Тяжёлая умственная отсталость у детей
На основании психометрических исследований, по современной международной классификации болезней, тяжёлая умственная отсталость у детей характеризуется коэффициентом интеллекта, диапазон которого от 20 до 34 единиц.
По клинической картине и перечнем расстройств, данная форма умственной отсталости схожа с тяжелой формой имбецильности.
Общие характеристики данной категории детей
- Дети с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное.
- Ребятишки способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.
- Явления и предметы, которые не знакомы детям, не вызывают никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются только те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами.
- Диагноз тяжёлая умственная отсталость у детей определяет наличие довольно больших отклонений в памяти, мышлении, восприятии окружающего мира, разговорной речи, моторики делают этих ребятишек трудно, а порой, практически необучаемыми. Только в очень редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения.
- Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.
- Руки и пальцы детей особенно неразвиты, что мешает брать в руки мелкие предметы и манипулировать ими.
- Моторная недостаточность при тяжёлой умственной отсталости отмечается у 9 из 10 больных.
- У детей наблюдаются неправильное развитие костей скелета, формы черепной коробки, ног и рук, кожного покрова и внутренних органов.
- поражение плода в материнской утробе нейротоксическими факторами, имеющими инфекционную, химическую, физическую природу – сифилис, цитомегаловирус, ионизирующее облучение и другие;
- рождение малыша раньше определённого срока – большая недоношенность;
- сбои в процессе родов, в результате чего малыш мог получить родовую травму или наблюдалась временная асфиксия;
- получение в раннем детстве серьёзных травм головы;
- гипоксия мозга;
- инфекционные заболевания, в результате которых была поражена центральная нервная система ребёнка;
- проживание в неблагополучных семьях и, как следствие, педагогическая запущенность;
- проявление малоумия неясной этиологии.
- хромосомные отклонения, ведущие к нарушениям баланса генов – анеуплоидия, дупликации, делеции. Из-за данных отклонений рождаются дети с синдромом Дауна, синдромом Вильямса и другими отклонениями;
- однородительская димиссия хромосом, или участков хромосом, ведёт к появлению детей с синдромом Ангельмана или Прадера-Вилли;
- нарушения в работе некоторых генов, и мутации, происходящие в них. Число генов, способных мутировать превышает тысячу. Они вызывают аутизм, синдром хрупкой хромосомы Х, синдром Ретта, встречающийся только у девочек.
Эти дети признаны инвалидами. Являясь недееспособными, над ними обязательна опека родителей или других лиц. До достижения совершеннолетия они часто пребывают в специализированных учреждениях, а затем их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.
Причины недуга
Причины, обусловленные генетикой
Умственные заболевания относятся к тем причинам, по которым обращаются в генетическую консультацию. Это объяснимо – более половины случаев умственных аномалий, связаны с генетическими отклонениями. Основные типы генетических сбоев, которые могут спровоцировать детскую умственную недостаточность:
Наверное, поговорка про терпение и труд, как нельзя, более всего подходит для тех. у кого в семье есть детки с отклонениями в психическом развитии – тяжёлая умственная отсталость у детей совсем не лёгкая ноша. Конечно, есть специальные учреждения, но где воспитываться ребёнку, каждый решает сам.
psyplaneta.ru
Тяжелая умственная отсталость у взрослых
Такой диагноз, как умственная отсталость ставится в том случае, если у пациента наблюдается значительно снижение уровня интеллекта. В современной психиатрии выделяется три степени умственной отсталости. При легкой форме показатель интеллекта составляет около 50-69, средняя степень характеризуется показателем от 35 до 50, а тяжелая форма умственной отсталости (иначе идиотия) отличается уровнем интеллекта от 20 до 34.
Причиной умственной отсталости может стать как травма головы, полученная в раннем детстве, так и различные негативные факторы, воздействующие на плод во время беременности (инфекционные и другие заболевания, радиоактивное излучение, вирусы, употребление алкоголя и наркотиков, некоторые виды антибиотиков, противопоказанные беременным женщинам). Стоит отметить также генетический фактор, который сегодня является самой распространенной причиной снижения интеллекта у ребенка.
Идиотия диагностируется у детей до достижения трехлетнего возраста. У малышей наблюдаются задержки в развитии, они поздно учатся ползать и ходить, отличаются плохой координацией движений. При идиотии не развивается речь, ребенок способен издавать только нечленораздельные звуки и не понимает слов, которые обращены в его адрес. Тяжелая умственная отсталость у взрослых – это форма психического заболевания, сопровождающаяся полным отсутствием инстинктов и эмоций. Больной не способен совершать простейшие действия, не узнает близких людей и не приспособлен к существованию в обществе.
