Протестное поведение негативизм

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство.

В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании границ самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л. С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни

просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели в противоположность негативизму — явление положительное. Это важнейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. Из-за того что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все остальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением»*.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства — длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых*.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, — важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, — стремлением подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Таким образом, происхождение протестного поведения разнообразно. Разобраться в причинах негативизма, упрямства, строптивости — значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 570 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Сайт педагога-психолога МДОУ № 28 «АИСТЕНОК» г. о. Подольск Пяташовой Евгении Владимировны

Nav view search

  • Главная
  • Обо мне
    • Давайте познакомимся!
    • Образование и повышение квалификации
    • Участие в конкурсах
    • Для Вас, родители!
      • Практические рекомендации
      • На заметку
      • Для Вас, педагоги!
        • Буклеты и памятки
        • Картотеки игр и упражнений
        • На заметку!
        • Консультации
        • Для Вас, коллеги!
          • Диагностика
          • Документация
          • Практические занятия
          • Программы
          • Для мальчиков и девочек
            • Мамины сказки
            • Пазлы
            • Раскраски
            • Лабиринты
            • Фото и Видео
            • Полезные ссылки
            • Новое на сайте
            • Форум
            • Опросы и голосования
            • Карта сайта
            • Новости

            ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

            Формы протестного поведения детей это негати­визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

            Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л.С. Выготский подчер­кивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действу­ет непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

            Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» не­гативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «ак­тивном» негативизме дети совершают действия, про­тивоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети стано­вятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствую­щим удовлетворению детской потребности в само­стоятельности. Таким образом, негативизм — это час­то результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

            Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативиз­му, явление положительное. Это важнейшая характе­ристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определя­ется подлинной заинтересованностью ребенка в дости­жении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют ис­полнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабевает стремление к само­стоятельности.

            Негативизм в известной мере интегрирует все ос­тальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

            «Упрямство — такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­но хочется, а потому, что он это потребовал. Моти­вом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением». Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. 22

            Причины упрямства разнообразны. Упрямство мо­жет возникнуть как следствие неразрешимого кон­фликта взрослых, например родителей, их противо­стояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жа­лующихся на упрямство детей характерна индивидуа­листическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребно­стью взрослых во что бы то ни стало добиться беспре­кословного их послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше ва­риантов для решения спорных вопросов.

            Часто упрямство определяется как «дух противоре­чия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причи­на подобного рода упрямства — длительно действую­щий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

            В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть по­следовательным в восприятии чрезмерно большого ко­личества советов и ограничений со стороны взрослых.

            Негативно, патологично упрямство бессознатель­ное, «слепое», бессмысленное. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное жела­ние выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных по­требностей. Подобное упрямство или, другими слова­ми — «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями — важная .личностная черта на­ряду с другой — разумно подчиняться обстоятельст­вам, правилам, действовать по образцу.

            С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строп­тивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руково­дящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

            Дети с протестным поведением чаще других свер­стников инициируют конфликтные ситуации или по­падают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации кри­ками, обзыванием, дракой.

            Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное бла­гополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с инди­видуальными возможностями; восстановить пошат­нувшуюся самооценку или утвердить ее на новой ос­нове. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением лег­че развить способность идти на компромисс (взаим­ные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, при­влечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить дело­вую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

            www.psiholog-pyatashova.ru

            Нарушения поведения у детей

            К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

            Причины нарушений поведения у детей

            Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

          • Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию;
          • Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам;
          • Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято;
          • Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.
          • Виды нарушений поведения у детей

          • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)
          • Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

            Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

            Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

            Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

            Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

            Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

            Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

            В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

            Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

            В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

            Коррекция нарушений поведения у детей

            Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

            1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
            2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
            3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
            4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.
            5. lady7.net

              Протесты подростков: кто виноват, и что делать?

              Пережить подростковый возраст непросто и самим подросткам, и окружающим взрослым. «Период бурь и страстей», — как его называют психологи, — определяется многочисленными психофизиологическими изменениями, которые напрямую влияют на подростковое поведение.

              И все-таки не каждое поведение подростка можно назвать нормальным. В этом возрасте дети склонны переходить грань «нормы» в стороны неадекватности или девиантности (отклонения в поведении).

              Особенно большой проблемой для взрослых является протестное поведение подростков. Протестное – от слова протест. Очевидно, что подросток протестует против чего-либо или кого-либо. Но почему? И что при этом делать взрослым?

              Протестное поведение подростков может проявляться в трех вариантах: негативизм, упрямство и строптивость. Один вариант поведения часто плавно переходит в другой. Поведение при этом различно, а реакция взрослых и пути выхода из ситуации идентичны.

              Подростковые протесты: кто виноват?

