Умственная отсталость и слабоумие

Виналайт — нанотехнологии, созидающие любовь

Звоните: +7-916-324-27-46, +7 (495) 758-17-79, Татьяна Ивановна skype: stiva49

С лабоумие, олигофрения (умственная отсталость)

Умственная отсталость

Слабоумие (dementia; синоним деменция) — необратимое обеднение психической деятельности с утратой или снижением полученных в прошлом знаний и навыков и невозможностью или затруднением приобретения новых, возникающее в результате перенесённых заболеваний. Различают старческое, паралитическое, алкогольное, сосудистое, шизофреническое и другие формы слабоумия.

По степени выраженности можно выделить полное (тотальное) и частичное (лакунарное, очаговое, дисмнестическое) слабоумие.

Полное слабоумие характеризуется глубокими нарушениями критики, суждений, памяти, замедленностью и непродуктивностью мышления, а также беспечным настроением. Отмечается полная утрата присущих больному ранее индивидуальных черт характера. Исследуя больного с полным слабоумием, никогда нельзя сказать, что за человек он был раньше. Полное слабоумие наблюдается при болезни Пика, прогрессивном параличе и др.

При частичном слабоумии чаще отмечается неглубокое снижение критики, суждений, памяти. Преобладает пониженное настроение со слезливостью, раздражительностью, утомляемостью. Такое состояние наблюдается при сосудистых заболеваниях центральной нервной системы, хроническом алкоголизме, последствиях черепно-мозговой травмы.

Наряду с отчётливо выраженным слабоумием выделяют состояния снижения уровня личности. Это лёгкие формы ослабления психической деятельности, которые проявляются снижением работоспособности, утомляемостью, обеднением круга прежних интересов, раздражительностью, слабостью. Постоянны лёгкие нарушения памяти и стёртость прежних особенностей личности. Обычно сохраняется достаточно критическое отношение к имеющимся нарушениям.

Больного, страдающего слабоумием, необходимо поместить в стационар для лечения основного заболевания, а в далеко зашедших случаях — для ухода и надзора за ним.

Олигофрения (oligophrenia; греч. oligos малый + phren ум; синонимы: малоумие, психическое недоразвитие) — группа болезненных состояний, характеризующихся врождённым или возникшим в раннем детском возрасте (до 3 лет) недоразвитием психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в течение последующей жизни не нарастает. При олигофрении наблюдаются отклонения и в физическом развитии: отставание в росте, неправильное телосложение, пороки развития внутренних органов и органов чувств (зрения, слуха), задержка или преждевременное половое развитие.

Причиной олигофрении могут быть хромосомные аномалии, врождённые нарушения обмена, действие различных вредных факторов на половые клетки родителей, на зародыш, плод или на ребёнка в первые месяцы или годы жизни. Такими вредными факторами являются алкоголь; разнообразные инфекционные болезни беременной женщины и ребёнка; интоксикации и травмы беременной и плода, родовая черепно-мозговая травма новорождённого; голодание и неправильное питание во время беременности; различные эндокринные расстройства. По степени недоразвития психики выделяют идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия — наиболее тяжёлая форма олигофрении. Речь у больных отсутствует, они издают лишь нечленораздельные звуки. Эмоциональные реакции выражаются в чувстве удовольствия или неудовольствия (бессмысленный смех, визг, возбуждение, агрессивность). Часто наблюдается недержание мочи и кала. Отсутствуют и не вырабатываются простейшие навыки самообслуживания. Больные требуют ухода и надзора.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные овладевают речью, но она бедна словами и косноязычна. Эмоциональные реакции значительно расширены: у больных имеется привязанность к близким и хорошо относящимся к ним лицам, чувство благодарности, стыда и др. Они способны к самообслуживанию, осваивают простейшие виды ручного, механического труда. Однако их практическая деятельность всегда носит автоматический и шаблонный характер. При изменении условий жизни и работы больные теряются, они очень внушаемы, легко следуют дурным примерам и советам, поэтому за ними необходим постоянный надзор.

