Речевая карта дошкольника с заиканием

Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему:
Речевая карта ребенка с заиканием

Предварительный просмотр:

Дата рождения______________________Домашний адрес _______________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей______________________________

Время появления гуления____________ Лепета_________________

Время появления заикания ________ Предполагаемые причины __________________

Как проявилось заикание____________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)_________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года___________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи __________________________ _

Бывают ли периоды плавной речи_____________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено___________________________________

В общении со сверстниками__________________________________________________

В д/с _____________________________________________________________________

В незнакомой обстановке____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию_______________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения _______________________

Отношение в семье к заиканию ребенка________________________________________

Темп речи_____________________________ Ритм речи__________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания_______________

Локализация судорог: дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные

Степень заикания __________________________________________________________

Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

Общая моторика:___________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Строение и подвижность артикуляторного аппарата:_____________________________

Исследование звукослоговой структуры слова.

помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _______________

простокваша _________________________скворечник _____________________

лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________

Состояние фонематических функций:

па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________

ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) _______________________________________

Точность понимания значения слов ___________________________________________

I. Исследование активного словаря:

предметный словарь _______________________________________________________

обобщающие понятия ______________________________________________________ Кто как кричит? Кто что делает? _____________________________________________

Прилагательные: называние цвета___________________________________

называние формы _________________________________________________

Употребление предлогов ___________________________________________________

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _________

Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ________

Существительные множ. числа

Согласование существительного с прилагательным:______________________________

Материал по логопедии по теме:
Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Материал полезен для начинающих логопедов.

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________

Сведения о семье.

Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________

Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________

Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________

После выписки из роддома:

Особенности грудного вскармливания______________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

До одного года________________________________________________________________________

после одного года_____________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________

Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________

Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________

Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________

излишне заторможен _______________________________________________

Ранее речевое развитие.

Первых слов_________________ Фразы___________________

Особенности речевого развития__________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________

Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________

Как проявилось заикание _________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В общении со сверстниками___________________________________________________

В д/с ______________________________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.

I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

  1. Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
  2. Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
  3. Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
  4. Смешанные________________________________________________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

1. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________

б) определение направления звука _____________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание цветов __________________________________________________________

б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________

4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:

а) право, лево _______________________________________________________________

б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________

в) складывание разрезных картинок ____________________________________________

г) складывание фигур из палочек:

— по образцу ______________________ — по памяти _________________________

5. исследование общей моторики:

Сила _____________________________ Точность ________________________________

Темп _____________________________ Координация ____________________________

6. Исследование мелкой моторики:

Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________

Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________

Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________

Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________

Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________

Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________

Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________

Исследование речевой моторики .

1. Состояние мимической мускулатуры.

Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________

Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________

Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________

в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________

г) переключение от одного движения к другому _________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность удержания заданного положения ________________________________

з) замены движений _________________________________________________________

и) добавочные и лишние движения ____________________________________________

к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________

1. Воспроизведение слов:

помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________

температура ________________________ простокваша _________________________

милиционер ________________________ скворечник __________________________

2. Воспроизведение предложений:

Мальчики слепили снеговика _________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________

Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).

1. Повторение слогов:

ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________

Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________

4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):

5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):

6. Определение согласного звука

— в начале слова _____________________________________________________________

— в конце слова ______________________________________________________________

— место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________

— последовательности звуков __________________________________________________

— количества звуков __________________________________________________________

— соседей заданного звука _____________________________________________________

— какой по счёту заданный звук ________________________________________________

8. Придумать слово

— с заданным звуком _________________________________________________________

— с заданным количеством звуков ______________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивный словарь).

1. Пассивный словарь:

Точность понимания значения слов ____________________________________________

Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.

2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________

а) понимание словосочетаний

— покажи ключом карандаш — где собака хозяина

— покажи карандашом ключ — где хозяин собаки

б) понимание простых предложений: __________________________________________

Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.

в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________

Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?