              Ситуация 1. Конфликт между учителем литература Анны Ивановны и учеником 9 класса Андреем достиг своего апогея. Андрей тихо сидит на уроках, выполняет контрольные работы, но не выходит к доске и не отвечает на вопросы педагога. Анна Ивановна утверждает, что он просто игнорирует её. Она пробовала ставить Андрею неудовлетворительные оценки, ругать, беседовать по душам, но ученик не идет на контакт вообще. С другими педагогами Андрей не конфликтует, и проблем в отношениях нет. Последней каплей терпения стало игнорирование вызова к доске при присутствии школьной администрации.

              Ситуация 1 описывает НЕГАТИВИЗМ – вариант протестного поведения, при котором ребенок не выполняет указаний и просьб взрослого только потому, что его об этом попросили. То есть подросток реагирует на само обращение взрослого. Ситуация школьного обучения, которая характеризуется как деятельностно-личностная, переходит в личностно-деятельностную, когда на первый план выступает отношение к взрослому.

              Ребенок действует не по своему желанию, а даже иногда, наперекор ему. Самое главное для него в этой ситуации не выполнить желаемые для взрослого действия.

              Чем больше взрослый использует свою власть, тем сильнее ребенок сопротивляется воздействиям.

              Негативизм может быть пассивным и активным.

              Вариант пассивного негативизма, описанный в ситуации 1, подразумевает молчаливый отказ от действий и игнорирование взрослого. При этом подросток не связан с последствиями и не боится их.

              Активный негативизм характеризуется грубостью, дерзостью, истериками.

              В любом случае подросток является неуправляемым.

              Почему ребенок ведет себя негативно?

              Причина негативного подросткового поведения кроется в накапливаемом эмоционально-негативном отношении к конкретному взрослому (отсюда и название девиации — негативизм). На протяжении долгого времени взрослый, по мнению ребенка, игнорирует его потребности и желания. Негативизм не появляется после единичного конфликта, имеющего яркую эмоциональную окраску. Этот вариант протестного поведения «срабатывает» по принципу снежного кома. Обида накапливается длительное время. В «копилку» негативных эмоций по крупицам добавляются игнорирование со стороны взрослого, требования, препятствующие проявлению самостоятельности, высказывания, унижающего ребенка.

              Отношения «разваливаются» в процессе обычной деятельности или впоследствии простого высказывания педагога. Момент негативизма проявляется отказом от действий. При этом педагог требует совершения определенных действий, добавляя: «когда с тобой разговаривает учитель» или «когда тебе говорит взрослый». Эти фразы указывают на взаимодействие с собой, что в корне противоречит желаниям подростка.

              Ситуация 2. Лена решает уйти из школы после 9 класса и поступить в техникум. Отличница учебы, послушная девочка своим решением шокирует родителей и учителей. Выбор профессии парикмахера не вписывается в большие планы родителей. Педагоги и родители приводят доводы о сдаче ЕГЭ, поступлении в университет, но девочка забирает из школы документы и поступает в профессиональное учреждение.

              В какой-то момент взрослым кажется, что Лена понимает их, но на решение девочки это не оказывает влияния.

              Ситуация 2 демонстрирует УПРЯМСТВО. В данном случае упрямство связано с решением уйти из школы, что является судьбоносным моментом. Но этот вид протестного поведения очень часто проявляется в обыденных ситуациях:

              • подростки просят купить что-то конкретное из одежды или обуви, и настаивают на своем решении, даже если очевидно, что эта вещь им не подходит;
              • прогулки под дождем только потому, что так решили;
              • отказ от головных уборов в холодное время года;
              • обувь на высоком каблуке даже в неподходящих ситуациях.
              • УПРЯМСТВО – это такое поведение, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется очень сильно, а потому что он это попросил (потребовал). Психологически упрямство связано с тем, что ребенок связан со своим первоначальным решением.

              • Конфликты взрослых, в которых не наблюдается взаимных уступок. Долгое время ребенок видит упрямое поведение взрослых по отношению друг к другу. Постепенно такое поведение воспринимается ребенком, как норма, и он начинает сам занимать подобную позицию.
              • «Негибкость» родителей в общении с ребенком. Часто родители не идут на уступки ребенку, боясь потерять свой авторитет. Другой вариант такого поведения это необоснованные требования взрослых. Единственным обоснованием является само требование: «я так сказал», «потому что надо» и др. С детства ребенок не видит уступок и объяснений.
              • Эмоциональный конфликт, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно. Иногда подросток неуверен в своем выборе, сомневается в его правильности и единственным выходом является связь с первоначальным решением.
              • Перевозбудимость нервной системы. Жизнь подростков перенасыщена эмоциональными потрясениями и волнениями, которые взрослым кажутся неважными. Ежедневные переживания борьбы за свое место в обществе сверстников делают ребенка подросткового возраста настороженным и готовым к протестной деятельности.
              • Запреты и ограничения деятельности подростков, установленные взрослыми в большом количестве. В этом случае такое поведение определяется протестом на запреты.
              • Подростковое упрямство очень беспокоит и родителей, и педагогов. Взрослым становится трудно, а порой и просто невозможно оказывать воспитательные воздействия. Какой смысл в постоянных объяснениях, если всё упирается в первичное, возможно, даже неправильное решение ребенка.

