Незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие

Онлайн-тест МФПУ Основы патопсихологии

Тест по Основам патопсихологии (МФПУ)

(часть вопросов с ответами на них) на средний балл: 83

Помощь в сдаче этого теста студентам МФПУ

Условия ЗДЕСЬ!

  • галлюцинации
  • иллюзии
  • резонерство
  • бред
    • А.А. Токарский
    • В.П. Сербский
    • В.А. Гиляровский
    • Л.Ф. Лазурский
    • мягко и тактично успокоить больного
    • не обращать на это внимание
    • немедленно прекратить исследование
    • сказать, что исследование должно быть проведено обязательно
    • подождать, пока больной успокоится
    • формы
    • фабула
    • время возникновения
    • направленность
    • ремиссия
    • материал
    • прямо возрастающий
    • прямо убывающий
    • параболический
    • ломаный
    • нарушения, которые сочетаются, как правило, с адекватным отношением к ситуации исследования в целом, заинтересованностью в похвале экспериментатора
    • специфическое нарушение целенаправленности мышления
    • снижение памяти и внимания
    • отсутствие адекватного «заинтересованного» отношения к исследованию
      колебания умственной работоспособности
    • неврастении
    • олигофрении
    • шизофрении
    • МДП (маниакально-депрессивного психоза)
    • Кома
    • Аменция
    • Сумеречное помрачение сознания
    • Оглушение
    • Онейроид
    • реабилитационная и психокоррекционная работа
    • оценка динамики нарушений психической деятельности и оценка эффективности терапии
    • экспертная практика
    • описание клинического синдрома
    • распознавание и дифференциальная диагностика психических болезней
    • мыслительных соскальзываний
    • ипохондрического бреда
    • отсутствия мотивации
    • паралогичности мышления
    • статистическую обработку результатов исследования
    • ознакомление с анамнезом
    • клинико-психологический эксперимент
    • беседу с больным
    • закономерности искажений отражательной деятельности мозга
    • личностные особенности пациентов с корковыми поражениями головного мозга
    • психическую деятельность и свойства личности при психических заболеваниях
      целостную психику человека
    • закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в совпадении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме
  • инертность мотивационной сферы
  • педантизм
  • злобность
  • быстрая монотонная речь
  • фасадная вежливость
  • снижение умственной работоспособности
  • изменения мотивационного компонента мыслительной деятельности (разноплановость мышления, резонерство)
  • истощаемость психической деятельности
  • значительные нарушения памяти
  • искажение процесса обобщения
  • исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией
  • получение данных для диагностики
  • участие в фармакологической терапии пациента
  • участие в реабилитационной работе
  • снижение уровня обобщений
  • высокий и неустойчивый уровень притязаний
  • отсутствие нарушений мышления в сочетании с выраженным переживанием успеха и неуспеха в работе
  • завышенная или резко заниженная самооценка
  • xn--4-7sbqf2d.com

    Незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие

    Известный советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в начале 1920-х гг. обнаружила интересный эффект: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Оказавшись в дороге, попробуйте спросить попутчика, какой населенный пункт вы проехали. Скорее всего, он затруднится с ответом. А если задать вопрос, какой город будет следующим, наверняка получите точный ответ. Впоследствии этот эффект был назван именем Зейгарник. В психологии он имеет огромное значение. Например, внезапное расставание с любимым человеком приводит к появлению этого эффекта: действие не завершено, человек понимает, что его уже не любят, но ему трудно с этим смириться. У психотерапевтов даже есть специальные методики, позволяющие завершать такие случаи, избавляя клиентов от сердечных мук.

    Многие бизнес-тренеры используют этот эффект для поддержания мотивации на обучение. Дают, например, сложную задачу с несколькими возможными решениями в конце первого дня. Участники делятся на группы и ищут ответ. Зачастую все приходят к разным решениям. На вопрос, какое же из них верное, тренер с ехидной улыбкой сообщает, что правильный ответ они узнают в начале следующего дня. Это дает возможность дополнительно замотивировать группу на обучение. Иными словами, участники не выдержат и вечером, придя в бар, отодвинут в сторону уже налитые кружки пива и попросят официанта принести бумагу и ручку. И, забыв обо всем, будут искать правильное решение.

    К сожалению, большинство руководителей не учитывают влияние этого эффекта на сотрудников. А зря. Недавно наша компания оценивала региональных руководителей ювелирного ритейлера. Умение давать обратную связь своим сотрудникам было одной из их ключевых компетенций. И у большинства этот показатель был на самом низком уровне. А теперь представьте себя на месте подчиненного: вы выполнили задание, руководитель его принял, но ничего вам не сказал. Это вызывает эмоциональное напряжение, постепенно вы начнете терять мотивацию, так как не понимаете, правильно действуете или нет.