Дебильность — наиболее лёгкая степень олигофрении. Дебилы способны к школьному и профессиональному обучению в специальных школах и учреждениях, так как для усвоения и запоминания учебного и любого другого материала им необходима большая наглядность, медленный темп обучения и частое повторение пройденного. Они могут приобретать достаточный запас знаний. Запас слов у больных значительный. Однако их речь отличается частым употреблением заученных, «штампованных» выражений, содержание которых они часто плохо понимают. События окружающей жизни больные воспринимают крайне односторонне, неспособны ориентироваться в сложных или непривычных для них ситуациях. Их влечения могут быть снижены или значительно повышены. В последнем случае это часто приводит больного к неправильным и даже общественно опасным действиям. При умелом многолетнем, требующем терпения и выдержки воспитании и руководстве больные приспосабливаются к жизни и могут овладеть несложной профессией.

Лечение тесно связано с соответствующим воспитанием и обучением. Оно направлено на стимуляцию психического развития. Для профилактики олигофрении большое значение имеет медико-генетическое консультирование, преодоление пьянства и алкоголизма, обеспечение нормального протекания беременности и предохранение матери от инфекций, интоксикаций, правильное питание во время беременности, а также борьба с родовым травматизмом.

В нашей стране существует чётко разработанная система лечебно-реабилитационных учреждений, обеспечивающая разнообразную помощь больным олигофренией. В системе учреждений здравоохранения больным олигофренией оказывается амбулаторная и стационарная помощь. Амбулаторную помощь осуществляют детские и общие психиатры психоневрологических диспансеров. Необходимость в стационарном лечении возникает в случаях развития психозов и состояний декомпенсации, особенно с выраженными психопатоподобными нарушениями поведения.

В системе народного образования существует сеть вспомогательных школ, в которых обучаются дети с умственной отсталостью в степени дебильности. Общеобразовательное обучение сочетается с трудовым и профессиональным. Вспомогательные школы связаны с предприятиями местной промышленности, на работу в которые и направляются дети, окончившие эти школы.

В системе органов социального обеспечения для больных олигофренией в форме идиотии и имбецильности существуют дома инвалидов, где наряду с обеспечением ухода проводятся необходимые лечебно-воспитательные мероприятия. Для направления больного в одно из этих учреждений создаются специальные комиссии, в состав которых входит врач-психиатр. Направить больного на такую комиссию может только врач.

Выздоравливайте!

www.winalite.cc

51. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта.

Этиологические факторы олигофрений в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы: наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток; внутриутробные, действующие на зародыш и плод; перинатальные и первые 3 года вне утробной жизни;

Клиническая картина Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Динамика олигофрений связана с возрастным развитием с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов. Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость».

Несмотря на большое разнообразие клинических форм, олигофрений, свойственны общие признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие диффузно, «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.). Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. ритика снижена, мимика недоразвита. В анамнезе больных олигофренией обычно есть задержка физического и психического. Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия. Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявления психического недоразвития (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития — различные дисгенезии и дисплазии — чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата.

Деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости(олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости (сенильная деменция).

52. Определение степени умственной отсталости

Определение степени умственной отсталости производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ, приняты следующие условные пока­затели IQ:

— психическая норма — 100-70;

— легкая степень умственной отсталости — 69—50;

— умеренная (средняя) степень — 49-35;

— тяжелая (резко выраженная) степень — 34-20;

— глубокая степень — 20 и ниже.

МКБ-10 не учитывает качественного своеобразия структуры дефекта и не может рассматриваться как наиболее адекватная при психологической коррекции детей и подростков с умственной отсталостью.

