Христианство о депрессии

Ответы на вопросы

Депрессия – это широко распространенное состояние, охватившее миллионы людей, как христиан, так и нехристиан. Находящиеся в депрессии люди страдают от ощущения грусти, злобы, отчаяния, апатии и многих других симптомов. Они чувствуют себя беспомощными, у некоторых даже проявляются суицидальные наклонности. Они теряют интерес к вещам и людям, ко всему, что любили раньше. Причиной депрессии обычно становятся определенные жизненные обстоятельства, такие как смерть близких людей, развод, потеря роботы или же психологические проблемы, например, оскорбление, низкая самооценка и т.д.

Библия говорит нам, что мы должны быть наполнены счастьем и восхвалением Господа (Филиппийцам 4:4; Римлянам 15:11). Из этого становиться понятным, что Господь уготовил нам счастливую жизнь. Это нелегко для человека, находящегося в депрессии, но достижимо благодаря молитве к Господу, изучению и применению Библии, поддержке родных и близких, дружеским отношениям с другими верующими, признанию, прощению и принятию. Мы должны обращаться к людям, а не к самим себе. Ощущение депрессии можно побороть, отведши свой взор от себя самого и направив его на Христа и других людей.

Клиническая депрессия – это физическое состояние, диагностируемое врачом. Депрессия не вызывается жизненными неудачами, также как и ее симптомы не устраняются просто за чьим-то желанием. И, вопреки мнению некоторых верующих, она не всегда возникает в результате греха. В большинстве случаев, депрессия является расстройством, которое должно лечиться медикаментозно и/или консультативно. Естественно, что Господу под силу излечить любое расстройство или заболевание. В некоторых случаях, осмотр врачом при депрессии можно сравнить с осмотром при сильном ушибе – это необходимость.

Существует несколько моментов, которые страдающие от депрессии могут применить к себе, дабы облегчить свои страдания. Они должны убедиться в том, что твердо придерживаются учения Священного Писания. Эмоции могут сбить нас с толку, но Слово Господне всегда остается неизменным. Мы должны сохранять веру в Господа, и, возможно, даже пытаться быть максимально ближе к Нему в моменты, когда подвергаемся испытаниям и каким-либо соблазнам. Библия говорит, что Бог никогда не подвергнет нас таким испытаниям, которые мы не смогли бы перенести (1 Коринфянам 10:13). Опять-таки, мы повторяем, что депрессия – это вовсе не грех, но лишь до тех пор, пока человек должным образом реагирует на свой недуг, куда входит и обращение за профессиональной помощью к специалисту. «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющий имя Его» (Евреям 13:15).

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

bibleonline.ru

Депрессия. Испытание унынием

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами «психическим насморком», распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше — более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в «Журнале клинической психиатрии», ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов — либо вещества норэпинефрина, либо серотонина — в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.

В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия — это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством «покинутости» матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду — обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.

В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.

Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.

Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием «меланхолия», видя его причину в наполнении мозга «черной желчью». В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.

Пожалуй, напоминающий Илюху из нашей присказки персонаж отыщется в кругу знакомых каждого из нас, а кто-то, быть может, узнает в этом герое и себя в определенные жизненные моменты. Как помочь многострадальному меланхолику? Его мрачное настроение мигом подхватывает массовая культура. Ставшая в некоторых кругах хорошим тоном этика декаданса убеждает людей в том, что быть счастливым и радостным — неприлично, неправильно в нашем гибнущем мире. Лучше красиво увядать, предаваясь эффектному саморазрушению.

Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в «критических днях» или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.