                Многие взрослые могут привести примеры из собственной юности, когда были связаны с первоначальным решением, являющееся неверным.

                Ситуация 3. Родителей Сергея вызвали в школу. Причина: поведение подростка. Сергей пропускает занятия, не реагирует на замечания педагогов, не выполняет домашние задания. Дома сын не выполняет обязанностей, в контакт с родителями не вступает. Основное время он проводит за компьютером или с телефоном в наушниках. Попытки поговорить по душам были, вначале, проигнорированы, а затем, при усилении тона требований, грубо отвергнуты.

                Нарушение отношений сразу со всеми взрослыми носит название – СТРОПТИВОСТЬ. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость безлична и не связана с собственным решением, она направлена против общих норм воспитания и жизни ВООБЩЕ.

                Ребенка не устраивает навязываемый образ жизни. Они считают, что окружающие взрослые не должны предъявлять требований. При этом подростки шокируют жизненными наблюдениями типа:

                — «А чего вы добились в жизни, уважая моральные ценности?»

                — «Зачем мне в жизни математика и физика, если моя судьба быть охранником?»

                Подростковый возраст не приемлет этического отношения к людям. Юношеский максимализм ставит штамп «неудачник» на всех, кто не соответствует его ценностям и направленности. Естественно, что под эту гребенку попадают и родители, и педагоги.

                Воспитательные воздействия оказываются просто невозможными.

                Строптивость может привести к потере контроля над подростком. Подросток легко подпадает под влияние криминогенной или другой идейной группировки (например, скинхеды, религиозные братства), цели которых соответствуют его жизненным убеждениям.

                Главная причина строптивости — нарушения взаимопонимания со взрослыми и ошибки воспитания.

                Так кто же виноват? Ответ очевиден – взрослый.

                Подростковые протесты: что делать?

                Протестное поведение делает подростка неуправляемым. Оно разрушает дисциплину в классе, делает невозможным контакт родителей с ребенком. Большинство взрослых бессильно в подобной ситуации.

                Коррекция протестного поведения – это долгий путь воздействий. Длительное время ребенок накапливал негатив, который вылился в устойчивое поведение. Однако следует помнить, что основная причина все-таки в психофизиологических особенностях подросткового возраста, а, значит, со временем протестная реакция на воздействия взрослых будет ослабевать.

                Сталкиваясь с протестным поведением подростков, следует соблюдать ряд правил:

              • Помните, что это поведение легче предотвратить, реагируя сразу на обиды детей, и обосновывая все свои требования.
              • При формулировках требований не используйте фраз, указывающих на собственное превосходство: «я сказал», «педагог требует», «ты со взрослым разговариваешь» и др.
              • Не ведите конфликта в присутствии других. Найдите объяснение протестному поведению подростка в плохом самочувствии или других причинах, не привлекая внимания к себе.
              • Постарайтесь найти общий язык с ребенком, предложив душевный диалог и разобравшись с ситуацией.
              • Не оставляйте ребенка долгое время наедине со своими мыслями.
              • Контролируйте круг общения и интересы ребенка, не допуская влияния идейных группировок.

            Помните, что только внимание любовь и терпение помогут ребенку справиться с собственным негативизмом и научиться позитивно принимать окружающий мир.

            useful.one

            Негативизм и его преодоление

            СТО – СИНДРОМ ТОТАЛЬНОГО ОТКАЗА

            Это, разумеется, не станция технического обслуживания, а синдромом тотального отказа.
            Предполагают, что ушная инфекция превратила милую веселую девочку в свирепого монстра, которого пришлось держать взаперти. Она отказывалась принимать пищу, разговаривать и даже покидать свою комнату.
            Девять месяцев назад англичанка Анна Трикетт была обычной хохотушкой с множеством подруг. Она обожала проводить время с родными и одноклассниками. Теперь родители этой 10-летней девочки говорят, что в их доме поселился «зверь», который рычит на них, кусается, дерется, решительно отказываясь есть, говорить и даже выходить из комнаты.

