Причины стресса по селье

Почему возникает стресс

О стрессе сегодня говорят все, начиная от молодежи и заканчивая пожилыми людьми. Многие политологи отмечают, что россияне и весь мир в целом живет в «стрессовое время», однако далеко не всегда люди, употребляя этот термин — «стресс», знаю его точное значение.

Что такое стресс

Слово «стресс» имеет английские корни, согласно прямому переводу, «stress» — это «напряжение, давление». Научное определение слова поясняет, что «стресс» является ответной реакцией организма на какое-либо внешнее воздействие, при этом действие является необходимым для адаптации к условиям жизни, изменившимся под этим самым давлением.

Первый раз термин был использован в классических работах американского психофизиолога Уолтера Кэннона. Однако официально история термина начинается в 1946 году, когда Ганс Селье, канадский физиолог, нашел закономерность в реакции организма человека на разные по своей природе раздражители — холод, химические вещества или удар и начал использовать термин «стресс» в своих научных работах. Ответную реакцию организма на внешнее воздействие он назвал «стрессом» и выделил 3 основные его стадии:

• тревога (во время нее защитные организмы мобилизуются)

• сопротивляемость (организм начинает приспосабливаться к произошедшим изменениям)

• истощение (возникает в случае, когда воздействие извне слишком сильно, а человек не успевает адаптироваться).

При этом специалисты делят понятие «стресс» на несколько групп, в зависимости от его природы и влияния на организм:

• по формам (положительная или отрицательная);

• по характеру воздействия (эмоциональный или физический).

В настоящее время стресс стал достаточно обычным и часто повторяющимся явлением. Однако если небольшой стресс может быть полезен, то чрезмерное нервное напряжение грозит появлением серьезных расстройств и болезней.

Как рождается стресс

Если вы внимательно проанализируете свое поведение, эмоциональное и физическое состояние в моменты, когда начинаете опаздывать, не можете подобрать нужных слов для серьезного разговора с начальством, то увидите, каким изменения происходят в поведении и организме в целом. По своей сути природа и причины стресса неразрывно связаны и, чтобы понять одно, нужно уделить внимание другому. Как говорилось, стрессовые ситуации являются нормальными и допустимыми в современной жизни.

Прежде всего, специалисты настоятельно советуют разделять два понятия – «нервное напряжение» и сам «стресс». Если первое относится к душевному волнению, то второе – физиологическая реакция организма на воздействия извне, которая проходит определенные стадии.

Первый раз физиологический стресс смог точно описать Ганс Селье в своей работе «стресс жизни». Он объяснял, что стресс вызван неспецифическими требованиями, которые получает организм. Раньше от не сталкивался с таким «заданием» и просто не знает, как его «выполнять», как реагировать на «давление» извне. Еще в 1920 году Селье удалось обратить внимание на механизм проявления инфекции, который оставался неизменным вне зависимости от вида этой инфекции – повышение температуры, возникающая слабость, потеря аппетита. Ученый отметил, что организм человека отвечает на все раздражители одинаково, вне зависимости от их природы.

На основе полученных выводов Селье начал подробно изучать природу стресса и выяснил, что любой стресс сопровождается тремя изменениями:

• уменьшается тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудной клетки);

• увеличивается кора надпочечников;

• появляется кровоизлияние (в некоторых случаях – язва) в слизистой желудочно-кишечного тракта.

Становится очень важно понять причины стресса и постараться оградить себя от факторов, его вызывающих, ведь именно стресс, по мнению Селье и ряда именитых врачей, является неспецифической причиной возникновения множества заболеваний.

Сам стресс имеет три фазы – тревогу, сопротивление и бессилие. Первая является незамедлительным «ответом» на раздражитель. На уровне гипоталамуса, ответственного за наши эмоции, начинается тревожный сигнал. В ответ на него надпочечники начинают вырабатывать адреналин, позволяющий человеку максимально быстро реагировать на ситуацию, собираться с силами и мгновенно принимать решения. Параллельно с этим начинают происходить изменения в физическом состоянии – появляется учащенное сердцебиение, дыхание становится более поверхностным, к мышцам и мозгу приливает больше крови. Именно поэтому человек, находящийся в состоянии стресса, имеет серьезные проблемы с бессонницей.

