Стресс и психологическое здоровье личности

Стресс и психическое здоровье

Источником энергии человека и его движителем по жизни является личный интерес, т.е. осознанная потребность. А управляют человеком образы. То, что мы сегодня наблюдаем по телевидению, в кино, в СМИ и просто в жизни – это сплошное насилие, агрессия, неуважение к человеку. Создается впечатление, что сам человек стал представлять собой некую особь, живущую на реализации инстинктов, утратившую совесть и все человеческие достоинства и качества.
Существует определенный количественный предел восприятия негативной информации, событий, вызывающих волнение страх, тревогу. При превышении этого предела утрачивается самоконтроль, снижается уровень саморегуляции, наблюдается состояние внутренней напряженности или стресса, человек начинает делать ошибки в таком состоянии, логика здравого смысла начинает сбоить.

Исследования показали, что даже размышления о негативных событиях в повседневной жизни превращаются в стрессовые воздействия, «накопленный стресс». Следует учесть, что поступление «позитива» и «негатива», их оценка должны происходить в соотношении не менее шести к двум, что обеспечивает оптимальный режим работы мозга при приеме информации.

Согласно информационной теории эмоций, положительные эмоции сопровождают человека, когда он может удовлетворять свои потребности, располагая для этого необходимыми средствами. При отрицательном эмоциональном фоне в поведении человека преобладают патологическое самовыражение, агрессивность, склонность к совершению преступлений.

Смена ценностной ориентации разрушила ранее усвоенные образные стереотипы поведения человека (т.е. его поведенческую матрицу), это коснулось подавляющего большинства наших граждан. Они не смогли получить необходимую информацию для прогнозирования вариантов развивающихся событий, что породило в сознании людей страх, панику, внутреннее напряжение. Это, в свою очередь, способствовало декомпенсации основных регулирующих систем организма. В состоянии стресса стали активно работать надпочечники и в кровь стали поступать гормональные продукты – глюкокордиоды, влияющие на жировой, белковый и углеводный обмены, что неизбежно нарушает работу левого полушария, отвечающего за логику здравого смысла и ведет к потере чувства реальности и развитию психосоматических заболеваний. В состоянии стресса человека легко обмануть, вовлечь в различные мошеннические махинации, затащить в различные сомнительные политические организации и секты, отнять легальным путем жилье и материальные ценности, поскольку человек в таком состоянии живет только эмоциями, чувствами и переживаниями и открыт для манипулирования его сознанием извне, так как занят своей внутренней борьбой мотивов, на которую тратится вся его энергетика.

Перераспределение собственности в России не привело к успехам в области научно-технического прогресса, но заметно повлияло на потребление алкоголя и наркотиков. Отсутствие духовности, экономический кризис и отсутствие возможности реализовать себя в современных условиях способствовали росту нервных и психических заболеваний в последние годы, что отрицательно сказывается на морально-психологическом климате на территории всей Российской Федерации.

degustatsiya-zhizni.ru

Как стресс влияет на психическое здоровье человека

В действительности большинство специалистов в области изучения здоровья человека, на протяжении долгого времени пытаются ответить на один важный вопрос: каким образом стрессовое состояние влияет на психику человека? Однако, несмотря на долгие годы исследования, все аспекты данной темы так и не были изучены. Единственная истина, которая нашла путем эмпирического исследования свое подтверждение, заключается в том, что практически любое стрессовое воздействие скорее действует на психику негативно.

Стресс имеет сложную структуру, и состоит из нескольких уровней интенсивности.

К примеру, существует первый уровень интенсивности, который скорее способствует активизации некоторых способностей человека. Например, под воздействием небольшой стрессовой ситуации, человек способен вспомнить некоторые данные, которые до этого момента мог безнадежно забыть.

Следующий уровень может активизировать как мыслительные процессы, так и физические силы.

К данному аспекту можно отнести действия под аффектом. Это может быть необязательно отрицательное воздействие. Если случится чрезвычайная ситуация, то посредством стресса, человек может неожиданно для себя выбрать правильное поведение и остаться живым.

Однако существует и другой уровень стресса, третий, который однозначно негативно влияет на психическое состояние человека. Как правило, это компрометирующий уровень, который может вызвать у человека приступ паники или спонтанные действия, приводящие к отрицательному результату.

