Понятие стресса и его характеристика

Общая характеристика стресса

Как же, чаще всего, возникают переживания, которые мы называем стрессовыми, и какие поведенческие реакции они вызывают? Представьте, пишет чешский врач Ота Грегор, что вы ведете машину по шоссе, и вас начинает обгонять другой водитель – причем не просто обгонять, но и «подрезает» вашу машину. Вслед за одним «фокусом» тут же выкидывает другой – резко тормозит перед самым носом вашей машины. Эта внезапная непредвиденная ситуация вызывает у вас моментальную автоматическую реакцию: учащается пульс и дыхание, глаза – если бы вы увидели в этот момент себя со стороны – чуть ли не вылезают из орбит. Не исключено, что вы рассердитесь не на шутку, начнете громко ругаться – возмущению вашему не будет границ!

Как только непосредственная опасность пройдет, и вы хотя бы немного успокоитесь, попытайтесь взглянуть на себя со стороны: губы сжаты, голова втянута в плечи, шейные и плечевые мышцы напряжены так сильно, что разболелась голова и спина, к горлу подступает тошнота.

Через несколько минут после этой острой стрессовой ситуации пульс и дыхание успокаиваются, внешний вид приходит в норму. Однако напряжение в мышцах так быстро не проходит.

Интенсивное и продолжительное мышечное напряжение – это признак стрессовой ситуации.

Кроме биологических стрессовых сигналов, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанных с изменением поведения под влиянием стресса. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости, другой как будто постоянно куда-то спешит: быстро говорит или слишком быстро ходит. У третьего ухудшается память. У четвертого мысли перебегают постоянно с одного на другое – он никак не может сосредоточиться. Проявлением стресса являются также повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапная разъяренность.

Эти и другие психологические и биологические сигналы в первую очередь о том, не живем ли мы под влиянием постоянного стресса.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, который в 1936 году предложил одним из первых теорию стресса, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же ответ на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – может быть одинаковым.

Адаптационный синдром, т.е. сочетание симптомов, обусловленных такими обстоятельствами, начинается с нарастания у человека чувства тревоги, переходит в реакцию на угрожающее состояние и побуждает организм к саморегуляции перед фактом опасного воздействия на него.

Любое событие, факт или сообщение, которые могут вызвать стресс, называется стрессором. Вот некоторые особенности воздействия стрессоров на человека:

– психологическое утомление наступает раньше физиологического: его можно даже и не осознавать. Например, водитель, который выехал на дорогу после тяжелого трудового дня, плохо защищен от собственных ошибок;

– влияние различных стрессоров усиливается при совместном действии. Например, обучение в автошколе, сдача экзаменов (в автошколе и ГИБДД), покупка автомобиля – каждое событие само по себе является стрессором, а ведь на начинающего водителя они действуют одновременно!

– стрессоры накапливают свое влияние на психику, постепенно перегружая ее.

Напомним, что стресс является психическим состоянием, то есть имеет определенную длительность и последовательность в своем развитии. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.

Первый этап – реакция тревоги, или аларм-реакции(англ. alarm – сигнал опасности, тревоги) – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет снижения качества выполнения второстепенных задач.

На втором этапе – этапе стабилизации, или резистентности (устойчивости)все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти. Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей-хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Превышение критического уровня активизации приводит к эмоциональному перенапряжению – дистрессу (англ. – истощение, недомогание, бедствие). Это происходит, когда необходимые средства для преодоления стрессогенной ситуации намного превышают физиологические и психологические ресурсы организма или непомерно возросла стоимость цели. Дистресс приводит к нарушениям механизма саморегуляции, ухудшаются сложные навыки и координация, сужается внимание, снижается чувство опасности, возникают резкие перепады настроения. Дистресс тормозной формы – ослабление активности, оцепенение, ступор. При возбудительной форме дистресса – неосмысленная, хаотическая деятельность.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее – стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.

Под влиянием особо опасных и резко меняющихся условий такое эмоциональное состояние может возникать сразу, «с места», «с ходу», минуя все другие. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

В психологической литературе наряду с общим понятием стресса часто употребляют понятие «эмоционального стресса», близкое к понятию «психическая напряженность».

Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта

Итак, основной чертой эмоционального стресса является переживание угрозы, а системный (физиологический) стресс вызывается лишь трудностями адаптационного процесса. Причиной психического стресса в профессиональной деятельности водителя является, во-первых, его постоянная зависимость от надежности техники, сознание того, что имеется весьма строгий лимит времени на случай купирования возможных осложнений и, во-вторых, возникающие осложнения по ходу профессиональной деятельности и непосредственно в аварийных ситуациях.

В этих случаях степень переживания угрозы значительно повышается и, кроме того, появляются новые источники стресса. При внезапном усложнении обстановки или возникновении аварийной ситуации, прежде всего, нарушается система профессиональных действий. Известно, что в обычных условиях дорожного движения водитель, располагая полной информацией, сам планирует свои будущие действия, а психическая регуляция осуществляется благодаря сличению ожидаемого события с реальным. В аварийной же ситуации рабочие действия водителя начинаются не с реализации сенсомоторного акта, а с подготовительного этапа – переосмысления поступающей информации. Иными словами, эффективность действий водителя в этом случае обеспечивается не простым переключением внимания между операциями, приемами работы в границах одного действия, а распределением внимания между двумя высокомотивированными и относительно самостоятельными задачами: избежать опасности и управлять транспортным средством.

Понятно, что все указанные моменты сами по себе способствуют росту эмоционального стресса.

Самой общей характеристикой стресса является нарушение структуры сложной деятельности. Отличительная особенность поведения человека в состоянии психического стресса состоит в его негибкости, отсутствии «лабильности». Деятельность человека при этом утрачивает элементы пластичности. В то же время стереотипные, шаблонные действия протекают в этом состоянии быстрее, приобретая тенденцию к автоматизму. В стрессовых ситуациях нередко отмечаются нарушения правильности оценок временных интервалов, адекватности рабочих действий выполняемой задаче.

В случае повторения очень сильных стрессовых воздействий может наступить обострение эмоционального реагирования, связанного с механизмом ожидания. Указанные нарушения деятельности формируются преимущественно за счет следующих, наиболее часто встречающихся неадекватных реакций: импульсивности (поспешности и необдуманности) действий, замедленности действий вплоть до полного отказа от действий в течение более или менее продолжительного периода, ошибочных реакций.

Одно их типичных проявлений стресса – необдуманное импульсивное выполнение одного действия вместо другого, что усугубляет общую ситуацию. Другой формой проявления стресса являются ошибочные двигательные акты при правильной оценке ситуации и правильно принятом решении. Ошибки в выполнении движений наблюдаются при повышенной напряженности оператора и провоцируются обычно неудачным конструктивным решением рабочего места – близким расположением и одинаковым внешним видом, например, педалей. Характерной ошибкой при стрессе является и то, что оператор забываетвыполнять процедурные действия.

В наиболее тяжелых случаях стресс может вызвать отказ от действий в результате двигательного ступора (оцепенения). Отрицательное влияние стресса сказывается не только на движениях – чаще оно влияет на процессы восприятия и мышления, формирующие информационное обеспечение деятельности. В частности, импульсивные действия являются не чисто двигательной ошибкой, а, прежде всего, результатом необдуманного решения. Полный отказ от действий, замедленные и ошибочные действия, как правило, возникают в связи с нарушением высших психических функций и, прежде всего, связанных с процессами приема, переработки информации и принятия решения. В целом, обобщая приведенные материалы, можно следующим образом представить влияние стресса на характеристики деятельности оператора:

Влияние стресса на исполнительские функции:

Отказ от действий: двигательный ступор при сверхсильном раздражителе; невозможность принятия решения как результат нарушения функции мышления. Импульсивные действия в результате нарушения функции мышления, выражающиеся в поспешности и необдуманности решений. Запоздалые действия в результате нарушения процесса принятия решения. Ошибочные действия при правильной оценке ситуации в результате напряженности оператора и неудобства расположения рычагов управления. Забывание о необходимости выполнить процедурные действия.