            Ушная инфекция, жертвой которой стала Анна, привела к развитию очень редкого недуга, называемого в психиатрии синдромом тотального отказа. Во всей Великобритании известно всего о 3-х случаях данного синдрома. Пораженные им люди избегают солнечного света, они становятся замкнутыми и чрезвычайно агрессивными к окружающим.
            Анна проводит большую часть дня под одеялами в своей кровати. Плотные занавески на окнах не позволяют солнцу освещать комнату. Девочка кричит на родителей, и очень часто ее приходится кормить насильно.
            Синдром тотального отказа — малоизученная и довольно тяжелая болезнь, выздоровление после которой протекает долго и трудно. Расстройство требует особого ухода и индивидуально подобранного лечения. Впрочем, стопроцентной гарантии излечения у жертв синдрома нет. Нередко он развивается после какой-нибудь инфекции.
            Иногда Анна так истошно кричала и завывала, что соседи даже вызывали полицию, думая, что над девочкой издеваются. А родители в отчаянии, им кажется, что в их дочь вселился сам дьявол, как в известном фильме «Экзорцист».

            Как стало известно, бывшая супруга экс-канцлера Германии Гельмута Коля Ханнелоре Коль ушла добровольно из жизни, будучи не в силах больше выносить страдания из-за мучительной болезни – аллергии на свет. Невозможность переносить солнечный свет привела пациентку к глубокой депрессии и к суициду.

            ДУХ ПРОТИВЛЕНИЯ, ИЛИ НЕГАТИВИЗМ

            Под негативизмом (англ. negativism; от лат. negatio — отрицание), прежде всего, подразумевается бессмысленное противодействие, лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие «негативизм» первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний, например, шизофрении. У психически больных негативизм проявляется не столько как дух противоречия, сколько как категорический отказ от любых действий и сопротивление их осуществлению.
            В педагогике негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых. Одной из форм его является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм – склонность к отказу или к стремлению все сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям.
            Существует две формы негативизма: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили, его желания всегда будут прямо противоположны предложенному.

            Кроме того, существуют такие виды негативизма, которые трансформируются в учения, основанные на негативных принципах, например, АГНОСТИЦИЗМ или АТЕИЗМ. Кроме того, депрессии и агрессии являются следствиями негативизма. Противоположностью негативизма – считается понимание, сотрудничество, поддержка.

            Негативизм характерен для детей в период возрастных кризисов, например, для подростков и для пожилых людей. Негативизм, как правило, обостряется в периоды личных неудач. Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь.

            Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативному типу человека трудно жить самому, но еще труднее жить рядом с ним, поскольку он электризует всех вокруг.
            Трудно вести с такими людьми конструктивные дела, ведь им свойственна негативная установка видеть в жизни негатив: ошибки, проблемы и недостатки. Как ни удивительно, но негативные личности легко находят общий язык друг с другом, вместе поливая окружающих грязью.

            Куда сложнее заметить в человеке глубинный негативизм, когда внешне он как будто бы позитивно относится к людям, а внутри себя реагирует на них с негативным предубеждением, не доверяя им, во всем видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая, провоцирует негативизм у окружающих.
            Причины негативизма разнообразны, среди них – генетические корни, влияние гормонального фона и общекультурное окружение. Но в нём нужно видеть корневую суть – действие мрачного духа тьмы.

            Негативизм – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию и противоречию другим людям. При активном негативизме человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят (например, щурит глаза в то время, когда его просят открыть их). Такое поведение сравнительно редко встречается у взрослых людей и обычно сопровождается другими проявлениями кататонии. При пассивном негативизме у человека значительно снижена общительность (например, он перестает есть). Такое состояние нередко возникает при шизофрении и депрессии.

            НЕГАТИВИЗМ И АГРЕССИВНОСТЬ: БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ

            Негативизм, агрессивность. Такова реакция духа зла на Христа и Его служителей. Дух противоречия демонстрирует пассивный негативизм, а дух противления – активный. При таком духовном негативизме любые указания вызывают враждебные противодействия.
            Противный ветер – эвроклидон (Деян. 27:14) – дул против Господа и Апостола Павла. Упрямый, твердолобый фараон, восставший на Моисея, погиб в Красном море. Корей и его сообщники живыми сошли в преисподнюю. Авессалом повесился на дереве. Семей, нагло бросавший хулу, камни и пыль в адрес Давида, был позже убит. Аман повешен на шесте.
            Враги Иисуса получили возмездие. Все противники истины, идущие на рожон, погубили себя. «Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого дня, как ты вышел из земли Египетской, до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу» (Втор. 9:7).

