Психоз 1960

Психоз. Х/ф / Psycho США, 1960

О проекте Психоз. Х/ф

У Мэрион Крэйн роман с женатым мужчиной Сэмом Лумисом. Но ей давно опостылело все: ей приходиться тайком встречаться, урывками любить, делить любимого с его женой и чужими детьми. А что же взамен? Сэм вечно чем-то недоволен и раздражен, он никогда не женится на Мэрион, ведь большая часть его денег уходит на алименты. Поэтому однажды Мэрион решается на отчаянный поступок, она крадет у одного из своих клиентов кругленькую сумму в 40 000 $ и уезжает из города.

По дороге ее настигает ливень, и она останавливается на ночь в пустующем мотеле. Но, как оказалось, молодой человек, некий Перкинс, который является владельцем мотеля и единственным его работником, психически не совсем здоров.

Он очень боится своей давно почившей матери, боится и любит ее настолько, что не верит в ее смерть. Он мумифицирует тело, надевает на голову парики и разговаривает с ней. И она отвечает ему, во всяком случае, так ему кажется. А самое ужасное то, что мамочка «запрещает» ему любить женщин. «Запрещает» даже думать о них, и вот, когда в его мотеле появляется прелестная Мэрион, мамаша «уговаривает» сынка укокошить ее, а машину и тело утопить в ближайшем болоте.

Именно эта лента Альфреда Хичкока стала первым психологическим триллером, в котором появился образ маньяка, преследующего жертву с ножом в руке.

Роман Блоха основан на реальной истории маньяка-убийцы Эда Гейна, образ которого был также использован в фильмах «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Молчание ягнят» (1991).

В 1998 году Гас Ван Сэнт снял римейк ленты, посвятив его памяти великого режиссера.

Хичкок своей картиной ставил эксперимент — он хотел понять, как среагирует публика, если звезду убить в самом начале картины.

В романе Роберта Блоха Норман Бейтс — маленький, толстый, немолодой и довольно непривлекательный. Хичкок же решил сделать этого героя молодым и симпатичным.

До того, как Марион крадет деньги, ее белье и сумочка — белого цвета. После кражи они становятся черными. Хичкок это сделал умышленно, показав тем самым, что героиня совершила плохой поступок.

По мнению Хичкока, сцена в душе не нуждалась в музыкальном сопровождении. Но когда композитор Бернард Херманн все-таки сочинил музыку для этого эпизода, Хичкок изменил свое решение. Позже инновационным, бьющим по нервам «крикам» скрипок Херманна многие подражали.

Картина специально снята на черной-белой пленке, так как Хичкок боялся, что в цвете фильм покажется слишком кровавым.

Чтобы имитировать характерный звук, возникающий, когда нож вонзается в тело, нож втыкали в дыню.

Сам Хичкок появляется в фильме на 4 минуты: находясь рядом с офисом Мэрион, он надевает ковбойскую шляпу.

Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. Точно такая же сумма была украдена Мэрион.

По опросу журнала Entertainment Weekly «Психоз» занял 11-е место в списке самых лучших фильмов за всю историю кинематографа. Кроме того, он оказался лучшим и среди всех фильмов ужасов.

Номинирован в категориях:

Лучший режиссер — Альфред Хичкок
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая операторская работа (чб) — Джон Л. Расселл
Лучшая работа художника

В 1961 году удостоен премии «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС» за Лушую женскую роль второго плана — Джэнет Ли

Режиссер: Альфред Хичкок
Композитор: Бернард Херрманн
Спецэффекты: Клэренс Шэмпэйн
В ролях: Энтони Пeркинс, Джэнет Ли, Вера Майлс, Джон Гэвин, Мартин Болсам

russia.tv

Автор сценария Джозеф Стефано (Joseph Stefano) по роману Роберта Блока (Robert Bloch)
Оператор Джон Л. Рассел (John L. Russell)
Художники Роберт Клэтуорти (Robert Clatworthy), Джозеф Хёрли (Joseph Hurley)
Композитор Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
В ролях: Энтони Пёркинс (Anthony Perkins), Джанет Ли (Janet Leigh), Вера Майлс (Vera Miles), Джон Гэвин (John Gavin), Мартин Болсам (Martin Balsam), Джон МакИнтайр (John McIntire), Саймон Оукленд (Simon Oakland), Вон Тейлор (Vaughn Taylor), Фрэнк Альбертсон (Frank Albertson), Лёрин Таттл (Luren Tuttle)
Премии: «Золотой глобус» за второплановую женскую роль (Джанет Ли), в 1992 году включён в Национальный регистр фильмов
Кассовые сборы — $32 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2007 год — $361,1 млн.), $50 млн. в мире
Посещаемость — 53,3 млн. зрителей в США
Оценка — 10 (из 10)