Для оценки всего клинического разнообразия больных недостаточно характеристики только одного интеллектуального функционирования. Симптоматика умственно отсталых богаче. И особенно важно то, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости больных сказывается не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики. Это в первую очередь касается больных с легкой степенью умственной отсталости, численность которых составляет около 85% всей популяции умственно отсталых. Более того, именно они в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов. В связи с этим педагог с целью наибольшей эффективности обучения и врач для наилучшей диагностики и лечения, оценивая больного с легкой степенью умственной отсталости, должны учитывать не только неспособность к выработке сложных понятий и обобщений, ограниченность абстрактного мышления, отсутствие пытливости, конкретность, ригидность и подражательность мышления, при неплохой ориентировке в обычной ситуации и удовлетворительной практической осведомленности, но и возможные индивидуальные особенности предпосылок интеллекта и эмоционально-волевых проявлений.

studfiles.net

Умственная отсталость (врожденное слабоумие)

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

– основные клинические проявления умственной отсталости;

– судебно-психиатрическое значение умственной отсталости;

уметь

– определять основные клинические проявления умственной отсталости;

– выделять этиологию, патогенез умственной отсталости;

– устанавливать юридически значимые клинические проявления умственной отсталости;

владеть

– навыками определения и судебно-психиатрической оценки умственной отсталости.

Умственная отсталость (mental retardaion), или олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум), представляет собой врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики. В современной психиатрии рассматриваются вопросы врожденного слабоумия (олигофрения, умственная отсталость) как непрогредиентной аномалии развития головного мозга, проявляющейся в сниженной (в разной степени) способности к познавательной деятельности и абстрактному мышлению. У таких лиц нарушены все стороны психической деятельности (восприятие, мышление, память, речь, эмоции, критика, воля и др.), но главным образом – познавательные способности и мыслительная деятельность.

Актуальность проблемы умственной отсталости обусловлена неясностью во многих случаях ее причин, разнообразием клинических проявлений, частотой встречаемости. Социально-правовая значимость этой группы больных определяется малой эффективностью лечебно-реабилитационных мероприятий, существенным социально-экономическим бременем для общества. Умственная отсталость от собственно психических заболеваний отличается отсутствием прогредиентности, т.е. характерного для большинства других психических расстройств прогрессирующего нарастания тяжести болезненной симптоматики.

Распространенность. Данные о распространенности олигофрений противоречивы. По данным Всемирной организации здравоохранения (1995), умственная отсталость широко распространена во всем мире и обнаруживается у 1–3% населения, причем происходит накопление в населении лиц с врожденной умственной недостаточностью, что связывают, с одной стороны, с ухудшением экологической ситуации, загрязнением окружающей среды, а с другой – с повышением качества медицинской помощи и ростом выживаемости детей с пороками развития. По расчетам комитета экспертов ВОЗ, прогнозируется возможность сокращения частоты тяжелой умственной отсталости при сохранении общего числа больных (до 3–5% населения). Следует отметить, что чем выше социально-экономическая дифференциация общества, тем выше выявляемость умственной отсталости.

Причинами умственной отсталости выступают наследственные факторы и внешние вредные воздействия на плод во внутриутробный период его развития, во время родов и на ранних этапах развития ребенка. К внешним (экзогенным) причинам относятся: интоксикации, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания матери в период беременности, механические повреждения плода во внутриутробном периоде и во время родов, инфекционные или эндокринные заболевания ребенка на ранних этапах его жизни, приводящие к нарушению развития головного мозга. Возможно сочетанное воздействие наследственных и средовых факторов.

От умственной отсталости необходимо отличать задержки психического развития (патологические состояния, проявляющиеся недостаточным развитием интеллекта и психики в целом и связанные с неблагоприятными биологическими и социальными факторами на более поздних этапах развития ребенка, при этом сохраняется потенциальная возможность их дальнейшего развития). Отдельно рассматриваются и искажения психического развития (связанные с неравномерностью психофизического развития – например инфантилизмом, акселерацией и т.п.), которые объединяют патологию психического развития с изменением последовательности, темпа созревания психических функций (психический дизонтогенез).

В настоящее время известно порядка 300 различных наследственно обусловленных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью. Среди хромосомных аномалий можно назвать болезнь Дауна, формы, связанные с нарушением обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия).

