8 лет ребенку стресс

Как снять стресс у ребенка

Стресс – это результат негативных эмоций и впечатлений, которым подвержены не только взрослые, но, к сожалению, и наши дети.

Детки не способны справиться с последствиями стрессовых ситуаций, трудно даже понять причину их появления.

Стресс у детей может накапливаться на протяжении длительного времени и привести к различным последствиям – начиная от неврозов и заканчивая отставанием в развитии.

Уберечь ребенка от подобных ситуаций невозможно, однако в ваших силах научить бороться малыша со стрессом.

Симптомы, проявления стрессовых ситуаций

  • Ребенок часто скован, пророй расслабиться довольно трудно
  • Раздражителен
  • Трудоспособность снижена на порядок
  • Постоянная усталость и сонливость
  • Частые головные боли, дискомфорт в области живота, кишечника
  • Нарушения сна
  • Вялость, частый плач
  • Повышенный интерес к пище (попытка поглощать стресс в пищи)
  • Набор веса, как следствие повышенного аппетита
  • Замкнутость в себе, избегание общение со сверстниками
  • Нарушено внимание, трудно сконцентрироваться на работе (учебе)
  • Данная ситуация не является болезней и легко переносится при правильных действиях со стороны родителей.

    Важно вовремя понять, что стресс у малыша это не его детские капризы и баловство, все дети разные и кого-то может вывести из равновесия простое замечание учителя или моральная обстановка в коллективе.

    Встречаются так называемые « непробиваемые » дети, однако это большая редкость, и такие дети просто более скрыты и замкнуты в себе, им удобнее прятать весь негатив, глубоко внутри не выплескивая наружу.

    Причины появление стресса

    Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

    • До 2-х лет .
      Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.
    • Дошкольный возраст до 4 лет .
      Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).
    • 4-7 лет .
      В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников.
      Частые ссоры между родителями.

    Причины стресса в подростковом возрасте

    С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

    Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

    Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

    В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

  • Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей. Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
  • Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
  • Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
  • Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
  • Потеря близкого человека, или любимого животного
  • Способы преодоления стрессовых ситуаций

    • Первым правильным способом помочь справиться со стрессом является общение. Ни в коем случае не оставляйте его наедине с собой и возникшими проблемами. Если увидели, или заметили какие-либо трудности, обязательно поговорите с ним, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.
    • Не бойтесь прибегнуть к помощи специалистов (педагогов, психологов), которые окажут помощь в решении проблемы и помогут быстрее преодолеть стрессовую ситуацию.
    • Важно помочь ребенку освободиться от захлестывающих его эмоций, которые могут послужить причиной появления симптомов, указывающих на стресс.
    • Замена эмоциональных нагрузок на физические, которые помогут отвлечься от психологических проблем. Во время занятие спортом, организм вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны счастья.
    • Не обязательно ребенку ходить в спортивную секцию, достаточно, что бы всегда под рукой были ролики или велосипед, можно посещать уроки йоги или плавания. Благодаря спорту или физкультуре, выработается индивидуальный режим дня.

      Правильно созданный режим дня, не приводит к хаосу в мыслях и эмоциях, которые в свою очередь приводят к развитию стресса.

      Советы по преодолению стрессовых ситуаций

      Не оттягивайте лечение , пытаясь самостоятельно разобраться в причинах и проблемах, откладывая визит к педиатру или психологу. Такие родители сильно рискуют здоровьем своего чада, ведь стресс приводит к появлению соматические расстройства в организме ребенка.

      Чем раньше начнете лечение, тем легче победить негативное состояние и его последствия.

      Обязательно во всем помогайте ребенку – внушайте уверенность, убеждая, что все трудности закончились и с ними легко справится.

      Объясните, что жизнь состоит из плохих и хороших ситуаций, которые чередуются, заменяя ода другой.
      Постарайтесь убедить, что вместе вам под силу, решение любых задач и неприятностей.

      Найдите эффективные и действенные способы для расслабления, ведь вопрос не стоит, как снять стресс у ребенка, а как не привести к повторной ситуации.

      Прекрасным способом для расслабления является отдых на природе, общение со сверстниками и друзьями, просмотр любимого мультика или фильма, поход в бассейн или массаж.

      Активный образ жизни не даст вам времени думать подобных негативных ситуациях. Вы не сможете сделать из жизни ребенка сплошной праздник, но научить радостные моменты и радоваться мелочам, несущим положительный эффект, вполне возможно.