Депрессия у мужчин часто возникает безо всякой на то видимой причины. Например, наш Илья — высокооплачиваемый сотрудник преуспевающей фирмы. Он молод, хорош собой, не обделен вниманием прекрасного пола. У него есть любящие родители, которые искренне гордятся сыном и души в нем не чают. Есть и друзья, которые всегда помогут в трудную минуту, выслушают, ободрят. Но, тем не менее, время от времени на Илью «находит». В такие периоды мрачные часы уединения сменяются отчаянными молодецкими выходками, зачастую пьяными. То наш герой ввязывается в криминальную разборку, явно недооценивая собственные силы. Оказавшись после этого на больничной койке, он тут же, в стационарных условиях, влюбляется и завязывает роман. Выписавшись из больницы, начисто забывает предмет былой страсти и отправляется за компанию с другом-экстремалом прыгать с парашютом. Сломав еще пару недоломанных ребер, не унимается, а покупает подержанный автомобиль (новый, видно, разбить жалко, зная свои особенности), садится за баранку в не очень трезвом состоянии, прихватывает с собой визжащую от восторга пьяную же подругу и гонит по ночному шоссе в неизвестность. «Еще жив?» — неудивительно, что знакомые Ильи уже давно начинают интересоваться его судьбой именно с этого вопроса.

Да, как видно из яркого примера, депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Например, экстремальные выходки Ильи имеют двоякую направленность — с одной стороны, желание убежать от своего недуга с помощью острых ощущений, с другой — доказать всем окружающим, что он не слезливый меланхолик, а «Крутой Уокер». Но оба этих пути ведут в тупик. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.

Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали — это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: «Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится». По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей — срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. «Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода», — так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений — привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. «Умерла от тоски», — разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.

К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства — только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.

Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием. Стоит обратить внимание на следующие признаки:

1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.

2. Заметно снизившийся интерес ко всему — апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.

3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.

4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.

5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение — ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.

6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.

7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.

8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.

9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.

Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?

Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью? Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника. Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него — пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри — не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься — другого жениха Бог даст, хорошего, работящего. Помните — выход есть. По молитве он обязательно откроется.

В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. Мне очень хорошо знакомо это состояние по собственным периодам уныния и по опыту общения с вышеописанным Ильей. В такие периоды очень легко сходишься со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. Хочется от них бежать, сгорая от ложного стыда. Илья, например, в таком состоянии всегда бегает от друзей, с которыми раньше вместе исповедовался у общего духовника, боится, что они силой повлекут его, мрачного и спьяну не проспавшегося, к строгому протоиерею на исповедь. Я, перетрудившись на ниве отечественной дефектологии, шарахаюсь в узком пространстве клинического коридора от опытной коллеги, способной замечательно вернуть на место пошатнувшиеся мозги. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Например, Илье кажется, что совершенно безобидная, тихая девица с его работы строит интриги, чтобы его на себе женить. По этой причине он с ней больше не здоровается, а если завидит вдалеке, то сразу пускается наутек. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, и друзья все не друзья, а так. Вспомните слова апостола: «Не всякому духу верьте». Демоны уныния — асы маскировки. Их главная задача — заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только н в их лукавом нашептывании.

А если станет совсем невмоготу — позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям — именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином.

www.pravoslavie.ru

Христианин и депрессия

В последние 5 лет к христианским душепопечителям и консультантам зачастую стали обращаться люди, испытывающие расширенные признаки депрессии. Мы говорим о категории людей, которые имеют устойчивые христианские убеждения и ценности.

М ногие исследования в области взаимосвязи веры и ценностей человека с его положительным влиянием на психологическое и эмоциональное состояние подтверждают их истинность. В то же время частные случаи суицида среди христиан заставляют серьезно обратить наше внимание на такое понятие как депрессия.

Ч то такое депрессия? Какие признаки депрессии? Есть ли упоминание в Библии о депрессии? Какие пути профилактики депрессии?

М ы ограничимся описанием симптомов состояния депрессии и сфокусируем свое внимание на исцеляющем потенциале церкви для людей, испытывающих подобное состояние. Таким образом, мы не будем вдаваться в полемику о спорных теологических и антропологических вопросах, как например, о том, могут ли возрожденные люди испытывать депрессию.

Д ля начала необходимо сказать, что в нашей стране (в Украине) практически не существует никаких достоверных исследований о том, как велик процент христиан, испытывающих депрессию. К сожалению, среди церковных сообществ подобная практика находится в зачаточном состоянии. Однако наблюдения христианских душепопечителей в последнее время подтверждают то, что количество людей испытывающих депрессию среди христиан возрастает.

