Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему:
Речевая карта ребенка с заиканием
Предварительный просмотр:
Дата рождения______________________Домашний адрес _______________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей______________________________
Время появления гуления____________ Лепета_________________
Время появления заикания ________ Предполагаемые причины __________________
Как проявилось заикание____________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)_________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года___________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи __________________________ _
Бывают ли периоды плавной речи_____________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено___________________________________
В общении со сверстниками__________________________________________________
В д/с _____________________________________________________________________
В незнакомой обстановке____________________________________________________
Отношение ребенка к заиканию_______________________________________________
Есть ли страх речи_____________________ Страх общения _______________________
Отношение в семье к заиканию ребенка________________________________________
Темп речи_____________________________ Ритм речи__________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания_______________
Локализация судорог: дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные
Степень заикания __________________________________________________________
Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________
Общая моторика:___________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Строение и подвижность артикуляторного аппарата:_____________________________
Исследование звукослоговой структуры слова.
помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _______________
простокваша _________________________скворечник _____________________
лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________
Состояние фонематических функций:
па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________
ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) _______________________________________
Точность понимания значения слов ___________________________________________
I. Исследование активного словаря:
предметный словарь _______________________________________________________
обобщающие понятия ______________________________________________________ Кто как кричит? Кто что делает? _____________________________________________
Прилагательные: называние цвета___________________________________
называние формы _________________________________________________
Употребление предлогов ___________________________________________________
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _________
Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ________
Существительные множ. числа
Согласование существительного с прилагательным:______________________________
Материал по логопедии по теме:
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.
Материал полезен для начинающих логопедов.
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________
Диагноз при поступлении ________________________________________________________________
Сведения о семье.
Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________
Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________
Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________
Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________
Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________
После выписки из роддома:
Особенности грудного вскармливания______________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
До одного года________________________________________________________________________
после одного года_____________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие.
Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________
Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________
С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________
Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________
Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________
излишне заторможен _______________________________________________
Ранее речевое развитие.
Первых слов_________________ Фразы___________________
Особенности речевого развития__________________________________________________
Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________
Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________
Как проявилось заикание _________________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
В общении со сверстниками___________________________________________________
В д/с ______________________________________________________________________
В незнакомой обстановке_____________________________________________________
Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________
Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________
Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________
Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________
Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________
Состояние просодических компонентов речи.
Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________
Сила голоса________________________ Высота_____________________________
Тембр______________________ Особенности модуляций______________________
Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.
I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________
Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________
Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________
Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________
- Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
- Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
- Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
- Смешанные________________________________________________________________
Степень заикания _____________________________________________________________
III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
а) произвольные ______________________________________________________________
б) непроизвольные ____________________________________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________
3. Изменение стиля речи________________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________
IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка.
Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________
– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________
– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
1. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________
б) определение направления звука _____________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание цветов __________________________________________________________
б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________
4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:
а) право, лево _______________________________________________________________
б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________
в) складывание разрезных картинок ____________________________________________
г) складывание фигур из палочек:
— по образцу ______________________ — по памяти _________________________
5. исследование общей моторики:
Сила _____________________________ Точность ________________________________
Темп _____________________________ Координация ____________________________
6. Исследование мелкой моторики:
Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________
Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________
Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________
Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________
Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________
Исследование речевой моторики .
1. Состояние мимической мускулатуры.
Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________
Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________
Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________
2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)
а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________
в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________
г) переключение от одного движения к другому _________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________
е) точность выполнения ______________________________________________________
ж) длительность удержания заданного положения ________________________________
з) замены движений _________________________________________________________
и) добавочные и лишние движения ____________________________________________
к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________
1. Воспроизведение слов:
помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________
температура ________________________ простокваша _________________________
милиционер ________________________ скворечник __________________________
2. Воспроизведение предложений:
Мальчики слепили снеговика _________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________
Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________
Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).
1. Повторение слогов:
ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________
Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________
4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):
5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):
6. Определение согласного звука
— в начале слова _____________________________________________________________
— в конце слова ______________________________________________________________
— место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________
— последовательности звуков __________________________________________________
— количества звуков __________________________________________________________
— соседей заданного звука _____________________________________________________
— какой по счёту заданный звук ________________________________________________
8. Придумать слово
— с заданным звуком _________________________________________________________
— с заданным количеством звуков ______________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивный словарь).
1. Пассивный словарь:
Точность понимания значения слов ____________________________________________
Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.
2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________
а) понимание словосочетаний
— покажи ключом карандаш — где собака хозяина
— покажи карандашом ключ — где хозяин собаки
б) понимание простых предложений: __________________________________________
Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.
в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________
Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?
3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________
Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________
Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).
