Профилактика невроза у школьников

Невроз у школьников

За последнее время учебная программа в школе усложнилась в разы. Помимо школьных уроков дети посещают дополнительные занятия, занимаются с репетитором, учатся в музыкальных школах, ходят в спортивные секции. Ребенок не всегда может справиться с непомерной умственной, физической и эмоциональной нагрузкой.

Причины невроза у школьников

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.
  • Симптомы невроза

    В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

    К физиологическим симптомам можно отнести:

  • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
  • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
  • Головная боль и головокружение;
  • Спазматические боли;
  • Слабость, повышенная утомляемость;
  • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.
  • Психологические симптомы невроза:

    • Частые перепады настроения;
    • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
    • Страхи;
    • Раздражительность и агрессивность;
    • Угнетенность, подавленность;
    • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.

    Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста

    Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

  • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
  • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
  • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
  • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
  • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.
  • Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.

    Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

    Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

    • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
    • избавляет от повышенной возбудимости
    • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
    • schoolofcare.ru

      Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика

      Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

      К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

      Виды неврозов в детском возрасте

      В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

      В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

    • Невроз навязчивых состояний. Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.
    • Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

      Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

    • Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
      1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.
      2. Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.

        Дети, страдающие неврастенией — плаксивы и раздражительны.

        1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.
        2. Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

        3. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
        4. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
        5. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, конъюнктивит вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.
        6. Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

        7. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм, разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
      3. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).
      4. Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

      5. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.
      6. К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

        1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
        2. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.
        3. При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

        4. плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
        5. тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
        6. зацикленность на конфликтной ситуации;
        7. снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
        8. повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
        9. трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
        10. повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.
        11. myfamilydoctor.ru

          Что такое школьный невроз

          Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Нервность может сопровождаться множеством симптомов: раздражительностью, капризностью, беспокойным сном, невропатией, неврозом. Нервным ребенок может быть от рождения, а может стать таким впоследствии.

          Сложность заключается в тесной взаимосвязи, с которой сталкиваются родители: ведь часто нервность – результат плохого воспитания, а воспитывать нервного ребенка сложно. Таким образом, симптомы школьного невроза нарастают, а взрослые не знают, какими методами воздействовать.

          О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.

          • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
          • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
          • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
          • Здоровья Вам и Вашим близким!
          • Развитие школьных неврозов может происходить под влиянием неблагоприятного психологического климата. Классическими проявлениями заболевания являются безосновательная агрессивность, отказ ходить в школу.

            Зачастую педагоги не осознают всей силы негативного воздействия, которое оказывается на психику детей, когда на них кричат, обращаются нетактично, используют назидательную интонацию. Между тем, доказано, что спокойный тон наиболее эффективен при общении.

            Сухомлинский, изучавший школьные неврозы на протяжении нескольких лет, пришел к выводу, что все дети по-разному реагируют на несправедливое отношение учителя.

            У кого-то возникает взвинченность, у кого-то – мания несправедливых обид, преследований, у одних – озлобленность, у других – показательная беззаботность, у кого-то – безучастность, у кого-то – страх перед наказанием. Поведение может сопровождаться кривлянием и паясничанием, ожесточенностью.

            В большей степени именно учителя, не учитывающие личностные особенности своих учеников, выбирающие неправильную тактику по отношению к ним, становятся причиной развития школьных неврозов.

            Причины возникновения

            Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.

            В свою очередь, Фрейд предложил теорию, по которой невроз является следствием нарушенной психики, а не нервной системы, т.е. развивается из-за имевших место переживаний, тяжелых впечатлений. Лечить заболевание он предлагал коррекцией психики, полагая, что лекарства и массажи не смогут оказать нужного эффекта.

            Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения.

            Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье. В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

            Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются.

            Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.

            Симптомы неврозов у детей можете увидеть тут.

          • Следует выделить ситуацию, когда ребенок в семье один, а также изоляцию ребенка при наличии других детей.
          • Родители и дети могут быть несовместимы друг с другом с психологической точки зрения, это может провоцировать постоянные конфликты.
          • Нездоровая психологическая обстановка возникает, когда наблюдается доминирование одного из взрослых или подмена классических семейных ролей.
          • Также на развитии заболевания может сказаться низкая продуктивность совместной деятельности и изолированность семьи от общества.
          • Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.

            Как правило, они являются единственными детьми в семье. В то же время, женщины, которые уделяют внимание и работе, и семье сталкиваются с чрезмерными нагрузками, которые делают неустойчивым их психическое состояние.

            Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.

            Профилактика школьных неврозов

            Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.