З арубежные коллеги подтверждают, что депрессия – серьезная психологическая проблема для 4-9% населения, и в первую очередь – для молодых людей. Клинический психолог Гарри Коллинз замечает, что от депрессии страдает около 25% студентов колледжей, а 33% недоучившихся студентов бросили учебу именно из-за депрессии.

Н орманн Райт также говорит о том, что исследования доказали более частые случаи депрессии в молодой и средней группе (от 18 до 44 лет). Практически каждый из нас подвержен депрессии в той или иной мере.

С ейчас уместно было бы определить признаки депрессии и попытаться дать определение с точки зрения психологической, а затем синтезировав его с христианским миропониманием. Первое представляется непростым делом из-за сложной системы классификации депрессии. Однако в христианской практике понятие печаль, страдание, горе имеют глубокую проработку у Отцов Церкви, а также современных христианских авторов.

П редварительно уточним, что понятие депрессия – это научный термин, до появления которого существовало понятие меланхолия, которая и описывала симптоматические признаки депрессии. Принято выделять следующие признаки, которые характеризуют состояние депрессии:

— тоска, отягощенная пессимизмом и чувством безнадежности;
— апатия и инертность, которые препятствуют активным действиям и принятию решений;
— общая слабость, потеря энергии, утрата интереса к работе, сексу и религии;
— низкая самооценка, сопровождаемая самобичеванием, чувством вины и стыда;
— бессонница;
— потеря аппетита.

С ледовательно, депрессию можно диагностировать при помощи вопросов, которые имеют проясняющий, уточняющий характер во многих сферах нашей жизни.

С уществуют следующие виды депрессии:

— реактивная – возникает как реакция на реальную или вымышленную утрату или травму, сопровождается высоким уровнем тревожности, длится недолго;
— эндогенная – депрессия возникает непроизвольно, появляется глубокое отчаяние, настроение по типу «чем хуже, тем лучше», долго длится, плохо лечится;
— вторичная – является побочным эффектом медикаментозного лечения или диеты, а также таких болезней как рак и диабет.

Б ольшинство специалистов проводят грань между депрессией в любой из перечисленных форм и подавленностью, присущей всем людям как реакция на огорчение, неудачу или утрату. Таким образом, депрессия – это распространенное, но сложное понятие, которое с трудом поддается диагностике, описанию и лечению.

Ф инский христианский психотерапевт Эрик Эвальдс считает, что депрессия – это один из этапов преодоления горя. Ни один человек не лишен страданий и горя, но многие не имеют возможности пройти правильный путь для преодоления своего горя.

Л юбое горе, считает Эвальдс, — это «маленькая смерть», утрата того, что мы не смогли удержать. Это могут быть мечты, образы, чувства, люди и т. д.

П онятие депрессии отправляет нас к самой природе человека, к его конечной части существования, т. е. смерти. А это уже наталкивает нас на мысль о том, что депрессия и ее преодоления – это удел не только психологов и клиницистов, но еще священников и духовников.

А нглийский исследователь, врач и духовник Майкл Уилсон, подтверждает нашу мысль, говоря: «Здорово то общество, в котором смерть/горе является принятой границей человеческого существования. Смерть – это мера, которая придает жизни абсолютную значимость».

Х ристиане, как и все остальные люди, подвержены депрессии и причины ее делятся на две категории: генетико-биологические и мыслительно-психологические.

Генетико-биологические причины имеют физиологический характер и потому к депрессии могут привести элементарные вещи: недосыпание, недостаток физической активности, побочные эффекты медикаментов, физические болезни и неправильное питание.

П о мнению Г. Коллинза, тысячи женщин ежемесячно испытывают связанную с предменструальным периодом депрессию. Кстати, по статистики женщины чаще испытывают депрессию, нежели мужчины.

Мыслительно-психологические причины. В основе депрессии в этом случае могут лежать возрастные, психологические, духовные и межличностные отношения. Перечислим их.

Семья и особенности биографии . Депрессия особенно вероятна, когда родители явно или подспудно отталкивают от себя детей и предъявляют к ним завышенные требования. Практика и исследования подтверждают данное утверждение.

Стресс и значимые потери . Стресс порождает вероятность депрессии, особенно те, которые связаны с чувством опасности. Такие стрессоры, как утраченные возможности, потеря работы или здоровья, трагедия, могут стать причиной депрессии.

