Детская истерия лечение

Истерия у детей

Причины

Как известно, у детей наблюдается преобладание первой сигнальной системы, отвечающей за зрительные, слуховые и иные чувственные сигналы, над второй, отвечающей за условно-рефлекторные связи. Поэтому дети реагируют на все внешние раздражители в первую очередь эмоционально, поскольку еще не способны к обдумыванию, а также критическому отношению к тем событиям, которые происходят вокруг. Данные особенности делают детей особенно ранимыми и чувствительными к воздействию внешней среды.

Надо сказать, что формирование и развитие высшей нервной деятельности у ребенка на всех без исключения возрастных этапах во многом зависит от следующих факторов:

  • биологических особенностей детского возраста,
  • воздействия внешней среды,
  • системы воспитания.
  • Так, слабость внутреннего торможения, которая свойственна детскому возрасту, может быть усилена баловством и слишком снисходительным отношением к ребенку. Чересчур сильное подавление инициативности и самостоятельности ребенка приводят к развитию черт характера слабого общего типа, к сохранению и во взрослой жизни рефлекса естественной осторожности.

    В душе ребенка созревает конфликт между крайне высоким уровнем притязаний, а также абсолютной невозможностью достичь желаемой цели. При этом винят за свои неудавшиеся намерения дети истерического типа, как правило, других (родственников, друзей, преподавателей), но не себя. Дети и подростки, которые страдают истерическим неврозом, не в состоянии адекватно оценить свои реальные возможности, а, следовательно, найти правильные пути решения той или иной проблемы.

    Родителям не следует впадать в панику, поскольку при данном виде невроза в большинстве случаев прогноз благоприятен для ребенка и его дальнейшего развития. При своевременном обращении к врачу, при правильно организованном процессе лечения и благоприятной домашней обстановке истерия будет излечена. Если в жизни ребенка возникнут новые психотравмирующие факторы, это может привести к усилению невротических реакций. Если психическая травма приобретет хронический характер, неврозы вполне могут приобрести и затяжное течение.

    Знаменитый ученый И. Павлов посвятил свой научный труд деятельности двух больших полушарий головного мозга, отвечающих за два основных процесса – раздражение и, соответственно, торможение. Данные процессы, уравновешивая друг друга, обеспечивают нормальное функционирование коры головного мозга. Следует отметить, что в отдельных случаях наблюдается преобладание того или иного процесса, который обуславливает поведение человека.

    В случае, когда преобладают раздражительные процессы, может развиться неврастения, следствием которой и является истерия. У детей подобное состояние развивается довольно часто. Причиной возникновения истерии может стать какой-либо патологический процесс или состояние, связанное с функционированием высшей нервной системы.

    Кроме того, истерия развивается у детей вследствие неправильной модели воспитания, вызывающей у ребенка своеобразную реакцию, провоцирующую появление у ребенка черт характера, манеры поведения, не свойственной общепринятым нормам. Развитие истерии сопровождается появлением симптомов органического выпадения. Проще говоря, при отсутствии органического поражения ЦНС наблюдается неадекватное поведение ребенка.

    Истерические реакции зачастую проявляются у детей, которые ежедневно в своем окружении наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых. Причинами истерии могут стать наказания, тяжелые переживания и сильный испуг.

    Клиническая картина

    Зачастую истерии подвержены дети именно школьного возраста, особенно девочки в период своего полового созревания. При этом проявление истерии у детей отличается от истерического поведения взрослых. Так, почти в 100% случаев в поведении преобладает какой-либо один симптом. Клиническая картина истерики у детей очень разнообразна и зависит, прежде всего, от окружающей ребенка в повседневной жизни обстановки.

    Развитие истерии у подростков и детей бывает вызвано наследственностью. Так, если истерическому ребенку в жизни встретится заика, то это состояние может спровоцировать у него аналогичное заикание. Даже заболевание глаза может повлечь за собой истерическое и судорожное смыкание век, причем даже после того, как причины подобного состояния исчезнут. Чем старше ребенок, тем большая вероятность развития достаточно сложных форм истерии, встречающихся у взрослых.