3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________

Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________

Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).

I. Исследование активного словаря: ______________________________________________

а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________

б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________

в) части предметов (объектов) _________________________________________________

2) Глагольный словарь

Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________

а) называние цвета __________________________________________________________

б) называние формы _________________________________________________________

4) Подбор антонимов (с 6 лет)

Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________

Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________

II. Состояние словоизменения:

а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа

Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________

Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________

б) существительные в косвенных падежах

У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________

Я рисую _______________

в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)

Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________

Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________

г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):

шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________

д) согласование числительных 2 и 5 с существительными

Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________

Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________

Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________

е) Употребление предлогов ___________________________________________________

III. Состояние словообразования

а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________

Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________

б) называние детёнышей животных

У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________

У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________

в) образование прилагательных от существительных

Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________

Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________

г) образование притяжательных прилагательных

Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________

д) образование приставочных глаголов

е) образование глаголов совершенного вида

Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________

Состояние связной речи.

Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________

nsportal.ru

Речевая карта обследования ребенка с заиканием

I. Анкетные данные ребенка

Фамилия, имя ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Дата поступления в группу ________________________________________

Откуда поступил _________________________________________________

Жалобы родителей _______________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________

II. Анамнез

От какой беременности ребенок ____________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) _____________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений): ________________________________________________________________

Когда закричал _________________________________________________ Асфиксия (красная, синяя, белая) ___________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный) ______________________

а) когда принесли кормить _________________________________________

б) грудное или искусственное ______________________________________

Выписался из роддома на _____ день, если задержался, то почему _____

III. Раннее физическое и психическое развитие

­­­­­­­­­Начал держать голову _______ (N к 2 мес.), сидеть _________ (N к 6 мес.),

стоять с помощью опоры _____(N к 8-9 мес.), ходить ______ (N к 1 году).

Гуление ___(N в 2-3 мес.), лепет ___ (N в 5-6 мес.), первые слова ___(N к 1 году), первые фразы __(N к 1.5- 2 годам), фразовая речь ___ (N к 3 годам)

до 1 года _____________________________________________________

после 1 года ___________________________________________________

Ушибы, травмы головы ___________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _________________________________

Течение заикания до времени обращения к логопеду (записывается со слов родителей):

время возникновения первых симптомов заикания ____________________

причины возникновения заикания __________________________________

Как протекает заикание:

— постоянное (без изменений) ___________________________________

— волнообразное (наблюдаются периоды улучшения и усугубления) __

— рецидивирующее (исчезает полностью, а затем судороги в речи появляются вновь) ________________________________________________

IV. Речевая и социальная среда

Контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией _____

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении _____________________________________________________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, времени года ________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи _________________

Бывают ли периоды плавной речи __________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено: ________________________

в семье __________________________________________________________

в общении со сверстниками ________________________________________

в детском саду ___________________________________________________

в незнакомой обстановке __________________________________________

Отношение ребенка к своему заиканию _____________________________

Наличие логофобии (страх собственной речи) ________________________

Отношение в семье к заиканию у ребенка ___________________________

Занятия с логопедом: где ___________ когда ________________________

по какой методике _________________ как долго занимался ___________

Наличие рецидивов заикания ______________________________________

Причины рецидивов ______________________________________________

V. Объективные данные(заключения специалистов)

Неврологический статус (невропатолог) _____________________________

Состояние слуха (отоларинголог) ___________________________________

Состояние зрения (окулист) ________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) ______________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) _______________________________

studopedia.ru

Речевая карта. Заикание.

В данном документе приведен пример речевой карты и ее заполнения для детей с заиканием

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта. Заикание.»

Речевая карта заикающегося ребенка

3. Откуда прибыл в специальную группу — массовый детский сад, семья _________________________________________________________________

4. Данные о ходе речевого развития.

