Литература по стрессу

Стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, ПТСР

Стресс (от англ. stress — напряжение) — 1) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г.Селье); 2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров — значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.372].

Стрессовое расстройство посттравматическое (ПТСР) (posttraumatic stress disorder) — психическое состояние человека, характеризующееся комплексом взаимосвязанных признаков (симптомов), возникающих у человека как следствие экстремального травматического стрессового воздействия. К травматическим событиям относятся: участие в боевых действиях, насильственные нападения на личность (сексуальное или физическое насилие, ограбление, групповое нападение), киднеппинг, пребывание в качестве заложника, террористические нападения, пытки, содержание в качестве военнопленных, разного рода катастрофы, ситуации, когда человеку ставится диагноз неизлечимой, опасной для жизни болезни и т.п. ПТСР может быть особенно тяжелым и длительным, когда его причиной являются действия других людей (например, изнасилование). Для определения выраженности ПТСР у человека используются специальные диагностические критерии, внесенные в американский диагностический психиатрический стандарт (DSM-IV), а также в международный классификатор болезней (МКБ-10). [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.372].

  1. Анашкина А.В. Посттравматический стресс у родителей ожоговых детей // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. — №1.
  2. Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Петрюк И.Т., Цыганенко А.Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний.- Харьков: Основа, 1995.- 276 с.
  3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. — 1996. — Т.17. — №4.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 128 с.
  5. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. — Киев: Здоров`я, 1983. — 136 с.
  6. Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб., 1996.
  7. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  8. Гринберг Дж.С. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  9. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988.
  10. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. — 1998. — № 3. — С. 50-56.
  11. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. — М.: Моск. кадровый центр, 1990. — 32 с.
  12. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 2.
  13. Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. — СПб.: Ин-т Гармония, 2001.
  14. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. — Владивосток, 1977.
  15. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.
  16. Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983.
  17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
  18. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология // Природа. — 1989. — №7.
  19. Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы // Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе: Материалы Всероссийского симпозиума. — М., 2001.
  20. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ.. — М., 1981.
  21. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. И.В. Савельевой. — М.: Шанс. — ?
  22. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.: Наука, 1970. — 200 с.
  23. Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. — М.: Радекс, 1995.
  24. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 11. — С. 2-16.
  25. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993.
  26. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.
  27. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск: Наука, 1983.- 234 с.
  28. Перес Л.Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. — М., 2001.
  29. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5.
  30. Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. — 1996. — №1-2.
  31. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапия, 2000.
  32. Работа с вторичной травмой // Конфликт и травма. Актуальные вопросы оказания помощи при травматичеких и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. — СПб., 2002.
  33. Ротштейн В.Г. Посттравматический стрессовый синдром // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М., 1999.
  34. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом. — Воронеж: НПО МОДЕК, 2000. — 176 с.
  35. Сандомирский М.Е. Личностно-типологические особенности адаптации к пенитенциарному стрессу. / Материалы Всерос. конференции по психотерапии. — М.: Ин-т психотерапии, 2000.
  36. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия. — Киев: Наукова думка, 1977.
  37. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960.
  38. Селье Г. Стресс без дисстресса. — М., 1982.
  39. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 248 с.
  40. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М.: Спорт, 1983.
  41. Спицин А.П., Камакин Н.Ф., Дуркин А.В. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // Материалы VIII Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» / Под ред. Агаджаняна Н.А. — М.: Изд. РУДН, 1998. — 510 с.
  42. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журнал ВНД. — 1998. — Т.48, вып. 3.
  43. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. — М., 1983.
  44. Стрессология — наука о страдании. — Ереван.: Изд-во Мегаполис, 1996.
  45. Суворова В.И. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  46. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981. — 232 с.
  47. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. дис. — Л., 1973.
  48. Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений — современное состояние проблемы // Психологический журнал. — 1992. — №2.
  49. Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988. — 176 с.
  50. Харитонова И.В. Дизадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе. — Автореф. дисс. канд. мед. наук. — СПб., 1997.
  51. Черепанова Е. Психологический стресс — помоги себе и ребенку. — М., 1997.
  52. Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.
  53. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. — Днепропетровск, 1997.
  54. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. — Воронеж, 2000.
  55. Эверли Д.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. — М., 1985.
  56. Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 1970. — 328 с.
  57. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция. — Л.: Наука, 1990. — 238 с.

© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Также на этом сайте Вы можете ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.

student.psi911.com

Библиотерапия: 5 книг, которые избавят от стресса и депрессии

Последние годы украинцы живут в условиях постоянного стресса — мы перегружены негативной информацией, вовлечены в изнурительные и болезненные споры и эмоционально истощены.