Триллер, фильм ужасов

Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. При жизни маэстро никто не решался на прямое продолжение — и только лишь в 80-е годы появились ещё три «Психоза», причём «Психоз III» был снят актёром Энтони Перкинсом, который чуть ли не на всю жизнь стал своеобразным заложником своей роли маньяка-убийцы Нормана Бейтса. Но в тысячах всевозможных триллеров, чиллеров, саспенсов, шокеров, ярнов и прочих новообразованных жанров предпринимались усилия по устрашению зрителей при помощи именно хичкоковских приёмов. Казалось бы, «Психоз» должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам и даже по ракурсам. Ореол славы вокруг шедевров часто заставляет излишне придирчиво определять их реальную нетленность. Но «Психоз» по-прежнему увлекает с первых же мгновений, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи.

Альфред Хичкок тонко чувствовал внутренний механизм сотворения страха и, будто опытный психиатр, знал потайные нервные окончания, прикосновение к которым способно возбудить состояние неуправляемого психоза, подлинного кошмара наяву. В отличие от многих эпигонов, «мастер страха» ведал, что испуг гнездится глубоко внутри нас, а не находится где-то вовне. Режиссёр вынуждает нас, прежде всего, бояться собственных предположений, догадок, тревожных ожиданий, разыгравшейся фантазии, сам лишь конструируя страшную исходную ситуацию. Зритель поневоле идентифицирует себя с молодой секретаршей Марион Крейн, попавшей ночью в уединённый мотель. У его владельца Нормана Бейтса есть своя тайна, которую разгадываешь вместе с героиней, находящейся в двойной опасности, так как её по подозрению в краже денег из банка разыскивает полиция. И как раз кошмар, скрытый в повседневной действительности, психоз внешне нормального мира — вот то главное, чего страшится человек в фильмах Хичкока.

В «Психозе» это ощущение доведено до предела, до того пограничного края, за которым — бездна безумия. И соответственно отточены до совершенства все кинематографические приёмы, средства художественной выразительности: от блистательного монтажа до гнетущей музыки Бернарда Херрманна. Подлинные новации, в которых формальные поиски всегда содержательны, «завязаны» в сюжете и точно осмыслены, всё же продолжают сильно воздействовать и спустя несколько десятилетий. Причём в кино, как в наиболее техническом виде искусства, знаменитые творения, а тем более — с новаторскими изысками, сохраняются ещё труднее. К «Психозу» могут быть претензии, так сказать, тематического плана. Но эта лента до сих пор остаётся безусловным шедевром кинематографического профессионализма, искусного вовлечения зрителей в игру страха. Между прочим, она оказалась также и среди самых кассовых в продолжительной карьере Хичкока (бюджет в размере $0,8 млн. был превзойдён в прокате в сорок раз!), и картину посмотрели свыше пятидесяти миллионов зрителей.

kinanet.livejournal.com

Психоз (фильм, 1960)

«Пси́хо», или «Психо́з» — классический чёрно-белый триллер, экранизация одноименного романа Роберта Блоха, неоднократно был назван критиками лучшим триллером из когда-либо созданных. Здесь режиссёр Альфред Хичкок впервые «позвал» зрителя в мотель. Впервые в кино было описано не столько преступление, сколько болезнь убийцы, его психоз, сам убийца. Нужно отметить, что слово Psycho, использованное в названии, на русский язык переводится как псих. В «Психо» в полной мере раскрывается художественный приём «саспенс», впервые описанный и мастерски применяемый Хичкоком. Не последняя заслуга в том, что этот фильм стал шедевром, принадлежит игре Энтони Перкинса, который передаёт свои ощущения, страхи, мысли, оттенки характера — не только голосом, но и с помощью мимики и жестов. Атмосферу тревоги и нервозности также искусно дополняет саундтрек композитора Бернарда Херрманна. Бюджет фильма составил 806 947 долларов, а сбор с проката более 40 миллионов долларов.

Содержание

Молодая женщина Мэрион Крэйн (роль исполняет любимица Хичкока актриса Джанет Ли) похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником. Во время бегства, устав от вождения и стресса, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле Бэйтса, где полиция вряд ли найдёт её. Однако здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бэйтс (Энтони Перкинс) — этот юноша страдает от раздвоения личности: временами в нём оживает его умершая мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. Она требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе вообще). В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст, которому и предстоит постепенно раскрыть жуткую тайну Нормана Бейтса, но не донести ее до находящихся в смятении любовника Мэрион и ее сестры, ибо Норман, «став» своей матерью, убивает Арбогаста. В конце концов сестре и бывшему любовнику удается запутать Нормана/Мать Нормана и задержать его/ее. Последний кадр фильма, как и многие другие кадры и сцены из него, получил известность — лицо Нормана, сидящего в тюремной камере и разговаривающего с самим собой старческим голосом своей матери, постепенно превращается в иссохшийся череп.

