Заикание у детей в школе

Заикание – не приговор!

«Н аш малыш заикается!» – с такой проблемой родители могут столкнуться не только в самом нежном возрасте любимого чада, лишь начинающего говорить, но и в более старшем, когда ребенок совершенствует свои речевые и коммуникативные навыки. Это достаточно распространенный сегодня недуг, что, однако, не уменьшает его серьезности. Его лечение требует не только помощи логопеда, невролога, психолога, но и терпения родителей, их внимательности и любви.

Заиканием называется нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое вызывается судорогами в различных частях речевого аппарата. При этом в речи ребенка наблюдаются вынужденные остановки или неоднократные повторения отдельных звуков и слогов. Чаще всего такие проблемы возникают в возрасте от 2 до 5 лет, но бывает, что ребенок начинает заикаться в начальной школе.

Главный «враг» заикания малыша – внимательность родителей. Чем раньше они заметят, что у ребенка появились проблемы с речью, тем успешнее будет лечение, тем меньше времени оно займет. Родители должны насторожиться, ЕСЛИ:

  • общительный ребенок вдруг внезапно замолкает, отказываясь говорить (успев обратиться к специалисту до появления после молчания речи, которая наверняка будет сопровождаться заиканием, его можно предотвратить);
  • в начале фразы или перед отдельными словами малыш употребляет лишние звуки (как правило, гласные А, И);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале предложения;
  • делает вынужденные остановки в середине фразы или отдельного слова;
  • испытывает затруднения перед началом произнесения фразы.
  • Причиной появления заикания специалисты называют ослабленность центральной нервной системы. Поводы же к проявлению речевого дефекта могут быть самыми разными. Иногда его провоцирует ряд инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто он появляется после испуга или стрессовой ситуации. Психологической предпосылкой может стать также постоянное грубое или несправедливое отношение взрослых к малышу. Выход мамы на работу, когда ребенка оставляют с чужими людьми (даже если это суперняня с отличными рекомендациями и многолетним опытом работы), тоже один из поводов к появлению недуга. Как и переезд на новую квартиру, ухудшение материальной стороны жизни, смена режима и т. д. Нередко мамы удивляются, что ребенок, который начал говорить раньше своих сверстников, вдруг стал заикаться. Но это-то как раз объясняется просто. Малыш еще не умеет выстраивать фразу, он подбирает нужное слово, одновременно связывая его значение со звуковым образом, поэтому такому«говоруну» нужно помогать в затруднительных речевых ситуациях, не ожидая вундеркиндской реакции.

    Негативные последствия может иметь и такая до боли всем знакомая ситуация. Родители слишком активно радуются успехам детей, просто «купают» их в стихах и сказках и при этом постоянно просят, даже требуют: «Расскажи стихотворение, повтори сказку», – заставляя работать малыша «на публику». Если ребенок относится к категории «молчунов», он рискует заполучить заикание в период бурного развития речи, когда формируется активный и пассивный словарный запас, идет процесс соотношения слов с предметами окружающей действительности. Заикание может возникнуть также в случае медленного формирования моторной сферы малыша. Это проявляется неловкостью, неумелыми действиями по самообслуживанию; такие ребятишки вяло пережевывают пищу.

    Да и в процессе игры или домашних занятий можно легко увидеть, что мелкая моторика развита в недостаточной степени. Знание всех этих причин, наблюдательность и внимательность со стороны взрослых членов семьи могут помочь своевременно заметить проблему, а значит, вовремя обратиться к специалистам. Причем потребуется не только логопед, но и невролог, психолог: лечение должно быть комплексным и, еще раз повторюсь, своевременным – чем раньше оно начато, тем быстрее появится результат.

    Чаще всего лечение включает в себя режим молчания, специальную логопедическую ритмику, замедление темпа речи, голосовые упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, задания на развитие мелкой моторики. Сопутствующие методы – лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры. Плюс индивидуальное лечение невролога и занятия с психологом.

    Логопеды любят рекомендовать режим молчания. Этот простой прием на самом деле очень эффективен. У малышей с заиканием и детей из «группы риска» нервная система очень ослаблена, поэтому для них важны щадящий общий и речевой режимы, индивидуальный подход и спокойная атмосфера в семье. Плюс к этому полезен целый ряд ограничений.

    Во-первых, для чтения нужно выбирать только те книжки, которые соответствуют возрасту малыша. На ночь категорически запрещено (не только детям с речевыми проблемами, но и обычным) чтение сказок, в которых присутствуют страшные персонажи: ребенок будет бояться увидеть Лешего или Бабу Ягу, что может вызвать чувство постоянного страха.

