Ручной труд для детей с тяжелой умственной отсталостью

«Ручной труд», 3 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью. ФГОС

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

(к предмету «Ручной труд», 3 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)

(2ч. в неделю, 68ч. в год)

Настоящая программа обучения по предмету устная речь составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Структура программы учебного предмета ручной труд соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:

Освоение детьми практических навыков и умений работы с природным, бросовым и другими материалами.

-обучение доступным приемам труда, знаниям о различных материалах;

-развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

-формирование организационных умений в труде: работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;

-воспитание потребностей и готовности работать в коллективе.

-коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-коррекция ручной моторики;

-коррекция зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Общая характеристика предмета:

Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, лепка и т.д.), Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными и психо-физическими особенностями обучающихся с умеренной умственной отсталостью В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.

infourok.ru

Рабочая программа по ручному труду

Рабочая программа по ручному труду.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по ручному труду реализуется на основании нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании».

Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа по ручному труду разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».

Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. На уроках себя организовать и выполнить задания самостоятельно не может, требует постоянной индивидуальной направляющей помощи. Слабо пользуется карандашом, не умеет обводить по трафарету, слабо пользуется ножницами. Он не может организовывать свою деятельность, не использует образца. Отсутствует и с трудом формируется основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, ему не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися элементарными знаниями она не умеет пользоваться в практической деятельности.

Главное место в коррекционно-воспитательной работе отводится трудовому обучению, где он овладевает элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо осознанных условиях. Выполнение различных операций ставит обучающего перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различия предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

Цель, решаемая при реализации программы : Формирование личных качеств, привычки к трудовому усилию, способности работать в коллективе, развитию физического состояния, работоспособности, координации движений, необходимые для дальнейшей социально-трудовой адаптации ребенка.

Работа по ручному труду решает следующие задачи:

* привитие интереса к ручному труду;

* обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности;

* коррекция недостатков познавательной эмоционально-волевой сферы, ручной и мелкой моторики;

* обучение приемам элементарного планирования, организации и выполнения работы с помощью учителя;

* формирование умения контролировать свою работу: сравнивать поделку, изделие с образцом, определять правильность действий и результатов с помощью учителя;

* формирование умений и навыков работы с инструментами с помощью учителя;

* развитие эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру;

* воспитание положительных качеств личности.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется в различных видах содержательной деятельности: игра, конструирование, ручной труд.

При оценке результатов трудовой деятельности учащегося применяется система безотметочного обучения. Отметка в баллах не выставляется. Учитель оценивает деятельность ребенка сообразно его индивидуальным возможностям и способностям, отмечаются даже незначительные успехи ребенка. На положительную оценку может рассчитывать ребенок. При выполнении трудовых задач учитель выражает одобрение и поощрение успехов ребенка словом, жестом, фишками, игрушками, знаками и символами. Речь учителя должна включать слова, стимулирующие деятельность ребенка, его собственные достижения («Молодец», «Правильно» и т.п.) Обязательно поощряется и хорошее поведение ребенка.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий.

На предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 63 урока за год.

Учебный предмет входит в образовательную область – технологии. Является федеральным и региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется, проводятся практические работы, экскурсии.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение знаний познавательного характера, он изучает технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда.

В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Работа по ручному труду включает: работа с природным материалом, лепка, работа с бумагой и картоном, работа с нитками.

Для развития умения элементарного планирования и самоконтроля необходимо использовать модели поэтапного выполнения изделия и графические карты-схемы последовательного выполнения трудовых операций, что не исключает совместной с учителем работы, его организующей помощи и постоянного контроля за деятельностью учащегося.

Уроки ручного труда должны быть тесно связаны с уроками развития речи, математики, рисования. На занятиях по ручному труду закрепляются многие понятия, используются знания, умения и навыки, полученные на уроках по различным образовательным курсам. Такая взаимосвязь труда и обучения приводит к более осознанному усвоению учебного материала, обогащению речи учащегося и развитию его мышления.

Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа на тему:
рабочая программа по ФГОС ручной труд 1 класс для детей с ОВЗ (VIII вид)

программа разработа на основе ФГОС

Предварительный просмотр:

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

I (I 1 )-IV классы

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия :

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Программа учебного предмета

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

― формирование интереса к разнообразным видам труда.

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

выполнение несложного ремонта одежды.