      Подведем итоги, что могут сделать родители, если ситуация не сложная и не требует вмешательства специалистов (психологов):

    • Убедите ребенка не пытаться заниматься одновременно несколькими делами.
      Одновременно занятия в школе искусств, спортивной секции и художественном кружке, могут привести к переутомлению организма, чувства «опустошения». Подростки не способны правильно и рационально распределять свое время и справляться с возникшими нагрузками.
    • В дошкольном и младшем школьном возрасте, они нуждаются в ласке и внимании, но стремятся к независимости.

    В стрессовый период каждый человек нуждается в понимании и поддержке больше обычного. Поцелуи, объятия, поглаживания – неотъемлемая часть душевного равновесия.

  • Учите малыша говорить «нет», отстаивать свои права, контролировать эмоции.
  • Развивайте у него чувство юмора, ведь юмор – это прекрасный способ снять стресс у ребенка и разрядить обстановку.
  • Хвалите малыша за успехи.
  • Дайте понять и почувствовать свое доверие к нему – начните с безопасных сфер, где ребенок не навредит себе.
  • baby-i-mama.ru

    Ребенок и стресс

    Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

    Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса — это умереть». Стресс может быть и полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

    Выделяют еще понятие «дистресс» — им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

    Стрессу подвержены все люди — и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека — огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

    Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

    Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

    — Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

    — Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

    — Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

    — Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса — например, неблагополучия в семье.

    Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

    — Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма — наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

    — Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д. ). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимой белой мышки.

    — Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» — на дискотеку.

    — Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

    — Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

    У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

    Что могут сделать родители?

    Не так уж и мало:

    — постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

    — стараться уберечь от непосильных нагрузок,

    — не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

    — оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

    — научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

    Как помочь ребенку пережить потерю.

    Потери в жизни ребенка — это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения — сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

    Различные перемены и потери — это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

    Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка — это тоже потеря.

    А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется — сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя — в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

    Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом — здесь можно увидеть, как все меняется.

    Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев.

    Обсудите эти способы и предложите свои (печаль — рисовать, писать стихи, записывать в дневник, найти кого-нибудь, с кем можно поделиться своей печалью, поплакать; гнев — заняться определенными видами спорта, ударять или пинать по мячу, по подушке, побегать, пореветь в подушку или в укромном месте, выразить гнев словесно.).

    Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

    Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? «Что ты делаешь, когда боишься?», «Помогает ли это?», «Что можно еще сделать?». Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально — взрослые его тоже испытывают.

    О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

    Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

    Ребенок и смерть близкого человека.

    Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

    Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть — это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

    Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

    Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

    Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

    В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

    Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

    Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

    Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

    Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

    Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

    В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

    Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
    Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

    Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим — это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

    В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

    — если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

    — если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

    — отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

    — слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

    Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

    Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

    Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

    Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

    Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

    Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

    Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

    Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

    Огромная проблема — отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

    Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

    Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

    Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

    adalin.mospsy.ru

    Детский стресс. Причины, симптомы и помощь

    Детский стресс— причины и симптомы

    Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

    Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

    Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

    • чрезмерная раздражительность;
    • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
    • ухудшение сна.
    • Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

      • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
      • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
      • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;
      • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
      • появление дефектов речи;
      • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
      • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
      • Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

        • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
        • ночные кошмары;
        • быстрая утомляемость;
        • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
        • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
        • ложь;
        • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
        • расстройства без видимой на то причины;
        • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
        • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
        • агрессивное отношение к окружающим;
        • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
        • заниженная самооценка;
        • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
        • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
        • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
        • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
        • Детский стресс — помогаем преодолеть

          Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

          Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

          Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

          • обязательные ежедневные прогулки;
          • хорошее питание;
          • соблюдение режима дня;
          • общение с родственниками и друзьями;
          • физические нагрузки;
          • обращение к психологу;
          • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
          • Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

            Читайте также

            Детская агрессия: в чем причины и как решить проблему?

            m.woman.ru

            Детская психология.
            Стресс у ребенка

            Стресс у маленьких

            Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все­го он находится в стрессе. Наиболее часто у де­тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе­мый регресс.

            1. Регресс — это возвращение к формам пове­дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет­ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма­мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

            Что делать? Наиболее частая реакция родите­лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди­те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не­давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на­чал сосать палец.

            2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на­ходится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте­ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних де­тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

            Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про­веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни­це, и тишины. К дневным тревогам присоединя­ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель­ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес­ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

            Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак­тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по­мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре­бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по­мощью к специалисту.

