Негативизм как форма агрессии

Детская агрессия и негативизм

Агрессия и негативное отношение к окружающим людям и миру в целом проявляется не только в детском возрасте. Многие взрослые люди проявляют негативное отношение в явной или неявной форме. Но следует понимать, что все начинается с детства.

Почему одни люди более агрессивные, а другие – менее? Почему одних нужно «вывести из себя», чтобы они проявили негативное поведение, а другие заводятся «с полоборота»?

Многое зависит от строения нервной системы, физиологических особенностей, воспитания в родительской семье, а также тех эмоциональных и психотравмирующих ситуаций, которые вызывают негативизм.

Все начинается с детства, активно развивается в подростковом возрасте и уже закрепляется и используется во взрослом. Почему подростки такие агрессивные? Потому что они не только проходят этап физиологической перестройки своего организма, но и нуждаются в полном отрыве от своих родителей и учителей, которые не желают их отпускать и продолжают командовать.

Особенности агрессивного поведения

Важно не просто видеть агрессивное поведение, но и понимать особенности, которые проявляет человек в данный период. Рассмотрим их в интернет-журнале psytheater.com:

  • Агрессия проявляется при депрессиях, наркологической и алкогольной зависимости, психических расстройствах и возрастных кризисах.
  • Проявляется данное поведение у эмоционально скупых, завистливых и вспыльчивых людях.
  • Проявляется негативизм в активной или пассивной форме:
    1. Активный негативизм проявляется в девиантном поведении, поступках наперекор, нежелании слышать других людей, демонстративном асоциальном поведении.
    2. Пассивный негативизм проявляется в безучастности, бездеятельности, игнорировании, отсутствии реакции на замечания и просьбы окружающих.
  • Негативное отношение проявляется в грубости, упрямстве и замкнутости.

    Если вы наблюдаете хоть одно из данных проявлений, то можно говорить о наличии у человека агрессивного отношения к миру и другим людям.

    Почему возникает негативизм?

    Негативизм – это отрицательная оценка окружающих людей и отношение к целому миру. Человек ненавидит, не любит, не желает контактировать, слышать и пр. Почему возникает негативизм? Многие психологи отмечают данную тенденцию в том, что человек не получает возможности быть самостоятельной личностью, которая решает, как ей жить, какой быть и к чему стремиться.

    Все начинается с первого возрастного кризиса в 3 годика, когда каждый человечек начинает заявлять о своих правах: «Я сам!». Малыш желает сам завязывать шнурки, одевать себя, кормить, раскладывать и складывать игрушки и т. д. Если родители не желают слышать желание ребенка все делать самому, как бы неправильно у него все ни получалось, тогда они, грубо говоря, ущемляют его личное пространство.

    Далее это личное пространство ущемляется учителями, социумом. В подростковом возрасте каждый ребенок понимает свою силу и могущество все-таки отстоять свое право на самостоятельность. Он уже не так мал, чтобы не заявить о себе, поэтому пользуется своей силой.

    Здесь речь не идет о моральности и мудрости ребенка в отвоевании своих позиций. Здесь просто говорится о том, что подросток проявляет свое инстинктивное желание быть самостоятельной личность, которая не подчиняется чужой воле, от кого бы она ни исходила. Проявляется это в агрессии, что является нормальной человеческой реакцией на желание более взрослых людей ущемлять границы своих детей.

    Как избавить ребенка от негативизма?

    Чтобы избавить ребенка от негативизма, сперва следует дать ему больше свободы. С каждым годом ребенок-подросток должен ощущать себя самостоятельным и свободным от родительских нравоучений. Если речь идет о маленьких детках, то здесь предлагается:

  • Проводить игры, арт-терапию, сказкотерапию.
  • Осуждать не ребенка, а его поступки.
  • Учить ребенка понимать чувства окружающих.
  • Показывать, как можно действовать в конфликтной ситуации.
  • psytheater.com

    Виды агрессии

    Виды агрессии в психологии

    Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.

    Формы агрессии:

    • Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
    • Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
    • Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
    • Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
    • Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
    • Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.
    • Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

      Виды агрессии:

    • Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.
      • Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.
      • Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.
      • Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.
      • Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.
      • Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.
      • Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.
      • Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

      psyhologytoday.ru

      Управление гневом. Как пользоваться своей агрессией

      Мастер управления гневом. Во всяком случае — старается

      Психолог Юрий Проскура открывает на TV.UA курсы управления гневом

      Откуда взялась и для чего необходима?