    После тренингов мы обнаружили, что в тех отделах, где сотрудники получали ответную реакцию на свои действия, вырос уровень удовлетворенности персонала начальством и, как следствие, — уровень продаж. Там же, где менеджеры слукавили, ответили, что, дескать, они применяли обратную связь, а на самом деле этого не делали, продажи остались на том же уровне, что и раньше.

    Эффект Зейгарник проявляется не только на уровне обратной связи. Нам неоднократно приходилось слышать от работодателей, что их менеджеры по продажам бездари и лентяи. А когда мы начинали разбирать систему вознаграждения компании, то испытывали легкий шок: мы, специалисты в разработке систем компенсаций и льгот, тратили на ее понимание несколько часов. Что уж говорить о простых менеджерах. В итоге вместо тренинга мы предлагали упростить и сделать прозрачной систему мотивации. В нескольких случаях это позволило без вложений в обучение поднять продажи на 30-40%. Вчерашние бездари начинали активно продавать, так как понимали, за что им платят.

    И наконец, эффект Зейгарник проявляется при увольнении. По нашим наблюдениям, только около 37% специалистов покидают компанию без негативных эмоций. А остальные тут же начинают делиться своими переживаниями в соцсетях, что рано или поздно сказывается на имидже компании. Чтобы это предотвратить, достаточно провести обычную беседу с уходящим сотрудником: попросить его рассказать о том, что ему нравилось в компании, а что нет. В 90% случаев вы и так будете понимать, в чем проблема, но суть в другом. Это поможет человеку психологически завершить ситуацию, выплеснуть эмоции. Конечно, всего потока негатива прощальной беседой не снять, но уменьшить его в разы возможно.

    m.vedomosti.ru

    Внимание. Под познавательным процессом, обозначаемым вниманиемпонимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде

    Под познавательным процессом, обозначаемым вниманиемпонимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Внимание характеризуют также, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.

    Как правило, функция внимания существенно страдает при любом соматическим заболевании, а также имеет свои особенности при психической патологии. Его значимость для клинической психологии оказывается повышенной в случаях оценки психологии лечебного процесса, когда профессиональному росту способствует развитие качеств сосредоточенности и направленности на диагностическую деятельность врача или психолога.

    В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Их различие заключается в степени контролирования человеком процессов внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта. В то время, как в механизмах произвольного внимания существенную роль играют общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения.

    Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

    Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной деятельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной акцентуаций характера). Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими

    симптомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью), нарушает данное свойство внимания.

    Сосредоточенностью внимания называют способность концентрировать внимание на одних объектах при игнорирование иных. Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость связано с психофизиологическими процесса. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и не интересная. Вследствие этого можно говорить о том, что нарушение концентрации внимания также может быть связано с мотивацией.

    Переключаемость внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существенным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение внимания. В клинической психологии данное качество повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и непроизвольного внимания. В структуре упоминавшихся ранее акцентуации характера (эпилептоидной и паранойяльной), устойчивость внимания часто сочетается с замедлением процесса переключаемости.

    Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности называется распределением внимания. Данное свойство существенно при работе, в которой требуется одновременный контроль за большим числом процессов. В клинической психологии подобной способностью обязаны обладать врачи и средний медицинский персонал, поскольку им одновременно приходится иметь дело с несколькими пациентами. На распределение внимания влияет утомление.

    Под объемом внимания понимают количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.

    Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

    На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:

    5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.

    6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).

    8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому.

    9. Невозможность играть тихо и спокойно.

    12. Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.

    13. Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

    14. Частое совершение опасных действий (недоучет последствиях). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам.

    Память

    Одним из наиболее значимых для клинической психологии познавательным процессом является мнестический процесс — память. Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность. Кроме того, патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний — от органических до психогенных.

    У человека выделяют произвольную и непроизвольную; опосредованную и логическую; зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную, вкусовую и осязательную, долговременную и оперативную память. Различие их базируется на волевой регуляции мнестического процесса, использования различных способов для запоминания информации, канала получения информации для запоминания и длительности ее хранения.

    Под запоминанием понимается процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мне-стической задачи, при непроизвольном — такой задачи нет. Запоминание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгновенного запечатления.

    Использование запечатленной информации осуществляется путем ее восстановления. Одной из форм подобного восстановления является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия информации. Таким образом, при узнавании происходит активизация как собственно мнестического процесса, так и процесса восприятия (о котором писалось выше). Воспроизведение информации в отличии от узнавания осуществляется без повторного восприятия информации. Человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию. При различных психических состояниях по-разному и в отдельности может нарушаться как запоминание, так и воспроизведение.