Приобретенное ощущение беспомощности . Согласно одной теории, депрессия чаще всего наступает в ситуациях, которые мы не можем контролировать. Человек становится неким пассивным объектом, который перестает брать на себя ответственность за свою жизнь.

Иррациональное мышление . Мы выстраиваем для себя такую картину мира, в которой мы видим себя жертвой или программируем, что «у нас ничего не выйдет и не получится». Например, мы можем считать, что если брак не удался у моих родителей, то он не состоится и у меня. Но почему мы так считаем, мы не можем это объяснить.

Гнев . Согласно широко распространенной точке зрения, депрессия возникает тогда, когда долго сдерживаемый нами гнев оборачивается против нас. Семьи, церкви, где не принято выражать негативные чувства и эмоции, могут оказаться в большей мере подверженными тому, чтобы испытывать ложное чувство вины за гнев.

О днако, скрывая свои чувства, мы не избавляемся от них, а лишь запираем их в кладовую нашей души. И когда кладовая переполнена, ее содержимое проявляется в самом неприглядном свете.

Т аким образом, депрессия находится в следующей последовательной цепочке:

Г ОРЕ / «СМЕРТЬ» ⇒ УТРАТА ⇒ БОЛЬ ⇒ ГНЕВ (скрывающий боль) ⇒ ЖАЖДА МЕСТИ (скрывающая боль и гнев) и ⇒ разрушительные поступки или ⇒ психосоматические симптомы или ⇒ ДЕПРЕССИЯ

Б иблия не умалчивает о депрессии, хотя в ней мы не встретим упоминания слова – «депрессия». В Библии используется донаучная терминология. Мы говорим о депрессии как состоянии с определенной симптоматикой, и мы можем найти подобное описание во многих текстах Священного Писания.

Н апример, в книги Псалтырь есть множество описываемых состояний человеческого горя, где выражены чувства горюющего: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня?», «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»

Д остаточно упомянуть Иова, Моисея, Иону, апостола Петра и весь израильский народ, которому не было чуждо состояние депрессии. Книга Плач Иеремии посвящена описанию и пути преодоления подобного состояния.

В се это подтверждает ту истину, что быть в состоянии депрессии – это не грех и чувствовать вину из-за этого не имеет смысла, поскольку эта ложная вина. Послушайте слова Иисуса, когда Он вышел в сад, перед самым важным сражением в Его жизни:

«И взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Ощущение утраты Иисуса было выражено через Его чувства.

К аков путь преодоления состояния депрессии? Что можно и что нельзя говорить людям, которые находятся в подобном состоянии? Что Библия говорит о правильном подходе к человеку, у которого есть депрессия?

В о-первых, нет упрощенных ответов и их по возможности нужно избегать для людей находящихся в депрессии. Такие ответы или советы, как «у тебя все пройдет», «посмотри на себя, ты же не калека» и т. д. и т. п. — это результат современных тенденций, когда появились книги с названием: «5 или 25 советов, которые помогут вам стать значимыми и успешными людьми».

В о-вторых, не давайте советы тем, кто находится в состоянии депрессии. Советы, зачастую, исходят из неспособности понять горе страдающего человека. Так было с друзьями Иова. Такой человек, хочет «разделить» свою боль, сделать ее меньше, а это возможно лишь при глубоком сочувствии, а иногда и в присутствии без слов.

В -третьих, не цитируйте бездумно места из Библии. Тексты должны подбираться тщательно, согласно переживаемому состоянию человека. Например, Эрик Эвальдс выделяет 10 этапов преодоления горя, где третьим этапом является депрессия. Тексты из Писания нужно давать как лекарства больному, при этом необходимо знать, что болит и на каком этапе развития находится болезнь.

В -четвертых, развивайте понимающее слушание, не на уровни фактов, а на уровне чувств человека. Писание рекомендует «плакать с плачущими». Из физиологии мы знаем, что плач при депрессии очень полезен с физиологической точки зрения. Но плакать с другим – это большое искусство сострадания, вживание в человека, взгляд изнутри самого страдающего на его горе. Лишь это принесет большую пользу, чем советы и наставления.

