Понятие стресс фрустрация

Понятие стресса, фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое».[7, стр. 143] Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма — “общего адаптационного синдрома”[33, стр. 64]— в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.[33, стр. 70]

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, ожидание, крушение планов. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект.

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.

Причины акцентуаций характера у подростков
Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психик .

Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности
По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с .

Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб­лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у су .

www.mindcares.ru

12. Стресс и фрустрация 12.1. Стресс: его природа и стадии

Уже в 40-е гг. прошлого столетия в ряде научных работ были представлены результаты исследований стресса. Вульф (1955) определил стресс как «систему защитной реакции», когда изучал взаимодействие людей с «вредными» возбудителями.

В своих ранних работах Г. Селье акцентировал внимание на биологических аспектах стресса и описал «общий адаптационный синдром», считая, что человек, находящийся в состоянии стресса, реагирует на него благодаря «объединенному унифицированному защитному механизму».

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагопритные воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) стадия тревоги – продолжается от нескольких часов до нескольких суток и’ включает фазы шока и противотока, на фазе противотока происходит мобилизация защитных реакций организма; 2) стадия сопротивляемости – характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) стадия стабилизации состояния и выздоровление (адаптация), либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Стресс: 1) неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование; 2) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятия этих решений.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные формы эмоционального стресса, такие как импульсивная, тормозная, генерализованная приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессор: 1) фактор, вызывающий состояние стресса; 2) фактор, вызывающий изменения во внутренней среде человека или в окружающей среде.

Различают физиологические стрессоры, например чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д., и психологические стрессоры, то есть факторы, действующие своим сигнальным значением – угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Уровень стресса-адаптации зависит от характера стрессора и степени его воздействия на деятельность человека.

Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Г. Селье считал, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т. е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по Селье, являются: стадия тревоги (понижение артериального давления и температуры тела, преимущественно щелочные реакции – алкалоз, повышение кровенаполнения капилляров, функциональная деструкция желудочно-кишечного тракта, гипогликемия и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия и стадия истощения).

Стадия стресса – это проявление общего адаптационного синдрома. Начальный этап стресса – эмоциональные реакции.

В учении о стрессе Селье основную роль отводит гормонам «адаптации». Роли нервной системы уделяется мало внимания. Другая точка зрения представлена отечественной физиологией, основы которой разработаны И М. Сеченовым и И. П. Павловым, В эмоциональной деятельности анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции – чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования. При этом высшие интеллектуализированные эмоции неразрывно связаны с социально-общественными факторами – уровнем воспитания, образования и культуры. Нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-синдром по Селье) представляются в виде их промежуточных звеньев.

Термин «стресс» употребляется довольно часто, поскольку многие испытывают его изо дня в день на протяжении всей жизни. Как это ни парадоксально, но он необходим для нормального развития и выживания. Определение стресса, данное Г. Селье в 1971 г.: «Это неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование (агрессор)». Люди реагируют на жизненные события, основываясь на личном опыте и личной интерпретации этих событий. Реакция человека на стресс зависит от характера стрессора, возраста и пола, особенностей характера человека, окружающей среды. Усиление или ослабление стресса зависит от того, как каждый из нас его воспринимает.

Что же означает «неспецифическая реакция»? Например, когда человеку жарко, он потеет, когда ему холодно, он дрожит; когда человек съел много сладкого и уровень глюкозы в крови значительно повысился, благодаря «выбросу» инсулина уровень глюкозы нормализуется. Физическая нагрузка предъявляет повышенные требования к мышцам и сердцу: в связи с тем, что мышцы нуждаются в большем количестве энергии, сердце бьется чаще и сильнее, улучшая кровоснабжение мышц. Эти реакции неспецифические, поскольку наблюдаются у всех здоровых людей.

Лекарственные средства и гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, обладают специфическим действием. Однако, независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, все эти «агенты» предъявляют организму требования к перестройке. Это требование неспецифично, т. е. состоит в адаптации (приспособлении) к возникшей трудности, какой бы она ни была. Кроме специфического эффекта все воздействующие на человека «агенты» вызывают также и неспецифическую потребность – приспособиться к функции восстановления нормального состояния. Эти функции независимы от обычного (специфического) воздействия.

Неспецифические требования, предъявляемые организму воздействием, и есть сущность стресса.

Трудно себе представить, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль, радость вызывают одинаковые биохимические процессы. Однако исследования показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Стресс отрицателен и положителен, одновременно конструктивен и разрушителен. С одной стороны, помогает людям достигать максимального успеха, в то же время постоянно изнашивает организм человека. Стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма (адаптации). Любая нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

Способность организма поддерживать состояние относительного баланса или сохранять равновесие внутренней среды (гомеостаза) лежит в основе физиологического способа адаптации.