            Школьник с тревожным типом личности обладает сниженной мотивацией к активности, так как старается избегать неудач. У него занижена самооценка, он не рассчитывает получить высокий результат от своих действий. Такие подростки изначально выбирают для решения легкие задачи, избегая трудностей.

            Нарушено целеполагание, что связано с нерешительностью, характерной для такого типа личности. Подготовка к учебе всегда сопровождается негативно окрашенными эмоциями, неспособностью концентрироваться, возникновением проблем с памятью.

            При возникновении трудностей дети с повышенной тревожностью не в состоянии проявлять гибкость в выборе цели и методах ее достижения. Факты неуспешности прочно сохраняются в памяти, создавая негативную ауру.

            Перечисленные характеристики поясняют, по каким причинам усвоение знаний дается с трудом. На основании этого можно выработать рекомендации профилактического, коррекционного, развивающего характера, которые будут способствовать формированию адекватных социальных мотивов и самооценки ребенка.

            Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.

            Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников.

            Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ.

            Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника.

            В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь.

            Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.

            Для детей с неврозами не рекомендуется использовать оценочную систему, так как низкая оценка может усугубить ситуацию, преумножив состояние тревожности. Стандартная школьная отметка отражает усредненный результат.

            Более эффективным методом считается использование дифференцированной системы оценок, которые бы по отдельности показывали результаты за усилия, старания, прилежание и за итог работы.

            Необходимо использовать дозированные задачи, которые будут иметь нарастающую сложность. Педагог должен осознавать трудность ситуаций, с которыми сталкивается ребенок с неврозом и постоянно подкреплять его уверенность подсказками, подчеркиванием успехов.

            Учителю следует соблюдать темп работы, который будет соответствовать способностям такого школьника. Работа по укреплению уверенности в собственных силах должна проводиться постоянно.

            Важной составляющей является налаживание социальных контактов и мотивации к общению. Также важна концентрация на нравственном воспитании ребенка, коррекции социально-неадекватного поведения, заниженной самооценки.

            Читайте подробнее о профилактике неврозов у детей дошкольного возраста.

            Можно ли помочь ребенку у истерическим неврозом, мы расскажем здесь.

            Для успеха необходимо объединять усилия учителя, психолога, врача по лечению неврозов. Психолог после проведения психодиагностики занимается корректирующей работой, направленной на устранение нарушений, вызвавших невроз.

            Учитель должен принять меры для ликвидации факторов, создающих стрессовые ситуации, которые способствуют формированию и усилению невроза. Врач назначает лечение, основанное на использовании психогигиенических, психотерапевтических, медикаментозных методов.

            nerv.hvatit-bolet.ru

            Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов

            Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальной дезадаптации. В природе еще не описано болезней, благодаря которым больной человек был бы способен работать дольше и продуктивнее здоровых. У школьника социальная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьезно заболел, то неминуемо нарушается школьная адаптация и в некоторых случаях ученик перестает посещать школу. Это бывает и при многих неврозах, и при других психогенных расстройствах, о которых мы еще много будем говорить.

            Бывает и иное: само по себе посещение школы неприятно ребенку, действует на него угнетающе, он избегает посещать школу. Или оттого, что его там обидели, или учителя слишком строги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать свою несостоятельность, или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшего сопротивления и он любой ценой не идет в школу? Вариантов человеческого поведения тут бесконечное множество, и в этой книге речь идет только об их патологических проявлениях. Итак, у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые бы не проявлялись в школе или не были связаны с ее посещением. Понятие школьного невроза недостаточно четко и дифференцированно: сюда включаются и всевозможные неврозы, и патохарактерологические расстройства, и все другое.

            Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывает существенное влияние на развивающуюся личность школьника. Воплощение в личности этого влияния опосредуется внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой личности.

            Касательно личности подростка, находящегося на пороге зрелости, обладает психическим механизмом отражения трудностей жизнедеятельности, с которым связано ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для личности событий жизни, а также оценка их последствий. Эти механизмы тесно связаны с мотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют в целеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для их решения.

            С нашей точки зрения, широко известный в психологической литературе феномен личностной тревожности является совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В подростковом возрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляет себя, как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.

            Следует предупредить, что в психологической литературе такой взгляд на тревожность не является общепринятым. Формулируя его на основании проведенных нами исследований, мы отдаем себе отчет, что многие психологи понимают под тревожностью нечто иное: либо особое свойство личности, либо психическое состояние, возникающее в особых (экстремальных) условиях, либо эмоциональное переживание негативной модальности. Такого рода понимание тревожности подчеркивает ее отношение не к целостному личностному феномену и связанному с ним системно-организованному механизму психической регуляции, а только лишь к какому-то его частному фрагменту, отдельной стороне, единичному проявлению. Подросток с тревожным типом личности обладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватно занижена, притязания невысоки. Активность тревожных подростков на уроке снижена. Они склонны отказываться от выбора трудных учебных задач и ориентироваться на легкие задачи. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовке к учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоций отрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок памяти, затрудняющих фиксацию полезного опыта учебной работы. Время выполнения учебных заданий значительно удлиняется.