            Процитирую ещё несколько фрагментов Писания, говорящих о негативизме богопротивников, иначе называемых «сынами противления».
            «Ианний и Иамврий противились Моисею» (2 Тим. 3:8).
            «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47).
            «И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17).
            «Жестоковыйные! люди с необрезанными сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51).
            «. ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много» (1 Кор. 16:9).
            «А Елима волхв. противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (Деян. 13:8).
            «Но как они противились и злословили (коринфяне), то он, отрясши одежды свои, сказал им: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6).
            «. ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу» (Деян. 23:9).
            «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:2).
            «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев» (1 Пет. 5:8).
            «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:1).
            «Итак, умертвите … блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5-6).
            «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф. 5:6).
            «. ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, а противление то же, что идолопоклонство» (1 Цар. 15:23).
            «. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:8).
            «И ныне говорю вам. ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками», – говорил Гамалиил (Деян. 5:38-39).
            «Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» (Исх. 23:22).
            «И не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога» (Фил. 1:28).

            НЕГАТИВИЗМ СУЕВЕРИЙ И ПРЕДРАССУДКОВ

            Христос сказал о цели Своего прихода на землю: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин.12:46). Явившись апостолу Павлу на дороге в Дамаск, Иисус предложил ему труд благовестника среди евреев и язычников, чтобы «. открыть глаза им, чтобы, они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). По сути, негативизм – это дефицит духовного света, исходящего от Света истинного, Который, по выражению Апостола Иоанна, просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).
            Суверие – это вера со знаком «минус». Сердцами многих людей в наши дни овладевает тьма суеверий и предрассудков. Поскольку запускает механизм страха суеверие, оно склонно «из мухи создать слона» и представить препятствия в виде исполинских сыновей Енаковых, из-за которых якобы невозможно войти в землю обетованную. Укоренившийся в сознании страх получает подпитку снаружи и изнутри («извне нападения, внутри страхи», – свидетельствовал апостол Павел). Изнутри, из подсознания всплывают переживания детства, забытые переживания, генетически закодированная информация, идущая со времён языческих предков, всё это обрастает «снежным комом» неблагоприятных обстоятельств и отрицательных эмоций и приводит человека к фобиям: боязни темноты, замкнутых пространств, высоты, поездок в общественном транспорте, мании преследования. Жертва страха попадает в «порочный круг» вследствие искажения виденного и повторения случившегося.
            Страх приумножается, возрастает до негативной величины «непобедимого Голиафа», закабаляет жертву до рабской зависимости от «комплекса неполноценности».

            Президент Национального института здравоохранения США Дэвид Ларисон сообщил, что истинная вера в Бога обладает целительным и профилактическим действием. Так, например, больные, исповедующие искреннюю веру в Бога, в первое полугодие после операции на открытом сердце умирают гораздо реже безбожников. Среди людей, посещающих церковь, уровень смертности гораздо ниже. Глубоко верующие люди реже страдают от депрессий и быстрее выздоравливают. Религиозность больных положительным образом воздействует на течение многих недугов – от инфарктов и инсульта до рака. Разумеется, категоричность в этом пикантном вопросе недопустима, и вера, прежде всего, касается сферы духа, но общая тенденция такова, что дух позитивно влияет на соматику и позволяет рассматривать веру в Бога как духовно и даже телесно (соматически) оздоравливающее средство.
            Не случайно в книге Притчей (3:5 и 7-8): «Надейся на Господа всем сердцем твоим. бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих».

            Безусловно, все люди стремятся к здоровью и счастью. Но чтобы достичь счастья, надо избегать несчастий. Как же обойти стороной эти «рифы» несчастий? В народе говорят: следует знать народные приметы. Эти приметы классифицируются на хорошие и плохие. К хорошим относятся – найденная подкова, муха, попавшая в суп, разбитая посуда, чешущийся правый глаз или правая рука. К плохим приметам относят встречу с чёрной кошкой или с женщиной, несущей пустые вёдра, рассыпанную соль, тринадцатое число, вой собаки, якобы, к покойнику.

            Прихожу как-то к одному верующему человеку, протягиваю руку для приветствия. А он просит переступить порог дома, объясняя, что нельзя здороваться через порог. Почему – не знает. А это языческое суеверие, исходящее из того, что духи покойников, которые находились вдали от захороненных у порога жилищ тел, могут оскорбиться и навредить живым. Отсюда и попытки связать ноги покойным родственникам и обязательное требование развязать их перед погребением, чтобы «своими ногами шли в Царство Небесное». А некоторые даже пищу на могиле ставят, дабы душе было что покушать на первых порах. Особенным ужасом и паническим страхом наполняются сердца тех сновидцев, которых во сне их покойные родственники либо поцеловали, либо за руку стали тащить куда-то. Как правило, люди при этом просыпаются в холодном поту. Видно не очень им хочется в Вечность, хотя считают себя верующими и громогласно поют о небесной родине.
            Помню, шёл я в церковь на богослужение. Передо мной – старушка. И вдруг ей дорогу перебегает чёрная кошка. Бабушка остановилась. Я – тоже. Не потому, что чего-то боялся. Мне эта ситуация представилась как экспериментальная психологическая лаборатория. Думаю, как же старушка поступит дальше? Обычно рекомендуют три варианта: либо предоставить возможность ближнему пересечь роковую черту, либо взяться за пуговицу, либо сплюнуть через левое плечо. Старушка предпочла не рисковать и избрала четвёртый вариант: она развернулась вокруг оси и пошла обратно, чтобы обойти целый квартал. Мне было жаль её бедные ноги. Что ж, как говорится, суеверная голова ногам покоя не даёт.