Чем больше жизненное значение действующего на организм раздражения, тем больше выражена эта реакция, которая может быть местной или системной. Стресс проявляется специфическим синдромом, который Селье назвал адаптационным. Этот синдром имеет три стадии, или фазы: тревоги, резистентности и истощения. Теория Селье помогает понять роль эндокринных механизмов в психогенных реакциях. К сожалению, она недостаточно связывает эндокринные механизмы с нервными.

Г. Селье выделял два типа физиологической реакции на стресс. Локальный адаптационный синдром и общий адаптационный синдром.

Примером локального синдрома является – остановка кровотечения в результате свертывания крови, заживление раны, местная боль и воспаление. Локальный адаптационный синдром позволяет восстановить гомеостаз в определенной части тела.

Физиологическая реакция на стресс всего организма в целом – общий адаптационный синдром, он состоит из нескольких фаз:

1. Фаза тревоги. При этой фазе человек пытается противостоять воздействию стрессора с помощью гормональных и нервных реакций, подсказывающих ему выбор типа поведения.

2. Фаза сопротивления. Возникает если действие стресссора продолжается.

3. Фаза стабилизации. Возникает в случае прекращения действия стрессора, сопровождается нормализацией функции нервной и эндокринной систем.

Следует отметить, что если стрессор продолжает действовать, то возможно развитие заболевания или психического расстройства. Человек теряет способность сопротивляться, физиологические реакции истощаются. Под влиянием интенсивного стресса реакция тревоги, фазы сопротивления и истощения быстро сменяют друг друга.

Помимо физиологических, возможны психологические адаптационные реакции, помогающие человеку противостоять стрессору. На действие стрессора человек реагирует тревогой, напряжением и фрустрацией.

Психологические адаптивные формы поведения – это тоже механизм адаптации к стрессу, они ориентированы либо на выполнение какой-либо задачи, либо на самозащиту, т. е. защиту собственного «Я».

Психологические адаптивные формы поведения, ориентированные на выполнение задачи, предполагают способность человека к решению проблем. Например, атакующее поведение, избегание стресса, компромиссное поведение. Эти формы поведения помогают человеку противостоять стрессору, устраняя или преодолевая его либо физически, либо эмоционально.

Поведение, ориентированное на самозащиту, обеспечивает психологическую защиту от стрессора на подсознательном уровне.

Формы поведения, ориентированные на самозащиту:

Компенсация: человек отвлекает себя от какого-либо недостатка, акцентируя свое поведение на достижениях в других областях. Так, пианист, лишенный возможности музицировать вследствие травмы кисти, становится прекрасным экскурсоводом.

Конверсия: подсознательное подавление тревоги, вызвавшей «эмоциональный конфликт», и попытка объяснить себе этот «конфликт» симптомами, не имеющими видимых органических причин. Например, пациент, имеющий онкологическое заболевание, но не желающий признать это, объясняет слабость переутомлением и другими подобными причинами.

Отрицание: сознательный отказ признать наличие стрессора, который может вызвать невыносимую эмоциональную боль. Например, человек отказывается верить, что с его близким случилось несчастье.

Смещение: «выплескивание» на кого-то или на что-то связанных со стрессовой ситуацией эмоций, мыслей или желаний. В частности, человек, ухаживая долго за тяжелобольным родственником в домашних условиях, находясь с ним как бы в социальной изоляции, может нагрубить врачу или сестре, считая их виновными во всем.

Идентификация: подражание в поведении качествам и действию другого человека, например, дети часто подражают родителям, друзьям.

Регрессия: противостояние стрессу действиями и типом поведения, заимствованным из предыдущего этапа развития. Так, если человек в детстве испытывал чувство гнева, засыпал после этого и долго спал, то и во взрослом состоянии делает тоже самое.

Различные люди вырабатывают различные способы и методы эмоциональной разрядки, ухода от затянувшихся отрицательных эмоций после конфликтов, неприятных событий, фрустраций. Каковы могут быть механизмы действия, преимущества и недостатки различных методов эмоциональной разрядки? Здесь необходимо иметь представление о физиологии стресса. Допустим, с человеком произошло неприятное событие, он не находит себе места, он рад отвлечься, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося. При этом можно выделить три физиологических механизма подобного состояния.

1. В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Для успокоения необходимо ликвидировать, разрядить эту доминпнту или создать новую, конкурирующую. Различные отвлекающие приемы такие как чтение книг, просмотр фильмов, переключение на занятие любимым делом и т. д. направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, занятие, на которое пытается переключиться человек, тем легче ему создать конкурирующую доминанту.

2. Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под его влиянием надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект – сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, это может проявиться головной болью, сердечным приступом, затрудненностью дыхания. Именно в эту фазу подготовляются условия для интенсивной мышечной нагрузки, однако современный человек обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. А для нейтрализации гормонов стресса лучший помощник мышечная нагрузка.

3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Необходимо снизить для человека значимость несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации. Оптимальным способом является взаимодействие с ситуацией: постараться разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться и т. д., а если это невозможно, то необходимо логически переоценить значимость ситуации.

Способами успокоения могут быть: общение с близким человеком, когда можно как говорят, «излить душу» – разрядить очаг возбуждения, переключение на другую тему; переключение на деятельность; отыскание путей разрешения ситуации или снижение ее значимости.

Следует сказать, что различные исследования выявили некоторые стрессоры, возникающие у пациента при госпитализации и в течение заболевания, а также стрессоры, возникающие у персонала. Если пациент в период предоперационной подготовки получает всю необходимую информацию о цели и ходе предстоящей операции, течении послеоперационного периода, то его напряжение и волнение сводятся к минимуму.

Многие исследователи изучали стресс на различных уровнях организации: физиологическую, психологическую, социальную. Они утверждают, что человек должен уметь определять стрессоры, влияющие на функционирование организма или изменяющие окружающую обстановку. Дело в том, что сведения о предстоящих событиях могут уменьшить напряжение, вызываемое неизвестностью.

Окружающая обстановка часто является стрессовой пациента. Пациенты, госпитализированные для хирургического вмешательства, как правило, испытывают чувство страха и беспокойства, потому что воспринимают операцию как угрозу.

Чтобы справиться со стрессорами, необходима психологическая помощь. Нужно давать человеку возможность высказаться по поводу своих тревог, помочь ему сформулировать ближайшие и отдаленные цели ухода.

Можно перечислить некоторые поведенческие реакции, свидетельствующие о наличии стресса у человека: непрерывное хождение вперед-назад; снижение активности (пассивность, длительное пребывание в одной позе и т. п.); изменения в повседневной жизнедеятельности (например, снижение аппетита, нарушение работы кишечника); изменение восприятия реальности и социальных взаимоотношений; изменение отношения к работе.

В условиях лечебного учреждения стрессорами могут быть изоляция от обычного окружения, большой поток информации, чрезмерный шум, изменение привычного жизненного стереотипа и т. п. Часто стрессором становятся манипуляции сестры, выполняемые без объяснения причин и целей,

Физиологические показатели стресса: повышение или понижение артериального давления, учащенные пульс и дыхание, расширенные зрачки, потные ладони, холодные кисти и стопы; поникшая поза, усталость; плач; тошнота, рвота, понос; изменение аппетита, вздутие живота, изменение массы тела; изменение частоты мочеиспускания; патологические изменения при лабораторных, инструментальных и аппаратных исследованиях; беспокойство; трудное засыпание и частое пробуждение.

Психологические показатели стресса: тревога, депрессия, вялость; злоупотребление лекарственными средствами; изменение привычек, связанных с питанием, сном, любимым занятием; психическое истощение, потеря самоуважения, раздражительность, отсутствие мотивации, эмоциональные вспышки и частая плаксивость; снижение работоспособности и качества работы, склонность к ошибкам, забывчивость, ухудшение внимания к деталям, рассеянность, грезы, неспособность сосредоточиться на выполнении задания, прогулы, учащение болезней, апатия, потеря интересов, подверженность несчастным случаям.

scibook.net

Стресс и фрустрация Чшмаритян Самвел Сергеевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Чшмаритян Самвел Сергеевич. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.07. — Ереван, 1990. — 123 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 9

1. Определения и модели стресса. 10

2. Эволюция концепции фрустрации 43

ГЛАВА II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СТРЕССЕ И ФРУСТРАЦИЙ 61

I. Аффилиацйя при стрессе и фрустрации: возрастныеаспекты. 62

2. Психическая защита: некоторые педагогические и возрастные аспекты. 80

Введение к работе

Актуальность темы. Разворачивающаяся перестройка оказывает все.большее воздействие на обстановку в нашей стране»на.социальные, национальные и личностные отношения, на более полное раскрытие потенциала личности. Для анализа социально-психологических аспектов перестройки немаловажную роль играет.разработка проблем просоциального поведения личности при стрессе, фрустрации и других социальных ситуациях. Разработка педагогических аспектов связей аффилиации, стресса и фрустрации может способствовать как реформе школы, так и поднятию культуры общения людей.