Влияние стресса на процессы приема и переработки информации:

Переход от количественного чтения к качественному. Невосприятие полезного сигнала в результате повышенной концентрации внимания на других объектах. Искажение восприятия полезного сигнала: восприятие ожидаемого вместо реально существующего сигнала при неправильной оценке ситуации; неправильная оценка воспринятого вследствие двусмысленности индикации.

Объективно в условиях современной жизни все люди находятся в одинаковом положении: каждый получает примерно одинаковую «дозу» стрессов. Различается лишь их индивидуальное восприятие, субъективная оценка тяжести стресса, а значит, и ответная реакция на него. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде всего, от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системыпо-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

Например, у женщин реакция на неблагоприятные обстоятельства более четко выражена, а потому приспособление к стрессам и конфликтным ситуациям совершеннее, чему, в частности, помогают свойственные им дружелюбие, уступчивость, интуиция. Мужчины же реагируют на стресс сдержаннее, для них и большей мере необходимы уверенность в себе, расчет на силу, осознанное предвидение вместо неясного предчувствия.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

www.lektsii.com

Стрессы и стрессовые состояния

Характеристика понятия «стресс» и причины возникновения стрессов

Многие из вас слышали это короткое и даже по своему звучанию какое-то волнующее слово: стресс. Оно давно пришло со страниц специальных изданий в живую речь. Сегодня многим кажется, что знать слово — это значит владеть содержанием понятия, которое этим словом обозначается. Именно об этом писал знаменитый канадский ученый Ганс Селье, основатель теории стресса, в своей книге «Стресс без дистресса», вышедшей на русском языке в 1979 г.: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам».

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же па различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса При этом, как отмечает Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Обстоятельства, связанные со стрессом, могут быть приятными или неприятными. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, говоря житейским языком, волнует человека та или иная ситуация или оставит равнодушным, выступит причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Просидев три часа за компьютером и набирая текст отчета о работе фирмы, который срочно понадобился ее шефу, Наталья испытала крайнее изнеможение и усталость. Болели плечи и спина, но гораздо неприятнее было безотчетное чувство раздражения, которое она испытывала. Работа была для нее привычная, правилась ей, когда-то приносила удовлетворение, но в последнее время стало происходить что-то непонятное. Усталость, раздражение, бессонница, плохое настроение, срывы «по мелочам» стали ее постоянными спутниками. И главное — все это без видимой причины!

Ее шеф, Иван Иванович, вернулся с очередного совещания, где ему досталось «па орехи», тоже не в лучшем виде. Он весь в поту, ладони влажные, внутри все дрожит, лицо серое, точнее, никакое. Он склонился над своим рабочим столом, тщетно пытаясь сосредоточиться и приступить к работе. Но вот уже несколько дней ему это не удается. Он испытывает постоянную усталость, апатию, безразличие ко всему происходящему. Ему приходится брать себя в руки, чтобы не заснуть. К тому же приходится еще сдерживать почти неутолимый голод, когда кажется, что ты готов проглотить все, что попадется под руки. А после еды, как известно, усталость еще больше. Да еще дома начались неприятности. Его девятилетний сын Лешка последнее время постоянно дерзит, закатывает скандалы, конфликтует с матерью, учителями в школе и даже со своими закадычными друзьями. А по ночам у Ивана Ивановича бессонница, он бродит по дому, как неприкаянный.

Знакомые ситуации? Несомненно! И виновато в них то, о чем сейчас говорят все вокруг: стресс! И Наталья, и Иван Иванович, и его сын Алексей — каждый по-своему реагируют па ситуации, связанные с той или иной психической нагрузкой или даже перегрузкой. Причем реагируют физически, хотя особой физической нагрузки не испытывают.

Стресс — это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов, особенно новых, неожиданных. Это продукт так называемой реакции «бейбеги» — примитивного рефлекса, который готовит человека к борьбе, к столкновению с трудностями. Когда человек сталкивается с какой-то опасностью или неожиданностью, его организм выделяет соответствующие гормоны (известные в народе как адреналин), которые включают экстренные энергетические источники, помогая человеку справиться с ситуацией и выжить. Но этот столь полезный для первобытного человека механизм сегодня порождает очень серьезные проблемы, связанные с истощением организма.