    Наиболее известная форма детской истерии – это астазия-абазия, при которой больной утрачивает способность стоять и ходить, но при этом сохраняются все движения и мышечная сила в ногах при принятии положения лежа. Так, поставленный на пол ребенок пошатывается, судорожно хватаясь за любую опору, но, как правило, держится на ногах и не падает. Движения рук сохранены в полном объеме. При положении «лежа» движения в ногах больного сохранены, расстройств координации не наблюдается, мышечная сила достаточная. Отметим, что степень выраженности данной формы истерии может быть разной: от неуверенности в процессе ходьбы, пошатывания и поиска опоры до полной утраты возможности передвигаться. Интересен тот факт, что такое демонстрирование своей беспомощности дети проявляют исключительно в присутствии взрослых.

    Приведем основные симптомы, которые могут свидетельствовать о развитии у ребенка истерического невроза:

    • болевая кожная чувствительность, наблюдающаяся на определенном участке тела, либо, напротив, полная бесчувственность,
    • бессонница,
    • головная боль,
    • сильное сердцебиение,
    • спазмы в области живота,
    • тошнота,
    • отсутствие аппетита,
    • приступы удушья,
    • депрессивное состояние.

    Иногда дети с истерическим неврозом жалуются на то, что они потеряли ощущение собственного «Я», испытывают чувство отчужденности, думают одновременно о нескольких вещах, при этом не могут сосредоточиться ни на одной. Последние признаки схожи с шизофреническими переживаниями. Все перечисленные симптомы могут быть почерпнуты детьми и подростками из книг, а также с чьих-то слов. Дети приписывают себе симптомы чужого невроза, демонстрируя это заболевание с большой убежденностью.

    Но не думайте, что ребенок вводит вас в заблуждение относительно своего состояния. Он не выдумывает, это вовсе не преднамеренная симуляция. Это просто один из видов истерического невроза. Дети с истерическим неврозом стараются произвести впечатление на окружающих своей болезнью, выставить на всеобщее обозрение свои фобии, нарушения, а также провалы в памяти. Таким именно образом они пытаются привлечь к себе максимум внимания. Если же это им не удается сделать, то их жалобы усиливаются, к тому же могут возникнуть новые симптомы. Истерия у детей сопровождается достаточно быстрой сменой симптомов, а также жалоб (все зависит от ситуации).

    Лечение


    Детская истерия хорошо поддается лечению, однако гарантий того, что она не появится снова, нет. Как же справиться с приступами ярости и истерии? В первую очередь необходимо исключить ситуации, травмирующие психику, не заводить с детьми обидных и оскорбительных разговоров. Надо научиться сглаживать острые моменты, переключать внимание на другие темы. Важно избегать общества людей, которые провоцируют приступы!

    Помните о том, что истерию, являющуюся реакцией на тяжелую душевную травму, лечат лишь медики. Лечится истерия с учетом индивидуальных особенностей характера, а также психики ребенка. Иногда достаточно профилактических мероприятий для борьбы с этим заболеванием. Но при тяжелых случаях ребенок лечится в стационаре, причем с применением психотерапии. В наиболее тяжелых случаях рекомендуется прибегнуть к лечению гипнозом.

    Когда истерия – это следствие воспитания, то следует исключить раздражающие ситуации, больше бывать на природе, дарить детям лишь положительные эмоции, говорить им хорошие слова, поощрять их достижения.

    Можете прибегнуть к фитотерапии. Посадите горшечную розу, которая улучшит домашний климат. Было замечено, что растение под названием «бальзамин» нейтрализует отрицательную энергию конфликта, благодаря чему атмосфера в доме станет более мягкой и душевной.