Как стресс влияет на психическое здоровье человека

В итоге он может испытывать самый разнообразный букет эмоциональных, а иногда и физических проявлений. Если третья степень стресса затянулась, то в результате ее дальнейшего развития, у человека может наступить кризис, с которым в одиночку своими силами просто не сможет справиться.

Психические заболевания, возникающие посредством стресса, не имеют универсальной или классической схемы, поэтому чаще всего специалисты осуществляют поиск индивидуального подхода к каждому клиенту, который пришел с определенным запросом.

Кроме того, человек также индивидуален, значит и в проявлениях болезни может реагировать по-разному. К примеру, с виду человек может обладать ледяным спокойствием, но при произношении какой-либо неосторожной фразу, у него могут возникнуть специфически ассоциации, которые в результате могут повлечь агрессивное поведение или даже рукоприкладство, или наоборот, он может заплакать и начать себя наказывать.

В данном случае многое будет зависеть от того, насколько давно он страдает психическим заболеванием, посредством каких стрессовых ситуаций оно возникло и не повлекло ли это наличие дополнительных заболеваний, которые в совокупности могут ухудшить психическое состояние человека. Для того чтобы избавиться от возможных предпосылок развития психической болезни, не стоит тянуть время, так как в данном случае оно будет работать против человека. Лучше всего сразу обратиться к специалисту, который за короткое время составит индивидуальную программу лечения и сможет вернуть человека обратно к полноценной жизни.

www.la-woman.ru

Стресс и его влияние на психологическое здоровье человека

По Селье, стресс есть не что иное как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс и его влияние на психологическое здоровье человека оправдано многими средствами, посмотрим же, какими именно.

Химия и физика

Первое свидание и неприятный разговор с начальником — одно и то же, если говорить только о стрессосоставляющей этих событий. При травме и во время секса, в горе и в радости, в богатстве и бедности с физиологической точки зрения происходит одно и то же. Мозг подает команду: «Внимание, готовность номер один!» Сначала отвечает нервная система: она отправляет сигнал надпочечникам, которые начинают активно выбрасывать в кровь гормоны стресса — адреналин и кортизол. Сначала убегай, а потом бойся, говорит организм в ответ на стресс. Этот безусловный рефлекс мы унаследовали от наших предков — вот кому приходилось что ни день бегать, спасаясь то от разъяренного мамонта, то от саблезубого тигра. До сих пор при любой, даже минимальной, опасности организм автоматически включает режим «бей или беги», призванный помочь хозяину спастись или выиграть в борьбе.Сосуды сужаются, давление повышается, а сердце бьется чаще — будто вот-вот выскочит из груди. Кровь отливает от лица и приливает к мышцам — откуда ни возьмись появляются силы и способности, которых ты никак от себя не ожидала. Стресс мобилизует, мгновенно помогая отделить зерна от плевел, главное — от второстепенного. Он дает возможность выжить, не задумываясь. Страх — роскошь.

ыходит, постоянный стресс держит в тонусе, ведь, расклеившись и разболевшись, из жизненных передряг не выберешься. Опрос, проведенный компанией Kelly Services, подтвердил правоту социологов: оказалось, жители самых благополучных стран в мире — Швейцарии, Швеции и Норвегии — чувствуют постоянное давление стресса и плохо его переносят. А привычные к нервным перегрузкам россияне его практически не замечают. Как только суть стресса стала ясна, ученые всего мира с энтузиазмом принялись его изучать. Например, отечественные демографы обнаружили: больше всего долгожителей среди представителей поколения бабушек и дедушек — людей с трудной судьбой, полной волнений и лишений. ВИзучением тендерных особенностей переносимости стресса занимались израильские ученые. Они уговорили 97 студентов Иерусалимского университета поучаствовать в стресс-собеседовании. Сначала каждому кандидату отводилось пять минут, чтобы представить себя в выгодном свете перед лицом трех судей и глазком телекамеры. Во второй части эксперимента подопытных заставили считать от 1687 в обратном порядке, в случае ошибки начиная все сначала. Анализы слюны испытуемых показали, что у мужчин уровень кортизола (а значит, и стресса) был гораздо выше. Датские ученые даже укрепляет наш иммунитет, снижая, в частности, риск развития рака груди. Результаты исследования профессора Стюарт Броуди из Университета Западной Шотландии оказались совсем неожиданными. Выяснилось, занятия сексом с использованием презерватива способны привести к стрессу. А незащищенный секс, напротив, повышает настроение и расслабляет. Ученый основывает свои выводы на том, что по замыслу природы мы получаем удовольствие только от секса, который может привести к продолжению рода.