            3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок­ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру­жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре­бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де­ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив­ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

            Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа­цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре­бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили­вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней­шую жизнь — как способ разрядки.

            Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы­бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори­суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен­ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа­ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

            Современные психологи считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.

            4. Смена настроения. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно возбужден и активен. Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное — какое, под­скажет невропатолог.

            5. Психосоматика. Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это случается на нервной почве — когда ребенок сильно переволнуется, — но быстро проходит.

            Когда тяжелее всего

            Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены стрессу.

            1. Школа. Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а поп­росту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок при­вык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время бо­леть голова, подниматься давление… В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства свер­стников.

            В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же аг­рессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близ­ких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неп­риятия одноклассниками. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредото­читься, которая так раздражает многих родите­лей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.

            Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобрав­шись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребен­ка из стресса, придется обратиться за психологической консультацией.

            Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто­ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за­щищенными. Другое дело, что скатывание в двой­ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

            2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб­ще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.

            На­конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

            Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай­тесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать профессиональной психологической по­мощью.

            3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор­ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

            Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы­ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин­ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му­зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.

            Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

            Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, детский энурез, возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме­чать всякие странности, не доводя до болезней.

            Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения. В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

            Что делать со стрессами?

            Главное— их замечать.

            1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру.

            2. С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

            3. Своевременная психологическая помощь.

            Если вы обеспокоены психологическим состоянием своего ребенка запишитесь на консультацию психолога. В нашем центре вашему ребенку обязательно помогут!

            Люстры оптом
            Покупайте люстры оптом, светильники, бра, подвесы, торшеры, споты, даунлайты, светодиодную ленту, подсветку для картин и многое другое.

            Курьерская служба
            СуперМетеор курьерская служба доставит за 350 рублей за 1 час почту по Москве сегодня (495) 120-09-14. /p>

            Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

            psystatus.ru

    Это интересно:

    • Ребенок 8 лет невроз Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии […]
    • О сезонной депрессии Сезонные депрессии Сезонные депрессии — вариант повторяющихся (рекуррентных) депрессий. К сезонным относят депрессии, которые развиваются в осенне-зимнее время года с определенной регулярностью — ежегодно в течение не менее 3-х лет. Гораздо реже депрессии возникают в весенне-летний период. Сезонные депрессии могут […]
    • Симптомы острого невроза Головная боль Головокружение Частое мочеиспускание Боль в сердце Раздражительность Бессонница Дрожание рук Нарушение памяти Снижение работоспособности Снижение потенции Тревожность Затемнение в глазах Неконтролируемое переедание Чувствительность к перепадам температуры […]
    • Симптоматика депрессий Как распознать депрессию за симптомами, которые на первый взгляд связаны с другими заболеваниями? Симптомы депрессии, которые обычно связывают с другими заболеваниями (соматизированные депрессии). Депрессия – коварное заболевание, которое может маскироваться за другими заболеваниями, на первый взгляд, совершенно не […]
    • Симптомы глубокой депрессии лечение Симптомы глубокой депрессии лечение Круглосуточно: +7 (499) 398-29-32 Тел.отд.(8.00-19.00): +7 (499) 255-30-84 Email : [email protected] Первое отделение психиатрической клиники им .С.С.Корсакова. Более вековой опыт, в лечении психических расстройств. ул. Россолимо, 11 строение 9, Москва, Россия ОБРАТНАЯ […]
    • Санаторий лечение невроза Лечение неврологических заболеваний в санатории «Золотой Берег» Симптомы неврозов встречаются у 40% людей, дети – не исключение. Если не уделять внимание своевременному оздоровлению организма, то последствия не заставят себя ждать. Болезни нервной системы, как правило, характеризуются хронической формой. Они требуют […]
    • Боязнь света и громких звуков Симптомы неврастении Неврастения — форма психического расстройства, относящаяся к группе неврозов. Симптомы неврастении проявляются в виде повышенной раздражительности, быстрой утомляемости, неспособности к длительному умственному или физическому напряжению. Основные причины неврастении кроются, как правило, в […]
    • Тревожной депрессии Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Голубев Михаил Викторович К сожалению, приходится признать, что число больных, страдающих депрессией составляет около 10 % всего населения, и продолжает расти. В подавляющем большинстве случаев сниженное настроение сопровождается внутренним беспокойством, […]