            Периодизация истории психологии
            В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII–VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе осно .

            Идеалистическое учение Сократа и Платона
            Сократ: познай самого себя . Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его .

            Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии
            Большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой партнер. Методики «поддельного незнакомца» . Она состоит в следующем: на первом этапе иссле .

            www.pguides.ru

            Детские неврозы и их профилактика

            Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

            Неврозы у детей

            Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

            Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

            Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

            Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

            Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями. Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

            Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

            Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница. Все это – верные признаки невротического расстройства. У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

            Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями. В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

            У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание. Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется. Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

            Разновидностью детского невроза являются невротические тики. Этот вид невроза также больше характерен для мальчиков. Факторами, вызывающими подобные расстройства, могут быть причины психологического свойства, а также, например, блефарит и другие виды местного раздражения, на протяжении длительного времени серьезно досаждающие малышу. Ребенок, испытывающий постоянный дискомфорт, в этом случае будет постоянно потирать глаз, формируя тем самым не только дурную привычку, но и психическое состояние скованности, «зажатости». Даже после того, когда объективная причина почесываний устранена, ребенок в трудных для себя психологических ситуациях будет прибегать к ставшей для него привычной «паразитной» жестикуляции.

            Генезис и причины

            Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

            Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах. Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т. п.

            Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

            О профилактике детских неврозов

            Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

            Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

            Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы. Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к школьным нагрузкам и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым. И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

            Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

            Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

            Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

            www.takzdorovo.ru

    Это интересно:

    • Органический галлюциноз что это такое Органический галлюциноз Лечение заболевания зависит от основного расстройства. Применяют: трифтазин, галоперидол - в небольших дозах. При пароксизмальном характере галлюцинаторных феноменов назначают: карбамазепин, финлепсин, депакин. Галлюцинаторные феномены иногда ослабляются, могут даже исчезнуть […]
    • Виды депрессий у подростков Депрессия у подростков. Признаки, причины, как помочь преодолеть Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Ответственности на него возлагают все больше, балуют все меньше, а как себя ему вести в изменяющемся с возрастом теле и справляться с важными для него проблемами ему не всегда понятно. […]
    • Диагностика на шизофрению Диагностика на шизофрению Диагностика Главная Шизофрения Описание болезни Признаки Причины Лечение Дезорганизованная шизофрения Признаки, симптомы, диагностика Диагностика Кататоническая шизофрения Параноидная шизофрения Шизофрения, диагностика Диагноз шизофрения ставят на основе полного […]
    • Легкая степень умственной отсталости у взрослых Легкая степень умственной отсталости у взрослых Описание болезни Главная Дебильность Олигофрения Признаки заболевания Нарушения поведения Структурно-динамические характеристики Дебильность Имбицильность Описание болезни Симптомы Лечение Идиотия Дебильность (легкая умственная […]
    • Время возникновения заикания у детей www.Logopedy.ru Присоединяйтесь к нам: Разместить материалы на сайте Литература Газетные публикации Статьи по логопедии Журналы Нормативные документы Наглядные материалы Серии картинок Видео Презентации Схемы / таблицы Артикуляционная гимнастика Студентам Дипломы / курсовые / […]
    • Психологические заболевания шизофрения psi-doctor.ru Психические болезни. Шизофрения. Депрессия. Маниакально-депрессивный психоз. Олигофрения. Психосоматические болезни. Главная Об авторе Заболевания Шизофрения Депрессия и МДП Психопатии Неврозы и психосоматика Зависимости Слабоумие Симптомы Советы Тесты Вопросы Неврозы и […]
    • Симптомы острого невроза Головная боль Головокружение Частое мочеиспускание Боль в сердце Раздражительность Бессонница Дрожание рук Нарушение памяти Снижение работоспособности Снижение потенции Тревожность Затемнение в глазах Неконтролируемое переедание Чувствительность к перепадам температуры […]
    • Купирование тревожных состояний Лечение тревожных расстройств Тревога (беспокойство) является одним из наиболее частых нарушений психики. Проявляется тревога эмоциональным очень тягостным переживанием внутреннего дискомфорта от неопределенности перспектив. Лечение тревожных расстройств нередко бывает затруднительным, требует времени, упорства и […]