Из внешних причин, которые могут оказать повреждающее воздействие на центральную нервную систему плода во внутриутробный период развития, наиболее важными считаются вирусные инфекции (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и т.д.). Имеются многочисленные данные о роли токсоплазмоза и сифилиса в возникновении умственной отсталости. Патогенное влияние на плод могут оказывать алкогольная и в особенности наркотическая интоксикация, различные медикаментозные средства, которые мать употребляла во время беременности. Вызывать повреждение мозга при врожденном слабоумии могут внутриутробное кислородное голодание (гипоксия) и родовая травма. К гипоксии плода и нарушению его развития могут привести тяжелые хронические заболевания матери во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, болезни крови, почек, эндокринные заболевания и т.д.). По данным различных авторов, удельный вес наследственно обусловленных форм умственной отсталости меньше, чем обусловленных внешними неблагоприятными воздействиями (экзогенных). Современный уровень знаний позволяет четко установить причину только для 35% олигофрений. Формы с неустановленной этиологией называют недифференцированными, или идиопатическими. Их доля будет снижаться по мере накопления научных знаний о причинах (этиологии) и механизмах развития (патогенезе) умственной отсталости. Таким образом, причины умственной отсталости многообразны и связаны с наследственными и экзогенно-органическими факторами. Патологическое состояние возникает в результате влияния одного из этих факторов либо в результате сложного взаимодействия многих патологических воздействий.

Клиника. Несмотря на кажущуюся простоту в диагностике, клиническая картина проявления умственной отсталости многообразна, что связано с различной степенью психического недоразвития и дополнительными психопатологическими проявлениями. Невзирая па недоразвитие всей психики, в первую очередь страдают эволюционно более молодые психические функции, такие как мышление и речь, а эволюционно более древние – элементарные функции психики, инстинкты – остаются более сохранными. Процессы мышления характеризуются слабостью абстрагирования с преобладанием конкретных связей и ассоциаций, невозможностью отвлеченного и недостаточностью логического мышления. Лишь при легкой степени умственной отсталости может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому и синтетическому мышлению.

Наряду с этим отмечается слабость активного, целенаправленного произвольного внимания, оно с трудом привлекается, легко рассеивается, слабо фиксируется, что в целом сужает восприятие, затрудняет анализ зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, поступающих из окружающей среды. Все это не позволяет больным активно и избирательно постигать, осознавать явления и свойства окружающего мира. Больные воспринимают внешние признаки предметов и явлений и не осмысляют внутренние логические связи, не понимают отвлеченные словесные построения. Все это затрудняет осмысленную ориентировку в среде, препятствует адекватному поведению больных в субъективно сложных ситуациях. Нарушения памяти носят диспропорциональный характер, в первую очередь страдает логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранной и даже гипертрофированной.

Недоразвитие высших психических функций отражается на развитии речи, которая формируется с запозданием, часто фонетически неправильная, с нарушениями грамматического строя, бедными, односложными фразами. Больные затрудняются в формулировании своих мыслей, испытывают трудности при освоении навыков чтения и письма, при этом уровень развития речи всегда связан со степенью интеллектуальной недостаточности. Неравномерностью развития отличается и эмоционально-волевая сфера. При относительной сохранности наиболее элементарных эмоций (проявления радости, злости, удовлетворения) высшие эмоциональные проявления, связанные прежде всего с морально-нравственными категориями, являются недифференцированными и недоразвитыми. Эмоциональные реакции вытекают из конкретных ситуаций и полностью ими определяются.