П ятое, не уводите фокус внимания страдающего депрессией от главной причины горя, но помогайте найти смысл горя. У каждого горя и депрессии есть своя цель или смысл. Горе имеет свою историю, свое имя и отечество, оно не бездомно и не безлико.

Е сть история известного еврейского психотерапевта Виктора Франкла, который пережил три лагеря смерти. Так вот, после войны к нему пришел врач, который страдал от глубокой депрессии из-за того, что потерял свою жену. Он обращался к психоаналитикам, но ничего не помогала.

В иктор Франкл спрашивает у пришедшего врача: «Вы сильно скорбите по своей жене?». Врач отвечает: «О да, сильно».

Ф ранкл снова задает вопрос: «А если бы вы первый умерли, что бы чувствовала Ваша жена?» Врач отвечает: «О, она бы сильно страдала без меня, возможно не смогла бы перенести этого горя».

П осле продолжительного молчания Франкл говорит: «А вы не думали о том, что Вы избавили свою жену от больших страданий, нежели Вы переносите их сейчас?»

В рач задумался. Посидев какое-то время, он встал, поблагодарил Франкла и вышел. Говорят, что помощь ему больше не потребовалась. Франкл помог ему найти смысл его горя, а не старался увести его от собственного же источника страданий и симптомов депрессии.

Ш естое, не нужно утилизировать или сводить к одной причине проблематику человека и утверждать, что причины депрессии – это всегда грех или отсутствие духовной жизни.

Ч еловек имеет физическую, эмоциональную, мыслительную, поведенческую и духовную составляющие. Поэтому не нужно сводить все к тому, что причиной всех бед является бездуховность.

О дно из исследований подтверждает, что в 40% случаев депрессии возникает как прямое следствие физических болезней, в том числе невыявленных. Люди, которые находят единственную причину состояния депрессии в бездуховности и грехе, подходят к описанию, когда пророк, обличая священников, говорит: «Раны народа Моего врачуют легкомысленно».

К ак мы можем помочь людям, которые находятся в состоянии депрессии?

1 . Смиренно молиться и искать Божьего водительства для человека, которому вы помогаете. Будем молиться, чтобы Иисус, как Врач, постоянно присутствовал в нашем диалоге. Влияние этой связи находит свое отражение в следующем заявлении христианского терапевта Джонсона (2003):

«П ознание Бога и принятие Его любви удивительно изменяет человеческое чувство никчемности и неполноценности. Повышенное самомнение и самовлюбленность становятся относительными в присутствии Бога.

Е го суверенитет успокаивает беспокойство и страх. Его праведность и справедливость помогает иметь должный взгляд на случаи несправедливости и, таким образом, уменьшить ощущение горечи. Кажется, что какие бы человек не имел психологические и духовные трудности, они могут быть фундаментально исправлены посредством обращения своего взгляда на Бога.

Ф окусирование внимания и эмоций на Божественной красоте (что способствует увеличивающемуся «привнесению» этой красоты в свой внутренний мир) вероятнее всего, постепенно приведет к полной реконфигурации контекста отношений «я—другой», а также самоидентификационного повествования своей жизни; чувства собственной безопасности; надежды и принадлежности, его чувства значимости и цели».

2 . Если человек испытывает горе на ранних этапах, ему было бы хорошо попасть в группу для людей, которые объединены общей болью или утратой близкого человека, потерей работы и т. д. Исследования показали, что среднестатистический участник такой группы чувствовал себя лучше, чем 72% тех, кто не проходили никакого лечения.

П омощь группы является лучшей тактикой, способствующей изменениям, нежели лечение «временем» и опытом «нормальной жизни», которые также способны уменьшить боль или восстановить функциональность. О группах встреч мы читаем в книги Деяний Апостолов, когда верующие ежедневно собирались вместе.

3 . Пасторам и лидерам было бы полезно пройти обучающие курсы экстренной и квалифицированной помощи тем людям, которые находятся в депрессии. Исследования подтверждают, что обученные пасторы и руководители церквей намного эффективнее, нежели те, кто не прошел специальную подготовку.

4 . Надо постараться понять источник депрессии человека. Это может быть ложное мышление, безосновательная вина, грех, небрежение к своему здоровью, отсутствие потенциала взять на себя ответственность за происходящее.

