Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с заиканием

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с заиканием

Известно, что овладение речью складывается из двух параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношения звуков, словарного запаса, грамматического строя речи) и формирования способности пользоваться ими в условиях устного общения.

Специальными исследованиями устной и письменной речи заикающихся детей установлено, что в большинстве случаев (около 75%) у них достаточный уровень развития языковых средств, примерно такой же, как и у нормально говорящих детей. И только у части заикающихся (около 25%) обнаруживается то или иное отставание в фонетическом и лексико-грамматическом развитии. Таким образом, большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Эти дети совершенно полноценны в интеллектуальном отношении, способны успешно усваивать учебную программу. Единственное, что отличает их от сверстников, — это заикание, которое фиксируется как на уроках, так и при общении в других условиях. Наблюдения за речью заикающихся учащихся в классе показывают, что, несмотря на значительный запас слов и различных моделей синтаксических конструкций, они испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застреваемость» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Учителям хорошо известно, что некоторые погрешности присущи связным высказываниям и нормально говорящих детей младшего школьного возраста. Это закономерное явление, сопровождающее процесс овладения связной речью. В ходе учебной деятельности, ориентируясь на речь учителя, школьники преодолевают отмеченные трудности и учатся правильно строить собственные высказывания, а также контролировать ход их развертывания.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.

Исследования последних лет дали возможность определить, чем именно вызвана типичная для заикающихся детей низкая способность использования собственных языковых средств, вскрыли связь между особенностями речевых затруднений заикающихся детей и особенностями их поведения (общего и речевого) и деятельности. Так, профессор Р. Е. Левина отмечает, что речевое общение требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Его успешное осуществление предусматривает овладение произвольным вниманием, гибкостью переключения, наблюдательностью и пр.

В чем же заключаются особенности этих двух процессов у заикающихся детей младшего школьного возраста?

Поскольку ведущим видом деятельности для школьников является учебная, изучение ее особенностей проводилось в ходе выполнения детьми различных специальных заданий, осуществляемых на программном материале, а также путем наблюдения за детьми на уроках. При этом выяснялось, умеют ли заикающиеся дети самостоятельно организовать свою работу (отмечалось время, нужное для включения в нее), доводят ли ее до конца и как используют помощь, оказываемую им учителем.

В результате изучения удалось установить, что одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость. И хотя данная особенность проявляется весьма индивидуально, в самых разных формах, именно она является наиболее типичной для большинства заикающихся школьников. Причем наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих учебную программу.

Большие затруднения испытывают также заикающиеся учащиеся при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. Так, при требовании учителя назвать два слова, отвечающих на вопрос что делать?, некоторые дети приводят предложение Мальчик делает уроки. У части детей при выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилия, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. Так, при выполнении письменных заданий отдельные учащиеся вместо распределения читаемых учителем слов мужского, женского и среднего рода в три соответствующих столбика заполняют только два из них.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?», «В каком числе содержится 3 раза по 20?», «Чему равно произведение 20×3?»

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий. Например, учитель при проверке домашнего задания дает указание — прочитать слова, с которыми нужно было составить предложение. В ответ некоторые дети начинают читать составленные с этими словами предложения. В то же время, когда учитель просит читать предложения, часть учеников читают слова.

У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы. В этой ситуации нередко бывает так: заикающиеся учащиеся либо правильно фиксируют ошибки в ответах товарищей и исправляют их, но при этом теряют свои примеры, либо вовсе не могут их уловить.

В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении «по ролям» диалогов произносят слова «своего» действующего лица либо позже, либо раньше положенного, иногда читают слова других действующих лиц.

Характерные для заикающихся учащихся младшего школьного возраста неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности. И действительно, наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых из них отмечается, например, трудность «вхождения» в работу. Такие учащиеся производят в начале работы много лишних, ненужных манипуляций, отодвигающих начало деятельности (поиск карандашей, тетрадей, перекладывание их с места на место и т.п.). При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения, такие дети «пасуют» перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления. Подтверждение изложенного находим в характеристиках учителей. Так, в характеристике Веры С. читаем: » Вера не хочет заставить себя думать и потому обращается за помощью к учителю, которая чаще всего ей не нужна».

