Стресс как вид эмоционального реагирования

Виды эмоционального реагирования;

Билет 34

Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

Билет 33

Жизненный выбор. Жизненные ценности и способы их достижения.

Билет 32

Жизненный выбор– это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей. Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора. Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики.

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Свойства эмоций: выражет состояние сб и его отношение к объекту; полярность (связано с древностью); субъективность; участие в побуждении деятельности..Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Функции эмоций: Функции оценки:следообразующая (накопление индивидуального опыта); предвосхищение; Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира. Функции побуждения и организации: энергетическая (активация и мобилизация организма); дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации); регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть); эвристическая (предвидение); синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы). Функции экспрессии: общения ; сигнальная (природный уровень); знаковая (социальный); символическая (личностный).

Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Эмоциональный тон. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений. Первая функция эмоционального тона ощущений — ориентировочная функция , которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи , задача которой — сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена или не удовлетворена. эмоция — это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Аффект. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект характеризуется: быстрым возникновением; очень большой интенсивностью переживания; кратковременностью; бурным выражением (экспрессией); безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого Аффективные проявления положительных эмоций — это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций — это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором..Настроение (эмоциональный тон в данный момент.). А.Г.Маклаков рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д.. В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л.Рубинштейну , «Настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Настроение характеризуется: слабой интенсивностью; значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями); подчас неясностью его причины. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе. Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью. гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера. Чувства как вид эмоций.чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью. Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Чувства длительны. Максимальная степень выраженности чувства — страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношения к ним. Интеллектуальные — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Стресс.Стресс — физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»); стадия устойчивости , когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Фрустрация.Понятие « фрустрация » (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели, т.е. фрустрационная ситуация; 2) эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо потребности, упреков извне. Данное состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебности, гнева, вины, тревоги и пр. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной, которые свидетельствуют о направленности реакций. Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования: Двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок); Агрессия и деструкция ; Стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; Регрессия , проявляющаяся в примитивизации поведения.

studopedia.su

Вопрос№14 Виды эмоциональных состояний и их краткая характеристика. Юридически значимые эмоциональные состояния

Существует множество видов эмоционального состояния, что соответствует многообразию эмоций. Из них наибольшее влияние на поведение человека, его поступки и трудовую деятельность оказывают: настроение, страсть, стресс, фрустрация и аффект

Настроение —’это характеристика относительно устойчивых е эмоциональных переживаний человека, которые в течение некоторого времени охватывают личность. Настроение вызывается различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Одно настроение может сохраняться длительное время, быть стеническим и астеническим, радостным и печальным, сердитым и добродушным. Настроение может передаваться от одного человека другому в процессе общения. Как правило, настроение отражает целостное представление человека о своих возможностях и перспективах на определенный период жизни.

Страсть — сильное чувство, занимающее определенное место в жизни человека. Предметом страсти могут являться самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, другой человек.

Основным признаком страсти является ее действенный характер.Страсть всегда побуждает человека к активной деятельности, на основе которой эта страсть развивается и удовлетворяется. Страсть характеризуется также стойкостью, длительностью во времени. Страсть есть выражение избирательного отношения личности к миру.

От страсти следует отличать увлечение. Увлечение характеризуется переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, эмоциональным. Увлечение может перерасти в страсть.

К эмоциональным состояниям относят и стресс. Стресс определяется как ироническое состояние высокой тде-вожности^которое обеспечивает постоянную мобилизацию организма для решения важной жизненной задачи.

Если такая мобилизация не приводит к решению задачи, а отказ от нее невозможен, то возникает дистресс -согласно определению одного из ведущих авторов теории стресса, канадского ученого Г. Селье, «плохой стресс». Основными последствиями стресса, по Селье, являются неврозы и психосоматические заболевания (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, инсульты, инфаркты, онкологические заболевания).

Стресс по своему содержанию представляет собой совокупность стереотипных, неспецифических реакций организма, которые подготавливай ют человека к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Эти реакции обеспечивают благоприятные условия в борьбе с опасностью.