Стрессоуправление

Ганс Селье не видел в сложных жизненных ситуациях ничего страшного, он считал, что именно в них заключаются аромат и вкус жизни. «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Однако возникает закономерный вопрос. Если стресс полезен, почему люди так его боятся и страдают от его последствий? Когда мы чувствуем, что ожидания общества (или собственные требования) слишком велики и просто не можем им соответствовать, начинаем нервничать, быстро устаем и, в конце концов, заболеваем. Селье доказал, что приспособление к изменениям окружающей среды неизменно проходит три стадии. «Фаза тревоги и мобилизации (организм активизирует все ресурсы, дремавшие до поры до времени) помогает нам быть внимательнее, если мы, например, крадемся ночью по темному лесу. Острая реакция на стресс часто проявляется нарушениями сна. Не обязательно бессонницей: случается, человек засиживается допоздна, отчаянно клюет носом, но спать почему-то не идет — у него находятся «совершенно неотложные» дела. Женщины начинают гладить, шить, разбирать в шкафах, прекрасно понимая, что все это можно сделать и завтра. Нередко именно в таких ситуациях люди садятся перед телевизором и смотрят, например, фильм, который давно смотрели и прекрасно знают его содержание. Если в этом состоянии человеку все-таки удается заснуть, он просыпается каждые пару часов — нередко от кошмаров. Психологи советуют избавляться от назойливых вечерних мыслей с помощью нехитрого упражнения. Представь, что под твоей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Стрессом надо управлять», — говорил ученый. Трудности могут выбить человека из колеи, но, в отличие от животного, мы вольны выбирать — утонуть в море стрессовых реакций или извлечь из переживания необходимые «питательные вещества» и вывести из психики то, что не приносит нам пользы. Медленно открой его крышку и сложи туда по очереди все, что тебя терзает: волнение перед завтрашними деловыми переговорами, страх забыть о важной встрече, несданный вовремя отчет, неоплаченные счета. Проснувшись на следующее утро, ты сможешь снова открыть крышку и достать свои заботы — если захочешь, конечно. Некоторые люди борются со стрессом всю жизнь. Но подвох кроется уже в самой формулировке. Увы, стрессоры первой категории — цены, налоги, инициативы властей, погода, привычки и характеры других людей — нам практически неподвластны. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но, кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови, вы ничего не добьетесь. Куда эффективнее будет просто принять ситуацию и расслабиться — с помощью методов мышечной релаксации, медитации, дыхательных упражнений или принципов рационального мышления (поиска положительных моментов).«Бороться» со стрессом — это значит действовать против собственного организма и его естественной защитной реакции. Сражаться со своим организмом не надо — с ним следует дружить и сотрудничать, и тогда он с благодарностью будет вам помогать. Профессор психотерапии Юрий Щербатых предлагает для преодоления стрессов целую систему. По его мнению, сначала необходимо определиться, о каком именно раздражителе идет речь.

