Восприятие дошкольников с умственной отсталостью

Библиографическая ссылка на статью:
Резанцева И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013 (дата обращения: 07.06.2018).

Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Основной объём информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [1].

Зрительные образы многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно – перцептивный, уровень представлений и вербально – логический уровень. Как показывают исследования Э.С. Бейн, К.И. Вересотской формирование любого уровня зрительного отражения у детей с нарушением интеллекта нарушено. В связи с этим оно характеризуется следующими особенностями: пассивностью, недифференцированностью, некритичностью воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен.

У умственно отсталых учащихся недостаточность зрительного восприятия зависит от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия умственно отсталых младших школьников.

В настоящее время проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта является менее изученной.

В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и другие специалисты.

Исследованиями в области зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта занимались К.И. Вересотская, Э.А. Евлахова, М.М. Нудельман, Н.М. Стадненко и другие. Не хватает практического и теоретического материала для освещения трудностей и задач, связанных с данной тематикой. Поэтому изучение коррекции и развития зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников является актуальной темой на данный момент.

Восприятие создает конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг ребёнка, для формирования мышления, является необходимой предпосылкой практической деятельности. У детей с нарушением интеллекта чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, имеют место нарушение ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций.

Согласно исследованиям И.В. Беляковой, А.Р. Лурия, В.П. Петровой дети с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс зрительного восприятия этого мира малоактивен. Обычно детали, второстепенные признаки предметов или явлений плохо или совсем не фиксируются. Поэтому таким детям трудно найти сходство или различия между предметами по характерным признакам, высказать суждения о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней своё место. Это зачастую является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения [3], [5].

По мнению А.В. Абрамовой, Л.П. Григорьевой, А.Г. Московкиной у детей с нарушением интеллекта наблюдается значительная недостаточность непосредственного сенсорно – перцептивного отражения. Вместе с тем отмечается, что в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы можно значительно развить их ощущения и зрительное восприятие [3], [5]..

В силу указанных причин у детей с нарушением интеллекта отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности зрительного восприятия.

По мнению М.В Кудрявцевой, С.Я. Рубинштейн, младшие школьники с нарушением интеллекта не стремятся детально изучить предмет. У умственно отсталых школьников отмечается нарушение обобщённости восприятия, вследствие этого они замечают лишь явно выделяющиеся внешние признаки и ограничиваются самым общим узнаванием предмета, то есть они не могут выделить характерных для него частей, частиц, пропорций и других особенностей строения. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности [1], [2].

По мнению И.В. Беляковой, В.П. Петровой учащиеся младших классов специальной коррекционной школы недостаточно умеют приспосабливать своё зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твёрдо ориентированных в пространстве, то есть с чётко выраженным верхом и низом, предъявляются младшим школьникам перевернутыми на180 0 , то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся в обычном положении [3].

Зрительное восприятие, его процесс протекает замедленно у младших школьников с нарушением интеллекта в сравнении с нормой. Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью психических процессов.

Исследования М.М. Нудельман показывают узость зрительного восприятия. Так как умственно отсталые младшие школьники склонны опускать мелкие детали и слабо выделяющиеся объекты, то многопредметный участок действительности воспринимается ими как малопредметный.

Как отмечает Е.М. Кудрявцева, особенности восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта влияют на своеобразие использования имеющихся образов предметов. Развитие узнавания предметов у младших школьников с нарушением интеллекта имеет ту же тенденцию, что и у нормальных сверстников. На смену ошибочному узнаванию приходит правильное, но очень общее узнавание. Затем обобщенное узнавание переходит в специфическое, при котором указываются отдельные признаки и особенности. Школьники с нарушением интеллекта допускают значительно более грубые ошибки, чем их нормально развивающиеся сверстники. Ошибочное узнавание сохраняется более длительное время, чем у учащихся массовой школы. В развитии узнавания у младших школьников с нарушением интеллекта положительную роль играет сравнение предметов, развитие их речи (словаря, грамматического строя) [2].