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным , пластическим, комбинированным . Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

— разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

— разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

— разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги . Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги . Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

С оединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье . Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание . Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях . Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани . Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье . Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество . Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани . Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани . Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды . Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой . Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Цель: обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Личностные учебные действия:

  • Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • Коммуникативные учебные действия:

  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
  • сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать,конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
  • Познавательные учебные действия:

  • правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
  • знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ ;
  • приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
  • приемы, формообразования, соединения деталей;
    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
    • оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
    • уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
    • правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
    • употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
    • при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;
    • Место предмета в учебном плане

      Общее количество часов в год 68 ч.

      Количество часов в неделю –2часа.

      Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.

      Упражнения в подготовке материала к лепке.

      Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

      Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяч.

      Лепка по образцу овощей и фруктов: яблоко, помидор, апельсин; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов.

      Лепка по образцу предметов овальной формы: слива, огурец, картофель; составление композиции.

      Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (большой, маленький).

      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков; составление композиции.

      Составление по образцу сюжетной картины из засушенных листьев: «Отлёт птиц», «Букет».

      Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжек.

      Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги.

      Изготовление из плотной бумаги по образцу летающих игрушек: стрелы, змея.

      Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или обёрточной бумаги.

      Изготовление по образцу стаканчика для семян.

      Упражнение в разрезании ножницами по следу сгиба. Вырезание квадратов, прямоугольников из полосы, образованные путём складывания.

      Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.

      Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.

      Работа с пластилином

      Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

      Изготовление по образцу ежа из пластилина.

      Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из природного материала.

      Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна.

      Изготовление рыбки из шишки, хвост и плавники из пластилина.

      Изготовление по образцу мышки, утёнка из жёлудя, используя проволоку.

      Изготовление ёлочных гирлянд из полосок цветной бумаги.

      Изготовление гирлянд змейка.

      Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнение в разрезании по намеченным кривым линиям.

      Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам, изображений овощей и фруктов.

      Изготовление образцу флажков из цветной бумаги.

      Работа с пластилином с применением инструментов

      Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

      Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

      Работа с природным материалом (многодетальные изделия)

      Изготовление по образцу птички из пластилина, веточек. Шишек.

      Изготовление по образцу кораблика из грецкого ореха, ракушек, сосновой коры с парусом из листьев или бумаги.

      Изготовление по образцу совы из шишки с деталями из бумаги.

      Изготовление по образцу поросёнка из шишки.

      Изготовление по образцу пингвина из шишки и деталями из пластилина.

      Оформление макетов изготовленными изделиями с создание игровой ситуации.

      Работа с бумагой (аппликации)

      Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

      Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме и цвету (круг, квадрат, прямоугольник).

      Самостоятельное изготовление орнамента в квадрате.

      Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи.

      Работа с нитками

      Свойства ниток: упражнения в разрывании, резании ниток разной длины. Связывание, наматывании е ниток.

      Витьё шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков.

      Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток.

      Работа с пластилином (макеты)

      Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок («Репка», «Колобок»). Работа в группе.

      Работа с бумагой (аппликация)

      Изготовление растительного орнамента в полосе.

      Работа с нитками (шитьё по проколу)

      Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.

      Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полосе картона.

      Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник. Закрашивание контура.

      Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов, с последующим закрашиванием.

      Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

      Вышивание разнообразных фигур по рисунку с самостоятельным прокалыванием («игла вверх-вниз»).

      Общее количество часов в год 34 ч.

      Работа с глиной

      Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).

      Лепка дидактического материала с применением стеки и резака, кубик большой, маленький, брусок высокий, низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

      Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки, рубанка, молотка с квадратным бойком (первое изделие по образцу, остальные самостоятельно.

      Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Игра «правила уличного движения» (используя изделия). Слабые учащиеся лепят по образцу.

      Работа с природными материалами (многодетальные объёмные изделия).

      Изготовление по образцу птичек из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.

      Самостоятельное изготовление по образцу зайца из желудей, палочек, крылаток, проволоки.

      Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых, кожаных деталей.

      Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей.

      Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

      Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.

      Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.

      Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.

      Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.

      Экскурсия в швейное ателье.

      Лепка предметов цилиндрической формы : кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.

      Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.

      Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.

      Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

      Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листье, цветов, трав, соломы, бересты, мха, перьев, зёрен, опилок на плотной подложке. (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).

      Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.

      Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

      Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, офощей, фруктов, рыб, птиц, животных игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся изготовляют изделия несложным контуром.

      Лепка по образцу стилизованных фигурок птиц: цыплёнка, утёнка, утки, гуся.

      Лепка по образцу фигурок животных: кошки и белки.

      Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу.

      Работа с природными материалами.

      Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке

      Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.

      Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, разрезание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

      Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.

      Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.