Признаки тяжелой формы умственной отсталости
Помимо остановки интеллектуального развития, тяжелая форма умственной отсталости у взрослых характеризуется еще и нарушением физического здоровья. Причиной этому становится повреждение отделов головного мозга, которое сопутствует идиотии. У больного может быть сильно увеличен или уменьшен череп, большинство страдающих умственной отсталостью обладают слабым телосложением, небольшим ростом и нарушением пропорций тела (короткие конечности, выпуклая грудь). Движения больных часто заторможенные, некоординированные. Взгляд больного человека, как правило, кажется бессмысленным. Во многих случаях характерны недержание и неконтролируемое слюноотделение.
Большинство больных отличаются заторможенными реакциями, они способны реагировать лишь на сильные болевые ощущения. Однако в некоторых случаях страдающие умственной отсталостью могут проявлять агрессивность и даже наносить травмы себе и окружающим.
Уход за больными идиотией
Помощь больным, страдающим тяжелой формой умственной отсталости, оказывают в специальных учреждениях. При таком диагнозе, как тяжелая умственная отсталость у взрослых людей, больные не способны позаботиться о себе. Многие из них даже не в состоянии прожевать твердую пищу, поэтому необходимо кормить их, ухаживать за ними. Больному идиотией требуется постоянный контроль специалистов, готовых оказать пациенту необходимую помощь в любую минуту.
Вылечить тяжелую степень снижения интеллекта на сегодняшний день невозможно. Тем не менее, существует комплекс мер, который позволяет облегчить существование больных. Своевременное симптоматическое лечение и постоянное внимание могут дать положительный эффект. В том случае, если для больного характерны безучастность и заторможенность, ему прописывают стимулирующие препараты. В случае агрессивного поведения в целях обеспечения безопасности больного и окружающих людей назначается курс успокоительных.
Тяжелая умственная отсталость – одна из форм психического заболевания, которое характеризуется существенным понижением уровня интеллекта. Иначе тяжелую форму умственной отсталости называют идиотией. Такой диагноз ставится пациенту в том случае, если показатель уровня IQ не превышает 20.
Как правило, умственная отсталость в тяжелой форме проявляется в совсем раннем возрасте. Тяжелая умственная отсталость у детей до трех лет диагностируется с каждым годом все чаще. Эта печальная статистика, которая объясняется целым рядом причин.
Причины тяжелой умственной отсталости
Факторов, способных спровоцировать снижение интеллекта, приводящее к умственной отсталости, выделяется довольно много. Их можно разделить на несколько групп.
- Первая группа – перенесенные в раннем детстве травмы головы, повлекшие за собой повреждения головного мозга. Это одна из наименее распространенных причин возникновения идиотии у детей.
- Вторая группа – развитие умственной отсталости у плода во время беременности. Причин этому может быть много. Риск повреждения головного мозга плода и снижения интеллекта возникает в том случае, если будущая мать перенесла во время беременности тяжелые инфекционные заболевания, принимала некоторые виды антибиотиков, злоупотребляла алкоголем или наркотическими веществами. Опасными также могут быть различные вирусы и ЗПП, а также целый ряд других заболеваний, включая сахарный диабет. В группу риска попадают и женщины, у которых возникает с плодом резус-конфликт.
- Третья группа – генетические причины. Тяжелая умственная отсталость у детей может развиваться вследствие неблагоприятной наследственности. Опасность представляет также работа родителей на вредном производстве, связанном с токсичными отходами или радиоактивным излучением.
- Уровень когнитивных способностей у взрослого, страдающего тяжелой умственной отсталостью соответствует уровню развития ребенка 3-5 лет
- Нарушено раннее и последующее развитие ребенка: он позже начинает держать головку, сидеть, ходить, разговаривать, моторно неловок, неуклюж, неспособен бегать и прыгать, собирать конструктор и мозаику, писать и рисовать
- Речь грубо дефектна, ребенок в состоянии выучить около 15-20 простых слов, однако пользуется ими в основном механически, неосознанно. Чаще улавливается не смысл слов, а интонация, мимика и жесты, относящиеся к основным потребностям больного (приготовление еды, порицание за проступки)
- Моторная неловкость, характерная для детей, сохраняется у взрослых с тяжелой умственной отсталостью, мешая выполнять сложные движения, требующие точности, координации, внимания. А вот простые бытовые навыки – одевание (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), прием пищи, переноска предметов, закрепляются при достаточном усердии и неплохо выполняются под контролем родных или воспитателей.
