Обследования ребенка с заиканием

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др.

Обследование включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личности особенностей заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

• место возникновения и форму речевых судорог;

• частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

• сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

• отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляют особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность , «разболтанность».

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

Обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения и вне его. Отмечается наличие у них психологических особенностей, в частности болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию экспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика «тест-конфликт», методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.

В логопедическом заключении учитывается:

форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых случаях).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяет установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Особое внимание обращается на профилактику рецидива, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально-бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, «почвы», на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустраненный травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

www.i-gnom.ru

Обследование при заикании

Эффективность коррекции любого патологического состояния зависит, в первую очередь, от грамотной диагностики. И заикание — не исключение. Прежде, чем начинать лечение детей или взрослых, специалисты должны как можно больше узнать о состоянии будущих пациентов во время обследования.

В речевом центре «Арлилия» при заикании практикуют комплексное обследование, которое осуществляется с участием врачей различных специальностей: логопеда, невропатолога, психолога, педиатра и других. Такой подход позволяет максимально точно диагностировать причину и выяснить стадию его развития.

Начинается обследование с предварительного знакомства с пациентом. Задача специалиста на этом этапе — создать комфортную обстановку, в которой заикающиеся будут спокойно себя чувствовать и смогут рассказать об особенностях своего состояния.

Сбор данных о симптоматике заболевания

Специалист выясняет анкетные данные пациента и получает первичную информацию о заикании, в частности:

  • как проявляется;
  • когда возникло;
  • что могло послужить причиной (испуг, аффект, гнев, травма головы, перенесенное тяжелое заболевание и т.д.);
  • какие обстоятельства предшествовали появлению нарушений речи;
  • какие методы лечения были испробованы (в том числе, домашние).
  • Изучение личностных особенностей пациента

    В речевом центре к проблеме заикания подходят комплексно, не только корректируя речевую моторику, но и формируя устойчивое состояние личности. Такая методика позволяет полностью избавиться от нарушений речи, избежать возможных рецидивов заболевания, а также побороть комплексы, убрать страх перед общением и выступлением на публике. Именно поэтому обследование заикающихся детей, подростков или взрослых не обходится без исследования их личности.

    На этом этапе специалисты получают ответы на следующие вопросы:

    • как пациент относится к своему недугу;
    • каким образом он позиционирует себя в обществе;
    • как относятся к нарушениям речи родители заикающегося ребенка, помогают ли они ему бороться с патологией;
    • как складываются взаимоотношения больного в семье и коллективе.

    Кроме того, для полноценного обследования детей с заиканием необходимо выяснить, каким образом протекала беременность матери, как прошли роды, какие проблемы их сопровождали. Страдают ли такой болезнью родители малыша.

    Логопедическое обследование

    Цель этого этапа — исследовать состояние речи и моторики пациента. Специалист выявляет особенности проявления заикания, отслеживает дополнительные моторно-речевые нарушения, которые его сопровождают.

    Как мы лечим

    В результате комплексного обследования специалисты речевого центра «Арлилия» получают полное представление о физиологическом и психологическом проявлении заикания у каждого пациента. Это позволяет выбрать оптимальный путь лечения, которое осуществляют высококвалифицированные специалисты с огромным опытом. Они помогли сотням детей и взрослых избавиться от недуга и вернуться к нормальной жизни.

    Грамотно проведенное обследование заикающихся дошкольников, подростков или взрослых, занятия с заикающимися детьми по проверенной авторской методике профессора Л.З. Арутюнян и тщательное соблюдение рекомендаций специалистов приводят к безоговорочной победе над нарушениями речи.

    www.arlilia.ru

    Схема обследования ребенка с заиканием

    Анкетные данные

    Дата рождения ____________________________________________________________

    (Для школьника: № школы, класс)____________________________________________

    Дата и № протокола________________________________________________________

    Логопедическое заключение МПК____________________________________________

    Сведения о семье

    Наследственные заболевания _________________________________________________

    Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________

    Материально-бытовые условия в семье _________________________________________

    Общий анамнез

    Какая по счету беременность _________________________________________________

    Особенности протекания беременности ________________________________________

    Особенности течения родов __________________________________________________

    Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

    После выписки из родильного дома:

    особенности сна ____________________________________________________________

    особенности бодрствования __________________________________________________

    Особенности грудного вскармливания _________________________________________

    Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

    до одного года _____________________________________________________________

    после одного года __________________________________________________________

    Психомоторное развитие

    Стал держать голову с ______________________________________________________

    С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

    шнуровать ботинки _________________________________________________________

    застегивать пуговицы _______________________________________________________

    излишне подвижен _________________________________________________________

    излишне заторможен ________________________________________________________

    Развитее речи

    Время появления гуления ____________________________________________________

    первых слов _____________________________________________________________

    Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

    Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

    Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

    Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

    Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

    Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

    Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

    в семье ____________________________________________________________________

    в общении со сверстниками __________________________________________________

    в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

    в незнакомой обстановке _____________________________________________________

    (Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________

    влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)

    Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

    Есть ли страх речи __________________________________________________________

    Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка

    Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

    по какой методике __________________________________________________________

    Как долго занимался ________________________________________________________

    Причина рецидива _________________________________________________________

    Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

    Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

    — Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

    — Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

    — Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

    — Как влияет волнение на речь?

    — Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

    — Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

    — Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

    Данные объективного обследования

    Состояние слуховой функции

    1. Слуховое внимание ________________________________________________________

    2. Восприятие речи __________________________________________________________

    Состояние моторных функций

    1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

    2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

    (В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

    1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

    2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

    3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

    Конструктивный праксис ____________________________________________________

    Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

    4. Для школьников: состояние графомоторных навыков ___________________________

    5. Наличие леворукости ______________________________________________________

    Мимика и артикуляторная моторика

    1. Мимические движения _____________________________________________________

    (особенности мимики при речи _______________________________________________)

    2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________

    Строение органов артикуляционного аппарата

    Состояние импрессивной речи

    1. Пассивный словарь ________________________________________________________

    2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________

    Состояние экспрессивной речи

    1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________

    2.Активный словарь _________________________________________________________

    3. Грамматический строй речи ________________________________________________

    Состояние фонематических функций

    1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________

    2. Фонематический анализ ____________________________________________________

    3. Фонематический синтез ____________________________________________________

    4. Фонематические представления _____________________________________________

    (У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)

    Состояние дыхательной функции

    Тип дыхания _______________________________________________________________

    Ритмичность дыхания _______________________________________________________

    Характер вдоха при речи _____________________________________________________

    Продолжительность речевого выдоха __________________________________________

    Состояние просодических компонентов речи

    1.Темп речи ________________________________________________________________

    Ритм речи __________________________________________________________________

    Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________

    2. Характеристика голоса:

    Сила голоса ________________________________________________________________

    Особенности модуляций ____________________________________________________

    3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________

    4. Внятность речи __________________________________________________________

    Симптоматика заикания

    А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания

    I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________

    1. Шепотная речь ___________________________________________________________

    2. Сопряженная речь _________________________________________________________

    3. Отраженная речь __________________________________________________________

    4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________

    5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________

    (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________

    6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________

    7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________

    8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________

    Проявление заикания при чтении _____________________________________________

    (В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________

    II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________

    — дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________

    — голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________

    — артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________

    III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______

    Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания

    I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________

    а) произнесение отдельных звуков и междометий

    II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

    1. Моторных _____________________________________________________________

    б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________

    3 . Изменение стиля речи___________________________________________________

    III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________

    Индивидуально-психологические особенности ребенка

    1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________

    2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________

    3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

    — активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________

    — устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________

    — степень эмоциональной возбудимости _______________________________________

    4. Другие особенности: ______________________________________________________

    5. Другие нарушения речи ____________________________________________________

    Логопедическое заключение

    Форма и локализация судорог _________________________________________________

    Степень тяжести заикания ____________________________________________________

    Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________

    Степень фиксированности на заикании _________________________________________

    Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________

    Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________

    Дата окончания обследования. ________________________________________________

    logoprof.ru

    Это интересно:

    • Речевое развитие детей с аутизмом Особенности речевого развития у ребенка с РДА Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной […]
    • Сильный стресс на 35 неделе беременности На главную В избранное Беременность и стресс. Какие могут быть последствия? Анита 30.09.08 Категория Болезни и инфекции беременных, Все о беременности 111 комментариев Похожие публикации: Нет похожих публикации Вконтакте Facebook Одноклассники Google+ LiveJournal 111 комментариев на […]
    • Аутизм и дофамин Аутизм и дофамин Этиология. Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения […]
    • Вес при рождении ребенка с синдромом дауна Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации Что такое синдром Дауна? Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что […]
    • Методики диагностики заикания Диагностика заикания Заикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения. Первые симптомы заикания, как правило, появляются в детстве, в сензитивный период развития речи в возрасте от 1 до 6 лет. Помимо того, что […]
    • Лечение расстройства сна Лечение бессонницы Сон – важнейший источник энергии в жизни каждого человека. Часть «топлива» наш организм получает, безусловно, из еды и напитков, однако без полноценного отдыха невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Считается, что оптимальная длительность ночного отдыха – 7-9 часов. В течение этого […]
    • Заикание у ребенка логопед Лечение заикания Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Заикание является широко распространённым речевым нарушением. […]
    • Как сдать анализ на синдром дауна Анализ крови на скрининг как и когда сдавать Будущим мамочкам приходится сдавать множество анализов и проходить регулярные обследования у врачей. Среди большого количества обследований легко запутаться и многие женщины не знают, для чего проводится тот или иной анализ. В большинстве случаев будущей маме и правда не […]