Для младших умственно отсталых школьников характерна недостаточная осмысленность и целостность зрительного восприятия. Учащиеся затрудняются при необходимости выделить главное, существенное в объекте. Это проявляется, например, при восприятии сюжетных картин. По данным исследований К. И. Вересотской, З.А. Евлаховой, И.М. Соловьёва, дети с нарушением интеллекта при восприятии сюжетных картин не устанавливают действительные отношения между объектами, действующими лицами, не вскрывают необходимых связей. Было установлено, что осмысливание картины детьми с нарушением интеллекта во многом зависит от её содержания и композиции. Восприятие бывает затруднено большим количеством объектов, отсутствием центрального объекта, присутствием недостаточно знакомых учащимся предметов, персонажей, новизной ситуации в целом и др. Существенное значение, также, имеет круг имеющихся у школьников знаний, умение пользоваться ими, возможность сосредоточить внимание на разглядывании картины. Большое значение имеет речевое развитие учащихся, обеспечивающее правильное выполнение задания, точность и развёрнутость высказываний. Большие трудности для учащихся младших классов с нарушением интеллекта представляет понимание изображённых на картине выразительных движений, отражающих душевное состояние человека [2], [4], [7].

Все объекты реальной действительности существуют в пространстве и времени. В процессе восприятия пространства человек познает форму, цвет, величину, местоположение объекта, направление его движения, положение частей объекта друг относительно друга (перспектива). Восприятие пространства зависит от остроты зрения, поля зрения, глазомера и других физиологических особенностей.

В виду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с нарушением интеллекта испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.

Коррекция и развитие зрительного восприятия у младших умственно отсталых школьников предполагает использование психофизиологического и психолого-педагогического направлений (Л.П. Григорьева, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева), которые способствуют активизации сенсорно – перцептивных и мыслительных процессов.

Использование психофизиологического направления в развитии зрительного восприятия у младших умственно отсталых школьников обусловлено врожденными дефектами зрения у такой категории детей и заключается в применении специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора. Также это направление включает в себя выполнение учащимися определённых упражнений и применение метода зрительной подачи учебного материала. Упражнения имеют комплексное воздействие, так как развивают не только базисные функции восприятия, связанные с физиологическими свойствами зрительного анализатора, но и психологический компонент восприятия – его когнитивную основу.

Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительной функции. Психофизиологические методики направлены на развитие восприятия основных свойств предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции – адаптацию, фиксацию, частоту и время.

Согласно исследованиям А.Ф. Ануфриева, А.Д. Гонеева, Х.С. Замского, психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на предметную, изобразительную. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности учащихся и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре.

Содержание специальных занятий по коррекции и развитию зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников разрабатывается с тем условием, чтобы оно включало в себя (М.В. Гамезо, В.Г. Петрова, Л.П. Уфимцева):

На основе изучения научных материалов нами выделены три важнейших блока в развитии и коррекции зрительного восприятия умственно отсталых учащихся младших классов:

— развитие зрительных функций (острота зрения, поля зрения и др.) с использованием специально организованной зрительной стимуляции при помощи соответствующей аппаратуры, метода визуальной подачи материала и упражнений на активизацию пространственной ориентировки. Указанные выше методы, совокупности приёмов по развитию зрительного восприятия носят психофизиологический характер;

— развитие и коррекция таких свойств восприятия, как целостность, предметность, константность, осмысленность с использованием наглядно – действенных и наглядно – образных методик;

По мнению, Л.П. Григорьевой, С.Д. Забрамной, работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического и психологического развития и коррекции данной психической функции младших умственно отсталых школьников на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность этой работы с умственно отсталыми младшими школьниками состоит во взаимосвязи и взаимодействии её со всеми видами детской школьной деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции учащихся в общество на основе сложившихся у них социально-адаптивных форм общения и поведения.

Развитие зрительного восприятия осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат школьников способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д.

Содержание коррекционно-развивающей работы – это фактический материал, усваиваемый младшими школьниками с нарушением интеллекта, без чего они не смогут адекватно действовать в окружающей действительности и успешно входить в общеобразовательный процесс. У школьников младших классов формируются социально-адаптивные знания, навыки и умения, обеспечивающие их успешное участие в жизни.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий учащиеся анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки. Большие возможности для развития зрительного восприятия заложены в компьютерной технике и телевизионных дисплеях. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим их предъявления (статический или динамический), освещенность перцептивного поля.

Следовательно, можно выделить три направления развития и коррекции зрительного восприятия, а именно – развитие зрительных функций (остроты зрения, поля зрения и др.) при помощи психофизиологических методик, метода зрительной подачи материала и упражнений по расширению пространственной ориентировки; коррекция целостности, предметности, осмысленности, константности восприятия при помощи наглядно-действенных, наглядно-образных методик, которые способствуют формированию символических структур и закреплению зрительного образа, благодаря чему улучшается специфическое узнавание объектов окружающего мира, и, наконец, коррекция интеллектуального компонента восприятия при помощи вербализованных методик.