Степень разработанности проблемы- Проблема .выработки общей теории о стрессе возникла в послевоенные годы. Многие специалисты по стрессу как в Советском Союзе, так и за рубежом исследуют самые различные аспекты этого многоликого и сложного явления. Особенно хорошо разработаны медицинский,, физиологический и биохимический аспекты стресса (Г.Селье, Л.Леви, Л.Китаев-Смык). С того момента», когда понятие стресса стало психологическим термином, началась научная полемика между различными психологическими школами и направлениями.

Цросоциальное поведение личности — залог выживания человечества. Аффилиация, как просоциальное поведение и признак адап-тированности и социализированности личности, исследуется впервые. Возрастные аспекты аффилиации при стрессе и фрустрации также ис еледуются впервые.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение общих закономерностей и возрастных особенностей просоциального поведения личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях. Пель определила задачи исследования!

— анализировать предложенные до настоящего времени все основные концепции стресса и фрустрации;

— выяснить педагогическую применимость этих концепций;

— категориально сравнить стресс и фрустрацию;

— выявить изменение аффилиации — как просоциального поведения — при стрессе и фрустрации в различных возрастных группах»

Методологической основой исследования являются основные положения марксистской психологии / /, теория социально-психической адаптации личности / , /. Использованы методы социологического опроса /I, , , /, проективные методы исследования личности /8, , , , , » /.

Научная новизна диссартдтуконного исследования. Впервые проведено исследование аффилиации личности при различных проблемных ситуациях в различных возрастных группах» Вскрыты корреляции между возрастом человека и его аффилиационной направленностью в стрессовой и фрустрирующей ситуациях. Данную работу следует рассматривать как социально-возрастное исследование, в русле развитиятвозрастной. социальной психологии.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем разработаны пути развития новой психологической дисциплины — возрастной социальной психологии, а также на конкретном материале — на материале исследования возрастных аспектов аффилиации, стресса и фрустрации — определены и рассмотрены педаго-ітаческие- и. возрастные стороны этой дисциплины.

Практическая значимость исследования. Диссертация является. частью тематики научных исследований, цроводимых в Отделепсихологии Института -философии и права ІН АрмССР и может послужить основой для дальнейшего углубленного изучения психологических проблем аффилиации, стресса, фрустрации и их возрастных особенностей. Разработанный метод изучения аффилиации при стрессе и фрустрации использовался и используется автором в ученических, студенческих и других аудиториях для выявления как групповой динамики аффилиации, так и ее индивидуальных особенностей. Составленным нами Опросником можно работать в группах людей, выше II- лет, а также индивидуально. Полученные результаты могут быть использованы в школьной психологической службе, при научной организации труда учителей, для повышения эффективности их труда, для улучшения социально-психологического климата школьных педагогических и классных коллективов. По Опроснику школьный психолог и учитель могут изучить класс, учеников, выявить их индивидуальные особенности. Знание индивидуальных особенностей учащегося необходимо для определения и подбора правильной тактики психологического воздействия со стороны.педагога.

Основные, положения, выносимые на зашиту.

Решение поставленных в диссертации задач позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. С подросткового до зрелого юношеского возраста.етепень аффилиации в среднем константно падает по мере роста возраста. Чем выше возрастная группа, тем стремительнее растет отрицательная аффилиация в фрустрирующих ситуациях. Чем выше возрастная группа, тем больше шансов падения положительной аффилиации в фрустрирующих ситуациях.

2. Во всех возрастных группах степень положительной аффилиации при фрустрации по сравнению с фоном резче падает, чем при стрессе. Фрустрация больше, чем стресс, разрушает аффилиацию.

3. ЕСТЬ Определенный ТИП ЛИЧНОСТИ, у.КОТОРОЙ ВЫСОК-ОПТИ мальный уровень фрустрации, вследствие чего при фрустрации усиливается ее аффилиативная направленность.

4. Парни — лет в .фрустрируадих ситуациях потенциально ив общем более толерантны, чем их сверстницы.

Структура л гпгійртял . Цели и задачи диссертации предопре » делили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав (два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы ( наименований) общим объемом в страницы. В диссертации 6 таблици 4 схемы.

