Исследование детей с заиканием

Исследование детей с заиканием

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Изучение страхов у дошкольников с заиканием // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/72998 (дата обращения: 07.06.2018).

Исследования эмоционального развития дошкольников, проведенные в последние годы в работах И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой и др., свидетельствуют о большой распространенности тревожности и страхов у детей дошкольного возраста [1]. Наряду с этим изучение тревожности и страхов у заикающихся дошкольников является актуальной и в то же время недостаточно изученной проблемой [2]. Изучение данной проблемы имеет большое значение для развития личности заикающегося ребенка, формирования его коммуникативной сферы, коррекции его речевых расстройств, повышения эффективности логопедической и психологической помощи [3].

Проблемы заикания, изучения психического развития заикающихся детей и оказания им логопедической помощи рассматривались с трудах Флоренской Ю.А., Хватцева М.Е., Куршева В.А., Власовой Н.А., Шкловского В.М., Волковой Л.С., Миссуловина Л.Я., Выгодской И.Г., Успенской Л.П., Нахимовского А.И., Шишкова В.В. и др. В исследованиях было установлено своеобразие эмоционального развития заикающихся детей, наличие у них симптомов тревожности и страхов [4]. Изучением страхов у дошкольников в отечественной науке и практике занимался А.И. Захаров, его исследования были посвящены анализу причин возникновения и развития дневных и ночных страхов, их возрастных особенностей, влиянию различных факторов их возникновение [5].

Представленное исследование было направлено на изучение страхов у заикающихся дошкольников с разной степенью дефекта. Исследование проводилось в Саратовской областной детской клинической больнице, было обследовано 30 дошкольников с заиканием в возрасте от 5 до 7 лет.

Исследование страхов у дошкольников с заиканием проводилось поэтапно с помощью следующих методик. На первом этапе собирались общие сведения о ребенке, анализировались биографические данные обследуемого; осуществлялся сбор анамнестических данных; проводилось обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики. На втором этапе проводилась работа с родителями, использовались беседа с родителями и анкетирование. На третьем этапе проводилась работа непосредственно с ребенком. Для диагностики страхов у заикающихся дошкольников применялись методика выявления страхов А.И. Захарова [6] и М. Панфиловой [7], а также методика «Рисунок страха» (с дорисовкой смешного).

На первом этапе для планирования психолого-педагогической, логопедической и лечебной работы, определения ее эффективности было проведено обследование ребенка с заиканием с учетом всей симптоматики данного сложного речевого нарушения. Обследование носило комплексный характер. Оно включало психолого-педагогическое и логопедическое обследование ребенка с заиканием, а также анализ результатов медицинского обследования. Изучение особенностей личности ребенка с заиканием, анамнестические сведения об особенностях развития его речи и моторики дали возможность правильно оценить состояние каждого заикающегося ребенка.

Проведено обобщение результатов обследования в виде психолого-педагогического заключения. В заключении мы отразили обобщенные результаты комплексного изучения заикающегося. По результатам обследования были выделены три группы детей по характеру и тяжести заикания: при легкой степени дети заикаются только при эмоциональной нагрузке, в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в данном случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта; при средней степени в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; в этом случае при преодолении задержки испытывают определенные трудности, стесняются собственного дефекта в присутствии незнакомых лиц, в школе; при тяжелой степени дети заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями, дети испытывают трудности при преодолении задержки, стесняются собственного дефекта в присутствии не только незнакомых, но и знакомых лиц, в школе, на улице, общаясь с детьми разного возраста, испытывают страх при общении в школе, с незнакомыми людьми.

Проведение беседы с родителями показало, что дети боятся находиться одни дома и испытывают страх начала речевого высказывания вне дома. Мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты. На наш взгляд, учитывая то, что сообщили родителями, и то, что дети испытывают страх речевого высказывания не только с незнакомыми людьми, но и в дошкольном образовательном учреждении, необходимо установить, какие страхи испытывают дети в каждой исследуемой группе.

Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают не всю картину его внутренних переживаний. Выяснить весь спектр страхов можно только с помощью специального опроса при эмоциональном контакте с ребенком. Поэтому был проведен опрос во время второго курса логопедической коррекции. Проводя опрос, мы выяснили содержание и степень выраженности страхов у детей по методике А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». Приводим данные по соответствующим группам.

В соответствии с полученными данными, дети с легкой степенью заикания обнаруживают то же число страхов, что и дети, не имеющие такого нарушения. У детей со средней степенью заикания отмечается незначительное увеличение числа страхов по сравнению с детьми, не имеющими такого нарушения. Дети со средней степенью заикания говорят о том, что боятся находиться одни в темной комнате, чужих людей, наказания, врачей, уколов, некоторых сказочных персонажей, пауков, змей, собак, страшных снов.