Думаете, мы сейчас предложим вам уединиться на тропическом острове и часами созерцать лазурную рябь волн? Отнюдь! (хотя это тоже прекрасный способ переключиться и выйти из стресса, но такая возможность есть не всегда, не везде и не у всех…) А вот взять в руки чудесную книгу и скоротать вечерок-другой, отлипнув от новостийной ленты, — может каждый.

Что почитать, чтобы «перезагрузить» свой мозг, зарядиться оптимизмом и выйти из угнетенно-тревожного или даже депрессивного состояния — рекомендует нашим читателям психолог Елена Любченко. Включите вечерком настольную лампу, заберитесь в уютное кресло, откройте первую страницу и займитесь психотерапией своей души!

Смех как лекарство

Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»

Произведение — кладезь острот и юмора. И если после прочтения первой страницы вы не начнете смеяться, не побежите в соседнюю комнату, чтобы поделиться какой-то вычитанной остротой с родными, если у вас не улучшится настроение на весь вечер и последующий день, а в течение недели вы не будете вспоминать какие-то шутки в метро или на рабочей планерке, стараясь подавить распирающие вас приступы смеха, — срочно идите к психотерапевту.

Эта и подобные ей остроумные книги («12 стульев», «Трое в лодке» и другие) рекомендованы при всех формах депрессии, хронической раздражительности, угнетенном состоянии. Потому что смех высвобождает эндорфины — гормоны счастья, которые помогают избавиться от раздражения и грусти.

К слову, исследования британских психологов показали, что после просмотра смешного фильма или прочтения веселой книги уровень раздражения у человека снижается в несколько раз. Более того, настроение испытуемых поднималось от одной мысли о том, что скоро они будут смеяться: зная, что вечером вернутся к чтению своей любимой смешной книги, в течение дня они сердились и грустили в два раза реже, чем обычно.

В погоне за просветлением

Ошо «Жизнь. Любовь. Смех»

Если вы хотите сделать остановку и «побывать во внутренних Гималаях своей души», книги таких мудрецов, как Ошо (Идрис Шах, Мастер Дзен) — это то, что вам нужно. Эти произведения помогут вам почувствовать вкус жизни, вспомнить о простых радостях бытия, задуматься о том, что «все проходит», все плохое обязательно заканчивается, а у любого испытания есть непременная положительная сторона.

Рекомендуется всем, кто застрял в негативном восприятии действительности, склонен к драматизации и потерял оптимизм. Ведь оптимизм — важная составляющая здоровья, счастливой жизни и гармоничной работы психики. Исследователи эмоционального интеллекта пришли к выводу, что оптимисты дольше живут, более удачливы в карьере, у них лучше здоровье, крепче семейные отношения, их дети лучше учатся в школе и даже оргазм у них длится дольше, чем у пессимистов! Это ли не мотивация почитать хорошую книгу, поднимающую оптимистический настрой?

Путеводитель по самопознанию

Виктор Франкл Человек в поисках смысла»

Книга потрясает каждого, кто берет ее в руки. Три года своей жизни Виктор Франкл провел в фашистских концлагерях. Его отец, мать, брат и жена брата умерли в нацистских застенках или были отправлены в газовые камеры. Автор, страдающий от голода, холода и жестокости, ежечасно ожидающий смерти, пишет о том, что жизнь стоит того, чтобы жить, а человек способен выстоять и победить в любых условиях, если он верит в себя и свою цель. классики-современники

Классики-современники

Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»

Это не только один из самых читаемых романов XXI века, но и книга-рекордсмен по снижению уровня «стрессовых» гормонов: кортизола, допамина и адреналина. Робертс писал этот роман, пребывая в заключении в одной из австралийских тюрем строгого режима, и с ювелирной точностью передал дух той Индии, которую ни один иностранец, приехав на небольшой срок, никогда и ни за что не сможет увидеть. Через описание собственной жизни автор показал душу индийского народа, его способность радоваться самым маленьким радостям, которые преподносит жизнь, способность оставаться Человеком в самые трудные минуты жизни и проявлять сочувствие и сострадание к тем, кто находится в более трудных условиях, чем мы. А еще учит способности культивировать в себе умение проявлять благодарность за оказанное нам добро.

Семейная сага

Кейт Аткинсон «Жизнь после жизни»

Этот роман — словно пузырек с витаминками надежды и оптимизатор нашей подсознательной веры в то, что человек может справиться с любым жизненным испытанием.

На долю Урсулы Тодд выпало появиться на свет в начале двадцатого века в Англии, пережить две мировые войны и умереть множество раз. С истинно английской щепетильностью драматург и историк Аткинсон дает своей героине множество шансов исправить роковые ошибки и проживать свою жизнь еще раз и еще раз, пока она не обретет идеальный сценарий. «Рождаясь на свет, попытайся вывернуться из пуповины; заходя в море, не дергай сестру за руку — она пропустит волну; стреляя в Гитлера — не медли; умирая, вспомни то место, с которого все пошло не так. Начни сначала. Приложи еще одно усилие, проживи свою жизнь целиком и сделай еще счастливой».

