Заикание психологические особенности

Заикание психологические особенности

Психологические аспекты заикания

Проблему заикания невозможно рассматривать без комплексного и всестороннего подхода, объединяющего области логопедии, неврологии, психологии, психиатрии и психотерапии. Именно роли психологии и психотерапии в преодолении заикания и посвящается эта статья. Любой специалист при работе с пациентом должен учитывать психологию контакта, психологические аспекты взаимодействия людей с заиканием с окружающими их людьми, поведенческие и психоаналитические предпосылки заикания, как системного невроза.

В пользу данного подхода выступают результаты проводимого на нашем сайте опроса (исключающего возможность одному и тому же пользователю дважды отвечать на вопрос). Вопрос звучал следующим образом: «Пожалуйста, если Вы заикаетесь, ответьте на следующий вопрос: Заикаетесь ли Вы «наедине с собой» (при размышлении или чтении вслух, при разговоре с животными, в ситуациях, когда никто из людей вас не может услышать) ?».

Результаты получились следующими:

• Да, также как и всегда – 36 голосов (5,11%)
• Значительно меньше – 176 голосов (25%)
• Нет, не заикаюсь – 482 голоса (68,47%)
• Затрудняюсь ответить – 10 голосов (1,42%)

Причём результаты опроса, проводимого на англоязычной аудитории полностью коррелируют с вышеприведенными.
Этот факт является неоспоримым, многие специалисты его знают, однако в литературе, на наш взгляд, он не получил должного отображения и развития. Практически, во многих учебниках и монографиях по заиканию нет даже упоминания об этом… Работая со взрослыми пациентами с проблемой заикания мы спрашивали– «Ранее, при обращении к специалистам, задавался ли вам вопрос относительно заикания в ситуации «наедине с собой»? Ни один пациент не ответил утвердительно! Причём данные иностранной литературы также скудны по поводу этого факта. Изучив более ста иностранных научных статей, посвящённых проблеме заикания, только в публикациях кафедры психологии Северо-Ирландского Университета я нашел упоминание о том, что «некоторые заикающиеся не испытывают проблемы с речью вне общения»…

Почему это происходит? Возможно, из-за недостаточного понимания глубинных механизмов заикания и невозможности дать правильное объяснение этому факту. Ведь что значит, что подавляющее большинство людей с заиканием не испытывает проблемы с речью «наедине с собой» или при разговоре с животными? Это свидетельствует в первую очередь о том, что заикание является невротическим защитным механизмом в процессе психологического контакта. И каждый подобный защитный механизм обладает своей собственной невротической защитой направленной против преодоления проблемы. Большинство людей с заиканием в своей проблеме видят только верхушку айсберга, абсолютно игнорируя подводную, подсознательную часть. Многие люди с заиканием на приёме говорят о том, что у них проблема только с заиканием, а психологически они чувствуют себя прекрасно – при этом объективно можно наблюдать признаки сильнейшей тревоги: пациент находится в напряжении, смотрит в сторону, дыхание неровное, пульс сильно учащён, тело зажато. Но пациент всё равно будет утверждать, что психологически он чувствует себя нормально. Отчасти он прав – состояние хронического стресса при общении стало для него нормой уже давно и сейчас он даже не в состоянии представить себе, как это — чувствовать себя спокойно и расслаблено в момент беседы, контакта с другим человеком.

Многие специалисты сталкивались в своей практике с проблемой «возврата заикания», когда плодотворная и целенаправленная работа приводила к преодолению заикания, пациент начинал свободно общаться не только на группе, но и в жизненных ситуациях.… Однако, через некоторое время (когда пациент, поверив в окончательное преодоление заикание, уже перестал посещать занятия и логопедическую группу), несмотря на ранее достигнутый эффект все возвращается «на круги своя», и пациент вновь предстаёт на пороге кабинета с тем же самым заиканием, с которым пришёл впервые… Это свидетельствует о том, что проблема заикания, действительно, имеет глубокие психологические корни и вовлекает всю личность человека, его характерологические и личностные особенности, требующие в первую очередь системного подхода…