      Как и многие другие психологические особенности человека, наша агрессия — эволюционное наследство, полученное от природы. Для чего нужна агрессия в природе? Агрессия — инструмент приспособления и выживания, который возник в процессе эволюции. С помощью агрессии животные «решают» ряд задач, а именно:

      • Защита территории. В среде обитания с ограниченным ресурсом для пропитания агрессия помогает животным максимально «оттолкнуться» друг от друга, чтобы не умереть от голода

      • Защита себя и потомства в критических ситуациях

      • Поддержание и регуляция статуса особи в социальной группе

      По мнению зоопсихологов (а есть и такая наука) Агрессия входит в «Большую четвёрку» главных инстинктов наряду с Голодом, Сексом и Самосохранением (все – с большой буквы, вы не ошиблись). Поэтому, нравится ли нам это или нет, но агрессия в виде инстинктивной потребности есть в каждом из нас. У кого-то от рождения её больше, а у кого-то меньше. Ну и способы её выражения у каждого свои — они зависят от культуры, в которой мы росли и воспитывались, нашего индивидуального опыта, а также от нашего отношения к собственной агрессивности.

      Агрессия – это определённая эмоциональная реакция (чаще всего — это гнев) и следующее за этой реакцией поведение, направленное на физическое (силовое) устранение или преодоление того, что угрожает нашей физической и психической целостности, а также создаёт помехи для удовлетворения других жизненно важных для нас потребностей.

      Из чего состоит и как проявляется?

      Во-первых, агрессия — инстинктивная потребность, такая же, как потребность в пище или сексе. Это значит, что в каждом из нас где-то глубоко внутри живёт плохо осознаваемое желание делать кому-то плохо — причинять другим определённый физический или психологический ущерб. Причём, зачастую без всяких видимых объективных причин. Такая агрессия называется враждебной или мотивационной агрессией.

      Враждебная агрессия — инстинктивная потребность в совершении агрессивных действий. При этом для неё абсолютно неважно, насколько эти действия обоснованы, целесообразны (приведут ли они к полезному результату) или этичны — это агрессия ради самой агрессии. Это когда просто хочется кому-то, неважно кому, сделать что-то плохое – такой себе комплекс старухи Шапокляк.

      Во-вторых, агрессия — это форма поведения. Выделяют несколько основных типов и форм агрессивного поведения:

      1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

      2. Вербальная агрессия — выражение агрессии как через форму («повышенные тона», крик), так и через содержание словесных реакций (проклятия, угрозы,).

      3. Косвенная (смещённая) — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, замещающий неодушевлённый предмет или ни на что не направленная.

      4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил, норм, обычаев и законов.

      Гнев

      Главная «агрессивная» эмоция, которая включает и сопровождает наши поведенческие проявления агрессии. Традиционно имеет такие градации: недовольство, злость, гнев, ярость. Одним из важных условий появления эмоции гнева является приписывание действиям другой стороны злого умысла.

      Раздражение

      Так проявляется агрессия, которой наш рассудок не может найти оправдания и обоснования: мы не можем толком сформулировать наши претензии окружающим людям или ситуации. Диффузное, часто безадресное переживание, когда не совсем понятна ситуация, неясно кто или что именно приносит дискомфорт и кто, собственно говоря, виноват.

      Возмущение

      «Праведная» агрессия. Кипение нашего возмущённого разума в ответ на «неправильность» происходящего: нарушение норм, правил, законов, договорённостей, обязательств.

      В чём проблема?

      Чтобы благополучно уживаться вместе, люди не могут себе позволить проявлять свою агрессию и вести себя агрессивно каждый раз, когда они сталкиваются с чувствами раздражения, злости или гнева. Поэтому современное общество и культура достаточно жёстко ограничивает нас в наших проявлениях агрессии и реализации агрессивных импульсов.

