Стресс и психическое здоровье учителя

Стресс и психическое здоровье преподавателя

Стресс и психическое здоровье преподавателя.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра практической психологии

по «Педагогической психологии»

на тему: «Стресс и психическое здоровье преподавателя»

  1. Введение………………………………………………………… …………. 3
  2. Общее понятие стресса, виды стресса……………………………………. 4
  3. Причины стресса в педагогической деятельности……………………. 6
  4. Преодоление и предупреждение стресса у педагогов…………………….7
  5. Заключение…………………………………………………… ……………..9
  6. Список литературы…………………………………………………… ……10
  7. Данная работа посвящена теме: «Стресс и психическое здоровье преподавателя». В педагогической деятельности стресс играет значительную роль. Он влияет на поведение, работоспособность, здоровье, взаимоотношение с окружающими. Каждый человек в своей жизни испытывает стресс. Его невозможно избежать, но можно научиться, его преодолевать.

    В данной работе говориться о том, что такое стресс, какие существуют разновидности стресса. А также описаны причины педагогического стресса, преодоление и предупреждение стресса у педагогов.

    Для меня эта тема, является очень актуальной, и выбрала я её потому, что работаю с детьми и знаю, что с ними можно впасть в глубокий стресс. Психологическое здоровье педагога является необходимым условием здоровья детей, так как главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Работа с детьми, родителями требует больших эмоциональных затрат. Происходит постоянное оценивание со стороны родителей и коллег. Высокий уровень ответственности. Агрессивно настроенные родители. Все это может привести к глубокому стрессу. Пока со мной такого не случалось, но все может быть. И чтобы этого не произошло, я решила, узнать больше о стрессе и способах борьбы с ним. И надеюсь, что эти методы помогут не только мне, но и моим коллегам.

    Общее понятие стресса, виды стресса

    Впервые «стресс» был описан с точки зрения физиологии канадский ученым-биолог Гансом Селье как общий адаптационный синдром или синдром биологического стресса. Только в 1946 году он начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного синдрома. 1 Он выделил три фаза общего адаптационного синдрома:

  8. реакция тревоги;
  9. фаза сопротивление
  10. фаза истощения.

В стрессовой ситуации первым возникает чувство тревоги, за это отвечает часть нашего мозга, которая называется гипоталамусом. Активизируясь, этот участок мозга, отправляет запрос надпочечникам. Чтобы защитить наш организм, они вырабатывают адреналин, который позволяет сконцентрироваться умственно и физически, а именно учащается сердцебиение и дыхание, включаются инстинктивные реакции, кровь улучшается кровоснабжение мышц и мозга.

Если данная фаза длится слишком долго, все перечисленные выше физиологические реакции, приведут к плохому самочувствию, постоянному нервному напряжению, бессоннице. Чтобы остановить эти опасные процессы организм вырабатывает другой гормон – кортизол, который помогает сопротивляться стрессу. Данный процесс требует больших энергетических затрат, и если стадия сопротивления затягивается, то наступает третья фаза – потеря сил и неспособность сопротивляться чему-либо.

Это последняя и самая опасная стадия, в результате которой возникают тяжелые физические и психические заболевания. Длительная реакция сопротивления возможна в том случае, если сама стрессовая ситуация уже миновала, а человек ещё продолжает ей сопротивляться. Из изложенного выше можно сделать вывод, что страшен не сам стресс, а реакция на него.

Стресс в переводе с английского языка означает давление, нажим, напряжение. По мнению Г. Селье стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование». 2 Другими словами стресс – это физиологическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физиологических реакций являются поведенческие действия по преодолению данного состояния.

По мнению В. А. Бодрова «стресс — это субъективная реакция, которая включает в себя внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние объясняется как эмоции, оборонительные реакции, процессы преодоления, происходящие в самом человеке». 3

Американский профессор психологии Девид Майерс утверждает, что «стресс – это не стимул и не реакция. Это процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью». 4

Ганс Селье считает, что существуют два вида стресса: аустресс и дистресс. Аустресс – это стресс, вызванный положительными эмоциями, а дистресс – это негативный тип стресса, с которым человек не в силах справиться. Дистресс разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Ю.В. Щербатых описал профессиональный стресс, который разделил на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. 5 В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных причин.

Причины стресса в педагогической деятельности

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. 6

Причиной стресса у педагога может стать практически все что угодно, вся наша жизнь это один большой стресс.

Но одни причины не вызывают затяжных реакций, а другие могут погрузить в это состояние надолго. Все люди разные.

