Работа для людей с синдром дауна
Общество
партнерский проект
- fb
- vk
- tw
21 марта — Всемирный день человека с синдромом Дауна. В связи с этим «+1» решил поговорить с компанией QIWI, где второй месяц проходит стажировку 20-летняя девушка с синдромом Дауна — Маша. Руководитель благотворительных программ и социальных проектов компании Юлия Гришина рассказала о том, что дал этот опыт и как подготовить коллектив к таким переменам.
— Расскажите о вашем стажере. Кто она и почему QIWI взяла именно ее?
— Маша — выпускница фонда «Даунсайд Ап». В семье она третий ребенок и единственная с особенностью. Девушка очень развита — окончила техникум, от фонда проходила стажировку в логистической компании, ходит в театральную студию, учится играть на укулеле. Осенью прошлого года на «Щедром вторнике» сотрудники фонда предложили попробовать проект социальной интеграции — взять на стажировку человека с синдромом Дауна. И мы согласились, так как сотрудничаем с фондом уже четыре года, распространяем среди коллектива информацию, проводим совместные акции.
— С предубеждениями столкнуться пришлось?
— Нет, по-крайней мере открыто. Понятно, что в компании, где работают полторы тысячи человек, кто-то может не очень поддерживать идею, кто-то — остаться равнодушен. Но когда Маша вышла, мы рассказали об этом в корпоративной соцсети — так у нас принято. Ничего кроме отзывов вроде «Вау, как круто, как здорово!» и «Маша, добро пожаловать!» не видели. Однако сделай мы это четыре года назад, у нас ничего бы не получилось. Без той колоссальной работы, которую мы проделали, не было бы положительного отклика.
— Какой у Маши график и функционал?
— Ей подобрали место в отделе маркетинга, в наставники дали руководителя службы SMM Алексея Подковырова. Маша два дня в неделю с 11 до 16 часов мониторит социальные сети на предмет упоминания компании и делает аналитические выгрузки через специальную программу. Она довольно быстро освоилась, впитала прописанный для нее алгоритм действий и уже свободно повторяет его. У нее хорошие аналитические способности. Потом ей стали давать на перепечатку несложные тексты. Несколько раз она даже помогала снимать видео.
Хочу отметить, что функционал и профессия — очень индивидуальная история для каждого особенного сотрудника. Здесь нет основополагающих вещей и какой-то четкой системы координат. Есть методология помогающая определить способности, но это не значит, что она применима ко всем.
— Маше подбирали обязанности по этой методологии?
— Нет. Когда мы вместе с фондом стали думать, куда ее определить, сначала рассматривали отдел делопроизводства. Но потом поняли, что бумажная работа будет ей не интересна и не поможет развитию. Мы подумали насчет отдела маркетинга, где молодой и открытый коллектив. Первым делом провели встречу — Маша, ее мама, три психолога из фонда, сотрудники HR-отдела. Три месяца мы общались, была масштабная подготовка. И с 1 февраля решили начать стажировку.
— Что изменилось за эти два месяца в Маше, в коллективе, в компании?
— Пока на два рабочих дня с ней приезжает мама. Первую неделю Маша держала ее за руку. Но за несколько дней она выучила имена всех коллег, завела знакомства, стала вполне самостоятельной. Сейчас трудностей в коммуникации нет. Приходит — сама, без наставника садится за работу. Когда надо — идет за чаем, кофе, отдыхает.
Для компании это также стало колоссальным опытом. Во-первых, лично для меня, ее наставник Алексей открылся совершенно с новой стороны. Он такой терпеливый, рассудительный, вежливый, хорошо учит и объясняет, не испугался дополнительной нагрузки. Во-вторых, для сотрудников HR это был уникальный опыт общения с трудными кандидатами. Ими двигали не рабочие обязанности, а свой живой интерес.
— Есть планы оставить ее на постоянную работу?
— Мы не хотим пока забегать вперед. Многое зависит от Маши, ее желания, от мамы. Мы стараемся двигаться вперед дозированно. Тут и фонд пока действует аккуратно — заходит в коммерческие большие компании с молодым коллективом, открытые, без строгой иерархии подчинения, которые занимаются благотворительностью, развивают социальные программы. И даже если представить, что мы сейчас ограничимся двумя-тремя месяцами стажировки, свой опыт мы переведем в некую методологию для «Даунсайд Ап».