Упоминаются в титрах:

  • Энтони Перкинс (Anthony Perkins) — Норман Бэйтс (Norman Bates)
  • Джанет Ли (Janet Leigh) — Мэрион Крэйн (Marion Crane)
  • Вера Майлз (Vera Miles) — Лайла Крэйн (Lila Crane), сестра Мэрион
  • Джон Гэвин (John Gavin) — Сэм Лумис (Sam Loomis)
  • Мартин Балсам (Martin Balsam) — детектив Милтон Арбогаст (Milton Arbogast)
  • Джон Макинтрайр (John McIntire) — шериф Эл Чамберс (Al Chambers)
  • Саймон Окленд (Simon Oakland) — доктор Фред Ричмонд (Fred Richmond)
  • Вон Тэйлор (Vaughn Taylor) — Джордж Лоувери (George Lowery), шеф Мэрион
  • Фрэнк Альбертсон (Frank Albertson) — Том Кэссиди (Tom Cassidy), клиент
  • Ларен Таттл (Lurene Tuttle) — Элиза Чамберс (Eliza Chambers), жена шерифа
  • Патриция Хичкок (Patricia Hitchcock) — Кэролин (Caroline), сотрудница Мэрион
  • Джон Андерсон (John Anderson) — Чарли (Charlie)
  • Морт Майллз (Mort Mills) — патрульный офицер полиции
  • Не упоминаются в титрах:

  • Пруденс Бирз (Prudence Beers), Мюриэл Брэдли (Muriel Bradley), Кит Карсон (Kit Carson), Джордж Докстэйдер (George Dockstader), Харпер Флаэрти (Harper Flaherty), Маргарет Фуррер (Margaret Furrer), Майра Джонс (Myra Jones), Ли Касс (Lee Kass), Лиллиан О’Мэйли (Lillian O’Malley), Фред Швайвиллер (Fred Scheiwiller) — статисты
  • Флетчер Аллен (Fletcher Allen) — полицейский на стремянке
  • Фрэнсис Де Сэйлз (Francis De Sales) — офицер
  • Джордж Элдридж (George Eldredge) — шеф Джэймс Митчелл (James Mitchell)
  • Сэм Флинт (Sam Flint) — офицер
  • Вирджиния Грегг (Virginia Gregg) — голос Нормы Бэйтс (Norma Bates)
  • Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) — человек в ковбойской шляпе
  • Пол Джасмин (Paul Jasmin) — голос Нормы Бэйтс
  • Фрэнс Киллмонд (Frank Killmond) — Боб Саммерфилд (Bob Summerfield)
  • Тед Найт (Ted Knight) — охранник
  • Пэт Маккэффри (Pat McCaffrie) — полицейский охранник
  • Джанетт Нолан (Jeanette Nolan) — голос Нормы Бэйтс
  • Чиф Тахачи (Chief Tahachee) — гражданин
  • Хелен Уоллас (Helen Wallace) — посетитель скобяной лавки
  • Съёмочная группа

  • Сценарий — Джозеф Стефано (Jpseph Stefano) по роману Роберта Блоха (Robert Bloch)
  • Главный оператор — Джон Расселл (John L. Russell)
  • Художники-постановщики: Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy)
  • Декоратор — Джордж Майло (Geogre Milo)
  • Директор производства — Лью Лири (Lew Leary)
  • Титры — Сол Бэсс (Saul Bass)
  • Монтаж — Джордж Томазини (Geogre Tomasini)
  • Костюмы — Хелен Колвиг (Helen Colvig)
  • Грим: Джэк Бэррон (Jack Barron), Роберт Доун (Robert Dawn)
  • Стилист по причёскам — Флоранс Буш (Florence Bush)
  • Спецэффекты — Кларенс Шампань (Clawrence Champagne)
  • Запись звука: Уолдон Уотсон (Waldon O. Watson), Уильям Расселл (Willian Russell)
  • Ассистент режиссёра: Хилтон Грин (Hilton A. Green)
  • Консультант по живописи — Сол Бэсс
  • Музыка — Бернард Херрманн
  • Режиссёр — Альфред Хичкок
  • Интересные факты