Одни и те же ситуации у одних людей вызывают сильный эмоциональный отклик, у других вполне умеренную реакцию, третьи же ведут себя так, будто ничего не произошло. Это говорит об особенностях характера и личности каждого человека. Все люди по-разному смотрят на мир и выбирают для себя, что для них важно, а что – нет. Также предрасположенность к стрессу может быть наследственной или патологической.

Стрессовые ситуации для педагога имеют большое значение для его здоровья — физического, психического, профессионального. И конечно все это отражается на учениках, студентах. Профессиональный стресс возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами.

Субъективные причины возникновения психологического стресса у педагогов: неорганизованность педагога, и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка; конфликты различного рода с директором, коллегами; чувство перегруженности работой, переутомляемость; недостаточная квалификация.

А также субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что педагогу нужна психологическая помощь по преодолению стресса. От этого зависит эффективность его профессиональной деятельности.

Преодоление и предупреждение стресса у педагогов

Преодолеть стресс можно и нужно, для того чтобы не наступила стадия истощения, которая может привести к тяжелым физическим и психическим заболеваниям, а иногда и к смерти.

Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от восприятия.

Эффективным средством сохранения психологического и физического здоровья педагогов является использование различных методов релаксации, дыхательных гимнастик, использование физических упражнений как минимум 30 минут каждый день, включать в свою жизнь положительные эмоции, хорошую веселую музыку, физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, баня), аутогенную тренировку (основана на применении мышечной релаксации, самовнушении, самовоспитании).

Аутогенная тренировка является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В основе аутогенной тренировке лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе — на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.

По мнению Митевой И. Ю., смехотерапия, является мощным оружием при снижения стресса. Улыбка дает отдых мышцам лица: грусть затрагивает 43 мышцы, улыбка – только 17. В свою очередь, это ведет к охлаждению крови в сосудах головного мозга; образуются вещества, которые стимулируют работу левого полушария, отвечающего за радостные ощущения. Биохимические процессы тормозят образования «стрессовых» гормонов. В каждом конкретном случае необходимо позитивно переосмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете. Применяя позитивный подход, нужно попытаться найти альтернативные возможности в принятии решений, которые были вне досягаемости сознания. 7

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение любых заболевания.

Изучив тему «Стресс и психическое здоровье преподавателя» можно сделать выводы:

  • длительное эмоциональное напряжение вызывает дистресс, который является причиной психических и физических заболеваний у преподавателей;
  • стресс зависит от объективных и субъективных причин.
  • Объективные причины: информационные перегрузки; физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

    Субъективные причины: неорганизованность педагога, и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка; конфликты различного рода с директором, коллегами; чувство перегруженности работой, переутомляемость; недостаточная квалификация.

  • существуют разнообразные методы борьбы со стрессом:
    • различные методы релаксации;
  • дыхательные гимнастики;
  • использование физических упражнений как минимум 30 минут каждый день;
  • необходимо включать в свою жизнь положительные эмоции;
  • слушать хорошую веселую музыку;
  • физиотерапевтические мероприятия: массаж, сауна, баня, бассейн;
  • использовать аутогенную тренировку: основана на применении мышечной релаксации, самовнушении, самовоспитании.
  • Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
  • Васильев В. Н. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1991. 160 с.
  • Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. 848 с.
  • Митева И. Ю. Курс управления стрессом. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 288 с.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 123 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
  • stud24.ru

    Стресс и психическое здоровье учителя

    Скачивание файла

    Введите число с картинки:

    Поделись с друзьями!

    Комментарии

    Смотрите также

    Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

    Г. Кызыл — 2011 — 51 с.

    Содержание.
    Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в деятельности учителей.
    Понятие синдром эмоциональное выгорание. Симптомы эмоционального выгорания.
    Личность учителя как инструмент педагогической деятельности.
    Профессиональный стресс и проблема эмоционального вы.

    Программа — Программа семинарских занятии для молодых учителей

    — Херсон., — Херсонская общеобразовательная школа 1-111 ступеней № 30 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Городской центр практической психологии и социальной работы., автор — Комаристая О. И. — 2006. – 33 стр.

    Содержание (10 семинаров):

    Создание позитивных взаимоотношений межд.

    Маркова А.К. Психология труда учителя

    Страхов И.В. Психология педагогического такта

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Самара., — 2010. – 44 стр. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология. Научный консультант –доктор психологических наук, профессор Эвальд Фридрихович Зеер.

    Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления профессионального сознания

    Аннотация.
    Объект исследования – профессиональное сознание будущего.

    Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя

    — Москва, — Психологические институт Российской Академии Образования, — 2000, – 23 стр. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность –
    19.00.07. – педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель доктор психологических наук Митина Л. М.