— Что, на ваш взгляд, нужно знать компаниям, которые пока только рассматривают возможность приема на работу людей с ментальными нарушениями?
— Пока трудоустройство людей с особенностями в нашей стране идет с затруднениями. QIWI — по сути, четвертый-пятый такой случай. Вместе с тем даже современным и ориентированным на социальные перемены компаниям надо понимать, что невозможно и нельзя вдруг привести в коллектив человека с ментальной инвалидностью. Это событие не одного дня. Акции, совместные программы — это красиво, и они могут быть подготовительной почвой, но только такая вещь, как трудоустройство, является реальным и осуществимым вкладом в изменение общества. Это — кейс интеграции человека с синдромом Дауна в нашу среду.
plus-one.rbc.ru
Вне ограничений. Где ищут работу люди с синдромом Дауна
Можно сколько угодно фантазировать о светлом будущем, в котором у всех будут одинаковые возможности, но для некоторых людей это будущее уже наступило. Сегодня, 21 марта, отмечается международный день человека с синдромом Дауна. «Футурист» изучил возможности, которые разные организации предоставляют таким людям.
Эта дата выбрана не случайно – двадцать первый день третьего месяца иллюстрирует, что синдром Дауна связан с 3 копиями 21-ой хромосомы. Из-за этого нарушения у людей с синдромом Дауна развитие происходит не совсем так, как у тех, кому выпал стандартный хромосомный комплект. Им тяжелее даются обучение и социальные условности, однако это не значит, что они не могут вести обычную жизнь – например, заводить семью и работать.
Карьера становится для многих основной частью жизни. Помимо того, что люди с синдромом Дауна имеют право на инвалидные льготы и пособия из государственного бюджета, есть и более радужные перспективы для людей с ограниченными возможностями и неограниченными амбициями.
Как и для любого человека, важно оставаться в движении, однако для человека с синдромом Дауна это может быть намного ценнее, чем для остальных, отметил Николай Егоров, отец девушки с синдромом Дауна, порталу «Милосердие».
“Для людей с синдромом Дауна вообще принципиально важно находиться встроенными в общественные структуры. В младшем возрасте – это сад, в юности – школа. Пока они учатся — идет развитие, как только останавливаются и начинают сидеть дома, тут же развитие прекращается, начинается деградация.”
Сейчас в России существуют разные опции для соискателей с синдромом Дауна, которые хотят быть самостоятельными и полностью раскрыть свой потенциал, от благотворительных фондов до групп в социальных сетях.
“Трудолюбию, аккуратности и исполнительности таких соискателей можно только позавидовать, а их материальные условия более чем приемлемы и выгодны для работодателя», – сообщается в подобной группе Вконтакте.
Работа предлагается как механическая, не требующая высоких навыков, так и творческая, например в особенном театре, который так и называется – “Театр Простодушных”. Труппа сейчас выступает в театре «Кураж» в «Атриуме», в Москве, с несколькими спектаклями и имеет в репертуаре, например, одну из глав “Мертвых душ” Н.В. Гоголя. Театр так же неоднократно получил признание критиков и может похвастаться такими премиями, как “Хрустальный Турандот”.
А несколько лет назад фонд “Я есть!” помог Никите Паничеву устроиться поваром в Московское кафе. Безусловно, ему приходится работать больше, чем его коллегам, но этот опыт дал ему карьерный старт.
Ещё одна активная организация – фонд Downside Up. Они не только помогают людям с синдромом Дауна найти работу, но и берут их на работу сами в качестве помощников воспитателя.
Конечно, таких людей ждёт чуть более сложный, чем остальных, но для них по всему миру открываются двери уже сейчас. И это оставляет веру в человечество.
futurist.ru
Эксперты о том, какими работниками могут быть люди с синдромом Дауна
МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Участие людей с задержкой умственного развития в конкурентной борьбе за рабочие места свидетельствует о высоком уровне развития общества; по случаю Всемирного дня людей с синдромом Дауна, эксперты, опрошенные РИА Новости, рассказали о том, какие преимущества соискатели с ментальными нарушениями имеют перед другими работниками.