Дело в том, что организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов, и положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность.

Стресс хорош в определенных количествах. При нарастании частоты и продолжительности стрессов, они начинают истощать организм, резко снижая его работоспособность. Если 25 лет назад стресс возникал относительно редко и люди имели возможность прийти в себя до того, как перед ними возникала новая стрессовая ситуация, то сегодня почти все мы стали жертвами непрерывного стресса и организм уже нс выдерживает. Ситуация отягощается сидячим образом жизни, вечной спешкой, неумением человека расслабиться и даже. слаборазвитым чувством юмора.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших: спортсмен, безумно жаждущий победы, — все они испытывают стресс.

Но необходимо отметить, что все люди по-разному реагируют па ситуации, которые возникают в их жизни.

Представьте себе следующую ситуацию: проезжающая мимо вас машина забрызгала ваш костюм. Водитель выходит из машины и говорит: «Мне очень жаль, что ваш костюм забрызган, хотя, я так старался объехать лужу. » Что бы вы ему ответили? А что сказали бы в такой ситуации некоторые ваши знакомые?

Оказывается, все многообразие реакций можно условно разделить на несколько типов. Наверное, найдутся такие, кто встретит водителя в штыки и скажет примерно следующее: «Л к чему мне теперь ваши извинения? Не умеете ездить — не садитесь за руль. Оплатите химчистку!» Другие отреагируют примерно так: «Что же теперь делать. Дорога скользкая, полно луж. Случается». Третьи скажут: «Да ведь я сам виноват, слишком близко к проезжей части подошел». А возможно, найдутся и такие, кто ответит: «А знаете, даже хорошо, что костюм мой окончательно испачкан. Я давно собираюсь сдать его в химчистку, да все не соберусь. Теперь уж обязательно сдам».

Если по своему характеру человек всегда или почти всегда реагирует на препятствие одинаково, то можно говорить о том, что он относится к определенному типу. Первые — активно обвиняют других людей, требуют, возмущаются и т.д. Вторые склонны видеть причину своих неприятностей в неудачном стечении обстоятельств: «Никто не виноват. Так уж получилось». Третьи принимают вину на себя, считают, что сами виноваты во всех своих неудачах и промахах. А четвертые даже пытаются усмотреть нечто положительное в явно неприятной ситуации: делают «хорошую мину при плохой игре».

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка.

Результаты этих исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% — серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно. Во всяком случае, когда опрошенным европейцам задали вопрос, известен ли им кто-то из знакомых, страдающий от стресса, 58% ответили положительно.

Согласно результатам обследования, проведенного агентством «Д’Арси Бентон энд Боулс», 3/4 американцев утверждают, что работа вызывает у них стресс. Исследования Национального центра статистических данных в области здравоохранения также показали, что более половины из опрошенных 40 тыс. американцев в течение двух недель перенесли «серьезный» или «умеренный» стресс.

Нарастает не только частота, но и продолжительность стрессов. Современный темп принятия решений стал настолько высок, что, как считает доктор Роу, психиатр из Атланты, у руководителей просто не остается времени для отдыха.

В то же время, по мнению доктора Франсиско Хосе Флорес-Таскона, автора книги «Руководящие кадры 2000 года. Тяжесть кардинальской мантии», нет никаких роковых причин, в силу которых успешно работающий руководитель должен страдать от стресса больше, чем его подчиненные. Беда в том, что многие руководители не умеют найти в своей жизни баланс между работой и прочими радостями бытия, не обучены искусству «отключаться» от служебных проблем. Любопытна и гипотеза, выдвинутая недавно в США и состоящая в том, что стресс, от которого страдают руководители разных рангов, порождается не только постоянным состоянием агрессивности, необходимым им для работы, но и имеет корни, ведущие к ним домой, в пустоту и рутинность семейной жизни.

