Т питерс аутизм

Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие

и педагогическое воздействие

УДК 376 ББК 74.3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издательством.

Иванов Е.С. — доктор медицинских наук, профессор

Санкт-Петербургского государственного университета;

Сорокин ВМ. — кандидат психологических наук, доцент

Института специальной педагогики и психологии

Г47 Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для

педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой ; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России, как для специалистов, так и для родителей.

Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и малоизученным заболеванием. Адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.

© Гилберт К., Питере Т., 1995

© Институт специальной педагогики я психологии Международного

университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2002 © Шипицына Л.М., Исаев Д.Н., предисловие, 2002 © Деряева О.В., перевод, 1998

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 ISBN 5-691-00906-0 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

Гилберт Карл, Питере Тео

АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие

Книга для педагогов-дефектологов

Редактор Т.Д. Гамбурцева; зав. художественной редакцией И А. Пшеничников

Художник обложки МЛ. Уранова; верстка ЕД. Голоскова;

Корректор В.И. Коновалова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД J* 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение М 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004.

Сдано в набор 15.07.01. Подписано в печать 15.12.01.

Формат 60×88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 8,82.

lib100.com

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. К. Гилберт Т. Питерс АУТИЗМ. Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов.

Транскрипт

1 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА К. Гилберт Т. Питерс АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие Книга для педагогов-дефектологов Москва 2003

2 УДК 376 ББК 74.3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издательством. Рецензенты: Иванов Е.С. доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Сорокин В.М. кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии Гилберт К., Питерс Т. Г47 Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. (Коррекционная педагогика). ISBN Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России, как для специалистов, так и для родителей. Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изученным заболеванием. Адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования. УДК 376 ББК 74.3 Гилберт К., Питерс Т., 1995 Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2002 Шипицына Л.М., Исаев Д.Н., предисловие, 2002 Деряева О.В., перевод, 1998 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. ISBN Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 Учебное издание Гилберт Карл, Питерс Тео АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие Книга для педагогов-дефектологов Редактор Т.Д. Гамбурцева Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник обложки М.Л. Уранова Компьютерная верстка Е.В. Голоскова Корректор В.И. Коновалова Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Лицензия ИД от Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от Сдано в набор Подписано в печать Формат 60 88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 8,82. Тираж экз. (2-й завод экз.). Заказ Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» , Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел , , ; тел./факс ОАО «Типография 9» , Москва, ул. Волочаевская, 40.

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. 5 ВВЕДЕНИЕ. 12 АУТИЗМ КАК СИНДРОМ ГИПЕРРЕАЛИЗМА Стефан, Свен и другие Яблоко и апельсин Mistahanpitaaeniten. 18 Гиперреалисты. 21 АУТИЗМ КАК НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ Основные этапы развития Наиболее важные признаки Синдром Аспергера Куда это ведет? МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА И ЗАБОЛЕВАНИЙ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Классический аутизм или синдром Каннера Расстройства аутистического спектра Некоторые замечания по дифференциальной диагностике Постоянная трудность: IQ Нейропсихологическое исследование Как часто приходится ставить диагноз? Половые различия БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТИЗМА Аутизм редко приходит один Возможные причины аутизма Морфологические и биохимические признаки дисфункции мозга Решая проблему

4 Предварительный синтез Практические выводы: необходимость обследования ОБУЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: МЕДИЦИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Необходимость структуры Часто встречающиеся медицинские проблемы Заболевания, сочетающиеся со специфическими синдромами аутистического спектра Медикаментозное лечение ОБРАЗОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Герман, проблемы поведения и миф о Прокрусте Ян и ограниченная способность к абстрагированию Немного подробнее об уровне абстракции Мария и языковой капкан Пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки ОБРАЗОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ Где Когда? Как долго? Коммуникация Навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства Профессиональные навыки и навыки поведения на работе Навыки организации свободного времени Социальные навыки Заключение ЭПИЛОГ ЛИТЕРАТУРА