Лучшие помощники и сиделки
Эксперты уверены, что есть типы работ, с которыми люди с синдромом Дауна справляются гораздо лучше, чем все остальные, — это монотонные манипуляции, которые здоровому человеку кажутся скучными, и он просто не может с помощью них реализовать свой потенциал и получать приемлемую зарплату.
«Но для людей с ментальной инвалидностью такая работа очень важна — для них это способ общаться, дружить, зарабатывать хоть какие-то деньги и быть частью общества. От этого их чувство собственного достоинства вырастает колоссально», — пояснила координатор благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Наталья Грозная.
Она уточнила, что люди с синдромом Дауна могут быть полноценными работниками и выполнять свои обязанности в течение полного рабочего дня. Как рассказал руководитель программ по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива» Михаил Новиков, за рубежом такие люди чаще всего работают в сфере обслуживания: занимаются несложными работами на кухне, помогают официантам с уборкой и сервировкой столов, горничным — с уборкой комнат, складыванием полотенец.
Грозная добавила, что люди с нарушениями развития, как показывает зарубежный опыт, становятся хорошими сиделками в больницах. Оба специалиста сошлись во мнении, что такие инвалиды отлично справляются с фермерской работой. Они также могут быть хорошими актерами и музыкантами — убедиться в этом можно, посетив спектакли московских театров «Круг» и «Театр Простодушных».
Экзотические случаи
По словам экспертов, трудоустройство инвалидов, даже без ментальных нарушений, в России пока вызывает множество трудностей. А случаи трудоустройства людей с синдромом Дауна — это редкие исключения.
«Это экзотические случаи. Я помню только одну девушку Марию, которая устроилась помощником педагога, и еще знаю одного молодого человека, хорошего музыканта, который прекрасно говорит, и по телефону его не отличишь от здорового человека. Но ему после долгих попыток так и не удалось найти работу», — рассказала Грозная.
Она также добавила, что проблема такого трудоустройства существует не только в России, но в других странах. Но там, по крайней мере, делаются попытки изменить ситуацию.
«Даже в благополучных в этом плане США не более 10% людей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, работают в обычных учреждениях, то есть участвуют в рынке труда, в конкурентном секторе. В других странах еще меньше. Но практически во всех западных странах у людей с задержками развития есть возможность работать в так называемых закрытых мастерских или центрах дневного пребывания», — пояснила координатор «Даунсайд Ап».
Еще одна проблема, которую отмечают эксперты, — это отсутствие информации у родственников людей с задержками развития о работодателях, которые готовы к сотрудничеству. Руководитель программы по трудоустройству людей с инвалидностью фонда «Качество жизни» Лариса Стачевич сообщила, что в их полиграфическую мастерскую люди с синдромом Дауна никогда не обращались.
«Хотя непонятно почему, мне кажется, они бы хорошо справились с нашей работой. Например, они могут складывать рекламные буклеты, вкладывать продукцию в конверты. Наши работники получают около 13 тысячи рублей — это уже с вычетом налогов», — сообщила она.
Сотрудник с сопровождением
«Проблема заключается в том, что нет инфраструктуры трудоустройства, а главное — нет системы сопровождения и обучения на рабочем месте. Люди с синдромом Дауна могут быть хорошими работниками, но их необходимо сопровождать и обучать, иногда в течение нескольких месяцев. Уже после обучения можно такое сопровождение частично снимать», — пояснил Новиков.
По его словам, концепция, которую можно перенять и применить в России, уже существует. «За рубежом этим занимаются специализированные организации, занимающиеся «поддерживаемым трудоустройством». В принципе, это очень популярное направление в ведущих странах, которое у нас пока совсем не развито», — добавил он.
Поддерживаемое трудоустройство — это система, которая подразумевает прикрепление специальных кураторов, сопровождающих и обучающих инвалидов сразу на рабочем месте. Такая служба помогает человеку с синдромом Дауна освоить необходимые навыки, а также — дорогу до своего места работы.
Помимо всего прочего, трудности с получением работы возникают из-за отсутствия хоть какого-то свидетельства об образовании. По словам Грозной, дети с синдромом Дауна, за редким исключением, не могут освоить курс общеобразовательной школы. Но, обучаясь в коррекционных школах, они имеют возможность освоить чтение, арифметику, получить все необходимые социальные навыки, а в старших классах — профессиональные.