- Мышление при олигофрении хаотичное, бессистемное. Если у ребенка тяжелая умственная отсталость, он может иногда различить хорошо знакомые предметы на картинке, а при длительном обучении – даже объединить их (животные, одежда), однако такое запоминание является чисто механическим. Составить рассказ по сюжетной картинке ребенок не в состоянии, он не может решить даже самую простую задачу, не различает предметы по размеру, цвету, форме
- Логическая память отсутствует, механическая – резко снижена.
- Поведение лиц с тяжелой умственной отсталостью обычно нарушено – они могут быть то эйфоричны и благодушны, то злобны, агрессивны, расторможены
- Если диагностирована олигофрения в степени выраженной имбецильности, то в социальном плане это свидетельствует о том, что самостоятельно жить и обслуживать себя такие больные не могут, они нуждаются в постоянном уходе, надзоре, опеке.
Основные симптомы тяжелой формы умственной отсталости
При идиотии дети не способны к развитию. Они начинают держать головку, ползать и ходить намного позже своих сверстников. Речь у таких детей обычно развита слабо или не развивается вовсе, большинство страдающих идиотией способно издавать лишь отдельные звуки и слоги. Многие больные дети даже не понимают, когда к ним обращаются. Они не испытывают к людям привязанности, не проявляют потребности в общении и зачастую даже не узнают членов своей семьи.
Тяжелая умственная отсталость у детей делает их абсолютно не способными к самообслуживанию и существованию в обществе. Дети с таким диагнозом нередко страдают недержанием, не способны даже самостоятельно прожевать пищу. Вот почему за такими больными требуется тщательный надзор и специальный уход.
Лечение тяжелой умственной отсталости
Повреждения мозга, которые сопутствуют снижению интеллекта, не поддаются излечению. Умственно отсталых пациентов можно лишь поддерживать в том состоянии, в котором они находятся, облегчая им существование по мере возможности. Иногда симптоматическое лечение, назначаемое специалистами, может дать незначительные улучшения. В зависимости от необходимости пациенты должны получать стимуляторы или успокоительные, курс витаминов и других препаратов, которые помогут стабилизировать их психическое и физическое состояние.
Дети, страдающие тяжелой формой умственной отсталости, никогда не смогут стать полноценными членами общества. Они не приспособлены к труду и самостоятельной жизни. Поскольку за ними требуется постоянный уход, лучше всего поместить их в специальные учреждения, где они будут находиться под присмотром специалистов.
psygermany.ru
Умственная отсталость тяжелая
Тяжелая умственная отсталость (олигофрения в степени выраженной имбецильности) встречается у 5-7% детей с интеллектуальной недостаточностью. Выявить основные признаки дефекта можно уже в первые месяцы и годы жизни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) к умственной отсталости тяжелой степени (шифр F 72) относятся психические расстройства с коэффициентом интеллекта IQ от 20 до 35.
Основные признаки интеллектуальной недостаточности тяжелой степени
Принципы оказания помощи больным с тяжелой умственной отсталостью
Основные подходы к лечению, реабилитации, воспитанию сходны с аналогичными мероприятиями при глубокой умственной отсталости. Это и лечение сопутствующих заболеваний, и регулярная физическая активность на свежем воздухе, и рефлексотерапия, и массаж, и музыкотерапия. Только при выраженной имбецильности такой подход позволяет достичь лучших результатов, овладеть элементарными навыками самообслуживания и опрятности.
Тяжелая умственная отсталость – не приговор и при правильно проводимых коррекционных мероприятиях можно достичь многого. Хочу пожелать упорства и терпения родным и близким, знакомым и незнакомым людям, которые так или иначе участвуют в судьбе детей и взрослых с нарушением интеллектуального развития.Даже если имеется глубокая или тяжелая умственная отсталость, не стоит отчаиваться. Помогая, отдавая частичку себя другим, мы становимся богаче внутренне и духовно, мы становимся ЛЮДЬМИ.
medblog.by
Тяжелая умственная отсталость
При тяжелой умственной отсталости когнитивные способности больного соответствуют трехлетнему – пятилетнему возрасту, при этом его состояние сопровождается низким уровнем социального функционирования. В большинстве случаев, тяжелая умственная отсталость имеет органические причины. Не исключено, что у больного могут развиваться коммуникативные навыки. Данное состояние равнозначно глубокой имбецильности. При тяжелой умственной отсталости уровень IQ находится в диапазоне от двадцати до тридцати четырех. Как правило, такие субъекты страдают нарушением двигательного и чувствительного развития, они способны освоить лишь рудименты речи.
