Логоневроз (невротическое заикание) – двигательное невротическое расстройство, которое характеризуется нарушением плавности, темпа и ритма речи. Это связано с судорожными сокращениями мышечных волокон, участвующих в речевом акте. Данная патология является весьма распространенной в детском возрасте. Кратковременное заикание наблюдается у 4 % детей. Иногда (в 1 % случаев) заболевание имеет стойкий характер. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Критический период приходится на возраст 4-5 лет, когда происходит интенсивное формирование мышления. Риск возникновения заикания также повышается в период становления речи (2-3 года).
Приступы заикания учащаются после перенесенных инфекционных заболеваний, переутомления.
Заикание может протекать в острой форме или проявляться эпизодически. Его появлению часто предшествуют различные невротические расстройства (страхи, тики, ночной энурез, нарушения сна и др.). В дальнейшем оно может подвергаться обратному развитию или фиксироваться в виде невротического состояния с синдромом заикания, в состав которого входят различные астенические, фобические (фобия – боязнь), депрессивные расстройства и вегетативные проявления. В начальном периоде заболевания возникают тонические судороги в дыхательной и вокальной мускулатуре, позже судороги появляются в артикуляционной (ответственной за воспроизведение звуков) мускулатуре. В дальнейшем выявляются различные сопутствующие речи движения мышц лица, шеи, рук.
В подростковом возрасте еще больше обостряется реакция на речевой дефект. На основе этого у ослабленных детей с определенными особенностями характера возникает невротическое формирование личности, в структуру которого входит заикание, пониженное настроение, патологическое изменение характера.
Лечение логоневроза
Лечебные мероприятия
Если заикание связано с психической травмой, то в начале лечения рекомендуется соблюдать режим молчания на 7-10 дней с последующим постепенным включением речевой деятельности ребенка. В семье тоже должен присутствовать особый речевой режим. При этом речевая нагрузка ограничивается, речь всех членов семьи должна быть плавной, медленной, спокойной. Нельзя привлекать внимание ребенка к недостатку речи или высказывать замечания по этому поводу. Рекомендуется оберегать ребенка от психических перегрузок, переутомления. В тяжелых или затяжных случаях заикания применяется индивидуальная или групповая психотерапия, аутогенная тренировка. Все виды психотерапии проводятся с целью улучшения эмоционального состояния ребенка, преодоления страхов, формирования правильного отношения к проблеме и возможности ее решения.
Этот вид лечения начинается после стабилизации состояния и устранения невротических расстройств. При проведении логопедических занятий с ребенком логопед не должен акцентировать внимание на речевых дефектах, так как это может усилить речевое расстройство. Каждому больному подбирается комплекс специальных упражнений, которые делают речь плавной и помогают устранить заикания.
- Физиотерапия (рассмотрим ниже).
- Медикаментозное лечение:
- Невротическое (собственно логоневроз).
- Лечебная физкультура.
- седативные препараты (на основе валерианы, пустырника, мелиссы и др.);
- транквилизаторы (седуксен, элениум).
Физиотерапевтическое лечение
Лечение физическими факторами дополняет основное, помогает стабилизировать работу нервной системы, успокаивает ребенка и улучшает его психоэмоциональное состояние.
С седативной целью назначаются:
Заключение
Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Заикание у детей»:
physiatrics.ru
Электрофорез для детей при заикании
КУДА бы еще с заиканием обратиться?
а с чем электрофорез-то? на шею?
на воротниковую зону с кальцием и бромом.
Вроде так.
Мы, со свим заиканием лечемся в центре неврозов.
-А где этот центр находится?
-какой врач вас лечит?
-Какая методика лечения была?
-Какие там примерно цены?
нам в конце лета было 2 и 8, приехали в город и началось. Моргал так, что замечали все, утром чуть больше, днем поменьше, вечером опять, заикался несильно, но последние слоги почти всегда повторял. До невролога шли почти месяц, к районной не попали, попались в соседнюю поликлинику. Врач много всего прописала, но давала я только пустырник. На вопрос почему и с чего такое, она ответила почти однозначно — мало движения и выплеска энергии, ребенок все время стеснен и зажат. Через неделю купили непромокаемый костюм и до сих пор выходим побрызгаться в лужах. Все прошле где-то через месяц. Универсальных рецептов нет, но этим лекарством точно не навредите
Ну надо же, все про нас. И про моргание, и заикание.