«Нужны более гибкие стандарты, и сейчас эта проблема постепенно решается. Нужно разработать линейку сертификатов, которые бы подтверждали факт окончания школы, в которых перечислялись бы освоенные навыки. Не каждый может получить аттестат, но должна быть возможность получить другой документ», — подытожила Грозная.
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
© 2018 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Анисимов А.С.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]
В письме должны быть указаны:
- Тема – восстановление доступа
- Логин пользователя
- Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
- Комментарии: 0
- Просмотры: 9562 / 496
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
ria.ru
Работа для особых людей
В России фонд «Даунсайд Ап» займется профориентацией молодых людей с синдромом Дауна.
В Международный день человека с синдромом Дауна, 21 марта, российский благотворительный фонд «Даунсайд Ап» объявил о создании нового направления их работы — профориентация и трудоустройство молодых людей с этим синдромом. В нашей стране официально трудоустроены единицы. Первым пробным проектом стало обучение подростков работе с собаками из кинологического центра.
На занятия как на работу
В один из дождливых дней московской зимы 17-летняя Даша Муханова ехала с мамой в кинологический центр в подмосковном Климовске на занятия. «Сейчас приедем ко мне на работу, и ты там согреешься!» — радостно говорила Даша. «Я сразу отметила это «ко мне на работу», — вспоминает с гордостью ее мама Анастасия Даунис. У Даши — синдром Дауна, и она участвовала в проекте фонда «Даунсайд Ап», который должен был показать, могут ли ребята с таким синдромом стать сотрудниками приютов и ухаживать за собаками.
Проект назвали «Солнце для лучшего друга». С декабря по февраль пять подростков из благотворительного фонда «Даунсайд Ап» два раза в неделю приезжали в кинологический центр «Хорс». Там кинологи показывали им, как правильно обращаться с собаками — немецкими овчарками, как подходить к ним с поводком, как работать на тренировочной площадке.
Все взрослые волновались: удастся ли особенным детям запомнить порядок действий, как они отреагируют на прыжки и облизывание со стороны слишком резвых собак, справятся ли в стрессовых ситуациях?
Ребята с синдромом Дауна общаются с собаками так же, как и остальные дети, рассказала «Газете.Ru» психолог проекта Алла Киртоки. «У многих дома есть животные, так что собаки не стали для них в новинку. Был ребенок, который опасался собак, но он привык и встроился в работу. Сами собаки обычно чувствительны к «детскости», поэтому проявляли снисходительность», — пояснила Киртоки.
Перед занятиями с подростками были проведены специальные тренинги. Психологи расспрашивали их о домашних питомцах, рассказывали о профессии кинолога и о том, какую работу они выполняют. Таким образом, в дальнейшем юные студенты могли быстрее сориентироваться и не тратить время на адаптацию.
Тренировка по-взрослому
В центре гостей ожидали пять немецких овчарок — самых спокойных и добрых, которые не будут кусаться, даже если наступить на ногу. На занятиях также присутствовали психологи, они наблюдали, как ребята осваивают профессию. «Работа давалась им по-разному. Сложности были у тех детей, кто хотел делать что-то свое — поиграть с собакой или посмотреть что-нибудь в другом конце коридора. Им приходилось себя останавливать. Но у всех был высокий интерес к процессу. Они даже давали команды, тренируя собак: стоять, сидеть, голос», — объясняет психолог.
Директор кинологического центра «Хорс» Антон Бардадим с уважением говорит об успехах своих особенных слушателей: на экзамене некоторые справлялись с собаками лучше, чем другие дети их возраста и даже взрослые. Практически каждый ребенок взял собаку на поводок и в одиночку провел ее по снарядам, преодолев горку, лестницу, барьер, штакетник.
«Понятно, что каждый ребенок со своими особенностями, а специфика профессии требует прилежания: надо не только погладить и вкусняшку дать, но и вымыть полы в вольере, сориентироваться, в какой вольер собаку поставить. За два месяца подростки показали прогресс, и это было отчетливо заметно. Думаю, если бы они занимались полгода, то динамика была бы более выраженной», — рассказал «Газете.Ru» Бардадим.
Дашу Муханову он запомнил: на экзамене ей дали другого пса — годовалую овчарку.