Основное содержание работы. В первой главе — «Стресс и фрустрация? концептуальный анализ» — рассматриваются все основные, предложенные до настоящего времени.концепции стресса и фрустрации, анализируются их возрастные аспекты, а также их педагогическая применимость,

В первом параграфе — «Определения и модели стресса» — все существующие определения и модели стресса сгруппированы в четырех группах, в зависимости от того, к какому психологическому направлению они относятся, в русле какого психологического направления то или иное определение сформулировалось. Этими группами и, соответственно, направлениями являются: бихевиористическая, интер- и трансакционистская, психоаналитическая, марксистская. В каждой группе имеются свои подгруппы, а некоторые виды определений стресса занимают среднее место иявляются промежуточным звеном вышеуказанных групп. Всеобщий анализ и оценка видов определений стресса важны по той простой причине, что многие из них, являющиеся взаимодополнением друг друга, объясняют различные стороны одного и того же явления. В советской психологической литературе можно встретить два типа определения стресса: а) определения, берущие в основу «ситуацию», т.е. ситуативные определения стресса; б) определения, вытекающие из общепринятого определения Г.Селье ( г.). Такой точке зрения придерживаются В.Мерлин, В.Суворова, Л.Китаев-Смык, Б.Вяткин и др.

Во в тором параграфе — «Эволюция кондеппии фрусугряпии» -.. мы коротко обратились к истории развития теории фрустрации, представили положения марксистской теории этого явления, а также ее социально-педагогическое применение» Теория фрустрации прошла три периода развития, психоаналитический, бихевиористический и марксистский, В работах советских психологов, посвященных феномену фрустрации (Н.Д, Левитов, А.А.Налчаджян, М.А.Мкртчян), дана критическая оценка исследованиям зарубежных авторов и выдвинута концепция фрустрации, основанная на принципах марксистской психологии. Марксистская теория фрустрации имеет ряд особенностей, выгодно отличаясь от других тем, что в ней учтены: связь фруст-рирующей и проблемной ситуации; связь фрустрации с.изменением самосознания личности; связь фрустрации с мотивацией личности. Сравнив различные концепции фрустрации, мы пришли к выводу, что марксистская теория фрустрации гибка, точна, практична, успешно применима в педагогической и возрастной психологии.

Глава 2 — «Возрастные особенности психической адаптации личности ПРИ стрессе fl фрупт ат » «. является экспериментальной частью исследования и состоит из двух.параграфов В первом параграфе — «АМшшатт ПРИ стрессе и йрустрапиш возрастные аспекты» — рассматриваются изменения аффилиации личности при стрессе и фрустрации в трех возрастных группах. Понятие «аффилиация» мы понимаем в самом обычном его значении -чувство близости, стремление к общению, к контактам.с другими людьми. Коннотация всегда положительная: аффилиация — это такое близкое общение, которое предполагает сотрудничество, товарищество, дружбу, любовь. Мы понимаем ее как просоциальное чувство и стремление к нормальному близкому социальному общению, С целью исследования зависимостей аффилиации от различных психических состояний в различных возрастных группах мы составили опросник (см, в тексте) из девяти вопросов. Опросник выясняет изменения степени аффилиации людей при стрессе и фрустрации. Вопросы Ш I,

4, 7 «нейтральны» и являются фоном исследования, Jttfc 2» 5, 8 предоставляют стрессовые ситуации» а Ш 3» 6, 9 — фрустрирующие. Субъекты отвечают на эти вопросы и свободны в своем выборе: по- . ложительно, отрицательно или нейтрально (уход от ответа), Анонимность гарантирует искренность. Опросник основывается на проективном методе исследования личности» который.многократно подтверждал свою высокую валидность и надежность. Результаты эксперимента обнаруживают ряд закономерностей и корреляций, существующих среди трех переменных — аффилиации, стресса и фрустрации -. в трех возрастных группах (подростковой, юношеской и зрелой юношеской). Результаты отражены в положениях, выносимых на защиту.

Во втором параграфе — «Психическая зашитаі некоторые педагогические и возрастные аспекты» — анализируется труд учителя как форма деятельности, названная «выгоранием» (К,Маслах)• На основе теории Т.Холмса и Р.Рея о влиянии на человека долговременных стрессоров и теории Р.Лазаруса о воздействиях кратковременных стрессоров, обнаруживаются различные стороны учительского труда. На материале по проблеме взаимоотношений «учитель — классный коллектив» обсуждаются вопросы психической защиты личности в проблемных ситуациях. Педагогические рекомендации указывают, на применение выводов по экспериментальному исследованию аффилиации при стрессе и фрустрации. Выдвигаются гипотезы о.соматической защите психической адаптации и ее возрастных-особенностях, о некоторых возрастных аспектах психической: защиты личности.

В заключении, подытоживается теоретическое и экспериментальное исследование возрастных аспектов аффилиации, стресса и фрустрации, а также выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Определения и модели стресса

А. Еихевиористичеокие определения. В самом бихевиоризме также нет общепризнанного определения стресса, В нем существуют различные принципы определения, в зависимости от того, на какую часть ставится ударение в единой цепи «стрессор — стрессовая реакция — последствия», Бихевиористические определения тем самім распадаются на три подгруппы.