На второй стадии (сопротивления) происходит синтезирование гипоталамусом гормона кортизола, который повышает синтез сахара, тем самым мобилизуя энергетические резервы. Эта стадия часто сопровождается возникновением боли в голове и груди, артериальной гипертонией, повышением давления.

После борьбы измученный организм вступает в третью стадию (бессилие), когда защитные силы ослабевают и больше не могут бороться со стрессом. Если в этот период вы не сможете дать себе отдых, постараться быстро восстановиться, шанс заболеть становится предельно высоким. При этом не важно, какой природы будет приобретенное заболевание – вирусное или проявляющееся врожденное.

Причины возникновения стресса

Если вы чувствуете, что нестандартные ситуации, требующие принятия быстрого решения или самые обычные сцены из жизни вызывают у вас нетипичную реакцию – начинается усиленное сердцебиение, обильное потоотделение, появляется боль в голове и слабость, можно говорить о возникновении стрессового состояния.

Нужно понимать, что даже такой простой раздражитель как шум проезжающих машин, доносящийся с улицы, может стать «последней каплей», если организм, по каким-то причинам, не может больше сопротивляться такому агрессору.

Точно зная причины возникновения стресса, можно самостоятельно защитить организм от получения лишних нагрузок и сохранить здоровье.

Бессмысленно пытаться составить общий список таких причин, для каждого человека, каждого организма они будут свои. Однако можно систематизировать большую их часть, чтобы выделить основные и постараться их избегать.

Специалисты называют ситуации, в которых может возникнуть стресс стресс-факторами. Категорически неправильно при составлении списка учитывать только негативные факторы. Такие серьезные потрясения как свадьба, рождение ребенка, повышение по службе также могут спровоцировать появление стресса. Иными словами, причины возникновения стресса должны учитываться максимально объективно, чтобы можно было составить для себя список «нежелательных ситуаций» и стараться в них не попадать или стараться готовиться к ним заранее.

Причины, по которым может возникать стресс, делятся на две большие группы – внешние (неконтролируемые жизненные изменения) и внутренние (рождаются при помощи воображения и мысли). В таблице постараемся описать наиболее часто встречающиеся варианты.

amazingwoman.ru

Шкала стресса

В сентябре прошлого года Максим, сын моих друзей, пошел в первый класс. Через два месяца этого веселого, любознательного парня будто подменили. Ребенок стал непослушным, капризным и обидчивым, а когда по утрам он собирается в школу, особенно после выходных, дело доходит буквально до истерик. Родителей Максима всерьез тревожит, что сын плохо ест, спит беспокойно, гулять не хочет, а сил на выполнение домашних заданий у него совсем не остается. Мама отвела его к педиатру, сдали все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений не обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса.

Добрый доктор Селье

Канадский биолог и врач Ганс Селье в 50-е годы прошлого века выпустил труд «Стрессв нашей жизни», ставший в этой области классическим. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные раздражители». Он объяснил, что любая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни и с которой организм не может справиться, становится причиной стресса.

Селье выделил три стадии реакции организма на стрессовое воздействие. Сначала – стадия тревоги: в организме происходят изменения, в первую очередь снижается иммунитет. Затем следует стадия адаптации, когда признаки тревоги почти исчезают. И, наконец, наступает стадия истощения: энергия организма, затраченная на сопротивление стрессу, иссякает, и, если ситуация не изменяется, вновь появляется тревога.

Груз на детских плечах

Мне было 13 лет, и тренеры по плаванию шутя называли меня «олимпийской надеждой». Однажды, за сутки до соревнования, мне сообщили, что нужно ехать в другой город в составе чужой команды, где я никого не знал, и с новым тренером. Я откровенно струсил.

Как и все мои сверстники, я знал несколько способов симуляции болезни, вроде натирания градусника до нужной температуры или приема сахара с йодом, но ни один из них не применял. В день отъезда температура перевалила за 39, а как только поездку отменили, она снова стала нормальной. Это ли не стресс?

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

В школу – за знаниями?

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры. Раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников. Но все это «цветочки» по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на первоклассника, и постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать-написать, вовремя сдать и т.д.

Современные дети – настоящие труженики. Родители заставляют любимое чадо штудировать учебники, записывают его в спортивные секции, художественные классы и музыкальные школы и в итоге просто «загоняют» ребенка, требуя, чтобы тот «соответствовал» постоянно изменяющемуся миру. А у самих-то это получается?

Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часовв неделю, чтобы выполнить все домашние задания. А в неделе, между прочим, всего 168 часов!

«При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять, – объяснил Днепров в интервью журналу «Здоровье школьника». – При этом даже в Министерстве образования признают, что дети не усваивают и 60% программы. На самом деле еще больше – до 80%. А сколько за этим детских страданий и слез?»

Уже в младшей школе дети начинают видеть, что кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то красивее, а кто-то богаче их – такие открытия нещадно бьют по их слабой психике. А уж издевательства и оскорбления, эти «обязательные школьные предметы», устойчиво занимают первые позиции в списке причин детского стресса.

Ребенок постоянно дрожит от страха: вдруг он ответит неправильно, вдруг услышит насмешку учителя или издевку одноклассников, вдруг не оправдает надежд родителей? По словам психологов, эти состояния опасны, поскольку их последствия сложно предсказать.

Для нас уже стала привычной информация о том, что в США ребенок с оружием пришел в школу и расстрелял учителей и одноклассников. Мало того, в США за последние десять лет самоубийц среди подростков стало в два с лишним раза больше!

Ситуация в нашей стране не намного лучше. Вернувшись на днях из школы, мой сын с порога заявил: «У нас сегодня такое было!» Оказалось, вызванный к доске новенький неожиданно встал на четвереньки и начал лаять на учителя.

Есть и плюсы

Надо признать, небольшое количество стресса может быть даже полезным.

Случайные выбросы в кровь кортизола и адреналина, элементов, вырабатываемых организмом в ответ на стресс, могут дать ребенку дополнительный толчок для преодоления каких-либо физических или умственных барьеров. Заведующий кафедрой нервных болезней академии имени Сеченова академик Александр Вейн отметил, что каждый человек, готовясь к экзаменам или занимаясь спортом, испытывает либо психический, либо физический стресс. Но здоровому организму стресс повредить не может. В малых дозах он даже полезен.

Тем не менее частые и продолжительные стрессы накладывают отпечаток не только на настроение, но и на психику детей. Врачи предупреждают: жизнь в состоянии напряжения может привести к психозу и бессоннице.

К счастью, с этим «недугом» можно справиться. Для этого родители должны научиться конструктивно решать личные проблемы и объяснить ребенку, что только в союзе с близкими людьми можно найти выход из самых тяжелых ситуаций.

www.za-partoi.ru

Триада Селье» и стадии общего адаптационного синдрома

Г. Селье пронаблюдал и описал многообразные изменения, возникающие в организме при стрессе и называемые в настоящее время «триадой Селье»:

• гипертрофия коры надпочечников и инволюция тимиколимфатического аппарата (тимуса, селезенки, лимфоузлов);

• образование геморрагических язв в желудочно-кишечном тракте;

• нарушение обмена веществ и изменения в периферической крови в виде нейтрофильного лейкоцитоза, снижения количества лимфоцитов и эозинофильных гранулоцитов.

Эмпирически люди догадывались о существовании некой трехфазной реакции на нагрузки еще задолго до развития соответствующей теории в медицине. Как писал Г. Селье: «При решении любой изнуряющей задачи человек сначала чувствует трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести эту нагрузку не в состоянии».

Стадии стресс-синдрома.В развитии общего адаптационного синдрома выделяют три стадии: раннююстадию, или реакцию тревоги,стадию резистентностии стадию истощения.

Согласно концепции Г. Селье, стресс неоднороден. Он имеет как адаптивную природу (отсюда его синоним «общий адаптационный синдром»), так и предпатологическую, которая реализуется при наступлении стадии истощения.

Первая стадия — реакция тревоги— характеризуется уменьшением размеров тимуса, селезенки, лимфатических узлов. Она длится от 6 до 48 ч после действия стрессора. Первоначально Г. Селье применял термины «шок»и «противоток»для изменений в начальной фазе. При этом слово «шок» употреблялось в его бытовом смысле (удар, потрясение) для обозначения первичного повреждения при действии стрессора, что внесло некоторую путаницу в труды, посвященные медицинским аспектам стресса, поскольку стресс по природе своей является противошоковым механизмом.