5 ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема, которой посвящена книга, составляет эпоху в детской психиатрии, специальной психологии, лечебной и коррекционной педагогике. Обнаруженные у некоторых детей нарушения социализации, коммуникации и своеобразие поведения, сочетающиеся с недоразвитием познавательных функций и речи, дали уникальные возможности для медико-биологических исследований этих необычных расстройств, потребовали проведения их нейропсихологического анализа и заставили длительно разрабатывать реабилитационные программы, без которых больные были практически лишены жизненной перспективы. Безусловно, такой опыт, полученный не одним поколением специалистов, работающих с этими детьми, не только облегчил реабилитацию многих больных, но и стал основой для серьезного теоретического вклада. Впервые о детях с симптоматикой, понимаемой сегодня как аутистическая, специалисты познакомились из работ Haslem (1809), de Sanctis (1908), Heller (1908). Однако только в х гг. XX в. в разных странах появились описания больных детей, психопатологическая картина которых уже терминологически обозначалась как аутистическая: С. Галацкая (1935), Е.С. Гребельская (1934), С.C. Мнухин (1947), Н.И. Озерецкий (1924), Т.П. Симеон (1933), П.Е. Сухарева (1932), К. Asperger (1944), L. Bender (1941), С. Bredley (1942), G. Corberi (1931), M. Creak (1938), L. Despert (1938), L. Kanner (1943), J. Kasanin (1929), J. Lutz (1937), H. Potter (1924) и др. С именем L. Kanner связывают открытие этого клинического явления и даже используют его имя для обозначения детского аутизма. На самом же деле ему лишь выпала честь сформулировать и утвердить в науке концепцию своеобразного нарушения развития, названного аутизмом. Это видно из при- 5

6 веденного неполного списка авторов, участвовавших в открытии синдрома и начальном развитии его концепции. В дальнейшем представления о природе и сущности аутизма изменялись неоднократно. Ранние работы утверждали психогенную природу детского аутизма. Возникла дискуссия о соотношении аутистического синдрома и шизофрении. Многие авторы и в настоящее время отождествляют ранний детский аутизм с детской шизофренией. Повседневная же реальность утверждает в мысли, что аутизм представляет иной по своему происхождению синдром. Наряду с ранним детским аутизмом, являющимся своеобразным вариантом развития, большинство специалистов признает существование у детей аутистического синдрома в рамках некоторых состояний психического недоразвития (болезнь Дауна, фенилкетонурия, гистидинемия), нейрокутанных заболеваний, синдрома Ретта, эпилепсии, резидуально-органических состояний, шизофрении или психопатии (аутистической, шизоидной, Аспергера). Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические (связь эмоциональной холодности родителей с нарушением социального взаимодействия больных), неврологические (резидуально-органический дефект), нейрофизиологические (недостаточная активация ретикулярной формации), биохимические (увеличение содержания серотонина), иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции). Очень подробно описаны клинические проявления заболевания: недостаточность социализации, коммуникационные трудности, нарушение социоэмоциональной взаимности, речевой и интеллектуальный дефекты, стереотипные формы поведения, извращенная реактивность и т.д. Семьи детей с аутизмом, имеющих разнообразную соматическую, неврологическую и психиатрическую симптоматику, вынуждены обращаться за помощью к педиатрам, неврологам и психиатрам, однако эти профессионалы, как правило, не располагают эффективными реабилитационными средствами. Как отмечают авторы этой книги, существует большой разрыв между теоретическими знаниями о детском аутизме и практическими возможностями помочь больным. 6