а) Определения, основанные на стимуле Это означает, что сторонники такого объяснения стресса считают, что существование стрессора окружающей среды предполагает ответную стрессовую реакцию организма.

б) Определения, основанные на ответное ра/у ирт организма, т.е. существование стрессовой реакции означает, что существует также и стрессовая ситуация.

в) Определения, основанные на тчете РОЛИ как отимула-стрес сора, так и ответной рйя тущ организма (в зарубежной литературе

их кратко называют определение «стимул ответ»).

а) иуевиористические определения стресса, основанные на стимуле. Приведем примеры по этому виду определения. «Стрессом называется любое вмешательство, которое на любом уровне нарушает функционирование организма и создает ситуацию, от которой организм, естественным образом, стремится избавиться 1 /165, с.602; 147, с.92/. «Стресс — это любое состояние или любая ситуация, которая создает напряженность и напряжение» /156, с.1259/. «Стресс

— это такой стимул, который угрожает организму» /138, с.565/.

Основная идея такого объяснения стресса состоит в.том, что стресс нечто происходящее не в человеке, его организме, а с человеком. Например, один из представителей исследования стресса по обсуждаемому аспекту Ч.Саймондз еще в 1947 году недвусмысленно писал: «Нужно понять раз и навсегда, что стресс (у летчиков)

— это то, что происходит с человеком, а не то, что происходит в человеке; это ряд причин, а не симптомов» /по: 26, с.26/.

Несмотря на то, что эта бихевиористическая модель часто удовлетворяет основным требованиям некоторых областей науки -физиологии, инженерной психологии, эргономики, в ней существует ряд просчетов и допущений, к обсуждению которых мы переходим, (Некоторые из нижеприведенных замечаний относятся и к другим видам бихевиористических определений, которые не будут повторены при их анализе).

Еихевиористическое определение типа «стимул» не разграничивает и не разделяет понятия «стресс» и «стрессор», что и приводит к путанице в терминологии. Вместо понятия «стрессор» ис пользуется «стресс», а под понятием «стресс» понимается всего лишь физическая (соматическая) и психическая напряженность. При таком подходе стресс отождествляется со стимулом отрицательного характера, вследствие чего акцентируется только разрушительное воздействие стресса.

Определение стресса типа «стимул» берет свое начало в физических науках, в частности, механике: оформлялось в области эргономики и инженерной психологии и испытало влияние физических наук, в особенности, виден отпечаток закона іука об эластичности /см,135, с,21/, Поэтому, такое определение механически объясняет стресс. Оно не учитывает роли интериоризации, внутрипсихи-ческих процессов, личностных различий при восприятии стрессора. История психологии показала, что бесплодны попытки выведения психического из физиологического или же поэлементарного наложения психических процессов на нервные. Психические процессы тем более несводимы к законам механики.

Определение стресса типа «стимул» противоресит еще одному важному факту. Согласно этому определению, если отстранить стресс-стимул, то его влияние на организм, т.е. напряженность человека, будет отодвинуто, и стресс исчезнет. Если состояние, свободное от внешнего стимула, лучшее, то почему пассивное, лишенное дея

.- ІЗ тельности состояние и одиночество, когда внешние стимулы отсутствуют или минимальны, не благоприятны для личности и приводят ее к стрессовому состоянию, тут заметен и другой недостаток определения типа «стимул», свойственный также другим бихевиорис-тическим определениям: отождествляются понятия «внешний стимул» и «стресс» (имеется в виду «стрессор»). Ясно, что не все стимулы являются стрессорами, а иногда отсутствие стимула служит стресс-сором,

Эволюция концепции фрустрации

Швейцарский психиатр и психолог Э.Блейлер исследовал амбивалентность чувств, при фрустрирующих ситуациях и анкциозных состояниях личности. Он также анализировал механизм защиты «Я» при шизофрении и других патологических отклонениях личности, описывая особенности аутистического мышления.

В концепции австрийского психолога и психиатра О.Ранка, а также Е.Дойч, решающим фактором развития личности является страх, вызванный травмой рождения. Человеческая психика, по О.Ран-ку, изначально травмирована мучительным актом рождения, разрывом с природой, образующим корень психического /169/. Образно говоря,. на протяжении всей своей жизни человек находится в травмированном, глубоко фруетрированном состоянии. С развитием культуры личность приобретает все более сублимированные формы поведения и внутри-психической жизни дай возвращения в «потерянный рай» (т.е» во внутриутробное состояние) и с целью преодоления іруетрированного состояния /см.: 157/. Садизм и мазохизм в концепции СВанка являются врожденными свойствами индивида, и ими объясняются агрессия и агрессивное поведение личности.