Исследования специалистов (К.И. Вересотская, Э.А. Евлахова, Е.М. Кудрявцева, М.М. Нудельман, Н.М. Стадненко, И. М. Соловьев) показывают, что зрительное восприятие умственно отсталых детей характеризуется рядом особенностей, а именно наблюдается замедленность зрительного восприятия объектов, узость восприятия. Прослеживается нарушение целостности и константности восприятия. Наблюдается недифференцированностью и инактивность зрительного восприятия.

Мы рассмотрели пути и средства коррекции зрительного восприятия младших умственно отсталых школьников, основанные на компенсаторных возможностях психических процессов у умственно отсталых школьников, данных направлений два: первое основано на развитии физиологических свойств зрительного анализатора, второе – предусматривает развитие свойств зрительного восприятия – целостности, обобщённости, предметности, константности. В коррекционной работе для развития восприятия умственно отсталых младших школьников используются различные методы и приёмы: использование специальных методов, воздействующих на свойства зрительного анализатора в русле психофизиологического направления развития и коррекции зрительного восприятия; развитие свойств восприятия при помощи разнообразных игр и упражнений; развитие и коррекция зрительного восприятия с применением вербализованных методик.

web.snauka.ru

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью

Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых детей. Классификация и психолого-педагогическое изучение. Развитие памяти, речи, формирование личности отсталого ребенка, особенности восприятия и ощущения детей, сравнительный эксперимент.

Подобные документы

Специфика восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника. Исследование особенностей сенсорных процессов и отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью. Рекомендации по сенсорному развитию умственно отсталых детей.

курсовая работа, добавлен 22.08.2017

Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Характеристика психологических и клинических особенностей умственно отсталых детей. Особенности развития познавательной сферы (внимания, памяти, ощущения и восприятия) у умственно отсталых детей.

курсовая работа, добавлен 22.05.2009

Причины умственной отсталости. Речь у детей с умственной отсталостью. Развитие речевой моторики. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности. Нарушение фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

реферат, добавлен 13.09.2014

Вопросы состояния и коррекции речи умерено умственно-отсталых детей с детским церебральным параличом. Особенности коррекции звукопроизносительной стороны и развитие устной речи у детей с детским церебральным параличом и умеренной умственной отсталостью.

реферат, добавлен 19.01.2014

Теоретические аспекты проблемы восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии. Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

курсовая работа, добавлен 16.05.2016

Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников. Рекомендации для развития познавательного интереса у детей с умственной отсталостью.

курсовая работа, добавлен 11.03.2012

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью, особенности их речи. Эндогенные и экзогенные причины отсталости. Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи. Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей.

курсовая работа, добавлен 23.01.2016

Общая характеристика умственно отсталых детей. Особенности игровой деятельности умственно отсталого ребенка. Задачи и содержание особенностей обучения сюжетно-ролевым играм умственно отсталых детей. Педагогические рекомендации для проведения уроков.

контрольная работа, добавлен 02.11.2012

Ощущения и восприятия — звенья единого процесса чувственного познания. Формирование у детей познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. Становление и развитие теории дошкольной педагогики.

реферат, добавлен 13.12.2011

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, особенности их памяти. Диагностика и проведение коррекционно-развивающей программы развития памяти у младших школьников с умственной отсталостью.

дипломная работа, добавлен 20.05.2015

allbest.ru

Восприятие дошкольников с умственной отсталостью

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр.. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Таким детям требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что они без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они не различают правую и левую сторону. Ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.

Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение

оттенков цвета. Лучшие результаты развития восприятия у детей с умственной отсталостью получаются только тогда, когда им для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств. Именно с эталонами ребёнок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета- спектральная гамма цветов и др. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Знакомство с эталонами- первый этап восприятия.

Затем дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия даёт возможность детям с умственной отсталостью узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. Развивающие( корригирующие) игры, упражнения для развития восприятия Игра « Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой. (Используется на уроках чтения, письма, изобразительной деятельности, трудового обучения).

Для проведения игры необходимо положить в мешочек различные мелкие предметы: пуговицы, напёрсток, катушку, кубик, пластмассовые цифры или буквы, конфетку, ручку, ластик ( в зависимости от урока).

Задание: Определить на ощупь ,что внутри, потом достать вещь из мешочка.

Игра «Сделай так»

а) Построить по образцу из кубиков, палочек, спичек( счёт, письмо, чтение, трудовое обучение, изобразительная деятельность)

б) Рисование бордюров по образцу ( уроки письма)

в) письмо по образцу цифр и букв ( уроки письма, чтения, счёта)

Игра « Составь картинку»

а) собирание разрезанной картинки или кубиков по образцу( эталону), б) собирание разрезной картинки или кубиков без образца, по памяти. Игра « Белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы предметов, а так же мелкой моторики рук.