а) первые слова появились в возрасте__________________________________

б) первые фразы появились в возрасте_________________________________

в) форсировалось ли речевое развитие? Если форсировалось, то в какой форме?____________________________________________________________

5. Речевая среда — недостатки речи членов семьи, темп речи окружающих, контакт с заикающимися, двуязычие в семье и т. п._________________________

6.Заикался ли кто-нибудь из родственников и был ли с ним контакт у ребенка?_____________________________________________________________

7.Отношение к ребенку в семье — ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть).

8.Обстановка в семье — спокойная, конфликтная (нужное подчеркнуть). Реакция ребенка на конфликты взрослых__________________________________

9. Когда появилось заикание____________________________________________

10. Течение заикания — постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (нужное подчеркнуть).

11. Отношение в семье к заиканию ребенка _______________________________

12. Реакция самого ребенка на свой речевой недостаток._____________________

13. Заключение психоневролога или невропатолога_________________________

14. Состояние слуха____________________________________________________

15. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) _________

16. Звукопроизношение — отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (нужное подчеркнуть).

17. Темп речи ________________________________________________________

18. Вид заикания______________________________________________________

19. Степень заикания___________________________________________________

20. Развитие речи — нормальное недоразвитие (нужное подчеркнуть).

21. Устойчивость внимания, работоспособность____________________________

22. Заключение логопеда_______________________________________________

multiurok.ru

Это интересно:

  • Настроев сытина от заикания Настроев сытина от заикания Управление сайтом осуществляется при помощи сценариев ActiveX они совершенно безопасны для Вашего компьютера. При блокировке необходимо смело разрешить их использование. В общих чертах при заикании Г.Н.Сытиным предложено: 1. Необходимо заниматься речью каждый день минимум 1 час. […]
  • Жертвы великая депрессия Жертвы великая депрессия 27 октября 1929 года – день, вошедший в историю как «черный четверг», стал стартовой точкой для самого тяжелого и наиболее длительного из всех экономических кризисов в США. В результате биржевого краха инвесторы потеряли более 40 млрд. долларов, около 5000 американских банков закрылось, все […]
  • Шизофрения в рисунках Метка: шизофрения Творчество пациента с вялотекущей шизофренией Творчество людей, страдающих шизофренией Совмещение рисунка и текста, символика Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный […]
  • Аутизм микрополяризация Электростимуляция - как метод немедикаментозного воздействия. В последнее время всё чаще используется электростимуляция - как метод немедикаментозного воздействия при лечении психо-нервологических проблем. Одним из методов электростимуляции является транскраниальная микрополяризация (ТКМП ) и .трансвертебральная […]
  • Эссе психология стресса Психология стресса - реферат Тольяттинский Государственный Университет Реферат по психологии на тему: Студент: Введенский Д.И. Преподаватель: Баленко Б.В. г. Тольятти 2006 г. Три основные - древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи. I Здоровье - физическое и неэтическое - связано […]
  • Сестринский процесс при инволюционных психозах инволюционные психозы Категория: Сестринское дело в психиатрии/Психические болезни в предстарческом и старческом возрасте Патогенетические механизмы инволюционных психозов изучены недостаточно. Предполагают, что эндокринные и метаболические изменения в человеческом организме, происходящие в климактерическом периоде […]
  • Боязнь некоторых людей Боязнь людей «… язык пересох, сердце бьётся так сильно, что готово взорваться, а грудь болит до тошноты, очень трудно дышать, руки дрожат и потеют, вообще непонятно, где ты находишься,…паника, страх, кажется, умрёшь прямо сейчас…» - испытывали что-то подобное, когда вокруг много людей, незнакомцев? Боязнь скопления […]
  • Экономика сша до великой депрессии Экономика сша до великой депрессии Экономическое развитие США в 1920-е гг. Эпоха процветания Послевоенный период в США до 1929 года называется Эпохой процветания или Просперити. После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы: Уоррен Гардинг (1921-1923), […]