    Следующими мнестическими процессами являются хранение информации и ее забывание. Следует отметить, что они также как запоминание и воспроизведение могут нарушать изолированно при некоторых психопатологических состояниях. Хранением называется мне-стический процесс длительного удержания в памяти информации. Особым мнестическим процессом, значимым для клинической психиатрической практики, считается процесс забывания, целью которого является утрата четкости или уменьшение объема закрепленного в памяти материала в сочетании в невозможностью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать известную информацию. Считается, что забыванию, в первую очередь, подвержена та информация, которая в не играет существенной роли в дальнейшей деятельности человека.

    Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:

    • простые события в жизни, сопровождающиеся сильным переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.

    • сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоциональной значимых.

    • между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    • при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец <«эффект края»),

    • для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы.

    • редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

    Выделяют следующие расстройства памяти:

    Как видно из определения амнезии, все три мнестических процесса могут нарушаться в рамках амнестических расстройств. При нарушении процесса запоминания возникает фиксационная амнезия, разновидностью которой является перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получаемой человеком информации, резко ускоренным процессом забывания. При перфорационной — информация фиксируются частично, часть ее не запечатлевается. Иногда подобное нарушение называют палимпсестами (утратой способности воспроизводить отдельные детали,, эпизоды, подробности, относящиеся к периоду интоксикации).

    Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению «провалов памяти» — ретроградной, антероградной, ретроантероградной амнезии (рисунок 5).

    Нарушения памяти, наряду с тотальными, могут носить частичный характер. При снижении памяти говорят о гипомнезии, а при повышении памяти — гипермнезии. Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия — маниакальный (например, эйфорию).

    Наиболее типичными психопатологическими мнестическими расстройствами являются парамнезии, к которым относят:

    КОНФАБУЛЯЦИИ — обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие места событий.

    Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке — вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем — на старые. Восстановление происходит в обратном порядке.

    В психиатрической клинике у больных после черепно-мозговых травм, опухолей головного мозги, гематом нередко встречается Кор-саковский амнестический синдром, который включает в себя фиксационную амнезию и парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции). Часто у больных с амнестическим синдромом нарушается ориентировка в месте и времени.

    Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 189 . Нарушение авторских прав

    studopedia.info

    Организационная психология

    Все темы по психологии и психологическому консультированию читайте на главных станицах сайта, посвященных теме ПСИХОЛОГИИ.

    Развитие психологической науки, в частности, отечественной психологии, привело к тому, что факты психического развития стали рассматриваться в ином аспекте, а именно с точки зрения взаимосвязи природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального. JI.C. Выготским было показано, что в процессе культурного развития, в результате присвоения общественно-исторического опыта меняется структура мнестической функции: из натуральной, биологической, «механической» память становится высшей психической функцией, опосредованной по строению и произвольной по способу осуществления [Выготский, 2000]. Поскольку в онтогенезе изменяется не только структура отдельной психической функции, но и межфункциональные связи, для изучения памяти стали привлекаться и другие аспекты психического функционирования (мышление, внимание). В свою очередь, положения психологической теории о том, что психические процессы являются не врожденными способностями, а прижизненно формирующимися видами деятельности, дали новый толчок в направлении развития психологического экспериментирования, в число требований к которому вошла «возможность исследования психических нарушений как нарушений деятельности» (с позиций ее динамики, целенаправленности, мотивированности) [Зейгарник, 1999 (см. дружинин экспериментальная психология). — С (см. дополнительное образование психология). 23]. Осознание факта, что расстройство мнестической функции может принимать различные формы, в зависимости от того, какой из ее компонентов страдает, заставило по-новому взглянуть на особенности памяти при шизофрении.

    Организационная психология

    Роль мотивационного компонента в процессах памяти была изучена Б.В. Зейгарник в эксперименте с воспроизведением незавершенных действий [Зейгарник, 1999]. Результаты исследования позволили предположить, что у больных шизофренией не возникает мотивированного намерения при выполнении деятельности, которое в противном случае проявило бы себя при воспроизведении. По результатам данного эксперимента был сделан вывод, что у больных шизофренией в мнестической деятельности страдает потребностно-мотивационное звено.
    Психические расстройства
    В дальнейшем эти данные получили подтверждение при изучении роли мотивационного и энергетического звеньев в наблюдающемся при шизофрении снижении спонтанной психической активности [Критская и др., 1991]. На модели мнестической деятельности было показано, что дефицит активности у данной категории больных проявляется в недостаточном использовании стратегий субъективной организации и обработки запоминаемого материала (см. психологическое консультирование книги). При этом создание специальных условий, активизирующих мнемическую деятельность больных (смысловая группировка стимульного материала экспериментатором), обнаруживает возможность повышения продуктивности запоминания за счет его скрытых резервов (см. головные боли при шейном остеохондрозе). Авторы исследования высказали предположение о мотивационной природе нарушений памяти при шизофрении. В его пользу свидетельствовало как наличие резервов, так и отсутствие к концу эксперимента признаков истощаемости, снижения продуктивности и повышения числа ошибок, характерных для дисфункции энергетического звена [Критская и др., 1991].

