про­демонстрировал герой Т. Хэнкса в фильме «Изгой», пытаясь выжить на необитаемом острове.
          • Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение. Этот барьер может быть причиной сильных профессиональных стрессов у спортсменов и артистов ба­лета, вынужденных уходить из профессии в возрасте до сорока лет.
          • Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверен­ность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким при­мером этого барьера является, например, чрезмерно высокое пред­стартовое волнение, в результате которого даже отлично подготов­ленная презентация может закончиться провалом.
          • Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности со­циокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.

          • Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное пе­реживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:

          • агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
          • уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
          • регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отка­зываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
          • двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
          • включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).

          Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.
          Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:

        • преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
        • компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
        • отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.
        • Актуально для психологии изучение фрустрационной толерантности — устойчивости личности к воздействию фрустраторов. На адаптивное поведение в состоянии фрустрации во многом влияет родительский сценарий о том, как надо вести себя в подобных ситуациях, усвоенный ребенком в детстве. То есть, оказавшись в ситуации фрустрации, мы актуализируем те модели поведения, которые использовали наши отец и/или мать в момент переживания острого стресса.

          Рассматривая фрустрацию как острый стресс, специалисты предлагают различные методы, повышающие адаптацию к фрустрации. Например, это может быть отказ от каких-либо действий (так как в момент фрустрации мы теряем способность мыслить логически и просчитывать последствия наших действий) или использование приемов самоконтроля и техник саморегуляции. Мощным поддерживающим фактором является также составление и проговаривание формул самозащиты — кратких формул самовнушения, составленных в позитивном ключе («Я справлюсь!», «Мы прорвемся!» и т. д.).

          Фрустрационная толерантность возрастает, если, оказавшись в аб­солютно безвыходной на первый взгляд ситуации, человек начинает придумывать и искать возможные варианты выхода из нее. На дан­ном этапе даже фантастические и рискованные идеи лучше, чем мысль о том, что выхода нет.

          5psy.ru

          Фрустрация стресс

          Группа: Главные администраторы
          Сообщений: 3 234
          Регистрация: 19.8.2006
          Из: Московская обл.
          Пользователь №: 31

          [18:59:16] Кунира говорит: залезла в словари, чтобы посмотреть определения стресса и фрустрации — столько слов.
          в общем, получается, что стресс — это состояние, при котором воздействия на человека превышают его возможности саморегуляции
          а фрустрация — нормальное игровое состояние, при котором человек считает, что игровые препятствия для него являются непреодолимыми, что приводит к появлению определенных негативных эмоций

          [19:04:16] Oleg V. Matveev говорит: фрустрация = облом
          [19:04:23] Oleg V. Matveev говорит: стресс = ппц

          Группа: Пользователи
          Сообщений: 891
          Регистрация: 21.10.2006
          Из: London, UK
          Пользователь №: 109

          http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1200
          Из книги:
          Вадима Семеновича Ротенберга «Сновидения, гипноз и деятельность мозга.»

          Известно, что в основе любой отрицательной эмоции лежит

          неудовлетворенная потребность. При этом, если у животных только внешние

          препятствия мешают удовлетворению «эгоистических» желаний, для человека

          препятствиями нередко становятся воспитанные с детства и хорошо усвоенные

          социальные нормы поведения, превратившиеся в императивные социальные

          потребности. Таким образом, причиной возникновения эмоционального стресса

          у человека чаще всего оказывается внутренний конфликт между одинаково

          сильными, но взаимно несовместимыми и исключающими друг друга

          побуждениями. Согласно представлениям сторонников так называемого

          психосоматического направления в медицине, именно такой конфликт

          препятствует удовлетворению некоторых актуальных потребностей, вызывает

          стресс и обусловливает возникновение, например, язвенной болезни,

          гипертонии, стенокардии и многих других заболеваний. Спровоцировать их

          развитие могут также любые другие факторы, вызывающие эмоциональный стресс

          (например, внезапная опасность, гибель близкого человека и т.п.).