            Идут два школьника. И им дорогу перебегает чёрная кошка.
            – Эх, не везёт мне, – сокрушается один, – теперь точно двойку получу.
            – Глупости говоришь. А я вот ничего не боюсь и смело пойду через дорогу.
            – Да, тебе хорошо. Ведь ты и день, и ночь учишь уроки!
            В какой-то мере знания, тем более духовные знания помогают преодолевать предрассудки. Было время, когда кошек обожествляли. В частности, в Египте за обиду, нанесённую кошке, например, если кто-то случайно наступил ей на хвост, подвергался крупному денежному штрафу. Убийство этого священного животного влекло за собой смертную казнь. Смерть кошки сопровождалась многодневным трауром. Со временем кошек стали считать носителями нечистой силы и безжалостно уничтожать.

            Предрассудки живучи и затрагивают даже писателей. Есть такое поверье, что если рукопись упала на пол, на неё следует немедленно сесть, иначе она не будет напечатана. Есть ещё обычай стучать по дереву.
            А сколько людей верит, что если нож упал – мужчина придёт в гости, если вилка – женщина.
            Почему рекомендуют плевать через левое плечо? Там, говорят, находится злой дух, а справа – ангел– хранитель. Потому, якобы, если правый глаз зачешется – это к радости, а левый – к слезам. Встал или споткнулся на левую ногу – жди беду; если левая рука зачесалась – отдавать деньги, правая – получать. Но это всё – надуманные суеверные страхи. И поэтому плевать советуют в находящегося слева злого духа. Можно себе представить злорадство нечистой силы в виду такого примитивного способа борьбы с ней.
            Кстати, водители вывешивают амулеты или талисманы перед лобовым стеклом автомобилей. Замечено, что они привлекают злых духов и злые мысли. И опасность погибнуть в автокатастрофе более велика у людей, которые возят макеты скелетов и черепов в своих автомобилях.
            Некоторые верующие считают, что суеверные страхи касаются только неверующих. Раньше утверждали, что «страх создал богов», и вера делает людей боязливыми.
            Если вдуматься глубже в суть проблемы, то неверие – вовсе не отсутствие веры, а неправильная вера. Неверие в Бога – это вера в то, что Его нет. Человек, называющий себя неверующим, в глубине души рассуждает: «Если Бога нет – слава Богу, но если Он есть – то не дай Бог». Он обязательно верит, только неправильно. И безусловным признаком такой веры является страх. Страх, по сути дела, – это вера в опасность, неудачи и болезни. Только настоящая вера в Бога избавляет от страха. Атеисты утверждают: «Вера в Бога производит страх и страх создаёт Бога. Загремел гром – и мужик крестится и верит в Бога». Истина в обратном: неверие и суеверие порождают страх. А страх этот лечится только единственным путём – верой Божией, ведущей к праведности, действующей любовью. Только такая вера – мощное противоядие от страха.

            Библия под «концом» подразумевает не «конец света», поскольку Сам Бог есть Свет и нет в Нём никакой тьмы. И, естественно, что конца этому Свету не будет. А вот конец тьмы, в том числе тьмы негативизма, по всем признакам, приближается. Тьма, как отсутствие духовного света, связана с грехом, беззакониями, злодеяниями. Всякой преступной жизни наступает конец. Это — суд человеческий и Божий. И если от человеческого суда некоторые преступники ухитряются увернуться или откупиться, то от Божьего суда и возмездия никому не уйти. Поэт Лермонтов писал:

            Есть Божий суд, наперсники разврата!
            Есть грозный Судия. Он ждёт.
            Он недоступен звону злата.
            И мысли и дела Он знает наперёд.