    Молочкова И.В. Педагогическая психология. Учебное пособие

    Молочкова И. В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999 г. – 61 с.

    В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии учителя, связанные с определением критериев профессионализма и условий повышения эффективности педагогической деятельности. Представленный материал использу.

    Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя

    М., Академия, 2004, 320 стр.

    В пособии рассмотрены психологические основы труда учителя, представлены авторская концепция и технология профессионального развития педагога, теоретически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии. Особое .

    www.studmed.ru

    Психологическое здоровье учителя (стр. 1 из 4)

    ГОУ СПО Кунгурское педагогическое училище

    Реферат по психологии

    Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у некоторой части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность своей профессией. Характерно, что многие из них не знают, как предотвратить и снять эмоциональную напряженность, и указывают на неудовлетворительное состояние психологической подготовки к деятельности в напряженных условиях в период обучения в педагогическом вузе.

    В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности будущего педагога. Развитию данного качества необходимо уделять особое внимание в системе подготовки педагога.

    Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические.

    Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности будущего педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивные умения, культура педагогического общения) и других.

    Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).

    Напряженные ситуации педагогической деятельности

    Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные.

    Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, т.е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.). Субъективные факторы – особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.

    При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от индивидуальных особенностей человека, мотив его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

    К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:

    — ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);

    — ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);

    — ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).

    Поведение современных учителей характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т.д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической целесообразности воздействия на ученика и является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья учителя, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный стресс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

    Формированию готовности к наряженным ситуациям педагогической деятельности может способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций повышает информированность студентов о возможных напряженных ситуациях будущей деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения.

    Важно научить студентов способами конструктивного разрешения конфликтов, которые направлены на личностный рост ребенка, ориентированы на гуманистическую систему воспитания, демократизацию взаимоотношений с детьми. Продуктивное решение конфликтной ситуации предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон.

    Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляется не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход из конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т.д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авторитета учителя. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защиты применяются «регрессивные меры» по отношению к ученикам – злоупотребление двойками, запись в дневник, нотации, наложение различных санкций через родителей, администрацию.

    Установлено, что деструктивный конфликт связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерскому диалогу с учащимися.

    Преобладание у педагогов психозащитных техник в решении сложных педагогических ситуаций, а вследствие этого рост эмоционального напряжения и дискомфорта вызывает необходимость в профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще в годы обучения будущих учителей в вузе с помощью специального обучения продуктивным способам разрешения педагогических конфликтных ситуаций.

    mirznanii.com

    Как утверждают специалисты профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

    Стресс, обусловленный содержанием профессиональной деятельности, является одной из основных и весьма неприятных сторон образа жизни педагога, что ставит во главу угла проблему профилактики стресса и укрепления профессионального здоровья. Основной предпосылкой стресса являются перемены, нарушающие баланс, поддерживаемый в повседневной жизни и деятельности.

    Как отметил (Чан, 1998), преподавание сегодня – очень трудное занятие, почти треть учителей признают преподавание очень стрессовым занятием. Последствием стрессов могут являться цинизм, апатия, желание прекратить педагогическую деятельность.

    Стрессовым фактором, является и ответственность учителей перед обществом, так как оно требует от них высокой эффективности, однако при этом, учителя должны вознаграждаться за свои заслуги ответственно. .

    Специалисты утверждают, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Теория профессионального здоровья учителя предполагает осмысление единства и взаимосвязи представлений о здоровье и факторах, лежавших в его основе. Можно обозначить два похода в определениях здоровья и его нормы – традиционно медицинский и психологический. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология – с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. Психическое здоровье не отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем, скорее, зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции человека, обеспечивающих, полноценное человеческое функционирование. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.

    По мнению специалистов при анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от индивидуальных особенностей человека, мотив его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

    • ситуации взаимодействия: учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);

    • ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);

    • ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).

    Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения).

    studopedia.org

    Стрессы и психическое здоровье учителя.

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Учитель:стрессы и психическое здоровье

    Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Конфуций

    Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    От чего зависит здоровье?

    Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Под профессиональным здоровьем принято понимать функциональное состояние организма по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

    Данные современной статистики ежегодно возрастают заболевания нервной системы сердечнососудистые заболевания заболевания костно-мышечной системы по показателям 84% педагогов имеют нарушения зрения 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата

    Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов после 15-ти лет стажа – 40 % после 20-ти лет – более 50 % педагогов Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний(язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

    К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость) ларингит синдром хронической усталости гиподинамия остеохондроз

    Причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха сниженная двигательная активность эмоциональная перенапряженность большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки использование авторитарного стиля руководства

    Данные современной статистики даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечнососудистой системы язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта нервные истощения неврозы для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы истощение профессиональное выгорание

    Что такое синдром профессионального выгорания? Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

    Стадии профессионального выгорания «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие» /Кристина Маслач/ Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности

    Три аспекта профессионального выгорания Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышают симптомы профессионального выгорания

    психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    социально-психологические симптомы безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

    поведенческие симптомы ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

    Что нужно и чего не нужно делать при выгорании. НЕ скрывайте свои чувства, НО и не обременяйте ими коллег. НЕ ожидайте, что тяжелое состояние уйдет само. НЕ стесняйтесь попросить и принять помощь коллег. ВЫДЕЛЯЙТЕ достаточное время для сна, отдыха. ПРОЯВЛЯЙТЕ желания прямо, ясно, честно. ПОСТАРАЙТЕСЬ сохранить нормальный порядок Вашей жизни. ПЕРЕСМОТРИТЕ свои жизненные мифы, цели, ценности. ЗАЙМИТЕ профессиональную позицию в работе.

    Психогигиена преподавателя иностранного языка Три взаимосвязанных аспекта педагогической деятельности, каждый из которых вносит свой вклад в профессиональную состоятельность преподавателя: личностно-ценностный аспект собственно педагогический процесс общеукрепляющие и переключающие меры

    Рекомендации, которые помогут более оптимистично смотреть на свою профессиональную деятельность Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы её строите сами. Ни в коем случае не сидите и не переживайте. Делайте хоть что-нибудь. Пришли с работы домой очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатываясь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это великолепный массаж спины и позвоночника. Успевайте жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и, увы, забываем при этом жить. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесет вам радость. Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними. Закончив школу, наши ученики могут забыть грамматические правила и сложные формулы, но наше доброе, человеческое отношение они не забудут. Преподносите себя ученикам, родителям коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи расправлены, походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим людям в глаза и улыбаемся. Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательное и спокойное. Тушите в себе и в других конфликтные порывы. Старайтесь в общении с людьми идти на компромисс.

    Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону «перекосить» вашу жизнь. В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное. Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными способами. Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Разнообразьте собственную жизнь. Это в ваших силах. Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно. Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя не просто в рамках, а непременно в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом. Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас. Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас. Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.

    Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам.

    infourok.ru

    Это интересно:

    • Башина вМ аутизм в детстве м медицина 1999 Рекомендуемые книги по РАС Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: Теревинф, 2010 г. , 272 стр. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. Аппе Фр. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. […]
    • Колющие боли при стрессе Колющие боли при стрессе www.psinet.ru сайт психолога Хажилиной Ирины Ивановны на главную Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенциальным поражением тканей или описываемое в терминах такого поражения. Это сложный феномен, включающий перцептивный, эмоциональный, […]
    • Питание детей с синдромом дауна Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф На фото - сыновья Надежды, слева - малыш с синдромом Дауна, Егорка, справа - его старший братик, "обычный" ребенок. Рождение ребенка с синдромом Дауна - случайность, это может произойти в любой семье, в том числе в такой, где уже есть обычные дети. Итак, с чего […]
    • Аутизм опросник Тест на аутизм. Как самостоятельно проверить состояние ребёнка Аутизм относится к категории врожденных заболеваний, при котором у детей появляются трудности в общении с окружающими людьми. Они не способны понять эмоции близких и знакомых и выразить свои личные эмоции. У них ярко выражены затруднения в разговорной […]
    • Проблемы общества при неврозе Невроз нашего времени Нервное время, безумная эпоха, «больное» общество, «весь мир сошел с ума», - эти словосочетания уже стали газетными штампами. Привычно вздыхая, мы повторяем их, не задумываясь о страшной и конкретной реальности, которая за ними стоит. Каждого из нас волнуют, прежде всего, личные проблемы; […]
    • Протестное поведение негативизм Протестное поведение Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: […]
    • От моей депрессии страдает семья Если родитель в депрессии Часто депрессию не считают серьезным заболеванием и не пытаются лечить. Чем она опасна для детей депрессивных родителей? Как ее выявить на ранней стадии? Как себя вести, если есть основания предполагать депрессию у себя или у собственного ребенка? Ранее бытовало мнение, что депрессия - […]
    • Стресс потеря сознания Обмороки: причины и последствия Потеря сознания может случиться с каждым человеком. Обычно это происходит во время палящего летнего зноя, пребывания в душном помещении или после тяжелой физической работы. К сожалению, не все обмороки проходят бесследно – часто они являются предшественниками или симптомами более […]