А.Фрейд исследовала феномен фрустрации в контексте защитного поведения личности. В своей концепции о защитных механизмах А.Фрейд все время подчеркивает мысль о том, что психоанализ с точки зрения психотерапии всегда исследовал «Эго», т.е. придерживался принципа реальности /ср.: 101, с.59-60/. Основываясь на принципах психоанализа, выдвинутых З.Фрейдом, А.Фрейд развивает теорию о защитных механизмах личности. У З.Фрейда защитные механизмы выполняют функцию снятия внутреннего конфликта.. Развивая мысли З.Фрейда, А.Фрейд выдвигает идею о том, что защитные механизмы также характеризуют- уровень адаптированноети личности /ср.: 62, с. 27/. Если по З.Фрейду психологические защитные механизмы врожденны, то А.Фрейд рассматривает их и. в качестве продуктов развития и научения. Значит, защитные механизмы функционируют также при разрешении социогенных конфликтов. В работе А.Фрейд описаны и разработаны десять защитных механизмов /120; 121/.

Понятие «напряжение» в коншештаи я Фпейігя.. Теперь мы должны остановиться на одном, очень важном для данного исследования вопросе. Это вопрос фрейдовского понимания «напряжения» и влияния этого понимания на бихевиористические исследования. Этот вопрос является частью проблемы человеческой мотивации» исследование которой переплетено почти со всеми областями психологии.

Постановка проблемы мотивации» безусловно, принадлежит психоанализу. Бихевиоризм» изучавший поведение человека и сразу подхвативший эту проблему» стал толковать ее с точки зрения своих собственных принципов. На формирование проблемы мотивации в бихевиоризме также повлияла ассоциативная школа в психологии. Таким образом, за рубежом образовалось» в основном, два подхода к изучению мотивации личности: психоаналитический и ассоциативно-бихевиористический, которые диаметрально противоположны.

Основоположник психоанализа З.Фрейд пользовался термином «снижение напряжения», по крайней мере, в двух значениях (о чем он ничего не упомянул), что не учитывалось бихевиоризмом.

Использование З.Фрейдом этого термина в первом значении представим на примере: «Большая часть чувства неполноценности вытекает из отношения «Я» и «Сверх-Я» как чувство вины» как выражение напряжения между ними» /123, с,833/,

Такое использование понятия «напряжение» связано с психоаналитической идеей о том, что в человеке существует некая психическая энергия в виде напряжения /123» с,733/, являющаяся источником деятельности человека (так называемая энергетическаятеория в психологии), Это напряжение в человеке» дающее ему энер- гию, у З.Фрейда часто связывается, а иногда отождествляется, с сексуальным напряжением /123» с,603-606/. А в более широком смысле это — либидо (ср. понятия «либидо». и.» эрос»). личность стремится снизить напряжение, дать ему выход, освободиться от существующей или накопленной в себе энергии. В результатеснижения или стремления к снижению этого напряжения происходят действия человека.

Аффилиацйя при стрессе и фрустрации: возрастныеаспекты

Исследование возрастных особенностей аффилиации при стрессе и фрустрации является одной из задач формирующейся .дисциплины -возрастной социальной психологии. Экспериментальное изучение возрастных особенностей просоциального .поведения может стать, ступенью в создании теории о социально-психической зрелости личности. Такая направленность исследований может способствовать также и развитию теории о социально-психической зрелости группы. Нами сделан первый шаг в экспериментальном исследовании возрастных аспектов аффилиации — как одного из признаков социализированности, морального развития и психической зрелости личности- при различных социальных, стрессовых и фрустрирующих ситуациях.

А филиацию мы понимаем в самом обычном ее значении — чувство близости, стремление к общению, к контактам с другими людьми. Коннотация всегда положительная: аффилиация — это такое близкое общение, которое предполагает сотрудничество, товарищество, дружбу, любовь. Мы понимаем ее как просоодальное чувство и стремление к нормальному близкому социальному общению. В данной работе мы будем пользоваться понятием «отрицательная аффилиация» в качестве антонима аффилиации или же «положительной аффилиации» Некоторые психологи, в частности Г.Мэррей, предполагали, что существует базальная потребность аффилиации /158/. Сам Мэррей пользовался этим понятием для обозначения человеческой потребности быть вокруг других людей, социализироваться, дружить, сотрудничать /171, с.466/. А.Маслоу развил эту идею в своей гуманистической теории психологии личности /151, 152/.