7 В этой связи авторы пытаются объединить действия врачей, изучающих симптоматику аутизма, его развитие, причины, механизмы и формы медикаментозного лечения, и педагогов и психологов, использующих результаты психологических исследований, осуществляющих коррекционнопедагогические воздействия. В своей книге они дают пример возможностей успешной совместной работы медиков и педагогов. В первом разделе излагаются современные концепции детского аутизма. В частности, здесь раскрываются главные, по мнению авторов, психологические механизмы, лежащие в основе его проявлений. К их числу авторы относят гиперреализм, под которым они понимают неспособность больного схватывать подтекст получаемой информации, и в связи с этим невозможность переступить через порог буквального восприятия, затруднение понимания знаний более глубоких, чем непосредственная реальность. Таким образом, детям с аутизмом не хватает воображения, необходимого для адекватного общения и игровой деятельности. Рассматривая аутизм как искаженное развитие, авторы подчеркивают, что прежде, когда аутизм считали психозом, анализировали лишь психопатологическую симптоматику и на этом основании проводили лечение. Сравнивая на разных возрастных этапах расстройства общения, формирования социальных навыков, поведения и воображения, а также ограниченный диапазон деятельности аутистического больного с такими же психическими и поведенческими проявлениями ребенка, развивающегося нормально, отмечают авторы, удается обнаружить качества, которые должны подвергнуться коррекции, что и производится с определенным успехом. Совершенно справедливо подчеркивается, что разнообразие аутистических синдромов требует уточнения диагноза, так как от этого во многом будет зависеть прогноз будущего больного. Задача врачей разграничить синдромы широкого аутистического спектра. Для облегчения этой задачи приводятся диагностические критерии DSM (ДСМ)-1У (1994), ICD (МКБ)-10 (1993). Большую помощь в этом могут оказать также диагностические критерии синдрома Аспергера, разработанные одним из авторов. В то же время, по нашему мнению, в раздел по дифференциальной диагностике, где приводится дезинтегративное расстройство, наряду с деменцией Геллера следовало бы включить и детскую шизофрению. 7

8 Одновременно с разграничениями в рамках сходных аутистических синдромов необходимо проводить и дифференциальную диагностику с другими психическими заболеваниями. Авторы это хорошо понимают и предлагают описания близких к аутизму по симптоматике болезней. Обращается внимание на то, что низкая степень интеллектуального функционирования у некоторых детей может помешать распознаванию аутизма. В то же время у лиц с высоким интеллектуальным коэффициентом и признаками нарушения общения диагноз даже имеющегося аутизма ставится редко. Поэтому следует приветствовать рекомендации авторов проводить с целью распознавания детского аутизма нейропсихологическое исследование. Трудно спорить с приведенными эпидемиологическими данными распространенности синдромов аутистического спектра, равными 0,67% от общего числа детей школьного возраста. Однако, согласившись с ними, придется в очередной раз признать большую значимость обсуждаемой в книге проблемы. Теоретическая основательность рецензируемой монографии, в частности, определяется подробным изложением проявлений сочетаемых с аутизмом расстройств: умственной отсталости, эпилептических припадков, нарушений зрения, слуха и речи, а также возможных этиологических факторов (соматических расстройств, наследственности и ранних органических мозговых повреждений). В соответствии с современными научными достижениями и инструментальными возможностями (ЭЭГ, компьютерная томография, магнитный резонанс, изучение тока крови в мозге и реакций ствола мозга на слуховые стимулы, исследование спинномозговой жидкости), обсуждаются морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункции мозга больного аутизмом. Показано, что далеко не во всех случаях удается выявить какие-либо отклонения в деятельности центральной нервной системы. В то же время обращается внимание на разные подгруппы аутистов: преимущественно с дисфункциями височных долей мозга (особенно миндалины), с преобладанием патологии мозжечка или ствола мозга. Приводятся сведения о нарушении серотонинового обмена, увеличении секреции белка астроглиальными клетками, повышении уровня ганглиозидов. Предлагается гипотеза о существовании нескольких вариантов дисфункций мозга, ответственных за возникновение аутизма. Один из них расстройство синаптической деятельности нервных клеток и их распад, в результа- 8