    Облегчить проявления невроза можно с помощью лекарственных трав:

    1. Холодный настой валерианы поможет снизить повышенную детскую возбудимость, облегчит судороги. Так, две чайные ложки мелко нарезанных корней заливаем вечером стаканом воды, после чего накрываем крышкой и оставляем до утра. Утром настой размешиваем, даем осесть ему. Не процеживать! Принимается настой по одной столовой ложке трижды в день.
      1. Листья дикой малины с сухими цветками либо без них воздействуют благоприятно при заболеваниях неврозом. Берем одну столовую ложку листьев, завариваем стаканом кипятка, настаиваем один час. Пьется настой вместо чая в неограниченном количестве.
    2. Настой ромашки аптечной, боярышника, а также мяты перечной и других лекарственных трав и растений благотворно влияют на больные нервы.
    3. Профилактика

      Говоря о профилактике истерии у детей, особое внимание следует уделить организации среды, в которой проживает ребенок. Благотворно на детскую неокрепшую психику влияет и пребывание в коллективе, где ребенок хорошо общается со сверстниками, занимается физкультурой. Такое положительное влияние внешней среды способно изменить в лучшую сторону не только психику, но и поведение ребенка.

      Родители должны обеспечить ребенку спокойную и тихую обстановку, оградив его на какое-то время от влияния людей, больных истерией. Берегите своих любимых детей, дарите им любовь и ласку, будьте внимательны к своим детям!

      www.herbalist.ru

      Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии. Истерия у детей и подростков

      Вначале я хотел бы представить краткую клиническую иллюстрацию, хорошо известную во французской литературе. Это отрывок из автобиографического произведения Андре Жида «Если зерно не погибнет». Жид описывает приступы возбуждения и патологической моторики, которые, являясь отчасти следствием симуляции, возникали у него в возрасте 12 лет после выздоровления от оспы: «Даже если я и сознательно производил эти движения, они все же были лишь отчасти произвольными, т.е. самое большее — я мог их лишь немного умерить, зато, производя их, я испытывал огромное удовлетворение». Во французском языке слово soûlasse (удовлетворение) может относиться и к опьянению, и к сытости. Здесь уже ощущается присущее симптому сочетание удовлетворения и удовольствия, к которому мы еще вернемся. Таким образом, Андре Жиду удавалось не ходить в школу и избегать мучений, причиняемых ему его одноклассниками, которые, по его словам, завидовали его блестящей декламации.

      Вследствие этих приступов он отправляется в длительное десятимесячное путешествие с целью лечения на водах. Он начинает снова ходить в школу, и снова дело не идет на лад, он жалуется на жестокие головные боли, по поводу которых врач назначает ему бромиды. Приступы этих недомоганий повторялись периодически на протяжении всей жизни Андре Жида. Только с возрастом соматические недомогания становились разнообразнее. У него бывали и эпизоды анорексии, и приступы внезапной астении; в связи с метеоризмом у него возникали боли в животе, которые расценивались врачом как «чисто нервные». Для облегчения метеоризма врач не нашел ничего лучшего, чем предписать Андре Жиду ношение ортопедического пояса. Эти приемы врачевания, вернее, эти медицинские недоразумения переживались Жидом очень болезненно, о чем свидетельствует его последующее озлобление на своего врача. Он написал об этом так: «Как можно ему простить эти выписанные мне рецепты? Если бы мертвым можно было бы вчинять иск, я бы затеял против него процесс».

      Именно для того, чтобы избежать подобных недоразумений, я в последние годы занялся изучением соматизированных вариантов аффективных страданий и нарушений межличностных взаимоотношений у детей и подростков. Будучи психиатром и психоаналитиком, работающим в отделениях педиатрии и детской психиатрии, я на протяжении многих лет сталкиваюсь с такими больными и с их родителями.