    • В знаменитой сцене убийства в ванной пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть — это звук ножа, втыкающегося в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря1959 года, причём снималась вообще без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
    • Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно и всего за 9 тысяч долларов. А затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне.
    • Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия.
    • Роль крови в фильме исполнял шоколадныйсироп.
    • Полное имя сумасшедшего убийцы — Норман Фрэнсис Бэйтс. Его хобби — набивание чучел птиц — правильно называется таксидермией.
    • Как всегда в фильмах Хичкока, в «Психозе» можно заметить камео режиссёра — примерно на седьмой минуте фильма он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Мэрион.
    • Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах.
    • В основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина Эда Гайна (а позднее этот сюжет использовали авторы «Техасской резни бензопилой»).
    • Перкинс получил за роль гонорар ровно в 40 тысяч долларов, а композитор Херрманн получил 34 501 долларов, что в 2 раза выше его изначальной ставки — так Хичкок решил вознаградить Херрманна за потрясающую музыку к фильму.
    • Норман в знаменитой сцене в душе нанес 12 ударов ножом.
    • В 1983, 1986 и 1990 гг. были сняты фильмы «Психо 2», «Психо 3» и приквел «Психо 4: Начало».
    • Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария.
    • Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тыс. долларов.
    • После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека расширяются после смерти. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
    • Награды и номинации

    • 1961 — Премия Эдгара Аллана По
      • Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
      • 1961 — Премия Золотой глобус
      • 1961 — Премия «Оскар»
        • Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
        • Лучшие декорации чёрно-белых фильмов — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (Geogre Milo)
        • Лучшая операторская работа — Джон Расселл
        • лучшая режиссура — Альфред Хичкок
        • В 1998 американский кинорежиссёр Гас Ван Сент снял ремейк фильма, реализованный в цвете и с другим составом актёров, однако задуманный именно как покадровая пересъёмка оригинала, имитирующая движения камеры и монтаж фильма Хичкока.
        • В 1995 немецкая панк-группа The Bates сняла клип «Billie Jean» по мотивам фильма Хичкока (главную роль исполнил солист группы Зимбл); песня представляет собой кавер-версию известного хита Майкла Джексона. Самим своим названием группа также обязана фильму, поскольку оно соответствует фамилии главного героя (Нормана Бэйтса).
        • Техническая информация

          Плёнка — 35 мм, отношение сторон — 1,37: 1, звук — моно (звукозаписывающая система Westrex).

        • 4270 Бульвар Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (натурные съёмки)
        • Бэклот, Студии Юниверсал — 100 Юниверсал Сити Плаза, Юниверсал Сити, Калифорния, США (студия)
        • Фоллс Лэйк, Лос-Анджелес, Калифорния, США (съёмки болота)
        • У Харри Майера — 611 бульв. Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (сцена в агентстве по продаже автомобилей)
        • Лос-Анджелес, Калифорния, США
        • Финикс, Аризона, США
        • Маршрут 99 шоссе Фресно-Бэйкерсфилд, Калифорния, США
        • Долина Сан-Фернандо, Лос-Анджелес, Калифорния, США
        • dic.academic.ru

          Психоз 1960

          «ПСИХОЗ» (Psycho) 1960, США, 109 мин.
          — вольная экранизация Альфреда Хичкока одноименного романа Роберта Блоха, традиционно причисляемая к вершинам творчества режиссёра и жанра психологического триллера

          Молодая женщина Мэрион Крэйн (Джанет Ли) похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником. Во время бегства, устав от стресса и вождения автомобиля, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её. Однако здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бэйтс (Энтони Перкинс) — юноша, страдающий раздвоением личности: временами в нём оживает его горячо любимая, но уже давно умершая мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. «Она» требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе). В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст, которому предстоит постепенно раскрыть жуткую тайну Нормана Бейтса, но не успеть донести её до находящихся в смятении любовника Мэрион и её сестры, ибо Норман убивает и Арбогаста. В конце концов, сестре и бывшему любовнику удается запутать Нормана и задержать его. Лишь в этот момент выясняется, что мать Нормана давным-давно умерла и что владелец мотеля бережно сохранял её иссохший труп, посаженный в кресло в одной из комнат особняка, расположенного недалеко от мотеля.