    Головная боль при беременности чем лечить

    Исследование с использованием методики пиктограммы показало, что больные шизофренией хуже запоминают слова, когда пытаются прибегнуть к опосредованию. Условность выбранного ими рисунка носит настолько широкий и беспредметный характер, что не отражает реального содержания слова, запоминание которого он должен опосредовать. В этом случае запоминание оказывается неэффективным из-за нарушения «мыслительного» звена мнестической деятельности, механизмом которого, по мнению некоторых авторов, является искажение процесса обобщения [Зейгарник, 1999]. По мнению других, такой причиной является нарушение вероятностной структуры психического опыта, вследствие чего при решении любой задачи с равной вероятностью актуализируются как существенные, социально-значимые, так и латентные, формальные признаки [Критская и др., 1991].

    brainklinik.ru

    Ближайшие тренинги

    Новости синтона

    Новое на сайте

    Подпишитесь
    на нашу рассылку!

    Клиническая (медицинская) психология

    Следует обратить внимание на один из основных критериев дифференциации истинных и ложных галлюцинаций — реальность проекции галлюцинаторного образа. Суть его заключается в том, что при истинных галлюцинациях пациент указывает место расположения образа, как правило, во вне и на реальном для восприятия расстоянии (например, видимый им образ человека на улице, а не на луне; слышимый за стеной, а не с расстояния тысячи километров или из головы).

    Дифференциация истинных галлюцинаций с псевдогаллюцинациями допустима лишь в случаях зрительных и слуховых обманов восприятия (В.Х.Кандинский), в то время, как на обонятельные, тактильные, вкусовые галлюцинации приведенные выше критерии не распространяются.

    К особым разновидностям нарушений восприятия относят:

    СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.

    Дифференциация сенестопатий и парестезии представляет значительные сложности, однако значима для диагностического процесса. Поскольку парестезии могут встречаться при многих неврологических и соматических заболеваниях, а сенестопатий считаются симптомов психических нарушений.

    Восприятие собственного тела играет особую роль в формировании психологии больного и его реагировании на заболевания. В неврологической и психиатрической клиниках нередки случаи сома-тоагнозий и деперсонализационных расстройств (или нарушений схемы тела).

    Дифференциально-диагностические критерии галлюцинаций и псевдогаллюцинаций

    Имеют реальную* проекцию галлк цинаторного образа во вне. (реальная проекция — место в пространстве, которое с помощью органов чувств может быть воспринято)

    -Не имеют реальной проекции галлюцинаторного образа во вне.

    Навязанный, «сделанный» характер галлюцинаторных образов.

    Яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюцинаторных образов.

    Тусклость, размытость, приглушенность галлюцинаторных образов.

    Возможность на время заслониться, укрыться or галлюцинаторных образов.

    Императивный или комментирующий характер галлюцинаторных образов (чаще вербальных)

    При первой патологии происходит не столько нарушения процесса восприятия, сколько процесса узнавания. Два этих процесса тесно связаны между собой. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультантное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультантном (мгновенном) этот процесс единовременен. Из расстройств узнавания выделяется соматоагнозии, нарушения узнавания знакомых людей и окружающей знакомой обстановки.

    СОМАТОАГНОЗИЯ — расстройство узнавания частей собственного тела.

    Как правило, срматоагнозия встречается при неврологических заболеваниях и поражении определенных участков и областей коры больших полушарий головного мозга. Выделяют следующие формы соматагнозии: пальцевую аутотопагнозию (утрата способности узнавать и показывать пальцы на своей руке и руке другого человека при поражении левой теменной доли); аутотопагнозию позы (при поражении верхне-теменной области левого полушария), аутотопагнозию половины тела (при поражении верхне-теменных структур) и нарушение ориентировки в правом-левом (при поражении левой теменной доли у правшей).