В ситуации напряжения, кажущегося нам непосильным, хочется сделать рывок, максимально напрячься, чтобы неприятности поскорее закончились. Итог — новый виток стресса и попадание в замкнутый крут. В этом основная ошибка. Нужно не напрячься, а расслабиться и по возможности получить удовольствие. Стрессоры третьего типа — это явления, которые мы сами превращаем в проблему (ведь стресс — не событие, а наша реакция на него). Например, беспокойство за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти) и переживания из-за прошлого, которое нельзя изменить. Ключевую роль тут играет не факт, а внутренняя установка. Помнишь рассказ Чехова «Смерть чиновника», в котором «маленький человек», случайно чихнувший на лысину генерала, умер от страха? Если тебе кажется, что жизнь твоя хуже некуда и буквально все нервирует и приводит к стрессу, то. может, тебе это только кажется? На роль раздражителей претендует масса событий. Но станет ли фактор стресса его причиной — зависит только от твоего выбора.Ко второй категории относятся стрессоры, на которые мы не только можем, но и должны повлиять. Это наши ошибки, неумение ставить цели и определять приоритеты, неспособность управлять временем. Если подобная ситуация повторяется раз за разом, то совет будет только один — собрать волю в кулак и начать планировать. Ради эксперимента можно попробовать сделать несрочную работу значительно раньше и посмотреть, насколько это будет удобнее и приятнее. А чтобы мотивировать свое сознание, отнесись к этому как к игре. А вдруг так будет лучше? Предложи себе вознаграждение: «Я должна в ближайшие два дня сделать эту работу, тогда после ее завершения куплю себе, позволю себе, сделаю для себя. что-то желанное». Итак, мы обсудили стрессоры первой и второй групп (обстоятельства, на которые не можем/можем и должны повлиять).

www.allwomens.ru

Влияние стресса на психологическое здоровье человека

Психологическое здоровье — это важный компонент в развитии личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие, доброжелательность, умение справляться с жизненными трудностями и много другое.

Психологическое здоровье во многом зависит от умения координировать свое психическое состояние. Важным аспектом в этом вопросе является психическая регуляция личности.

Граве П. С., изучая вопросы психической регуляции, связанные с влиянием стресса на психическое здоровье человека, выделил следующие уровни регуляции:

1) вегетативно-гуморальный, поддерживающий гомеостаз;

2) нервно-соматический или рефлекторный;

3) подсознательный, обеспечивающий экономичность поведения;

4) эмоциональный с аварийными (видовыми) алгоритмами поведения;

5) сознательный, разрабатывающий стратегию и тактику целостного поведения [5].

В последнее время предлагается попытка разработать теоретическую схему определения функциональных особенностей эмоциональной регуляции деятельности, определив ее место в общей структуре регуляции деятельности.

Ценности личности не только могут осознаваться ею, но и вызывают определенное эмоциональное отношение у нее. Эмоции, переживаемые личностью по отношению к собственным ценностям, являются актуальным регулятором деятельности на этапе ориентировки.

Основной функцией эмоционального отношения на этапе ориентировки является согласование выбираемых личностью способов достижения целей деятельности с содержанием ее основополагающих ценностей.

Известно, что различные эмоциональные состояния по-разному сказываются на эффективной волевой регуляции, ослабляя или усиливая ее.

В случае разнонаправленности мотивационных и эмоциональных процессов волевая регуляция может заключаться в уменьшении нежелательных эмоциональных состояний, т. е. сводиться к произвольной регуляции эмоциональных процессов.

При этом произвольное усиление мотивации может не выступать особой задачей, если уровень мотивации достаточно высок для инициации деятельности. В некоторых случаях (например, в состоянии страха, неуверенности) требуется как раз создание дополнительного побуждения, вызывающего действие, несмотря на противодействующее этому эмоциональное состояние [7].

Закономерности произвольной регуляции эмоциональных процессов и мотивации не совпадают между собой, хотя и обладают рядом общих черт и имеют общий «знаменатель» — личность человека.

Однако, если в технике саморегуляции эмоциональных состояний в значительной мере можно обучаться, то умение волевой регуляции действия необходимо воспитывать, расширяя содержание ценностно-смысловой сферы сознания, формируя твердые убеждения и прочные жизненные цели.

studbooks.net

Влияние стресса на психическое здоровье преподавателя

Понятие стресса и фазы его развития. Основные стрессовые факторы, влияющие на психическое здоровье преподавателя. Возможные реакции организма на стресс. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Методы повышения стрессоустойчивости.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие стресс

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс является неотъемлемой частью нашего времени, от его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно.

Проблема стресса остро заявила о себе в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником).

стресс психологический преподаватель стрессоустойчивость

1. Понятие стресса

Существует множество определений понятия «стресс». В целом же — это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение.