Сыну 4,5года.
Заикается немного ( с лета еще).
Сходили в поликлинику к невропатологу.
Она назначила ЭЛЕКТРОФОРЕЗ.
и еще БАДы «Нейростабил» (фирма Арт-Лайф)- успокаивающие,на травках.
Делали Узи мозга,шеи,ЭЭГ, Допплера.
Есть небольшие смещения шейных позвонков.
Я в сомнениях, этот Электрофорез назначали кому-нибудь при похожих проблемах?
А БАДЫ кто-нибудь давал детям?
Знаю, есть Логопедический центр на 12 линии ВО,39- там кто-нибудь лечился?
Если есть смещение то сначало сходите к остеопату а уж потом можно делать и электрофорез. А БАДы я бы давать не стала, кто его знает что там.
Здравствуйте, у нас таже проблема, ребенку тоже 3,9 года .
подскажите , пожалуйста, где этот центр нервозов находиться?
Уже даже в другую группу ребенка перевели, где воспитатель с детьми разговаривает почти шопотом и довольно таки умиротверенная обстановка.
но ребенок когда очень быстро начинает говорить, то начинает заикаться, да еще и глатает слова.
К остеопату мы ходим сдвиги произошли, но пока немножко.
Тоже делали УЗГД И электро-энцефелограмму, было защемление шейных позвонков. В связи с этим обратились к остеопату. Но считаю остеопата мало , вдобавок нужен хороший логопед.
Нервопатолог тоже начначила электростимуляцию, на что остеопат не порекомендовал. Говорит мы и так легко возбудимы и активны, только усугубите ситуацию.Поэтому пока ходим к остеопату и хочу заниматься с логопедом. В связи с этим возник еще один вопрос? Сколько сейчас стоит урок логопеда?
и подскажите где находиться центр нервозов и какой там специалист?
молодцы родители! :flower:
вообще, думаю, заикание оно из-за нервов. соответственно, основное лечение — покой и умиротворенность, примерно так 🙂 т.е. если ребенка что-то напрягает, то это что-то необходимо устранить! хоят бы на время — годика на пол, не меньше. Тогда про заикание он забывает, а заодно подрастает и нервная система становится крепче. Иначе заикание может закрепиться — а тогда его очень трудно лечить 🙁
Все способы лечения заикания основаны на этом. И лекарства тоже — успокаивающие, расслабляющие и т.п. Но реальные причины — нервное состояние ребенка — родители способны понять и устранить сами, имхо.
Легко сказать устранить! Я, например, не исключаю, что невроз старшего ребенка вызван появлением младшего брата. Первые месяцы все спокойно было, а когда младший стал посигать на игрушки, территорию. Я и книжки всякие разные читала, причем еще до рождения, и объясняла, игрушки каждому свои, горшок свой, а старший все равно:»Не люблю Колю, я хочу выкинуть его в окошко» и т.д. Может мне его и вправда на полгодика выкинуть?
Попробуйте в специализированный центр Бобруйская 18 (?).
Вы туда сами ездили? Лечились там? Просто у меня личные субьективные воспоминания о встрече с заведующей и последующем телефонном разговоре :015:
2006-2009.littleone.ru
Логоневроз у детей: поможет ли физиотерапия?
Причины логоневроза
Клинические проявления
Логоневроз может иметь различную выраженность – от резко выраженных речевых дефектов, затрудняющих общение, до плавной незатруднительной речи. Заикание усиливается при волнении, эмоциональном напряжении. В привычной для ребенка, домашней обстановке, при общении с близкими и друзьями оно становится практически незаметным.