Что касается элементарных навыков обслуживания, то больные поддаются их обучению с трудом, они не в состоянии обходиться без наблюдения или посторонней помощи. С учетом клинической картины, присутствия этиологии органического происхождения, а также ряда сопутствующих заболеваний, имеется значительное сходство с умеренной формой умственной отсталости. Отмечено, что наличие нижних уровней функционирования наиболее типично и для пациентов этой группы. Большинство больных имеют выраженную степень моторного нарушения, и ряд других сопутствующих дефектов. На основании этого можно делать вывод, что у индивида имеется клинически значимое повреждение, также может быть аномальное развитие нервной системы.
Также в клинической практике имеется большое количество случаев, когда дети с тяжелой умственной отсталостью являются практически необучаемыми. Подобный фактор обусловлен грубыми дефектами воспитания, значительную роль играют дефекты мышления и восприятия, памяти, также влияет нарушенная эмоционально-волевая сфера. Большинство детей имеют моторные нарушения, которые характеризуются не только тем, что запаздывают акты бега, ходьбы, прямостояния, но и отсутствует нормальная развитость всех движений. В частности, особенно дефектными являются движения пальцев рук, ребенок также двигается неуклюже и в замедленном темпе. Тяжелая умственная отсталость практически всегда сопровождается моторной недостаточностью. Если говорить о соматических признаках, то наблюдаются пороки развития конечностей, черепа, внутренних органов.
Причины тяжелой умственной отсталости
Среди причин, вызывающих тяжелую умственную отсталость, специалисты называют немало различных факторов, и все они разрушающе воздействуют на созревание мозга, а также его развитие. Если принимать к рассмотрению экзогенные вредности, то только среди них отмечено свыше четырехсот агентов, которые во время беременности способны стать причиной нарушения процессов эмбриогенеза. Также, имеются патогенные факторы, возникающие в перинатальном периоде, а также в раннем постнатальном периоде. Среди них специалисты называют различные нейроинфекции, гипоксию, ряд соматических заболеваний, и особенный акцент в этом случае делается на первые месяцы жизни младенца.
Также нельзя исключать из причин тяжелой умственной отсталости и наследственные факторы. В свою очередь, они имеют различие по механизму действия, по характеру проявления определенной наследственной патологии. При выявлении причин данного заболевания не стоит оставлять без внимания и такие моменты, как недостаточное физическое развитие, связанное с дефицитом сенсорной стимуляции, то есть, когда имеет место психическая депривация. Патогенные факторы очень разнообразны, и с учетом неспецифичности тяжелой умственной отсталости, бывает трудно оценить причинно-наследственные связи, которыми обусловлено заболевание. Как правило, наследственные факторы, и факторы воздействия внешней среды оказываются взаимосвязаны, и представляют собой сложное взаимодействие.
Говоря о причине тяжелой умственной отсталости, правильнее обратить внимание на патогенез заболеваний, симптомом которых является нарушение умственного развития в различных формах. Очевидно, что данная проблема очень сложна, и даже в случае болезни Дауна, которая считается хорошо изученной, причина интеллектуального дефекта полностью не ясна. В то же время, существуют патологические звенья, которые являются общими для любых форм умственной отсталости. Важная роль отведена хроногенному фактору, периоду онтогенеза, в течение которого поражается развивающийся мозг. Различные патогенные влияния, воздействуя на мозг в одно и то же время, могут стать причиной сходных изменений, и они могут характеризоваться похожими клиническими признаками. Так же, как один и тот же фактор, проявляющийся на различных этапах, способен вызвать различные последствия.
Лечение тяжелой умственной отсталости
Лечение данного заболевания может быть как симптоматическим, так и специфическим. Специфическое лечение проводится, если установлен патогенез и этиология умственной отсталости. Лекарственные препараты назначаются врачом с учетом общего состояния, также принимается во внимание структура психопатологического синдрома, соматические нарушения, возраст пациента, и многие другие факторы. Следует отметить, что лица, имеющие тяжелую умственную отсталость, особенно склонны к возникновению побочных реакций и некоторых осложнений при использовании психофармакотерапии. В некоторых случаях специалисты используют поддерживающую длительную терапию, которая подразумевает применение незначительных или средних доз нейролептических препаратов.
Дети, имеющие тяжелую умственную отсталость, не проходят обучение, если родители согласны, то детей помещают в специальные медицинские учреждения, детские дома, где им оказывается соответствующий уход, и необходимое лечение. Достигнув совершеннолетия, такие пациенты переводятся в интернаты, где больные с тяжелой умственной отсталостью обеспечены всем необходимым, и также получают медицинскую помощь.
www.psyportal.net