Установлено, что слабые воздействия не приводят к стрессу, он развивается тогда, когда требования ситуации превосходят приспособительные возможности организма.

В качестве факторов вызывающих стресс могут выступать как физические раздражители (например, повышенная температура воздуха, влажность, загазованность, запыленность), так и психологические причины. К ним прежде всего относятся: необходимость принятия особо ответственных решений, деятельность в условиях дефицита времени, необходимость резкой смены стратегии поведения. Принято разделять стресс на основные: физиологический (системный) и психический. Психический стресс, в свою очередь, условно делят на информационный (возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок) и эмоЦиональный_(связан с ситуациями угрозы, опасности, обиды).

Наиболее разрушительными стрессорами для человека являются длительное психическое напряжение, неудачи, страх, чувство опасности, неудовлетворительные темпы продвижения по службе, конфликты с близкими людьми и в коллективах.

Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному.

ность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. Это так называемый стресс льва. У других людей ффект вызывается сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). наблюдается пассивная реакция, эффективность их деятельности падает, наблюдаются нервные срывы, депрессия — это так называемый стресс кролика. В динамике стресса выделяют следующие фазы:

1. стадия тревоги

2. фаза стабилизации

3. фаза истощения

Стресс — составная часть жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно использовать его стимулирующее, созидательное влияние и формировать в себе стрессоустойчивость.

Фрустрация — состояние, возникающее у человека в ситуациях, когда он либо объективно сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути удовлетворения важных для него потребностей.

Это состояние характеризуется внутренним конфликтом между направленностью личности и объективными возможностями, которые у личности имеются и с которыми она не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вывести, то есть выше^юрога фрустрацйи^Порог фрустрации определяется степенью эмоциональной возбудимости данного человека, имеющимся у него жизненным опытом и опытом преодоления фрустрационных состояний спадом ФРУСтрационной устойчивости.

Человек в некоторых случаях при встрече даже с непреодолимыми препятствиями может сохранить объективную оценку сложившейся ситуации и принять правильное решение, то есть под действием сильных раздражителей у него не наступает состояние фрустрации. Такое состояние обозначается как толерантность, то есть терпимость, выносливость по отношению к фруструирующим ситуациям. Толерантность показывает возможность человека справляться с фрустрирующими ситуациями.

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты —агрессивность, завистливость, озлобленность. У других могут, напротив^ сформироваться: вялость, пассивность, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность.

А ф ф е к т в переводе с латинского —- сильное душевное волнение, возбуждение Это стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера с резко выраженными периодами и вегетативнымипроявлениями, частично не подконтролен сознанию. Аффект обычно сопровождается двигательным перевозбуждением, но может, наоборот, вызвать заторможенность речи и полное безучастиеАффектогенная ;. ситуация обычно носит неожиданный, остроконфликтный характер. Она, как правило, сопровождается угрозами, насилием, оскорблениями в отношении субъекта или его близких. Человек в такой ситуации испытывает оструюпотребность действовать.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. «Господство» подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений аффекта.

Установлены индивидуально-психологические особенности личности предрасполатающие к аффекТу, Более склонны к аффекту лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У лиц, склонных к аффективному реагированию, отмечаются эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность, ранимость,обидчивость, склонность к «застреванию» на психотравмирующих фактах, высокая, неустойчивая самооценка. На появление аффективной реакции влияют и возрастные особенности человека, его временные функциональные состояния (например, усталость, бессонница, посттравматические расстройства психики, свянные с переживанием человеком экстремальной ситуации)

studopedia.org

Стресс как вид эмоционального реагирования

Направленность на конкретный объект

Направленность на несколько объектов

Прием вины на себя

Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению.

Ярко выраженность – позволяет наиболее полно увидеть все корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют определенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – это быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный).

Непроизвольность – непроизвольна любая натуральная реакция.

Защитная реакция – телесная защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует как целое.

импульсивность действия (автоматизм без размышления);

сужение сознания ( потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли);

Калашников: течение аффекта.

Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.

Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченно воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.

Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей.

Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали

Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.

Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта.

Лурия. Диагностика следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.

Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов.

Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.

Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – асс. – нажим — … — ответ, не компрометирующий человека.

Стресс. Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Это адаптационный синдром:

1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть);

2. Затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора);

3. Теряет силы и “смерть” (длительное влияние стрессора – стадия истощения).

Синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией.

Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции).

Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние “болезни адаптации”, т.к. они вменьшей степени зависят от природы патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорные эффекты.

Наенко. Анализ психологического стресса требует учета значимости ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обуславливают характер ответных реакций (они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны).

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями.

Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта.

Стресс – особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности.

Стресс – возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности (Наенко).

Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта.

Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение).

Напряженность характеризуется по двум признакам:

1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная – увеличение количества ошибочных действий, генерализованная – сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности).

2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера психологических структур. Вредность не обязательно в действительности. Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать:

эмоциональный стресс (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения.

Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня эмоциональной напряженности.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений , предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. (словарь).

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться изподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное сотояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Аффект часто сопровождается феноменом, так называемого, «суженного сознания»: Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта выполнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неудачей в удовлетворении потребности, желания. Степень Ф. для каждого человека своя. У экстравертов Ф. Направлена вовне – на предмет, ситуацию. У интровертов она же направлена вовнутрь – обвинение себя, повышается тревожность и занижается самооценка. Состояние Ф. сопровождается различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.д. Ф. возникает в ситуациях конфликта. Высокий уровень ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение ф. не только обусловлено ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживания «чувства крушения», когда целенаправленное действие натыкается на препятстсвие. Причиной ф. может быть неудача в овладении предметом потребности, неожиданный запрет со стороны взрослого. Частые ф. ведут к формированию отрицательных черт поведения – агрессивности, возбудимости. Ф. выполняет защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную а преодоление препятствия на пути, реализации исходных мотивов. Ситуацию, в которой такое препятствие возникает, называют стресс.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Бывает во время космического полета. Понятие было введено канадским физиологом Г.Селье в 1936 году. При описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное (стимулирующее, мобилизирующее) влияние, так и отрицательное, вплоть до полной реорганизации деятелности. Стрессоры – спецагенты, запускаемые в Матрицу… глючит… работа, карьера, особенности климата в организации…

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психологическому.

Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей появляется повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опаснось подстегивает человека заставляет действовать смело и мужественно.

С другой стороны стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение «стресс кролика».

Г.Селье определил следующие стадии стресса как процесса :

Непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

Максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

Нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

studfiles.net

Настроения, стрессы, аффекты

Наряду с быстро меняющимися оперативными эмоциональными состояниями высшие живые организмы обладают системой обеспечения относительно длительных эмоциональных состояний. Такие состояния называются настроением, или эмоциональным фоном, и возникают в результате реагирования на длительные, носяшие неизменный характер воздействия внутренней или внешней среды. Настроения (эмоциональный тон), как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными.

В модельном плане можносчитать, что настроение представляет собой некоторую постоянную состаашюшую эмоций, то есть величину, на фоне которой происходят эмоциональные колебания. Таким образом, роль настроения в процессе регуляции поведения заключается в добавлении некоторой длительной положительной или отрицательной компоненты к величине текушихоперативных эмоциональных реакций.

Принято говорить о периодах веселого, жизнерадостного, оптимистического, повышенного настроения и о периодах грустного, пониженного, подавленного, пессимистического настроения, которые окрашивают соответственным тоном длительные отрезки жизни человека.

Настроение человека определяется не только внешними ситуациями (что делало бы человека слишком простой машиной), но и состоянием внутреннего мира человека, его характером и темпераментом. Более того, состояние внутреннего мира имеет зачастую много более сильное влияние на настроение человека, что делает весьма актуальной работу психологов и психотерапевтов не только с клиентами (пациентами), находящимися в так называемых пограничных состояниях психики, но и с практически здоровыми людьми, в характере которых имеется склонность к пониженному настроению, депрессии и т.д.