Во время «шока» снижается артериальное давление, уменьшается частота дыхательных движений и сокращений сердечной мышцы, снижаются температура тела, тонус скелетных мышц, содержание глюкозы в крови, повышается проницаемость стенок капилляров, сгущается кровь, что сопровождается распадом белков и преобладанием катаболических реакций.

Шок сменяется «противотоком» — включением механизмов противодействия повреждению:

• начинается мобилизация общих защитных сил организма, что связано в основном с усилением притока к тканям энергетических субстратов (глюкозы и жирных кислот);

• возрастает секреция адренокортикотропного гормона (АКТГ) и глюкокортикоидных гормонов (кортизола, кортикостерона), эндогенных опиоидов;

• учащаются дыхание, сердцебиение, повышаются температура тела, уровень глюкозы и ненасыщенных жирных кислот в крови, уменьшается содержание гликогена в печени;

• восстанавливаются кровоснабжение, доставка питательных веществ и кислорода в мозг, сердце, скелетные мышцы;

• отмечается инволюция тимико-лимфатического аппарата;

• появляются геморрагические высыпания и изъязвления на слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки, что связано с активацией мозгового слоя и коры надпочечников и выбросом в кровь катехоламинов и глюкокортикоидов. Эрозивные изменения и возникновение язв желудочно-кишечного тракта обусловлены способностью глюкокортикоидов стимулировать секрецию НС1 и пепсина.

Для первой стадии характерны также уменьшение объема жировой ткани, гипотермия тела, гипотония мышц, гиперсекреция слюнных и слезных желез.

Устойчивостьорганизма к повреждающему фактору на стадии тревоги временно снижается.

Вторая стадия — стадия резистентности,или выравнивания нарушенного равновесия — наступает через 48 ч после действия стрессора.

Принципиально важно, что стресс, вызванный одним раздражителем, на этой стадии повышает устойчивость организма к действию любых других раздражителей. Понятию общего адаптационного синдрома лучше всего соответствует картина, наблюдаемая на данной стадии.

Вторая стадия характеризуется гипертрофией коры надпочечников с устойчивым повышением секреции глюкокортикоидов.При этом обычно повышается устойчивостьорганизма к действию ряда чрезвычайных раздражителей, хотя бывают случаи и повышения чувствительности. Подобные эффекты связаны как с непосредственным действием кортикостероидов, так и (в значительной степени) со способностью их активировать симпатическую нервную систему, ее адаптационно-трофическое влияние. В стадии резистентности сохраняется усиленная секреция катехоламинов в мозговом слое и повышается их концентрации в крови. Отмечаются также гиперплазия щитовидной железы и некоторая атрофия гонад, уменьшается скорость роста тела (у детей и подростков), может прекратиться лактация у кормящих женщин.

Если действие стрессора прекращается или оно незначительно по своей силе, вызванные им изменения постепенно нормализуются и происходит восстановление морфологии и функции органов до нормы. Однако если влияние патогенного фактора оказывается чрезмерно сильным или длительным, развивается истощение функции коры надпочечников и наступает снижение резистентности к данному и другим раздражителям с усилением катаболических и некротических изменений в органах и тканях.

Повторные стрессорные воздействия, с одной стороны, производят тренирующий эффект, с другой — способны истощать защитные силы организма, вследствие чего даже слабые раздражители обусловливают развитие тяжелых заболеваний.

Третья стадияадаптационного синдрома — стадия истощения.На этой стадии устойчивостьк вредному фактору вновь снижается,и в организме появляются изменения, похожие на те, что происходят при старении. Г. Селье назвал эти изменения «wear&tear» (от англ. wear and tear — износ, амортизация, изнашивание, утомление).

Известно, что при перенапряжении той или иной функции она может оказаться неадекватной условиям и из физиологической перейти в патологическую, т.е. стать источником дальнейших нарушений. Так, например, перенапряжение процесса возбуждения в коре головного мозга может привести к развитию запредельного торможения, которое само становится причиной различных расстройств.

По этому поводу И.П. Павлов писал: «Под влиянием патологических раздражителей приспособительные защитные реакции ор-

ганизма могут чрезвычайно возрастать и, подвергаясь перенапряжению, превращаются в реакцию патологическую, вредную для организма».