Ярким примером здесь может служить так называемый «селф-мэйд мэн» (self-made man), т.е. «человек, сделавший себя сам». Так американцы называют человека, который посвятил свою жизнь прежде всего делу, жил без развлечений, отдыха, пренебрегая семьей и дружбой. Очень часто этот человек годам к 50 вдруг обнаруживает, что его дела идут уже как бы своим ходом и нет необходимости держать их под постоянным контролем. И тогда «селф-мэйд мэн» впадает в крайне тяжелое состояние, которое те же американцы обозначают термином «брэйкдаун» (break-dozen), понимая под этим нечто вроде состояния человека, внезапно споткнувшегося и рухнувшего в канаву. Именно такие эмоции овладевают «селф-мэйд мэном», когда он вдруг осознает, что в погоне за успехом израсходовал большую часть жизни, не получив от нее особой радости.

Опасность для руководителя появляется в тот момент, когда на шкале его жизненных ценностей — усердии, упорстве, амбиции, потребности в почестях и уважении со стороны окружающих начинают происходить изменения. Следствием этого становится потеря самоконтроля, пренебрежение прочими жизненными обязанностями и даже возникновение некоторых психических заболеваний.

Стресс не опасен, если он находит целесообразный выход, компенсируется расслаблением. По Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил.

Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).

Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, рассеянное внимание, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным — конфликтные ситуации, опасная работа, длительные нервно-психические перегрузки.

studme.org

Понятие стресса и его причины

Основные причины возникновения стресса. Признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Релаксация и релаксационные упражнения, концентрация, ауторегуляция. Методы профилактики стресса. Понятие стрессового и нестрессового стилей жизни.

Понятие стресса, основные причины. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Факторы вызывающие стресс. Методы профилактики стресса. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

курсовая работа, добавлен 23.01.2010

Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Факторы, вызывающие стресс. Способы борьбы со стрессом: релаксация, концентрация, регуляция дыхания. Методы профилактики стресса. Результаты экспериментальных исследований.

курсовая работа, добавлен 25.05.2009

Понятие стресса, причины фрустрации. Факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека, сочетание эустресса с желательным эффектом и мобилизация организма. Способы выхода из стресса и методы его профилактики. Релаксационные упражнения и концентрация.

курсовая работа, добавлен 28.06.2011

Понятие стресса, его причины и признаки. Влияние организационных и личностных факторов на стрессовое состояние, стадии стресса и адаптация к нему. Изучение способов борьбы и профилактики депрессии и стресса: релаксация, концентрация и регуляция дыхания.

курсовая работа, добавлен 31.01.2010

Стресс как один из видов эмоционального состояния человека. Возникновение эвстресса и дистресса. Взаимодействие области межличностного стресса с определенными областями жизни. Признаки стрессового напряжения. Способы снятия стресса методом релаксации.

реферат, добавлен 13.07.2009

Причины и виды стресса. Фрустрация и стресс: сходство и различие. Физиологические механизмы стресса. Общий адаптационный синдром. Реакции человека на стресс, способы выхода. Релаксация, концентрация, ауторегуляция дыхания. Методы профилактики стресса.

реферат, добавлен 27.06.2012

Понятие стресса и причины его возникновения, области стресса в повседневной жизни, признаки стрессового состояния. Описание личностных и организационных факторов стресса, их стадии. Характеристика способов борьбы со стрессом, возможная профилактика.

доклад, добавлен 07.01.2015

Понятие и сущность стресса, основные причины его возможного возникновения. Характеристика и особенности физиологических механизмов стресса. Описание признаков стрессового напряжения. Предназначение, специфика и использование релаксации и концентрации.

курсовая работа, добавлен 22.11.2015

Понятие стресса, его сущность и особенности, основные причины и предпосылки возникновения и развития. Физиологический механизм стресса, этапы его протекания, внешние признаки. Способы борьбы со стрессом и выхода из него. Ведение стрессового образа жизни.

реферат, добавлен 19.02.2009

Стресс как состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения. Причины и факторы появления стресса. Последствия стресса. Состояния стрессового напряжения. Возможные стрессы страхового агента. Методы устранения стресса на рабочем месте.

allbest.ru

Понятие стресса

Понятие стрессового состояния, его характерные черты и влияние на деятельность человека. Стресс, его определение, механизм, симптомы, психологический и физический статус. Способы успокоения и избавления от стресса. Гипотезы концепции стресса Эриксона.