Волевая сфера характеризуется слабостью побуждений, безынициативностью, недостаточной самостоятельностью. Поступки часто импульсивны, нелогичны, недифференцированны, поведение больных определяется влечениями и аффектами, а также ситуационными обстоятельствами. Борьба мотивов, определяемая у психически здоровых людей морально-нравственными и интеллектуально-логическими категориями, у лиц с умственной отсталостью, как правило, отсутствует. В то же время указанные особенности зависят от глубины психического дефекта, выраженности эмоционально-волевых нарушений. Степень эмоционального дефекта и слабости волевых процессов, способность к продуктивной деятельности определяются глубиной интеллектуальной недостаточности. Так, при легких формах умственной отсталости недоразвитие психических функций может существенным образом не сказываться на повседневном поведении взрослых больных вследствие социального обучения, включенности их в элементарные социально-трудовые процессы, присмотру и патронажу со стороны родственников и медицинского персонала.

Нередко умственная отсталость проявляется недоразвитием двигательной сферы – угловатостью и недостаточной скоординированностью движений. Особенно это заметно при необходимости совершения тонких и точных движений, в жестикуляции и мимике. В соматическом состоянии могут отмечаться признаки общего физического недоразвития, диспропорциональность строения тела, гормональная недостаточность, нарушение темпов и сроков полового созревания. Неврологические проявления коррелируют с тяжестью поражения центральной нервной системы и отличаются разнообразием. У больных возможны общемозговые и очаговые органические неврологические симптомы вплоть до параличей, парезов, судорожных припадков.

Традиционно различают три степени психического недоразвития (по тяжести психических расстройств) – идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы умственной отсталости объединяет тотальный характер психического недоразвития с преимущественным поражением высших функций – интеллекта и мышления, а также относительной сохранностью более эволюционно древних инстинктивных функций человека.

Указанная градация была видоизменена в международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКВ-10), где умственная отсталость разделена на четыре категории по степени тяжести клинических проявлений. При этом разделению на две категории подверглась «средняя» степень умственной отсталости – имбецильность.

Комитет экспертов ВОЗ рекомендовал при составлении классификации умственной отсталости опираться на комплекс клинико-психопатологических характеристик, который должен включать в себя оценку особенностей психопатологической структуры и степени умственного недоразвития, социальную приспособляемость, наличие поведенческих нарушений. При этом использование интеллектуальных тестов и их статистическая обработка позволяют проводить деление умственной отсталости только на четыре уровня. Подобное деление и используется в современных классификациях с указанием диапазона показателя коэффициента интеллекта (IQ) в баллах. Следует отметить, что показатели коэффициента интеллекта, определяемые с помощью теста Векслера, имеют относительный характер, и на его результат могут оказывать влияние различные (в том числе культуральные) факторы. Поэтому оценка глубины умственной отсталости должна опираться прежде всего на клинические параметры.

Классификация глубины умственной отсталости в МКБ-10 выглядит следующим образом:

– легкая умственная отсталость (дебильность) – 50–69 баллов;

– умеренная умственная отсталость (имбецильность) – 35–49 баллов;

– тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) – 20–34 балла;

— глубокая умственная отсталость (идиотия) [1] . Умственная отсталость имеет большое социальное значение. Так, в местах лишения свободы лица с данной патологией составляют до 25–30% (тогда как в населении до 5%). Они часто помещаются в психиатрические стационары мест лишения свободы, являются злостными нарушителями режима. Среди лиц с умственной отсталостью отмечается большой рецидивизм – 70% совершают новые правонарушения или общественно опасные деяния в первый год после окончания срока отбывания наказания или отмены принудительного лечения и до 100% в течение 3 лет. Среди всех психически больных, признанных невменяемыми, больные олигофренией составляют 10–15%. Причем на момент совершения общественно опасного деяния только немногим более половины из них находились под наблюдением психиатра. Такой же процент больные с умственной отсталостью составляют среди пациентов психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение. Лица с умственной отсталостью часто становятся жертвами обстоятельств, жертвами правонарушений, их много среди потерпевших. Наиболее часто это несовершеннолетние девочки, которые легко становятся жертвами сексуальных правонарушений в силу их сниженной способности оказывать сопротивление.

Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью опирается па определение ее глубины в сопоставлении со способностью осознавать основные нормы социально значимого поведения. Лица с идиотией и имбецильностью (тяжелой и глубокой умственной отсталостью) крайне редко оказываются среди подэкспертных на предмет решения вопроса об их вменяемости, так как они пассивны, не способны к организованному поведению, находятся под постоянным надзором и крайне редко совершают общественно опасные действия. В силу пассивной подчиняемости они часто оказываются объектами сексуальных посягательств и потому могут направляться на судебнопсихиатрическую экспертизу на предмет определения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания. Грубый дефицит познавательной деятельности у лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, отсутствие у них представлений о себе как о самостоятельной личности и непонимание значения и противоправности своего поведения, а также сущности юридически значимых ситуаций определяют их невменяемость, недееспособность и неспособность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. При умеренной умственной отсталости (легких вариантах имбецильности) и переходных состояниях между дебильностью и имбецильностью – тяжелой дебильности экспертное решение также выносится в пользу невменяемости, так как даже если у данных лиц имеются ограниченный словарный запас, элементарные навыки самообслуживания и способность ориентироваться в несложных бытовых вопросах, у них отсутствует способность к осознанной морально-нравственной и нормативно-правовой регуляции своего поведения и осмыслению сущности и последствий своих поступков. При этом подобные пациенты нередко обладают способностью к хорошему механическому запоминанию и воспроизведению событий, свидетелями или участниками которых они были, что может определять заключение об их способности правильно воспринимать внешнюю сторону событий, имеющих значение для дела, и давать о них правильные показания.

Лица с легкой степенью дебильности, как правило, признаются вменяемыми, поскольку способны сознательно регулировать свое поведение в юридически значимых ситуациях, могут предвидеть последствия своих поступков. Наиболее сложной является судебно-психиатрическая оценка умеренно выраженной дебильности (хотя, как уже говорилось, разделение дебильности иа легкую, умеренную и тяжелую в официальных классификациях отсутствует). Несмотря на кажущуюся простоту диагностики и клинической картины, почти в 6% случаев из-за сложности определения способности лиц с дебильностью к произвольной регуляции своего поведения их судебно-психиатрическая экспертиза носит повторный характер. В таких случаях помимо определения глубины интеллектуального дефекта важное значение приобретает оценка особенностей эмоционально-волевой сферы. Констатация выраженных расстройств в виде эмоциональной возбудимости, неустойчивости, снижения контроля за своим поведением, моторной расторможенности, импульсивности (присущих больному постоянно либо появившихся в результате декомпенсации состояния), которые существенным образом снижают его способность к осознанной регуляции своего поведения в юридически значимой ситуации, может быть решающим аргументом в пользу невменяемости.

Необходимо отметить, что экспертные оценки в отношении лица с умственной отсталостью в течение его жизни могут меняться (как правило, в сторону вменяемости). Так, у больных в период полового созревания (до 18–20 лет) умственная отсталость может осложняться выраженными эмоционально- волевыми расстройствами, что дает основания для судебно-психиатрических выводов в пользу невменяемости. В последующем, с возрастом, психическое состояние этих больных может характеризоваться положительными динамическими сдвигами, проявляющимися не столько формальным увеличением знаний и относительным расширением кругозора, сколько сглаживанием присущих ранее эмоционально-волевых расстройств, появлением критичности, возможности прогнозировать свое поведение, устойчивым характером социальной адаптации, что может давать основание для изменения экспертных оценок. Возможно признание лица с умственной отсталостью вменяемым в отношении одного правонарушения и невменяемым в отношении другого (совершенных за один временной период). Известен случаи, когда в США олигофрена признали невменяемым в деле об уплате налогов (так как процесс уплаты налогов для дебила непостижим), однако если бы имела место кража, то его признали бы вменяемым.

При решении вопроса о дееспособности-недееспособности лиц с умственной отсталостью в соответствии со ст. 29 ГК судебнопсихиатрические эксперты выносят решение о недееспособности всех подэкспертных, страдающих олигофренией в степени идиотии и имбицильности. Аналогичная экспертная оценка выносится и в случаях тяжелой дебильности. Подэкспертные с более легкими степенями дебильности, как правило, признаются дееспособными. Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.