          Сценарий — Джозеф Стефано (Joseph Stefano) по роману Роберта Блоха (Robert Bloch)
          Главный оператор — Джон Расселл (John L. Russell)
          Художники-постановщики: Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy)
          Декоратор — Джордж Майло (Geogre Milo)
          Директор производства — Лью Лири (Lew Leary)
          Титры — Сол Бэсс (Saul Bass)
          Монтаж — Джордж Томазини (Geogre Tomasini)
          Костюмы — Хелен Колвиг (Helen Colvig)
          Грим: Джэк Бэррон (Jack Barron), Роберт Доун (Robert Dawn)
          Стилист по причёскам — Флоранс Буш (Florence Bush)
          Спецэффекты — Кларенс Шампань (Clawrence Champagne)
          Запись звука: Уолдон Уотсон (Waldon O. Watson), Уильям Расселл (Willian Russell)
          Ассистент режиссёра: Хилтон Грин (Hilton A. Green)
          Консультант по живописи — Сол Бэсс
          Музыка — Бернард Херрманн
          Режиссёр — Альфред Хичкок

          Энтони Перкинс — Норман Бэйтс
          Джанет Ли — Мэрион Крэйн
          Вера Майлз — Лайла Крэйн, сестра Мэрион
          Джон Гэвин — Сэм Лумис
          Мартин Балсам — детектив Милтон Арбогаст
          Джон Макинтрайр — шериф Эл Чамберс
          Саймон Окленд — доктор Фред Ричмонд
          Вон Тэйлор — Джордж Лоувери, шеф Мэрион
          Фрэнк Альбертсон — Том Кэссиди, клиент
          Ларен Таттл — Элиза Чамберс, жена шерифа
          Патриша Хичкок — Кэролин, сотрудница Мэрион
          Джон Андерсон — Чарли
          Морт Майллз — патрульный офицер полиции

          Не упоминаются в титрах

          Пруденс Бирз, Мюриэл Брэдли, Кит Карсон, Джордж Докстэйдер, Харпер Флаэрти, Маргарет Фуррер, Майра Джонс, Ли Касс, Лиллиан О’Мэйли, Фред Швайвиллер — статисты
          Флетчер Аллен — полицейский на стремянке
          Фрэнсис Де Сэйлз — офицер
          Джордж Элдридж — шеф Джэймс Митчелл
          Сэм Флинт — офицер
          Вирджиния Грегг — голос Нормы Бэйтс
          Альфред Хичкок — человек в ковбойской шляпе
          Пол Джасмин — голос Нормы Бэйтс
          Фрэнс Киллмонд — Боб Саммерфилд
          Тед Найт — охранник
          Пэт Маккэффри — полицейский охранник
          Джанетт Нолан — голос Нормы Бэйтс
          Чиф Тахачи — гражданин
          Хелен Уоллас — посетитель скобяной лавки

          Толкователей Хичкока давно озадачивает пропущенный через весь фильм мотив птиц, отчасти предвещающий образность его следующей ленты. В начале фильма город показан с высоты птичьего полёта, затем камера останавливается на флюгере в виде птицы и всплывает название города — Финикс (что значит «феникс»). Имя главной героини — Крейн (что переводится как «журавль»); Норман прямо сравнивает её (как, впрочем, и мать) с птицей. Чучелами птиц и их изображениями заполнены комнаты мотеля Бейтса. Убийство в ванной сопровождается пронзительными звуками, похожими на крики потревоженных птиц, и напоминает нападение коршуна на беззащитную жертву.

          По мнению фрейдиста Жижека, в хичкоковском мире птицы воплощают стремящееся к обладанию сыном, хищное материнское суперэго. В связи с этим он приводит наблюдение психолога Кристофера Лэша: «Бессознательные впечатления о матери настолько раздуты, настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы».

          1961 — Премия Эдгара Аллана По
          Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
          1961 — Премия Золотой глобус
          Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли

          1961 — Премия «Оскар»
          Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
          Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
          Лучшая операторская работа — Джон Расселл
          Лучшая режиссура — Альфред Хичкок

          В 1998 американский кинорежиссёр Гас Ван Сент снял ремейк фильма, реализованный в цвете и с другим составом актёров, однако задуманный именно как покадровая пересъёмка оригинала, имитирующая движения камеры и монтаж фильма Хичкока.

          В 1995 немецкая панк-группа The Bates сняла клип «Billie Jean» по мотивам фильма Хичкока (главную роль исполнил солист группы Zimbl); песня представляет собой кавер-версию известного хита Майкла Джексона. Самим своим названием группа также обязана фильму, поскольку оно соответствует фамилии главного героя (Нормана Бэйтса).

          В 2009 году американский рэпер Eminem вставил пародию на знаменитую сцену в душе в свой клип We Made You.