          Однако роль стресса в изменении резистентности организма и в

          возникновении заболеваний далеко не столь однозначна. Согласно

          классическому определению самого автора концепции стресса Г. Селье, стресс

          представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявляемое

          ему требование, и эта реакция направлена на преодоление возникших

          трудностей и приспособление к изменившимся обстоятельствам. Стресс в

          широком понимании — обязательный компонент жизни, он может не только

          снижать, но и повышать устойчивость организма к вредным болезнетворным

          Вопрос о том, когда и почему кончается положительное действие стресса

          и начинается отрицательное («дистресс» — истощение), — один из самых

          спорных во всей концепции. Г. Селье предложил простую схему трехфазного

          реагирования организма на любое стрессорное воздействие:

          1) реакция тревоги, отражающая мобилизацию всех ресурсов организма;

          2) сопротивление, когда благодаря предшествующей мобилизации удается

          успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями без какого-либо

          видимого ущерба для здоровья (в этой фазе организм характеризуется даже

          более высокой устойчивостью, чем вне стресса);

          3) истощение, когда слишком длительная или слишком интенсивная борьба

          приводит к снижению адаптационных возможностей организма, открывая тем

          самым дорогу развитию различных заболеваний.

          Г. Селье предполагал, что эти фазы последовательно и закономерно

          сменяют друг друга.

          Однако приведенная схема выглядит внутренне противоречивой. Как может

          продление состояния, характеризующегося повышенной устойчивостью (фаза

          сопротивления), внезапно и без всяких дополнительных условий приводить к

          снижению сопротивляемости (фаза истощения)? Представляется, что необходим

          какой-то качественный перелом, иначе мы приходим к парадоксальному выводу,

          будто положительное действие стресса само по себе переходит в свою

          противоположность. Это тем более сомнительно, что до сих пор остается

          неизвестным, какая именно материальная субстанция может истощаться в

          процессе стрессорных реакций.

          Кроме того, изложенной схеме противоречат и многочисленные

          фактические данные. Известно, что эмоциональный стресс может длиться долго

          и быть очень интенсивным, как это неоднократно имело место при массовых

          катастрофах и войнах, а число психосоматических заболеваний у лиц,

          вовлеченных в тяжелую ратную и трудовую деятельность, при этом не только

          не возрастает, но даже уменьшается.

          Давно замечено также, что напряженная и ответственная деятельность

          повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, с чем может

          быть связан относительно меньший процент заболеваемости особенно опасными

          инфекциями среди медицинских работников, занятых ликвидацией таких

          эпидемий, даже до эры профилактических вакцинаций. Так, врачи,

          самоотверженно боровшиеся с эпидемиями чумы, холеры, реже заболевали этими

          Вместе с тем соматические и психические заболевания нередко

          появляются после того, как человек достигает желанной цели (ею может быть,

          например, должность или реализация творческих планов), если вслед за этой

          «сверхцелью» не ставятся никакие другие задачи. Такие болезни получили на

          звание «болезни достижения» (назовем их «синдром Мартина Идена»). В таких

          случаях стресс в обычном понимании отсутствует и как будто бы нет причин

          для сколько-нибудь выраженных отрицательных эмоций. В то же время

          длительная и напряженная борьба за желанную цель, даже сопровождающаяся

          эпизодическими неудачами, т.е. классическая модель стресса, как правило,

          способствует сохранению физического здоровья.

          Таким образом, очевидно, что не наличие длительного стресса как

          такового и не знак доминирующей эмоции — отрицательной или положительной —

          определяют степень сопротивляемости организма. В одной из последних своих

          книг Г. Селье подчеркивает, что даже самые крупные специалисты не знают,

          почему «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем

          стресс, например, от чрезмерной физической перегрузки, приводит к развитию

          ability.org.ru

          Стресс и фрустрация

          Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — «обман», «неудача») возникло в пси­хологии в начале XX в. — гораздо раньше того времени, когда появился термин «стресс». Оно обозначает психологи­ческое состояние, которое испытывает человек, когда сталкивается с непреодо­лимой преградой, помехой на пути к важ­ной для него цели. Переживания такого рода очень неприятны и тяжелы. Причём чем сильнее было желание достичь цели, оказавшейся недоступной, тем сильнее фрустрация.