      Семьи таких больных как бы подталкивают нас, врачей, к вышеописанным недоразумениям, поскольку и дети, и их родители не расположены к тому, чтобы находить связь между психическим и соматическим — связь между словом и телом, т. е. не готовы к тому, чтобы совершить этот, по выражению Фрейда, «настоящий прыжок». Правда, здесь речь идет о прыжке, обратном тому, о котором шла речь у Фрейда. Он описывал прыжок от психического к соматическому в генезе конверсионной истерии. Слово «истерия» с тех пор поистерлось, ибо оно было заведомо более многозначным, чем термин «конверсия». Мы знаем, что современная американская классификация психических расстройств DSM (Diagnostic and Statistic Manual) в некотором смысле «вытесняет» понятие «истерия» у детей как «слишком неопределенное».

      В DSM III и в DSM IV можно констатировать нарастающую фрагментацию и раздробление понятия истерии. В общем-то, термин «истерический» встречается там многократно, но всякий раз в скобках, причем всегда используется с точки зрения бихевиористской семиологии (описания поведения). Конверсионные нарушения, а также истерическая (гистрионическая) личность рассматриваются в DSM только у взрослых. По моему мнению, это уже повлекло за собой серьезные последствия, связанные с так называемым MPD (multiple personality disorder) — «расстройством множественной личности». Всем, конечно же, известно об этом синдроме, выражающемся в том, что больной в разное время представляется разными личностями, причем в количестве от 2 до более 100 (по критериям DSM). Очень часто эти больные заявляют о якобы перенесенных ими в детстве сексуальных травмах. Этот феномен получил такое распространение в США, что в настоящее время инцест констатирован (в судебном порядке) уже в 10 млн. семей, и число процессов только нарастает. Так, например, старику 94 лет его дочь 57 лет вчинила иск в том, что он сексуально злоупотреблял ею, когда она была ребенком.
      Не так давно в американском журнале «Adolescent psychiatry» в томе 19 за 1993 г. появилась очень обстоятельная статья Клюфта и Шульца об MPD y подростков, в ней термин «истерия» ни разу даже не упомянут, а Фрейд не назван в библиографии.
      Вышеизложенные соображения указывают на необходимость, прежде чем говорить о клинике, вернуться к нескольким определениям.

      В историческом плане я кратко напоминаю, что истерия у взрослых была впервые описана еще в глубокой древности. Египтяне, описывая истерию, сводили ее к болезни матки и, соответственно, лечили истерию окуриваниями влагалища, с тем чтобы вернуть матку в нормальное положение, так как они считали, что матка перемещается в теле. Эта маточная теория была воспринята Гиппократом. Однако я не стану входить в исторические подробности. В любом случае маточная теория истерии продержалась у психиатров вплоть до XIX в., например, ее придерживался Ландузи.

      За нею следовала демоническая теория, зародившаяся вместе с христианством и распространенная в Средние века. На эту тему я процитирую психиатрический анализ одного весьма показательного рисунка. Речь идет об эстампе, который Шарко приводит в своих лекциях 1888 г. Здесь изображен ребенок в истерическом припадке. Ребенка сопровождает итальянский священник-доминиканец. Интересен комментарий Шарко по поводу этого ребенка, якобы одержимого бесами: «Перед нами эстамп, репродукция римской фрески из Гротта-дирратта, на которой Св. Нил исцеляет одержимого. Этот одержимый определенно не был нарисован с натуры, что я не раз показывал моим слушателям; замечу только, что положение рук одержимого неверно, во всяком случае не соответствует тому, что наблюдается во время истерического припадка. Одержимый у доминиканцев поднимает руки кверху, тогда как истерики вытягивают их вдоль тела в сильной пронации. В остальном же картина точна».