          • 4270 Бульвар Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (натурные съёмки)
          • Бэклот, Студии Юниверсал — 100 Юниверсал Сити Плаза, Юниверсал Сити, Калифорния, США (студия)
          • Фоллс Лэйк, Лос-Анджелес, Калифорния, США (съёмки болота)
          • У Харри Майера — 611 бульв. Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (сцена в агентстве по продаже автомобилей)
          • Лос-Анджелес, Калифорния, США
          • Финикс, Аризона, США
          • Маршрут 99 шоссе Фресно-Бэйкерсфилд, Калифорния, США
          • Долина Сан-Фернандо, Лос-Анджелес, Калифорния, США

          — Мы все сходим с ума иногда. А вы не сходите?
          — Схожу. Порой хватает и одного раза…

          • Премьера в Америке – 16 июня 1960.
          • Съемочный период: 30 ноября 1959 – 1 февраля 1960.
          • Альфред Хичкок анонимно купил права на роман у Роберта Блоха за $9.000. После этого, чтоб сохранить концовку фильма в тайне, он скупил все экземпляры романа, которые смог найти. Кроме того, он взял со всех актеров клятву о неразглашении, а остальному персоналу не показывал финальную часть до самих съемок.
          • Самая знаменитая сцене фильма — в ванной — снималась с 17 по 23 декабря 1959 года. При этом один из героев этой сцены вообще не присутствовал на ее съемках. Она состоит примерно из 90 склеек. 45-секундная сцена показана под семьюдесятью разными углами.
          • Норман в знаменитой сцене в душе нанес 12 ударов ножом.
          • Вопреки слухам, во время нападения в ванной Хичкок не распоряжался вдруг сделать воду ледяной.
          • Сначала Хичкок собирался сделать сцену в ванной полностью немой, но композитор Бернард Херманн всё равно её озвучил: так, пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть — это звук ножа, втыкающегося в дыню. Хичкок, выслушав версию Херманна, принял ее.
          • Первоначально Хичкок хотел озвучивать фильм исключительно джазовой музыкой, но в окончательном варианте фильма саундтрек исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах.
          • Музыка Херрманна так понравилась Хичкоку, что он удвоил ему гонорар, заплатив $34.501. Позже он будет говорить: «33% эффекта от «Психоза» принадлежат музыке».
          • И еще о гонорарах: исполнитель главной роли — Энтони Перкинс — получил $40.000 — ровно столько, сколько похищает персонаж Джанет Лей.
          • Энтони Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария.
          • Полное имя сумасшедшего убийцы — Норман Фрэнсис Бэйтс. Его хобби — набивание чучел птиц — правильно называется таксидермией.
          • В основу романа Роберта Блоха, по которому был написан сценарий, легла реальная история об убийце-маньяке из штата Висконсин, жертвами которого стали 11 женщин. Он был арестован в 1957 году. Реальность оказалась слишком жуткой даже для Хичкока: прототип Нормана, Эд Гин, не просто убивал женщин, но расчленял трупы, обивал их кожей мебель и даже одевался в нее. История Гина также вдохновляла создателей «Безумца» (1974), «Техасской резни бензопилой» (1974) и «Молчания ягнят» (1991).
          • Пригласив на главную роль Энтони Перкинса, Хичкок пошел на откровенную уловку. В романе Норман – неприятный толстый, немолодой коротышка.
          • Другой уловкой, призванной сохранить в тайне все сюжетные хитрости фильма, были его якобы рабочие названия – «Производство 9401» и «Уимпи». Последнее ложное название досталось фильму в честь Рекса Уимпи, одного из операторов второй группы.
          • Альфреду Хичкоку ярко-красная кровь в кадре с самого начала казалась чем-то пошлым. Это одна из причин, по которой он решил снять черно-белый фильм (кстати, кровь изображалась шоколадным сиропом ‘Bosco’). Второй причиной называют его желание уложиться в скромный бюджет стандартного фильма категории «В». «Мне хотелось проверить, смогу ли я сделать фильм в финансовых пределах телевизионного фильма? Ради этого я пригласил себе в компанию телевизионную команду, которая умеет работать быстро. Задержки были связаны только со съемкой эпизодов убийства и уборки. Все прочее снималось в телевизионном темпе».
          • И кстати, он был прав: при бюджете $806.947 сборы составили более $40.000.000.
          • После выхода фильма в прокат Хичкок получил разгневанное письмо от одного из зрителей: его дочь, отказывавшаяся принимать ванну после просмотра фильма «Дьяволицы» (1955 г.), теперь отказывалась принимать и душ! Хичкок ответил в своём саркастическом стиле: «Отправьте её в химчистку».
          • Как всегда в фильмах Хичкока, в «Психозе» можно заметить камео режиссёра — примерно на четвёртой минуте фильма он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Марион.
          • На роль Марион Крэйн претендовали: Ева Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марта Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс и Лаура Тернер.
          • В начале фильме у Марион белый бюстгальтер – это, по Хичкоку символизирует ее чистоту и непорочность. Но затем, после того, как она крадет деньги, ее бюстгальтер оказывается черным. Точно такие же символические смыслы у белого кошелька Марион до воровства, и черного – после.