Частым следствием длительных периодов пониженного, угнетенного настроения являются стрессовые состояния. Эти состояния обычно развиваются у людей (и животных) в результате длительного воздействия сложных, трудных для жизни условий, чрезмерных психических напряжений и эмоциональных перегрузок. Например, в условиях космического полета, войны, выполнения непосильной в интеллектуальном, моральном или физическом смысле работы и т.д. Развитие стресса в пределе приводит к полной дезорганизации деятельности, к невозможности выполнения стоящих перед человеком задач, к нервным срывам и устойчивым неврозам.

Различные стрессы представляют собой наряду с алкоголем, курением, генетическими нарушениями основные факторы риска, резко повышающие вероятность сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов, инсультов), язвенной болезни и других серьезных заболеваний.

Тем не менее считается, что некоторая оптимальная величина стрессовых воздействий может иметь и положительное значение, так как ведет к выработке приспособительных, адаптационных механизмов. В частности, такого мнения придерживался и канадский физиолог Ганс Селье, который в 1936 г. ввел само понятие стресса. В качестве примера адаптационного действия стресса можно привести результаты экспериментов, в которых молодых мышат подвергали умеренным стрессам: брали в руки, подвергали слабым ударам тока и пр. Оказалось, что такие мыши впоследствии лучше, чем их братья и сестры, не подвергавшиеся «стрессовому обучению», переносили настоящие стрессовые ситуации.

Каковы же способы борьбы со стрессом, плохим настроением и жизненными кризисами? Эксперименты приводят к выводу: необходимо учиться контролировать ситуацию. Рассмотрим классические данные. Две группы животных получали в экспериментах равное количество ударов током. При этом животные только одной группы могли предотвращать удары, нажимая на рычаг (прогнозировать удар было можно, так как за 10 с до него раздавался предупре-дительный сигнал). В результате многих опытов подобного типа выяснилось, что животные, имевшие возможность так или иначе готовиться кудару, почти не получали язвенных поражений внутренних органов, в то время как у животных второй группы язвенные поражения имели интенсивный характер.

В критических ситуациях, возникающих в результате длительных периодов плохого настроения, стрессов, а также при неспособности найти выход изопасных, часто неожиданных положений у субъекта могут проявиться очень сильные, практически неуправляемые, но относительно кратковременные эмоциональные «взрывы», так называемые аффекты. Аффекты выполняют роль «аварийного» разрешения ситуации, поведенчески выливаясь в реакции двух противоположных типов: агрессии или бегства (замирания). Причем сила и бурность проявления аффектов пропорциональна таким факторам, как сила мотиваций, количество затраченных усилий для удовлетворения этой мотивации и мизерность, незначительность итоговых результатов.

Можно считать, что биологически аффекты, также как и эмоции вообще, представляют собой определенную форму генетической памяти. У низших животных это видовая памятьособого типа — память на способы реагирования, свойственные всем животным данного вида. Одни виды, пользуясь такой памятью, например, реагируют на опасность агрессией, другие -бегством или замиранием, вплоть до полной имитации состояния смерти. У высших животных, в том числе и у человека, тип эмоционального поведения определяется характером субъекта и степенью созревания соответствующих отделов нервной системы (см. следующий раздел). Это значит, что один и тот же субъект в разных условиях и в разные возрастные периоды может прояатять либо агрессивное поведение, либо поведение, связанное с бегством. Например, птенцы многих видов птиц замирают при виде опасности, хотя взрослые птицы могут демонстрировать разные виды активного поведения: защита птенцов, агрессия и пр.

Выраженные формы негативных эмоциональных состояний, такие, как плохое настроение, стрессы, аффекты, часто приводят к особому виду психологического состояния (поведения), называемого фрустрацией (от лат. гг^т-гатло — обман, тщетное ожидание) (рис. 5.23). Фрустрационное поведение яатяется следствием длительных неуспехов в удовлетворении потребностей и желаний человека. Общим прояатением фрустраций яатяется появление у человека «чувства крушения», невозможности преодоления препятствий. В результате возникают разные типы нарушений поведения. Это, во-первых, нарушения самооценки, когда люди отрицают факт постигших их неудач, приписывают эти неудачи проискам

окружающих, относят их на счет не зависящих от себя обстоятельств, но при этом никакие снижают, а иногда и повышают уровень своих притязаний. В итоге в поведении появляется заносчивость, агрессивность, бравада.