9 те чего нервные клетки больных могут оказаться более изолированными, чем нейроны здоровых. Так как это в основном происходит в височных долях, своде мозга и мозжечке, то страдают социализация и коммуникация, тесно связанные с этими структурами. Другой вариант вовлечение в разрушительный процесс лобных долей и нарушение так называемых исполнительных функций: планирования, мотивации, концепции времени и управления импульсами. Широкий спектр аутистических нарушений возникает обычно на фоне неглубоко нарушенных интеллектуальных функций. Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из-за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следствием чего и являются расстройства социализации, коммуникации, поведения и воображения, т.е. симптомы аутизма. В выраженных случаях это приводит к классической форме раннего детского аутизма, в мягких вариантах к синдрому Аспергера. Практический смысл изложенного авторы видят в том, что детей с подозрениями на аутистические расстройства должна обслуживать бригада специалистов, состоящая из психиатра, невролога, педиатра, психолога, знающего нейропсихологию, и педагога, имеющего опыт работы с такими детьми. Во втором разделе, логически вытекающем из содержания первого, излагаются материалы по обучению, а также руководству больными, страдающими аутизмом, с точки зрения врача. Основным условием успешного обучения и воспитания этих детей, на этом настаивают авторы, может быть тесное содружество в работе между медиками и педагогами. Первым условием эффективного вмешательства должно быть противодействие хаосу, существующему в психике этих детей, и создание порядка структуры их деятельности. Далее говорится о необходимости учета в педагогической работе отставания в интеллектуальном развитии, эпилептических припадков, расстройств зрения, слуха и речи, заболеваний кожи, суставов, костей, нарушений формирования наружных гениталий (при наличии таковых), а также дисфункций лобных долей, мозгового ствола, мозжечка и аутодеструкций (самоповреждений). Описывая заболевания, нередко сочетающиеся с аутизмом (синдром «хрупкой Х-хромосомы», туберозный склероз, синд- 9

10 ром Ретта, синдром «частичной тетрасомии-15», синдром Мебиуса), авторы дают некоторые рекомендации. Уместен также в этом разделе обзор медикаментозного лечения, применяемого для коррекции различных болезненных симптомов при детском аутизме. Третий раздел посвящен образованию и руководству больными, страдающими аутизмом. Форма преподнесения авторами материала отличается большой доходчивостью, так как основывается, главным образом, на конкретных описаниях болезненных проявлений у того или иного больного. В результате предлагается пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки: 1. Наличие основательных теоретических знаний об аутизме (понимание аутизма). 2. Осуществление ранней диагностики личности пациента, страдающего аутизмом (быть способным начать работу с тщательного обследования). 3. Быть способным адаптировать окружающую среду к нарушениям психики и поведения. 4. Быть способным сформировать функциональные навыки, необходимые для более или менее независимой жизни. 5. Использование особых методов коммуникации в течение учебного и тренировочного процесса, специально разработанных для детей с аутизмом. Далее даются практические примеры того, как сделать жизнь индивида с аутизмом более счастливой. Снова, но уже развернуто, показано, как структурировать существование больного. Даны ответы на вопросы, которые могли бы возникнуть у него в процессе приспособления. Подробно раскрывается, как необходимо строить коммуникацию с больными, страдающими аутизмом; сформировать у них навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, поведения на работе, проведения свободного времени, профессиональные умения и социальные навыки. Все эти темы оснащены богатыми иллюстрациями, помогающими читателю практически освоить очень полезный для всех воспитателей и педагогов, работающих с аутистами, материал. В заключении авторами обращается внимание на то, что они хотели своим трудом показать, что подготовка и обучение необходимы не сами по себе, а для улучшения качества жизни 10

docplayer.ru

Книги по аутизму

ПОБЕДИТЬ АУТИЗМ
Метод семьи Кауфман
Сост. Н.Л. Холмогорова
Центр лечебной педагогики Москва 2005

Бычкова Е.

Дети дождя: все об аутизме
журнал «Няня», 2001 год № 12

Синклер Д.
Не плачьте о нас

Христофоров В.
Люди дождя
Медицинская газета № 95 — 24 декабря 2003 г.

Жуков Д.Е.
Некоторые факторы, влияющие на динамику состояния больных с синдромом раннего детского аутизма

Карвасарская И.Б.
Психологическая помощь аутичной семье
Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Матер. III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20-23 окт., 2003 г.). Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. — 271 с.

Аршатская О.С.
Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей.