          • Хичкок (на замечание Трюффо, что «Психоз» – единственный фильм Хичкока, в котором есть женщина в лифчике): «Одна из причин, заставивших меня сделать это, заключается в том, что аудитория резко изменилась. Мне казалось, что сцена просто с поцелуем не остановит на себе внимания зрителей из тех, что помоложе: для них это слишком обыденно. Мне известно, что они ведут образ жизни, больше похожий на тот, что ведут у меня в фильме Джон Гэвин и Джанет Ли, чем на мой собственный. Сейчас мы вынуждены показывать молодежь в кино такой, какой она является в жизни. Но кроме всего прочего в этом эпизоде я хотел выразить чувство одиночества и отчаяния».
          • Звезду фильма, Джанет Ли, Хичкок намеренно убил в первой трети, чтобы «представить убийство еще более неожиданным для зрителя. В связи с этим я настаивал еще и на том, чтобы опоздавших не пускали в зал до следующего сеанса, не то они понапрасну ждали бы появления на экране Джанет Ли».
          • На съемки сцены убийства Марион ушло семь дней и было разработано 70 планов с разных точек. Сцена длится 45 секунд. По Хичкоку, «это самая шокирующая сцена в фильме. В дальнейшем мне уже нет необходимости демонстрировать насилие столь откровенно — память об этом страшном убийстве преследует зрителя до конца фильма и распространяет атмосферу саспенса на все происходящее после».
          • У Джанет Ли ушло три недели на съемки в фильме; одна из них – чтобы сняться в сцене в душе.
          • По словам Хичкока, чучела сов в фильме не случайны. Совы – символы ночного мира, они наблюдатели, а это отсылает зрителя к мазохизму Нормана. «Он знает птиц, и знает, что они все время следят за ним. Он видит в их знающих глазах отражение собственной вины». Кстати, среднее имя Нормана – Франсис. В католицизме это имя святого, покровителя птиц.
          • У Марион номер машины — NFB-418. NFB – это инициалы Нормана Франсиса Бэйтса.
          • В «Психозе» Джанет Ли играет героиню по имени Марион. В следующем фильме Хичкока «Птицы» (1963) героиню Типпи Хедрен зовут Мелани. Затем Хичкок поставит имя главной героини в название фильма – «Марни» (1964), и имя это – производное от Марион и Мелани (Marion + Melanie = Marnie).
          • Хичкок: «Экспозицией «Психоза» я хотел сказать, что мы находимся в Фениксе, мы даже указали в титрах день и час, только чтобы подвести зрителя к очень важному факту: на часах 2.43 пополудни, и значит только в это время девушка имеет возможность лечь в постель со своим возлюбленным. То есть, она провела с ним и обеденное время».
          • Хичкок: «Вообще-то Джанет Ли не должна была быть в бюстгальтере. И лично я не видел в этом ничего предосудительного: обнаженная женская грудь на мужском плече придала бы кадру особую красоту».
          • Хичкок: «Таинственная атмосфера возникла в некоторой степени случайно. Например, действие у нас происходит в Северной Калифорнии, где такой тип дома очень распространен. Этот стиль называется «калифорнийской готикой» или, презрительно — «имбирный пряник». Я не собирался воспроизводить старомодную академическую атмосферу фильмов ужасов. Я всего лишь хотел быть точным в деталях, поэтому и дом, и мотель — абсолютно верные модели реально существующих построек. Я выбрал именно эти две, понимая, что если бы я взял за образец обыкновенное бунгало, эффект был бы другой. Именно этот архитектурный тип отвечал моему ощущению атмосферы этой истории».
          • Хичкок (о сцене убийства детектива Арбогаста): «Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. Это как в музыке: кадр сверху — как скрипка, и вдруг заполнившая кадр голова — медные. В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу».
          • Хичкок: «Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: «Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют». И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие — водить публику за нос с помощью камеры».
          • Вера Майлс носила в фильме парик; просто незадолго до этого она обрила голову для съемок в военной драме Мартина Ритта «5 отмеченных женщин» (1960).
          • После смерти одного из персонажей в фильме крупно показаны его открытые глаза со суженными зрачками. Сразу несколько офтальмологов написали Хичкоку, что зрачки человека расширяются после его смерти. Врачи советовали закапывать в глаза «покойников» белладонну. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
          • По иронии судьбы, в съемках фильма участвовала башня из пушистого семейного фильма Генри Костера «Харви» (1950). Вообще, на постройку замка, в котором живет мать Нормана, ушло $15.000; это самая дорогая декорация в фильме.
          • Это первый, как пишет imdb, американский фильм, в котором показан смыв в унитазе. Джозеф Стефано специально для этого написал, как Марион считает деньги на бумажке (чтоб потом эту бумажку смыть).
          • Это последний фильм, который Хичкок снял для компании Paramount. Далее он снимал только для Universal.
          • Тэглайн фильма — «Лучший друг парня — это его мама».
          • При жизни Хичкока никто не осмелился снять сиквел или ремейк. Но через три года после его смерти появился «Психоз-2» (1983) Ричарда Фрэнклина, а спустя еще три года сам Перкинс дебютировал как режиссер «Психозом-3» (1986). Четвертый, самый убогий сиквел, уже для телевидения снял Мик Гаррис – «Психоз-4: Начало» (1990) рассказывал предысторию Нормана, и вместе с Перкинсом в роли молодого Бэйтса появлялся Генри Томас.
          • Самый необычный поступок по отношению к шедевру Хичкока принадлежит режиссеру Гасу Ван Сэнту – в 1998-м он сделал абсолютный ремейк фильма, пересняв его сцена в сцену (за рядом дополнительных деталей), но уже в цвете. Нормана сыграл Винс Вон, Марион – Энн Хеч. Римейк единодушно признали неудачным нонсенсом.