      «Агрессия — это плохо», — этому начинают учить с самого раннего детства. Общество всячески порицает и осуждает многие проявления агрессии и враждебности, причём как на уровне морали, так и на уровне законов. И тут возникает дилемма. С одной стороны, её надо куда-то девать, с другой — её проявления достаточно жёстко ограничены воспитанием, моральными нормами и законом. Поэтому у многих людей цивилизованного мира наблюдается достаточно сложные отношения с собственной агрессией.

      Когда долгое время мы никак не можем проявить свою агрессию в окружающем мире, эта мотивация начинает в нас накапливаться, точно так же, как накапливаются голод и сексуальная неудовлетворённость.

      В итоге мы носим в своем бессознательном большой запас неотреагированной агрессии, которая «давит» нам на голову и постоянно пытается вырваться на свободу в обход нашего сознательного контроля. Беспричинное раздражение, навязчивые агрессивные фантазии, неожиданные вспышки гнева и негативизма — всё это признаки неотреагированной агрессии.

      Используете неодушевлённые замещающие объекты

      Не давайте мотивационной агрессии накапливаться, это может очень плохо отразиться и на вашем состоянии и на состоянии окружающих вас людей. Из всех инстинктивных потребностей, агрессию проще всего удовлетворить замещающим объектом или активностью.

      Второй проверенный вариант разрядки накопившейся мотивационной агрессии — это от души «побуцать» боксёрскую грушу. Особенно если на её месте представлять своего недруга или ситуацию, которая вас вывела из себя. Это реально помогает.

      Регулярные занятия спортом

      Спорт — ещё один отличный метод «стравливания» избытка агрессии из нашей мотивации и нашего поведения. Спорт и любая физическая нагрузка служат отличным профилактическим средством от накопления избытка агрессии. Более того, вы научитесь терпеть боль и напряжение, а это даст вам дополнительные баллы в умении управлять собственным гневом и собственной агрессией.

      Пытайтесь понять причину

      Агрессия и все сопровождающие её чувства – это очень сильные, «бурные» переживание, и они редко возникают без какой-то внешней причины. А возникают они тогда, когда что-то очень важное для нас оказывается под ударом и нуждается в защите: нас кто-то оскорбляет или обижает, кто-то пытается обмануть, кто-то подводит и не выполняет свои обязательства или обещания.

      Оценивайте уместность своих агрессивных реакций и действий

      Агрессия, не смотря на всю свою «проблемность» — тоже инструмент приспособления к окружающему миру. Он даёт нам возможность активно отстаивать свои права и интересы и бороться за своё благополучие.

      Агрессия — это энергия, предназначенная для того, чтобы активно «раздвигать пространство» в нужном нам направлении, а также «прогибать» мир и людей под собственные интересы и желания. Но в тоже время, агрессия — это очень сильная и «тяжёлая» энергия: ею трудно управлять и тяжело использовать для нашего блага, не вызывая побочных эффектов.

      Поэтому, сталкиваясь со своим непреодолимым желанием как-либо проявить свою агрессию по отношению к окружающим (накричать, оскорбить, раскритиковать, зло пошутить, запугать, дать подзатыльник и т.д.), задавайте себя два простых вопроса:

      • Как агрессивное поведение поможет вам получить желаемое и достигнуть запланированного результата?

      • Как бы вы повели в себя в ситуации, когда агрессивное действие, которое собирались сделать по отношению к другим, было бы сделано по отношению к вам?

      С уважением, ведущий раздела
      психолог Юрий Проскура

      tv.ua

      Негативизм как форма агрессии

      Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

      Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

      Негативизм в психологии это особенность поведения.

      Что такое негативизм?

      Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

      Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

      По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

      Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

      Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

      Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

      Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

      Причины негативизма

      Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

      В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

      Признаки негативизма

      Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

      Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

      Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

      Негативизм у детей

      Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

      Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

      Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

      Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

      psihomed.com

      Проявления различных форм агрессивности у подростков

      Напряжённая социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в нашем обществе приводит к росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

      Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте – остропротекающем периоде перехода растущего человека из детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. При этом агрессивность выступает в большинстве случаев как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально – значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятости ими. Причём, подросток жаждет не просто внимания, а понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребёнок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растёт психологический барьер, стремясь преодолеть который многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения. Эти формы провоцируются также различными средствами массовой информации, референтными уличными группами сверстников (где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательство мужественности, самостоятельности) и деформацией семьи, которая не только не создаёт у части детей чувства психологической защищённости, но и способствует развитию грубости, демонстративного неповиновения.