У детей с тяжелой степенью заикания отмечается увеличение числа страхов по сравнению с детьми, не имеющими такого нарушения. Дети с тяжелой степенью заикания боятся находиться одни дома, боятся темноты, чужих людей, животных (волка, собак, змей), высоты, глубины, огня, резких, громких звуков, страшных снов, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, скелетов. Все дети исследуемой группы не только отвечают на вопросы, но и подробно описывают ситуации, когда и где они были напуганы.

Учитывая результаты беседы с родителями и их анкетирования, положительные ответы детей и рассказы о том, что с ними происходит, мы составили программу коррекции страхов у заикающихся дошкольников. Для работы по составленной программе формирование группы проводилось по мере поступления детей в стационар. Вместе с ребенком занятия посещал один из родителей.

Программа состояла из 8 занятий продолжительностью 30-40 минут. Коррекция страхов, создание комфортного пребывания в детском лечебном учреждении достигалась путем выявления и отреагирования страхов; снятия физического и психического напряжения с помощью приемов саморегуляции психического состояния. На занятиях был установлен эмоционально-положительный контакт с заикающимися дошкольниками. Дети с удовольствием рисовали и раскрашивали чудовищ и привидения. В процессе изобразительной деятельности можно устранить страхи, имеющие конкретный и, главное, графически воспроизводимый характер, в частности страхов животных, насекомых, жуков, чудовищ, огня (пожара), а также страхов, возникающих в темноте, при сновидениях и др. Рисование связано с переживанием эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева. Рисование выступает в качестве способа постижения собственных возможностей и окружающего мира, выражения эмоций. С целью снятия напряженности, тревоги, страха перед окружающими, а также повышения самооценки применялись методы игротерапии, сказкотерапии и психогимнастику.

После проведенных занятий мы провели контрольный срез по методике А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». Сопоставив количественную выраженность страхов у исследуемых детей и данные, представленные в литературе, мы отметили положительный результат проведенной работы.

У детей со средней степенью заикания отмечается значительное снижение количества страхов. Дети данной группы говорят о том, что боятся врачей, уколов, что обусловлено нахождением в стационаре и проводимым лечением. У детей с тяжелой степенью заикания отмечается незначительное снижение страхов. Дети по-прежнему боятся находится одни дома, боятся темноты, животных, резких, громких звуков, боятся врачей, уколов, страшных снов, того, что может присниться Баба-Яга, Кощей Бессмертный, скелеты.

Поскольку дети боятся в большинстве случаев вещей, которые они не могут контролировать, мы рекомендовали родителям рассказывать им истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся, и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал. Следует отметить, что многие родители не изучают эмоциональные потребности собственных детей и не владеют необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.

Таким образом, исследование показало, что у детей с заиканием отмечается рост количества страхов, что связано с усилением степени заикания; при длительном течении заикания у детей отмечается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения. Специально разработанная программа коррекции страхов с учетом возрастных особенностей детей, степени тяжести их дефекта, содержания и степени выраженности страхов позволила скорректировать страхи у заикающихся дошкольников, повысить уровень компетентности родителей во владении навыками эмоциональной поддержки заикающихся детей.

web.snauka.ru

Исследования заикания

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шиловского.

Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно агрессивные реакции на дефект.

«Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет»

Пособие (есть в продаже в лабиринте) предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Представленная в пособии система специализированных оригинальных игр и рассказов окажет существенную помощь при восстановлении речи у заикающихся детей. Предлагаемый материал является результатом многолетнего творческого труда авторов. Первое издание этой книги было издано под название «Логопедия при заикании».

Причины заикания

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие почву и производящие толчки . При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и

степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.

Анатомо — физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание примерного ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся.

Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика-может служить толчком для появления заикания.

Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.) ? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками) ? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.) ?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

— место возникновения и форму речевых судорог;

— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

— сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

— отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

www.librero.ru

Заикание связано с недостатком кровоснабжения в одном из отделов мозга

Заиканием называют расстройство беглости речи. Страдающий заиканием человек вынужден многократно повторять один и тот же звук, слог или односложное слово, произнести следующее слово у него при этом не получается. Обычно заикание проявляется в раннем детстве. С возрастом человек, как правило, заикается все меньше.

Чтобы установить, активность каких нейронов головного мозга отвечает за заикание, ученые измерили интенсивность кровоснабжения головного мозга у страдающих заиканием и у здоровых людей. Интенсивность мозгового кровотока хорошо подходит для изучения работы мозга, поскольку от снабжения мозговых клеток кислородом и питательными веществами напрямую зависит активность нейронов.

При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) ученые обследовали 26 взрослых человек, страдающих заиканием, и 36 здоровых взрослых людей. Исследователи использовали безопасную для здоровья технологию меченых артериальных спинов, при которой воду в составе крови интересующего ученых участка органа намагничивают, что снижает интенсивность MR-сигнала. Снимки этого участка становятся более или менее интенсивными и контрастными в зависимости от намагниченности. Технология позволяет исследовать кровоснабжение головного мозга без использования контрастного вещества.