При анализе последствий общего адаптационного синдрома Г. Селье утверждал, что хотя этот синдром в целом имеет защитноприспособительный характер, в ряде случаев ответная реакция организма может оказаться неадекватной условиям, ее вызывающим. Она может оказаться более сильной, чем нужно, ослабленной или извращенной, и тогда эта реакция становится причиной последующих патологических изменений в организме.

Дата добавления: 2016-07-11 ; просмотров: 6156 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

poznayka.org

Экология: биология взаимодействия. 5.10. Концепция стресса по Селье

5.10. Концепция стресса по Селье

Вопреки ходячему мнению, мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни.
Ганс Селье

Как установил в 1936 году канадский ученый Ганс Селье, самые различные воздействия на организм человека и других животных вызывают сходную реакцию, связанную с деятельностью нервной и эндокринной систем. Такую реакцию вызывают как физические (например, неблагоприятные климатические условия или высокая физическая нагрузка), так и психические воздействия; эти воздействия могут быть как неблагоприятными (как горе), так и благоприятными (как сильная радость).

Стресс (от англ. stress — напряжение), или общий адаптационный синдром, — неспецифический ответ организма на разнообразные воздействия.

«Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий» (Селье, 1982).

Значение стресса заключается в том, что он увеличивает возможности организма приспосабливаться к изменившимся условиям и неблагоприятным факторам. По Селье, стрессовая реакция на какое-то воздействие может выражаться в двух разных формах, зачастую последовательно следующих одна за другой.

Во время эустресса приспособительные возможности организма расширяются. Например, в этом состоянии организм способен компенсировать неблагоприятные значения многих экологических факторов. К примеру, известно, что на линии фронта, находясь в тяжелых условиях, солдаты чрезвычайно редко болеют простудами и «вылечиваются» от многих хронических болезней. В состоянии борьбы за выживание организм использует все имеющиеся у него энергетические резервы, чтобы приспособиться к суровым условиям. Часто реакция эустресса позволяет решить стоящие перед организмом проблемы, и на этом стрессовая обстановка исчерпывает себя. В ходе эустресса можно выделить две фазы: фазу тревоги (действие фактора, вызвавшего стресс) и фазу сопротивления, когда способность организма противостоять воздействиям возрастает.

Хуже, если, несмотря на реакцию эустресса, стрессовый фактор продолжает действовать. Возможности организма для приспособления к неблагоприятным условиям исчерпываются. Эустресс переходит в дистресс, которому соответствует фаза истощения. Дистресс — неблагоприятное проявление стресса, которому способствует снижение сопротивляемости.

«Человек скоро должен был обнаружить, что его реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание — плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи — протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Он не знал, что эта трехфазная реакция — общий закон поведения живых существ, столкнувшихся с изнуряющий задачей» (Селье, 1982).

В худшем случае дистресс может привести к гибели, причем невнимательный наблюдатель может не понять, какая причина его вызвала: непосредственной причиной гибели может быть не тот фактор, который вызвал стресс, а какой-то иной. Описанная трехфазная реакция (фаза тревоги — фаза сопротивления — фаза истощения) соответствует реакции различных организмов на неблагоприятные факторы.

batrachos.com

Стресс. Матчасть. Причины и запускающие механизмы.

О влиянии постоянного стресса на организм я уже писала и три года назад нарисовала весьма упрощенную схему. В комментариях был запрос на методы борьбы со стрессом и объяснение данной схемы. Вот этому я и посвящу большую длинную серию постов. Также я хотела бы объяснить, что происходит в организме, как бороться с замкнутыми патологическими кругами при хроническом стрессе, как создавать здоровые рефлексы и что относится к стрессовым агентам (потому как из недавнего разговора с подругой поняла, что у многих в голове существует путаница понятий, активно поддерживаемая СМИ).
Буду предельно честна, на сегодняшний день существует более сложное объемное подробное объяснение механизмов поведения и происходящего внутри человека. Это — теория функциональных систем, предложенная П.К. Анохиными и доработанная К.В. Судаковым. Она более сложная, требует глубокого понимания, вдумчивости и даже знания, что такое самоорганизующаяся система из математики и физики и о нейронных ассоциациях. И обещаю чуть позже о ней написать. Пока для описания сложных патологических механизмов внутри человека мы возьмем понятие рефлекса и рефлекторной дуги, описанных Павловым, теорию стресса Ганса Селье, доработанную Рихардом Лазарусом – это ДОСТАТОЧНОЕ условие для понимания того, что происходит.