      Работа с текстильным материалом

      Упражнение в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона

      Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку.

      Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточкой.

      Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.

      Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль».

      Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги.

      Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора.

      Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.

      Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.

      Работа с текстильными материалами

      Выполнение стежка «шнурок»: упражнения в полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками.

      Вышивание салфетки из канвы стежками смёточными и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканью. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

      Место предмета в учебном плане ОУ

      Количество часов в неделю –1часа.

      Работа с природным материалом

      Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

      Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.

      Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок.

      Работа с проволокой

      Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру.

      Изготовление деталей для работы с природным материалом.

      Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделий по показу.

      Экскурсия в столярную мастерскую.

      Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов.

      Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

      Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов.

      Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

      Работа с металлоконструктором

      Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой.

      Составление из плоских фигур сложных фигур (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.

      Сборка по образцу лопатки, грабель. Разборка изделий.

      Сборка по образцу лесенки. Разборка изделия.

      Сборка по образцу стола. Разборка изделия.

      Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка изделия.

      Работа с бумагой и картоном

      Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

      Изготовление ёлочных игрушек.

      Изготовление плоских карнавальных масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

      Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке.

      Изготовление обложки для проездного билета.

      Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

      Изготовление папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

      Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

      Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

      Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

      Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц. Обмётывание боковых срезов по готовым проколам косыми стежками.

      Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани.

      Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы извлечь гвоздь и распрямить подготовить буравчиком гнездо под шуруп, ввернуть шуруп.

      Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).

      Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.

      Работа с картоном и бумагой

      Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёрстки и коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги.

      Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка. Переведённого на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца.

      Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками.

      Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

      Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.

      Работа с древесиной

      Самостоятельное изготовление по образцу и представлению вагончика, тележки, машины.

      nsportal.ru

    Это интересно:

    • Народные средства от нервов и стресса Стресс, депрессия. Народные методы лечения нервных расстройств (рецепты народной медицины) Откуда берутся стресс, депрессия, бессонница? Причин к тому немало — от неразделенной юношеской любви до тяжелейших неизлечимых заболеваний. Далеко не последнюю роль играют и социальные факторы, такие как безработица, травмы […]
    • У меня развивается аутизм Что такое аутизм у детей, признаки, симптомы, лечение Дорогие друзья, всем доброго времени суток. Сегодня я начну публиковать немного необычную для блога тему «симптомы аутизма у детей», она будет полезна родителям с детками аутистами. Хочу познакомить вас с замечательной девушкой, зовут ее Анастасия, ведущая этой […]
    • Паранойя 2013 в кинотеатрах Фильм «Паранойя» Бритый Харрисон Форд против Гэри Олдмана в триллере о промышленном шпионаже Адам Кэссиди — типичный белый воротничок, который пытается преуспеть на должности молодого специалиста в крупной телекоммуникационной корпорации. После одной весьма дорогостоящей ошибки он сталкивается лицом к лицу с […]
    • Симптомы при слабоумии Как проявляется старческая деменция? Методы диагностики и лечения Старческая деменция относится к психиатрической патологии, возникающая в преклонном возрасте, проявляется прогрессивным развитием нарушений психической деятельности. В результате подобных изменений наблюдается тотальное слабоумие с когнитивными […]
    • Если тяжело дышать невроз Тяжело дышать,нехватка воздуха Здравствуйте!. Мне 26лет. Начну так: когда мне было еще 20лет. у меня произошел сильный нервный срыв(смерть матери).После етого я лечил нервы(Невроз).Все обошлось,я прошел курсы лечения и как-бы стало все в норму.Тоесть 4года меня ничего не безпокоило! Ну вот полтора года назад, у меня […]
    • Флуоксетин при депрессии Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Флуоксетин (Прозак) Rush85 04 Окт 2013 6 дней - это очень мало. Эффект флуоксетина развивается от 4-х до 6-8 недель. Дозировку недели три не надо повышать. Аппетит тоже не обязательно должен пропадать. Бессоница может быть и оттого, что дозу […]
    • Аутизм центр санкт-петербург Аутизм центр санкт-петербург Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А., Краснов Б.Ю. СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» Аутизм: проблемы сегодняшнего дня и перспективы В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра диагноз аутизм входит в состав достаточно […]
    • Башина аутизм Башина В.М.Ранний детский аутизм В детской психиатрии к настоящему времени выделены два основных направления исследований: "Нарушения поведения", "Задержки психического развития". Поскольку при раннем детском аутизме (РДА) формируются личностные аномалии, сочетающиеся с расстройствами поведения и повреждением […]