    Б.В.Зейгарник выделяет, наряду с перечисленными агнозиями, псевдоагнозии при деменции, которые выявляются у больных при экспозиции силуэтных и пунктирных картинок. Появление феномена псевдоагнозий связано с выпадением и расстройством смысловых компонентов, которые приводят к патологии ортоскопичес-кого восприятия.

    В круг расстройств, при которых нарушается опознание знакомых людей, включается симптом Фреголи и синдром Капгра, которые можно считать смешанными по генезу, поскольку, наряду с изменениями восприятия, важными при их формировании являются мыслительные нарушения.

    Симптом ФРЕГОЛИ — нарушение узнавания окружающих больного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими внешности.

    Синдром КАПГРА — нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загримированными под них. Описано четыре формы синдрома:

    а) иллюзорная форма ложного узнавания;

    б) бредовая форма;

    г) ложные узнавания с бредом и сенсорными расстройствами.

    В геронтологической клинике нередки нарушения узнавания собственного изображения в зеркале (симптом зеркала).

    Из расстройств, затрагивающих восприятие собственного тела или его частей, выделяется группа деперсонализационных расстройств. К расстройствам восприятия позволительно относить только те, которые не сопровождаются патологическими бредовыми идеями и по отношению к которым пациенты полностью или частично критичны.

    ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела.

    Деперсонализацию (аутометаморфопсию) разделяют на парциальную и тотальную. При парциальной происходит нарушение вос-

    приятия отдельных частей тела, при’тотальной — всего тела. Разновидностью аутометаморфопсии является синдром Алисы в стране чудес Он характеризуется сочетанием деперсонализационных расстройств с явлениями дереализации в виде искажения представлений о пространстве и времени, зрительными иллюзиями, чувством раздвоения личности. Возможно как пароксизмальное возникновение нарушений восприятия в виде удлинения, укорочения, отрыва конечностей, так и микро-, макропсии.

    Вот как описаны переживания Алисы в стране чудес: «Все страньше и страньше! — вскричала Алиса. От изумления она совсем забыла, как нужно говорить. — А теперь раздвигаюсь, словно подзорная труба. Прощайте, ноги! (В эту минуту она как раз взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение — и они скроются из виду).

    — Бедные мои ножки! Кто же вас будет теперь обувать? Кто натянет на вас чулки и башмаки? Мне до вас теперь, мои милые, не достать. Мы будем так далеки друг от друга, что мне будет совсем не до вас. Придет-сявам обходиться без меня. Тут она призадумалась.

    — Все-таки надо быть с ними поласковее, — сказала она про себя. — А то еще возьмут и пойдут не в ту сторону. Ну, ладно! На рождество буду присылать им в подарок новые ботинки. И она принялась строить планы. — Придется отправлять их с посыльным, — думала она. — Вот будет смешно! Подарки собственным ногам! И адрес какой странный!

    «Каминный Коврик (что возле Каминной Решетки)

    Госпоже Правой Ноге —

    С приветом от Алисы».

    — Ну что за вздор я несу!

    В эту минуту она ударилась головой о потолок: ведь она вытянулась футов до девяти, не меньше.

    Увы! было уже поздно; она все росла и росла. Пришлось ей встать на колени — а через минуту и этого оказалось мало. Она легла, согнув одну руку в локте (рука дошла до самой двери), а другой обхватив голову. Через минуту ей снова стало тесно — она продолжала расти. Пришлось ей выставить одну руку в окно, а одну ногу засунуть в дымоход.

    Дальше расти было некуда».

    Нередкими в клинике неврологических и психических заболеваний являются нарушения восприятия времени. Выделяется несколько нарушений восприятия времени (Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова):

    «Остановка времени». Мгновенное ощущение того, будто время «остановилось». Это ощущение обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета в восприятии больного становятся тусклыми; объемные, трехмерные предметы — плоскими,

    двухмерными. Больной при этом воспринимает себя будто утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.

    «Растягивание времени», В ощущениях больного время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем привычно ему по прошлому опыту. Это ощущение иногда сочетается с противоположными (по сравнению с предыдущим феноменом) изменениями восприятия всего мира. Плоское, двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движущимся», а серо-белое — цветным. Больной обычно становится расслабленным, благодушным или эйфоричным.

    «Утрата чувства времени». Ощущение, раскрываемое больным в других выражениях: «времени будто бы нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы и люди (кажутся более контрастными, в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».

    «Замедление времени». Ощущение, будто время «течет более медленно». Восприятие всего мира, движений людей и предметов из-меняется. Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Больные называют время «замедленным» на основании того, что движения людей воспринимаются замедленными, их лица — «угрюмыми».