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) считал, что стресс- это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. т.е. стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) . Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги — наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов — гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

Основными источниками стресса могут служить неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить семейные потребности, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточное количество свободного времени для семьи и друзей) и т.д.

Когда мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, стрессоры постоянно накапливаются, и мы больше не в состоянии справляться со ситуацией, тогда это состояние называют дистрессом. Человек становится вспыльчивыми и испытывает напряжение в ситуациях обыденной жизни. Неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (хронической усталости, депрессии, общему чувству раздражительности) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, напряжению мышц, проблемам с холестерином, повышенному давлению и сердечно-сосудистым заболеваниям).

2. Влияние стресса на психическое здоровье преподавателя

Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие педагоги чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у некоторой части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность своей профессией. Характерно, что многие из них не знают, как предотвратить и снять эмоциональную напряженность, и указывают на неудовлетворительное состояние психологической подготовки к деятельности в напряженных условиях в период обучения в педагогическом вузе.

В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности будущего педагога.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.

Как показывают исследования, большинство учителей — эмоционально неустойчивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки. Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Психологический дискомфорт преподавателя имеет большое значение для его здоровья — физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

· физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

· высокий уровень ответственности;

· тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

· авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным. К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

· диктаторский, безапелляционный тон;

Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки преподавателей как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья.

3. Методы повышения стрессоустойчивости

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов”. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).

Профессиональное здоровье преподавателя определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности преподавателя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Здоровье преподавателя — эффективность его профессиональной деятельности — это психическое здоровье учащихся.

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: KГУ, 1987.

2. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.

3. Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. С. 62-72.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.

5. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985, 208 с.

6. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004

otherreferats.allbest.ru

Это интересно:

  • Презентация на тему стресс по психологии Презентация к уроку по психологии по теме: Стресс и дистресс Дана характеристика стресса и дистресса в педагогическом труде, факторы, виды и фазы протекания стресса, стрессовые сценарии, способы профилактики нежелательных последствий дистресса и эмоционального выгорания. Предварительный просмотр: Подписи к […]
  • А невроз либидо ПРЕМЬЕРА: "АРХЕТИП, НЕВРОЗ, ЛИБИДО" Пресс-служба телеканала «Россия - Культура» тел: (495) 780 57 07 [email protected] С 12 по 15 декабря в 23:00 телеканал «Россия - Культура» представляет премьеру документального сериала «Архетип, невроз, либидо». Документальный сериал «Архетип, невроз, либидо» (12-15 декабря, […]
  • Как называется боязнь щекотки Почему люди боятся щекотки Надо сказать, что первые исследования в этой области проводил еще Аристотель. Он установил, что человек не способен защекотать сам себя, правда, дальше этого открытия дело не пошло. Современные специалисты ненамного продвинулись, хотя им удалось выделить два типа щекотки, названных в […]
  • Незначительная депрессия это Что такое депрессия Что такое депрессия, чем она отличается от простого беспокойства, хандры и апатии? Об этом и многом другом читайте далее в статье. По некоторым данным, самоубийство – это наиболее частая причина смерти мужчин в возрасте до 45 лет. А по статистике, три самоубийства из четырех совершаются именно […]
  • Дети с синдромом дауна причины Причины синдрома Дауна Синдром Дауна – врожденная патология, которая из года в год встречается все чаще. Если верить статистическим данным, то на сегодняшний день десять процентов новорожденных обладают данной формой умственной отсталости. Синдром Дауна – это страшный диагноз, который приводит родителей в шок. Все […]
  • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]
  • Каган в е аутизм у детей Каган В.Е.Психотерапия аутизма у детей Подобно прожективным тестам проблема аутизма у детей позволяет исследователям раскрыть свою творческую индивидуальность, но не получает общепризнанного решения ни в плане понимания, ни в плане терапии. Вполне обоснованные гипотезы и выводимые из них лечебные подходы нередко […]
  • Тенотен от заикания для детей отзывы Тералиджен отзывы. Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней! В субботу вызвала на дом платного, буду просить под её контролем назначать… Ого, это доче 7 лет! Она с рождения истерит у вас? Нам то 2,2 у нас инвалидность по неврологии-психиатрии А что уже пробовали? Тенотен, […]