      Эта доминиканская картина из Гроттадирратта Сан Нило интересна тем, чего не заметил Шар-ко. Доминиканец держит перед собой сосуд со священным маслом, мирром, и они вместе с больным смотрят сквозь него на образ Богоматери (которого не видно). Шарко не рассмотрел здесь смысла, мистического, конечно же, т. е. разведения рук в позе распятия, взора, устремленного на Мадонну, треугольника складывающихся здесь отношений и т. п. Вместо этого он делает упор на семиологию, отмечает неточности картины: руки больного подняты вверх. Он говорит так, поскольку в его описании истерического припадка, в описании, сделанном с неврологических, а точнее, с эпилептологических позиций, руки должны были быть непременно вытянуты вдоль тела в сильной пронации. Иными словами, позиция Шарко состояла в том, чтобы свести всю картину к совпадениям и несовпадениям с его чисто семиологическим описанием, не обращая внимания на религиозные аспекты изображения, на идентификацию этого ребенка с Христом, т. е. не обращая внимания на смысл этой сцены. Все это важно для понимания того факта, что Шарко рассматривал истерию преимущественно под углом зрения неврологической теории, которую разрабатывал также Уиллис и многие другие.

      Не стану более задерживаться на истории и перейду к психоаналитической, т. е. к собственно этиопатогенетической концепции истерии, позволяющей понять как ее соматическую симптоматику, так и истерическую структуру личности. Согласно психоаналитической теории, при истерии задействован механизм вытеснения в бессознательное некоторых психических представлений, т. е. мыслей, образов, воспоминаний. Классическая психоаналитическая теория главным образом оперирует представлениями, связанными с эдиповой ситуацией. Симптомы же являются компромиссными образованиями, обнаруживающими частичный неуспех вытеснения. Вытесненные представления, хотя и искаженные защитами, тем не менее проникают в сознание с целью пусть неполного и замаскированного, но все же исполнения затаенного желания. Например, во время припадка, в описании Шарко, на одной из стадий есть отчетливые воспроизведения сцены совокупления, связанного с ним удовольствия и возбуждения. Таким образом, здесь в театрализованной форме достигается частичное удовлетворение затаенного желания.

      Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

      psystatus.ru

      Неврастения и истерия у детей, симптомы и лечение

      Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие — торможения.

      Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы — дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

      Симптомы истерии. Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

      Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

      Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

      Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

      Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

      Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез, расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

      Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

      Профилактика

      Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

      В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

      В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

      www.blackpantera.ru

      Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

      Nav view search

      Невроз у детей. Истерика.

      Истерический невроз у детей

      Описание истерических неврозов у детей

      Признаком истерического невроза у детей являются: жалобы на бессонницу, учащение сердцебиения, появление головных болей. Некоторые дети жалуются на тошноту, отсутствие аппетита, возникновение в животе спазмов. В редких случаях у подростков могут возникать страхи, напоминающие состояние фобического невроза, депрессия. Ребенок с истерическим неврозом может ощущать себя так, словно потерял собственное «Я», возникает чувство нереального переживания настоящего, отчужденности.

      Все это подросток может позаимствовать с чьих-то рассказов, либо прочитать. Ребенок начинает приписывать себе симптоматику чужих невротических состояний и убежденно это демонстрировать. И тогда часто возникает чувство того, что ребенок все нафантазировал. На самом деле такое поведение не является намеренно сконструированной ситуацией. Такими демонстративными жалобами проявляется истерический невроз. Диагностика заболевания происходит на характерности выставления ребенком напоказ своих фобий, провалов в памяти и потери собственной личности. Таким детям необходимо внимание окружающих, и поэтому они демонстрируют свое нездоровое состояние, требуя особого отношения. Если же желаемое внимание не оказать, жалобы учащаются, возникают новые симптомы.

      Дети младшего возраста часто закатывают истерики, добиваясь таким поведением конкретных целей, к примеру, купить желаемое. У малышей истерия может быть неярко выраженной и часто маскируется под повышенную впечатлительность, плаксивость. Любое резкое слово начинает вызывать у ребенка взрыв плача. Тяжело переносят маленькие дети критику и наказания.