«Девочка быстро реагировала, когда собака подпрыгивала, грамотно отбирала палку. В поле у нее поводок запутался в ногах, и она четко и спокойно освободилась. Она не боялась собаки, умело дистанцировалась, все это было достаточно умело и осознанно», — прокомментировал директор кинологического центра.
Родители отметили, что после занятий их дети стали проявлять ответственность и начали больше стремиться к самостоятельности, лучше относятся к суточному расписанию и времени. «Детям с синдромом Дауна не хватает автономии, ведь взрослые их сильно опекают, относятся как к уязвимым. Поэтому такой опыт — когда они заняли в общении с животным позицию взрослого и почувствовали ответственность — положительно сказался на их развитии», — говорит психолог Алла Киртоки.
Анастасия Даунис также сделала много приятных наблюдений о дочери. «Мы видим, что она очень серьезно настроена, и есть ощущение, будто она нашла что-то очень нужное и важное для себя — то, что ей очень по душе и через что она может раскрыть себя. Она стала более уверенной в себе, стала чаще проявлять свою инициативу, стала более самостоятельной. Даже речь у Даши и ее рассуждения стали совсем другими!» — радуется мать.
Цель — трудоустройство
По словам организаторов проекта, результаты исследования показали, что подростки с синдромом Дауна могут и хотят трудиться, а работа с собаками — интересна для них. Набранным опытом фонд «Даунсайд Ап» готов поделиться с другими организациями, которые захотят повторить подобное в своем городе. Директор по развитию фонда «Даунсайд Ап» Ирина Меньшинина добавляет, что в планах — продолжение сотрудничества с кинологическим центром. Ведь это дает возможность молодому человеку почувствовать свои силы.
Тема профориентации очень важна: каждый год в России рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. До совершеннолетия они получают образование и необходимые навыки благодаря работе фондов и специализированных школ. Несмотря на это, после выпуска молодые люди остаются без работы.
В нашей стране единицы людей с этим синдромом, которые были официально трудоустроены.
В Москве Мария Нефедова работает помощником педагога, Никита Паничев помогает повару в кафе. В Екатеринбурге живет горнолыжник Александр Юшин, который собирает на соревнованиях Специальной Олимпиады золотые и серебряные медали, а в свободное время работает администратором и помощником педагога. А в Омске Александр Белов отвечает за уборку помещений. Это все, о ком знают в фонде «Даунсайд Ап». Но они не отчаиваются: в мировой практике известны случаи, когда люди с синдромом Дауна становятся актерами, художниками, музыкантами, моделями. Известны также адвокат с синдромом Дауна, чиновник и преподаватель в университете.
Поэтому по итогам занятий в кинологическом центре фонд «Даунсайд Ап» принял решение начать работу по профориентации и трудоустройству подростков и молодых людей с синдромом Дауна. «В данный момент мы ведем переговоры с тремя потенциальными площадками, которые помогут наладить процесс подготовки ребят к разным профессиональным сферам. Это работа в офисе, в сфере общественного питания и в магазине», — рассказала «Газете.Ru» Ирина Меньшинина. Она отметила, что самым важным является не количество рабочих мест для их подопечных, а то, как они смогут подготовить их к новой взрослой жизни».
Тем временем Даша Муханова отрабатывает полученные знания на своей собаке — пятилетнем йорке Эви. Сейчас Эви учит команды, в частности уже знает команду «ползти» — за вкусняшкой. А Даша всем рассказывает, что в будущем станет кинологом.
downsideup.org
Работа для людей с синдромом Дауна
Во времена не слишком отдаленные, врачи, нанося визит к таким детям, после осмотра и анамнеза, немало не сомневаясь, делали однозначный вывод. Слишком очевидны были внешние характеристики, слишком типичны результаты обследования. Все указывало на наличие синдрома доктора Ленгодма Дауна. Заглядывая в будущее, они уже знали, какие последствия ждут ребенка и родителей. Глядя в их глаза и читая немой вопрос, врачи бесстрастно-неумолимо приговаривали: «Эта болезнь неизлечима».
Они были искренне убеждены в правоте своих действий и выводов. Так их учили. Болезнь, а это болезнь, и ее последствия не поборимы. Генетика – химера и выдумка. Хромосомы, четное или нечетное их количество, – это для интеллектуальных фантазеров. Они – практикующие врачи, они знают правду и считают, что ее нужно сообщать сразу.