Вот и мы всякий раз, собираясь поддаться соблазну тоски и уныния, должны вспоминать: судьба — дерево с бесконечными развилками, и всегда существует путь, который выведет нас к свету — стоит только довериться выбору вашего третьего глаза.

m.kp.ua

Типы личности и стресс

Прежде чем мы приступим к рассказу о том, как реагируют на стресс представители всех восьми предпочтений, давайте вначале укажем несколько общих тенденций, которые часто сопутствуют стрессам у большинства типов. Первая из них может быть проиллюстрирована старой поговоркой: если вы стоите по колено в крокодилах, едва ли вы вспомните о том, что намеревались осушить болото. Иными словами, стресс нередко подкрадывается к нам незаметно, так что лишь когда мы увязнем в нем по колено, то внезапно поймём, в какую напряжённую ситуацию мы попали. В этом случае стресс будет нарастать как снежный ком до тех пор, пока мы не найдём средство остановить его – и очень скоро он может выйти из-под контроля.

Другое явление также имеет отношение к проблеме контроля, особенно в частной жизни. Одни области своей жизни мы вполне контролируем, в то время как в других оказываемся почти или совершенно беспомощными. Поэтому то, подвергнемся мы стрессу или нет, будет зависеть от того, хватит ли у нас мудрости, чтобы знать, что мы можем контролировать, а что – нет. Так, если стрессовым фактором для вас являются непростые отношения с коллегой, будет разумно, если вы рассмотрите собственное поведение, свой стиль работы и свои профессиональные обязанности и попытаетесь контролировать все эти области. Если же вы решите выместить свой гнев на сослуживцах, начнёте тратить силы на то, чтобы изменить своего коллегу или постараетесь приспособить свой стиль работы к ситуации, которая не может улучшиться, знайте: все это бессмысленно и чревато стрессами. Но вы можете отвечать за самого себя, что поможет вам держать свой стресс в соответствующих рамках. Контролировать же других вы не можете. Кстати, то же самое правило действует в отношении к любым другим аспектам нашей жизни, начиная с дорожных пробок и заканчивая необоснованными претензиями на исключительный сервис в магазине. Скажем, вы можете самостоятельно выбирать маршрут или иначе реагировать на дорожную пробку – например, включить радио или просто сделать глубокий вдох, а вот ваши гнев и стресс никак не помогут разгрузить забитый в часы пик участок дороги.

Часто стресс заключается в следующем: жизнь подталкивает нас к тому, чтобы мы действовали преимущественно на основе неприоритетных типологических свойств (или нам кажется, что она нас к этому подталкивает). Например, если вы сенсорик, который вынужден уделять необычайно много времени анализу будущего или составлению стратегического плана и лишён возможности делать то, что даёт ощутимые результаты, то вероятно, вы и в самом деле сели в экспресс до станции Стресс. Если для того, чтобы взять проблему под контроль, вы вынуждены апеллировать к неприоритетным типологическим свойствам, значит, вы уже сделали первый неверный шаг. В сложившейся ситуации вы можете действовать ответственно и успешно, но это не гарантирует вам защиты от стресса.

Итак, стресс атакует нас как минимум в четырех случаях: во-первых, когда мы пускаем его на самотёк; во-вторых, когда нам кажется, что мы теряем контроль над ситуацией; в-третьих, когда мы стремимся контролировать не те аспекты своей жизни (либо жизни других), которые следует, и в-четвёртых, когда мы вынуждены полагаться не столько на свои предпочтения, сколько на неприоритетные типологические свойства.

Учитывая все это, можно сказать, что важнейший элемент сопротивления стрессу состоит в том, чтобы знать, как наше понимание стресса и борьба с ним зависят от каждого из восьми предпочтений.

ngebooks.com

Литература по стрессу

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья».[1]

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

www.litmir.me

Стресс-серфинг
Как перестать бояться стресса и обратить его себе на пользу

Эту книгу я буквально «проглотил». Точно, подробно, предельно ясно написано, что делать со стрессом. Я давно знаю доктора Кириллова — его советы помогали и в моей непростой жизни. Готов рекомендовать его книгу всем своим пациентам к обязательному прочтению. Редкий случай, когда чтение доставит не только удовольствие, но и ощутимую практическую пользу!

Александр Мясников
к.м.н., доктор медицины США

Открывая мир стресс-серфинга, понимаешь, что «золото лежало прямо под ногами», а ты проходил мимо. Для жителей мегаполисов, таких как я, стресс стал синонимом вреда. Мы живем с этим негативным представлением, не предполагая, что стресс может быть источником энергии. Это не очередная теория с красивым названием, а практический инструмент, который я использую. Серфить и быть свободным от негатива!