    Во-вторых, стоит ограничить просмотр телевизора. Ограничения касаются вечернего времени, длительности просмотра и передач, не соответствующих возрасту.

    В-третьих, психологи не рекомендуют исполнять любые прихоти ребенка. Привыкнув к излишнему вниманию к своей персоне, он может получить настоящую психическую травму из-за какого-то даже незначительного противоречия, например отказа в покупке игрушки. Требования, которые взрослые предъявляют малышу, должны быть четкими, всегда одинаковыми и постоянными со стороны всех членов семьи и близкого окружения, а самое главное – соответствующими возрасту.

    В-четвертых, «тихий» режим должен распространяться на все культурно-массовые мероприятия. Как в обычные дни нельзя перегружать неокрепшую психику огромным количеством впечатлений и эмоций (чтение, мультики, просмотр телепередач, прогулка в парке, поход на аттракционы), так и особенно после перенесенного заболевания. Если режим нарушается, заикание может вернуться. И последнее. В качестве наказания никогда нельзя оставлять ребенка одного в помещении, особенно если оно плохо освещено: можно заставить малыша просто спокойно сидеть на стульчике, лишить участия в игре, но не запугивать.

    Что делать и чего не делать

    Если маленький школьник заикается, родителям необходимо наладить постоянный контакт с учителем – с тем чтобы он, проявляя к особенному ребенку максимум участия и чуткости, не фиксировал внимание (своего и детского) на недостатке. Вы можете деликатно напомнить учителю, что в ситуации диалога его речь должна быть четкой, плавной, неторопливой, но не по слогам и не нараспев.

    Важно также регулярно создавать такие ситуации, чтобы заикающийся ребенок общался с хорошо говорящими сверстниками: по подражанию можно научиться говорить плавно и выразительно. Для ребенка с заиканием нежелательны подвижные и шумные игры на переменах. Его лучше вовлекать в хороводные игры или деятельность, требующую коллективных ответов.

    Бейте тревогу, если учитель вызывает малыша с речевой проблемой первым к доске. Этого делать нельзя! Ему лучше предложить выполнить индивидуальное задание, провести опрос в парах, проверить знания при помощи консультанта, в роли которого выступает одноклассник. Если же необходимость индивидуального монологического ответа налицо, спрашивать особенного ребенка надо после хорошо ответившего ученика. Если у малыша именно начало фразы вызывает заикание, попросите учителя постараться разрешить затруднительную ситуацию подсказкой.

    Помогая произнести начало фразы, отвлекая внимание заикающегося школьника другим вопросом, не давая возможности говорить с запинками, умный учитель создаст ситуацию успеха для такого ученика. А это само по себе является залогом успешной борьбы с недугом и формирования адекватной самооценки. Для особенного ребенка очень важны занятия музыкой и пением: когда дети поют, они, как правило, не заикаются. Систематические музыкальные занятия способствуют развитию речевого дыхания, правильного чувства темпа, ритма. На школьных праздниках малышу важно дать возможность спеть в хоре: так его недостаток не будет подчеркнут, а уверенность в собственных силах возрастет многократно.

    Если ваш малыш заикается, ваша задача – не акцентировать внимание на дефекте речи. Когда вы разговариваете, расставляйте акценты внимательно– показывайте ребенку, что вы заинтересованы в том, что он говорит, а не как. Психологи советуют родителям сохранять контакт «глаза в глаза», когда ребенку трудно говорить, не перебивать (иногда лишь помогать начать) и давать заканчивать мысль. В домашней обстановке важно и самим взрослым следить за своей речью: сохранять размеренный темп, останавливаться после каждого вопроса, число которых также должно быть ограничено.

    В диалоге с ребенком надо стараться говорить медленнее, чем с взрослым, короткими предложениями. Ребенок не должен быть в привилегированном положении только по причине появления заболевания – общие семейные правила для него никто не отменял. Но сам образ жизни придется старательно выверять: никакой суеты, постоянный режим дня, хорошо спланированные выходные дни и совместные семейные мероприятия.

    Не впадайте в крайности в отношении заикания. Не относитесь к дефекту как к глобальной проблеме, чтобы ребенок не перехватил это настроение, но и не настраивайтесь на быстрое устранение проблемы. Лечение, повторюсь еще раз, должно быть комплексным – только логопед помочь не сможет. В его компетенции – исправить произношение, избавить от «видимого» заикания, но внутренними проблемами нервной системы пусть займется невролог. Да и консультации психолога тоже необходимы: заикание влечет за собой стеснение, трудности с установлением контактов в группе сверстников, нежелание быть на виду и прочие проблемыпо части этого специалиста.

    1roditeli.ru

    Как работать с заикающимися детьми?

    «По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.