Чему нас учат дети, которых не может учить обычная школа?
Газета «Первое сентября» № 45/2004

Сошинский С.А.
Как зажигается свеча (отрывок из книги, которая готовится к печати в серии «библиотека журнала «Аутизм и нарушения развития»)
Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №3 2004 г.

Бородина Л.Г.
Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом
Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №3 2004 г.

Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта
Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №3 2004 г.

Хаустова В.
Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях
Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №3 2004 г.

Янушко Е.А.
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
М.: Теревинф, 2004

Ремшмидт Х.
Аутизм.Клинические прявления, причины и лечение
— М: Медицина, 2003

Морозова С.С.
Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии

Каган В. Е.
Эпидемия детского аутизма?
Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва), VeriCare (Dallas, USA).

Созинова А.
Log out
Журнал “Fакел детям не игрушка” №4-5. 2001 год.

Люди дождя
Газета «Труд»

Егорова Е.
Человек дождя не вырастет в России
Газета «Московский комсомолец», 13 октября 1998 г., с. 4.

Европейская хартия аутистов
Представлена на 4-ом Конгрессе «Аутизм-Европа»
Гаага, 10 мая 1992 года.

Блейлер Э.
Аутистическое мышление
//Аффективность, внушение, паранойя

Нуриева Л.Г.
Развитие речи у аутичных детей
—Москва, 2003

Морис К.
Услышать голос твой. История триумфа одной семьи над аутизмом.

Жуков Д.Е.
Особенности картины мира детей с аутизмом
Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Матер. III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20-23 окт., 2003 г.). Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. — 271 с.

Е.И.М.
Исповедь матери аутичного ребенка, или внутренняя феноменология первой сессии холдинговой терапии
Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №1 2004 г.

Жуков Д.Е.
Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА
Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на разв. психоневрологич. науки и практ.: Матер. науч.-практ. конф. молодых ученых, СПб, 28.2-3.3 ’02 г. — СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004.- 244с

Назлоян Г.
К концепции патологического одиночества
Московский Психотерапевтический Журнал 2000, 2(25), апрель-июнь

Черноиванова А.
Мы все телепаты

Ловаас И.
Книга Я
Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by O. Ivar Lovaas, University Park Press; (April 1981).

Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю.
Аутизм
Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма, речи). СПб, 2003. С. 25 — 36.

Мастюкова Е.М.
Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме
Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос», 1997, сс. 99-108, 258-164

Гехтман В.
Не такой, как все

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

Ерошенко Е.
Дом «особенных» детей

Красноперова М.Г.
Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития — Автореферат

Старк А.
Танцевально-двигательная терапия

Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей
Сборник упражнений для специалистов и родителей
Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск 1997 г.

Висенc М.
Волна аутизма

Леонов Д.
Диагноз — гениальность

Малахова Л.
Взаимодействие с аутичными детьми

Хазен А.
Гении — это люди дождя

Загадочный ребенок
Классный журнал» № 3 / 2001 стр. 16 — 18

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е.
Проблемы детей одаренных в области ИТ// Аутизм

Золотов Е.

Бойченко А.
Заколдованные принцы. А вы боитесь быть счастливыми?
«Московский комсомолец», 5 августа 1999 года, с. 3

Андрейчикова Ю.
Зацелованные снежной королевой

Соколова Н.
Секрет «Человека дождя»
Семейная психология 22’2002

Васенева М.
Плохих детей нет / интервью с педагогом А.И. Бороздиным
«Вечерний Новосибирск» 23 февраля 2001 года

Захарова И. Ю.
Нарушения общения и проблемы поведения

Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С.
Вместе с учителем

Карвасарская И.Б.
В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми
—Москва, 2003

Скворцов И.А., Селиванова Е.А., Башина В.М., Мутовин Г.Р., Нефедова И.В. Пронина Ю.С.
Синдром Мартина-Белл
—Москва, 1999

Аутизм
Под.ред. проф. Улумбекова Э.Г.—Москва, «2000 болезней от А до Я»; Гэотар-мед, 2002

Дилигенский Н.
Слово сквозь безмолвие
—Москва, 2000

Сельвини М. Палаццоли, Босколо Л., Чеккин Д.,Прата Д.
Парадокс и контрпарадокс. Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие.
—Москва, 2002

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика
—Донецк, 1999

Богдашина О.
Что такое аутизм?
—Горловка, 1995.