Прошло какое-то время, и новое поколение докторов стало осторожнее в суждениях. Слово «болезнь» заменилось нейтральным – «синдром». «Даунов» заменили «даунисты».
Все это выглядело бы как упражнения медиков в филологии, если бы не культивируемое отношение общества и государства к людям, у которых таковой синдром был обнаружен: убогие они, неполноценные.
Результат? Родители отказываются от таких малюток, государство не утруждает себя ни их образованием, ни воспитанием, ни трудоустройством.
Тем временем в Британии
… Полвека назад в Великобритании матери детей с дауновским синдромом объединились с целью пересмотреть отношение к своим детям. Они добились своего: премьер выступила с инициативой изъять финансовые средства из централизованной системы Минздрава и передать их муниципальным и территориальным властям. Обязательным условием было целевое использование денег для создания системы медицинской поддержки, психологических консультаций, образовательных гарантий и процедуры вхождения в общество тех, кто имеет некоторое своеобразие психического и физического развития. Да, именно так и не иначе стали называть «даунистов».
Затем был издан циркуляр, по которому муниципальным властям вменялось в обязанность принять программы подготовки социальных, медицинских и педагогических работников для последующей работы индивидуально с детьми, имеющими особенности развития. Резюме циркуляра декларировало и отдаленные цели: обеспечить безболезненное вхождение подобных детей в трудовую и социальную жизнь.
Родители поняли, что у них появилась надежда…
Статистика по количеству людей, страдающих синдромом, в России не производится. В отчетах Минздрава фигурируют невнятные данные о том, что ежегодная их рождаемость колеблется в пределах трех тысяч. Закон, который гарантировал бы таким детям образование, не принят. Государство не слишком озабочено тем, чтобы хотя бы разъяснить обществу: «Синдром» — не болезнь, даже не заболевание и уж совсем не приговор. Долго еще будет аукаться вражда к генетике.
Зато хорошо известно, что только в Москве и только в течение одного года бдительные службы «предотвратили», как они говорят, проще сказать, не дали родиться, ста детям с этим самым «синдромом». В той же Москве половина матерей отказывается от таких детей. А сколько их в «непросвещенной» провинции?
Почему так? Статистика уверяет нас, что в среднем продолжительность жизни «даунистов» — не перешагивает порога тридцати лет, и ежегодно государство выделяет на каждого из них по пять тысяч долларов. Вначале оно содержит малюток, от которых отказались родители, в особых учреждениях, затем передает в интернаты. При условии относительно соответствующего развития, дети могут получить в них элементарные профессиональные навыки и даже найти впоследствии работу.
Не станем спорить о том, велики ли эти затраты и адекватны ли они. Не зададимся вопросом о том, насколько целево и эффективно эти средства расходуются. Спросим иначе: как превратить затратный алгоритм в прибыльный и, во-первых, убедить, что диагноз – не катастрофа, а во-вторых, — дать конкретному человеку возможность самореализации?
Ещё раз о заграничном опыте
…Государственно закрепленная и утвержденная программа ранней воспитательной и образовательной помощи, подготовка специалистов, обученных тому, как ее оказывать детям до пятилетнего возраста, – в США и Европе это уже устоявшийся быт. Отсутствие ее немыслимо.
Система зачисления и интеграции детей «с особенностями развития» в тривиальные детсады и подготовительные школы – такая возможность даже не обсуждается ни специалистами, ни общественными организациями. Она уже узаконена.
Британские власти приняли к безусловному выполнению социальную программу, которая гарантирует каждому ребенку раскрытие и шанс на реализацию его возможностей. Власти предержащие гарантируют маленьким гражданам здоровье, образование, участие в процессе производства и надлежащий уровень жизненного благосостояния. Ее завершение завершится к двадцать первому году века, и она будет реализована.
Серьезное отношение государства к кому, что принято называть «человеческим фактором» уже принесло очевидную пользу. В Швеции, например, и Дании, Норвегии и Исландии давно не отмечены случаи, когда родители отказывались бы от новорожденных, узнав о наличии у них синдрома. В США годами стоят в очередях на право принять таких детей в свои семьи.
Общество уже прониклось мыслью о том, что ненужных и ущербных детей нет. Назовите их «детьми солнца» — и вас поймут и станут уважать. Назовете их «даунами» — вас тоже поймут, но общаться перестанут…
Так что же нам делать?