Первое, что я всегда обычно выспрашивала и выясняла на консультациях, помимо гормонального статуса, — это возможные и существующие источники стресса, и они практически всегда находились. Другое дело, объясняя теорию стресса я часто сталкивалась с недопониманием, невниманием к реально-существующей угрозе и придумыванием причин для самооправдания. Лет десять назад, когда я училась, о стрессе мало кто говорил. Организм воспринимался, как черный ящик с набором кнопок: нажал на кнопку — получил ответ. Потом на российский рынок пришли транснациональные фармацевтические компании — гиганты и стала активно мусолиться проблема «стресса в большом городе» с целью продвижения новых диагнозов для продажи лекарств, но многие доктора, а не то, что простые люди до сих пор толком не понимают, что это такое, хотя, если не ошибаюсь, начальные понятия теории Селье объясняют в девятом классе на уроке биологии. В общем, благодаря СМИ, большинство людей сегодня склонны считать стрессы причиной своих проблем, в том числе и проблем со здоровьем. А вот что это такое, мало кто понимает.

Чем вызывается стресс?
Наш организм — мудрая самоорганизующаяся система, однако люди своим поведением, отношением к себе и друг другу часто нарушают нейрогуморальное равновесие, и организму приходится постоянно работать «на грани», стремясь поддерживать нормальное течение всех физиологических и психических процессов, то есть, практически не отдыхать. Существует масса классификаций факторов, вызывающих стресс. Одна из них разделяет стрессорные агенты по воздействию извне и из глубин организма.
К внешним причинам принято относить воздействие агрессивной экологии, вредные привычки, длительное пребывание под прямыми лучами солнца, рабочие нагрузки, проблемы в личной жизни: например, разрыв с любимым человеком, а также личные трагедии и несчастья, которые могут случиться. А также сюда можно отнести переедание, поедание вредной пищи, пищевые и лекарственные отравления, вообще любые лекарственные воздействия и пищевые (и если адаптационные системы перегружены, то тогда появляется аллергия или несварение желудка, или острый панкреатит).
К внутренним факторам относят нарушения в работе иммунной и эндокринной системы, вызывающие диабет и другие заболевания; депрессивные состояния из-за нехватки необходимых веществ.

Вывод №1
Стресс имеет не только психологическое, но и, гораздо чаще, физиологическое основание. То есть: имея в диагнозе, например молочницу или дисфункцию яичников, незамужней даме негоже упоминать в качестве причины ТОЛЬКО свары на рабочем месте, начальника-зверюшку и отсутствие секса, если дама несколько месяцев сидит на низко жировой диете, больше месяца пьет Ксеникал или злоупотребляет сладкой, жирной и перчено-жареной пищей. Важен распорядок дня, качественный сон и сбалансированное питание. И если этого постоянно нет в наличии (то есть не высыпаетесь, едите в офисной столовой полуфабрикаты, не дышите свежим воздухом, переусердствуете с алкоголем, сигаретами и тортиками, кушаете мало натуральных сырых фруктов, овощей), то адаптационные системы организма перестают справляться даже с такой мелочевкой как постоянный рык начальника, ворчанием мужа, кратковременным промоканием ног, и периодическим разжижением стула на Ксеникале.

Мы сами выбираем образ смерти. Свою тропинку и обрыв следа — проносим в запечатанном конверте, а вскрытие покажет, как всегда. (В. Леви)

Мы сами выбираем стрессы. Здесь читающий меня юзер, скорее всего возмутится: а как же трагедии, несчастья и экология? Место жительства мы тоже выбираем. Кто более, кто менее осознанно. Злой рок и несчастья, или удачу мы подсознательно притягиваем к себе сами, заигрываясь в сценарии, а со стороны часто кажется, что происходящее не зависит от воли человека. Что касается вредных привычек, нахождения на солнце, нагрузок на работе и даже проблем в личных отношениях, то здесь многое, если не всё, зависит от самого человека. Возможно, многим покажется, что это не так, но ведь мы сами делаем выбор: курить или нет, употреблять ли алкоголь и сладкое в большом количестве; сами выбираем себе работу; решаем, как вести себя с любимым человеком.

Термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response). Знаменитый же исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.
… С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. (Ганс Селье, «Стресс жизни»). Дальнейшее развитие теории стресса определило стресс (классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — как всего лишь одну из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.
Селье описал биологические реакции, позже ученые добавили понятие психологический стресс.
Внимание! Селье, не раз повторял в своих работах: «Стресс — это жизнь». Ведь стресс определяет не только патологию, но и здоровье. Существует стресс нормальный и существует патологический (дистресс). Нормальный стресс носит эпизодический характер. После него механизмы саморегуляции совершенствуются и возвращают измененные функции к норме. А если присутствуют постоянные раздражающие агенты то рано или поздно стресс переходит в патологическую стадию, что нередко заканчивается для человека трагедией в виде дисфункции, избыточного веса, хронических или аутоиммунных заболеваний.

Вывод №3
Стресс не всегда вреден, а иногда и полезен, и то, как Ваш организм справится с ним, также зависит только от Вас.
У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самая частая причина стресса. Но стрессовая реакция, считает Селье, присуща и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс означает необходимость перестройки, приспособления к новым условиям. Поэтому стресса невозможно избежать. Когда в обиходной речи говорят, что человек испытывает стресс, обычно имеют в виду неприятный и чрезмерный стресс, (дистресс); полное же отсутствие стресса означает смерть.
Поэтому для того, чтобы стресс не становился дистрессом надо тренировать механизмы саморегуляции (контрастный душ, медитация, йога, танцы, гимнастика).

Важно! На сопротивляемость стрессовым ситуациям очень вляет внутренний настрой. Например, врачи старшего поколения рассказывают (допускаю, что несколько преувеличивая), что во время войны у многих людей, страдавших язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, происходило рубцевание. На фронте не было возможности лечиться и соблюдать диету, но никаких обострений язв не наблюдалось. Однако у многих буквально через несколько дней после окончания войны болезнь резко напомнила о себе (здесь врачи еще не учитывают, что дома, в семье, могла быть психологически более напряженная обстановка, чем при голодовке в окопе).

К настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
1) тревоги; (аларм-реакция, стадия мобилизации) — мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы:
а) фаза шока — общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения.
б) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания (гастриты, язвы желудка, аллергии и т.п.), а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

2) резистентности (адаптации) или сопротивления;
Итак, на первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стресс продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы воздействия. Каждый стрессогенный фактор обладает специфическим (одинаковым для разных раздражителей) и стрессогенным (неодинаковым, но специфичным для каждого фактора) действием. Ответ организма зависит не только от действия раздражителя, в качестве которого может выступать какой-либо предмет, явление или значимая информация, так же играют роль внутренние и внешние условия.
Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией — истощения.

3) фаза истощения — здесь утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первых двух стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, и организм человека может сам справиться со стрессом, на третьей стадии помощь может быть ТОЛЬКО извне, либо в форме поддержки, либо в форме устранения воздействия, изнуряющего организм.

Вывод №4
И психические, и биологические раздражители одинаково запускают адаптационную реакцию организма, которая в дистрессе становится патологической. Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления противоречия биологии человека и социума. Длительное противоречие между природой человека и его социальными функциями ведут к биологическим и психическим патологиям.

Вывод №5
Если Вы чувствуете, что истощены и на исходе, не стесняйтесь попросить «помощи зала». Обязательно посетите специалиста или обратитесь к помощи семьи. На этапе истощения Вы не в состоянии уже адекватно оценить себя и свои силы и справиться с задачами, и способны натворить ошибок.

Рихард Лазарус в своих работах определял психологический стресс как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром и как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс», что, по сути, довольно близко между собой.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей.
Помимо стадий развития стресса выделяют пять фаз адаптации при п.стрессе:
1. Разрушение привычного функционирования организма. В данной фазе улучшается работоспособность, ускоряется реакция и процессы в психике и организме, способствующие адаптации. Видны эмоции на лице. Длится от нескольких минут до часов.
2. Фаза становления нового функционирования организма. Здесь происходит перестройка организма на максимально возможное реагирование в ситуации продолжающегося воздействия стрессоров. Суммарная продолжительность 1 и 2 фазы максимально 11 суток. Проявляются болезненные состояния со снижением работоспособности. Однако психологические факторы (мотивация, установка) могут за счет “сверхмобилизации” резервов нейтрализовывать неблагоприятные проявления.
3. Фаза неустойчивой адаптации. Продолжительность от 20 до 60 суток. Человек частично адаптируется к жизнедеятельности в новых условиях.
4. Фаза устойчивой адаптации (соответствует стадии резистентности).
5. Фаза разрушения систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм уже не в состоянии функционировать в новых условиях, ввиду истощения адаптационных возможностей. Истощение адаптационных возможностей – состояние, приводящее к появлению негативных изменений в психическом состоянии человека.