      Меня очень волнует будущее нашей страны, моей Родины. Мне небезразлично, кто это будущее будет строить. Поэтому в своей исследовательской работе я затронула очень важную, на мой взгляд, тему – как и почему подросток становится агрессивным, и как это можно предотвратить.

      Проявления различных форм агрессивности у подростков

      Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребёнка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки. По мере взросления изменяется характер и особенности видения себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, что чётко прослеживается, в частности, в различном проявлении агрессивности подростков (физической, косвенной, вербальной и негативизма) на разных стадиях этого возраста. Так, я с моим руководителем, используя психологические методики и специальные тесты, обследовали 196 детей 10-11-летнего возраста. В результате этого обследования выявилось преобладание физической агрессивности и наименьшая выраженность косвенной агрессивности. Причём вербальная (словесная) агрессивность и негативизм находятся на одном уровне развития.

      У подростков же 12-13 лет (нами обследовано 180 человек) наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности, тогда как агрессивность косвенная, хотя и даёт существенный рост по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена. Что касается 14-15-летних подростков (обследовано 210 человек), то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), на 20% превышая эту форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.

      В целом, на протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности и негативизм. .

      Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды является семья. Формирующаяся личность зависит от отношений, которые складываются в семье. При этом решающим является не её состав — полная, неполная, а нравственная атмосфера, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Так, оказалось, что уровень физической агрессивности наиболее выражен у детей из рабочей среды – из семей рабочих промышленных предприятий, строителей, тружеников села (67-70%). Вместе с тем у них отмечается минимальный уровень негативизма (20-40%). Вербальная агрессия типична для большинства подростков из среды служащих среднего звена и подсобных работников –75%. В то же время эти дети отличаются сравнительно невысоким уровнем физической агрессивности (20-40%). По уровню косвенной агрессивности на первом месте подростки из семей подсобных работников (65%) и семей руководящих служащих (67%). Повышенным негативизмом отличаются подростки из семей руководящих служащих (директора, главные инженеры, начальники отделов и др. ) – 90% и из семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры) – 80%.

      Менее всего выражена агрессивность у подростков из семей торговых работников и предпринимателей, а наиболее агрессивными являются дети из семей сельских механизаторов. Видимо, в первом случае сказывается не только материальное благосостояние семей, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. Во втором же случае подростки, как правило, становятся свидетелями пьянства, грубости в семейных и внесемейных отношениях. Проявления агрессии в активной форме определяются условиями воспитания, условиями социализации. Сирс Р. С. , Маккоби Е. Е. , Лёвин К. выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребёнка: снисходительность (степень готовности родителей, педагогов прощать поступки, понимать и принимать ребёнка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребёнка. Агрессивность находится в прямой зависимости от частоты проявления снисходительности родителями и педагогами и от частоты наказаний .

      Г. Эберлейн, например, определяет агрессивность как «отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви».

      Но социализация агрессивных проявлений подростка не ограничивается влиянием перечисленных выше факторов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только ожиданием наказания или воспоминаниями о нём, но и активным стремлением устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. Дефицит любви составляет фон, на котором легче проявиться агрессивности. Агрессивное поведение окружающих индуцирует ответную агрессивную реакцию ребёнка и взрослых. Но всё же, сама агрессивность применительно к человеку — свидетельство ограниченности средств, которыми располагает ребёнок (и взрослый) для преодоления затруднений и неприятных для себя ситуаций. Агрессивность и её проявления нередко являются защитными реакциями подростка в конфликтной ситуации, стремлением утвердиться любой ценой.

      Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся-подростков

      Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведёнными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закреплённые в виде жёстких предписаний (правил), а чаще – в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений. То, что с точки зрения одного человека представляется необходимым, с точки зрения другого человека может считаться ненужным и даже вредным.

      Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.

      «Агрессия – это любой вид поведения, наносящий вред другому- это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому»,- пишут Р. Крачфилд и Н Ливсон.

      Многие из психологов считают агрессию врождённой, неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанной с борьбой за выживание. Но над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием.

      В отечественной психологии большое значение придаётся механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Но, тем не менее, учитывается и возможность реализации природно закреплённых механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психологического развития ребёнка.

      Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно как недопустимое, требующее коррекции, поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применение силы), словесных оскорблений и запугивания до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управле-

      — 8 — ние поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими – как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

      Можно дать краткую классификацию проявлений агрессии.

      1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения);

      2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (обычно это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения);

      3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);

      4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрения в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.

      Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу; демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом:

      — подростки больше склонны к асоциальным проявлениям, если с раннего детства агрессивны и задиристы;

      — дети с синдромом социальной дезадаптации чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;

      — синдром социальной дезадаптации чаще встречается у мальчиков.

      Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая её связь с другими факторами, такими, как: тяжёлая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе. В. Клайн, отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и «определённые здоровые черты», которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

      Агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к установлению справедливости. «Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или, по крайней мере, рост напряжённости являются наиболее частыми откликами». По мнению многих авторов, как адаптивные можно рассматривать и агрессивные проявления, связанные с избавлением от тревоги.

      Всё же необходимо отметить пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая её либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются обычно в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, энурезе и т. п. В целом же собственные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность подростка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

      Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и в раннем детстве, и у взрослых, но особенно это проявляется у подростков. Причиной этого чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому необходимо устранять причины, ведущие к проявлениям агрессивности.

      При больших и достаточно значимых различиях в проявлениях агрессии учащиеся не обнаруживают значимых различий в том, что могло бы расцениваться как предпосылки агрессии: негативизм, раздражительность, подозрительность, обида, чувство вины. Приведённые в таблице № 4 результаты также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников.

      В какой же мере школьные трудности подростка и в первую очередь трудности агрессивных подростков связаны со сформированностью умений саморегуляции деятельности, обеспечивающих им и большую самостоятельность поведения?

      Осницким А. К. с помощью методик ЭОС (экспертная оценка самостоятельности) и САМОС (самооценка учащимися своих действий и отношений) были получены индивидуальные показатели самостоятельности учащихся. Результаты исследования показали, что наличие умений и профессионально ориентированных интересов; умеренное стремление к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми; не безбоязненное, но уверенное ожидание успехов и позитивное отношение к перспективам – всё это значительно уменьшает и школьные трудности, и показатели агрессивности. Действительно, чем больше у подростка средств преодоления затруднений, тем легче ему найти выход из конфликтной или тревожной ситуации.

      Применение результатов исследований в педагогической практике

      Проведённое исследование проявления разных форм агрессивности на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоёв населения имеет и практическое значение, позволяя педагогам ориентироваться в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребёнка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, учитывая особенности семейного влияния, воздействия микросреды. И психологу, и педагогу важно знать соотношение физической и косвенной агрессии детей, склонности их к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность. Причём знать в динамике развития, характерной для подросткового периода, когда агрессивность детей и её проявления в разных формах поведения отличаются специфическими особенностями, типичными для мальчиков и девочек . К большому сожалению, некоторые учителя не знают и не догадываются о причинах «плохого» поведения того или иного ученика, постоянным чтением «нотаций» усугубляя и без того напряжённую ситуацию.

      Физическая агрессивность, например, проявляется у 60-70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30-56%.

      В то же время необходимо отметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности с 70% в 10-11 лет до 615 в 14-15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10-11 лет до 38% в 12-13 лет и 56% в 14-15 лет. Вербальная агрессивность отмечается у 62-81% мальчиков и 38-60% подростков — девочек. При этом в 12-13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек напротив, имеется тенденция к увеличению: 38% в 10-11 лет, 49% в 12-13 лет и 60% в 14-15 лет. Негативизм значительно сильнее у подростков – мальчиков: 68-82%, тогда как у девочек этого возраста наблюдается у 36-62%. При спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от 10 до 15 лет) идёт возрастание её у девочек – с 25% в 10-11 лет до 59% в 14-15 лет.

      Наибольшей агрессивностью отличаются 10-11 летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессивность – 70%, при негативизме в 68% и вербальной агрессивности в 81%. К 14-15 годам физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%. В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность – с 30% в 10-11 лет до 56% в 14-15 лет; резко растёт агрессивность косвенная – с 25% в 10-11 лет до 59% в 14-15 лет и агрессивность вербальная – с 38% в 10-11 лет до 49% в 12-13 лет и 60% в 14-15 лет. Вместе с тем у девочек несколько затухает, при переходе со второй на третью стадию подросткового периода (с 13 к 14-15 года), негативизм – с 62 до 52%.