Аутисты рождаются в Силиконовой долине

Морозов А.
В чем отличие монаха от аутиста
// Независимая газета, 2002, №215

Развитие аутизма связано с усиленным ростом мозга в детстве

Интегративное воспитание и образование: из опыта работы
— М., 2001.

Марцинкевич Н.Е.
Пространство возможностей

Дольто Ф.
Исцеление аутистов
// На стороне ребенка. СПб: Петербург — XXI век, 1997.

Печникова Л.С.
Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом
— Автореф. дисс. М., 1997.

Башина В.М.
Аутизм в детстве
— М: Медицина, 1999.

Топоров Л.В.
Значение формирования символа в развитии эго
// Творчество Мелани Кляйн.

Баенская Е.Р.
Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием

Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина»
— Новосибирск, 2000.

Газданов Г.
Вечер у Клэр. Ночные дороги
— СПб: Азбука, 2000.

Костин И.А.
Особенности оказания помощи в адаптации в подростковом возрасте

Водинская М.В.
Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста
// Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. — М., 1995.

Баянкулова С.О.
К проблеме расширения возможностей развития личности

Шипицина Л.М.
Детский аутизм
— Дидактика Плюс, 2001.

Йоханссон И.
Особое детство
— М.: Центр лечебной педагогики, 2001.

Ульянова Р.К.
Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми
// Педагогический поиск. — 1999. — № 9.

Журенков К.
Аутизм — болезнь XXI века?
// Огонек. — № 22 (4697). — 2001.

Рычкова Н.А.
Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
— Гном и Д, 2000.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.
Необходимы общие усилия
// Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

Шуклина С.
Замкнутые дети

Костин И.А.
Клубная форма работы с подростками и взрослыми с последствиями синдрома РДА
// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — Вып. 3.

Осорина М.В.
Секретный мир детей
— СПб: Питер, 1999.

Лебединский В.В.
Классификация психического дизонтогенеза
// Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.

Кревелен В.
К проблеме аутизма
// Детский аутизм. Хрестоматия. — СПб, 1997.

Немира В.
Гении тоже страдают задержкой умственного развития
// Utro.ru. — № 162 (233). — 2000.

Кэдьюсон Х., Шефер Ч.
Практикум по игровой психотерапии
— СПб: Питер, 1999.

Козловская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В., Проселкова М.Е.
Опыт применения рисполепта при лечении раннего детского аутизма и шизофрении у детей
// Психиатрия и фармакотерапия. — № 2. — 2000.

Казанцева Л.И., Улас В.Ю.
Синдром Ретта у детей

Kanner L.
Autistic disturbances of affective contact
// Nervous Child. — 2. — 1943.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста
— СПб: Питер, 1999.

Башина В.М., Симашкова Н.В.
Подходы к преблеме обучения детей с ранним аутизмом
// Журнал «Школа здоровья».

Баенская Е.Р.
Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет
// Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 3.

Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (с сокр.)
— СПб: Речь, 2000.

Антес Г.
Программы я пишу очень быстро…
Computerworld Россия. — 1997. — №17-18.

Старикова З.А.
Из опыта работы учителя-дефектолога в дошкольном учреждении

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Морозов С.А., Морозова Т.И.
Мир за стеклянной стеной
// Материнство. – № 10(13).

Ребенок с компьютерной памятью
// Магнитогорский рабочий. — 25.05.2000.

Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития
— СПб: Питер, 2001.

Каган В.Е., Исаев Д.Н.
Диагностика и лечение аутизма у детей
— Л.: Ленинградский педиатрический медицинский институт, 1976.

Кузьмина М.
Аутизм
// Школьный психолог. — 2000. — №№ 47-48.