Из бесед с родителями выясняется, что неустойчивость деятельности проявляется у заикающихся школьников и при выполнении самостоятельных заданий дома. Они не сразу садятся за уроки, без учета времени играют или читают перед тем, как начать выполнять задания. Во время приготовления уроков часто отвлекаются. Поэтому некоторые из них тратят на приготовление уроков очень много времени. Большинство нуждается в контро¬ле со стороны взрослых.

Отмечается также нестойкость интересов. Дети охотно включаются в любые занятия, но малейшие затруднения охлаждают их интерес.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на известные различия в состоянии деятельности заикающихся детей, большую роль в ее продуктивности играет ситуация, в которой эта деятельность осуществляется. Учителя и родители отмечают, что качество выполнения письменных заданий у некоторых заикающихся детей заметно улучшается не только благодаря активному руководству их деятельностью, но даже и в тех случаях, когда взрослый находится рядом и не вмешивается в производимые ребенком действия.

Родители отмечают большую разницу в поведении собственных детей в школе и дома. Если в классе поведение, а порой и речь детей отвечают необходимым требованиям, то дома они позволяют себе «расслабиться», разбрасывают где попало вещи, капризничают, слезами реагируют на справедливые требования, вполне корректные замечания, не следят за речью. При этом многие родители вспоминают, что до школы они чрезмерно опекали своих детей, старательно оберегали их от самостоятельных действий и поступков, потакали капризам.

Учебный материал усваивается отдельными заикающимися учащимися непрочно, поверхностно. Неустойчивость, неорганизованность учебной работы вырабатывают у них механические приемы выполнения заданий. Поэтому в ходе подготовки к урокам такие дети предпочитают заучить, а не осмыслить прочитанное.

Из изложенного выше вытекает практический вывод о том, что преодоление указанных трудностей должно предусматривать два направления коррекционного воздействия: организацию устных высказываний и нормализацию произвольной деятельности детей.

Исследованиями последних лет, проведенными в секторе логопедии НИИ дефектологии АПН, доказано, что наиболее эффективно дефект заикания у детей младшего школьного возраста исправляется в условиях обучения их в специальных школах. Здесь в целях коррекции дефекта используется весь учебный процесс, содержащий большие возможности как для воздействия на речевые средства, так и для преодоления отклонений в учебной деятельности. Однако посильную помощь заикающимся учащимся может оказать и учитель общеобразовательной школы.

www.portal-slovo.ru

Для дошкольников

  • Главная
  • Начальная школа
  • Заикание у детей дошкольного возраста
  • Заикание у детей дошкольного возраста и подростков: лечение, причины, как лечить с помощью игр

    Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развитияможно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

    Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

    Различают заиканиетоническое,при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

    В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

    Невротический вид дефектанаблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

    Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

    Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

    Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые детине в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

    Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

    Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речив следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детямприходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

    Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 — 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

    В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

    1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
    2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
    3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
    4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.

    Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

    Заикание у подростков

    Проблемы с речью могут впервыепроявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы.

    Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем — выбор профессии.

    Что делать?

    Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

    Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

    Как лечить самостоятельно:

    • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
    • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
    • книги читатьтакже те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
    • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
    • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
    • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
    • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
    • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
    • Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей. Причины панических атак и заикания весьма схожи.

      Материал о панических атаках здесь.

      Чего делать нельзя:

    • не стоит задавать таким детямвопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
    • ругать или стыдить малышаза дефект речи, торопить его отвечать;
    • запрещать выражение негативных эмоций;
    • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.
    • В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

      В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

      Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя «не в своей тарелке».

      Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

      Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

      В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

      Комментарии

      Комментарий *CAPTCHAЭтот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

      Заикание у детей дошкольного возраста | Статьи

      Заикание это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как правило, заикание у детей начинается в период интенсивного формирования речи.

      По статистике мальчики страдают от заикания в 3-4 раза чаще девочек. В последние годы по всеми миру наблюдается рост частоты заикания у детей, что неврологи и психологи связывают с резким возрастанием информационной нагрузки на нервную систему ребенка.

      Причины развития заикания

      Заикание — это сложное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из внешних проявлений. Поэтому заикающийся ребенок нуждается в системном коррекционном воздействии .

      Заикание — следствие воздействия различных негативных факторов.