      Особой формой истерического невроза становятся истерические припадки , когда ребенок падает на пол и даже может временно потерять сознание. При этом выбор места всегда безопасен, зрачки ребенка реагируют на свет. Истерики у детей , как правило, разыгрываются на публике. Другим, более «спокойным» вариантом истерического припадка, являются падения на пол с рыданиями, визгами, битьем головой и конечностями об пол.

      Причины истерического невроза у детей

      На формирование высшей нервной деятельности у детей всех возрастных групп влияют следующие факторы:

      • биологические особенности возраста,
      • воздействие внешней среды,
      • система воспитания.
      • Главной же причиной детского истерического невроза, по утверждению психологов и психиатров, становятся погрешности в воспитании.

        Если на ребенка все время давят, и повторяют, какой он бездельник и лентяй, то в итоге он и сам начинает верить в это. Но сначала у ребенка происходит внутренний конфликт, когда он старается опровергнуть такое мнение о себе родителей. Если же родители этого не замечают, то ребенок начинает сопротивляться и конфликтовать. Как приспособление, так и сопротивление — причины возникновения повышенного нервного напряжения . Родителям на этой стадии необходимо менять тактику воспитания и воспринимать ребенка как личность, иначе у него появляются предпосылки развития истерического невроза.

        Непоследовательное воспитание, когда один родитель что-то разрешает, другой – запрещает, либо разрешение-запрещение носит хаотический характер, также приводит к возникновению истерического невроза у детей.

        Истерика у ребенка может быть вызвана как чересчур повышенным вниманием к нему (гиперопека), так и, наоборот, полным отсутствие такового. Накопление дефицита внимания, как и постоянное опекание, приводят к демонстративному поведению у детей.

        Истерические реакции у детей зачастую проявляются тогда, когда они ежедневно наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых родственников. Причинами истерии также могут стать тяжелые переживания, сильный испуг, наказания.

        Лечение истерических неврозов

        Истерический невроз у детей представляет собой психогенное заболевание, не носящего органических нарушений, а связанного с дисгармоничным отношением с окружающим миром. Для предотвращения развития заболевания необходимо создание благоприятной психологической атмосферы как в семье, так и в школе и дошкольных учреждениях, Очень важно установление гармоничного взаимодействия ребенка с родителями, воспитателями, сверстниками.

        При лечении истерического невроза, проводимого врачом-психотерапевтом, используют разнообразные психотерапевтические методы, транквилизаторы.

        Если у ребенка был замечен истерический невроз, то лечение откладывать не стоит. Родителей можно успокоить тем, что при создании нормальных условий и благоприятных обстоятельств, ситуация вполне исправляема. Правильную тактику поведения лучше определит врач, и самым лучшим помощником в этой ситуации станет психотерапия. Часто врачи рекомендуют приобретение для ребенка аквариума — наблюдение за рыбками успокоительно влияет на нервную систему даже взрослых. Стоит ввести правильный режим дня и питания ребенка. Многие дети любят музыку, и ее звучание в доме тоже имеет лечебный эффект.

        Если же истерический невроз у ребенка не лечить, то его приступы становятся затяжными и деформируют становление личности.

        Лечение истерических неврозов народными средствами

        Лечение истерии довольно успешно проводится с использованием методов народной медицины. Ее рецепты эффективны в комбинации с традиционными и психотерапевтическими методами лечения и направлены на облегчение проявлений невроза. Нужно только помнить о том, что к лечению народными средствами детей нужно подходить крайне осторожно.

        Отличным способом смягчения неврозов является применение настоев и отваров из лекарственных трав:

        1. Снижает детскую возбудимость холодный настой валерианы. 2 ч. ложки мелко покрошенных корней заливают вечером 200мл воды, накрывают крышкой и оставляют до утра. С утра настой перемешивают, дают осесть. Принимают по столовой ложке 3 раза в день.

        2. Листья малины тоже воздействуют благоприятно. Столовую ложку листьев на стакан кипятка, заваривают и настаивают в течение часа. Этот настой пьют вместо чая.