Что происходит, когда человек с заиканием включается в систему взаимоотношений с другими людьми, и в этой системе, директивно и беспрекословно, снимаются его защитные психологические барьеры? Правильно, заикание тут же проходит. Гипноз, Кашпировский, Дубровский, тренинги EST, религиозные секты, колдуны и маги, бабушки-гадалки – любое директивное включение человека в мощную, подавляющую его индивидуальные защитные реакции систему приводит к редуцированию заикания, как будто его и не было. Однако, стоит пациенту выйти из этой системы, вернуться домой — в привычную среду психологических взаимоотношений и контактов, как через 2-3 недели заикание возвращается на место. Психоаналитически, этот феномен объясняется родительским трансфертом — переносом на директивную систему глубинных детских ожиданий родительской поддержки. Тренер, гипнотизёр, группа, секта становятся при этом любящим и принимающим родителем, у пациента практически сразу появляется базовое чувство безопасности, ощущение спокойствия и расслабленности, чувство, что его принимают и поддерживают и заикание исчезает.… Но только на момент нахождения пациента в директивной системе. Окружающий мир предоставляет для него слишком много свободы, слишком много ответственности, слишком много опасностей и по возвращению в этот мир (выходу из системы) пациент снова прибегает к старым защитным механизмам (заиканию).

Приведу пример с пациенткой, у которой заикание быстро и полностью прошло после телесеанса Кашпировского. Однако, через 2 месяца, после прочтения разоблачительной статьи о Кашпировском заикание также резко вернулось. Глубинное, подсознательное доверие к системе – будь то окружающая пациента Реальность или директивная система находится в основе базового чувства безопасности, которое в свою очередь обуславливает спокойное и расслабленное существование и взаимодействие человека с окружающим…

Вопрос, как развить у пациента это базовое чувство безопасности, вызвать доверие к окружающему миру? Вопрос больше психотерапевтический, и именно он решает основную проблему заикания. У большинства детей, по мере взросления и накопления опыта чувство безопасности и доверия к миру развивается само, поэтому взрослых с заиканием намного меньше, чем детей. Ребёнку многое может дать родительская поддержка, поэтому специалисту важно уделить особое внимание общению с родителями маленького пациента, постараться понять и выявить дефицит родительской поддержки у ребёнка с заиканием…

Никакая часть размещённых на этом сайте материалов ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, если на то нет письменного разрешения владельцев авторских прав.

www.zaikanie.ru

2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);

3) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;

4) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;

5) недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр. (Об особенностях экспрессивной речи у заикающихся детей писали Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, А.В.Ястребова и др.).

Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

pedlib.ru

Независимый сайт о заикании

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.

Г.Д.Неткачев (1901, 1909, 1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание (!) расстройства их речи» . По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, . что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии» .

Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, А.М.Смирнова, Н.А.Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф.Г.Штоккерт (1927), а затем М.И.Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится.

Этой же точки зрения придерживался М.Е.Хватцев, который писал: «. первичное спотыкание от травмы (шока) — еще не заикание. Это расстройство координации. Но когда у ребенка надолго остаются воспоминания о шоке и мысль, что он может снова споткнуться, то есть когда происходит фиксация внимания на спотыкании (подчеркнуто нами — В.С), тогда начинается развитие действительного заикания, ибо в тот момент все усилия артикулировать бесплодны. С возникновением психопатологических моментов заикание из простого расстройства координации превращается в невроз» .

Здесь уместно вспомнить слова С.Н.Давиденкова о том, что «одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», есть «чувство собственной неполноценности», а чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, в вследствие этого симптом еще усиливается и еще более проковывает к себе внимание больного» .

Отечественный психолог Н.И.Жинкин (1958), рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе» .

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

stuttering.su

Особенности детей с заиканием

2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

Физические проявления заикания у ребенка

Физические особенности детей с заиканием проявляются речевыми судорогами. Во время разговора возникает спазм мышц артикуляционного, дыхательного или голосового аппарата (губы, язык, голосовые связки и т.д.), длящийся от долей секунды до 1 — 1,5 минут. Не исключены и другие симптомы со стороны ЦНС: нервный тик, вздрагивание, нарушения моторики, скованность, дискоординация, холодный пот и т.д.

Характерное для заикания явление — двигательные уловки: ребенок прибегает к движениям, которые помогают ему скрыть запинки или облегчить речь. Когда заикающийся говорит, он может шмыгать носом, топтаться с ноги на ногу, сжимать кулаки, топать ногой, стучать, стараясь преодолеть спазм и т.д. Со временем закрепляется стойкая взаимосвязь между вспомогательным движением и речевым высказыванием: одно без другого не получается.