      К таким предрасполагающим факторам относят:

    • наследственность (нервно-психические и другие заболевания родителей) ;
    • эмоциональные переживания, психотравмы, неблагоприятные условия жизни мамы в период беременности;
    • различные родовые травмы;
    • характеристики развития нервной системы ребенка;
    • особенности межполушарной ассиметрии, леворукость (у леворуких детей гораздо чаще развивается заикание по сравнению с праворукими сверстниками в силу особенностей центральной нервной системы; особенно неблагоприятно в этом отношении переучивание леворукого ребенка на праворукость) ;
    • общая ослабленность организма, заболеваемость, сниженный иммунитет;
    • психотравмы, стрессы;
    • наличие заикания у кого-то из близкого окружения (дети склонны к подражанию) .

    «Портрет» ребёнка «группы риска». Такой ребёнок отличается:

    • частой заболеваемостью;
    • относительно низкой развитостью моторных (двигательных) навыков — нечеткие, неуверенные движения по сравнению со сверстниками — или двигательной расторможенностью;
    • тревожностью, страхами, впечатлительностью;
    • высокой утомляемостью, истощаемостью;
    • низкой способностью адаптироваться к перемене условий.
    • Заикание чаще всего возникает в период становления фразовой речи ребёнка, т.к. речевая функция только формируется и наиболее уязвима. Способность мышления к фразовой речи существенно опережает возможности речевого дыхания.

      Поэтому очень важно вовремя заметить симтомы намечающегося речевого нарушения и предотвратить его дальнейшее развитие. В противном случае заикание может надолго закрепиться и стать причиной эмоциональных и коммуникативных трудностей.

      Симптомы:

    • повторения отдельных звуков, слогов, слов;
    • введение в речь дополнительных слов, подмена «трудных» слов «легкими»;
    • сопутствующие речи движения (кивки, подергивания, зажмуривание, покачивание) ;
    • страх речи (логофобия) , неуверенность — данный симптом характерен для детей более старшего возраста.
    • Заикание может обостряться в состоянии утомления или после заболеваний. Иногда заикание сопровождается другими речевыми нарушениями (дизартрией, дислалией) .

      Лечение заикания у детей

      Как было сказано выше, заикание может быть вызвано самыми различными причинами. В Центре Эмбер применяется комплексный подход для коррекции заикания.

      Диагностическую консультацию (первичный приём) проводят одновременно два специалиста — детский/ подростковый психолог и логопед. Такая форма диагностики позволяет достоверно определить индивидуальные причины появления заикания, а также представить наиболее полную картину психического и речевого развития ребенка. По итогам диагностики разрабатывается индивидуальный план занятий, который включает работу над развитием необходимых сфер психики ребенка.

      Читать материалы на близкие темы:

      Предварительный просмотр:

      Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

      Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

      Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

      В профилактике заикания выделяются три основных направления:

      1) предупреждение возникновения заикания у детей;

      2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

      3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

      Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

      Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.) .

      Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь.

      В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации.

      Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

      В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года.

      Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

      В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии) .

      Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

      Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.) .

      Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

      В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

      У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

      Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет.

      При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

      Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

      — речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

      — желательно, чтобы речь родителей была четкой;

      — нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

      — речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

      — взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

      — при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

      — ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

      Случаи раннего речевого развитияне следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

      речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

      возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

      Речевые образцы взрослых играют особо важную рольв организации речедвигательных автоматизмовтаких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений.

      Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

      Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

      В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

      Детис некоторой задержкой речевого развитиянередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.) .

      Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта) .

      В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

      У детей ссемейным левшествомполезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук.

      Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку.

      Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

      Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации) .

      Наличие заикающихся в семьеможет иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.) .

      Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

      Для детей, речь которых формируется в условиях семьи сдвуязычием(т.е. где говорят на двух или более языках) , должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение.

      Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы.

      В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

      Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

      Советы для родителей ребенка с проблемой заикания:

      1) В семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребёнку. Необходимо создавать дома условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним товарищем, изолируя от шумных, драчливых детей.

      2) Важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово «заикание». Постоянно поощряя и ободряя ребёнка, надо вселять в него уверенность в его речевых возможностях.

      3) Необходимо организовать строгий режим дня. (своевременный и достаточный сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра мультфильмов, отказ от компьютерных игр)

      4) Серьёзное внимание уделить медикаментозному лечению. Заикающегося ребёнка надо обязательно показать врачу-невропатологу, так как лечебное укрепление нервной системы является обязательным.