Будем последовательны. Прежде чем адаптировать кого-либо к жизни в обществе, не лучше ли вначале само общество адаптировать к тем, кто говорит, мыслит и действует не так, как большинство? Есть ли у нас государственная концепция по разъяснению и пропаганде того, что все одинаковыми быть не могут? Есть ли у нас, наконец, чувство сопереживания и элементарные знания о том, что те, кто отмечен как носители «синдрома», на самом деле, в подавляющем большинстве своем очень ответственны, исполнительны, честны предельно. Знаем ли мы, что ни один из них добровольно и сознательно никогда не станет обманщиком, предателем, преступником, наконец?
Есть ли у нас государственная, экономически обоснованная программа того, как сделать затратный механизм опеки прибыльным? Проще говоря, знаем ли мы, что делать, чтобы «дети солнца» стали работать и пристойно содержать себя, а не ждать разных пособий и вспомоществований?
Пока ученые мужи не найдут ответы на эти вопросы, вряд ли проблема решится. Одни только общественные организации и благотворительные фонды, низкий им поклон за их усилия, этот камень с места не сдвинут, хотя они и оказывают всемерную помощь и поддержку любым толковым инициативам.
Прагматичный Запад уже вырос из коротких штанишек призывов и намерений. Создана экономически рентабельная вертикальная интегрированная система обучения, образования, профессиональной подготовки и вхождения в экономическую жизнь страны всех детей с учетом их возможностей и особенностей развития.
Английская, к примеру, общественность уже выражает недовольство тем, что трудоустроенными оказались только три четверти тех, кто имеет эти «особенности развития».
В немецком законодательстве заложены серьезные налоговые льготы тем предприятиям, на которых работают такие люди.
Получить профессиональное образование, обучиться и занять должность ассистента воспитателя, учителя или университетского профессора, ассистента фельдшера или медсестры, ассистента техника-программиста – это доступно.
Стать официантами, барменами, кассирами – уже не фокус.
Освоить специфику работы компьютерных операторов – возможно.
Получить главный актерский приз на кинофестивале – есть такой прецедент.
Получить высшее образование в университете с именем и репутацией – испанец Пинеда достиг и этой, казалось бы, заоблачной высоты. И для вуза реклама: вот видите, как мы умеем учить…
Знаете ли вы, что…
Понимания того, что люди «с особенностями и своеобразием развития» именно особенны и именно своеобразны, у нас пока нет. Они, например, как дети, многое понимают буквально. Получив, скажем, установку не уходить, пока какое-либо задание не будет выполнено, они именно так, скорее всего, и поступят. Если нужно нормализовать атмосферу в коллективе, – они незаменимы в силу своей открытости и доброжелательности.
Владельцам бизнеса не худо бы знать, что честнее и преданнее их работники вряд ли найдутся. Супервайзеры, например, из них получаются отменные, хотя, по правде говоря, им с трудом удается быть жесткими и подвергать подчиненных наказаниям.
Вернемся к реалиям
На какое рабочее место могут рассчитывать эти люди в России по окончании периода профессиональной подготовки в условиях, когда права-то декларированы, а механизм их реализации не прописан, не отработан и вообще не продуман…
Некоторую ясность вносят статуправления и центры занятости. Попытки сгруппировать эти должности и рабочие места привели к следующим результатам:
I. Группа рабочих специальностей:
— швеи и мастера по ремонту обуви и одежды – наиболее доступна
— мастера по пошиву – реальна
— оператор котельной – возможна после дополнительного обучения
— облицовщик-плиточник, зеленщик – не исключена только для мужчин
— дворник – прецедентов немало
— уборщица – не редкость
II. Сфера услуг и обслуживания:
— парикмахер, редко парикмахер-визажист – возможна в большей степени женщинам
— сиделка, нянечка – как результат личных связей в учреждении
— флорист – редкие случаи, почти единичные.
III. Офисная работа:
— учетчик, регистратор – случаи отмечены
— оператор компьютерного набора – лишь по рекомендации.
Речь, разумеется, идет только о коммунальных и муниципальных предприятиях, поскольку бизнесменов и частных предпринимателей никто обязать к трудоустройству, а тем более к адаптации, не может.
masiki.net