Особенности речевого поведения у заикающихся детей

Заподозрить у ребенка заикание на начальном этапе позволяют следующие признаки:

  • лишние звуки перед словами;
  • повторяющиеся слоги и слова;
  • паузы в середине слова;
  • заминка в начале фразы;
  • речь на вдохе;
  • речь с прерывистым выдохом.
  • Что делать, если ребенок начал заикаться? Как можно быстрее обратитесь к психоневрологу и логопеду. На первой стадии ребенок еще не понимает, что с его речью что-то не так. Пока у него нет фиксации на дефекте, шансы исправить заикание составляют более 90%.

    Чем больше «стаж» нарушения, тем больше заметны особенности речевого развития у детей с заиканием. Ребенок понимает, что его речь не такая, как у всех, и начинает стесняться своего дефекта. Для маскировки заикания дети стараются избегать «трудных» звуков, используют речевые уловки. «Лишние» слова, звуки и фразы («э», «ну», «вот» и т.д.) становятся постоянным спутником речи заикающегося ребенка. Это — его «палочка-выручалочка», помогающая начать фразу и скрыть недостаток.

    Психолого-социальные особенности детей с заиканием

    С возрастом психологические особенности и проблемы детей с заиканием усугубляются: ребенок стыдится своего дефекта, старается меньше общаться, избегает публичных выступлений. Опасение, что его не поймут, формирует страх речи и неуверенность в себе.

    Встречается особо болезненная фиксация на заикании — психологическая особенность детей, особенно подростков. Ребенок слишком зациклен на своей проблеме: его преследуют жгучий стыд, переживания о некрасивой речи, мнительность, ощущение неполноценности.

    Особенности общения заикающихся детей

    У ребенка при заикании неизбежно формируются особенности общения. Обидчивость, плаксивость, замкнутость, упрямство — нередкие спутники дефекта речи у детей. От собеседников требуются спокойствие, четкая правильная речь, доброжелательные интонации, мягкая настойчивость. Это обусловлено особенностями поведения ребенка при заикании: во время диалога он проявляет настороженность, склонен к негативной оценке жестов и мимики, а это увеличивает нервозность и частоту речевых ошибок.

    Специалисты Центра коррекции речи «Арлилия» в своей работе проявляют индивидуальный подход к каждому пациенту. Методика, созданная профессором Л.З. Арутюнян, учитывает все особенности общения и психологии детей с заиканием. Занятия проводятся как в мини-группах (не более 3-х человек), так и персонально, в зависимости от потребностей ребенка.

    В процессе лечения маленькие пациенты осваивают плавную речь и уверенно применяют этот навык вне стен Центра — благодаря целенаправленному развитию активного речевого поведения. По окончании курса ребенок в течение года получает квалифицированную поддержку для закрепления результатов терапии.

    Психология заикания

    По мнению большинства специалистов, проблема заикания требует всестороннего комплексного подхода, который объединяет области логопедии, психологии, неврологии и психотерапии. Работа с пациентом по преодолению речевого дефекта должна осуществляться с учетом его психологических особенностей, а также аспектов взаимодействия с окружающим миром.

    Психологические особенности заикания были отмечены еще в трудах Плутарха и Авиценны, а в XIX веке мнение ученых стало практически единогласным — психическая сфера играет огромную роль в возникновении и дальнейшем развитии дефекта. Известный ученый, психиатр И.А.Сикорский утверждал, что заикающимся людям присущи следующие свойства психики:

    • чрезмерная впечатлительность;
    • робость, застенчивость;
    • яркость фантазий;
    • боязнь публичных выступлений и т.д.
    • А в XX веке ученые пришли к пониманию того факта, что психологические особенности заикающихся детей проявляются уже в раннем возрасте, и играют огромную роль при коррекции речевых нарушений.

      О правильности комплексного подхода к лечению заикания говорят результаты теста, проведенного среди людей с дефектами речи. Около 70% опрошенных утверждают, что совершенно не заикаются, когда находятся в одиночестве (например, при чтении или размышлении вслух, разговоре с животными). Еще 25% заявили, что заикание в такой ситуации проявляется значительно меньше, и только 5% не заметили никаких различий в собственной речи на публике и наедине с собой.