5 . Необходимо рассмотреть представление человека, страдающего депрессией, о Боге. Моя коллега в своем исследовании показала четкую взаимосвязь между образом и восприятием отца земного и образом Бога. Необходимо понять ложные восприятия Бога и помочь реконструировать его. Это можно сделать посредством встреч в группах с такими же страдающими, через чтение книг и просмотр фильмов по этой тематике.

В заключение хочется добавить следующее: евангельское послание от пролога книги Бытия до эпилога книги Откровения рассказывает об истории творений, созданных по образу Божьему (Быт. 1:26-27, 9:6), отдалившихся от Источника и поддержки, являющейся чрезвычайно необходимой для образа Божьего (Быт. 3). Этим творениям, которые по благодати становятся невестой Христа, обещан обновленный образ Божий (1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18; Еф. 4:24; Кол. 3:10; Отк. 19, 21).

Н екоторые современные богословы утверждают, что основным процессом, восстанавливающим imago dei является процесс отношений (Grenz, 2001; Shults, 2003). Будем помнить о целительных отношениях и развивать их, что поможет нам встретить дни печали и преодолеть их достойно.

www.word4you.ru

Это интересно:

  • Как побороть постоянную депрессию Признаки депрессивного состояния и способы выйти из депрессии самостоятельно. Как побороть депрессию Строка навигации Главная / Здоровье и долголетие / Практическая психология / Признаки депрессивного состояния и способы выйти из депрессии самостоятельно. Как побороть депрессию Риск в течение жизни […]
  • Аутизм центры киев МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХИАТРИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «СОФИЯ» г. Киев, ул. Саксаганского, 44, офис 2. Лечение аутизма На сегодняшний день, спектр расстройств под названием «аутизм» включает как старые, так и новые синдромы с различной степенью тяжести и нарушений в области социальной коммуникации, […]
  • Хромосомный набор человека синдромом дауна Синдром Дауна - это. Синдром Дауна стал известен врачам с 1866 года, когда английский врач Лангдон Даун обратил внимание на девочку с характерными чертами лица и отставанием в развитии. После этого и другие врачи начали выявлять очень похожих друг на друга детей. Но только в ХХ веке генетики определили, что у всех […]
  • Синдром дауна возраст отца Справочник химика 21 Химия и химическая технология Дауна возраст отцов Вероятность рождения детей с синдромом Дауна зависит от возраста матери (рис. 25.28), тогда как корреляции с возрастом отца не обнаружено. В возрасте 20 лет риск составляет 1 из 2000, в 30 лет — 1 из 900, в 40 лет — 1 из 100 и в 44 года — 1 из 40. […]
  • Пот стресс Scisne ? Запах пота, появляющегося во время стресса у женщин, более отвратительный и отталкивающий, чем запах пота, появившегося под влиянием физической нагрузки или высокой температуры. Запах пота, связанного со стрессом, производит на окружающих более неприятное впечатление, чем запах пота, появившегося при […]
  • Лечение от алкогольной зависимости в гомеле Избавление от алкоголизма в Гомеле +375 (44) 714-21-81 velcom Алкоголизм – это не болезнь умственно отсталых или асоциальных людей. Зависимыми от алкоголя становятся и врачи, и полковники, и крупные бизнесмены, и даже президенты! Алкоголизм не выбирает (собственно, и его не выбирают). Это тяжелейшее хроническое, […]
  • Посттравматический стресс психология Посттравматический стресс Независимо от того, наблюдали вы разрушение Всемирного Торгового Центра непосредственно или по телевидению, у вас, вероятно, возникла сильная эмоциональная реакция на эту трагедию. Жертвы травматических стрессов, таких как войны, пытки, изнасилование, убийства, авиакатастрофы, природные […]
  • Лекарство от болезни альцгеймера найдено Забыть Альцгеймера. Найдено и успешно испытано лекарство от болезни Альцгеймера В декабре 2013 года в Лондоне прошла конференция "Большой восьмерки", посвященная деменции — приобретенному слабоумию. Более ста медицинских экспертов из 36 стран призвали сделать поиск лекарства от деменции приоритетным. Даешь лекарство […]