Надия Черкасова
член правления Банка ВТБ24

У нас не принято ходить к психологам. Привычнее пожаловаться на жизнь в разговоре на кухне или выплеснуть агрессию в соцсетях. Это приносит облегчение, но ненадолго. Книга Ивана Кириллова для всех нас — настоящее спасение. Конкретные советы, как справиться с ежедневным стрессом и как бороться с удушающими страхами. Применяйте их, и будет нам счастье!

Большинство участников групповых и индивидуальных тренингов по стресс-серфингу отмечают, что на них больше всего повлияло осознание того, что стресса не стоит избегать и с ним не нужно бороться, что он может стать объектом любопытства и увлеченного экспериментирования. Значение этого, казалось бы, простого достижения не стоит недооценивать. Недавно были опубликованы удивившие многих результаты исследования (Keller A. et al., 2011), которое велось на протяжении восьми лет и охватило 28 753 человека. Оказалось, что если ваша жизнь полна стрессов, но вы не боитесь их, то ваши шансы на выживание немного лучше, даже чем у тех, кто живет спокойной жизнью. Зато стресс в совокупности с верой в его опасность увеличивает риск преждевременной смерти на 43%. Иными словами, не настолько опасен сам стресс, как страх перед ним.

О чем книга «Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие»

Стресс — ваша естественная реакция на любые изменения. Это универсальный механизм выживания. Сопротивляться стрессу так же бесполезно, как бороться с плохой погодой. Но у вас, как ни странно, есть выбор: бороться до изнеможения, впадать в депрессию, избегать трудностей или заставлять их работать на вас.

Стресс может стать источником энергии, вдохновения, сверхпродуктивности и даже счастья.

Уникальная авторская стратегия стресс-серфинга поможет вам развить свою эмоциональную компетентность и физическую стрессоустойчивость, овладеть навыками осознанности и аутотренинга. Вооружившись богатым арсеналом нестандартных лайфхаков и психологических приемов, вы сможете использовать стресс, чтобы улучшить качество жизни и еще стремительнее двигаться вперед и вверх.

Почему книга «Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие» достойна прочтения

Книга предлагает уникальный, авторский взгляд на проблему стресса. Суть в том, что со стрессом бороться не надо, а моменты, когда возникает стресс, следует использовать для совершенствования. Ведь стресс мобилизует энергию человека, и при должной тренировке можно научиться эту энергию направлять не на разрушение, не на пустое беспокойство, как обычно, а на созидание, самосовершенствование.

www.alpinabook.ru

Это интересно:

  • Музыка для сна от депрессии Лечение Депрессии, Невроза, Панических Атак. Красивая Целительная Музыка скачать mp3 Размер файла: 673.83 KB Битрейт: 192 Кб Слушали: 45392 Нравится: Длительность: 00:30 Лечение Депрессии, Невроза, Панических Атак. Красивая Целительная Музыка ЛЕЧЕБНАЯ МУЗЫКА ОТ НЕВРОЗА И ДЕПРЕССИИ Сеанс гипноза от панических […]
  • Слова песни но стресс Слова песни но стресс Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. Для этого нужно отправить свои контакты администратору сайта. 3. Стать спонсором или партнером сайта. Подробности можно узнать […]
  • Курсовая работа стресс и стрессоустойчивость Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость: Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости 1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма 1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и […]
  • Лечение булимии екатеринбург Лечение булимии в Екатеринбурге у специалистов высочайшего уровня в области пищевых расстройств Наша цель - научить Вас есть так, как Вы хотите и при этом иметь такой вес, который Вы хотите! Клиника восстановления пищевого поведения Анны Назаренко EATING DISORDERS RECOVERY CLINIC - это единственная в России и странах […]
  • Аутизм методики обучения Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом По данным исследований последних лет распространенность синдрома раннего детского аутизма и сходных с ним расстройств возрастает и составляет в настоящий момент 15-20 детей на 10 000 детского населения (Д. Вольф, Э. Мэш, 2003). Многие годы продолжаются исследования по […]
  • Стрессы у детей 13 лет Тревожность и депрессия Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких […]
  • Понятие стресс ввел в психологию Концепция стресса Ганса Селье Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал […]
  • Аутизм или гиперактивность аутизм или гиперактивность? Здравствуйте, сегодня ходили в ПМПК, чтобы взять направление в спец садик, отказали( у нас ЗРР). За 15-30 мин наблюдение поставили симптомы аутизма. Моему сыну 3 года 2 месяца, говорит отдельные слова на двух языках, 20-25 слов, наблюдаемся у невропатолога с 2х лет. Изначально поставили […]