I. Исследование активного словаря: ______________________________________________
а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________
б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________
в) части предметов (объектов) _________________________________________________
2) Глагольный словарь
Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________
а) называние цвета __________________________________________________________
б) называние формы _________________________________________________________
4) Подбор антонимов (с 6 лет)
Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________
Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________
II. Состояние словоизменения:
а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа
Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________
Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________
б) существительные в косвенных падежах
У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________
Я рисую _______________
в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)
Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________
Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________
г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):
шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________
д) согласование числительных 2 и 5 с существительными
Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________
Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________
Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________
е) Употребление предлогов ___________________________________________________
III. Состояние словообразования
а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________
Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________
б) называние детёнышей животных
У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________
У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________
в) образование прилагательных от существительных
Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________
Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________
г) образование притяжательных прилагательных
Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________
д) образование приставочных глаголов
е) образование глаголов совершенного вида
Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________
Состояние связной речи.
Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________
nsportal.ru
Речевая карта обследования ребенка с заиканием
I. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя ___________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Дата поступления в группу ________________________________________
Откуда поступил _________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________
II. Анамнез
От какой беременности ребенок ____________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) _____________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений): ________________________________________________________________
Когда закричал _________________________________________________ Асфиксия (красная, синяя, белая) ___________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный) ______________________
а) когда принесли кормить _________________________________________
б) грудное или искусственное ______________________________________
Выписался из роддома на _____ день, если задержался, то почему _____
III. Раннее физическое и психическое развитие
Начал держать голову _______ (N к 2 мес.), сидеть _________ (N к 6 мес.),
стоять с помощью опоры _____(N к 8-9 мес.), ходить ______ (N к 1 году).
Гуление ___(N в 2-3 мес.), лепет ___ (N в 5-6 мес.), первые слова ___(N к 1 году), первые фразы __(N к 1.5- 2 годам), фразовая речь ___ (N к 3 годам)
до 1 года _____________________________________________________
после 1 года ___________________________________________________
Ушибы, травмы головы ___________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие _________________________________
Течение заикания до времени обращения к логопеду (записывается со слов родителей):
время возникновения первых симптомов заикания ____________________
причины возникновения заикания __________________________________
Как протекает заикание:
— постоянное (без изменений) ___________________________________
— волнообразное (наблюдаются периоды улучшения и усугубления) __
— рецидивирующее (исчезает полностью, а затем судороги в речи появляются вновь) ________________________________________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией _____
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении _____________________________________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, времени года ________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи _________________
Бывают ли периоды плавной речи __________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено: ________________________
в семье __________________________________________________________
в общении со сверстниками ________________________________________
в детском саду ___________________________________________________
в незнакомой обстановке __________________________________________
Отношение ребенка к своему заиканию _____________________________
Наличие логофобии (страх собственной речи) ________________________
Отношение в семье к заиканию у ребенка ___________________________
Занятия с логопедом: где ___________ когда ________________________
по какой методике _________________ как долго занимался ___________
Наличие рецидивов заикания ______________________________________
Причины рецидивов ______________________________________________
V. Объективные данные(заключения специалистов)
Неврологический статус (невропатолог) _____________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ___________________________________
Состояние зрения (окулист) ________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ______________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _______________________________
studopedia.ru
Речевая карта. Заикание.
В данном документе приведен пример речевой карты и ее заполнения для детей с заиканием
Просмотр содержимого документа
«Речевая карта. Заикание.»
Речевая карта заикающегося ребенка
3. Откуда прибыл в специальную группу — массовый детский сад, семья _________________________________________________________________
4. Данные о ходе речевого развития.
а) первые слова появились в возрасте__________________________________
б) первые фразы появились в возрасте_________________________________
в) форсировалось ли речевое развитие? Если форсировалось, то в какой форме?____________________________________________________________
5. Речевая среда — недостатки речи членов семьи, темп речи окружающих, контакт с заикающимися, двуязычие в семье и т. п._________________________
6.Заикался ли кто-нибудь из родственников и был ли с ним контакт у ребенка?_____________________________________________________________
7.Отношение к ребенку в семье — ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть).
8.Обстановка в семье — спокойная, конфликтная (нужное подчеркнуть). Реакция ребенка на конфликты взрослых__________________________________
9. Когда появилось заикание____________________________________________
10. Течение заикания — постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (нужное подчеркнуть).
11. Отношение в семье к заиканию ребенка _______________________________
12. Реакция самого ребенка на свой речевой недостаток._____________________
13. Заключение психоневролога или невропатолога_________________________
14. Состояние слуха____________________________________________________
15. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) _________
16. Звукопроизношение — отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (нужное подчеркнуть).
17. Темп речи ________________________________________________________
18. Вид заикания______________________________________________________
19. Степень заикания___________________________________________________
20. Развитие речи — нормальное недоразвитие (нужное подчеркнуть).
21. Устойчивость внимания, работоспособность____________________________
22. Заключение логопеда_______________________________________________
multiurok.ru