    Заикание — одно из наиболее распространенных нарушений речи, выражающееся в том, что человек, ребенок или взрослый, испытывает трудности в произношении речи: многократно повторяет слоги или слова, тянет их, не может начать речь, делает длительные паузы.

    Заиканием начинает появляться у детей с 2-4 лет, позднее у некоторых оно проходит, но возможно и повторное появление заикания в подростковом возрасте. Взрослые, страдающие заиканием, как правило, имеют это нарушение с детства.

    Заикающиеся могут «помогать» себе при разговоре: щуриться, поворачивать голову, делать движения руками, ногами и т.п.

    Типы заикания

  • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
  • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.
  • Также возможно сочетание этих типов.

    Почему возникает заикание?

    Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

    Проблемы заикающихся детей в школе

    Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.
  • Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

    Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

    Работа учителя с заикающимися детьми

    Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).

  • Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
  • Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
  • Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
  • К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
  • Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
  • Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
  • Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
  • При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.
  • При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.

    Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.

  • Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
  • Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
  • Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
  • Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.
  • Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

    В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.

    pedsovet.su

    Заикание у детей: причины и лечение

    Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

    Что такое заикание?

    Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

    Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

    Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

    Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

    У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

    Причины заикания

    Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

    При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

    Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

    1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
    1. Психологические причины:
      • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
      • потеря близких;
      • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
      • выраженное чувство обиды, ревности;
      • желание привлечь внимание родителей;
      • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
      • Социальные причины:
      • чрезмерная родительская строгость;
      • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
      • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
      • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
      • перевод малыша в другой детский сад или школу;
      • переезд на другое место жительства.

      К провоцирующим факторам можно отнести:

      • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
      • семейные неурядицы и скандалы;
      • проблемы в школе;
      • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
      • период прорезывания зубов и переходный возраст;
      • нарушения эндокринной системы;
      • инфекционные заболевания.
      • Тактика поведения родителей

        При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

        Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

        Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

        Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения, облегчить социальную адаптацию.

        Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

      • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
      • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
      • можно разучивать с ребенком песни;
      • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
      • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
      • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
      • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
      • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
      • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
      • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.
      • В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

      • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
      • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
      • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
      • короткие слова и фразы выговариваются легко.
      • Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

        Лечение заикания

        Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

        Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

        Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

        Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

        Существует достаточно много методов лечения заикания :

      • логопедические уроки;
      • дыхательные упражнения;
      • компьютерные программы;
      • точечный массаж;
      • лечение гипнозом;
      • медикаментозное лечение;
      • общеукрепляющее лечение.
      • На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

        Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

        Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

        При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

        Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

        Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

        Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

        Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

        Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи. Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

        Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций. Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку. Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости. Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка). Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

        Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

        Резюме для родителей

        Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным. Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша. Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

        В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

        myfamilydoctor.ru

        Форум о заикании

        Stuttering — Независимый сайт о заикании

        Школы для детей с нарушением речи — ваше мнение?

        Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
        Модераторы: Inkognito, Skif

        Я всегда считал и считаю — если ты считаешь себя нормальным человеком — будь с нормальными людьми. Не позволяй себе хоть какие-то поблажки из-за заикания — ни спец.школ, ни откоса от армии, ни только письменных ответов в школе-институте ни-че-го.
        Если же ты считаешь себя инвалидом, «дефективным» — что ж, используй заикание как щит, холь его и лелей, оно же твоя защита от напастей. И живи, мучаясь и завидуя «нормальным» людям и тем людям с заиканием, которые живут как нормальные люди и являются нормальными людьми, а не инвалидами.

        И дело здесь не в степени заикания, как может показаться.

        Призываю и родителей заикающихся детей задуматься, прежде чем отдавать в спец.интернаты и спец.школы.

        От заикания там не лечат. Кого вы хотите выпустить в свет, во взрослую жизнь:
        инвалида с его инвалидскими радостями — пенсией, неадаптированностью в коллективе и проч. и проч.

        нормального человека с определенными проблемами в речи. (которые вовсе не означают, что он даун и, слава богу, многие это понимают).

        Это мое мнение. И я на нем серьезно стою. Этот вопрос для меня является важным.

        Однажды прозревший — не примерит цепей

        К сожалению, да. И вышла оттуда в таком состоянии, что меня потом полгода в военной медицинской академии откачивали таблетками. Хотя — надо мной никто никогда не смеялся, все старались относиться с понимаем (но разве переживания постоянно молчащего человека можно понять?). Невозможность реализоваться и при этом постоянно видеть, что все легко могут то, что Я не могу чисто физически — это убийственно.