На листе бумаги нарисованы цифры и буквы, часть закрашена зелёным цветом, другие только обведены по контуру. Задание: Вырезанными из листа бумаги белыми фигурками закрыть зелёные. Игра « Круг, треугольник, квадрат»

( Используется на уроках счёта) Направлена на развитие восприятия цвета, формы, величины. Ребёнку даются задания на дифференциацию признаков цвета, формы и величины.

Игра « Зашиваем ковёр»

Предназначена для развития зрительного восприятия. Подбор заплаток для ковриков. Узор на ковриках выступает эталоном.

Игра « Найди такой же предмет» Ребёнку предлагается предмет ( эталон), который он ищет среди подобных.

Игра « Кто наблюдательнее»

Направлена на развитие восприятия формы. ( На уроках счёта)

Предлагается за одну минуту назвать 5 предметов определённой формы. Игра «Цвета»

Направлена на развитие восприятия цвета. ( Используется как коррекционное упражнение на уроках чтения, письма, счёта, изобразительной деятельности, живого мира, трудового обучения, развития речи).

Игра « Расскажи о животных»

Направлена на развитие структурности восприятия. ( Используется на уроках чтения и развития речи, живого мира)

Игра « Сравни предмет»

Предлагаются задания, направленные на развитие восприятие величины, формы, размера предметов. Усваивается ряд понятий: больше- меньше, короче- длиннее, шире- уже, ниже- выше. ( Используется на уроках счёта, трудового обучения)

Игры « Чего не хватает», «Найди различия», « Назови фигуры, из которых состоит этот предмет»

Направлены на развитие зрительного восприятия.

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Таким образом, у младших школьников с нарушением интеллекта существуют определенные особенности зрительного восприятия, которые отличают его от зрительного восприятия младших школьников массовой школы, а именно: узость, недостаточная обобщённость восприятия, нарушение целостности, предметности и константности восприятия. У школьников с нарушением интеллекта чаще встречаются анатомо – физиологические нарушения зрительного анализатора. Всё это откладывает отпечаток на перцептивную функцию младших школьников с нарушением интеллекта.

Коррекция и развитие зрительного восприятия у младших умственно отсталых школьников предполагает использование психофизиологического и психолого-педагогического направлений (Л.П. Григорьева, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева), которые способствуют активизации сенсорно — перцептивных и мыслительных процессов.

Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительной функции. Психофизиологические методики направлены на развитие восприятия основных свойств предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции — адаптацию, фиксацию, частоту и время.

Психолого-педагогическое направление включает формирование мотивированной потребности видеть лучше. В условиях мотивированной активности мобилизуются соответствующие активационные системы мозга, что облегчает формирование и опознание зрительных образов. Кроме того, предусматривается интенсивное развитие мнестических и мыслительных процессов, без которых восприятие не может осуществляться в условиях грубого сенсорного дефицита.

В рамках каждой из перечисленных психолого-педагогических методик выполняется какой-либо из двух способов действия с материалом: наглядно-действенный или наглядно-образный. Таким образом, в зависимости от способа действия с материалом, выделяют наглядно-действенные и наглядно-образные методики.

— психолого-педагогические мероприятия, направленные на развитие операционной и мотивационной сторон представлений;

— психолого-педагогические мероприятия по обучению умственно отсталых младших школьников использовать имеющийся функциональный уровень развития представлений в широкой познавательной деятельности.

— развитие операционной и функциональной сторон представлений предполагает обязательное использование в основной части занятий психолого-педагогического метода, который направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, осуществляемой на основе действия сенсорного и моторных механизмов высших психических функций (мышление, речь, память, внимание) [1], [3], [6].

— развитие и коррекция таких свойств восприятия, как целостность, предметность, константность, осмысленность с использованием наглядно — действенных и наглядно — образных методик;

— развитие и коррекция интеллектуального компонента зрительного восприятия, с использованием вербализованных методик.

Два последних направления в развитии и коррекции зрительного восприятия младших умственно отсталых школьников носят психолого-педагогический характер.

Под влиянием педагогического воздействия происходит нормализация развития младшего школьника с умственной отсталостью и восстановление его связей с окружающей действительностью. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), а также в играх, бытовой деятельности.