            Вспомним допотопное человечество. Когда Господь увидел, что «велико развращение человеков на земле», Он сказал: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).
            За этой предварительной мерой следует окончательное решение: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лицо Моё; ибо земля наполнилась злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13).
            Ещё один впечатляющий пример. Халдейский царь Валтасар под влиянием крепких горячительных напитков опрометчиво погрузился во мрак распутства и осквернил сосуды из храма Божьего. Вино ударило ему в голову, помутило рассудок и создало иллюзию могущества и безнаказанности. Как только царь осквернил святыню, тут же появились персты руки, как бы человеческой, которые стали писать на стене смертный приговор беззаконнику: «. исчислил Бог царство твоё и положил конец ему» (Дан. 5:26). Когда вавилонский царь это понял, было поздно. В ту ночь Валтасар был убит.
            Кстати о Вавилоне есть пророчество у пророка Иеремии: » Ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его. О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришёл конец твой, мера жадности твоей!» (Иер. 51:11,13). Аналогичная участь ждёт и Вавилон духовный. Когда-то в Израиле стало махровым цветом процветать беззаконие. Насилие, заказные убийства с привлечением киллеров: «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь» (Иез. 22:12) в те смутные времена сделали бездейственным закон, и Бог принимает решение положить конец всему этому: «И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец всем мерзостям твоим среди тебя» (Иез.22,15). «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Пр. 14:12).
            Верующих людей ожидает не конец света, а суд Христов. «Ибо время начаться суду с Дома Божия, если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет. 4:17).
            Апостол Павел со слезами говорил о людях, у которых «конец – погибель, их бог – чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном». (Фил. 3:19). Настоящий христианин, – говорит ниже Апостол, – понимает, что наше жительство в небесах. Люди кичатся свободой, но в послании к Римлянам апостол Павел уже вразумляет таковых людей, которые «были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Какие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:20-22). Такими вырисовываются два конца: один – смерть, а другой конец, точнее даже бесконечность — вечная жизнь. Когда-то Иисус сказал: «Я Свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46).

            Можно себе представить человека, оказавшегося в завале шахты, как под обломками здания, разрушенного землетрясением. Сколько мыслей навестило его сознание во мраке этой искусственно образованной гробницы, пока его не откопали и не вывели на свет Божий?
            Нам иногда кажется, что мы в тупике, что нет выхода из мрачного тоннеля болезни, скорбей и смерти. Но есть «луч света в тёмном царстве печали». Хотя могильная тьма объемлет нас, не всё так безнадёжно, как кажется на первый взгляд. Верующий во Христа имеет жизнь вечную. Или ещё: «Верующий в Него не судится» (Иоан.3,18).
            «Впрочем, близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7).
            В повести «Смерть Ивана Ильича» Лев Толстой в эпилоге рассказывает о предсмертной агонии онкологического больного, который попадает в мрачный коридор или тоннель смерти. И, кажется, выхода нет. Но есть свет в конце этого царства мрака. Там уже боли нет. Тьмы нет. И смерти тоже нет. Есть только Свет. Как писал апостол Павел: «И враг последний истребится – смерть». Потому что Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы!» (1Ин. 1:5).

            НЕГАТИВИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ

            В творчестве, в литературе негативизм может проявляться в безудержном критиканстве. Поскольку повторение – мать учения, я напомню о вреде негативизма в творчестве, оговорившись, что конструктивная критика – вещь полезная.
            Кстати, Фаддей Булгарин утверждал, что критика в литературе то же, что полиция и судебная часть в государстве. Польский афорист Станислав Ежи Лец писал: «Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии». «Я не люблю иронии твоей», – признавался Николай Некрасов. Французский писатель Анри де Монтерлан заметил: «Критик бранит писателя: это называют критикой. Писатель бранит критика: это называют бранью». Его соотечественник Люк де Вовенарг говорил: «Критиковать автора легко, трудно оценить».
            Так, например, Белинский маниакально любил всех и всё критиковать. Гегеля он раскритиковал в пух и прах, хотя тогда ещё Гегель не был переведен на русский язык. Так же он своей беспощадной критикой на долгие годы отбил охоту писать стихи поэту Бенедиктову. Кроме конструктивной критики есть критиканство. Такой негативизм всегда деструктивен.

            Дух сарказма – не от Бога.
            Камни ядовитых фраз,
            В ближних брошенные строго,
            Бумерангом бьют нас в глаз.

            Иоанн Креститель и Иисус Христос называли фарисеев «порождениями ехиднины». Будучи двуличными по своей натуре, они постоянно осаждали Господа ехидными вопросами с лукавой подоплёкой. Стремясь уловить Христа в словах, подставить ему словесную подножку, они пытались подставить Его под удар римских властей. «Позволительно ли платить подать кесарю?» – провокационно спрашивали они с тем, чтобы столкнуть своего оппонента с официальными политическими структурами. Двоедушные шизофреники, как правило, наполнены ехидством, в основе которого лежит эгоизм и зависть. Дьявольский дух ехидства и зависти, приобретающий навязчивый характер, обусловливает агрессивность психически больных людей, их бунтарство и конфликты с окружающими людьми. Дочь Саула, который был душевно болен, Мелхола, бывшая жена Давида, не читала книг Дейла Карнеги, живущего много веков спустя, в которых автор призывает никого не критиковать ради сохранения добрых взаимоотношений.