В рефлексологической психологии В.Бехтерева также, содержатся интересные идеи о явлениях, по сути близких аффилиации /5/. В частности, мы имеем в виду его попытки распространить на социальные и психические явления действие закона всемирного тяготения, а также его идею о существовании психического взаимотяготения как инстинкта.

До того, как изложить ход проведенного нами эксперимента, следует провести категориальное сравнение четко недифференцированных понятий стресса и фрустрации.

Категориальное сравнение стресса и.йруотрашш. Понятия, «стресс» и «фрустрация», как мы уже показали в предыдущем разделе, многозначны и широко используются в различных областях науки. Во многих работах по стрессу необоснованно расширяется понятие стресса» сужается понятие фрустрации или же они путаются и используются произвольно /138; 170/.

Но есть и другая сторона вопроса. В.западной психологии подсчитана частота употребления слов, обозначающих эмоций и эмоциональные состояния, в 200 нейтральных научно-психологических текстах. Помимо ряда результатов, выяснилось, что «фрустрация» повторяется 39 раз, в то время, как «стресс» — 4 раза /171/ Даже по частоте употребления, чисто статистически, в психологической литературе понятие «фрустрация» превосходит понятие «стресс».

Мы различаем три группы сходств и различий стресса и-фрустрации: а) историческая; б) семантическая; в) феноменологическая.

а). Сравнительно-исторический анализ стресса и фрупт рятдщ. Отрасли науки, исследовавшие стресс и фрустрацию, были различны. Стресс исследовался эндокринологией и физиологией,.а фрустрация -психологией. По той. причине, что оба явления связаны с адаптацией человека и с ее защитными функциями, в науке появилась тенденция связать их, причем с той целью, чтобы использовать методы исследования различных отраслей науки для изучения обоих явлений.

Но из-за методологической необоснованности И- терминологической неадекватности возникла необоснованная тенденция включать фрустрацию в понятие стресса и считать ее частным проявлением стресса. При таком подходе не учитывается спефицика фрустрации.

www.dslib.net

Это интересно:

  • При булимии толстеют Анорексия, булимия, ожирение и диеты Кто сказал, что от булимии полнеют. This topic contains 8 replies, has 7 voices, and was last updated by rinna 4 years, 4 months ago. Кто сказал, что от булимии полнеют. Болею булимией уже почти год, до этого была анорексия. Сама не заметила, как подцепила эту \”болячку\”, я […]
  • Специальная школа для детей с умственной отсталостью Учреждения для детей ОВЗ Сопровождение детей с ОВЗ Центр развития и коррекции речи "Ваш ребёнок" Адрес: ул.Кирова, 24, тел. 8-951-183-6603 Кузбасский региональный РЦППМС Адрес: ул.Шункова, 16 а, тел. 37-56-83, 36-87-64 МАОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья" Адрес: ул.Кирова, 82А, тел. (3843) […]
  • Психические расстройства у людей пожилого возраста Психические отклонения в старости Не надо думать, что старость неизбежно связана с ухудшением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу. Не все болезни от возраста Наличие хорошего […]
  • 33 малый и крупный бизнес проблемы взаимоотношений стратегическое управлениеи планирование Крупный и малый бизнес. Разница между крупным бизнесом и малым бизнесом Создание успешного нового бизнеса - трудная задача, особенно когда новой компании приходится конкурировать с крупными, хорошо зарекомендовавшими себя предприятиями. Хотя малые предприятия и крупные компании […]
  • Приемы психологической защиты от стресса Глава 7. Приемы психологической защиты Приемы психологической защиты Человек может осознанно или неосознанно выбирать ту или иную стратегию защиты из описанных выше, а также комбинировать их. К примеру, если он уходит, хлопнув дверью, он использует стратегию бегства (прерывание контакта) и при этом демонстрирует […]
  • Учителя и стресс Стресс в профессиональной деятельности учителя Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно […]
  • Стрессы современной молодежи Беречь от стресса нужно… молодых Мы нередко слышим призывы поберечь людей преклонного возраста от стрессов: "Ему нельзя волноваться, он человек пожилой". Но ученые предупреждают — наименее устойчивы к стрессу, как ни странно, молодые люди в возрасте от 18 до 33 лет. Причиной такой закономерности психологи называют […]
  • Лечение неврозов депрессии Депрессия и невроз: выход есть! Потеря интереса к жизни, безысходность. При депрессии и неврозе мир воспринимается только в мрачных тонах, и кажется, что нет выхода. Однако справиться с ним можно, и для этого есть эффективные технологии, утверждает руководитель и основатель Клиники Московского института […]