    «Ускорение времени». Ощущение, противоположное предыдущему. Больному время представляется текущим более быстро, чем было ему привычно по прошлым восприятиям. В восприятии больного измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир будто «неестественен», «нереален», люди воспринимаются как «суетливые», очень быстро движущиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток и длительность событий.

    «Обратное течение времени». Ощущение, уточняемое больными в следующих выражениях: «Время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается окружающий мир и собственное «Я» больного. Интересна грубая ошибочность воспроизведения давности уже пережитых событий; секунду — минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».

    Как правило, перечисленные расстройства восприятия времени встречаются при поражении правого полушария головного мозга различного генеза.

    Под познавательным процессом, обозначаемым вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Внимание характеризуют также, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.

    В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Их различие заключается в степени контролирования человеком процессов внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта. В то время, как в механизмах произвольного внимания существенную роль играют общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения.

    На процесс внимания существенное влияние оказывают три фактора: 1) тип высшей нервной деятельности — темперамент; 2) навыки и умения в данной сфере и 3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующей сосредоточенности.

    Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

    Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной деятельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной акцентуаций характера). Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими

    Сосредоточенностью внимания называют способность концентрировать внимание на одних объектах при игнорирование иных. Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость связано с психофизиологическими процесса. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и не интересная. Вследствие этого можно говорить о том, что нарушение концентрации внимания также может быть связано с мотивацией.

    Переключаемость внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существенным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение внимания. В клинической психологии данное качество повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и непроизвольного внимания. В структуре упоминавшихся ранее акцентуации характера (эпилептоидной и паранойяльной), устойчивость внимания часто сочетается с замедлением процесса переключаемости.

    Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности называется распределением внимания. Данное свойство существенно при работе, в которой требуется одновременный контроль за большим числом процессов. В клинической психологии подобной способностью обязаны обладать врачи и средний медицинский персонал, поскольку им одновременно приходится иметь дело с несколькими пациентами. На распределение внимания влияет утомление.

    Под объемом внимания понимают количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.

    Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

    На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания. В него включаются следующие клинические признаки:

    1. Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).

    2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

    3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

    4. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).

    7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр.

    11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).

    Учитывая тот факт, что выделение внимания в самостоятельный познавательный процесс многими учеными ставится под сомнение среди психопатологических и патопсихологических проявлений симптомы и синдромы нарушения внимания представлены достаточно скудно.

    Одним из наиболее значимых для клинической психологии познавательным процессом является мнестический процесс — память. Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность. Кроме того, патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний — от органических до психогенных.

    У человека выделяют произвольную и непроизвольную; опосредованную и логическую; зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную, вкусовую и осязательную, долговременную и оперативную память. Различие их базируется на волевой регуляции мнестического процесса, использования различных способов для запоминания информации, канала получения информации для запоминания и длительности ее хранения.

    Учитывая клиническую направленность освещения функционирования мнестического процесса, остановимся подробнее лишь на процессах, которые, в первую очередь, склонны нарушаться при возникновении соматической или психической патологии.

    Под запоминанием понимается процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мне-стической задачи, при непроизвольном — такой задачи нет. Запоминание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгновенного запечатления.

    Использование запечатленной информации осуществляется путем ее восстановления. Одной из форм подобного восстановления является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия информации. Таким образом, при узнавании происходит активизация как собственно мнестического процесса, так и процесса восприятия (о котором писалось выше). Воспроизведение информации в отличии от узнавания осуществляется без повторного восприятия информации. Человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию. При различных психических состояниях по-разному и в отдельности может нарушаться как запоминание, так и воспроизведение.

    Следующими мнестическими процессами являются хранение информации и ее забывание. Следует отметить, что они также как запоминание и воспроизведение могут нарушать изолированно при некоторых психопатологических состояниях. Хранением называется мне-стический процесс длительного удержания в памяти информации. Особым мнестическим процессом, значимым для клинической психиатрической практики, считается процесс забывания, целью которого является утрата четкости или уменьшение объема закрепленного в памяти материала в сочетании в невозможностью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать известную информацию. Считается, что забыванию, в первую очередь, подвержена та информация, которая в не играет существенной роли в дальнейшей деятельности человека.

    Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:

    простые события в жизни, сопровождающиеся сильным переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.

    сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоциональной значимых.

    , • лучшему процессу запоминания и воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность внимания на информации.

    между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец <«эффект края»),

    для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы.

    редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

    Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их появление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевания головного мозга, нейроинтоксикаций является закономерным. В то же время, расстройства памяти не являются патогномо-ничными для шизофрении и иных эндогенных психических расстройств.

    АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

    Как видно из определения амнезии, все три мнестических процесса могут нарушаться в рамках амнестических расстройств. При нарушении процесса запоминания возникает фиксационная амнезия, разновидностью которой является перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получаемой человеком информации, резко ускоренным процессом забывания. При перфорационной — информация фиксируются частично, часть ее не запечатлевается. Иногда подобное нарушение называют палимпсестами (утратой способности воспроизводить отдельные детали,, эпизоды, подробности, относящиеся к периоду интоксикации).

    Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению «провалов памяти» — ретроградной, антероградной, ретроантероградной амнезии (рисунок 5).

    Под ретроградной амнезией понимается нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение информации, приобретенной до возникшего с пациентом эпизода нарушенного сознания. При антероградной амнезии трудности воспроизведения затрагивают время после эпизода нарушенного сознания. При антероретроградной — оба периода времени.

    Нарушения памяти, наряду с тотальными, могут носить частичный характер. При снижении памяти говорят о гипомнезии, а при повышении памяти — гипермнезии. Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия — маниакальный (например, эйфорию).

    Наиболее типичными психопатологическими мнестическими расстройствами являются парамнезии, к которым относят:

    ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — *жизнью в прошлом»).

    КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.

    Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке — вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем — на старые. Восстановление происходит в обратном порядке.

    В психиатрической клинике у больных после черепно-мозговых травм, опухолей головного мозги, гематом нередко встречается Кор-саковский амнестический синдром, который включает в себя фиксационную амнезию и парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции). Часто у больных с амнестическим синдромом нарушается ориентировка в месте и времени.

    Мышлением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний, творчеству. С другой стороны, нарушения разнообразные мышления лежат в основе многочисленных психических расстройств.

    Для того, чтобы быть правильным и способствовать получению верных знаний об объективной реальности, мышление должно отвечать таким параметрам как: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость). Параметр стройности мышления (ассоциативного процесса) выражается в необходимости мыслить в_ v соответствии с логическими требованиями, а также грамматически корректно формулировать мысли. Под продуктивностью понимается требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Целенаправленность мышления диктует необходимость мыслить ради какой-либо реальной цели. Темпом мышления обозначается скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени.

    Выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное и образное. Более простым и элементарным является наглядно-действенное мышление, наиболее ярко представленное у детей. При наглядно-действенном мышление познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с объектами и преобразования ситуации, т.е. в процессе действий. Извлекая опыт их данного взаимодействия человек формирует пред-ставление о предмете или явлении и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные. Другим является наглядно-образный вид мышления. При нем познание объективной реальности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы-представления. Более сложными являются понятийное и образное мышления, которые относят к теоретическим видам мышления. При понятийном виде мышления человек выполняет действия в уме (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления, нуждающихся в реальных объектах), используя ранее приобретенные понятия, суждения и умозаключения о реальном мире. Образное мышление отличается лишь тем, что человек манипулирует в уме не понятиями, суждениям и умозаключениями, а образами.

    Немаловажными характеристиками мыслительного процесса являются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Каждая из перечисленных операций способствует более глубокому проникновению в суть вещей, понимания внутренних связей, а значит более точному познанию реальности. Анализом называется мыслительная операция по расчленению предмета на составные элементы. Синтез — построение целого из аналитически заданных частей. При операции обобщения происходит мысленное выделение и фиксация устойчивых свойств предметов и явлений (абстрагирование) с дальнейшим их соединением в определенный класс. Абстрагированием в отличие от обобщения обозначают только операцию выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и явлений, которые в действительно не существуют. Под конкретизацией понимается мыслительная операция обратная обобщению, т.е. из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

    Наряду с перечисленными выше видами и операциями мышления, выделяют мыслительные процессы: понятие, суждение и умозаключение. Понятием называют процесс выявления существенных признаков предметов или явлений, суждением — процесс сравнения двух или более понятий и формулирование на этом основании какой-либо мысли, умозаключением — вывод, базирующийся на серии логических действий. Умозаключение, как заключительный процесс, приводящий к новому знанию, может формироваться либо при помощи индукции, либо дедукции. При первом способе умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному, при втором — от частного к общему.

    Б.В.Зейгарник разделяет все нарушения мышления на четыре группы: 1) нарушения операционной стороны мышления, 2) личностного компонента мышления, 3) динамики мыслительных процессов, 4) процесса саморегуляции познавательной деятельности. К нарушениям операционной стороны мышления относятся снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщений оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Клинически это проявляется склонностью к конкретизацией мышления.

    КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором утрачивается способность к абстрагированию.