Содержание коррекционно-развивающей работы — это фактический материал, усваиваемый младшими школьниками с нарушением интеллекта, без чего они не смогут адекватно действовать в окружающей действительности и успешно входить в общеобразовательный процесс. У школьников младших классов формируются социально-адаптивные знания, навыки и умения, обеспечивающие их успешное участие в жизни.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что восприятие умственно отсталых школьников нарушено, это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью психических процессов.

Мы рассмотрели пути и средства коррекции зрительного восприятия младших умственно отсталых школьников, основанные на компенсаторных возможностях психических процессов у умственно отсталых школьников, данных направлений два: первое основано на развитии физиологических свойств зрительного анализатора, второе — предусматривает развитие свойств зрительного восприятия — целостности, обобщённости, предметности, константности. В коррекционной работе для развития восприятия умственно отсталых младших школьников используются различные методы и приёмы: использование специальных методов, воздействующих на свойства зрительного анализатора в русле психофизиологического направления развития и коррекции зрительного восприятия; развитие свойств восприятия при помощи разнообразных игр и упражнений; развитие и коррекция зрительного восприятия с применением вербализованных методик.

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 2003. 192 с.
  2. Кудрявцева Е.М. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2002. 160 с.
  4. Евлахова Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в спец. школах. М., 1987. Вып.4.
  5. Основы специальной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2006. 480 с.
  6. Уфимцева Л.П. Расширение общей двигательной и пространственной активности на уроке и её роль в коррекции психофизического развития учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 6. С. 41- 44.
  7. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. 2007, № 8. С. 71-73.

2. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять; в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8 —9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе; ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом. Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Т.А. Иванина

Поэтому в содержание программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов должно входить не только формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений между предметами, развитие мышечного чувства, но и развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, а также формирование общей моторной координации ребёнка. Восприятие, как своеобразное действие, направленное на обследование предмета и вычленение его особенностей, требует овладения ребёнком общественным сенсорным опытом, накопленным человечеством в процессе многовековой практики трудовой деятельности, речевого общения, художественного творчества. Всё это не дано ребёнку от рождения и требует специально организованного воспитания.

Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта.

Основные задачи программы: — воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы: Программный материал Методы и приёмы работы Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть учащиеся: Примерная структура занятия: Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

При работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, целесообразно в начале каждого года обучения вводить пропедевтический период, длительность которого может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Большое внимание на занятиях следует уделять развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у данной категории детей в силу специфических особенностей развития их психомоторики, о которых мы говорили выше. В отличие от детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта, для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо более детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

В связи с перечисленными выше особенностями интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в группах детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений проводится педагогом исходя из особенностей развития детей.

При поступлении ребёнка в школу учитель-дефектолог (педагог по развитию сенсорных и психомоторных процессов) проводит первичную диагностику с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамика развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения. В данной таблице расписаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программы.

mirrorref.ru

Это интересно:

  • Исследование детей с заиканием Исследование детей с заиканием Библиографическая ссылка на статью: Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Изучение страхов у дошкольников с заиканием // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/72998 (дата обращения: 07.06.2018). Исследования […]
  • Хрестоматия белякова дьякова заикание Образование Тема кандидатской диссертации Тема докторской диссертации Курсы текущего учебного года Особенности логопедической работы с детьми-билингвами. Логопедия. Методология исследовательской деятельности. Основы клинико-физиологического анализа речевых нарушений. Публикации Более 150 научных и учебно-методических […]
  • Центр аутизма алматы Центр для детей-аутистов "Асыл Мирас" начал работу в Уральске Центр "Асыл Мирас" Фонда Булата Утемуратова работает в партнёрстве с Западно-Казахстанским областным общественным объединением детей-инвалидов "Байтерек". Торжественное открытие детского аутизм-центра "Асыл Мирас" состоялось в Уральске 30 мая 2018 года. […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
  • Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» Чтобы уметь плавать, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву. Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях. В процессе систематических […]
  • Депрессию нужно встречать с улыбкой Цитаты картинки про любовь - Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит.© Роберт Де Ниро Цитат дня: "Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит." Ogion:1. Отрицание,2. Гнев,3. Торг,4. Депрессия,5. Принятие. Сергей Сергеев:А где […]
  • Пантогам при заикании отзывы для детей Вопрос: могут ли при лечении заикания использоваться препараты: кавинтон, кортексин? ребенку 4 года заикание началось внезапно месяцев назад, сначала немного потом больше, невролог прописал кавинтон, глицин, пантокальцин, кортексин( 10 уколов), остальное курс в течении месяца через 3 месяца повторить. Какие побочные […]