      За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности. При этом агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками.

      Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам можно отнести бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

      Конфликты в школе между детьми, к сожалению, дело обычное. Но я уверена, что учителя и школьные психологи не должны относиться к этому как к нормальному явлению. Конфликты переходят в насилие, некоторые ученики становятся изгоями, постоянно подвергаясь различным формам агрессии, что приводит к тяжёлым психологическим травмам. Сегодняшняя школа часто настолько загружена проблемами материально-технического обеспечения, что на всё остальное, включая детское насилие, подростковую агрессию, просто не хватает времени. Самое тревожное, что к этому все притерпелись. Родители, которые в детстве получали подзатыльники, с той же щедростью раздают их собственным детям. А если они всё-таки бережно относятся к ним, то вовсе не против, когда те дерутся в школе. «Нельзя давать себя в обиду. Нужно учиться давать сдачи»,- типичные рассуждения многих взрослых.

      С целью изучения вопроса о том, как уменьшить проявление агрессии в школе, я провела исследование – изучила мнение двух групп: учащихся (280 человек) и учителей (30 человек). В анкете физическая агрессия определялась как побои, единичные удары, «некомфортный физический контакт» и т. п. Словесная, или вербальная, агрессия – это угрозы, оскорбления, обидные клички или попросту игнорирование.

      58% учащихся заявили о том, что подвергались в той или иной форме физической агрессии. Причём, подтверждая вышеизложенное по поводу физической агрессивности девочек-подростков, 87% из опрошенных девочек подвергались насилию в той или форме. Учителя говорят о трёх наиболее важных путях решения этой проблемы: ужесточить дисциплину (74%); улучшить надзор и контроль (40%); обсуждать проблему подростковой агрессивности (49%). Ученики полагают иначе: за обсуждение проблемы – 71%; ужесточить надзор требует 86%.

      Конечно, проявление агрессивного поведения должно быть объявлено несовместимым со школьными нормами. Главная причина проявления агрессии, на мой взгляд, кроется в отсутствии в школе, да и в нашем обществе, многокультурного образования. Хотелось бы, чтобы в уставы школ был включён принцип многокультурности, выраженный фразой: «Школа не дискриминирует на основе расы, религии, цвета кожи, пола, возраста, национальной или этнической принадлежности, языковых, физических и умственных различий».

      Но не менее важны и воспитательные усилия. Школа должна помочь нам, школьникам, понять, осознать и оценить нашу собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом мы должны научиться видеть мирные пути решения проблем. Кроме того, нужно учитывать и то, что существует такое понятие, как «скрытое содержание образования». Например, часто слышим: «Мальчики не должны обижать девочек». А что – они должны обижать мальчиков, взрослых, стариков? Я думаю, правильнее научить ребёнка понимать, что никто никого не должен обижать. Другой стереотип – «Девочки не дерутся», видимо, предполагает, что дерутся только мальчики? В этом случае также гуманней объяснить детям, что драка – не лучший способ разрешения конфликтов, и дерётся тот, кто не знает, как рационально разрешить проблему. То же самое можно сказать о стереотипах «Так девочки (или мальчики) себя на людях не ведут», ибо нормы поведения, законы, регламентирующие поведение человека в обществе, не адресованы отдельно кому-то: перед законом все равны.

      Коррекция агрессивного поведения подростков

      Используя полученные результаты, можно составить исходные психологические характеристики, позволяющие выделить условно четыре группы подростков на основе определённого типа поведения, с учётом направленности их личности.

      Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

      Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обострённым индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

      Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессивность.

      В четвёртую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время отсутствием определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типичны трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

      Такая ориентировочная классификация агрессивности подростков, основывающаяся на комплексе свойств, типичных для определённой группы детей, позволяет не только глубже распознать причины отклонений в их личностном развитии и поведении, но и наметить типологию приёмов воспитательной и коррекционной работы.

      Для воздействия на первую группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Чётко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2-3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу, к себе, к товарищам и взрослым.

      Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их индивидуальным проявлениям, интересам, включение их не только в исполнительскую, но прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать, и подчиняться, обеспечивают быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, сглаживая конфликтные отношения с окружающими.

      На третью группу подростков особо воздействует ритм и напряжённость социально признаваемой и одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «я», занятию уважаемого места среди сверстников.

      Подросткам четвёртой группы помогает войти в систему просоциальной деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпы коллективной деятельности, при подчёркнутой личной ответственности, создают условия для вхождения этих детей в систему разнообразной социально признаваемой и одобряемой деятельности.

      На первом этапе «вхождения» агрессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Вернее, не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества самих подростков. Именно заинтересованность, вовлекая подростка в круг общих забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребёнка в признании его прав и возможностей, нивелирует тем самым агрессивность.

      Итак, агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в драке, грубости и т. п.

      Включение же подростков в специально организуемую социально признаваемую и социально одобряемую деятельность заставляет их пересматривать, критически оценивать своё поведение, отношение к другим людям и к себе, создавая объективные предпосылки для нормального хода личностного становления, нивелируя агрессивные проявления.

      Я считаю, что в школах необходимо говорить о проблеме агрессивности, ведь нередки случаи, когда сами учителя провоцируют агрессивное поведение учащегося. Десятки показателей характеризуют школу – успеваемость, качество знаний, наполняемость. Но всё же школа должна научить нас быть добрыми и терпимыми. Можно только сожалеть, что педагоги на своих совещаниях всерьёз не обсуждают этот злободневный вопрос о детской агрессивности.

      Поэтому хочется верить, что моя работа внесёт вклад в решение данной проблемы.

      www.hintfox.com

Это интересно:

  • Поведенческий симптом стресса Миф 3. Симптомы стресса Жизнь без стресса -> Популярные мифы о стрессе -> Миф 3. Симптомы стресса Один из самых опасных мифов. Обычный среднестатистический человек привык замечать только сильные нервные потрясения, которые сопровождаются серьезными нарушениями здоровья: истерическими обмороками, рыданиями, носовыми […]
  • Негативизм в басса дарки Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность […]
  • Невроз это в психологии Невроз в психологии Момент появления понятия «невроз» был по-настоящему революционным. Первым термин ввёл в обиход шотландский врач Уильям Каллен в 1776 году. В общем-то лозунг «Все болезни от нервов» тогда и появился, поскольку профессор Каллен считал, что источник всех страданий находится в нервной системе. Всех — […]
  • Препараты для лечение невроза навязчивых состояний Невроз навязчивых состояний Невроз навязчивых состояний Невроз навязчивых состояний — в клинической картине преобладают разнообразные навязчивые явления, в первую очередь навязчивые страхи (фобии). Характерен навязчивый страх одиночества, острых предметов, пожара, высоты, воды, заражения какой-то опасной болезнью и […]
  • Предупреждение стрессов Профилактика стресса В современном мире, человек находится в постоянном напряжении. Быстрый ритм жизни, большой поток информации – всё это приводит к стрессу и дипрессии, которые часто называют «болезнями 21-го века». Стресс – это напряжённое состояние организма, как физическое, так и психическое. Сегодня стресс […]
  • Слабоумие как проявляется Каковы основные проявления слабоумия? В зависимости от степени тяжести различают: Преддементные нарушения, при которых сохраняется способность выполнения бытовых задач, но отмечаются нарушения в виде повышенной забывчивости (например, о намеченных встречах и делах, о том, что куда положил), трудностей одномоментного […]
  • Психопатия код по мкб 10 Невроз навязчивых состояний: симптомы, лечение, код по МКБ-10 Навязчивые состояния причисляют к тем видам нарушений психики, которые со стороны не всем и не всегда заметны, ведь проявляются они через отдельные детали в поведении. Невроз, переживаемый при обсессиях (навязчивостях), является достаточно сложным – именно […]
  • Фобического невроз симптомы Фобический невроз, его симптоматика и лечение Фобический невроз еще называют тревожно-фобическим неврозом, который является одной из форм неврозов и проявляется страхом, постоянной тревогой, паникой по отношению к событиям, людям, различным предметам. «Фобия» в переводе означает боязнь, поэтому все виды […]