Баенская Е.Р.
Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития
// Альманах Института коррекционной педпгогики РАО. — 2000. — Вып. 2.

Гилберг К., Питерс Т.
Аутизм: медицинские и педагогические аспекты
— СПб.: ИСПиП, 1998.

Кудрявцева М.С.
Цифры вместо бабочек
// Первое сентября. — 2000. — № 41.

Каган В.Е.
Психотерапия аутизма у детей

Экслайн В.
Развитие личности в игровой терапии

Вишняцкий Л.Б.
Новое объяснение натурализма пещерной живописи
Журнал «Природа» , № 5, 1999 г.

Никольская О.С.
Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма

Манелис Н.Г.
Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы

Спиваковская А.С.
Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: психотерапия детского аутизма

Каленикин С.
Дельфин особого назначения

Дик Ф.К.
Нарушенное время Марса

Бурковский Г.В., Левченко Е.В., Ломаченков А.С., Уточкина О.В.
Об опыте использования шкал качества жизни для исследования семей с неконтактными детьми

Лысый В.И.
Проблемы диагностики раннего детского аутизма

Алексеева К.И.
Страницы из жизни аутичного ребенка

Вейс Т.Е.
Ранний детский аутизм
// Как помочь ребенку: опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл общинах. — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.

Захарова И.Ю.
Опыт педагогической работы с аутичной девочкой

Крангальс Э.Р., Черкасская А.А.
Музыкотерапия как один из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьми

Заломаева Н.Б.
Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам

Марион Ж.-К.
Секретин: перспективное лечение

Лебединская К.С.
Медикаментозная терапия раннего детского аутизма
// Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. — М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.

Ульянова Р.К.
Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Шипицина Л.М., Первова И.Л.
Социальная реабилитация детей с аутизмом

Лебединская К.С.
Ранний детский аутизм
// Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. — М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.

Иванов Е.С.
Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма
// Детский аутизм: хрестоматия. — СПб.: МУСиР им. Р.Валленберга, 1997.

Лебединский В.В.
Искаженное психическое развитие
Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок: пути помощи
М.: Теревинф, 1997.

Исаев Д.Н., Каган В.Е.
Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения
// Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.

Кузьмина М.
Если ребенок завис. Можно ли победить в борьбе с аутизмом?

Беттельхейм Б.
Терапевтическая среда

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.
Работа по развитию речи
// Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвешение, 1989.

Грэндин Т.
Взгляд на аутизм изнутри

Мнухин С.С., Исаев Д.Н.
Об органической основе некоторых форм шизоидных или аутистических психопатий
// Труды ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. — Т. LII, 1969.

Лебединская К.С., Никольская О.С.
Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма
// Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

Каган В.Е.
Преодоление: неконтактный ребенок в семье

Либлинг М.М.
Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка.
// Дефектология. — 1996. — № 3.

Морозов С., Морозова Т.
Детский аутизм
Статья из журнала Мама и Малыш, 9.2.2005

Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н.
О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей
// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1967. — № 10.

Лебединская К.С., Никольская О.С.
Клинико психологическая классификация
// Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

Чистович Л.А., Кожевникова Е.В.
Возможный российский вариант программ раннего вмешательства
// Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. — Сб. научн. тр. и проектных материалов. — М.: Ин-т педагогических инноваций РАО, 1995.

Семаго Н., Семаго М.
Диагностика базовой аффективной регуляции
// Школьный психолог. — 2001. — № 5.

Неизвестный автор.
Терапия аутизма

Орпик Н.И.
Ранний детский аутизм

Дименштейн Р.П., Герасименко О.А.
О перспективах интегративных процессов в дезинтегрирующей среде
// Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. — Сб. научн. тр. и проектных материалов. — М.: Ин-т педагогических инноваций РАО, 1995.

Николаенко Н.Н.
Болезненная неконтактность

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.
Психология и психотерапия семьи
— СПб: ПитерКом, 1999.

Йоханссон И.
Первичное мышление.

Никольская О.С.
Проблемы обучения аутичных детей
// Дефектология. — 1995. — № 1.