Другой тип нарушений поведения определяется боязнью неудач и стремлением к достижению только заведомо достижимых целей. В результате появляется боязнь разочарования в своих возможностях, обидчивость, подозрительность, легкая ранимость. Основы такого поведения также связаны с дисбалансом уровня притязаний, самооценки и реальных способностей. Причем субъект может неосознанно из-за боязни неудач занижать уровень своих возможностей, что тем не менее обязательно на уровне подсознания будет вызывать симптомы обидчивости, зависти и недовольства (рис. 5.24).

В результате длительных фрустраций появляется необходимость в длительном психологическом и педагогическом процессе, направленном на активное осознание человеком реального соотношения своих возможностей и способностей, с одной стороны, и уровня своих притязаний — с другой. В противном случае появляется опасность развития различных неврозов, связанных с повы-

шенной нервозностью, чувством собственной неполноценности, страхом, потерей работоспособности, утомляемостью, плохим сном и т.д.

studme.org

Это интересно:

  • Стенокардия стресса Причины возникновения боли в сердце после перенесенного стресса Психогенная стенокардия Боли в сердце после стресса являются признаком развития функциональной психогенной стенокардии, возникающей на нервной почве. Такое состояние очень схоже с приступом истинной органической стенокардии, которая служит симптомом […]
  • Ненависть к себе при шизофрении Шизофрения как ненависть к своей личности Статья "Психологическая теория шизофрении". Автор: Линде Николай ДмитриевичИсточник: b17.ru Преамбула. Эта статья была опубликована впервые в 2000 году в «Журнале практического психолога» и, несмотря на некоторую ее наивность и недостаточную доказательность, и прошедшие 14 […]
  • Невроз и зрение Симптомы невроза - часть 2 Для Вашего удобства статья разбита на 1 часть и 2 часть. В первой части — психические симптомы, во второй — физические симптомы. Физические симптомы невроза Боли разного характера: головные, сердечные, в области живота По причине перегрузки мозга и психики, начинаются головные боли. […]
  • Лечения заикания в лисках Лечения заикания в лисках Управление сайтом осуществляется при помощи сценариев ActiveX они совершенно безопасны для Вашего компьютера. При блокировке необходимо смело разрешить их использование. Целитель Петр Андреевич Иванкин - интересное явление в ненаучной "дефектологии". Многие специалисты по достоинству […]
  • Упадок сил от стрессов Упадок сил. Что делать, когда ты под грузом? Скажите, только честно, в вашей жизни случаются периоды, когда вы чувствуете себя неспокойно и раздражаетесь по любому поводу, когда нет никаких сил, а только настойчивое ощущение, что вас затягивает в глубокую тоску. Плюс постоянная усталость, слабость и полный упадок сил […]
  • Острые металкогольные психозы МЕТАЛКОГОЛЬНЫЕ (АЛКОГОЛЬНЫЕ) ПСИХОЗЫ Металкогольные психозы — это острые, затяжные и хро­нические расстройства психической деятельности, возникаю­щие у больных алкоголизмом преимущественно во II и III ста­диях болезни. Существующий ранее термин «алкогольные психозы» заменен на «металкогольные» в связи с тем, что их […]
  • Как расслабиться во время стресса Стресс. 22 совета, как ослабить напряжение Вы измотаны, разбиты, подавлены. Все знают, что значит чувствовать себя эмоционально искалеченным огромной тяжестью ежедневной борьбы за существование. Но является ли стресс на самом деле ловушкой? И неужели возможность выжить — это единственное, о чем можно попросить у […]
  • Неврозы санатории подмосковья Санатории неврологические. Лечение нервной системы в санаториях. Показания к лечению. Болезни перефирической нервной системы: невралгия тройничного нерва, неврит и нейропатия лицевого нерва, остеохондрос позвоночника, поясничнокрестцовый радикулит, люмбалгия, люмбоишалгия, сотояние после удаления грыжи диска […]