          Читайте роман Роберта Блоха

          Читайте сценарий фильма на английском языке

          Смотрите трейлер, рекламный ролик и фильм

          klub-nostalgia.ucoz.com

Это интересно:

  • Психо психоз Психо / Психоз / Psycho (1960) Средняя оценка: 1960. США. 109 минут. Жанр: триллер. Режиссер: Альфред Хичкок.Сценарий Джозеф Стефано по роману Роберта Блоха, оператор Джон Расселл, композитор Бернард Херманн, редактор Джордж Томасини, продюсер Альфред Хичкок. В главных ролях: Энтони Перкинс.В ролях: Джанет Лей, […]
  • Что делать если у меня синдром дауна Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф Узнать, что у ребенка, которого вы носите, синдром Дауна, - это может стать ужасным ударом. Но на что похоже, если родился с синдромом Дауна? Здесь своими словами одна женщина расскажет вам, почему такой диагноз – вовсе не конец света. Ане Суза 40 лет, она живет […]
  • Деменция антидепрессанты Популярные антидепрессанты увеличивают риск развития деменции Некоторые препараты, назначаемые пациентам с депрессией, болезнью Паркинсона и недержанием мочи, могут быть связаны с риском развития деменции. Группа британских ученых призывает врачей выписывать эти лекарства только в самых необходимых […]
  • Альцгеймера болезнь самый ранний Болезнь Альцгеймера в молодом возрасте Болезнь Альцгеймера, еще совсем недавно считавшаяся заболеванием людей старшего возраста, сегодня встречается и у лиц более молодого поколения. Как свидетельствует статистика, среди пациентов, не достигших 65-летия, количество заболевших составляет 67-81 случаев на каждые 100 […]
  • Стресс для кур Как «заставить» курицу нести много яиц Отчего куры перестают нести яйца, и как это исправить Пожалуй, с этим сталкивался каждый владелец кур: птицы резко, без объяснения причин, перестают нести яйца. И еще хорошо, если они просто снижают яйценоскость – иногда яйца исчезают совсем, или почти совсем. Отчего куры […]
  • Апчел цыган стресс и стрессоустойчивость человека Читать онлайн "Стресс и стрессустойчивость человека" автора Апчел Василий Яковлевич - RuLit - Страница 39 Михайленко А.А., Боченков А.А., Одинак М. М., Федоров А. В. Динамика личностной и реактивной тревожности у летного состава корабельной авиации // Совершенствование форм и методов медицинского контроля за […]
  • Синдрома дауна синдрома эдвардса Синдром Эдвардса Большинство женщин хорошо знают, что такое синдром Дауна. И во время беременности многие узнают, что очень редко, но встречается и другое хромосомное нарушение, называемое Синдром Эдвардса. И многие обеспокоены, как узнать насколько высок риск рождения ребенка с синдромом Эдвардса и как […]
  • Ганс селье концепция стресса Ганс селье концепция стресса 1.1. Концепция стресса Г. Селье Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса Согласно демографическим данным, на протяжении последних 25-30 лет в индустриально развитых странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно лишающая жизни миллионы […]