      5) Необходимо постоянно контролировать, чтобы ребёнок соблюдал речевые правила: — Успокойся. — Подумай, о чём ты хочешь сказать. — Набери воздух ртом и сразу начинай говорить, медленно и плавно, растягивая слова. -Если воздух закончился, набери его снова. — Смотри в глаза тому, кому говоришь.

      6) Очень хорошо при коррекции заикания использовать РЕЛАКСАЦИЮ. Родителям рекомендуется проводить релаксацию дома вечером, перед сном.

      Можно включить спокойную музыку, положить ребёнка, мягким спокойным голосом предложить ему закрыть глаза и произнести примерно такой текст : » Успокойся, отдохни, дыши спокойно, ровно, ритмично. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Ты получаешь удовольствие.

      И становится понятно- расслабление приятно».

      Далее проводятся упражнения на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора из США Джекобса. Он предложил обучать расслаблению с помощью упражнений для напряжения определённых групп мышц. Например : релаксация мышц рук- упражнение » Кулачки»(цель : учить чередовать напряжение мышц рук с расслаблением) . Поочерёдно сжимать и разжимать ладони, сопровождая словами :» Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики. «

      7) Дальше переходим к ДЫХАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ. Речевое дыхание должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы. Можно провести упражнение»Шарик»

      «Представь, что мы надуваем воздушный шарик. Положи руку на живот. Надувай живот так, будто это большой воздушный шар, плечи не поднимай. Вот так шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох) . Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (выдох)

      Далее можно провести голосовые упражнения, их можно провести сидя. Учим ребёнка мягко, протяжно произносить гласные звуки на одном дыхании, как можно дольше.

      8)И заканчиваем- аутотренингом. Его рекомендуется выполнять в позе «лотоса» с закрытыми глазами. Взрослый спокойным голосом проговаривает текст, а ребёнок повторяет : » Я спокоен. Я говорю смело и уверенно.

      Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить ещё лучше. «

      Все эти упражнения не отнимут много времени и доставят заикающимся детям большое удовольствие, а главное — пользу.

      Хочется отметить, что при соблюдении этих советов речь у заикающихся детей становится медленной и плавной, реже наблюдаются запинки судорожного характера, дети становятся более спокойными, уверенными в себе, более общительными.

      1. Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

      2. М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко » Если у ребёнка заикание»

      3. Р. Е. Левина «Преодоление заикания у дошкольников » методическое пособие под ред.

      Проблемы заикания у детей дошкольного возраста — подобные документы

      Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии. Исследование особенностей проявления заикания у детей. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.курсовая работа

      Заикание как тяжелое расстройство речи, основные причины его возникновения у детей дошкольного возраста, формы и особенности течения заболевания. Значение лечебно-педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия в преодолении заикания.курсовая работа

      История изучения проблемы заикания и причин его возникновения. Методы устранения заикания. Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников.

      Коррекция заикания с применением дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.дипломная работа

      Теоретические исследования проблемы заикания. Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания. Формы и течение, причины и механизмы заикания.

      Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.курсовая работа

      История изучения проблемы заикания в научной литературе. Программа-тренажер «BreathMaker». Формирование темпо-ритмической стороны устной речи у дошкольников. Логопедическая работа по устранению заикания.

      Процесс обучения релаксации, главные этапы.дипломная работа

      Современное комплексное исследование больных заиканием разного возраста и с различными сроками заболевания. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми. Причины возникновения патологического заикания.

      Степени и типы течения заикания.презентация

      Понятия «общение», «коммуникация», «компоненты речевого общения». Научно-теоретические основы проблемы коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Психологическое исследование детей старшего дошкольного возраста с заиканием.курсовая работа

      Значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и средства развития речи. Изучение уровня сформированности речевой готовности к обучению в школе. Разработка занятий по речевому развитию детей в процессе организации пальчикового театра.курсовая работа

      Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер, произвольного поведения заикающихся детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, подростков и взрослых. Содержание логоритмических занятий с ними. Этапы воспитания правильной бессудорожной речи.курсовая работа

      Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

      Развитие познавательной активности посредством дидактической игры.курсовая работа

      Проблема заикания в современной литературе. Классификация, типы и степени течения заикания. Основные направления комплексной психолого-педагогической работы с заикающимися.

      Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий.курсовая работа

      Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, изучение их дисгармоничного развития. Причины и проявления нарушений темпа и ритма речи и комплексный лечебно-педагогический подход к их преодолению.курсовая работа

      Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте, его условия и средства. Общая характеристика дидактических игр и упражнений. Эффективность использования дидактических игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.дипломная работа

      Теория процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры. Этапы формирования полового самосознания детей. Полоролевая социализация дошкольников.

      Практические исследования роли игры для социализации детей в условиях ДОУ.курсовая работа

      Понятие заикания и изучение подходов к оценке его клинической картины в логопедии. Невротическая и неврозоподобная формы заикания, их особенности. Подбор методики для выявления и преодоления темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников.дипломная работа

      Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, особенности и распространение речевых нарушений. Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста, применение дидактических игр и оценка их эффективности.дипломная работа

      Психологические характеристики и развитие речи детей кризиса 3-х лет. Как воспитатели справляются с детским негативизмом и отрицанием на занятиях по развитию речи. Дидактические игры и лексические упражнения как средство воспитания дошкольников.курсовая работа

      Понятие ролевой игры, ее функции и структура в учебном процессе. Характеристика умственно отсталых детей. Экспериментальное исследование формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, анализ полученных результатов.курсовая работа

      Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.курсовая работа

      Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, силу голоса и темп речи, речевое дыхание, правильное звукопроизношение. Игры и упражнения для сенсорного развития и моторики.аттестационная работа

      Другие статьи по теме:

      Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс.

      Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

      Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

      Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

      «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

      Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

      Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре.

      Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл.

      Характеристика на ребенка дошкольного возраста образец

      Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД.

      Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

      Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.

      Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жи.

      Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс.

      Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

      Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

      Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким.

      Методика развития речи детей дошкольного возраста

      Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ.

      raguda.ru

    Это интересно:

    • Раннее пробуждение при неврозе Primary Menu Почему люди страдают бессонницей? Почему люди страдают бессонницей? | Татьяна Коноплёва Статистика бессонницы неумолимо растет. Сегодня 29% мужчин, 37% женщин, 25% детей и 75% беременных женщин страдают бессонницей. Что такое сон? Во время сна у человека отключается сознание, снижается чувствительность […]
    • Заикание виды заикания Заикание. Причины, виды, лечение патологии. Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка […]
    • Перре адаптация к стрессу Регистрация или вход Забыли пароль? Для восстановления пароля введите e-mail, указанный Вами при регистрации – на него будет выслан новый пароль. Упс, в принципе, мы тут книжки читаем . умные . Чтобы получить сертификат нужно набрать более 75 баллов Читать книгу еще раз Неплохо, но могло быть и лучше. Адаптация к […]
    • Стресс лейкограмма Лейкоцитарная формула (микроскопия) При исследовании проводится подсчет различных популяций лейкоцитов – бластов, промиелоцитов, миелоцитов, метамиелоцитов, палочкоядерных нейтрофилов, сегментоядерных нейтрофилов, эозинофилов, базофилов, моноцитов, лимфоцитов. Кроме того, при микроскопии, в отличие от аппаратного […]
    • Симптомы при слабоумии Как проявляется старческая деменция? Методы диагностики и лечения Старческая деменция относится к психиатрической патологии, возникающая в преклонном возрасте, проявляется прогрессивным развитием нарушений психической деятельности. В результате подобных изменений наблюдается тотальное слабоумие с когнитивными […]
    • Клаустрофобия группа Клаустрофобия. Квесты в реальности Информация О месте: Квесты Клаустрофобии — это игра в реальности, но реальность эта совсем не похожа на ту, которая окружает нас каждый день. Вы оказываетесь на космическом корабле, на тонущем океанском лайнере, в средневековом замке или в другом необычном месте. Для того чтобы […]
    • Отделение неврозов яхрома отзывы Московское областное отделение неврозов №8 открыто в 1978 году в двух зданиях (бывшего родильного дома и бывшего детского отделения) на 75 коек (в 2010 году сокращено до 55 коек), расположенных на территории Яхромской городской больницы на расстоянии 2,5 км от основных корпусов МОПБ №9 по адресу: 141840, Московская […]
    • Заикание проходит ли Заикание не проходит само по себе. Заикание - общее название для различных нарушений ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 - 90 процентов пациентов оно начинается в 2 - 4-летнем возрасте, т. е. в момент […]