Грэндин Т., Скариано М.М.
Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма
— М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

Башина В.М.
Ранний детский аутизм
// Альманах «Исцеление». М., 1993.

Менегетти А.
Психология жизни (отрывок)

Башина В.М., Симашкова Н.В.
К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом
// Альманах «Исцеление». М., 1993.

Engdahl Erik
Autism Spectrum Disorders — Neurological Abnormality and/or Cramp State of Communication Shutting Off.

Печникова Л.С.
Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса

Никольская О.С.
Трудности школьной адаптации детей с аутизмом
// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. — Вып. 1.

Черкасская А.А.
Занятия с аутистами в Эрмитаже

Железняк Л.С., Карвасарская И.Б., Ломаченков А.С., Марцинкевич Н.Е., Уточкина О.В.
Dynamic Psychiatric Principles in Psychotherapy of Autistic Children with Participation of Children-Co-Therapists

Кабанов М., Ломаченков А., Коцюбинский А., Бурковский Г., Юрьев А.
Уменьшение стигматизации и дискриминации в отношении психических больных

Уточкина О.В.
Опыт использования шкал независимого поведения Вудкок-Джонсона

Карвасарская И.Б., Марцинкевич Н.Е., Фрейдзон С.В.
Практические рекомендации по социально-психологической адаптации детей с тяжелыми психическими заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризма
// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — Вып. 3.

Карвасарская И.Б., Уточкина О.В.
Школа общения

Жуков Е.С.
Дети дождя

Карвасарская И.Б., Уточкина О.В.
О детях с трудностями общения

helpautism.ru

Это интересно:

  • Виды и характеристика стресса Виды психологического стресса Литература: Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979; А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987; А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогикаю – М., 2002. Параграф 3.1. Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под […]
  • Характеристика эмоциональной сферы при умственной отсталости Нарушение эмоциональной сферы умственно отсталых детей Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике. Изучение специфики выражения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью – вопрос, лежащий на стыке нескольких областей психологического знания: […]
  • Шизофрения когнитивные нарушения Когнитивная терапия при шизофрении Шизофрения является хроническим и глубоко нарушающим жизненные функции психиатрическим расстройством. Текущие оценки показывают, что 70-80% пациент с шизофренией являются безработными, и только ½ от 1% пациентов с шизофренией, получающих социальное страхование (SSI/SSDI) […]
  • Как лечится ипохондрия Как лечить мнимые болезни Говорят, ипохондрия – болезнь тех, кому в жизни бороться не с кем. Вот подсознательное и подкидывает им «цель» – вымышленные болезни, хандру и тоску. Говорят, ипохондрия – болезнь тех, кому в жизни бороться не с кем. Вот подсознательное и подкидывает им «цель» – вымышленные болезни, хандру и […]
  • ГСелье виды стресса Виды стресса Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства [Гринберг, 2002]. В зависимости от природы стрессоров и характера их влияний выделяют различные виды стресса. Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание […]
  • Гипноз анорексия Гипноз в лечении анорексии Хотя гипноз в лечении различных заболеваний и психологических задач с успехом используется давно, только в конце 1970-х годов появился интерес к гипнотерапии пищевых нарушений. Гипноз может разнообразить терапевтические процедуры. Можно использовать гипноз в качестве дополнения к известной […]
  • Специалисты пол депрессиям Некоторые специалисты считают, что депрессия полезна для здоровья Любому, кто страдает депрессией — в мягкой или тяжелой форме — заявление о том, что она полезна, покажется нелепым или издевательским. Ведь клиническая депрессия — страшная болезнь, ломающая жизнь человека. И все же специалисты утверждают, что […]
  • Депрессия бритни спирс Большое приключение Бритни Спирс 25-летняя поп-певица Бритни Спирс, скажем честно, всегда испытывала склонность к не совсем обычным, чтобы не сказать глупым, поступкам. Взять хотя бы тот факт, что в 2002 году она вообразила себя актрисой и снялась в главной роли в фильме "Перекрестки" (Crossroads). Впрочем, это было […]