          Препятствия в реализации планов бы­вают различного характера. Это может быть психологический барьер: например, страх сделать то, что необходимо для до­стижения цели. Допустим, студент боится выступить перед людьми, чтобы защи­тить диплом. Помехой иногда становится моральная преграда, связанная с невоз­можностью нарушить правила приличия, культурные нормы или переступить через собственные нравственные убеждения. Наконец, преграда бывает просто физиче­ской: человек спешит на важную деловую встречу, но застрял в автомобильной проб­ке; человек заболел, и поэтому ему прихо­дится откладывать намеченные планы.

          В зависимости от индивидуальных осо­бенностей личности реакция на ситуацию фрустрации у разных людей различна. Многие переживают досаду, злобу, раз­дражение. Некоторые впадают в депрес­сию или испытывают отчаяние. У других возникает апатия — полное равнодушие ко всему окружающему и нежелание что-либо вообще делать. Иногда человек ста­новится совершенно неуправляемым, аг­рессивным и способен наломать дров в такой ситуации. Бывает, что в состоянии фрустрации возникает тревога или чувст­во вины.

          Есть люди более устойчивые к фруст­рации и менее устойчивые. Первые — лич­ности психологически гибкие, это мудрые люди. Они способны найти разумный выход из сложившейся ситуации. Ведь на самом деле тупиковые, безвыходные положения встречаются очень редко; как правило, возможно компромиссное реше­ние. Если же выхода действительно нет, то такие личности способны перестроить­ся в соответствии с новыми обстоятельст­вами. Устойчивость к испытаниям подоб­ного рода свойственна людям, которые более философски относятся к труднос­тям, стараются не идти на поводу у собст­венных желаний, не превращать свою жизнь в сплошную гонку за удовольстви­ями, не впадать в рабскую зависимость от амбиций.

          К фрустрации неустойчивы люди, ко­торые склонны фанатично стремиться к достижению цели. Они недостаточно психологически гибки, чтобы уметь пере­страиваться и приспосабливаться к ударам судьбы. Такие люди часто забывают, ради чего ставилась цель, в чем её действитель­ный смысл. Личности подобного склада более остро переживают невозможность добиться желаемого. Им свойственны все те бурные формы реагирования, о кото­рых говорилось выше. Опасность фруст­рации для человека этого типа состоит в том, что данное состояние мол-сет приве­сти к неврозу — психическому расстройст­ву, состоянию, близкому к помешательству. В подобном случае человеку лучше обра­титься за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Такая по­мощь, кстати, необходима каждому, кто склонен часто испытывать фрустрацию.

          Можно ли повысить свою устойчи­вость к фрустрации? Да, конечно. По­смотрите на черты характера людей, ко­торые разумно и спокойно относятся к неудачам. Приложив осознанные усилия, почти каждый может стать таким. Прав­да, не в одночасье. Что нужно для этого? Не надо слепо стремиться к однажды поставленной цели. Анализируйте свои желания, думайте о мотивах поступков (для чего вы делаете что-то или стреми­тесь к чему-то). Мотивы, цели, желания должны быть в первую очередь осознан­ными. Если они осознанны и разумны, то уже не они управляют человеком, а че­ловек способен контролировать и изме­нять собственные цели.

          Стремитесь лучше узнать самого себя, будьте откровенны с собой. Подумайте: зачем нужно добиться того-то или того-то? Потому что так полагается, так хотят родители? Потому что так делают все? Или это ваш собственный выбор?

          Скажите себе заранее: «А что будет, ес­ли я не добьюсь этого? Разве небо упадёт на землю и наступит конец света или за­кончится моя жизнь? Надо ли было вооб­ще стремиться к этой цели? Смогу ли я ис­править сложившуюся ситуацию? Есть ли другие способы решения задачи, по­ставленной мной? Можно ли отложить её решение? Переставить местами наме­ченные дела?».

          Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Отнеситесь к сложившейся си­туации с юмором. Не бойтесь вообразить весь комизм своего положения или наду­манность проблемы. Иногда от души по­смеяться над собой бывает очень полезно. Такое отстранённое отношение поможет быстрее найти выход из положения.