При психоэмоциональном стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов (или рождения ребенка, или свадьбы, или переезда на новое место), но и в тревожном ожидании разрыва деловых или близких отношений.
Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г.
По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется на “противоположный знак”.
Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).
На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая). ”).
Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.
Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Вывод №6. Необходимость умения принять и умения концентрироваться и остановить ум.
Основная причина возникновения психоэмоционального и информационного стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека. Ведь стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в воображении. Большая часть наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.
Вывод №7. Поспешишь — людей насмешишь. Правило баланса и своевременности.
К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это как на стресс, ибо это изменение. Поэтому что-либо менять (даже образ жизни) надо постепенно. Именно поэтому и диеты, и внезапные серьезные физические нагрузки, и любое изменение образа жизни воспринимаются телом как стресс и запускают противоположные реакции адаптации. И для того, чтоб что-то новое встроить в Ваш обмен и психику нужно время на преодоление сопротивления и истощение адаптации к изменению.
Именно поэтому болеют кажущиеся здоровыми уличные животные, попадая в сытый теплый дом.

Вывод №8. Закон сохранения любой энергии. Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются. Поэтому не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса и почаще вспоминать о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает.

lallika.livejournal.com

Это интересно:

  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Диазепам при неврозах Препарат Диазепам «Диазепам» — транквилизатор, относится к бензодиазепиновым психоактивным веществам. Передозировка «Диазепама» опасна не только для психического и физического здоровья, но и для жизни. Поэтому самостоятельно принимать это средство нельзя, перед началом приема необходимо проконсультироваться с […]
  • Характеристика для детей с умственной отсталостью Характеристика для детей с умственной отсталостью В результате педагогического наблюдения за детьми, находившимися в детских домах-интернатах, были выявлены особенности их психического развития. Наблюдение осуществлялось по следующим параметрам: поведение на занятиях и в группе; характер и форма общения со взрослыми […]
  • Пушкин клаустрофобия В Пушкине открылись квесты в реальности «Клаустрофобия» У жителей Пушкина появилась новая возможность разнообразить свой досуг. Здесь начали работать квесты в реальности «Клаустрофобия». Проходить квесты, разгадывать тайны и жить в мире, полном приключений, можно не только за монитором компьютера, но и в реальной […]
  • Успокаивающие травы от стресса Сайт о саде, даче и комнатных растениях. Посадка и выращивание овощей и фруктов, уход за садом, строительство и ремонт дачи - все своими руками. Какие травы и растения помогают «от нервов»: депрессии и стресса. Травы и растения антидепрессанты Не всегда неправы те, кто с известной долей настороженности относится к […]
  • У мужа началась белая горячка Что делать близким если у человека белая горячка? Пьющий человек – это всегда беда в доме, так как нередко злоупотребление алкоголем приводит к развитию белой горячки. Куда звонить в таком случае, к кому обращаться за помощью? Если у человека осложнение, обусловленное алкоголем, эти вопросы очень актуальны и […]
  • Симптомы настоящей депрессии Проект Байхоу Быть лучше – это наша свобода Post navigation Что такое настоящая депрессия Что такое настоящая депрессия Депрессия — главная причина нетрудоспособности в мире. В Соединённых Штатах почти 10% взрослого населения борется с депрессией. Но так как это психическая болезнь, с ней разобраться труднее, чем, […]
  • После стресса давит сердце После стресса давит сердце Острая сердечная недостаточность… Этот диагноз — сродни смертельному приговору. Причем окончательному и не подлежащему обжалованию. Несколькими веками ранее таким приговором была эпидемия чумы или холеры. Сегодня "царствуют" сердечно-сосудистые недуги. Почему мы стали так слабы сердцем? […]