    В противоположность снижению уровня обобщений при искажении процесса обобщения происходит отрыв суждений человека от конкретных, частных, единичных связей. В суждениях отражаются лишь случайные и несущественные (латентные) признаки предметов или явлений. Процесс мышления представляет собой необоснованное теоретизирование по конкретным проблемам. Речь при этом становится вычурной, витиеватой. Клинически искажение процесса обобщения проявляется резонерством.

    Нарушения личностного компонента мышления проявляются разноплановостью мышления, снижением критичности и саморегуляции. Происходит утрата целенаправленности мыслительного процесса.

    К нарушениям динамики мыслительной деятельности относят лабильность и инертность мышления. При первом отмечается неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому; при втором — противоположные тенденции: тугоподвижность мышления, ригидность, трудности переключения.

    Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий.

    Учитывая тот факт, что мышление может нарушаться разнообразно, традиционно группировка расстройств мышления использует перечисленные выше параметры.

    К расстройствам мышления по темпу относят: ускорение и замедление мышления, ментизм, Шперрунг.

    УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени.

    «СКАЧКА ИДЕЙ» — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ).

    ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение (Количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ).

    МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникающее приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

    ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

    К расстройствам мышления по стройности относят: разорванность, соскальзывания, бессвязность, инкогеренцию и вербигерацию.

    РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ).

    СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более «легкая» степень разорванности).

    БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).

    ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах.

    ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов.

    Нарушения целенаправленности мыслительного процесса встречаются при таких симптомах, как: разноплановость, обстоятельность, резонерство, персеверации.

    РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

    ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления.

    РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

    Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навязчивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

    НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности.

    СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ — идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним.

    БРЕДОВЫЕ ИДЕИ .— суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

    www.syntone-spb.ru

    Это интересно:

    • Клиника неврозов им кожевникова Клиника нервных болезней им. А.Я.Кожевникова Клиника нервных болезней им. А. Я. Кожевникова является крупнейшей неврологической клиникой России. Она рассчитана на одновременное стационарное лечение 260 больных. В клинике нервных болезней находятся неврологические и нейрохирургическое отделения. Впервые в России […]
    • Дмитрий ковпак депрессия ДЕПРЕССИЯ: ВСЯ ПРАВДА О НЕЙ На семинаре будет по полочкам разобрана тема депрессивных расстройств и даны конкретные инструменты для работы по выходу из этого состояния Для кого мы проводим этот семинар: Данный семинар предназначен для всех, кто страдает от любых форм и проявлений депрессии. Перечислим наиболее […]
    • Маниакально-депрессивным психоз у детей Возрастные особенности течения (дети до 10 лет) Приступы встречаются редко, а распознаются еще реже. Во многих случаях диагноз циркулярной фазы в детстве ставится лишь ретроспективно. Это связано с атипичным (нехарактерным для зрелого возраста) проявлением фаз и большей лабильностью состояния больных. Депрессивные […]
    • Лечение межреберного невроза Межреберный невроз Разлитые жгучие боли, покалывание, онемение, боли в спине, пояснице, в области сердца, под лопаткой, постоянные или приступами. Всё это чаще относят к признакам заболевания сердца. Но это может быть и межрёберная невралгия, или межрёберный невроз. Межреберный невроз может имитировать и боли при […]
    • Купирование тревожных состояний Лечение тревожных расстройств Тревога (беспокойство) является одним из наиболее частых нарушений психики. Проявляется тревога эмоциональным очень тягостным переживанием внутреннего дискомфорта от неопределенности перспектив. Лечение тревожных расстройств нередко бывает затруднительным, требует времени, упорства и […]
    • Как бороться с неврозом и депрессией Какими способами бороться с неврозом? Как бороться с неврозом, если жизнь полна каждодневных стрессов? Их бесконечная череда накапливается, а это не проходит бесследно для тонкой и восприимчивой психики человека. И в один «прекрасный» момент сами по себе неприятные стрессы перевоплощаются в еще более мучительную вещь […]
    • Генетический анализ аутизм Перечень генетических исследований В центре клеточных и генных технологий Покровского банка стволовых клеток можно проконсультироваться у генетика или невролога-генетика, а также, при необходимости, пройти цитогенетическое или молекулярно-генетическое обследование, которое покажет, имеется ли у ребенка или взрослого […]
    • Стресс способ защиты Стресс способ защиты Душ Шарко Стоимость Санкт-Петербург Н.Новгород Отзывы Статьи Контакты Красноярск Наши статьи: Калькулятор калорий Стресс и способы защиты Всем нам хорошо знакомо слово стресс. Но знаем ли мы на самом деле, что это такое и чем стресс опасен для организма? Часто говорят, […]