Подобные документы

Понятие стресса, его разновидности, причины возникновения и психологические признаки стресса. Динамика и стадии развития стрессового состояния. Влияние стресса (в том числе криминогенное влияние) на поведение и дезорганизацию деятельности человека.

реферат, добавлен 17.06.2014

Понятие стресса, его психологические признаки. Динамика развития стрессового состояния. Влияние стресса на поведение и деятельность человека, в том числе криминогенного характера. Реакция организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

реферат, добавлен 22.10.2014

Причины возникновения и последствия психотравмирующего стресса, способы адаптации. Анализ динамики развития стрессового состояния, его влияние на поведение и деятельность человека. Методы психологической помощи в преодолении последствий стресса.

курсовая работа, добавлен 26.04.2010

Эмоциональная сфера человека. Понятие и психологические признаки стресса. Беспокойство и сниженный общий фон настроения, повышенная возбудимость, озабоченность. Динамика развития стрессового состояния. Влияние стресса на поведение и деятельность человека.

реферат, добавлен 14.03.2012

Определение понятия «стресс». Основные виды стресса, их характеристика. Понятие стрессора. Этапы развития стрессового состояния у человека. Болезни, возникающие на фоне стресса. Основные симптомы и индикатор стресса. Рецепты поднятия жизненного тонуса.

презентация, добавлен 20.12.2016

Определение понятия «стресс» и его основные виды. Характеристика симптомов и причин стресса. Влияние стресса на организм человека. Рекомендации по борьбе со стрессом. Физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

контрольная работа, добавлен 24.10.2015

Основные причины возникновения стресса. Признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Релаксация и релаксационные упражнения, концентрация, ауторегуляция. Методы профилактики стресса. Понятие стрессового и нестрессового стилей жизни.

реферат, добавлен 17.11.2010

курсовая работа, добавлен 04.10.2010

Определение понятия стресса и стрессора. Основные виды стресса. Симптомы стресса с психосоматическими заболеваниями. Методы психотерапии стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия стресса. Роль стресса в развитии психосоматических заболеваний.

реферат, добавлен 11.08.2016

Понятие и физиология стресса. Временные отрезки стрессового состояния человека. Признаки стрессового напряжения и медицинская помощь при его признаках. Антистресс-программа как набор техник, помогающих справится с отрицательными следствиями стресса.

Это интересно:

  • Невротические расстройства этиология ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОЗОВ Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами. Генетические — это в первую очередь конституциональные особен­ности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Факторы, […]
  • Боязнь не услышать нет Страх услышать НЕТ Страх услышать НЕТ ДЖЕЙМС: Часто мы боимся услышать «нет». Когда мы приглашаем кого-то на свидание, нам могут ответить отказом. Когда идем на собеседование, нас могут не взять на работу. Когда мы создаем какой-то шедевр, мир может его не принять. И не думайте, что люди об этом не знают. Существует […]
  • Методики для изучения стресса Методики для изучения стресса Существуют различные методы, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса. Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую […]
  • Стресс дома и на работе Стресс на работе Сегодня мы с вами поговорим о стрессе на работе, его причинах, последствиях и способах избегания или, хотя бы его минимизации. И так, что такое стресс? Для ответа на этот вопрос воспользуемся определением. Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — […]
  • Проблема взаимоотношений аргументы егэ Проблема человеческих взаимоотношений Как и многие люди, любящие своих родных, Наташа Ростова испытывала искреннюю семейную привязанность ко всем родственникам, была доброжелательна и заботлива. Для графини Ростовой Наташа была не только любимой, младшей дочерью, но и близкой подругой. Наташа прислушивалась к […]
  • Протестное поведение негативизм Протестное поведение Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: […]
  • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
  • Дети с особенностями аутизма Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Строка навигации Главная / Здоровье и долголетие / Физическое здоровье / Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Аутизм – это неспособность […]