            Критиканство – это школа,
            Где учитель – сатана,
            И бесплодная Мелхола
            Говорит о том всем нам.
            Дух ехидства – не от Бога.
            Сатанинский это дух,
            От которого всем плохо.
            Христианская Голгофа
            Разрывает этот круг.

            Приведу текст одного своего стихотворения на эту тему.

            Жалко их – недовольных, капризных,
            Негативным мышленьем гонимых.
            Критиканство – болезненный признак,
            Говорящий о шизофрении.
            Рассуждая о многом превратно,
            Эти люди порой агрессивны.
            И готовы предать – даже брата –
            Под воздействием дьявольской силы.
            Этим людям, ко всем равнодушным,
            Постоянно становится кисло.
            Фарисеям таким двоедушным,
            К сожаленью, присуще ехидство.
            Их язык – ядовитый и острый –
            Преисполнен злорадства и фальши.
            От людишек таких вредоносных
            Очень мудро держаться подальше.

            Как известно, мухи отличаются от пчел, как носители негатива от позитивных людей. Во избежание заражения негативизмом желательно от негативно настроенных личностей дистанцироваться как можно дальше.

            КАК ЖЕ ПОБЕДИТЬ НЕГАТИВИЗМ?

            Бороться с ним – непросто. Указывать на симптомы негативизма у других – рискованно, так как обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют болезненной самозащитой.
            Светильником, просвещающим сознание и освобождающим человека от мрака в голове, от ложной веры и необоснованного страха, безусловно, является Слово Божье: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Пс. 17:29). Таким образом, для преодоления негативизма нужно обращаться к Богу и Его Слову!

            КАК НЕ СВАЛИВАТЬСЯ В ПРОПАСТЬ НЕГАТИВИЗМА?
            Замечено, что не очень благоразумно бороться с негативизмом, поскольку борьба против – уже проявление негативизма. Продуктивнее – вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Человеку необходимо научиться мыслить позитивно, поскольку «каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр. 23:7).
            «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22),– утверждал Соломон.
            Это не значит, что следует принудительно улыбаться и насильственно внушать себе, что, дескать, я мыслю позитивно. Но мышление должно стать широкомасштабным и объекты для размышлений должны выбираться достойные, как предлагал Апостол Павел: «…что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляёте» (Фил. 4:8).

            www.proza.ru

Это интересно:

  • Колющие боли при стрессе Колющие боли при стрессе www.psinet.ru сайт психолога Хажилиной Ирины Ивановны на главную Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенциальным поражением тканей или описываемое в терминах такого поражения. Это сложный феномен, включающий перцептивный, эмоциональный, […]
  • От моей депрессии страдает семья Если родитель в депрессии Часто депрессию не считают серьезным заболеванием и не пытаются лечить. Чем она опасна для детей депрессивных родителей? Как ее выявить на ранней стадии? Как себя вести, если есть основания предполагать депрессию у себя или у собственного ребенка? Ранее бытовало мнение, что депрессия - […]
  • Шизофрения этиология клиника Шизофрения этиология клиника ГЛАВА: ШИЗОФРЕНИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ М. Е. Вартанян (1983) Исследования этиологии и патогенеза шизофрении начались задолго до выделения ее в качестве самостоятельного заболевания. Их изучали в рамках расстройств, объединенных позднее понятием раннего слабоумия. Они развивались в […]
  • Стресс потеря сознания Обмороки: причины и последствия Потеря сознания может случиться с каждым человеком. Обычно это происходит во время палящего летнего зноя, пребывания в душном помещении или после тяжелой физической работы. К сожалению, не все обмороки проходят бесследно – часто они являются предшественниками или симптомами более […]
  • Аутизм опросник Тест на аутизм. Как самостоятельно проверить состояние ребёнка Аутизм относится к категории врожденных заболеваний, при котором у детей появляются трудности в общении с окружающими людьми. Они не способны понять эмоции близких и знакомых и выразить свои личные эмоции. У них ярко выражены затруднения в разговорной […]
  • Психология стресса делового человека Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах © Александр Фридман, Дмитрий Галанцев, Юрий Щербатых, 2017. © ООО «Издательство «Добрая книга», 2017. Профессиональный стресс – важная часть нашей жизни. Несмотря на […]
  • Башина вМ аутизм в детстве м медицина 1999 Рекомендуемые книги по РАС Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: Теревинф, 2010 г. , 272 стр. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. Аппе Фр. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. […]
  • Маркеры шизофрении Маркеры шизофрении БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ: ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ А. В. Снежневский, М. Е. Вартанян (1975) Последние 15 лет явились периодом бурного развития исследований, направленных на изучение биологических механизмов возникновения и развития психических болезней. Это направление в мировой психиатрии […]