      Основные эмоциональные (психологические) причины заикания

      На возникновение речевого дефекта могут оказать влияние следующие эмоциональные факторы:

      1. Испуг или любой другой сверхсильный раздражитель (это может быть и чрезмерная радость). Нормальное функционирование нервной системы заключается в постоянной смене взаимосвязанных процессов: возбуждения и торможения. Если же ребенок испытывает сильные эмоции, происходит перевозбуждение нервной системы, что нарушает баланс между двумя процессами. Внешне это может проявиться как заикание. При этом, чем сильнее раздражитель и чем слабее нервная система ребенка, тем выше вероятность развития дефекта речи.
      2. Перенапряжение процесса торможения центральной нервной системы. У ребенка, который вынужден длительное время скрывать свои эмоции, чувства, переживания, баланс нервной системы нарушается из-за перенапряжения процесса торможения. Результатом этого также может оказаться психологическое заикание, при лечении которого важно уделить внимание коррекции взаимоотношений ребенка с близкими людьми.
      3. Противоречивое воспитание. Ситуации, когда родители предъявляют к ребенку противоположные требования, встречаются нередко. Малыш при этом теряется, не понимает, кого слушать, какую линию поведения выбрать. А следствием такого поведения может оказаться формирование речевых нарушений.
      4. Завышенные ожидания. Проблемы могут возникнуть и у тех детей, которые вынуждены отвечать завышенным ожиданиям взрослых. Опасения не соответствовать предъявляемым требованиям вызывают сбой в нервной системе малыша и, как результат, возникновение заикания.

      Важно понимать, что именно знание психологии заикания и заикающихся помогает специалистам разрабатывать надежные методики работы по исправлению речевых патологий.

      В частности, в речевом центре «Арлилия» работа с клиентами осуществляется с учетом их психологических особенностей и предполагает наличие консультаций с психотерапевтом, а также занятий, способствующих повышению самооценки, социальной адаптации.

      www.arlilia.ru

    Это интересно:

    • Мучает депрессия Сложно начать, да всего и не объяснить, поэтому начну с настоящего. Сейчас я работаю, учусь в аспирантуре, женат, деньги есть. Несмотря на это, меня жутко мучает депрессия, забирает все силы и толкает к наркотикам либо самоубийству, изо дня в день терпеть такое мучение на ровном, казалось бы, месте […]
    • Паранойя квест барнаул Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар в Барнауле [КВЕСТ ЗАКРЫТ] Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар ЗАКРЫТ Ночные кошмары снова возвращаются! Самое время проснуться! Но как это сделать, если все вокруг - не сон? Фредди. Новый кошмар - ужас наяву! Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар — открыт в Барнауле компанией Паранойя. […]
    • Эффективное лечение заикания у взрослых Логоневроз (заикание): эффективные методы лечения в домашних условиях Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению: Дыхательная гимнастика […]
    • Пол и возраст шизофрения Еще Е. Kraepelin (1898) отметил, что 24 % больных заболевают в возрасте 10—19 лет, а более половины — до 30 лет (отсюда и данное им заболеванию название — раннее слабоумие). Эпидемиологические исследования обычно определяют заболеваемость не по биологическим периодам, а по возрастным интервалам в 5 или 10 лет. По […]
    • Квесты клаустрофобия вконтакте Клаустрофобия/ Убежище | Квесты | Чебоксары 1 260 записей предложить новость Друзья, у нас для вас 2 новости: плохая и хорошая. ПЛОХАЯ. 20 июня квесты Клаустрофобии закрываются на реконструкцию. ХОРОШАЯ. С 10 по 20 июня вы сможете пройти наши квесты по ценам, которых не было и не будет! 350 рублей с человека (при […]
    • Отделение неврозов яхрома отзывы Московское областное отделение неврозов №8 открыто в 1978 году в двух зданиях (бывшего родильного дома и бывшего детского отделения) на 75 коек (в 2010 году сокращено до 55 коек), расположенных на территории Яхромской городской больницы на расстоянии 2,5 км от основных корпусов МОПБ №9 по адресу: 141840, Московская […]
    • Международный день борьбы с анорексией 16 ноября Международный день борьбы с анорексией. Сегодня 16 ноября : Международный день борьбы с анорексией. С 16 ноября 2005 года отмечается Международный день борьбы с анорексией. В 2007 году во Франции одобрили законопроект о пропаганде в средствах массовой информации чрезмерной худобы. Нарушившие его […]
    • Отделение неврозов екатеринбург серафимы дерябиной Специализированные больницы Список организаций профильного направления: Психиатрическая больница № 3 Россия, Россия, Свердловская область, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Калинина, 13 ГБУЗ Со Психиатрическая больница № 7 поликлиника наркологического диспансера Россия, Свердловская область, Нижний Тагил, […]