        Хотя, основой моих серьезных проблем стала не школа как таковая, а мои психологические экзерсисы с настроями Сытина, в результате которых Я решила вести себя как нормальный человек, на самом деле являясь человеком с серьезным дефектом речи и нестабильной нервной системой. Вот и получился такой плачевный результат. Если б Я тогда осознавала. что каждый сверчок должен знать свой шесток и нефиг прыгать выше головы — то, наверное, и в простой школе мне было бы неплохо. До 15 лет, когда меня на уроках не спрашивали, и Я была на особом положении, Я серьезных проблем с психикой не чувствовала. Проблемы начались, когда Я по собственной инициативе (как теперь вижу — по дурости) отменила все свои привилегии. До этого была просто всем известная заикливая жизнь, когда знаешь ответ, хочешь ответить, но сидишь и молчишь, и в столовке просишь подруг попросить свой обед.

        LIANA , я с тобой кардинально не согласен. Точнее — я не думаю, что в школе-интернате в твоем тогдашнем состоянии было бы лучше.

        Наверное — что-то еще зависит от общего психического состояния ребенка.

        Я остаюсь при своем высказанном выше мнении.

        Народная мудрость: если ласточка летит попой вперед, значит сильный ветер.

        Что если он не такой как ты — разве это повод для войны? (с)

        Я в 6-м классе около месяца училась в подобной школе. Может, даже, и в этой 96-й. Она где-то в Замоскворечье. Отдали меня туда из-за аппарата «Эхо». Устроена по типу интерната — сбагриваешь туда ребенка на всю неделю. Дети там странные были. Чуть лучше детдомовских. Отношения тоже странные, недобрые какие-то. Кончилось все тем, что придя домой в выходные, я дико разрыдалась, и мама забрала меня обратно. За тот месяц, что я там провела, ни одного занятия с логопедом не было.

        Хорошо, что вовремя забрали. Там школьная программа была растянута — плюс год. Если бы я там пробыла подольше, в обычную школу могли бы уже и не взять.

        stuttering.su

    Это интересно:

    • Квест в красноярске клаустрофобия Квест в реальности Гостиница "Дельфин" [Квест закрыт] Сложность Средний Начинающие могут пройти с подсказками, игроки с опытом — без подсказок. " data-html="true"> Сейчас этот квест просматривает 1 человек Похожие квесты: Голоса Тьмы Рейтинг по отзывам: (4.7) Багровая Жатва Рейтинг по отзывам: (4.9) Рейтинг по […]
    • Заикание остеопат Остеопатия при заикании Заикание – это сложное расстройство речи, проявляющееся в нарушении ее ритма, которое сопровождается частыми паузами, повторением одних и тех же звуков или слогов. В большинстве случаев такой дефект возникает в детстве в возрасте от 2 до 5 лет, при этом мальчики заикаются в четыре раза чаще […]
    • Лечить заикание гипнозом Лечение заикания гипнозом: избавление от логоневроза По всей вероятности, проблема заикания возникла в то время, как наш первобытный предок стал активно использовать свой речевой аппарат , ведь упоминания о дефектах речи присутствуют во многих исторических источниках. Жертвой заикания были и фараоны Египта, и цари […]
    • Стресс екатеринбург каталог Приглашаем Вас на примерку новых летних,сочных образов. Кстати, мы запустили сайт www.citystress.ru. Теперь наши магазины у вас в мобильном) Информация +7 (343) 253‒00‒91 Показать телефон Расчет по картам Наличный расчет Во вкладке Рекомендованные находятся отзывы только от опытных […]
    • Стресс лимитирующие Стресс лимитирующие В ответ на действие различных раздражителей формирование стресс-реакции осуществляется с участием следующих механизмов СРС. Возбуждение различных структур ЦНС, эндокринных центров, высших вегетативных центров, активизация секреции и действия стресс-гормонов (вазопрессина, АКТГ, кортикостероидов, […]
    • Алиев стресс ключ Метод Ключ Хасая Алиева служит для саморегуляции человека; управления стрессом, улучшения здоровья, ускорения любого обучения, развития желаемых качеств, навыков и творческих способностей Ключ Алиева что это В основе методики - научные открытия доктора Алиева, в частности, "Новая модель работы мозга", - позволяющие […]
    • Куликов л в стресс и стрессоустойчивость личности Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия. Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 58083 Автор: Куликов Л.В. (сост.) Название: Психические состояния. Хрестоматия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. М., 1977.Зинченко В. П., […]
    • Клиника неврозов им кожевникова Клиника нервных болезней им. А.Я.Кожевникова Клиника нервных болезней им. А. Я. Кожевникова является крупнейшей неврологической клиникой России. Она рассчитана на одновременное стационарное лечение 260 больных. В клинике нервных болезней находятся неврологические и нейрохирургическое отделения. Впервые в России […]