На основании данных, полученных при помощи фМРТ, ученые построили статистическую параметрическую карту головного мозга человека, страдающего заиканием, и карту мозга здорового человека. Сравнив эти карты, ученые выяснили, что у страдающих заиканием взрослых людей снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока, который отвечает за произнесение слов.

Одновременно с этим выяснилось, что интенсивность мозгового кровотока находится в обратной зависимости от степени тяжести заикания. Чем тяжелей заикание, тем меньше приток крови к центру Брока. После повторения исследования на группе детей результаты не изменились.

Исследование калифорнийских ученых позволило получить документальные свидетельства, подтверждающие более раннюю гипотезу о том, что центр Брока участвует в лексическом поиске, синтаксической обработке и в озвучивании слов. Возможно, новые данные помогут разработать методику, которая позволит более эффективно лечить заикание у детей и взрослых.

Исследование опубликовано в журнале Human Brain Mapping.

С заиканием у человека также связан определенный ген. Чтобы лечить это заболевание, ученые вывели особую линию лабораторных мышей с мутацией в этом гене.

chrdk.ru

Коррекция заикания

Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, изучение их дисгармоничного развития. Причины и проявления нарушений темпа и ритма речи и комплексный лечебно-педагогический подход к их преодолению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Заикание как тяжелое расстройство речи, основные причины его возникновения у детей дошкольного возраста, формы и особенности течения заболевания. Значение лечебно-педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия в преодолении заикания.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 24.08.2009

Понятие заикания и изучение подходов к оценке его клинической картины в логопедии. Невротическая и неврозоподобная формы заикания, их особенности. Подбор методики для выявления и преодоления темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников.

дипломная работа [119,0 K], добавлен 23.08.2010

Характеристика развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе, основные причины речевых нарушений. Особенности коррекционной работы при речевой и неречевой симптоматике дизартрии, комплексный логопедический подход по преодолению нарушения.

курсовая работа [56,4 K], добавлен 24.07.2011

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии. Исследование особенностей проявления заикания у детей. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 17.05.2015

Этиология, симптоматика и патогенез заикания. Нарушение и формирование навыков общения у заикающихся дошкольников. Психолого-педагогическое исследование самооценки детей с заиканием. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

дипломная работа [150,5 K], добавлен 20.08.2016

Понятие заикания с точки зрения патологического процесса, основные причины возникновения. Характеристика речи заикающихся детей в дошкольном возрасте. Анализ игр, способствующих устранению заикания у детей: дидактические, творческие игры, игры с пением.

курсовая работа [90,6 K], добавлен 11.04.2012

Особенности диагностики и коррекции невротической и неврозоподобной форм нарушения темпа и ритма речи ребенка, обусловленных судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. Приемы логопедической коррекции детского заикания по методике Селиверстова.

презентация [295,4 K], добавлен 30.10.2014

Логопедическая работа в детском саду, ее методы, цели и задачи. Игры в логопедической работе. Выявление недостатков развития речи у детей. Недостатки письменной речи. Недостатки слово- и фразообразования. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание.

дипломная работа [160,9 K], добавлен 25.03.2006

Анатомо-физиологические особенности развития детей 5-7 лет. Формы, средства и методические приемы коррекции. Методики применения средств физической культуры. Классификация и причины нарушений речи у детей дошкольного возраста. Педагогическое тестирование.

курсовая работа [495,8 K], добавлен 07.10.2016

Понятия «общение», «коммуникация», «компоненты речевого общения». Научно-теоретические основы проблемы коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Психологическое исследование детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

курсовая работа [219,5 K], добавлен 21.01.2015

knowledge.allbest.ru

Это интересно:

  • Восприятие дошкольников с умственной отсталостью Библиографическая ссылка на статью: Резанцева И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013 (дата обращения: 07.06.2018). Восприятие составляет […]
  • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
  • Курсовая стрессы Стресс и адаптация к стрессу Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………… 5 1.1 Стресс как системная реакция человека…………………………….. 5 1.2 Факторы возникновения стресса…………………………………….. 10 ГЛАВА 2 […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Клаустрофобия пророчество гарри Квест в реальности Пророчество Гарри This page in English Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 1800 р. Сложность Простой Легкие загадки, квест для детей и новичков. Начинающие могут пройти без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 12+ * Сейчас этот квест просматривает 1 […]
  • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
  • Депрессию нужно встречать с улыбкой Цитаты картинки про любовь - Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит.© Роберт Де Ниро Цитат дня: "Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит." Ogion:1. Отрицание,2. Гнев,3. Торг,4. Депрессия,5. Принятие. Сергей Сергеев:А где […]
  • Здорово жить заикания Здоровье и Жить здорово с Еленой Малышевой Не официальный сайт программ Здоровье и Жить Здорово, Елена Малышева Как лечить заикание Выпуск от 23-го ноября 2016 Способы лечения заикания. Поговорить решили врачи о заикании. Вы узнаете, по каким причинам возникает заикание, как можно справиться с этой проблемой, как ее […]