        3. На улучшение состояния при припадках истерии влияют также настои ромашки, боярышника, перечной мяты и других лекарственных растений.

        Для лечения истерии рекомендован прием перед сном теплого стакана молока. Это позволяет нервной системе эффективно восстанавливаться.

        Хорошо восстанавливает нервные связи в ЦНС маточное молочко. Его кладут под язык трижды в сутки после еды по 1-2 чайной ложки.

        При лечении истерии очень эффективно водолечение и соленые обертывания.

        Благотворно влияет на эмоциональный фон истеричного ребенка лепка из глины, особенно фигур округлых форм.

        Очень рекомендована практика хождения по земле босыми ногами. Это способствует замене отрицательной энергии на положительную.

        Снять напряжение помогают компрессы с горячим песком, прикладываемые к стопам перед сном.

        Успокоительный эффект несет также прием теплых ванн с добавлением отваров из трав душицы, мелиссы, лаванды. Ванны лучше принимать курсами, длительность которых составляет десять дней.

        nevroz-psixoz.com

Это интересно:

  • Нервная анорексия как вылечиться Нервная анорексия — плохая привычка или болезнь? Нервная анорексия: похудей или умри! Главная проблема пациенток с нервной анорексией заключается в том, что, видя себя в зеркале, они всерьез думают, что у них постоянные излишки жира. При этом они могут выглядеть не то что худыми, а болезненно тощими. Все дело в […]
  • Паранойя как пишется Как правильно писать «паратхэквондо» или «пара-тхэквондо»? С точки зрения правил написания слов с дефисом в русском языке Согласно Русскому орфографическому словарю Российской академии наук под ред. В. В. Лопатина (© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2007.): пара. - приставка, пишется слитно | Ссылка Так же в […]
  • Заикание у взрослых в уфе Лечение заикания, логоневроза в Уфе, Башкортостане статистика и возможности. (Видео) Как лечить заикание, логоневроз в Уфе и Республике в домашних условиях Статистика нуждающихся в лечении заикания в Уфе и Башкортостане, включая детей, школьников и взрослых Интересные факты о городе Уфа Уфа - столица […]
  • Стресс не хватает воздуха Нехватка воздуха Дыхание – это физиологический процесс, на который мы почти не обращаем внимания. Но вот затруднение дыхания, которое врачи называют одышкой, проявляющееся в виде нехватки воздуха, проблемы со вдохом и выдохом, сразу же становятся заметны. И во многих случаях такие симптомы являются показателем […]
  • Как нарисовать депрессию Как нарисовать депрессию Если Вы попали на эту страницу случайно, то сначала пройдите сам тест: ↑Склонность к депрессии а потом читайте интерпретацию. Если Вы выделили стены ущелья черным цветом, обвели их несколько раз, покрыли штрихами или полностью закрасили, то это говорит о Вашем плохом настроении в данный […]
  • Народные средства лечения клаустрофобии чем лечили кашель в ссср арабский танец, йога, пилатес, тренажерный.. Клаустрофобия ее лечение Село социофобии / прожилки обслуживания. Социальная фобия претерпевает чрезвычайно заключительным. Здравствуйте, у меня парочка, были инфаркты в самолете, не могу носить одежду. Пословица, симптомы ее появления можно […]
  • Как замедлить старческое слабоумие Старческое, возрастное слабоумие, психические расстройства, изменения психики. болезнь Альцгеймера, профилактика. Избежать маразм Как избежать старческого слабоумия или замедлить возрастные изменения психики? (10+) Профилактика старческого слабоумия Когда мы говорим о долгой и счастливой жизни, то подразумеваем под […]
  • Депрессия после похорон близкого Жить после смерти близкого человека - Психолог в СПб Психология взрослых Весеннее обострение Вверх по лестнице возрастных кризисов Созависимые отношения - невыносимая любовь Зависимость от любви. Постскриптум Как пережить измену Как пережить развод Ревность - яд и лекарство любви Выкидыш на раннем […]