          Лёгкое отношение к ситуациям фруст­рации вовсе не говорит о легкомысленно­сти, отсутствии воли и целеустремлённо­сти. Ведь воля подразумевает преодоление трудностей, которое связано с осознанным выбором человека, контроль над своими желаниями, целями и поступками, умение управлять ими. А в состоянии на­стоящей фрустрации человек как раз и те­ряет всякую власть над собой.

          Стресс и фрустрация

          Фрустрация сильно отличается от стрес­са. Конечно, в жизни различные психо­логические состояния редко встречают­ся в чистом виде, и фрустрация может переплетаться с психологическим стрес­сом. Однако стресс — это состояние, на­прямую связанное с жизненно важными функциями, с выживанием. И поэтому в большинстве случаев стресс, если он сильный, поглощает фрустрацию. Когда речь идёт о жизни и смерти, тут уже не до фрустраций. Если говорят о фрус­трации, то обычно имеют в виду чело­века как личность — с её проблемами, це­лями и особенностями, а когда речь идёт о стрессе, то чаще употребляются слова «организм» и «выживание».

          Существенное отличие стресса от фру­страции состоит в том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они прой­дены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает её как опас­ную, — значит, он переживает стресс. Точ­но так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно вос­принимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.

          Таким образом, наиболее важным мо­ментом как в ситуации стресса, так и в си­туации фрустрации является восприятие конкретным человеком сложившихся об­стоятельств. Это значит, что психоло­гическая сущность любой критической ситуации во многом определяется теми личными переживаниями, которые испы­тывает человек в данном случае. И фруст­рация, и стресс на субъективном уров­не (на уровне нашего внутреннего Я) проявляются именно в переживаниях. Эти переживания в обоих случаях доста­точно сильные и эмоциональные. По-ви­димому, оттого люди часто путают разные критические ситуации.

          survinat.ru

Это интересно:

  • Лечение деперсонализации при неврозе Дереализация и деперсонализация: начальные записки истории Сходу – пишу я не ахти как интересно и наверное сложновато. Часто ухожу мыслями куда-то от сути статьи. Поэтому сразу прошу прощения за подобный стиль изложения. Однако суть – донесу до каждого, если вы столкнулись с проблемой дереализации или […]
  • Депрессия при артрозе Депрессия. Причины и лечение депрессии Глава из книги «Тайная формула здоровья». Автор - доктор Евдокименко©. Опубликована в 2013 году. Все права защищены. В этой главе речь пойдет о депрессии. Что такое депрессия, я думаю, объяснять никому не нужно. У кого она была, тот и сам знает, что это такое. У кого не было, […]
  • Артрит из за стресса Болезни на нервной почве лечение Напряжённое, эмоциональное состояние психики приводит к 80% болезней на нервной почве у человека - это мнение уже давно было высказано американскими учёными Айкером и Шмейлом. Распространенные заболевания на нервной почве Часто происходит такое, что на нервной почве начинают болеть […]
  • У гоголя была шизофрения Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров? Скавыш В. А. (Москва), врач-психиатр высшей категории, канд. мед. наук / 2007 Гоголь действительно был болен психически? От чего умер в 1852 году? Если мне суждено заблуждаться, буду счастлив, что сама попытка найти истину окажется полезной для решения вопроса: […]
  • Развитие синдрома дауна при беременности Синдром Дауна при беременности Растить ребенка с синдромом Дауна очень нелегко, так как эти дети требуют повышенного внимания, да и в дальнейшей жизни без сторонней помощи им не обойтись. Лишняя хромосома провоцирует физическую и умственную недоразвитость детей с таким диагнозом. Также у половины из них – порок […]
  • Расстройства характера и личности Менеджмент Расстройства личности. Акцентуации характера и темперамента Личность – это устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных. Личность — это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о […]
  • Депрессия от латинского 1 Депрессия • быть/пребывать в депрессии - abjectus, demissus, fractus, debilitatus, abjecto animo sum; См. также в других словарях: депрессия — Состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого […]
  • Как называется боязнь темноты фобия Пугающая тьма, или Как избавиться от никтофобии Оставаться в одиночестве в темной комнате или возвращаться домой по неосвещенной улице зачастую боятся не только дети Как утверждают ученые, каждому десятому человеку в той или иной мере свойственна такая фобия, как боязнь темноты. Многим детям, остававшимся дома в […]