По истечению 1-2 лет дети начинают замечать свой дефект речи и стесняются его. Они отказываются принимать участие в выступлениях, стараются не говорить в присутствии посторонних. У старших детей может развиваться страх речи (логофобия), что затрудняет обучение в школе и усвоение школьной программы.
Течение заболевания имеет волнообразный характер с периодами обострения симптомов. У многих пациентов оно затяжное, но в большинстве случаев в период половозрелости заикание сглаживается или исчезает. Это связано с созреванием нервной системы и речедвигательных центров. Определенную роль играют компенсаторные механизмы. Однако у 10 % больных симптомы болезни сохраняются в течение всей жизни.
Диагностика
Диагноз «логоневроз» базируется на клинической картине, истории заболевания. Специалист осматривает и обследует ребенка. Для исключения органической патологии нервной системы при необходимости назначаются электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ и др. Врач проводит дифференциальную диагностику логоневроза с другими видами заикания, так как от этого зависит тактика ведения больных.
Виды заикания
Лечение ребенка с заиканием должно быть ранним и комплексным. Оно осуществляется в амбулаторных условиях, логопедических полустационарах. В тяжелых резистентных случаях проводится терапия в специализированных логопедических отделениях психиатрических клиник. На первом этапе выясняется причина заикания, которую нужно обязательно устранить.
Для нормализации работы артикуляционных мышц проводятся:
Логоневроз – это достаточно серьезная проблема в жизни ребенка, которая при длительном существовании приводит к психическим расстройствам. Родители должны понимать, что ждать, когда заикание «пройдет само собой», не стоит, так как справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно, а иногда и невозможно. При этом у больного может быть более тяжелая патология нервной системы. Вот поэтому при первых проявлениях заболевания необходимо обратиться к врачу, который поможет выяснить и устранить причину заикания, назначит правильное лечение.
Логопед Светлана Томилина рассказывает о заикании:
Заикание (355 просмотров)
Ребенку 3 г и 3 мес, начал заикаться месяца 2 назад, прогрессирует. Был и у невролога, у 2-х платных логопедов — меня не устроили. Информации можно больше подчерпнуть в нете, чем на консультации. У кого был успешный опыт, поделитесь, пожалуйста. Автор: Акура * Ответить
Как мама заикающегося мальчика, рассказываю.
Лечение: логопед+невропатолог+психоневролог.
Обязательно лекарства. Мой сын пьет Сонапакс постоянно, с перерывом летом 1-2 месяца. Мидокалм тоже как-то пили курсом, и еще много чего. Одним Мидокалмом не вылечить. В самом начале лечения у нас был очень тяжелый год — пили постоянно курс за курсом разные препараты, пробовали, выбирали, устраняли побочки, подбирали что лучше. А сейчас я сама знаю что дать сыну в случае обострения.
Еще мы попали в спец. лого-сад, в группу заикание. Вот это вообще супер, невролог их там контролирует, воспитатели все подготовленные, логопед каждый день, какие-то специалисты по пальчиковой гимнастике и еще много всего. Но это все в Пушкино (моск. обл.)
Вы говорите, что ребенок то заикается, то нормально говорит. Все так и есть, заикание проходит волнообразно, бывают тяжелые дни, бывают хорошие. Ухудшение наступает, например, из-за смены погоды (потепление, похолодание, дождь, снег), после праздников/утренников и др. впечатлений, болезни, ну и просто так.
Бывает, что мой сын не заикается очень долго, например он все лето отлично говорил, а вот сейчас похододало и опять начал.
Наши врачи говорят в один голос, что лучше лечить сейчас, тогда к школе все более менее устаканится. Дело в том, что заикание практически не излечимо и цель рачей — укрепить нервную систему и ребенок сможет себя контролировать и говорить всегда отлично! Я им верю! У наших логопеда и психоневролога заикались собственные дети, именно поэтому ни лечат в этом направлении, своих детей они вылечили к младшим классам школы. Хотя, как они рассказывали, вокруг все твердили, не мучай ребенка, не пичкай таблетками.
Еще про логопеда, нужен логопед-заиколог, обычный не поможет. И найдите одного хорошего психоневролога и лечитесь у одного, не надо метаться, только замучаете себя и ребенка.