При решении о неспособности лица с умственной отсталостью осознавать фактический характер своих действий и руководить ими большое значение приобретает выбор меры медицинского характера. В стационарном принудительном лечении нуждаются умственно отсталые лица, представляющие общественную опасность в связи с расстройствами эмоционально-волевой сферы в виде возбудимости, аффективной неустойчивости, импульсивности, расторможенности. Меньшую общественную опасность представляют вялые, безынициативные, инертные больные, совершившие правонарушения в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Лечебно-реабилитационные мероприятия в период принудительного лечения сводятся не столько к медикаментозному лечению, сколько к медико-педагогическим и социально-реабилитационным мероприятиям. Основной критерий для прекращения принудительного лечения больных с умственной отсталостью – коррекция поведенческих нарушений под влиянием дисциплинирующего режима больницы и воспитания трудовых навыков.

  • [1] Число лиц с умственной отсталостью среди проходивших судебно-психиатрическую экспертизу в России за последнее десятилетие остается достаточно стабильным и составляло в 2009 г. 29% среди лиц, признанных невменяемыми, и 23,7% среди вменяемых. При этом среди тех, кто подпадал под действие ст. 22 УК, умственно отсталые составили 39,7%, разделив по данному показателю первое место с лицами с органическими психическими расстройствами (40,9%) [Мохонько, Муганцева, 20101.

studme.org

Это интересно:

  • Победим ли невроз Виналайт - нанотехнологии, созидающие любовь Звоните: +7-916-324-27-46, +7 (495) 758-17-79, Татьяна Ивановна skype: stiva49 Н евроз (расстройство нервной системы) Неврозы представляют собой группу благоприятно протекающих заболеваний, в основе которых лежат обратимые нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы […]
  • Лечение булимии екатеринбург Лечение булимии в Екатеринбурге у специалистов высочайшего уровня в области пищевых расстройств Наша цель - научить Вас есть так, как Вы хотите и при этом иметь такой вес, который Вы хотите! Клиника восстановления пищевого поведения Анны Назаренко EATING DISORDERS RECOVERY CLINIC - это единственная в России и странах […]
  • Заикание в санкт петербурге Лечение заикания, логоневроза в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: статистика и возможности. (Видео) Как лечить заикание, логоневроз в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в домашних условиях Статистика нуждающихся в лечении заикания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включая детей, […]
  • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
  • Вивасан от депрессии Ароматы от весенней депрессии. Весна — время пробуждения природы, переломный момент года. Нам бы радоваться ее приходу, а не впадать в депрессию (кстати, по мнению психологов, именно весенняя депрессия труднее всего поддается лечению). Если же вы в течение длительного периода не можете избавиться от подавленного […]
  • Слабоумие по английски слабоумие раннее 1 слабоумие 2 раннее слабоумие 3 самое раннее слабоумие 4 раннее слабоумие 5 самое раннее слабоумие 7 раннее антитело 8 раннее иммунное антитело 9 слабоумие старческое слабоумие — dotage 10 раннее обнаружение 11 слабоумие 12 слабоумие 13 слабоумие 14 приобретенное слабоумие 15 раннее […]
  • Методы понижения уровня стресса Способы снижения уровня стресса Ваш личный психолог в Краснодаре +7 918 41-67-909 sklyarovayana [email protected] Краснодар, ул. Аэродромная, 37 Способы снижения уровня стресса В век глобализации, современного ритма жизни мы постоянно вынуждены делать все больше за меньшее время - стресс является обычным […]
  • Избавляю от невроза Любовь Никитина Работаю с людьми лично и по скапу, разных возрастов и полов, разных национальностей, рас и вероисповеданий, разных уровней и социальных статусов, разных стран и континентов (да поможет нам Skype! 🙂 Чем я полезна? Нестандартные легкие методики работы дают мгновенные результаты и улучшают состояние. Я […]