Ну уж точно не до 5 лет ждать! У нас все началось 2 2,5 года, педиатр предложила ждать до 3х лет. Когда я привела ребенка в 3 года к логопеду, он только покачал головой на неграмотность врачей и родителей. С такими проблемами нужно бежать к врачам сразу.
Кстати, нам очень помогали физиопроцедуры, сейчас не делаем к сожалению, из-за того что в саду нельзя пропускать занятия, да и я на работу вышла. Направление на физио дает физиотерапевт. Мы делали электрофорез с бромом (10 сеансов) и магниты (10 сеансов). Еще рекомендуют Дарсенваль и ОЧЕНЬ помогает электросон. Как-то на форумах здесь же читала о чудесном излечении от заикания электросном. Я, к сожалению, так и не попробовала этот электросон. Процедуры рекомендуют делать раз в пол-года.
Еще ограничте телевизор, всякие развлекалки, которые возбуждают, бешеные игры. Не пугайте, не ругайте, больше любви и заботы, внимания. А еще не произносите при нем слово Заикание и при ребенке не говорите об его проблемах. Психоневролог нам советовала: ребенок должен быть сильный духом. Т.е. в играх предлагайте ему быть каким-нибудь сильным героем, у меня Илюша был Ильей-Муромцем, потом Человеком-пауком, потом Базом. Короче героем, который сильнее всех и пусть он в играх побеждает. Пусть выигрывает и в настольных играх. Хвалите его постоянно (убрал игрушки, все сьел, красиво нарисовал, помог), даже если хвалить не за что, похвалите его красивые глазки. Все это укрепляет его дух и делает сильным, ему будет легче бороться с проблемой.
Ответить
Спасибо за общую информацию Автор: Акура * Ответить
eva.ru
Помимо большого объема психотерапевтических мер воздействия на больного на разных этапах лечения применяются различные медикаментозные средства. На первом этапе коррекции заикания осуществляется ломка патологического речевого и психологического стереотипа, угасание рефлекса заикания. С этой целью проводится медикаментозный сон до 18 часов в сутки в течение 2—4 дней а затем режим молчания продолжительностью до 3 дней’ В этот период проводится общеукрепляющая те-папия К концу первого этапа в результате лечения подростки оказываются в состоянии перейти к воспитанию рефлекса плавной речи.
Второй этап представляет собой сочетание щадящего режима с активной перестройкой речи. Медикаментозное лечение состоит в применении общеукрепляющих мероприятий вместе с общеоздоровительными (санация хронических очагов, лечение сопутствующих заболеваний).
Третий, основной этап предполагает проведение активной тренировки сложных форм речи в различных, чаще в психотравмирующих, ситуациях; применяются препараты, снимающие психическое напряжение и стимулирующие психическую и речевую активность.
На последнем, четвертом этапе закрепляется полученный навык плавной речи, продолжаются все виды общеукрепляющей терапии с постепенной отменой всех лекарственных средств.
Помимо медикаментозного лечения рекомендуются и другие лечебные мероприятия, входящие в медико-педагогический комплекс.
На всех этапах дифференцированно используется ф и -зиотерапия в зависимости от клинической картины в целом и от локализации судорог в речевом аппарате. При остаточных явлениях раннего органического поражения головного мозга с признаками гидроцефалии и парезов проводится патогенетическая (дегидратационная, заместительная, тканевая и др.) терапия с йодистым калием. При повышенной возбудимости и явлениях раздражительной слабости — успокаивающая терапия, в частности электрофорез по Щербаку или Вершмелю. Электросон высокоэффективен при логоневрозах и других невротических расстройствах. Электростимуляция правого диафрагмального нерва полезна при дыхательных судорогах, электрофорез с платифиллином на оральную мускулатуру или АСМ-3 на жевательную — при артикуляционных судорогах. В качестве общеукрепляющих и успокаивающих средств также используются хвойные ванны. При снижении психической и речевой активности хороший эффект дает применение кислородных и углекислых ванн.
pedlib.ru